Отличие протестантов от православных

Одной из древнейших и имеющих наибольшее число последователей мировых религий является христианство. При этом назвать его единым нельзя: в христианстве, как и в других религиях, существует множество течений, подразделений и общин, каждая из которых имеет отличия от других. Человеку, далёкому от христианского вероисповедания, порой трудно разобраться даже в основных различиях между, к примеру, православием и протестантизмом, и эта статья призвана помочь разобраться в этом вопросе.

Православная церковь

Православный человек – это, по мнению самих последователей православия, верующий, избравший путь правоверия и правомыслия. Православие является одним из древних направлений в христианской религии, однако последователей у него не так много, как, к примеру, у католицизма (более 1,25 млрд). Основателем и прародителем течения считается сам Иисус Христос.

Интересно! Если перевести греческую лексему, обозначающую слово «православие» на русский язык, то можно понять, что этот термин является антонимом слова «ересь». Ересь в данном случае понимается верующими как сознательное отступление от основ религиозного учения в пользу учений и утверждений ложных.

На этом фоне становится понятна несколько напряжённая атмосфера между православными и протестантами: первые даже сейчас считают вторых еретиками, поскольку, по их мнению, они, пусть и борясь за правое дело, отклонились от предписанных в Библии канонов, норм и правил, заменив тем самым одни ложные учения на другие. Разумеется, сами протестанты придерживаются на этот счёт другого мнения.

Отделение православной церкви от основного течения исторически обусловлено так называемой Великой Схизмой: процессом распада церковного сообщества Римской империи на Западную и Восточную Церковь. Из последней вскоре и развилось православное вероучение, в то время как на западе процветал католицизм.

Протестантская церковь

Протестантское учение произошло, по сути, от католического вследствие Реформации католической церкви и антикатолического движения в XIV веке. Основоположником его считается Мартин Лютер – человек, впервые осмелившийся выступить в открытую против католической церкви и подвергнуть критике её каноны.

Очередной церковный раскол в католическом течении произошёл не без причин: дело в том, что католическая церковь за годы существования стала на официальной основе торговать индульгенциями (прощением любых грехов за определённое денежное пожертвование). Вместе с тем авторитет пап возрос до небес, вследствие чего некоторые из них откровенно пользовались обретённой властью.

Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов, критикующих католическую церковь, в том числе – за молитвы людям, причисленным к лику святых. Соратники Лютера и стали первыми протестантами, проповедующими аскетизм и скромность в своей вере.

Интересно! Прощение грехов, согласно канонам протестантизма, можно получить только благодаря силе веры, вне зависимости от количества и качества добрых дел, совершённых человеком при жизни.

Протестантизм известен как одно из самых нестабильных и «ветвистых» религиозных течений: он подразделяется на множество различных общин, каждая из которых может толковать Библию по-разному. В каждой общине может существовать при этом своя организация с собственной иерархией либо без неё.

Что общего

И православие, и протестантизм, прежде всего, относятся к христианской религии. Последователи обоих течений верят в Иисуса Христа, Бога и Святого Духа, почитают основные христианские каноны и чтут библейские заветы. Если же рассматривать сам процесс богослужения, то можно отметить, что он в обеих церквях будет фактически одинаковым.

Присутствует в обоих течениях и обряд крещения, однако, с небольшой разницей. Если православные верующие крестят своих детей ещё во младенческом возрасте, то протестанты не приветствуют это, и могут проходить данный обряд, только будучи в сознательном возрасте (чаще – в 30 лет).

В чём разница между протестантской церковью и православной

Итак, прежде всего, будут отличаться структуры церквей. У протестантов преобладает централизованная организация, в то время как в православии церковь может разделяться территориально либо поместно. В сан священника в православной религии может быть посвящён только мужчина, в то время как протестантское направление куда более прогрессивно в плане пренебрежения гендерными стереотипами, и женщина-священник среди протестантов – явление нередкое.

Отличаться будет и внутреннее убранство каждого Божьего дома: если внутри православного храма можно встретить дорогую отделку, множество икон и украшений, то протестантское направление, ввиду религиозных убеждений, не почитает причисленных к лику святых обычных людей, отвергает стремление к роскоши и не приветствует поклонение иконам. Как следствие, икон в таком храме чаще всего вовсе нет.

Интересно! В протестантском сообществе одобряется так называемое прямое, не опосредованное священником покаяние.

В качестве ещё одного серьёзного отличия можно назвать количество таинств в том и другом вероисповедании. В православии таинств целых семь, в то время как в протестантстве – всего два.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Irina_Ball Мои Ответы на Вопросы о вере.


1. Считаете ли вы православие еретической религией?
Ответ: Конечно, нет! Ведь люди поклоняются Тому же Богу. И Иисус не считал фарисеев еретиками, однако не долюбливал их. Почему? Потому что они сами в Царство небесное не входили и других не впускали. Как фарисеи, православная церковь учит формальностям, тем самым отвлекая людей от главного. Она учит религии, а не вере. А Бог терпеть не может религии. Помните «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Иса.29:13)?
Ему не нужны наши почитания как к какому-то далёкому, недоступному, глухому идолу. Ему нужны наши сердца, наше доверие, наше постоянное общение с Ним, а не зазубривание молитв и писание бумажек для батюшек с просьбой помолиться за кого-то. Почему в церкви нет ни чудес, ни пророчествований, ни излечений, ни воскрешений, ни крещения Духом Святым? Почему никто не слышит Его голоса? Ведь всё это было дано ранней церкви. Люди видели ангелов. Слышали голос Его. Что изменилось сегодня? Забрал ли Бог обратно Дух Свой Святой? Конечно, нет. Но люди отошли от Него. И чтут Его только языками, изучая заповеди человеческие.

2. Православные молятся собственно не Божьей Матери, а Господу, просто мы обращаемся к Марии деве и просим у нее заступничества перед Господом. Эта же практика касается и ангела хранителя и божьих угодников признанных святыми. Считаете лы вы такую практику правильной?
Ответ: И это – заповеди человеческие. Заповедь Бога такова: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос» (1Тим.2:5); «Нет другого имени (только имя Иисуса) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Заступник у нас ТОЛЬКО Один – Иисус.
3. Такой же вопрос о иконах, мощах, изображения креста, ношение крестика. Как вы относитесь к таким практикам?
Ответ: И это всё не что иное, но заповеди человеческие. Заповедь Бога: «Не делай себе…никакого изображения… не поклоняйся…им» (Вт.5, Исх.20).
Ничем этим ублажить Бога нельзя. Это подобно тому, как если бы вы имели очень известного родственника. Обвесили бы весь свой дом его фотографиями, всем бы говорили, что он – ваш родственник. Слали бы ему на все праздники одни и те же открытки с одним и тем же отпечатанным текстом. Потом бы ваш родственник приехал в ваш город. Толпы народа, и вы, наконец, протискиваетесь к его команде фотографов, костюмеров, гримёров и пр, и просите кого-то, проходящего недалеко от заветной двери, куда удалился ваш родственник: «передайте ему, я (такой-то) здесь…». Вы ждёте с нетерпением час-другой, но никто не выходит к вам. Потом, после напоминаний, вам, наконец, передают: » А вы кто? Он вас не знает». Эти одинаковые открытки не имели для него ничего личного, и отправлялись в корзину даже недочитанными. Не было между вами разговоров, душевных бесед, вы для него — один из толпы.
Проблема с православной церквью в том, что она – ветхозаветная и учит ветхозаветным ценностям (мы не говорим о жертвоприношениях и других законах, данных еврейскому народу для того времени; мы говорим о духе). Ветхий Завет учил: бойся Бога, иначе Он накажет тебя. А страх закрывает двери в Царствие небесное. Для того, чтобы войти туда нужна ЛЮБОВЬ к Богу. Этому учил Иисус. Те церкви, которые учат этому – Новозаветные.
Да, спасение возможно для ветхозаветного человека, но в Царствие небесное войдёт только новый человек. Это – Невеста Иисуса – Его настоящая церквь (здесь мы говорим не о деноминациях, а об отдельных людях, которые могут быть и православными, и католиками, и мормонами и пр.). Это те, которые имеют дружеские отношения с Иисусом, которые любят Бога, общаются с Ним, спрашивают совета. Всего этого надо добиваться. Личностные отношения с Богом не возникают за один день. Постепенно, доверяя Ему больше и больше своё сердце, человек учится слышать Его. Для тех, которые смогут побороть страх верой и любовью, и создано Царствие Небесное.
4. Верите ли вы в Троицу?
Ответ: Конечно. Иисус постоянно говорил как об Отце, так и об Утешителе- Духе святом.
5. Если все эти практики неправильные, то насколько они вредны для человеческой души?
Ответ: Отвлекают от главного. Дают ложную надежду, что соблюдая все эти традиции, придуманные людьми, человек может спастись от ада. Что иконка или крестик на шее могут спасти от демонов. Да человека истинно верующего хоть во что одень, хоть что вокруг него расставь, но ни демоны, ни ад ему не страшен. Не предметы и не вера в них имеют силу, а вера человека в своего Создателя.
6. Не считаете ли вы что все-таки можете ошибиться в расчете конца света, а многие люди прочитав ваши книги впадут в глубокое уныние и не смогут провести оставшиеся три года праведно (уныние с верой несовместимы)?
Ответ: Верующие должны всегда ожидать Его прихода. Об этом говорил Павел: поддерживать огонь в своих лампах. Что касается настоящего, то я верю, что мы живём в последнее время.
7. У человека должен быть пример для подражания, и таким примером может духовник (священник у которого исповедаешься). Что плохого в том что у человека есть такой пример?
Ответ: Зачем подражать человеку? Будьте собой. Именно таким Вас любит Бог. Расти духовно нельзя, не уважая других, особенно более нравственных людей. Но делать их своими кумирами не стоит. Вы можете быстро перерасти их, и что тогда? Лучше подражать только Иисусу, потому что Бога перерасти нельзя.
8. Как вы относитесь к исповеди?
Ответ:Исповедь покаяния необходима. Это –мостик между вами и Богом. С исповеди начинаются ваши личные с Ним отношения. Исповедям перед батюшками не верю. Библия говорит об исповеди перед Богом и теми, перед которыми чувствуете вину (просьба о прощении).
9. (Который без помощи батюшек и иконок не может услышать верующих…) Окружая себя предметами и духовными практиками, которые напоминают человеку о Боге (иконы, крестики, молитвы утренние и вечерние) человек постоянно держит себя в «поле веры» (это не термин, я так просто обозначил так постоянную «память» человека о Господе). Что плохого в таком «поле веры»?
Ответ:Главное, чтобы это было лишь полем.
10. Как вы молитесь?
Ответ: По всякому. И вообще-то долго не молюсь. Благодарю Бога за Его любовь, заботу и терпение. Благодарю Его за то, что Он прощает нас всегда и за всё. Прошу помочь людям, простить их, благославить их (особенно тех, которые меня пытались обидеть. Я уже не воспринимаю обид, мне просто жалко тех людей). Иногда просто пою Ему. Иногда просто разговариваю с Ним, моим дорогим Батюшкой.
11. Как вы отнеситесь к течению «Свидетели Иеговы»?
Ответ: Это – тоже ветхозаветная религия. Люди боятся Бога, стараются выслужить себе спасение. А спасение заработать не возможно, оно даётся по Его милости через веру в Иисуса.
12. Православные священнослужители очень разные, но большинство из них (особенно монахи) очень сильны в своей вере. Как вы относитесь к монахам и православным священникам?
Ответ: Все люди, сильные в своей вере – Избранная церковь Иисуса. Все они могут ошибаться в доктринах, но самое главное – вера и любовь.

Взаимоотношения протестантов и православных

Сегодня христианство представлено тремя ветвями: католичество, православие и протестантство. Хотя статистические данные разнятся, можно говорить примерно о такой численности каждой из них: 1,1-1,3 млрд., 200-250 млн. и 600-700 млн. Представители этих трех направлений распределены в мире неравномерно. Например, в России, Украине и Белоруссии больше православных, в США – протестантов, в Латинской Америке – католиков. Для жителей этих стран может возникать иллюзия, что и в мире господствующая конфессия их государства играет главную роль.
Корни проблемы
Иллюзия эта может сыграть злую шутку с христианами разных церквей. В чем ее опасность?
— Раз нас большинство – размышляет обычный верующий – то нам и не стоит особо церемониться с другими христианскими вероисповеданиями. Да еще надо хорошенько разобраться: христиане ли они?! Мы хозяева положения и пусть все действуют по нашим правилам. Мы на своей канонической территории…
Лет 200 или, в крайнем случае, 100 лет назад, такая логика вреда могла мало принести для христианства. Сейчас она становится довольно рискованной для судьбы всей Церкви Христовой. Взаимоотношения по принципу: «моя хата с краю» свидетельствуют либо об узколобости церковных руководителей, либо о недальновидности их мышления.
В наших странах миллионы людей умирают от алкоголя, наркотиков и абортов. Катастрофически снижается численность населения. Институт семьи подвергается нападкам и ужасное число разводов. Самым распространенным заблуждением является убеждение, что одна поместная церковь способна без помощи других конфессий исцелить все эти язвы общества:
— Мы смогём… У нас опыт в 1000 лет… 300, 500 лет назад мы справлялись… Мы самые правильные в глазах Бога… Нам надо уберечь общество от влияния иноземных ухарей от религии… Это секты!!! Только мы можем быть компасом, маяком и спасательным кругом!
Только ведь сейчас на дворе не 1700 год, когда каждый народ в своей вотчине отсиживался. Теперь все перемешалось. Читатель догадывается, о ком ведется речь во второй части декларации? О протестантах. Собственно, у протестантов, по большому счету, нет конфликта с православными. В США, где живет большинство евангельских христиан, никто такой травли по адресу православных не ведет.
Межконфессиональная напряженность в славянских странах создается искусственно самими православными посредством многочисленных антисектанстких центров. О каком там нашествии протестантов можно вести речь, если их не больше двух-трех процентов населения? Атеизм растет куда быстрее, чем евангельское христианство!
Старый принцип, используемый в римской дипломатии, звучал так: «Разделяй и властвуй!», а тут и делить не надо! Мы сами поделились на удельно-церковные княжества и еще гордимся этим, как каким-то великим достижением! Тем, кто хотел бы найти Бога, разброд в среде христианства благорасположения к Христу не прибавит…
Скажу, что у протестантов наибольшие проблемы обнаруживаются с православными Московского Патриархата. Скажете, голословно?
Протестанты и католики
В XVI веке, когда возник протестантизм при Мартине Лютере, напряженность имела место. По инициативе католиков, желающих привести ситуацию к «статус-кво» и вернуть блудных лютеран на лоно матери-церкви, периодически вспыхивали войны на религиозной почве. Отголоски сражений видны даже в фильме «Дартаньян и три мушкетера», когда всем полюбившиеся герои и друзья «не разлей вода» осаждали последнюю цитадель гугенотов – французских протестантов – Ля Рошель.
Проблемы были, но нельзя жить прошлыми обидами. Уже в наши дни нынешний папа римский Бенедикт XVI лично посетил лютеранский храм в Риме. Почти за 50 лет до этого протестанты были приглашены в качестве наблюдателей на заседания Второго Ватиканского собора в 1963-65 гг. В католической церкви есть целый отдел, отвечающий за взаимодействие с протестантами.
Харизматическими церквами у нас российского обывателя запугивают, а у католиков в среде римо-католической церкви их… 120 млн.! Католическое духовенство Азии при благословении Рима изучает опыт служения пятидесятнических церквей с целью его внедрения. Баптисты Италии подписали документ с Ватиканом, регулирующий вопросы брака между представителями своих церквей.
Можно говорить о прошлых проблемах очень долго, но пользы от этого не будет никому. Бесспорный факт состоит в том, что католики открыты для сотрудничества со всеми христианами. Лично я общался с католическими священниками и чувствовал куда уютней, чем с православными служителями. Я не утверждаю, что священники РПЦ все такие, но у многих лица каменеют и голос звенит металлом, когда узнают, что перед ними протестант…
Протестанты и православные НЕ Московской Патриархии
В Украине есть еще и православие Киевского Патриархата. Сегодня их клеймят, как раскольников и чуть ли не христопродавцев. Выпущено много фильмов против этой «мертвой церкви». Имя главы УПЦ/КП патриарха Филарета (Денисенко) не сходит из уст представителей РПЦ. Каких только грехов ему не приписывают!
И все же, насколько я знаю, протестантские церкви нередко находят общий язык с духовенством УПЦ/КП. Порой совместно проводятся акции против абортов или наркотиков. Сам патриарх в июне посетил протестантскую церковь «Слово Жизни» г. Донецк и сказал там проповедь, которая была положительно воспринята всеми присутствующими.
Какое тут предательство православия?! Он не изменил православию, не принял протестантских взглядов по догматическим вопросам. Да этого и не надо делать! Есть общехристианские ценности и они могут вполне стать общим знаменателем для сотрудничества. Это вера в спасение через Христа, Троицу, богочеловечность Христа, стремление к святости, признание Библии в качестве Слова Божьего.
Аналогичные контакты происходят с духовенством Автокефальной Православной Церкви. Нельзя не упомянуть альтернативные православные церкви обновленческой направленности. Одна из известных, Украинская реформаторская православная церковь, образованная бывшим священником Сергеем Журавлевым. Цель этого руководителя совсем не в том, чтобы переметнуться к протестантам, как иногда обвиняют его недруги. Отец Сергий хочет объединить все положительное в опыте православия и протестантизма, сохраняя православность собственного мировоззрения. Я не буду сейчас спорить на тему: «Насколько православен отец Сергий с позиции РПЦ?», а лишь констатирую факт: протестанты готовы к контактам с православными…
Контакты православных с протестантами
Абсурдность ситуации в том, что официально РПЦ и не против контактов, но дальше разговоров дело не идет. Нельзя же всерьез воспринимать периодические посещения церкви «Слово Жизни» в Москве председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина. Это скорее для отца Всеволода миссионерство, чем братское общение. Недавно он даже постеснялся открыто поддержать общину пятидесятников в Москве, где был разрушен молитвенный дом, скромно назвав его «зданием»…
Правда, патриарх Кирилл как-то поблагодарил президента Союза церквей евангельских христиан России Александра Семченко, но это совсем по другой причине. Последний является гендиректором ООО «Теплотехник» и подрядчиком по строительству одного из православных храмов Москвы в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
На местах отдельные православные священники прекрасно понимают необоснованность обвинений в адрес протестантов и сотрудничают в тюремных служениях или в реабилитации нарко- и алкозависимых. Некоторые из них так и говорят:
— Мы тайно с вами работаем и если поднимется на вас гонение, то мы сделаем вид, что вас не знаем…
Не хотят ссориться с руководством. Не все же такие смелые как священник Георгий Кормышаков, который будучи священником РПЦ, посещает протестантские церкви и со всеми находит общий язык. Может, и выжили бы его, но уж больно неудобная ситуация: его род на протяжении 500 лет несет в России священническое служение! Не у всех такая «крыша»!
Заключение
Православным не надо бояться сотрудничать с протестантами. Можно гораздо больше сделать для страны при общем согласии. У протестантов богатейший опыт в области реабилитации алко- и наркозависимых, который можно было бы с пользой использовать для всей страны. Евангельские христиане имеют очень хорошие наработки по работе с разными категориями граждан и могли бы с пользой использоваться в православии.
Я, как протестантский пастор, верю, что и евангельские верующий могли бы тоже поучиться у православных. Католики от общения с протестантами не проиграли, а только выиграли. Мир нужен всем, а повторять басню Крылова о лебеде, раке и щуке нам нет никакого резона…
http://www.proza.ru/2012/12/29/1421 — статья «Апостол I-го века — это еретик XXI-го века?»
http://www.proza.ru/2012/12/22/1794 — статья «Протестантство — корень всех нынешних зол?»
http://www.proza.ru/2012/10/08/1211 — статья «Почему у одного Христа много конфессий?»
http://www.proza.ru/2013/01/11/1331 — статья «Православный брат во Христе»

Православие и протестантизм: в чем разница?

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1–2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Беноццо Гоццоли. Покаяние еретиков Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2, 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

Мартин Лютер. Портрет В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил». «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Однако и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они не приблизились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион (Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма».

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,»— говорю я им.— «Что они отвечают?» — «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение»… У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос… нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание».

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1, 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их». Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9–10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Прп. Максим обличает монофелитскую ересь перед императором Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

***

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <…> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты».

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа».

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.).

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *