Патриарх Тихон биография

Мощи святителя Тихона

Глава из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы»

Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре

Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет».

Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.

По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.

Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932 году предводитель поддерживаемых советской властью церковных раскольников‑обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили.

И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды будут найдены, оставалась.

***

Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас на эти труды. Если бы мы тогда знали, с какими происшествиями это будет связано и как прекрасно все закончится!

Вскоре представилась удобная возможность. Начался ремонт в Малом соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в это время как раз бы и начать поиски… но под разными предлогами они откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли, ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились. Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки управил к общему вразумлению и к торжеству Своего верного святого новомученика Патриарха Тихона.

Был ноябрь 1991 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с ремонтом, отправился в служебную поездку и оставил меня в монастыре за старшего. Забот было не особенно много, если бы не досадный конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы. Они представлялись священниками и мирянами Русской Зарубежной Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось, не имели. Со скандалами и бесчинствами они во что бы то ни стало пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения Патриарха. Мы уговаривали, увещевали их как могли и наконец, поняв, что ничто не помогает, решительно выставили незваных гостей за ограду. Но те затаили злобу.

18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихворнул, но все же служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и годовщина смерти отца Рафаила (Огородникова). Вообще 18 ноября — для меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился отец Рафаил, а в 1993‑м умерла Валентина Павловна Коновалова, «московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову.

На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал запасные Святые Дары для причащения больных. Хотя по церковным правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне приехал мой друг, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с просьбой срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако выяснилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет: их, оказывается, никогда здесь и не готовили.

Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руководством нашего старенького иеромонаха отца Даниила подготовил запасные Святые Дары и поставил их в специальном ковчеге на престоле.

После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил дежурный и с тревогой сообщил, что к воротам подъехали несколько пожарных расчетов и их командир уверяет, что они срочно должны тушить у нас какой-то пожар.

— У нас что-то горит? — удивился я.

— Нет конечно! — успокоил меня дежурный. — Это у их командира, наверное, внутри горит…

Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть, руководство которой дружило с отцом Агафодором. Один из офицеров был большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофилософствовать о жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история повторялась.

Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный сообщал, что пожарные не унимаются. Это было уже чересчур. Пришлось нам с Зурабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться после малинового варенья, и идти разбираться.

— Что случилось? — крикнул я, чтобы было слышно за воротами.

— Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда.

— Может, что-то повеселее придумаете? – язвительно поинтересовался я.

— К нам поступил вызов! – не унимались с той стороны.

— Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, все же приоткрывая ворота.

У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с полными расчетами. Несколько человек в блестящих касках вошли в монастырь. Они сами были в недоумении.

— Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказала: в Донском пожар, срочно выезжайте.

Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной площади. Стояли уже поздние сумерки, но все было отчетливо видно. Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги.

— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным.

И в этот момент в окнах Малого собора Донского монастыря полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма.

Пожарные бросились к своим машинам. А мы с Зурабом замерли разинув рты. Потом как сумасшедшие закричали:

— Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму.

Мимо нас с ревом промчались пожарные машины. Но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо.

Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взору, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари…

Один из пожарных позвал меня за собой вглубь храма и по пути озвучил свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он утверждал, прямо у надгробия Патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально.

— А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на иконостас.

Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое недоумение.

— Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла?

— Очень старое дерево.

— Как же он не сгорел? Удивительно…

Тут я вспомнил и сказал:

— А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары!

— Поставили что?

Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись, спросил:

— Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к сохранности дерева от огня?

— Не знаю. Просто я говорю, что утром мы поставили на престол Святые Дары.

— М‑мм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает.

В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания действительно возник у самой гробницы святителя Тихона. Окно здесь всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи, злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью. Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись. При этом у преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря незамеченным, с последними посетителями.

Выяснились и обстоятельства, благодаря которым пожар так быстро обнаружился. Одна из наших прихожанок, живущая напротив Донского монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе. Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную часть.

Спустя день мы служили в сгоревшем соборе всенощную под память Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать слез. Переносить службу в другой монастырский храм мы не хотели: нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испытание — просто игра слепого случая и Господь не обратит наши смятение и скорбь в радость, в торжество веры и надежды на непостижимый для нас всеблагой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в проповеди перед нашими прихожанами.

Надо было приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили здесь после реставрации, и вот Господь снова предоставлял нам недавно упущенную возможность начать поиски мощей святителя Тихона.

Мы снова обратились к Святейшему, и он подтвердил свое благословение на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал Патриарха не разрешать поиски, поскольку возможность обнаружения останков святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи Патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, предупреждали осторожные советчики, проблем не оберешься: раскольники и недоброжелатели Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захотел пребывать своими мощами в патриаршей Церкви. Но, слава Богу, Патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать.

Людей, совершивших поджог, так и не нашли. Братия монастыря и некоторые прихожане представляли себе, кто бы это мог быть, но даже как-то жалели их и в душе предали на милостивый суд Божий. Тем более что теперь, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это злодеяние. Именно в период второго, затянувшегося ремонта Малого собора Донского монастыря и были обретены мощи святителя.

Вечером в праздник Сретения Господня мы совершили молебен у гробницы Патриарха Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немногие: Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца — архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иоанн из Псково‑Печерского монастыря и те, кого мы попросили нам помочь: Вячеслав Михайлович Клыков со своими подмастерьями и художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-археолог Сергей Алексеевич Беляев. Раньше он принимал участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в Дивееве и на Херсонесе.

Сначала сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, мы обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатого века титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, — каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины.

Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились на пол кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча. Потом один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба, оброненные при вскрытии могилы Патриарха? Однако ничего-ничего не было… Оправдывались наши худшие опасения.

Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы Патриарха калорифер зачем-то значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже изъят и где-то перезахоронен.

А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно: святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее предполагаемой его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, Патриарх благословил продолжать поиски на том же месте.

Наконец, уже ближе к ночи, перед нами предстал настоящий склеп Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».

Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить Патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но в Патриархии только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали Патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.

Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха Алексия. Но все же он сказал мне:

— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи?

Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…

— Здесь!!! — закричал я что есть силы.

— Всё! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху взволнованный голос Патриарха.

Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.

Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. На Патриархе были те самые знаменитые облачения, сделанные на фабрике Оловянишниковых. Мы потом еще долго ломали головы, каким образом эти же облачения оказались у лжемитрополита Введенского.

Перенесение мощей патриарха Тихона, или Благовещение в Донском монастыре. Фрагмент. Художник: Ф. Москвитин

Несмотря на то что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно вспомнилась строка из Псалтири: «Хранит Господь вся кости их». Хотя сохранились не только кости святого Патриарха, но и большая часть тела. А также великий патриарший параман, четки, монашеский параман, нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная, еще в бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и прихожанами этой епархии. Обнаружилась даже ветка вербы (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, которое возливали на тело Патриарха перед погребением.

***

Через некоторое время наш археолог Сергей Алексеевич Беляев все-таки докопался и до разгадки, почему на лжемитрополите Александре Введенском оказались патриаршие облачения. На фабрике Оловянишниковых их сделали не одно, а два. Теперь то из них, которое действительно принадлежало святителю Тихону, выставлено в музее московского Донского монастыря.

Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918
(с анафемой безбожникам)

Божиею Милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» (Гал. 1, 4).

Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).

Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим. 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1Кор. 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа… И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.

анафема Сталину и ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

Оригинал взят у sanych56 в ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА 19 января ( 1 февраля по н.с.) 1918 года

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего. Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году вИерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.
К чему всЁ это ? а вот к чему :

http://rus-vopros.livejournal.com/1793108.html
и вот к чему :
анафема кобе ( 1970 год )

Анафематствование Ленина и Сталина.

Мало кому известно, что в 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним.

Вероятно, еще менее известно, что в 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Текст анафемы 1970 г., приводимый ниже, поясняет причину, вызвавшую это церковное мероприятие, а именно протест против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина.

Вторая анафема 2010 года фактически копирует первую, причем, против всякой логики, сохранив в постановлении провозглашение вечной памяти Царю-Мученику и иже с ним, тем временем уже прославленным!

В обоих случаях ссылка делается на анафему Патриарха Тихона, которая, без указаний лиц, касалась всех «безумцев», творящих «поистине дело сатанинское»: «Властью, данную нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Произнесение анафемы с церковного амвона на Ленина и Сталина ставит, однако, вопрос о несовместимости с благочестием озвучения в святом месте зловонных слов.

Анафема 1970 г.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.
Имели суждение: О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рожденія Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасеніи нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет :
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью — О спасеніи державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.
Хор поет: трижды анафема.
3. Возгласит Вечную Память:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память,
Хор трижды: Вечная память.
и 4. Возгласить Многолетие:
Православному Епископству гонимыя Церкве Россійскія и господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоіерарху Русскія Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Россійстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеяніи сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же победу и одоленіе и многая лета.
Хор трижды: Многая лета.
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.
Председатель Архиерейского Синода
Митрополит Филарет
Секретарь: Епископ Лавр
Указъ № 107. 9/22 января 1970 г.

Анафема 2010 г.
Российская Православная Церковь
УКАЗ — Февраль 6/19/2010

1. Вь Недѣлю 1-ю Великаго Поста 8/21 февраля 2010 года во всѣхъ храмахъ Россійской Православной Церкви во отечествѣ и за рубежомъ огласитьПосланіе Святаго Патріарха Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Послѣ отпуста молебна возгласить анафемуВладиміру Ленину, Iосифу Сталину и всѣмъгонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссіискимъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, IОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТИВЫМЪОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ РУКИ ПА ПОМАЗАНИКА БОЖIЯ, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩИМЪБРАТIЮ НАШУ И ОСКВЕРНИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

Хоръ поетъ: трижды Анафема.

3. Возгласить Вѣчную Память:

Во бляженпомъ успеніи Вѣчный покой подаждь Господи, усопшимъ рабомъ Твоимъ, УбіенномуБлагочестивѣйшему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіеннымъ,Святейшему Патріарху Тихону, Убіеннымъ Митрополитамъ, Архіепископамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убіеннымъ и умученнымъ заВѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ Вѣчную Память.

Хоръ поетъ: трижды Вѣчная Память.

4. Многолѣтіе:

Православному Епископству гонимой Церкви Россійскія и Господину НашемуВысокопреосвященнѣйшему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіяльнаго Архіерея/,страждущей странѣ нашей Россійстѣй, всѣмъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и всѣмъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечествѣ и въ разсѣяніи сущимъ,подаждь Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же побѣду иодолѣніе и многая лѣта.

Хоръ поетъ трижды: Многая Лѣта.
Председатель Архіерейскаго Синода
+ Митрополитъ Антоній

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА
19 января 1918 г.

Печатается с сайта Заметки на полях http://his95.narod.ru

Смиренный Тихон, Божею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе пастырям, архипастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.
Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал.,1, 4).
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христа о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному, все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и с беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны, и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). Все сие преисполняет сердце наше глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: «Согрешивших перед всеми обличай, да и прочие страх имут» (1-е Тим., 5, 20).
Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.
Гонения воздвигнуты на святую церковь Христову: благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующими обители святые (как Алексавдро-Невская и Пачаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности. Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа.
И,наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.
Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св.Апостола: «Кто не разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)».
А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попранных ныне прав церкви Православной, немедленно устройте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов .которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного крестоносца: «Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ея».

Патриарх Московский и всея России Тихон
Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11-12.

Выверено по изданию: История России. 1917 — 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

ключевые слова : тихон, русский вопрос, анафема, церковь, антиэлита, детандемизация
http://09403.khstu.ru/studentsbooks/othistory/historyist/poslanie_Tihona.htm

Не мешало бы ещё анафематствовать тандем и курилла в купе с выше перечисленными господами самим РН в качестве искупления и причащения, — жертва так сказать …
http://pisma08.livejournal.com/191289.html — про кобу
о роли Собора 1917 года в восстановлении церковного уклада, позволяющего эффективно функционировать ряду церковных институтов и уровней церковной жизни с коллегой более внимательно прочитали материалы этого собора и увидели послание Св. Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и официально одобренное 22 декабря 1918 года Собором — с чётким определением «анафема» и указанием на кого она распространяется. Так и не смогли найти информации каково же состояние на данный момент — анафема снята? Не видел постановлений более поздних Соборов о её снятии ( плюс к этому я так понял есть ряд обязательных условий для её снятия).
Соответственно преследует ощущение шизофреничности ситуации, с одной стороны канонизированы новомученики с другой стороны не было какого-то публичного общенародного покаяния за дела предков (с учётом «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.
Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной»).
Так и будем жить с этой анафемой и одновременно гордиться «великим прошлым»?
«Анафематствованием большевиков» этот документ назвали публицисты и комментаторы. В тексте Послания большевики не названы по имени. В самом документе речь идет о гонителях Церкви. Но и члены Собора, и власти прекрасно понимали, что речь идет именно о большевиках. Но с формальной точки зрения анафематствованы не большевики, а гонители. С гонителей ни один собор снимать анафему не будет.
НО. К раскольническим соборам это не относится. Анафематствование снял обновленческий собор 1923 г. (официально он назывался Поместный собо Русской православной Церкви 1923 г.). На заседании 3 мая 1923 г. была принята такая резолюция: «Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы — методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы»
Следующий пункт этого решения лишал патриарха Тихона сана и монашества…
Так что раскольники эту анафему сняли. Но к Православной Церкви это решение отношения не имеет
Материалы этого раскольнически-еретического собора были изданы в 1923 г.
Как-то так и предполагал что по формулировке анафемы её отменить практически невозможно. Совершенно логично что она относится не только к большевикам, но и к самому советскому народу (просто на слуху она именно такова и ряд тенденциозных публицистов её пытаются исказить до некого политического инструмента — на чём основано много спекуляций и обвинений РПЦ в политической ангажированности)

Святитель Тихон, патриарх Московский

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Святый патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Московские святители

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Тихон (Шевкунов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Тихон и фамилией Шевкунов.

Митрополит Тихон

49-й митрополит Псковский и Порховский
(до 17 мая 2018 года — епископ)

c 14 мая 2018 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Евсевий (Саввин)

2-й Председатель Патриаршего совета по культуре

c 15 июня 2016 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Кирилл (Гундяев)

71-й Священноархимандрит и игумен Псково-Печерского монастыря

c 14 июля 2018 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Тихон (Секретарёв)

45-й Наместник московского Сретенского монастыря

16 июля 1995 года — 19 мая 2018 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Борис (Рукин)
Преемник Иоанн (Лудищев)

1-й Ректор Сретенской духовной семинарии

17 июля 2001 — 19 мая 2018
Предшественник должность учреждена
Преемник Силуан (Никитин) (в/у)

7-й Епископ Егорьевский,
викарий Патриарха Московского и всея Руси

24 октября 2015 — 14 мая 2018
Избрание 22 октября 2015 года
Предшественник Марк (Головков)
Преемник Матфей (Копылов)

Ответственный секретарь
Патриаршего совета по культуре

5 марта 2010 — 15 июня 2016
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена
Имя при рождении Георгий Александрович Шевкунов
Рождение 2 июля 1958 (61 год)

  • Москва, СССР
Диаконская хиротония 18 июля 1991 года
Пресвитерская хиротония 18 августа 1991 года
Принятие монашества 2 июля 1991 года
Епископская хиротония 24 октября 2015 года
Награды

Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Ти́хон (в миру Гео́ргий Алекса́ндрович Шевкуно́в; род. 2 июля 1958, Москва) — епископ Русской православной церкви; митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии (с мая 2018 года); священноархимандрит и игумен Псково-Печерского монастыря (с 14 июля 2018 года). С 1995 по 2018 год был наместником Сретенского монастыря в городе Москве.

Председатель Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель, сценарист. Является главным редактором интернет-портала Православие.Ru.

Биография

До епископства

Родился в Москве 2 июля 1958 года в неполной семье: мать — микробиолог. Согласно его утверждению, среди его родственников были греки: Кузьма Христофорович и Кириакия Анастасовна Папандопуло, жившие в 1920-х годах в Геленджике, репрессированые как кулаки.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа». По окончании вуза принял крещение и поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником. Духовником его стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

С августа 1986 года работал в издательском совете Московского патриархата под руководством митрополита Питирима (Нечаева), который, как вспоминал архимандрит Тихон в своей речи по поводу наречения во епископа, «открыл … совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казённых кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего».

2 июля 1991 года в Донском монастыре Москвы пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, патриарха Московского. Стал первым пострижеником возрождённой обители. 18 июля патриархом Алексием II рукоположён в сан иеродиакона, а 18 августа — в сан иеромонаха.

В период служения в Донском монастыре участвовал в обретении мощей патриарха Тихона.

В 1993 году назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в бывшем Сретенском монастыре на Большой Лубянке.

16 июля 1995 года решением Священного синода назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря, в связи с чем 8 сентября в Сретенском монастыре патриарх Алексий II возвёл его в сан игумена.

8 сентября 1998 года в Сретенском монастыре патриархом Алексием II возведён в сан архимандрита.

В 1999 году стал ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Сретенскую духовную семинарию.

В августе 2000 года сопровождал президента Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь.

В ноябре 2002 года был одним из четырёх сопредседателей II конференции «История Русской православной церкви в XX веке», прошедшей в Синодальной библиотеке Андреевского монастыря в Москве.

В сентябре 2003 года сопровождал главу государства в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II первоиерарху Русской православной церкви заграницей митрополиту Лавру посетить Россию.

В 2004 году экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

С 1 сентября по 3 октября 2007 года участвовал в поездке делегации РПЦ по епархиям РПЦЗ в рамках торжеств по поводу восстановления канонического единства РПЦЗ и Московского патриархата.

13 октября 2009 года участвовал в освящении восстановленного Успенского храма на территории посольства Российской Федерации в Пекине.

5 марта 2010 года решением Священного синода назначен ответственным секретарём Патриаршего совета по культуре.

С 31 мая 2010 года — руководитель комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом.

С 22 марта 2011 года — член Высшего церковного совета Русской православной церкви.

29 февраля 2012 года в соборном храме Сретенского монастыря города Москвы патриархом Московским и всея Руси Кириллом поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха.

Епископское служение

22 октября 2015 года решением Священного синода избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский».

23 октября 2015 года в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь состоялось наречение архимандрита Тихона во епископа Егорьевского, наречение возглавил патриарх Кирилл.

24 октября 2015 года в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Егорьевского; хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Козельский и Людиновский Никита (Ананьев).

29 октября 2015 года распоряжением патриарха Кирилла назначен управляющим Западным викариатством города Москвы.

14 апреля 2016 года указом патриарха Кирилла назначен настоятелем московского храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.

1 февраля 2017 года решением Священного синода включён в состав созданного тогда же организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в 2017 году публично утверждал, что, по имеющейся у него инсайдерской информации, епископ Тихон может быть в скором времени назначен настоятелем Исаакиевского собора, затем — митрополитом Санкт-Петербургским и постоянным членом Священного синода, что открывает ему дорогу к избранию Патриархом Московским и всея Руси. Комментируя данное предположение, епископ Тихон, обеспокоенный многочисленными обращениями к нему по поводу возможного развития карьеры, разъяснил, что по уставу РПЦ «патриархом может быть избран только архиерей, не менее пяти лет самостоятельно управляющий епархией». Епископ Тихон же является не правящим епископом, а викарием патриарха, самостоятельно он никогда не управлял епархией. По сложившейся в Русской православной церкви традиции, все епископы, избранные патриархами на Соборах, начиная с восстановления патриаршества в России в 1917 году, до своего избрания в предстоятели самостоятельно управляли епархиями от 20 до 40 лет.

14 мая 2018 года решением Священного синода назначен правящим архиереем Псковской епархии, главой Псковской митрополии с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре

17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, за литургией в храме Христа Спасителя города Москвы патриархом Московским Кириллом на малом входе возведён в сан митрополита в связи с назначением главой Псковской митрополии.

19 мая 2018 года распоряжением патриарха Кирилла освобождён от должности наместника Сретенского монастыря города Москвы и должности ректора Сретенской духовной семинарии; на обоих постах его сменили клирики Сретенского монастыря: иеромонах Иоанн (Лудищев) был назначен и. о. наместника Сретенской обители, а иеромонах Силуан (Никитин) — и. о. ректора Сретенской духовной семинарии. ​20 мая, в преддверии своего отъезда в Псковскую митрополию, совершил литургию в Сретенском монастыре и простился со своей московской паствой и монастырём. 21 мая он прибыл во Псков, где был встречен главой города Иваном Цецерским.

14 июля 2018 года решением Священного синода назначен «священноархимандритом и игуменом» Псково-Печерского монастыря.

Общественная деятельность

В период с 1998 по 2001 год с братией Сретенского монастыря неоднократно выезжал в Чечню с гуманитарной помощью для православных жителей региона, в первую очередь города Грозного.

С 2000-х годов имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника́ Владимира Путина, с которым, по опубликованным свидетельствам, его познакомил генерал-лейтенант КГБ СССР в отставке Николай Леонов, а согласно утверждению Сергея Пугачёва, — именно он в 1996 году. В 2017 году так ответил на вопрос «Ведь вы же не опровергаете, что вы — духовник Путина?»: «Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей — от Святейшего патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. <…>»

Принял активное участие в процессе воссоединения Русской православной церкви с РПЦЗ. Входил в состав комиссии Московского патриархата по диалогу с Русской зарубежной церковью (комиссия работала с декабря 2003 года по ноябрь 2006 года и подготовила, в том числе, Акт о каноническом общении).

С 1999 года — действительный член РАЕН..

С марта 2001 года — председатель монастырского хозяйства — сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в деревне Слободке Михайловского района Рязанской области.

Архимандрит Тихон является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор социального антиалкогольного проекта «Общее дело».

Член попечительского совета благотворительного Фонда Святителя Василия Великого.

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2010 года утверждён членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

11 августа 2015 года вошёл в состав образованного тогда же Экспертно-консультативного совета при Главе Республики Крым.

В 2019 году стал членом общественного совета при Комитете по культуре Государственной думы РФ.

Деятельность в сфере культуры

На встрече с Президентом Владимиром Путиным 16 января 2014 года

Во время работы в Издательском совете Московского патриархата принимал участие в подготовке празднования тысячелетия крещения Руси. Являлся консультантом и автором сценариев первых фильмов о духовной истории России.

Член редколлегии журнала «Русский дом».

Автор фильма «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989), рассказывающего об истории Дивеевского монастыря в советские годы.

Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль).

Автор показанного 30 января 2008 года на телеканале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок», получившего в 2008 году премию «Золотой орёл» и вызвавшего общественный резонанс и дискуссию.

Автор книги «Несвятые святые и другие рассказы» (2011), представляющей собой сборник реальных историй из жизни людей, которых он знал лично. Книга стала бестселлером, тираж её превысил миллион экземпляров, а к началу 2016 года общий тираж достиг 2 000 000 экземпляров

Межсоборное присутствие

Митрополит Тихон является членом комиссий Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам церковного права (секретарь), по вопросам богослужения и церковного искусства, по вопросам организации церковной миссии, по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Награды

Церковные награды

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени (13 апреля 2008 года) — во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2 июля 2008 года) — во внимание к усердному служению и в связи с 50-летием со дня рождения
  • Орден преподобного Нестора Летописца I степеи (УПЦ МП, январь 2010 года) — за заслуги перед Украинской Православной Церковью в деле развития православного информационного пространства, реализацию совместных церковных информационных и издательских проектов.
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (25 мая 2017 года) — во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Светские награды

  • Орден Дружбы (2007 год) — за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства
  • Премия Правительства Российской Федерации 2015 года в области культуры (17 декабря 2015 года) — за цикл выставок в рамках культурно-просветительского проекта «Моя история»
  • Памятная золотая медаль Сергея Михалкова (22 декабря 2015 года, Российский фонд культуры)
  • Национальная премия имени П. А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села» (2003 год)
  • Премия «Лучшие книги и издательства года» (2006 год) — за издание религиозной литературы
  • Премия газеты «Известия» «Известность» (2008 год)
  • Лауреат национальной премии «Человек года» за 2007, 2008 и 2013 годы
  • Литературные премии 2012 года:
    • «Книга года» в номинации «Проза»
    • «Книжная премия Рунета» в номинациях «Лучшая книга Рунета» (выбор пользователей) и «Бестселлер „Озон.ру“» (как самый продаваемый автор)
    • Финалист литературной премии «Большая книга», занял первое место по итогам читательского голосования
  • Большая литературная премия России (2016)
  • Всероссийская литературная премия имени Н. С. Лескова «Очарованный странник» (2017)

Публикации

статьи

  • Не участвуйте в делах тьмы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 12. стр. 44-47
  • Возрождение Дивеева // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 32-33.

книги

  • «Батюшка Серафим». Житие преподобного Серафима Саровского для детей. В пересказе архимандрита Тихона Шевкунова. Издание Сретенского московского монастыря. 2002.
  • «Гибель империи. Византийский урок» Архимандрита Тихона, «Эксмо», 2008
  • «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Сретенский монастырь, ОЛМА Медиа Групп, 2011. Сборник коротких рассказов из жизни отца Тихона. Книга вышла 21 ноября 2011 года и к 2014 году вышло 8 её переизданий. Всего за год продаж было продано около 1,3 млн экземпляров.
  • «С Божьей помощью возможно всё! О Вере и Отечестве». («Коллекция Изборского клуба»). — М.: Книжный мир, 2014. — 368 с.

Фильмография

  • 1989 — Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском (документальный)
  • 2007 — Псково-Печерская обитель (документальный)
  • 2008 — Гибель империи. Византийский урок (публицистический)
  • 2009 — «Чижик-пыжик, где ты был? Фильм о взрослых проблемах наших детей». Проект «Общее дело».
  • 2010 — «Береги себя». Короткие фильмы антиалкогольной рекламы. Проект «Общее дело».
  • 2010 — «Давайте выпьем!» Проект «Общее дело».
  • 2013 — «Женский день». Проект «Общее дело».

> См. также

  • Конфликт вокруг фильма «Матильда»

Примечания

  1. 1 2 ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года / ЖУРНАЛ № 64. Патриархия.ru, 14 июля 2018.
  2. 1 2 Путин и его семья — христиане. Это главное. // Известия. — № 228 (26066). — 8.12.2001 г.
  3. 1 2 Тихон (Шевкунов) Архивировано 23 августа 2016 года. на сайте «Русское православие»
  4. Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Патриархия.ru.
  5. Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри М.: Книга и бизнес, 1992
  6. Авторы Русского Дома.
  7. К десятилетию обретения мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
  8. Информационный бюллетень ОВЦС Данилов монастырь, 1995
  9. Журнал Московской патриархии 1995
  10. Русская Православная Церковь. XX век. 8 сентября. Православие.ru.
  11. Протоиерей Николай Артёмов: «Нужна живая встреча лицом к лицу». Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  12. Путин — это не главный фактор. // НГ-Религии. — 19.11.2003.
  13. Репортаж о посещении официальной делегацией Московского Патриархата и певчими Сретенского монастыря, сопровождающими икону Божией Матери «Державная», церквей Нового Южного Уэльса. Православие.ru, 26.9.2007.
  14. В Русской Зарубежной Церкви пройдут торжества по поводу восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  15. На территории российского посольства в Пекине освящён Успенский храм. Православие и мир.
  16. Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года.
  17. Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.
  18. Создан Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви. Патриархия.ru, 22.3.2011.
  19. В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре. Патриархия.ru.
  20. Журналы заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года. Журнал № 63.
  21. Состоялось наречение архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского. Патриархия. Ru.
  22. Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского. Патриархия. Ru.
  23. Распоряжение № Р-02/6 от 29 октября 2015 года (рус.). — Официальный сайт Московской городской епархии. Архивировано 10 декабря 2015 года.
  24. Указ № У-02/71 от 14 апреля 2016 года (недоступная ссылка). Официальный сайт Московской городской епархии. Дата обращения 18 апреля 2016. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  25. Журналы заседания Священного синода от 1 февраля 2017 года
  26. Епископ Тихон отверг заявления о якобы его роли в переносе балета «Нуреев». Глава патриаршего совета по культуре отметил, что журналисты все чаще прибегают к публикации лживых данных. ТАСС (12.7.2017). — «»Что на все это можно ответить? Только одно: главный редактор „Эха Москвы“ Алексей Алексеевич Венедиктов врёт. По всем изложенным пунктам», — сказал в беседе с ТАСС епископ Тихон, напомнив поговорку «Врёт, что блины печёт: только шипит!»». Дата обращения 15 июля 2017.
  27. Журналы заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года / ЖУРНАЛ № 20. Патриархия.ru. Дата обращения 14 мая 2018.
  28. В праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской церкви совершил литургию в храме Христа Спасителя в Москве. Патриархия.Ru. Русская православная церковь (17.5.2018). — «На малом входе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением главой Псковской митрополии». Дата обращения 17 мая 2018.
  29. Назначены и. о. наместника Сретенского монастыря и и. о. ректора Сретенской духовной семинарии
  30. МИТРОПОЛИТ ТИХОН: «В СЕРДЦЕ СВОЁМ Я ЗАБИРАЮ ВАС ВСЕХ В ПЕЧОРЫ»
  31. Иван Цецерский поприветствовал нового Псковского митрополита Тихона. Псковское агентство информации, 21 мая 2018.
  32. Монастырь в ХХ веке и в наши дни
  33. Предпасхальная поездка насельников Сретенского монастыря в Чечню. Православие.Ru, 4.4.2001.
  34. Окружение Президента России. // ФСК. — № 1 (13). — 15.1.2003.
  35. FT: Кто такой архимандрит Тихон (Шевкунов): Отец Тихон пользуется в РПЦ гораздо большим влиянием, чем положено ему по сану, — в основном благодаря связям в Кремле. // Ведомости, 29.01.2013.
  36. «Кто знает все тайны души президента? // Собеседник : журнал. — № 41. — 24.10.2006. Архивировано 17.03.2007
  37. АРХИВ: «Сечин в рясе». Как Тихон Шевкунов стал главным идеологом российской реакции — расследование Зои Световой, 2017 г.
  38. Тихон Шевкунов: «Я лишь немного знаю Путина». Радио «Свобода», 14.11.2019.
  39. Церкви готовы создать единую духовную семью. Сегодня (телепрограмма). — 17.5.2007.
  40. Завершился визит делегации РПЦЗ в Россию. Православная энциклопедия, телепрограмма. Эфир на ТВЦ, 29.5.2004.
  41. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Патриархия.ru.
  42. Тихон, епископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шевкунов Георгий Александрович). Патриархия.ру.
  43. «Воскресение»
  44. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Патриархия.ru.
  45. Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Всё, что связано с водкой, у нас окружено враньем». // Известия : газета. — 27.2.2009.
  46. Глава государства подписал Указ «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству»
  47. http://glava.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_256456.pdf
  48. В совет при комитете Госдумы по культуре вошли митрополит Тихон и музыкант Сергей Шнуров. Независимая газета (26.02.2019). Дата обращения 26 февраля 2019.
  49. Тихон (Шевкунов Георгий Александрович), архимандрит, наместник Сретенского монастыря. Институт русской цивилизации
  50. Телеканал РТР покажет новый фильм отца Тихона. // Известия.
  51. На международном фестивале «Радонеж» лучшим признан фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Псково-Печерская обитель».
  52. Лауреаты премии «Золотой орёл» за 2008 год Архивировано 14 января 2012 года.
  53. Холмогоров Е. Византийский урок. (недоступная ссылка) // Спецназ России. — № 4 (139). — апрель 2008.
  54. Можегов В. Роковая симфония. (недоступная ссылка) // Независимая газета. — 20.2.2008.
  55. Новодворская В. Чтоб землю в Стамбуле чекистам отдать. Грани.Ру.
  56. Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» выдвинута на «Книжную премию Рунета 2012».
  57. Митрополит Кирилл вручил церковные награды видным политическим, религиозным, культурным и общественным деятелям. Патриархия. Ru 13 апреля 2008 г.
  58. Патриаршее поздравление архимандриту Тихону (Шевкунову) с юбилеем со дня рождения. // Патриархия.Ru
  59. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и наместник московского Сретенского монастыря отмечены наградами Украинской Православной Церкви.
  60. Орденом преподобного Нестора Летописца I степени награждены архимандрит Тихон (Шевкунов) и председатель Братства «Радонеж» Евгений Никифоров
  61. Предстоятель Русской Церкви освятил храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре. // Патриархия.Ru.
  62. Патриархия. Ru: «Президент России наградил архимандрита Тихона (Шевкунова) орденом Дружбы». 7.05.2007
  63. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2015 № 2603-р «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2015 года в области культуры»
  64. «Мудрый, веселый, верный».
  65. Премия учреждена политической партией «Союз правых сил», общероссийским общественным движением «Аграрная Россия» и общественной организацией «Российское аграрное движение — РАД»
  66. СПС.ру: «Награждены лауреаты национальной премии имени П. А. Столыпина „Аграрная элита России“» (недоступная ссылка)
  67. Учреждена Русским биографическим институтом, Российской государственной библиотекой и «Литературной газетой»
  68. Русский биографический институт: «Национальная премия „Лучшие книги и издательства 2006 года“»
  69. Анна Гараненко: «Они получили „Известность“». «Известия», 14.03.2008
  70. «Финмаркет»: «В Москве вручили премии „Человек года-2007“». 13.12.2007
  71. Русский биографический институт: «Национальная премия „Человек года“ — 2008».
  72. Названы лауреаты национальной премии «Человек года — 2013»
  73. «Лента.Ру»: «Объявлены победители конкурса „Книга года“». 6.09.2012
  74. 1 2 Наталья Ломыкина: «Книжные итоги года: духовника Путина читают больше, чем Акунина». Forbes.ru, 12.12.2012
  75. «Список финалистов» Национальной литературной премии «Большая книга» сезона 2011—2012 гг.
  76. Итоги Национальной литературной премии «Большая книга»
  77. Лауреат епископ Тихон (Шевкунов). leskovpremia.ru. Дата обращения 9 мая 2018.
  78. Батюшка Серафим — Архимандрит Тихон (Шевкунов) :: Православные книги почтой — купить в интернет-магазине Русский Паломник
  79. Гибель империи. Византийский урок — Архимандрит Тихон (Шевкунов)
  80. Фильм «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» на сайте Православие.ru
  81. Фильм «Псково-Печерская обитель» на канале YouTube
  82. Фильм «Гибель империи. Византийский урок» на канале YouTube
  83. «Чижик-пыжик, где ты был? Фильм о взрослых проблемах наших детей» на канале YouTube

Ссылки

  • Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович). //Патриархия.Ru
  • митрополит Псковский и Порховский Тихон на сайте Псковской митрополии
  • Фильм «Дождя» о епископе Тихоне Шевкунове — «духовнике Путина». Краткий пересказ Meduza, 16.11.2017

проповедь и интервью

  • Статьи и проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова) на сайте Православие. Ru
  • Русская Православная Церковь на пороге исторического события. Интервью архимандрита Тихона (Шевкунова) газете «Труд» (№ 80 от 5 мая 2006 г.)
  • Архимандрит Тихон: «Нельзя слепо копировать Запад». Русский перевод интервью архимандрита Тихона (Шевкунова) интернет-изданию Spiegel-Online, 26.07.2008
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Любая книга священника — это часть его дела, его пастырского послушания»
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов): О воле Божией, современных монастырях, роскоши и скуке
  • Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Надо просто перестать бояться жизни»

  • Председатель: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
  • Руководители Синодальных учреждений: Савва (Михеев) — управления делами Московской патриархии
  • Иларион (Алфеев) — отдела внешних церковных связей
  • Климент (Капалин) — издательского совета
  • Максим Козлов — учебного комитета
  • Игнатий (Депутатов) — финансово-хозяйственного управления
  • Меркурий (Иванов) — отдела религиозного образования и катехизации
  • Пантелеимон (Шатов) — отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Иоанн (Попов) — миссионерского отдела
  • Стефан (Привалов) — отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами
  • Кирилл Сладков — отдела по делам молодёжи (и.о.)
  • Владимир Легойда — отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
  • Иринарх (Грезин) — отдела по тюремному служению
  • Кирилл (Покровский) — комитета по взаимодействию с казачеством
  • Феогност (Гузиков) — отдела по монастырям и монашеству
  • Тихон (Шевкунов) — Патриаршего совета по культуре
  • Руководители подразделений Московской патриархии: Антоний (Севрюк) — управления по зарубежным учреждениям
  • Фома (Мосолов) — административного секретариата
  • Иные должностные лица Московской патриархии: Дионисий (Порубай) — первый викарий патриарха Московского и всея Руси по городу Москве
  • Димитрий Смирнов — председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *