Почаевская лавра

Содержание

Почаевская лавра

Монастырь

Свято-Успенская Почаевская лавра

Страна

Украина

Город

Почаев

Конфессия

православие

Епархия

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Тип

мужской

Архитектурный стиль

барокко

Известные насельники

Иов Почаевский, Амфилохий Почаевский

Состояние

Действующая лавра

Сайт

pochaev.org.ua​ (укр.)

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра (укр. Свято-Успенська Почаївська лавра) — православный монастырь (лавра) в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй на Украине после Киево-Печерской лавры. До 23 ноября 2018 года относилась к Тернопольской и Кременецкой епархии Украинской православной церкви, но Министерство юстиции Украины отменило своё решение 2003 года о передаче комплекса и вернуло его в распоряжение Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.

История

Начало

Почаевская лавра, 1800

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Эпоха Иова Почаевского

В 1597 году монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и чудотворный образ Божьей Матери. В 1649 году на средства Фёдора и Евы Домашевских построен новый каменный храм монастыря.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский.

2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед Почаевской иконой Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи, и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Греко-католический период

Успенский собор (1771—1791)

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. На протяжении 1720—1740 годов архитектор П. Гжицкий спроектировал и построил двухэтажные корпуса братских келий с трапезной. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял Николай Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам украинского барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

В лоне Русской православной церкви

В 1831 году, после подавления польского восстания 1830—1831 годов, монастырь указом императора Николая I был передан Русской православной церкви, большинство монахов василиан вынуждены были покинуть обитель. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением ей четвёртого места в числе тех, что существовали в Российской империи. В соборном храме над царскими вратами разместили чудотворную Почаевскую икону Божей Матери. В 1842 году на средства графини Анны Орловой-Чесменской для храма Святой Троицы была сооружена серебряная рака, в которой покоились мощи преподобного Иова Почаевского. В 1861—1869 годах была сооружена барочная колокольня высотой 65 м. В 1906—1912 годах архитектором Алексеем Щусевым был построен нынешний Троицкий собор в древнерусском (новгородско-псковском) стиле. В 1915—1916 годах оккупационными австро-венгерскими войсками 16 из 18 православных монахов были отправлены в концентрационный лагерь (двоих иноков укрыли у себя местные жители). В доме игумена было размещено кафе-шантан, а в трапезной церкви устроен был кинематограф — иконостас служил декорацией, а место престола служило экраном. После освобождения Почаева русскими в 1916 году было восстановлено богослужение, вернулись монахи, святыни, вывезенные в Житомир, были возвращены.

Почаевская Лавра во время Второй мировой войны и в послевоенные годы

Пятиярусная колокольня высотой 65 метровВодонапорная башня

В 1939 году в истории монастыря начался новый период — «советский». 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу (на территории которой находился монастырь). В середине сентября Советский Союз по Пакту Молотова — Риббентропа с Германией от 24 августа 1939 года без боев занял восточную часть Польши. Так Почаев оказался в границах Советского Союза.

По словам очевидцев — старых монахов, которые жили в Лавре, в 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Прекратили существовать детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых людей. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось от 300 до 80 человек.

Вслед за присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР было осуществлено воссоединение западноукраинских и белорусских епархий с Русской Православной Церковью, после чего архиепископом Волынским и Луцким и вместе с тем священно-архимандритом Почаевской Лавры был назначен архиепископ (с 9 марта 1941 года — митрополит) Николай (Ярушевич). Эту каноническую связь не разорвала даже Вторая мировая война. Архиепископ Алексий (Громадский), вместе со своими викарными епископами Острожским Симоном (Ивановским) и Луцким Поликарпом (Сикорским), которые были рукоположены митрополитом Дионисием, вошли в молитвенное общение с Русской Церковью, заняв перед самой войной Волынскую и Житомирскую кафедру. Таким образом, даже во время немецкой оккупации Волыни молитвенное общение Почаева с Русской Церковью продолжалось. Владыка Алексий служил в Почаеве и вместе с другими епископами совершал здесь архиерейские хиротонии. Есть свидетельства, что владыке Алексию удалось даже организовать в Лавре Пастырские курсы.

Не остался монастырь в стороне и от раскола в Православной церкви на Украине, оккупированной немцами. 18 августа 1941 года епископы, оставшиеся верными Московской Патриархии, собрались в Почаевской Лавре и, опираясь на постановления Поместного Московского Собора 1917—1918 годов о даровании Церкви на Украине автономии, подтвержденные в 1922 году Патриархом Тихоном, а также на Постановление № 362 о самоуправлении церковных епархий, провозгласили создание Украинской автономной православной церкви. 25 ноября 1941 года новый Собор епископов в Почаевской Лавре избрал митрополита Алексия (Громадского) Экзархом Украины.

В 2011—2013 годах был построен Преображенский собор.

Гонения на монастырь в конце 1950-х — 1960-х годах

Вход в лавру Троицкий собор Летний алтарь

На время хрущёвской антирелигиозной кампании в СССР пришлись самые большие гонения на лавру от коммунистических властей. Целью гонений было тотальное и планомерное искоренение религии, и монастыри попали под «горячую руку» в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 году, когда значительно повысили налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был платить 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.

Вскоре эти земельные участки, которые обеспечивали монастыри продуктами питания, были отобраны. У лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка и прочее. В 1961 году у неё отобрали архиерейский дом, находившийся на территории лавры, Святые ворота с прилегающими к ним помещениями, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к лавре. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым воротам, власть устроила «музей атеизма», чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастырь принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счёт народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: постановлением от 16 октября 1961 года запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.

Тем не менее, такой «мягкий» способ закрытия монастыря не достиг успеха. Тогда власти начали прямое давление на всех связанных с лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) милиция и КГБ применяли в это время жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольницы, обнаруживали у них несуществующие инфекционные заболевания; физически непригодных к службе в армии монахов могли насильно забрать в вооружённые силы), побои и, наконец, суды, аресты, отправление в тюрьмы и лагеря. Беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцам, защитникам монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря. Паломников не разрешали принимать на ночёвку в частные дома.

Монахи писали обращения патриарху Алексию I, в Совет по делам религий, особенно много писали в органы власти, как местной, так и украинской и союзной. Но эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию 80 писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру.

В 1961 году в Почаевской лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. Монастырь выстоял, в чём сыграла роль стойкость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке в глубине Украины, и не обращал на себя особого внимания.

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

Духовная семинария Бывший экскурсионный офис Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова В подземном храме Иова Почаевского

23 июля 1975 в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относились к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовали у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударили в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрали своим наместником архимандрита Владимира (Мороза). Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее. К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

Современная жизнь обители

Свято-Успенская Почаевская лавра

С 1997 года лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинена юрисдикции митрополита Киевского и всея Украины Украинской православной церкви (Московского патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года — Тернопольские и Кременецкие) архиереи.

Наместник лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ (ныне — митрополит) Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).

По состоянию на 2018 год в лавре проживают 200 монахов и 50 послушников.

Праздники Почаевской Лавры

  • 5 августа — день Почаевской Божьей Матери;
  • 10 сентября — день памяти преподобного Иова;
  • 12 мая — день памяти преподобного Амфилохия.

Наместники

  1. Преподобный Мефодий Первоначальник Почаевский (конец XII — начало XIII)
  2. Преподобный игумен Иов Почаевский (1604—1648)
  3. Самуил (Добрянокий) (1648—1658)
  4. Дорофей (Третьякович) (1658—1659)
  5. Досифей (1659—1666)
  6. Ефрем (Шацкий) (1666—1668)
  7. Софроний (Подчаевский) (1668—1669)
  8. Каллист (Мековский) (1669—1675)
  9. Феодосий (Левицкий) (1675—1683)
  10. Иосиф (Добромирский) ((1675) 1683—1689)
  11. Кассиан (Рыбчинский) (1689—1690)
  12. Евфимий (Моравский) (1690—1693)
  13. Иннокентий (Ягельницкий) (1693)
  14. Иакинф (Жуковский) (1693—1699)
  15. Иосиф (Саевич) (1699—1711)
  16. Лука (Палеховский) (1711—1714)
  17. Юстиниан (Радзикевич) (1714—1715)
  18. Арсений (Качеровский) (1715—1716)
  19. Пахомий (Заблоцкий) (1716—1720)
  20. Гедеон (Левицкий) (1720)
  21. Антоний (Рафальский) (1832—1834)
  22. Григорий (Немоловский) (1834—1848)
  23. Неофит (Лелннович) (1848—1860)
  24. Архимандрит Амвросий (Лотоцкий) (1860—1865)
  25. Архимандрит Феодосий (1865—1868)
  26. Архимандрит Павел (июль 1868 — декабрь 1868)
  27. Архимандрит Михаил (1868—1871)
  28. Архимандрит Смарагд (1871—1872)
  29. Архимандрит Иоанн (Якубович) (1872—1883)
  30. Архимандрит Геронтий (1883—1884)
  31. Архимандрит Валентин (1884—1886)
  32. Архимандрит Модест (Стрельбицкий) (1886—1891)
  33. Архимандрит Ириней (1891—1895)
  34. Архимандрит Филарет (1895—1900)
  35. Архимандрит Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — сентябрь 1909)
  36. Архимандрит Тимолай (Ерин) (1905—1912)
  37. Архимандрит Паисий (1912—1920)
  38. Архимандрит Дамаскин (Малюта) (1920—1931)
  39. Архимандрит Паисий (1931 (повторно))
  40. Архимандрит Никодим (Гонтаренко) (1931—1932)
  41. Архимандрит Пантелеймон (Рудык) (1931—1940)
  42. Архимандрит Панкратий (Гладков) (1941—1943)
  43. Архимандрит Панкратий (Кашперук) (1943—1946)
  44. Архимандрит Елисей (Абрамчук) (1946)
  45. Архимандрит Иосиф (Забарный) (1946—1950)
  46. Архимандрит Иннокентий (Леоферов) (1950—1953)
  47. Архимандрит Севастиан (Пилипчук) (1953—1962)
  48. Игумен Варфоломей (Бабяк) (1962—1964)
  49. Архимандрит Августин (Шкварко) (1964—1970)
  50. Архимандрит Самуил (Волынец) (1971—1974)
  51. Архимандрит Иаков (Панчук) (1974—1982)
  52. Архимандрит Николай (Шкрумко) (1982—1985)
  53. Архимандрит Марк (Петровцы) (1985—1988)
  54. Архимандрит Онуфрий (Березовский) (1988—1990)
  55. Епископ Иаков (Панчук) (1990—1992)
  56. Епископ Феодор (Гаюн) (1992—1996)
  57. Митрополит Владимир (Мороз) (с 1996)

Святыни

Почаевская икона Божией Матери

  • след стопы Божьей Матери с источником целебной воды ;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
  • мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Сооружения

Преображенский собор (2011—2013)

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • Лаврская колокольня (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)
  • Почаевская духовная семинария
  • Храм Великомученицы Варвары
  • Подземный храм Иова Почаевского
  • Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова
  • Часовня в честь 400-летия перенесения Почаевской иконы Божьей матери
  • Летний алтарь
  • Водонапорная башня
  • Преображенский собор (2011—2013 гг.)

Примечания

  1. Минюст Украины отменил передачу сооружений Почаевской лавры Украинской православной церкви. ТАСС (23 ноября 2018). Дата обращения 24 ноября 2018.
  2. Почаевская Успенская лавра
  3. Свято-Успенская Почаевская лавра — Свято-Успенский собор.
  4. Стиль бароко в архітектурі українських церков. (укр.)
  5. Из дневника П. Г. Дивова. 1831 год. // Русская старина. — 1899, декабрь. — С. 524—542.
  6. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви по проекту Положения о временном Высшем управлении Православной Церкви на Украине 7 (20) Сентября 1918 года. // Собрание определений и постановлений священного собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. М., 1994. Вып. 4. C. 15-19.>
  7. ГРАМОТА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, СВЯТЕЙШЕГО ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ НИКОЛАЮ, МИТРОПОЛИТУ КЕССАРИЙСКОМУ, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ ПРЕСТОЛА ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА от 12(25) марта 1922 г. № 340. //»Церковные Ведомости», № 4, 1/14 мая 1922 г. C.1-3.
  8. Постановление Святейшего Патиарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви, от 7/20 ноября 1920 года № 362 // «Церковные Ведомости», № 1, 15/28 марта 1922 г. С. 2-3
  9. Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961 года.
  10. Василий (Родзянко). Моя судьба. Воспоминания — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 416 с. — С. 315. — ISBN 978-5-7533-0985-3.
  11. Православные наместники | Жить в Почаеве

Литература

  • Объятия Отча… Очерки по истории Почаевской Лавры / Сост. свящ. Владимир Зелинский. — Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2000. — 192 с. — 5000 экз. — ISBN 966-560-167-9.

Ссылки

  • Официальная страница Почаевской лавры
  • Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Почаевская на сайте «Русское православие»
  • Как разгоняли монастырь (1959—1966)

  • Киево-Печерская лавра (УПЦ МП, 1688)
  • Почаевская лавра (1833)
  • Уневская лавра (УГКЦ, 1898)
  • Свято-Иоанновская лавра (УГКЦ, 1927)
  • Святогорская лавра (УПЦ МП, 2004)

В скобках указана конфессия и год присвоения статуса

Лавры Русской православной церкви по годам присвоения статуса

  • Киево-Печерская лавра* (1688)
  • Троице-Сергиева лавра (1742)
  • Александро-Невская лавра (1797)
  • Почаевско-Успенская лавра* (1833)
  • Святогорская лавра* (2004)

* — в составе Украинской православной церкви (Московского патриархата)

Церковный бизнес, расцветший сегодня буйным цветом и, несмотря ни на какие тяготы жизни большинства людей (а во многом и благодаря им) набирающий обороты – удручающее явление. “Торговля” именем Бога не имеет ничего общего с истинной духовностью и Верой. У каждого, безусловно, свой способ веры и “взаимоотношения” с Богом и церковью, но это не тема сегодняшнего фоторассказа. Я, как и многие другие, верю в силу места, в его неслучайность (богоизбранность), если речь идет о старинных, намоленных церквях и храмах. Поэтому такие места, как Киевская Лавра, о которой я писала накануне Рождества, и Почаевская Лавра для меня значат очень много. И еще больше стали значить после того, как… Но обо всем по порядку.

1.

Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 километров от города Тернополя и за 24 километра от города Кременец, о котором я рассказывала вчера.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После разгрома Киева и уничтожения его святынь некоторые православные иноки из святых киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Не зная о самом главном празднике Лавры – Чудотворной Почаевской Иконы Божией Матери, который отмечается ежегодно пятого августа, мы приехали именно накануне праздника. Со всех уголков Украины, а также из России, других соседних государств съезжались верующие. Прибывали автобусы с иконами на ветровом стекле. Ждали приезда Блаженнейшего митрополита Киевский и всея Украины Владимир и Божественной Литургии по случаю праздника. Иконе свыше 400 лет, ее почитают как одну из самых больших святынь Русской Церкви.

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и оставил ей за гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.
От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте:

Поэтому подготовка к празднованию шла полным ходом.

Гостевые комнаты лаврской гостиницы были переполнены, запахи готовящейся еды для мирян доносились из гостиного дома. Но несмотря на многолюдье, мы оказывались у святынь в такие минуты, когда по странному стечению обстоятельств толпы верующих куда-то исчезали. Как так получалось, мне до сих пор непонятно. Как будто кто за руку и на праздник привел, и по Лавре вел. Удалось приложиться к Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, которую опускают с ее высокого места буквально на несколько часов по праздникам…

Здесь же, на территории Лавры, по преданиям хранится отпечаток Целительной стопы Пресвятой Богородицы.

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.
Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, причинял обители много бед, желая закрыть монастырь и забрать имения себе. В 1623 году он направил в монастырь своих слуг, которые ограбили обитель и украли Чудотворную Икону. Один раз, позвав гостей, он одел свою жену в священницкие ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмехательства. Но тотчас на жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.
В 1674 году один почаевский монах находился в турецкой неволе. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

В 1675 году огромное войско турецкого султана Магомета IV под руководством визиря Кара-Мустафы вошло на русские земли, уничтожая все на своем пути. Пятидесятитысячная конница турок и татар подступила к стенам незащищенного православного Почаевского монастыря. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря отец Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Богородицы. В это время над Свято-Троицким храмом явилась сама Богородица с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки, и начали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрельцов. Ужас и паника охватили захватчиков, и они кинулись бежать.

Вот такие вот истории о чудесах дошли до наших дней.

Так выглядит ранним утром Свято-Успенский собор Почаевской Лавры:

3.

4.

5.

6.

7.
Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев:

8.
На протяжении многовековой своей истории территория храма прирастала новыми сооружениями:
• Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
• Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. Щусев)
• келии (1771—1780 гг.)
• Архиерейский дом (1825)
• звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
• надвратный корпус (1835)

Наше внимание привлекли мозаики Собора Святой Троицы. Поинтересовались. Оказывается, Собор Святой Троицы был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Удивительные мозаики, вернее — эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа. Вот эти мозаики:

9.

Но несмотря на художественность и духовность созданных образов, “в последнее время церковь очень враждебно настроена против всего, что связано с именем Рерихов. В церковных кругах сложилось нетерпимое и даже агрессивное отношение к их культурному наследию. Церковь сознательно нагнетает напряжённость между отечественным православием и рериховским движением, происходят постоянные нападки на философские труды семьи Рерихов, особенно на Учение Живой Этики, главная цель которого — это совершенствование человека на пути духовной эволюции”. Источник

В Почаевской Лавре покоятся нетленные мощи преподобного Иова (1551-1651). Еще в раннем возрасте он был благочестивым отроком, и в 12 лет принял монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет его посвятили в священники, а вскоре после этого он принял великую схиму с именем Иоанн. Более 20 лет он пробыл игуменом в Дубенском монастыре на Волыни. За благочестивую жизнь Господь прославил его чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, которое наступило 28 октября 1651 года, множество людей видели необыкновенное сияние над его могилой, обращались за помощью к Преподобному, получали ее, а также исцелялись от болезней. В 1659 году 28 августа, в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества людей, были подняты с земли нетленные мощи Препрдобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия покоятся здесь же. В двадцатом веке в Почаевской Лавре пролил новый свет веры и благочестия преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году выбирает тернистый путь спасения и поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении виполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно стает известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа было арестовано и отправлено в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный. Вся жизнь святого было служение Господу и ближнему. После его смерти 1 января 1971 года на могиле старца стали случаться чудеса и исцеления, которые не заканчиваются и поныне.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения
Панихиды по усопшим совершаются после ранней и поздней литургии. Вычитки над душевнобольными совершаются ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней). Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 в Похвальной церкви (кроме праздничных дней).

Застали мы и Крестный ход:

Территория Лавры видоизменяется и дальше, идут строительные работы, как нам объяснили, по сооружению гостевых помещений:

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Явление Богородицы на Почаевой горе

Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель — он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах — Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

Преподобный Иов Почаевский

Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.

Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции — в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

Почаевскяа братия пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год.

Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность — открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение — как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года — Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

Свято-Успенская Почаевская Лавра — Почаев

Свято-Успенская Почаевская Лавра находится на Западе Украины в небольшом городе Почаев, Тернопольской области. Я давно хотела посетить православную святыню. И в очередном маршруте по Украине нам это удалось.

Наш маршрут по Украине продолжался. На ночь мы остановились в городе Кременец, неподалеку Почаевской лавры. Удобное расположение, сделало его популярным среди туристов и паломников.

Мы остановились в Мотеле Гостиный двор, который расположен на выезде с Кременца, возле поворота на Ямполь. Цены на жилье там достаточно демократичные. Условия соответствуют цене, в принципе в номере все необходимое было. При мотеле есть неплохое кафе. Еда простая, но вкусная. О Кременце я рассказывала раньше. Город сам по себе интересный и живописный, поэтому будете проездом, имейте в виду.

Поездка в Почаев

Проснувшись с утра пораньше, мы погуляли по городу и поднялись на основную его достопримечательность – Замковую гору. После чего отправились в Почаев. Ехать оказалось совсем недолго, около 10 километров. Крупнейший православный храмовый комплекс уступает по своим масштабам лишь Киево-Печерской Лавре. Золотые купола и светлое убранство лавры виднелись издалека. И я с нетерпением ждала знакомство с ним.

Храм расположен на горе, где в далеком прошлом поселились монахи, бежавшие с поверженного монголо-татарами Киева. От них и пошло название города Почаев. Православные иноки нарекли новую местность по названию притока Днепра – Почайна.

Почаев небольшой город, поэтому найти монастырь не составит труда. В этот день был православный праздник. Десятки автобусов и машин, заняли все улицы небольшого города. Пришлось немного покружить, чтобы найти, где припарковаться.

Было около 10 утра. Как оказалось это уже поздновато, так как Чудотворную икону опускают в 5 утра. Только в это время можно к ней приклониться. К сожалению, узнали мы об этом только по приезду.

Не волнуйтесь, если у вас не оказалось соответственной одежды, все можно купить перед входом в Почаевскую лавру. Длинный торговый ряд протянулся на несколько десятков метров. Чего только здесь нет: юбки, рубашки, платки, мед, магниты и многое другое.

Перед поездкой я долго искала ситцевую рубашку. В ней я хотела окунуться в Источнике Святой Анны, к которому мы отправились после Почаева. Потратила уйму времени, чтобы ее найти. Да, и выбор здесь больше, и цена ниже. Расстраиваться по мелочам я не стала. Купила маме рубашку, она давно хотела.

Торговые ряды остались позади, а перед нами открылся вход в Почаевскую лавру. На воротах нас встретил грозный дяденька. Нет! Он не взимает плату, а следит за дресс-кодом посетителей. Да-да, именно!

Правила посещения Почаевской лавры

1. У девушек и женщин должна быть покрыта голова.

2. Женщины обязательно должны быть в юбках или платьях ниже колен. В брюках нельзя.

3. Плечи и декольте должны быть закрыты

3. Мужчины входят на территорию без головного убора

4. Мужская одежда не должна состоять из шорт, спортивных штанов и маек

Честно сказать, я отношусь к некоторым правилам скептически. Мне кажется, что главное идти к Богу с открытой душой и не важно, что на тебе надето. Но правила, есть правила. Если их не придерживать, то в Почаевскую Лавру не пустят. Поэтому если очень хочется попасть в этот храм, подойдите серьезно к выбору одежды. При нас девушку развернули, потому что юбка была недостаточно длинной (немного выше колена).

Архитектура Почаевской лавры

Нас беспрепятственно впустили, и мы пошли гулять Почаевской лаврой. На территории лавры находится пять храмов:

  1. Успенский собор (хранятся стопа и чудотворная икона Божией матери)
  2. Храм преподобного Иова Почаевского (хранятся мощи прп. Иова и Амфилохия)
  3. Троицкий собор
  4. Похвальная церковь
  5. Преображенский собор

В центре православного комплекса расположен собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1771 году в стиле позднего барокко. Пышное светлое убранство храма и золотые купола как будто достают до небес. Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери. Внутреннее убранство собора украшено иконами и росписью, связанными с историей монастыря.

На территории Почаевкой лавры находится колодец прп. Иова. Поэтому если вы хотите набрать святой воды, нужно взять с собой пустые бутылки.

Масштабы Лавры достаточно большие. На территории также расположены трапезные, иконные лавки, странноприимная (гостиница), две часовни, колокольня, духовная семинария, летний алтарь.

На праздники людей в лавре достаточно много, особенно это ощущается внутри храмов и в очередях за свечками и другими церковными принадлежностями. Лучше приготовить деньги без сдачи – будет немного быстрее.

Трапезных в Почаевской лавре две. Одна платная, вторая без. Вторая находиться со стороны автостоянки (Экономских ворот).

Святыни Почаевской Лавры

Много приданий связано со святынями Почаевской Лавры. Они до дрожи пронизывают душу и сердце. Я думаю, не стоит пересказывать их. Существует множество источников, где можно почитать о них. Я даже нашла интересный фильм, описывающий чудеса святынь Почаевской лавры. Я лишь перечислю их, чтобы вам было легче искать.

  1. Стопа Пресвятой Богородицы — первое чудо и главная святыня Почаевской лавры.
  2. Чудотворный образ Почаевской Пресвятой Богородицы. (Храниться в Успенском соборе. Ее опускают каждое утро в 5 утра).
  3. Святые мощи преподобного Иова Почаевского. (Хранятся в одноименном храме)
  4. Четвертой святыней Лавры является преподобный Амфилохий Почаевский.

Множество чудес переплелись вокруг них, которые пересказываются, и по сей день.

Нажмите для увеличения карты.

Праздники в Почаевской лавре

Кроме православных праздников, которые мы знаем в Почаевской лавре есть особенные дни, прославляющие ее святыни.

  • 12 мая день прославления Преподобного Амфилохия Почаевского
  • 5 августа праздник Почаевской иконы Божьей матери
  • 28 августа Успение Пресвятой Богородицы
  • 10 сентября поминается Преподобный Иова Почаевский

В эти дни в Почаевскую лавру съезжается огромное количество паломников со всех уголков Украины.

Почаевская лавра – Где остановиться

В начале статьи я уже писала, что мы остановились в городе Кременце в Мотеле гостиный Двор. Нам было удобно это расположение, к тому же, к Почаеву, всего 10 км. Это хороший вариант, если вы едите на автомобиле.

Если вы едите поездом или автобусом, можно остановиться в самой Почаевской лавре. Номера лучше бронировать заранее, особенно на праздники. Обратите внимание, что номера нельзя бронировать в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.

Номера есть с удобствами в комнате и общие (на этаже). Количество человек в комнате от 2 до 7. Цена от 140 до 450 грн.

Резюме. Свято-Успенская Почаевская Лавра, в небольшом городе Почаев славится своими Святынями по всей Украине и за ее границами. Я давно хотела посетить Лавру и приклониться к ее Чудотворным духовным ценностям, о которых так давно слышала. Мощная энергетика этого места чувствуется с первых минут пребывания. Очень на моленное место. Кто хочет посетить, обязательно съездите!

С чистым сердцем и душой мы отправились к Источнику Святой Анны. О нем, в следующей статье.

Как добраться до Почаева

На автомобиле из Киева

Мы ехали по маршруту Киев-Ровно-Луцк-Дубно-Кременец-Почаев.

GPS координаты: 50´0´17.6´´N, 25´30´30.5´´E

На поезде из Киева

Добраться можно на любом поезде до Львова или Ужгорода. Выйти нужно на станции Радивилов. От нее на маршрутке около 25 км. Можно и на остановке Тернополь выйти. И доехать маршруткой до Почаева.

На автобусе из Киева

С ж/д вокзала до Лавры ходят автобусы, возящие паломников (служба Путник). Расписание можно посмотреть у них нас сайте

Также с ж/д вокзала можно доехать на маршрутке Киев – Почаевская Лавра.

Отправка с Киева: 7.00, 11.00, 14.00, 15.00, 17.00, 19.00, 21.00, 22.00

Автобусами перевозчика Босфор с автовокзала

Полезная информация (Свято-Успенская Почаевская Лавра – Почаев)

Адрес:

Тернопольская область, г. Почаев

GPS координаты:

50´0´17.6´´N, 25´30´30.5´´E

Советы:
  • В Лавру нужно одеться соответственно, а то могут не впустить (см. правила посещения Почаевской лавры)
  • Чудотворную икону опускают в 5 утра. Потом ее возвращают на место.
Что взять:
  • Платок на голову
  • Мелкие деньги, чтобы купить свечки не тратя время
  • Пустые бутылки, чтобы набрать Святой воды

Аренда квартиры апартаментов в Тернополе
Очень удобные и быстрые варианты — аренды квартир и апартаментов в Украине через сервисы hotels24.ua и dobovo.com

Мы составили список полезных и проверенных ресурсов, которыми сами пользуемся в путешествиях. Они помогают нам сэкономить время деньги и нервы.

Aviasales – бюджетные авиабилеты по всему миру.
Buruki – тоже поиск авиабилеты по всему миру.

hotellook – поиск бюджетного жилья, отелей и апартаментов по всему миру и по всем популярным сайтам бронирования, включая Agoda, Booking.com и другие популярные системы бронирования.

hotels24.ua – привычный и удобный поиск и бронирования жилья в Украине.
dobovo.com – аренда и бронирование посуточно квартир в Украине.

MyRentacar – прокат автомобилей.Черногория, Россия, Крым, Чехия.

Busfor – удобный сервис бронирования и покупки автобусных билетов по Украине, России, Европе и странам СНГ.

Cherehapa – покупка страховки в путешествие онлайн. Для визы тоже подходит.
Tripinsurance – тоже покупка страховки онлайн.

Kiwitaxi – бронирование трансфера с аэропорта.

​Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

mir_mak

Свято-Успенская Почаевская лавра, или Почаевский православный мужской монастырь – крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западной Украине. Уступает он только Киево-Печерской лавре в Киеве.
Расположена лавра, в центре небольшого города Почаев, в семидесяти километрах от Тернополя.
2.
Поскольку лавра находится на высоком холме, заметить ее можно еще издалека. Создается впечатление, что монастырь парит в воздухе, воткнувшись своими куполами в самое небо.
Монашеский скит на этом месте был основан монахами из Киево-Печерской лавры, которые спасались бегством от нашествия монголо-татар в 1240 году. По преданию, им явилась Богородица, оставив след своей стопы на скале, из которого впоследствии забил Святой источник. Это явление стало знаком для монахов, что здесь они будут под защитой самой Божьей Матери.
Слухи об этом чудесном событии стали привлекать сюда все больше и больше верующих христиан. Многие из них оставались с монахами, пополняя число братии. Возникла необходимость в постройке первой деревянной церкви у подножия горы (сейчас на ее месте стоит часовня).
3.
Со временем деревянную церковь сменила каменная Свято-Успенская церковь, положившая начало храмового праздника Успения Божией Матери.
Так, постепенно, с конца 16-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.
В 1597 году , местная помещица Анна Гойская, передает в дар монастырю значительные земельные угодья, имения и великую святыню — чудотворный образ Божьей Матери, которую ей подарил греческий митрополит Неофит, и от которой произошло чудесное исцеление ее брата, страдавшего врожденной слепотой.
Икону стали именовать Почаевской и она стала второй святыней монастыря.
Чудотворный образ и заступничество самой Богородицы еще не раз выручало обитель в течении последующих четырех столетий.
4.
С приходом в наместники обители Иова Железо (Преподобного Иова Почаевского), в жизни монастыря начинается новая эпоха. Благодаря ему, в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь, в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, до этого след оставался под открытым небом более 400 лет.
Тогда же, обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения, на самой вершине горы был вырыт колодец , а у ее подножия — пруд.
Умер преподобный Иов Почаевский в 1651 году, в возрасте 100 лет. Его нетленные мощи хранятся в Пещерном храме и считаются чудотворными.
5.
Летом 1675 года, пятидесятитысячное турецкое войско окружило монастырь с целью его захвата. Всю ночь осажденные монахи усердно молились перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Утром, во время пения акафиста произошло чудо — над куполами Свято-Троицкой церкви явилась сама Царица Небесная в окружении ангелов и Преподобного Иова Почаевского, молящегося Богородице о спасение своей обители.
Враг был поражен увиденным и отступил от монастыря.
6.
Не берусь пересказывать всю историю Почаевской лавры и жизнеописания ее сподвижников, в одном посте всего не уместить.
Предлагаю просто полюбоваться видами обители, тем более, что она действительно того заслуживает.
7.
Слева — водонапорная башня.
8.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородице.
9.
Днем монахов в монастыре почти не заметно. Практически бегом, мимо пронеслись два представителя монастырской братии.
10.
Широкий монашеский шаг.
11.
В этот день мне повезло, людей было не много, а в небе не было ни одного облака.
12.
Территория Лавры находится в безупречном состоянии: плитка, клумбы, цветы, газоны, и просто идеальная чистота.
13.
14.
15.
Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаикой по эскизам Николая Рериха.
16.
17.
Внутреннее убранство лаврских храмов также потрясает свои великолепием, но много щелкать фотоаппаратом внутри, как-то рука не поднимается.
18.
19.
20.
Летний алтарь.
21.
65-ти метровая колокольня.
22. 23.
24.
Главный вход в лавру – Святые лаврские ворота, вернее с этой стороны – ее главный выход.
25.
Гулять по территории лавры – одно удовольствие.
26.
27.
28.
29.
С холма открывается чудесный вид на окрестности.
30.
Вдалеке можно разглядеть купола Свято-Духовского скита – первого монашеского поселения на Почаевской земле.
31.
32.
Монастырский сад и огород.
33.
34.
Хоздвор Почаевского монастыря.
35.
Вход в Пещерный храм где хранятся мощи Преподобного Иова Почаевского.
36.
Самая главная святыня Почаевской обители – след Богородицы.
37.
В наши дни, Почаевская лавра имеет огромное духовное значение для христиан всего мира.
Почаевский монастырь ежегодно посещает более миллиона паломников
38.
Неподалеку от Почаевского монастыря, в селе Онишковцы, находится целебный источник Святой Анны.
Многие паломники используют его как обязательное дополнение к посещению монастыря.
39.
Около источника оборудованы раздевалки и прочие удобства, так что никаких специальных приготовлений, кроме как готовности окунуться в воду, температура которой не выше 4-х градусов Цельсия – круглогодично, не понадобится

40.
История возникновения источника, относятся все к тем же временам татаро-монгольского нашествия. На месте разрушенной ними церкви, чудесным образом появилась икона Святой Анны. Нашедшие икону жители села Онишковцы, отнесли ее в свой сельский храм. Но, на следующее утро, икона загадочным образом вернулась на место своего появления. История повторилась несколько раз, пока местные жители решили ее больше не перемещать, смекнув что Праведная Анна сама выбрала это место, освятив его появлением своего образа.
Спустя некоторое время, в память об этих событиях, здесь была построена часовня, около которой забил Святой Источник.
41.
В советские времена часовню закрыли, а источник засыпали землей. Только в 1991 году, усилиями местных жителей источник был расчищен и перестроен в специальную купальню. Иногда его называют озером Святой Анны.
42.
Библия повествует, что Святые Иоаким и Анна, прожив долгую и праведную жизнь так и не стали родителями. Но даже на склоне лет, они не переставали усердно молиться Богу, соблюдать пост и не терять надежды на чудо. В конце концов, Бог услышал их молитвы и подарил им дочь Марию – мать Иисуса Христа.
С тех пор Святая Анна почитается в христианстве как покровительница матерей и материнства.
43.
44.
Если нет желания окунаться в целебные воды в общей купели, это можно сделать в отдельных кабинках.
45.
46.
47.
48.
49.
Поскольку вода в источнике обогащена кремнием и серебром, кроме духовного оздоровления, она также благотворно влияет и на физическое здоровье человека.
50.
51.
Очень правильная молитва, на табличке слева!
52.
Несколько лавок, с церковной атрибутикой, и большим выбором женских облачений для купания в источнике.
53.
54.
Колодец, в котором можно самостоятельно набрать святой воды.
55.
56.
57.
Благодарственные слова.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

По одной версии название Почаев — производное от дохристианского имени Почай, по другой — название произошло от киевского монастыря на реке Почайна, откуда в 1240 году сбежали в эти места монахи, скрываясь от орды Хана Батыя и основали здесь новый монастырь, сохранив старое название.

Еще одну версию связывают с появлением Пречистой Девы, или Поча-Девы, которая сотворила и показала чудо на горе, где сейчас находится Лавра. По преданию священников Почаевской Лавры — на скале в огненном сиянии появилась Богородица. В одной легенде говорится, что почаевский пастух видел это чудо, а когда он приблизился к Матери Божьей, то она исчезла. На скале, там где стояла Богородица — остался отпечаток правой стопы и забил источник, вода которого обладает чудодейственными свойствами — излечивает от всяких недугов. Очевидно, окончательное мнение о происхождении названия Почаев — за учеными, лингвистами.

ИСТОРИЯ ПОЧАЕВА

в 1442-ом великий князь литовский Казимир IV Яґеллончик предоставил поместье Почаев кременецкому войту, 1451-го передал слуге Ваське Стрельцу; впоследствии Почаев принадлежал господам Бережецких, в начале 16 в. — богатому украинскому благородному роду Гостскому (Гойских). 1597 вдова луцкого земского судьи B. Гойского Анна Гойская основала в имении православный мужской Успенский монастырь и выделила ему 10 волок земли (ок. 200 га) и 6 семей подданных, по соседству с селом Почаев (ныне с. Старый Почаев) основали новую деревню.

Это монастырское село составляет древнейшую составляющую нынешнего города Почаев. 1602 имение Почаев передали от Гойских польскому благородному роду Фирлеев, 1662 — Тарновским. Во 2-й половине XVII века Тарновские основали под монастырем с. Новый Почаев, во 2-й половине XVIII в. — с. Березина. Около 1730 при монастыре основано Почаевскую типографию. 1778 граф Ян Амор Тарновский испросил у короля Станислава Августа Понятовского привилегию на осснование в имении Почаев городка, получившего название Новый Почаев.

По 3-му разделением Речи Посполитой (1795) территория Почаева отошла к Российской империи. Сначала Новый Почаев принадлежал к Дубенского уезда, при следующем административно-территориального размежевания — Кременецкому уезда Волынской губернии. 1802-го Тарновские заложили этот городок и село Березина, 1842-го по указу императора монастырское село Юридика и закладные поселения перешли в ведение палаты государственных имуществ, 1858 — окончательно присоединены к государственным имениям. В 1-й половине 19 в. графы Ржищевские осадили по соседству с Новым Почаевом село Новый Тараж, или Редкодубы (ныне относится к Почаева).

В результате крестьянской реформы 1861 городок Новый Почаев стал центром Почаевской волости. В конце 19 в. к этой административно-территориальной единицы принадлежало 22 населенных пункта, объединенные в 15 сельских общин. Подавляющее большинство населения города Новый Почаев и сел Юридика, Березина и Новый Тараж занималась сельским хозяйством, часть — торговлей, некоторые работал в мастерских Почаевской лавры. Из учебных заведений в начале 20 в. в Новом Почаеве — двокласова церковна школа и школа грамоты.

24 августа 1915 Новый Почаев, который после начала 1-й мировой войны оказался в прифронтовой полосе, заняли австро-венгерские войска, летом 1916 — русская армия. В феврале 1918 Новый Почаев заняли немецкие войска, в июне 1919 — большевики, в августе — 1919 — поляки, которых 26 июля 1920 снова вытеснили большевики, 8 сентября 1920 — польские войска. В начале 1930-х городок Новый Почаев разделен на 2 населенных пункта — город Почаев, где почти 2/3 населения — евреи, и с. Новый Почаев. Основное занятие — земледелие. В сентябре 1939 территорию Почаева оккупировала Красная Армия. В начале 1940 городок получил статус пгт и стал центром новообразованного Почаевского района.

30 июня 1941 Почаев заняли немецкие войска. 20 марта 1944 в населенный пункт вступили войска 1-го Украинского фронта. 8 мая 1978 г. предоставили Почаеву статус города.

ПОЧАЕВ — ЧУДО ЯВЛЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

Свято-Успенская Почаевская Лавра, где находится Почаевская икона Божией Матери, отличается долгой и необычной историей. Первое летописное упоминание о ските датируется 1527 г., но обители иноков возникли на этих землях намного раньше – ещё в XII веке. Согласно преданию, место, где следовало заложить храм, монахам указала сама Богородица. Вот как это произошло.

В то время на Киевскую Русь часто нападали татарские войска, сжигая города, разрушая храмы и уводя в плен мирных жителей. Стремясь укрыться от захватчиков, несколько подвижников отправились в путешествие на земли Волыни. Устав от трудного пути, один из них решил отдохнуть на вершине горы. И вдруг перед ним предстало великолепное видение – стоящая на камне Дева Мария, окружённая огненным ореолом. Испугавшись, монах сбежал по склону, призывая своего брата. Вместе они пали на колени и стали молиться, славя Небесную Царицу и прося Её явить им свою волю. В то же время мимо проходил пастух с отарой овец – он также узрел Божью Матерь и присоединился к молитве.

Вскоре видение рассеялось. Но, как неоспоримый знак присутствия Богородицы, на скале остался отпечаток Её ступни, из которого проистекала вода. Этот чудесный родник существует до сих пор – и, хотя к нему припадают многие христиане, он не иссякает, а наполняется вновь и вновь.

Постепенно слава о целебном источнике и возведённом около него монастыре распространялась по украинским землям. В обитель стекались всё новые и новые монахи и паломники, а многие известные дворяне даровали ей земельные наделы, деньги, драгоценности и реликвии.

Именно в г. Почаев Кременецкого района Тернопольской области находится Почаевская Лавра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *