Олег брянский святой

Икона Олега Брянского

Олег Брянский — православный святой, приходящий в трудные минуты на помощь людям по зову их искренних молитв. Икона праведника, оказывающего поддержку любому нуждающемуся, — щит и опора для верующего человека.

Олег Брянский, в народе «Священный» — значимая и известная фигура в православной церкви. Он знаменит своей глубокой духовностью и верой в Господа. Всю свою сознательную жизнь он посвятил служению Богу, ни разу не упав духом.

История иконы

Олег Брянский был святейшим человеком. Он был сыном князя Романа Михайловича, правившего в Брянских землях, и внуком известнейшего Михаила Черниговского. Еще с рождения мальчику прививали любовь к Христу и наставляли на истинный путь. Олег вырос смиренным и праведным человеком, твердо решив прожить богоугодную жизнь. В юности Священный ходил в поход, сражаясь с чужеземцами, но когда отец его скончался, святой понял, что ратное дело — не его призвание. Вскоре святитель отказался от всех привилегий и власти, принял иноческий сан, став монахом. Именно в служении Господу он нашел свое предназначение.

Олег Брянский совершил много поистине чистых и благообразных поступков. Он помогал немощным людям, направлял на путь праведный и давал советы каждому, кто обращался к нему. Будучи знатным человеком и имея немалое количество золота, монах построил Петропавловский монастырь в Брянске. За все заслуги верующего человека, посвятившего всю свою жизнь Господу, причислили к лику святых после смерти.

Где находится икона Олега Брянского

В России нет ни одного города, в чьем храме нельзя было бы найти икону Олега Брянского. Практически в каждой церкви нашей страны можно увидеть святой образ монаха. Для христиан Олег Брянский считается одним из святейших мучеников, наставником и скорым помощником. Именно поэтому его святая икона обладает такой популярностью и любовью среди верующих людей.

Одна из первых и самых ранних икон мученика находится в Петропавловском монастыре города Брянска. Земляки гордятся святыней, и каждый год большое количество людей со всего мира съезжается в этот монастырь, чтобы помолиться пред святым ликом мученика.

Описание святого образа

Традиционно на иконе изображен сам Олег Брянский в одеянии монаха. Иконописцы обычно изображают в правой руке монаха храм. Другой рукой Олег указывает на священную обитель, тем самым показывая людям, что церковь является домом Господа, где каждый сможет обрести спокойствие и поддержку.

В чем помогает икона

Православные люди предаются молитвам перед иконой святого Олега во времена тяжкие и трудные, когда нуждаются в помощи. Особенно мученик помогает справиться людям с честолюбием, эгоизмом, гордостью, предубеждениями и вожделением. Также молитвы к святому обращают заблудшие люди, которые потеряли верный путь к Богу.

Праведник выступает в качестве оберега и заступника для юношей с именем Олег, уберегая их от бед и напастей. Перед иконой святого верующие читают молитвы за близких и родных людей, которые утратили веру. Олег Брянский помогает людям вновь обрести духовность и продолжить праведную дорогу, которая в конечном итоге приводит к Богу.

Люди, молящиеся пред иконой святого, достигают некогда утраченного внутреннего спокойствия, освобождаются от всех страхов и сомнений.

Дни празднования иконы

Официальным днем празднования, установленным православной церковью, когда люди вспоминают о деяниях святого Олега Брянского, считается 3 октября (по старому стилю 20 сентября). В этот день верующие христиане молятся перед иконой святого, ходят в церковь, чтобы отдать дань памяти и поставить свечку возле святыни.

Молитва перед иконой Олега Брянского

«О, благолепный Олег! Ты угодник Иисуса Христа, отдавший всю свою жизнь вере и праведности. Ты заступник наш от всех несчастий и целитель душ наших. Мы молим тебя: не отвергай просьбы наши, наставь нас на путь истинный, не позволяя утратить силы и терпение. Стань покровителем нашим, подари нам утешение и радость. Забери печали наши и укрой от бед. Не позволь нам предаться злости, коварности, похоти и тщеславию. Подари нам свое заступничество и не покидай нас до тех пор, пока не отдадим мы души наши Господу, отправившись в Царствие Его. Ибо ты стоишь рядом с Отцом нашим, с Сыном Его Иисусом и Великой Матерью Девой Марией! Помолись за нас перед ними! Да вознесем мы почести тебе и прославим имя Твое, о Священнейший мученик Олег! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Верующие могут обращаться к святым в любые моменты: когда необходима помощь, когда предстоит сложный выбор, или в минуты радости. Главное — знать, какому святому о чем молиться. Мы желаем вам крепкой веры и мира в душе. Берегите себя, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Рукописная икона Олега Брянского.

  • Иконография Олега Брянского
  • Житие Олега Брянского
  • В чем помогает икона Олега Брянского
  • Купить икону Олега Брянского
  • Какую икону купить в подарок
  • Рассчитать стоимость иконы

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура благоверного князя Олега Брянского. Взгляд святого устремлен на зрителя. Преподобный одет в монашеское облачение. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте коричневого, темно синего и белого цвета. Правой рукой Олег брянский благословляет молящихся, в левой держит храм.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святого Олега.

Икона Олега Брянского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Рукописная икона Олега Брянского: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа.

Олег Брянский

За прошедшие века было создано много икон с ликом святого благоверного князя Олега Брянского, которые находятся как в Троицком храме в Бежичах и в Петропавловской (бывшей Введенской) церкви, так и в других церквях России.
Святой Благоверный князь Олег Брянский – один из хранителей духовности, веры и самостоятельности на Земле Русской.

Гордость всего Брянска и Брянской области – Кафедральный Собор во имя Святой Троицы. Гордо возвышается он над современным городом, напоминая всем о силе нашей общей веры, о необходимости духовности. Именно там, на территории собора с 1995 года хранятся мощи одного из самых почитаемых святых в Брянске – Благоверного князя Олега Брянского. Согласно его житию и немногочисленным историческим источникам, Олег Брянский являлся сыном первого брянского князя Романа Михайловича и внуком Святого мученика князя Михаила Черниговского, от которого унаследовал многие добродетели.

Дочь страстотерпца Михаила – преподобная Ефросинья Суздальская за свое строгое постническое и богоугодное житие, была причислена к лику Святых. Сын Михаила – князь Брянский Роман, основатель Храма и Монастыря во имя успения Пресвятой Богородицы.

Из летописи известно, что в 1274 году, вместе со своим отцом Романом Михайловичем Брянским, Олег (во святом крещении Леонтий) участвовал в войне против Литвы. Смел и бесстрашен был князь, если его отчизна была под угрозой. А в мирное время, все чаще набожный князь размышлял о смысле бытия и все больше видел он, сколь переходящи и непрочны красоты и богатства земные. Потому, сразу же после войны, Олег приехал во Владимир-Волынский к своей сестре Ольге.

Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского и уступил ее своему брату, в то время, как другие князья всеми правдами и неправдами добивались власти. Богатство его не прельщало, а потому он сам принял монашество с именем Василий в, выстроенном на свои средства, Брянском Петропавловском монастыре.

Унаследовав, после смерти своего мужа, богатые земли на Волыне, Ольга помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители. Согласно церковным архивам, именно в этом родном монастыре, благоверный князь мирно представился ко Господу и был погребен строгим подвижником 20 сентября 1307 года (по другим данным, около 1289 года).

После своей смерти, князь Олег Брянский был канонизирован Русской Православной Церковью, как Святой. Ковчег с мощами Преподобного Олега был установлен в одной из церквей, воздвигнутого им самим, Петропавловского Монастыря. Однако истории этой суждено было растянуться на несколько столетий. И даже после смерти, с именем благоверного князя будет связано много фактов и легенд.

14 июля 1897 года Святейший синод ответил на просьбу Брянской областной думы, издав указ, закреплявший торжества в честь Святого. А еще через три года, Брянская городская дума официально объявила 20 сентября день памяти угодника Божьего Святого князя Олега, неторговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских Храмах совершались Божественные богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по Благословению Святейшего правительственного синода, издан верный месяцеслов всех русских Святых, где впервые указан и день памяти Преподобного Олега князя Брянского по старому стилю 20 сентября.

В 1930 году Введенскую, ныне Петропавловскую церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию. Тогда, настоятель епископ Даниил решил тайно захоронить раку с мощами.
А спустя шесть с половиной десятилетий работы над кандидатской диссертацией об истории Брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского Собора, отец Георгий, решил узнать о судьбе Святых мощей.

10 августа 1995 года, мощи Святого князя Олега Брянского были вновь обретены благодаря усилиям профессиональных искателей. Позже было принято решение об их переносе в Кафедральный Собор. В 2009 году в Киеве, в честь Олега Брянского был освящен храм, сегодня там же хранится частица его мощей. А в день памяти, по новому стилю третьего октября, повсеместно служат службы, и православные приходят поклониться своему Святому – Благоверному князю Олегу Брянскому.

День памяти-3 октября.

В чем помогает икона Олега Брянского

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона благоверного Олега Брянского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Олега, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Перед иконой Олега Брянского молятся:

— О защитниках отечества
— О защите городов Русских и мире на земле
— Об укреплении веры
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей
— Об облегчении в скорбях и печалях

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи благоверного Олега Брянского! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Олег услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону Олега Брянского

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Олега Брянского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ святого Олега Брянского выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Олег Брянский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Олег Романович

У слова «Олег» есть и другие значения: см. Олег (значения).

Олег Романович

Дата рождения

Дата смерти

20 сентября 1307

Отец

Роман Михайлович Старый

Олег Романович (в крещении Леонтий; ок. 1245—1307 (по другим данным — около 1289 года) — князь брянский, сын Романа Брянского, внук Михаила Всеволодовича Черниговского.

Упоминается в Галицко-Волынской летописи под 1274 годом как участник похода против Литвы. В 1286 году участвовал в неудачном походе отца на Смоленск. Оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, уступив свой престол брату Михаилу.

Канонизирован Русской православной церковью как святой благоверный Олег Брянский, память совершается 20 сентября (3 октября). 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены.

По предположению Л.Войтовича, у Олега была дочь (Ольга), выданная замуж за одного из смоленских князей (Глеб Ростиславич), в результате чего по смерти Олега и его братьев в Брянске утвердились потомки Глеба Ростиславича Смоленского.

Храмы Святого благоверного князя Олега Брянского

  • часовня Олега Брянского в д. Хотенка, Козельский район, Калужская область,
  • часовня Олега Брянского в ст. Воронежская, Усть-Лабинский район, Краснодарский край,
  • церковь Олега Брянского в г. Красноярск,
  • церковь Олега Брянского в с. Осташево, Волоколамский район, Московская область,
  • Крестильная церковь Олега Брянского в с. Лужки, Истринский район, Московская область,
  • церковь Олега Брянского в г. Новосибирск, в Октябрьском районе. Освящён храм 24 июня 2013 года, а 28 июня 2013 состоялось архиерейское освящение храма, которое совершил Владыка Тихон, Митрополит Новосибирский и Бердский. Ко дню освящения храма из Брянска привезли икону святого Олега Брянского с частицей мощей.
  • часовня Олега Брянского в с. Нижний Гумбет, Октябрьский район, Оренбургская область,
  • часовня Олега Брянского в г. Менделеевск, Республика Татарстан (не действует),
  • церковь Олега Брянского в г. Пятигорск,
  • церковь Олега Брянского в г. Харьков (Украина),
  • храм в честь благоверного князя Олега Брянского в г. Добруш (Беларусь, Гомельская область), строящийся,
  • Во имя святого освящён храм в городе Киев (Украина), построенный в 2009 году. Принадлежит к благочинию Юго-восточного округа Киева Киевской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Храм находится в Дарницком районе Киева, на улице Здолбуновская, 33а. Деревянную Свято-Олеговскую церковь начали строить летом 2009 года, строительство было завершено через 4 месяца. Освящён 26 октября митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. В дар общине храма митрополит Владимир преподнёс образ благоверного князя Олега Брянского с частицей его мощей.

Примечания

  1. Православие.ру. Благоверный князь Олег Брянский
  2. Патрыяршы Экзарх узначаліў урачыстасці з нагоды 20-годдзя з дня праслаўлення праведнага Іаана Кармянскага | Епархіі | Беларуская Праваслаўная Царква | Навіны | Афіцыйны партал Беларускай Праваслаўнай Царквы. church.by. Дата обращения 15 июня 2018.

> Литература

  • Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Ссылки

  • Житие на сайте Православие. RU
  • Войтович Л. В. Ольговичі. Чернігівські і сіверські князі // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  • В Киеве освятили три новых храма
  • Все храмы Олега Брянского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества святых, которым поклоняются, есть те, которые получили особое место. Многие читают молитвы святому Олегу Брянскому. Он признан особым примером стремления к ангельскому образу жизни. Кроме того, он был потомком известного благочестивого князя Михаила Черниговского.

Житие святого

В 13 веке Русь потерпала от нашествий полчищ орды. Разрушение, кражи, заброшенные земли – все это стало символами той эпохи. Многие богатства были украдены, но единственное, что не могли уничтожить – это вера. Все отмечали, что гибель всего земного является делом рук человечества.

Но верующие знают, что Господь поможет все преодолеть. Постоянное укрепление веры позволяет пройти через любые страдания. В тот период активно вели проповедническую деятельность Михаил Черниговский. Он и все его потомки старались донести слово Божье каждому. Есть особенные упоминания о житие святого князя Олега Брянского.

Первые упоминания о нем датируется 1274 годом. В нем речь идет о факте, что вместе с отцом принимал участие в противостоянии с Литвой. Когда все утихло, то проводил некоторое время у родной сестры. Всю жизнь он наблюдал за тем насколько все быстротечно, принял решение об отказе от наследства. За собственные средства он создал Петро-Павловский монастырь в Брянске, а со временем стал там монахом по имени Василий.

Точной даты нет, но есть сведения о том, что он умер тут же в 1331 году. Тогда погребли тело под соборным храмом.

В чем помогает святой Олег Брянский

К нему постоянно обращаются со многими прошениями. Образ с его изображением можно найти практически в любом святом месте.

Так как его считают примером смиренности, то к нему обращаются для:

  • успокоения плотской похоти;
  • избавления от гордыни;
  • устранения тщеславия;
  • возвращения к вере заблудших.

Но стоит помнить о том, что не лики святых выполняют наши прошения, а наша вера. Если мы не будем проявлять должного отношения к святым и Богу, то никакие наши просьбы не будут услышаны. Вот текст самой популярной молитвы святому.

«О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило­стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия.
Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий­скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче­стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару­ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи.
Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских.
Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско­рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Святой лик

Чаще всего приобретать и иметь в доме икону святого Олега Брянского советуют тем, кто носит такое же имя. Но это совсем не обязательное условие. Считается, что она всегда будет сопровождать и помогать в любом начинании своего хозяина. К ней направляют свои молитвы в любых сложных жизненных ситуациях.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В Брянске ее считают покровителем, символом и местной святыней. К ней советуют обращаться в ситуациях, когда вера человека пошатнулась или он сомневается в правильности православного вероучения. Еще действие ее направляется на дарование спокойствия душе, отвлечения от лишней суетности современности.

Святые места

По всей России и за ее пределами есть святыни, где чтят данного святого. Вот те, которые чаще всего упоминаются:

  • часовня в д. Хотенка в Калужской области;
  • церковь в г. Красноярск;
  • храм в Пятигорске;
  • святое место в Киеве и прочие.

Самым ярким представителе есть храм Олега Брянского в Новосибирске. Находится он в Октябрьском районе города. Освящение его провели 24 июня 2013 года, а потом спустя пару дней прошло архиерейское освящение. Проводил его сам Владыка Тихон. Всю информацию по поводу его работы, служб и прочего, можно найти в Интернете на сайте обители. Большую роль в его возникновении сыграл О. В. Шабуневич. Изначально он пожертвовал для него участок, а ко дню освящения привез икону святого с частью мощей.

Мощи святого Олега

Как уже было сказано, сначала его похоронили под храмом, где он провел последнее время своей жизни. Вначале 1930 годов было принято решение перезахоронить его для предупреждения надругательств. Их поместили под алтарем Введенской церкви обители. Все, кто принимали участие в данном процессе, дали обещание о хранении тайны. Только в 1995 году были выданы сведения. С 10 августа 1995 года мощи стали доступными в Введенском храме Петро-Павловской обители. Возле них проводят напутственный молебен для новых воинов города.

В 2013 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий установил день памяти святого Олега Брянского. Он был назначен на 3 октября.

Помните, что перед прошением чего-то и о даровании благосклонности, стоит сначала поблагодарить его за то, что мы уже имеем.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Олеге Брянском:

Олег Вещий

Олег Вещий

др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ


Киевский князь Олег Вещий в Радзивилловской летописи

князь Новгородский

879 — 912

Предшественник

Рюрик

Преемник

Игорь Рюрикович

Великий князь Киевский

882 — 912

Предшественник

Аскольд и Дир

Преемник

Игорь Рюрикович

Смерть

912

  • Киев, Киевская Русь

Место погребения

Киев либо Ладога (?)

Род

Рюриковичи

Вероисповедание

Язычество

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, объявляется основателем Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее, а также мудрый или красноречивый).

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Происхождение имени

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Хельге, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками. Историк-скандинавист Е. А. Мельникова выводит его от сканд. прилаг. helgi, heilagr — «священный», «сакральный».

В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимаются попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

В дореволюционной и отчасти советской исторической литературе было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Вокняжение в Киеве

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

А. В. Назаренко признаёт летописную дату вокняжения Олега в Киеве (6390 год) искусственной и считает необходимым сдвинуть её ближе ко времени заключения Олегом договора с Византией в 911 году. К. Цукерман считает, что уход Олега на юг и начало княжения в Киеве должны быть сдвинуты с 880—890 годов на 910—930 года.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839. Основная статья: Русско-византийская война 907 года

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Аррана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

Смерть

Олег у костей коня. В. М. Васнецов, 1899Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ . И после этого умирает Одд.

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови.

Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
  • Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. (1825)
  • Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге» (1967)
  • Васильев Б. Л. «Вещий Олег» (1996)
  • Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6

В кино

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин.
  • Покорение (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей.
  • Сага о викингах (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости).
  • Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) — документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.
  • В сериале «Викинги» (2013—2020), в роли Олега — российский актёр Данила Козловский.

Памятники

  • В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).
  1. «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
  2. Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера .
    Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова — ВЕЩИЙ -ая, -ее. Книжн.: Умудрённый опытом; знающий; мудрый (как постоянный эпитет некоторых исторических лиц, литературных персонажей: Вещий Боян, Вещий Олег).
  5. Словарь Ушакова — ВЕЩА́ТЬ: Говорить торжественно, непререкаемо, внушительно (книжн. устар.).
  6. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  7. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  8. Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  10. Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  11. См. список в статье Хельге
  12. Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. — М., 2017. — С. 571.
  13. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
  14. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
  15. Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
  16. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
  17. Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
  18. Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
  19. Лурье Я. С. История России в летописании.
  20. Лушин В. Г. Рюрик // Древняя Русь в IX – XI веках: контексты летописных текстов / Отв. ред. Е. П. Токарева. Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2016. – С. 11.
  21. «Повесть временных лет». Год 907.
  22. Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  23. Повесть временных лет. В год 6420.
  24. Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  25. См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  26. Перевод Кембриджского документа
  27. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  28. Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
  29. Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  30. Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  31. Вариант саги:

    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.

  32. Отрывок из саги про Орвара Одда
  33. Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France. knight-france.com. Дата обращения 9 августа 2018.
  34. Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland). www.tgorod.ru. Дата обращения 9 августа 2018.
  35. Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64—65.
  36. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  37. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  38. «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  39. О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». I. 2009. — С. 22—44.
  40. Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.

Литература

  • Мельникова Е. А. Олег // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 571—573.
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т., Т. 1, А—М / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  • Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ 2. Ипатьевская лѣтопись. Изданіе второе. С.-Петербургъ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  • Рыдзевская Е. А. Об Олеге и Одде (статья).
  • Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — М., 2005.
  • Черникова Т. В. Олег Вещий. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Дата обращения 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.

Согласно некоторым историческим свидетельствам считается, что князь Олег являлся родственником Рюрика, а точнее братом жены Рюрика Ефанды, которая до замужества была норвежской принцессой. Точная дата его рождения неизвестна.

Власть к Олегу перешла после смерти Рюрика как к регенту его малолетнего сына Игоря.

Киевский князь

При малолетстве Игоря Олег стал проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. В «Повести временных лет» говорится, что в 882 году Олег с большим войском захватил Смоленск и Любеч, посадил своих наместников и двинулся на Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир, которые, по сути, узурпировали власть. Ему обманом удалось выманить их из города и убить. Киев Олегу понравился, и он сделал его столицей Древнерусского государства. Новую власть быстро признали славянские племена, в том числе поляне, северяне, древляне, ильменские словене, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Олег организовал структуру государства таким образом, чтобы в управлении территориями ему помогали местные князья и наместники.

В дальнейшем он продолжил расширение государства за счет близлежащих территорий. Под власть киевского князя в 883 году отошли земли древлян, в 884-м – северян и в 885-м – радимичей.

Походы князя

Нельзя не учитывать успехи Олега и во внешней политике. Особое место занимает борьба с Хазарским каганатом, который терроризировал восточнославянские земли, собирая с них дань. Олег сумел защитить своих подданных от их набегов. Летопись приводит его слова, обращенные к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань».

Особое место в летописях занимает легендарный поход Олега на Византию. В 907 году он снарядил большое войско, и на 2000 ладьях оно двинулось на Царьград (Константинополь). Византийцы не ожидали такого натиска и сделали все, чтобы обезопасить город, в том числе цепями перекрыли гавань. Неожиданные действия Олега напугали византийцев: он поставил все свои ладьи на колеса и при попутном ветре, на всех парусах двинулся на город. Смелость города берет: этого было достаточно, чтобы греки предложили Олегу мир и дань.

Русское войско получило по 12 гривен за каждую уключину (приспособление в борту лодки для упора весла при гребле), и в дальнейшем Византия должна была платить дань русским городам. Главным итогом мира стал договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Легенды рассказывают, что Олег, отмечая победу, прибил свой щит на воротах Царьграда.

Некоторые историки ставят под сомнение этот поход, называя его легендой. Тем не менее «Повесть временных лет», в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году, передает слова византийского царя к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».

В той же летописи приводится его прозвище Вещий, что соответствует знающему будущее, предвидящему его. Так Олега стали называть сразу по возвращении из похода на Византию 907 года.

Легенды о Вещем Олеге

Противоречивы свидетельства обстоятельств смерти Вещего Олега. «Повесть временных лет» сообщает, что его смерти предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом».

Есть и другие версии, но везде присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. О коне князь вспомнил только через несколько лет после его смерти. Олег посмеялся над волхвами, пришел на место смерти коня, встал на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца Х века, носит условный характер. Тем не менее наиболее предпочтительной датой является 912 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *