Похороны в свадебном платье

Содержание

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – это всегда страшное и очень неприятное событие. Особенно, когда в гробу лежит молодая девушка в свадебном платье. Как тогда чувствуют себя родные и близкие, которые мечтали о свадьбе и рождении детей, а присутствовали на похоронах. Может быть облачение умерших девушек в свадебный наряд – ничто иное как воплощение несбывшейся мечты?

Зачем хоронят в свадебном платье

За долгие века православные обряды, включая похорон, потерпели некоторые изменения. Так например, похорон незамужних молодых девушек похож на обряд, который чем-то повторяет свадебную церемонию.

Согласно преданиям, если молодые парни и девушки умирали до того, как вступят в брак или найдут пару, то их души обречены на вечное скитание между миром мертвых и живых. Многие верили, что такие души несут опасность для живых. Именно поэтому славяне проводили специальные обряды, которые очень напоминали славянский обряд венчания.

Почему девушек хоронят в свадебных платьях? Объяснений такого поступка есть несколько:

  • Если молодые гибнут до вступления в брак, то их также стоит похоронить в свадебных костюмах. Это принято делать для того, чтобы они были постоянно вместе и неразлучно на том свете.
  • Белый цвет принято считать цветом невинности. Девушек, которые ни разу не познали настоящей любви, принято хоронить именно в белых нарядах. Их считают невестами Христа.
  • Иным объяснением есть то, что одевая девушку в белое платье, родственники выполняют ее мечту – стать невестой.

Кого хоронят в свадебном платье

Есть такое поверье, что если девушка умрет до того момента как выйдет замуж, то ее душа не будет знать спокойствия на том свете и будет скитаться. Поэтому родственники умершей девушки приобретают не только платье, но и прочие свадебные атрибуты (туфли и фату).

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В городах до сих пор придерживаются выбора в какой одежде хоронят женщин и наряда для умершей девушки. А вот в сельской местности проводят практически полноценный обряд «свадьбы». Мало того, что это свадебное платье, фата и туфли, это еще и специальные «свадебные» караваи. Их пекут специально и делят между всеми присутствующими.

Жених для мертвой невесты

Также ранее выбирали «жениха» для умершей девушки. Его нарядно одевали и он следовал за гробом. Если подходящего не было, то им мог быть камень или фруктовое дерево, на которое надевали шляпу. Девушкам на голову вместо фаты одевали венок, а второй – на голову парня. После того, как гроб опускали в землю, то и второй венок бросали в могилу. На таких действиях играла веселая музыка и танцевались хороводы.

Такая традиция со временем также изменилась. Но до сих пор остается тот факт, что незамужних хоронят в свадебных платьях. Придерживаться этого или нет – это лично решение родственников умершей. Тоже касается и возраста, до которого стоит одевать на девушку свадебное платье. Одни считают, что это должно касаться только девственниц и молодых незамужних девушек, а если девушка уже постарше, но тоже незамужняя, то можно одеть просто белый наряд.

Решать такой вопрос стоит только родственникам умершей или следовать последней воле.

Господь всегда с Вами!

Почему молодых девушек провожают в последний путь в белом платье?

Красивое белое платье вызывает, скорее, светлые ассоциации: ведь мы чаще всего представляем невесту, облаченную в новый наряд. Однако подвенечное платье одевают не только будущие жены, оно также предназначается девушкам, которым уже не суждено вступить в брак. Почему же свадебное белое платье традиционно является нарядом для юной покойной?

Корни таких обрядов уходят далеко в прошлое. Раньше люди верили, что если парень или девушка уйдут из жизни, не успев соединиться узами брака, их душам суждено вечно скитаться неуспокоенными, между загробным миром и миром живых. Такие души, как и души самоубийц или некрещеных, могли нанести серьезный вред живущим. И для того, чтобы этого не произошло, славяне проводили стилизацию похорон под свадьбу.

«Мертвая свадьба»

Чтобы похороны действительно походили на свадьбу, выбирался парень, который брал на себя роль жениха: его облачали в торжественный наряд и в процессии он занимал место около гроба молодой девушки. Если такого парня не было, то для организации таких похорон люди использовали обычный камень или фруктовое дерево, на которое одевали шляпу.

Сама девушка была облачена в белое платье и светлые сапожки. Для проводов девушки специально плели венки. Один венок предназначался покойной (сейчас используется фата или вуаль), а второй – юноше-жениху. Как только гроб опускался в могилу, венок «жениха» кидали на него либо весили на крест.

Часто на похоронах молодой девушки звучала не траурная, а веселая музыка, люди водили хороводы и пекли каравай, угощая им всех присутствующих.

Другие объяснения

Конечно, поверье о неуспокоенных душах было далеко не единственной причиной, по которой незамужнюю провожали в последний путь в свадебном платье.

  • Считалось, что если молодые должны были пожениться, но не успели, так как погибли, похороны в свадебных нарядах должны были соединить их души на небесах.
  • Белый цвет всегда являлся символом чистоты и непорочности. И так как до свадьбы считалось, что девушка не познала настоящей любви, она становилась невестой Христа.
  • Каждая девушка мечтала выйти замуж. И, облачая молодую в подвенечный наряд, родители как бы воплощали несбывшуюся мечту их дочери.

Эта самые распространенные объяснения данной традиции. Конечно, сегодня люди на похоронах незамужней девушки не выбирают жениха и не водят хороводы, но зато по-прежнему облачают молодую в свадебное платье.

13 жутких посмертных фото, от которых вы содрогнетесь: настоящие или нет?

Невероятные факты

Самые жуткие фотографии, бесспорно, те, от которых веет смертью.

Страшные посмертные снимки –это зрелище не для слабонервных. От них кровь стынет в жилах. Ведь на них люди, запечатленные в последний раз.

У людей, живших в викторианскую эпоху, было свое видение жизни и смерти. Они охотно фотографировались с уже умершими родственниками, выдавая их на фото за живых.

Некоторые из этих фотографий, действительно реальные, другие же были сделаны забавы ради.

Взгляните на следующие 13 фото и попытайтесь понять, на которых из них реальные покойники, а которые не что иное, как фейк и обман.

13 зловещих фото, открывающих тёмную сторону жизни

Посмертные фото

1. Фейк: Близнецы на фоне странного объекта в капюшоне

Эта довольно очаровательная фотография двух пухлых, здоровых и живых младенцев была преподнесена пользователям всемирной паутины, как посмертное фото.

Близнецы сидят на фоне драпировки, очень похожей на кусок савана. А саван ассоциируется у нас именно со смертью.

Вы знаете, что это такое?

Скорее всего, задрапированный объект-это мать малышей.

Такой прием под названием «мать-невидимка» позволял сфотографировать самых неспокойных малышей.

На мать накидывалось покрывало, чтобы она могла успокаивать своих детей в случае, если они вели чересчур неспокойно и непоседливо. Скорее всего, она разговаривала с ними, возможно, даже пела.

У малышей на фото глаза открыты, руки опущены вниз, и очевидно, что на заднем фоне их мать, накрытая куском ткани, чтобы в случае чего успокоить младенцев.

Если бы дети были мертвы, необходимости в так называемой «матери-невидимке», держащих их неподвижно, не было бы.

Вывод: дети на этом снимке живы.

2. Реальное посмертное фото: Братья-близнецы, сидящие на диване

Это фотография двух братьев, один из которых смотрит в камеру, обняв брата, кажущегося спящим. Он легко склонил тело, сложив руки на коленях. Парни одеты одинаково и выглядят крепкими и здоровыми.

Но какие причины могли быть для того, чтобы взрослого человека фотографировали спящим? Только младенцев могли заснять во сне.

Для взрослого человека нормальной практикой было и будет фотографироваться бодрствующим.

Кроме того, обратите внимание на лицо брата. В его глазах печаль, а выражение лица застыло в неприкрытой скорби.

Вывод: это настоящая посмертная фотография викторианской эпохи.

3. Фейк: Мать, отец и ребенок

Эта немного разрисованная фотография, на которой семейная пара с ребенком, была объявлена также посмертной. Ребенок все еще находится на коленях матери, взгляды родителей устремлены мимо чада.

В интернете вокруг фото развернулись бурные дискуссии. Многие назвали снимок посмертным. Однако, стоит внимательно приглядеться и можно легко понять, что это не так.

Первая причина, по которой фото не может быть посмертным — это то, что одежда на мужчине не соответствует траурной.

Вторая причина в том, что на ребенке слюнявчик, что свидетельствует о том, что малыш готов к трапезе, а на столе у головы ребенка лежат чашка с ложечкой.

Вопрос: зачем мертвому ребенку нужны слюнявчик и посуда для еды?

Вывод: ребенок на фото жив.

Посмертные фото не для слабонервных

4. Реальное посмертное фото: бородатый мужчина на стуле

Глаза молодого человека, действительно, выглядят мертвыми, но это может быть связано с тем, что очень яркая вспышка на старом фотоаппарате вымывает светло-голубые глаза.

Однако, положение головы и его странная обмякшая поза заставляют поверить в то, что парень, действительно, мертв.

Кроме того, платок на шее явно был использован для того, чтобы зафиксировать голову в необходимом положении.

Снимок довольно холодный, с мертвыми безжизненными глазами и странным поворотом головы.

Вывод: это реальное посмертное фото.

Читайте также: Жуткие факты, скрывающиеся за культовыми фото

5. Реальное посмертное фото: мальчик с белой собакой

Нет никаких сомнений в том, что мальчик на снимке жив. Об этом явно свидетельствует и выражение лица, и его поза.

А вот белый пёс на руках у мальчика, скорее всего, мёртв.

Собаки были самым популярным домашним животным в викторианскую эпоху. Их приравнивали к полноценным членам семьи.

Поэтому неудивительно, что когда любимый питомец умирал, ему также делали посмертную фотографию.

Скорее всего, этот молодой человек настолько любил своего пса, что решил запечатлеть его на фото в последний раз.

Вывод: это реально посмертное фото любимого питомца.

Посмертные снимки

6. Фейк: девочка, отдыхающая на кушетке

Эту девочку преподнесли пользователям всемирной паутины как мертвую. Однако это не так.

Девочку, о которой идет речь, звали Александра Китчин, (известная как Экси). Её часто фотографировал сам Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес».

Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Доджсон) был известен своей страстью к маленьким детям.

Он фотографировал их в разных ракурсах. Это звучит ужасно и не совсем неправильно. Однако, для жителей викторианской эпохи, это не считалось непристойностью.

Снимок с девочкой на кушетке был представлен в качестве посмертного фото.

Но это глубокое заблуждение. Ведь достоверно известно, что Александра Китчин выросла, вышла замуж и родила 6 детей.

Вывод: девочка на фотографии жива.

Пост мортем

7. Фейк: бледная темноволосая женщина, лежащая в окружении белых лилий

У брюнетки на фото впалые глаза, а лицо бледное как будто, действительно, тронутое рукой смерти. Её холодная и тихая красота кажется самим воплощением смерти.

Эта женщина неподвижна, спокойна и красива. В руках у неё книга и четки. Ее тело задрапировано куском ткани из тафты, а ее плечи украшены обрезом искусственного меха.

Искусственный мех? Такое возможно?

Ведь в викторианскую эпоху не было искусственного меха!

Даже бедняки носили мех кролика.

Оказывается, эта фотография является современным произведением искусства под названием «Бриджит», взятое с сайта Deviant Art.

Фотография хотя и современная, но выглядит по-готически мрачно.

И хотя в интернете эта фотография выдаётся за настоящее пост мортем фото, это не что иное, как современная дань уважения викторианской эпохе.

Вывод: девушка на фото жива.

8. Реальное посмертное фото: две девочки в сарафанчиках

Перед нами две прекрасные девочки, сидящие на диване. Скорее всего, эти девочки сестры.

Одна из сестер пристально смотрит в камеру. В её глазах печаль и грусть.

Вторая же девочка кажется мирно спящей. Обе сестры одеты в клетчатые сарафаны…

Если внимательно приглядеться, за спиной спящей девочки можно увидеть книгу, которая подпирает её тело, чтобы оно удерживалось в нужном положении.

10 жутких фотографий и истории, которые стоят за ними

Её руки мирно сложены на груди. Лицо неподвижно и мертвенно бледно.

Теперь взгляните на вторую сестру.

Скорбь в глазах живой сестры не оставляет никаких сомнений в том, что её старшая сестра умерла. Очевидно, родители девочек хотели запечатлеть обеих дочерей вместе в последний раз.

*Для справки: младенческая смертность была высокой в викторианскую эпоху, а в Англии смертность среди детей в возрасте до пяти лет была равной 1 к 4.

В те времена в семьях было в среднем по 6 детей. До взрослой жизни доживали не все.

Вывод: это реальная посмертная фотография.

9. Фейк: дети и мать без лица

Утверждали, что на этой фотографии либо мать мертва, либо девочка, стоящая с ней рядом, так как её глаза выглядят весьма странно для живого человека.

Однако, стоить учесть тот факт, что фотография тех времен отличалась от современной тем, что вспышка была гораздо ярче. Это заставляло людей прищуриваться. А очень светлые глаза не выходили слишком хорошо. Поэтому глаза, которые не получались на снимках, ретушировали специалисты. За счет чего они на некоторых фото выглядели очень странно.

Так почему же лицо матери на этом снимке отсутствует?

Возможно, она просто кому-то не нравилась или же лицо на фото было удалено в силу каких-то других причин.

Вывод: на этой фотографии все живы.

Пост мортем фото

10. Реальное посмертное фото: девочка в постели в окружении цветов

В викторианскую эпоху цветы имели особое значение. Они использовались по любому поводу.

Благодаря цветам, люди выражали свои эмоции, как грустные, так и радостные. Часто цветы помещались рядом с умершим в знак траура и скорби.

На этом фото можно увидеть небольшие букетики рядом с кроватью умершей девочки. Покойница одета в белое платье, её руки мирно сложены на груди. По виду девочка спит. Но это лишь кажется.

Это последняя фотография горячо любимого ребенка, который умер, так и не успев повзрослеть.

Вывод: девочка на фото, действительно, мертва.

Фотографии пост мортем

11. Фейк: пятеро ребятишек выстроены в ряд по росту

На фото пять братьев и сестер. О родстве говорит явное сходство детишек между собой.

Пол крайнего ребенка определить сложно. Все дело в том, что в викторианскую эпоху и мальчиков и девочек одевали в платья, им также независимо от пола отпускали длинные волосы.

Поэтому часто дети обоих полов выглядели одинаково.

Почему же дети на снимке стоят в такой странной позе с крепко сжатыми кулачками? Особенно это касается крайнего ребенка. Скорее всего, им просто был дан наказ вести себя хорошо, чтобы не испортить фотографию.

Дети просто перестарались, изображая послушание и покорность. А самый младший ребенок слишком уж напрягся. Лицо же выглядит так странно, вероятно потому, что было ослеплено яркой вспышкой.

Вывод: все дети на фотографии живы.

Пост мортем фото с пояснениями

12. Фейк: три странных парня

На фото группа из трех молодых мужчин. Все трое выглядят очень чопорно и жестко.

Такая неестественная жесткость во взглядах привела к тому, что интернет пользователи решили, что мужчина посередине на стуле –покойник.

Однако это не так.

Парень, сидящий на стуле, живой. По всей видимости, он просто чувствует себя не очень комфортно, позируя перед камерой несколько часов.

Этим и объясняется его неестественная немного жесткая поза.

Все трое молодых людей выглядят несчастными и чересчур напряженными, потому что им нужно было оставаться неподвижными, чтобы не испортить снимок. Улыбаться на фото в викторианскую эпоху было вообще не принято.

Вывод: на этом фото все живы, просто чувствуют себя не вполне комфортно.

13. Фейк: малыш на фоне странной драпировки

Это еще одна фотографии я так называемой матерью-невидимкой на заднем фоне.

Обратите внимание на объект в странном капюшоне. И хотя фото выглядит жутким, и кажется, что на нем мертвый ребенок, это не так. Позади ребенка, очевидно, мать, укрытая одеялом. Женщина удерживает своё испуганное чадо, успокаивая его.

Такой приём вряд ли понадобился, если бы ребенок был мертвым. Нет нужды удерживать мертвого ребенка неподвижным.

Малыш держит голову и смотрит на камеру с сомнением, потому что вся ситуация кажется ему странной.

Вывод: ребенок на фото жив и здоров.

vasiliy_okochka

Сразу скажу, что это будет настоящий пятницотринадцаточный пост, жуткий и страшный. Но несмотря на это строго научный. Все фотографии взяты с сайта Кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета (ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1020).
Речь пойдет об обряде венчания мертвых. Все фотографии будут под катом, людям впечатлительным смотреть настоятельно не рекомендуется!
Итак, у немцев долго сохранялся обряд венчания покойников. Вот что пишет об этом обряде Т.Б. Смирнова.
Обычай «Totenhochzeit» у немцев Сибири
Полевые исследования, проведенные в Сибири, свидетельствуют об очень широком распространении обычая «Totenhochzeit» («Свадьба мертвых») среди немецкого населения вплоть до настоящего времени. Материалы по похоронным обрядам и обычаям собирались в этнографических экспедициях, начиная с 1989 г. в южных районах Западной Сибири. Общая схема «Totenhochzeit» такова: в случае смерти девушки ее рассматривают как невесту, одевают в светлое платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой – Rosenkranz. Умерших неженатых юношей одевали в свадебный костюм – на лацкане пиджака с левой стороны крепилось украшение из цветов и лент – Strauss. Объясняется этот обычай тем, что брак обязателен для любого человека. Поэтому если он не успел создать семью при жизни, нужно чтобы он прошел через этот этап перед похоронами. Отличительной особенностью этого обычая у немцев является полное отсутствие возрастных границ у мертвых невест и женихов. Если у большинства народов обряд посмертного бракосочетания устраивается для девушек и юношей того возраста, в котором принято вступать в брак или, по крайней мере, достигших половой зрелости, то у немцев нет никаких возрастных ограничений. Немцы в Сибири устраивают «Totenhochzeit» для всех, не состоявших в браке – от грудных младенцев и до старых дев и холостых мужчин любого возраста.
В материалах экспедиций, помимо устных сведений об обязательном погребении молодых людей в свадебной одежде, имеются фотографии, на которых запечатлены такие похороны. Возможно, что длительное сохранение обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, связано, в числе других причин, с той ролью, которая отводилась венку в свадебном обряде. Обязательным элементом немецкой свадьбы является ритуал снятия венка с невесты. У немцев Сибири этот обычай повсеместно распространен до настоящего времени. Раньше после снятия венка на молодую было принято надевать чепец, позже вместо чепца стали использовать платок, но сам ритуал фактически не изменился. В полночь новобрачных усаживают в центре комнаты. Гости становятся вокруг и поют песню (как правило, это песня о прекрасной молодости «Schon ist die Jugend»). Сохранение венка в свадебном обряде имело своим следствием сохранение его значения и в похоронном обряде, Но, конечно, основной причиной длительного сохранения обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, является консервация архаики в условиях изоляционного развития.
© Т.Б. Смирнова, 2008

1. Похороны незамужней женщины. Покойница была девственницей, поэтому, несмотря на возраст, ее хоронили в свадебном платье и венке. Д. Николайполь Исилькульского района Омской области.

2. Похороны холостого мужчины. На груди покойника «Strauss» — свадебное украшение из цветов и лент. С. Гришковка Алтайского края. Конец 1920-х гг.

3. Похороны молодого человека. Гроб заполнен цветами, на груди покойника свадебный букет. Девушка, сидящая рядом, была невестой покойного. Омск. 1941 г.

4. Похороны молодой девушки. Покойница в свадебном платье и венке. В большинстве случаев хоронили без обуви, потому что «в рай нужно идти босиком». С. Глядень Алтайского края. 1957 г.

5. Похороны семьи. У мальчиков на груди свадебные букеты, у девочки на голове веночек. Слева – отец детей, он в обычной одежде. С. Кусак Алтайского края. 1950-е гг.

6. Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке. С. Новоскатовка Омской области. 1995 г.

7. Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке. Вокруг гроба – дети, которые прощаются с покойной. С. Ананьевка Алтайского края. 1965 г.

8. Похороны мальчика. Цветы в изголовье покойного. С. Новоскатовка Омской области. 1954 г.
9. Похороны мальчика 3 лет. На груди покойного свадебный букет с короткими лентами. С. Хортицы Омской области.
10. Похороны мальчика, возраст — 9 месяцев. На груди покойного букет без лент. Цветы в изголовье. С. Хортицы Омской области. 1964 г.
11. Похороны девочки в свадебном венке, возраст — 6 месяцев. Д. Екатериновка Алтайского края. 1970-е гг.
12. Похороны девочки, возраст – 1 месяц. Веночек надет поверх чепчика. С. Хортицы Омской области. 1980-е гг.

Метки: Жесть, Жизнь, Из глубины веков, Интересное, Информация к размышлению, История, Культура, Наука, Незабываемое, Печаль, Потустороннее, Похороны, Психология, Семейная жизнь, Цивилизация, Чужая душа — потемки

LiveInternetLiveInternet


Черная свадьба. Обрядовые похороны невесты

Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу
как многодневное
безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до
упаду пляшут,
до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в
действительности эти гулянья
— лишь вторая часть народного свадебного ритуала,
когда-то называвшаяся
«красным столом». Первая его часть — «черный стол» —
почти полностью забыта.
В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна
была ехать
на обряд освящения семейного союза не в праздничном платье,
как это часто
показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.
Да это и
были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих
обрученная была
никем иным, как живым мертвецом.
Представления о невесте как о лиминальном
(от латинского limen, liminis — порог, врата) существе,
находящимся между
миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху
доклассовых
обществ и встречаются у многих народов. Речь идет
о рудиментах так
называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью
которых человек
менял свой экзистенциальный статус: рождение —
совершеннолетие — брак
и смерть (число стадий у разных народов варьировалось).
Все эти обряды
объединяло одно: они были нужны для удачного контакта
с миром мертвых.
С превращением подростков во взрослых членов племени
(совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация
была более сложная. Покойников не только боялись, но и почитали
как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта.
И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то
есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных
первобытных народов до сих пор считается, что человек во время
инициации покидает этот свет по-настоящему. В иной реальности
он проводил некоторое время. Все это время инициируемый
считался
живым мертвецом и реальным источником опасности для
своих живых
соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста
после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием
христианства — обычно до венчания).
Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный
смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто
не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой
происходит
что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности,
которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.
По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур:
в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега
и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского
представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голов
у невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого
для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания
своей судьбы.
Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине,
например,
до сих пор поется о саване, который она хочет получить
в подарок.
Во многих странах невестам было запрещено говорить,
смеяться,
выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол.
Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого,
и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в
потустороннем
мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит
«неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная,
как все покойники.
Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то
испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми.
Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане.
Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся
позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин
взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.
Жених же принадлежал к миру живых. Соответственно, в его
задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою
невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной.
Само прощание
жениха с родителями и родственниками перед отъездом за
невестой воспроизводит речь человека,
лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не
пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы»
прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный
способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери,
лестницу и т. п. В архаичных представлениях это
типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир
. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов
и выходов, дабы они открылись. Позже ритуал называния
рансформировался в требование денежного выкупа.
Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были
дружка (главный распорядитель из женатых
родственников жениха)
и тысяцкий (крестный жениха). Без них живой в мире мертвых
очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более
коварными обитателями потустороннего мира,
чем подруги невесты.
Дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест,
отпугивая бесов.
Он же мог помогать жениху искать невесту.
Через плечо у него
было повязано особое полотенце — вышитый
красным рушник.
Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали
гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. После
благословения родителей невесты свадебный поезд.
В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы
та не удерживала её от возвращения в мир живых.
Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена,
совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли
в дом к жениху. В доме мужа невеста надевала белую рубаху
с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку)
красного цвета
. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка —
головной убор замужних женщин.
После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями
появлялся заново рожденный человек, причем в древности
это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только
фамилию (родовое имя), но и личное имя.
За ХХ столетие содержание и порядок традиционного
свадебного
обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального
акта
пробуждения женского начала свадьба
превратилась в большую
вечеринку по случаю получения двумя молодыми
людьми штампа
в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет
ничего общего
с трауром. Жених из опасливо крадущегося по
миру мертвых
чужака стал безусловным хозяином положения.
Он сам
выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг,
вошедшие в моду в 1950-е годы.
Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только
для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них
все делает тамада или ресторанный распорядитель
. Об их
прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую
трансформировалось погребальное полотенце.
Ритуальный
веник давно превратился в невестин букет.
Фата не обязательна:
взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего
обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг
другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут
изменять.
Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть
можно разве
что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища
новобрачные
теперь заезжают к вечному огню или памятникам.
Сохранились
подношение каравая, осыпание зерном и монетами —
это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все
времена. По этой же причине остались и
многочисленные обереги.
Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной
служит
обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь
произошло явное смешение с кавказской традицией.
И ищут её теперь не родственники, а молодой муж —
так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об
истинном значении традиции уже никто не помнит.

Как хоронить молодую незамужнюю девушку. Похороны незамужней девушки: как правильно организовать

Порядок проведения православных похорон на протяжении многих веков оброс большим количеством традиций, которые настоятельно рекомендуется соблюдать. По некоторым из них возникают вопросы. Например, почему хоронят в свадебном платье молодую девушку? Откуда пошла традиция наряжать незамужних в белые наряды?

Красивое белое платье вызывает светлые ассоциации, ведь именно в таком наряде представляется невеста. Однако испокон веков возникла традиция наряжать в подвенечные платья не только девушек, которым предстоит стать женами, но и тех, кто уже никогда не сможет вступить в брак.

В стародавние времена считалось, что если девушка покинет земной мир, не познав брачных отношений, то ее душа обречена вечно скитаться, разрываясь между миром живых и Царствием Небесным.

Люди верили в способность нанесения серьезного вреда такими душами родственникам, оставшимся жить. Они приравнивались к душам некрещеных и самоубийц. И чтобы избежать этого, похороны молодой девушки проходили похоже на свадьбу.

«Мертвая свадьба»

  1. Чтобы максимально приблизить похожесть похорон на свадьбу, выбирали парня, которому предстояло играть роль жениха. Ему надлежало быть одетым в торжественный наряд и в похоронной процессии занимать место рядом с гробом молодой девушки.
  2. Если не удавалось найти парня, согласного играть подобную роль, то пользовались обыкновенным камнем или обрубком фруктового дерева, на которые одевалась мужская шляпа.
  3. Девушку обряжали в белое платье и дополняли наряд светлыми сапожками. Ее сверстницами или подружками специально плелись венки. Один из них одевался на голову усопшей (в современной интерпретации используется вуаль или фата), а второй одевали на жениха. После того, как гроб опускался в могилу, его либо бросали поверх гроба, либо вешали на крест.
  4. Иногда такие похороны сопровождались веселой музыкой. Людям предписывалось водить хороводы. Родственниками выпекался каравай, кусочками которого угощали всех, кто пришел на похороны.

Иные объяснения

Помимо поверья о неуспокоенной душе, в качестве причины для напряжения незамужней девушки в свадебное платье при ее отправке в последний путь, существовало еще несколько причин:

  • Если так сложились жизненные обстоятельства, что молодым людям не удалось осуществить планы по поводу женитьбы по причине их неожиданной смерти, то тела усопших наряжались в свадебные наряды, дабы их души смогли соединиться, встретившись на небесах.
  • Белый цвет всегда ассоциировался с чистотой и непорочностью. И когда в мир иной переходила девушка, не успевшая познать настоящей любви, а потому не вступившая в брак, ее считали невестой Христа.
  • О замужестве мечтает практически каждая девушка, и когда осуществление этой мечты стало невозможным по причине внезапной смерти, то родители умершей хоть таким образом пытались воплотить мечту умершей.

Мы рассказали только о самых распространенных объяснениях соблюдения данной традиции. Конечно, современные похороны не сопровождаются веселой музыкой и танцами, но молодых девушек и сегодня зачастую хоронят в свадебных платьях.

Смерть близкого человека – ни с чем несравнимое горе. В обязанности любящих родственников входит организация достойного погребения. Тело необходимо омыть и обрядить согласно религиозным обычаям, если умерший был человеком верующим. Согласно православному обряду, хоронить покойных принято в определенном наряде и особой обуви. В гроб обязательно кладут предметы, которые согласно церковным канонам пригодятся человеку при встрече с небесным судьей. Далее вы сможете более подробно прочесть о том, какой должна быть одежда для похорон и что необходимо положить покойному, провожая в последний путь.

В чем принято хоронить мужчин

Традиционно мужчин, которые при жизни носили военную форму, принято хоронить в парадном мундире. В этом случае одежду следует привести в порядок, почистить и отгладить. Тело гражданского человека обряжают в костюм и светлую рубашку. Надевать галстуки и ремни по христианским канонам не принято, это обычай скорее светский. Однако если родные считают, что галстук необходим, они могут добавить его к наряду покойника. Что касается цветового решения, то пожилых людей принято хоронить в одежде темных тонов. Это синий, коричневый, черный. Более молодым мужчинам можно надеть светлую одежду: бежевую или светло-серую.

Правила строго определяют, в какой одежде хоронят мужчин, по христианскому обряду. Для покойного необходимо подобрать:

  • нижнее бельё (трусы и майку из хлопка),
  • рубашку,
  • брюки и жакет,
  • носки,
  • галстук.

Отдельного разговора заслуживает обувь для покойника. Она должна быть удобной и на пару размеров больше, чтобы распухшие конечности без труда вошли в туфли. Ботинки со шнуровкой умершим людям не надевают. Лучше, если у модели будут боковые эластичные вставки.

Самым бюджетным вариантом станут специальные тапочки, предназначенные для погребения. Вопреки расхожему суждению, они совсем необязательно должны быть белыми, допускается черный или коричневый цвет. С точки зрения христианской религии и православной веры, именно такая обувь, легкая и с тонкой подошвой, больше всего подходит для того, чтобы человек отправился в свой последний путь на встречу с Господом.

Для обряжения покойного мужчины в морге могут потребоваться полотенце, мыло, упаковка ваты, одеколон, бритвенный станок. Если умерший человек использовал зубные протезы, их тоже нужно предоставить работникам учреждения. Сделать это надо сразу, до того, как тело будет забальзамировано. После обработки вставить искусственную челюсть будет невозможно. Рот покойника зашивают, чтобы лицо не деформировалось.

В чем хоронят женщин

По укоренившейся традиции, многие пожилые мужчины и женщины готовят себе одежду еще до смерти, освобождая близких людей от лишних хлопот. И это правильно, родственники будут иметь больше времени, чтобы позаботиться о душе ушедшего. Однако не все думают о смерти заранее, особенно если человек еще не достиг солидного возраста. В этом случае перед теми, кто занимается погребением тела, встает вопрос, какой убор выбрать для покойного.

Определенные правила, в какой одежде хоронят женщин, существуют, но они не так строги, как для мужчин.

  • Даме можно приобрести платье или костюм. Главное чтобы модель была достаточно закрытой, а юбка доходила до середины икр.
  • Голову покойницы закрывают платком, шарфом или специальным саваном. Последний выглядит как накидка с капюшоном. Шьют его обычно из белой ткани, украшая кружевом.
  • Верхнюю одежду по традиции выбирают светлых, неярких оттенков. Это может быть розовый, сиреневый, голубой, белый, персиковый, бирюзовый. Допускается украшение вышивкой, кружевом, контрастными воротничками и манжетами. У модели должна быть застежка спереди, длинный рукав.
  • Женщине надевают простое бельё, рубашку, чулки без резинок из хлопка.
  • Обувь выбирают удобную, без каблука, с мягкой подошвой. На ней не должно быть пряжек или других украшений.

Если умирает молодая незамужняя девушка, верующие говорят, что она станет невестой Бога. Христианская традиция рано умерших барышень в подвенечных платьях перекликается с обрядами древних славян. Священники добавляют, что для такого наряда девушка должна быть невинной. Однако это личное дело родителей, какой наряд им выбрать для безвременно ушедшей любимой дочери. Украшения и фату покойной не надевают, волосы оставляют распущенными, их не закрывают платком. Фасон платья выбирают сдержанный, с длинным рукавом и закрытым воротом. Нижнее бельё должно быть скромным, чулки и туфли без каблука остаются обязательным элементом наряда.

В чем хоронят детей

Умерших некрещеными младенцев принято одевать в длинные белые рубашки, похожие на крестильные. Однако не запрещено одевать ребенка в платье или костюмчик; голубой для мальчиков, розовый для девочек. Головку младенца прикрывают чепчиком. Деток постарше обряжают в нарядную одежду. Головной убор надевать не обязательно, но православные родители надевают дочерям платочки или кружевные шапочки.

Наряд покойному не обязательно подбирать новый, но необходимо проследить, чтобы вещи были целыми, чистыми и отглаженными. Подбирая одежду покойному, нужно учитывать, что тело разбухает, поэтому понадобиться одежда на пару размеров больше. Это же касается и обуви. Большинство ограничений связано с оттенком платья или костюма. Наряды ярких тонов в одежде покойного нежелательны. Предпочтительнее светлые цвета, близкие к белому, который в христианстве ассоциируется с духовностью и чистотой помыслов.

Покойников не принято хоронить в красном, считается, что в этом случае вслед отправится кто-то из кровных родственников. Согласно приметам, нельзя давать свои вещи для обряжения покойных. Их бывший владелец может серьезно заболеть. Не следует класть в гроб своё фото или обручальное кольцо. Это несет негативную окраску и, по мнению специалистов эзотериков, может сказаться на дальнейшей жизни не лучшим образом.

Что еще кладут в гроб

Покойному не нужны обычные вещи, но некоторые предметы принято класть в гроб по христианскому обряду.

  • Умершему человеку непременно оставляют носовой платок. Считается, что им человек станет утирать пот со лба на Страшном суде.
  • Если для покойника купили лишнюю одежду, такое тоже случается, её тоже лучше положить в гроб.
  • На верующего надевают нательный крест, он не должен быть серебряным.
  • На лоб укладывают венчик, тело накрывают церковным покрывалом (пеленой), а под голову помещают подушку.
  • Некоторые люди собирают родственникам в последний путь их любимые вещи, талисманы, очки.
  • Детям часто оставляют игрушки.
  • Вместе с покойным кладут гребень, которым расчёсывали его волосы, веревки, удерживающие ноги и руки. Религиозными канонами это не запрещено, но и не слишком приветствуется. Церковь рассматривает это как предрассудки.
  • Награды покойного, если они имеются, несут впереди ритуальной процессии на специальных подушечках. Но класть их в гроб не стоит из соображений безопасности. Могилу могут разорить мародеры, желающие поживиться. То же самое касается дорогих вещей и украшений.
  • Перед тем, как гроб будет заколочен, родственники забирают икону, которая находится у покойного в руках. Ёе принято выставлять на поминальный стол, а в остальное время держать на иконостасе.

Традиционным погребальным облачением является белое одеяние. Белый цвет символизирует воскресенье. Поэтому когда покойник в гробу лежит одетый в белое это вызывает у нас светлые мысли, мы надеемся, что усопший будет воскрешен. Если же он облачен в темные одежды, то это вызовет противоположные мысли. Провожая близкого человека в долгий путь, мы надеваем траурную одежду, выражающую внутреннюю сосредоточенность. Для души умершего человека форма и цвет одежды не имеет значения, а вот живым это необходимо для выражения своей любви к нему. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос: в чем нужно хоронить человека?

В чем хоронят православных христиан

Погребальная одежда выбирается согласно статусу, который имел покойный. Гражданских людей кладут в гроб в обычном костюме, пожарных, военных и полицейских принято облачать в форму. Главное условие при подборе одежды – она должна удобно одеваться на тело покойника.

В зависимости от последней воли умершего либо по желанию близких на тело одевают чепчики, платки, галстуки, шапочки и туфли. Для покрытия тела покойника используют церковное покрывало либо облачают его в саван. Покрывало необходимо приобрести в церкви.

В чем хоронить мужчину

Для мужчины необходимы такие вещи: нижнее белье, рубашка, галстук, костюм, а также носки, тапочки либо туфли. В чем хоронят мужчин: одежда должна быть в спокойных тонах в классическом стиле, желательно новая.

>В чем хоронят женщин

Для женщин необходимы следующие вещи: нижнее белье, платок на голову, ночная сорочка, чулки, туфли или тапочки, верхняя одежда и носовой платок.

В чем хоронят пожилых женщин и мужчин

Согласно обычаю, хоронить умерших принято в новой, чистой, неношеной одежде. Такой наряд означает непорочность и чистоту души. Однако большинство пожилых мужчин и женщин заблаговременно готовят себе погребальное убранство. Сегодня в связи с тяжелым экономическим положением и рядом других причин пожилых покойников хоронят в старой, ношеной одежде.

В чем хоронят дедушку? Его обычно хоронят в темном костюме с рубашкой и галстуком.

В чем хоронить бабушку? Ее наряжают в одежду светлых тонов: в длинную юбку с кофтой либо платье.

В качестве обуви усопших используют специальные тапочки без твердой подошвы, которые не предназначены для носки.

В чем хоронят незамужних девушек

Во многих народах существует обычай хоронить незамужнюю девушку, преждевременно ушедшую из жизни, одев ее в подвенечный наряд: белоснежное платье, белые сапожки или туфли. Ее как невесту на свадьбу готовят к погребению.

Одежда может быть ненастоящей, не сшитой, а наметанной вручную. Обувь также используют ненастоящую. Чаще всего умершую девушку обувают в специальные матерчатые тапочки. Если используют туфли либо сапожки, то предварительно избавляются от гвоздей.

В чем хоронят молодых девушек? Прическу не делают, волосы у нее остаются распущенными. Сегодня также используют вуаль либо фату, в былые же времена на голову усопшей одевали венок

Существуют некоторые поверья, которые объясняют причину подвенечного наряда на похоронах девушки и отвечают на вопрос: в чем хоронят девушек?

Во-первых, непорочная умершая девушка должна предстать перед Господом в чистом, светлом облачении. Во-вторых, каждая девушка независимо от возраста мечтает покрасоваться в свадебном платье, поэтому близкие и родственники воплощают эту мечту, одевая ее невестой.

В чем хоронят молодых? Молодую пару, не успевшую пожениться и преждевременно ушедшую из жизни также облачают в свадебное убранство. Они должны покоиться рядом.

В чем хоронят мертворожденных детей

Сегодня не существует особых рекомендаций по проведению погребения мертворожденных детей, умерших во время родов либо до них. Обряд захоронения мертворожденных детей проводится практически так же, как и с взрослыми – тело ребенка хоронят в небольшом гробике либо кремируют.

Если ребенок умер в родильном доме, то его родители имеют полное право забрать его тело и лично организовать похороны. Это желательно сделать после процедуры вскрытия тела в течение двух дней. Если кроме матери тело ребенка забрать некому, то оно находится в морге до того момента, пока мать не выпишут из родильного дома.

Если ребенок умер вместе с матерью, то их хоронят в общей могиле, при этом крещеную мать отпевают, ребенка – нет.

В чем хоронят новорожденного ребенка

Если родители не желают либо не могут похоронить своего новорожденного ребенка, этим занимается медицинское учреждение. Его тело кремируют и погребают в урне либо хоронят в землю. В случае если урна с прахом не будет востребована в течение года, ее захоронят в общей могиле вместе с другими невостребованными урнами.

В чем хоронят казахов и как

Если у казахов кто-то умирает, то тело сразу же заворачивается в простыню, при этом лицо закрывается навсегда. В помещение не должно быть ни женщин, ни детей. Захоронение происходит на следующий день, причем в процессии и похоронах берут участие только лишь мужчины.

У казахов не принято хоронить умершего в гробу: тело, завернутое в простыню, кладут в яму, а по диагонали под наклоном сверху укладывают толстые доски, которые могут пролежать в земле очень много лет.

В чем и как хоронят бомжей

Для захоронения бомжей практически на каждом кладбище имеется определенный участок. На захоронение невостребованного трупа из городского бюджета выделяется определенная сумма, в которую входит стоимость экскаватора, который копает яму, и самого гроба. На могилу устанавливается небольшая табличка, обозначенная номером.

В чем хоронят китайцев

Многие жители крупных китайских городов хоронят своих умерших традиционным способом – они их кремируют либо приобретают участок земли на кладбище.

В некоторых деревнях, если покойный при жизни был одинок, устраивают своеобразные свадьбы-похороны. Для этого в соседнем селении подыскивают подходящую по возрасту вторую умершую половинку. После чего договариваются с близкими родственниками, обручают пару и хоронят в одной могиле.

В чем хоронят мусульман

Мусульман после смерти не кремируют. Кремация для мусульман означает горение в аду. Умершего человека кладут на спину так, чтобы его ноги были направлены на Мекку. Покойнику закрывают глаза, подвязывают подбородок, выпрямляют ноги, руки, закрывают лицо.

Запрещено хоронить мусульманина на немусульманском кладбище, как и немусульманина на мусульманском. Надгробья и могилы должны быть направлены в сторону Мекки.

Смерть всегда была окутана множеством загадок и связанных с этим ритуалов. Мы не в силах узнать, почему умер тот или иной человек, и особенно горькой кажется смерть молодых людей, у которых, казалось бы, всё ещё впереди.

Похороны молодых девушек, в частности, сопровождаются отличительными ритуалами: их принято хоронить в белых сарафанах или свадебных платьях. Откуда пошёл этот обычай, что он означает и нужно ли хоронить незамужних девушек именно в свадебных платьях?

История «свадебных» обычаев на похоронах

Ещё наши предки придерживались обычая хоронить незамужних женщин в брачном наряде. Согласно языческим верованиям, душа умершей, не успевшей выйти замуж за своего избранника, останется бесприютной, если не похоронить покойницу в свадебном платье.

Впрочем, существуют и другие объяснения этому явлению:

  • Белый цвет на Руси традиционно считался символом нравственной чистоты. Незамужняя девушка тоже считалась «чистой», а её душа, по верованиям славян, должна была отойти в горнее место. Именно поэтому её облачали в белые нарядные одежды – по мнению антропологов и археологов, не обязательно свадебные.
  • Девушки, ушедшие из жизни до момента собственной свадьбы, считались особенно несчастными, поэтому их родственники облачали перед погребением в подвенечный наряд, словно воплощая несбывшееся событие.

Как проходили похороны девушки в Древней Руси

Даже после принятия на Руси христианства люди продолжали устраивать своеобразные похороны и поминки незамужних женщин, стилизуя их под свадьбу: они наряжали покойницу в торжественные подвенечные наряды и украшения, накрывали стол белым платом, ставили много яств для угощений гостей. Частым угощением был крупный каравай, блюда из птицы или рыбы, ритуальные пироги и пирожки с начинкой, пшеничное коливо. Слабоалкогольные напитки натурального брожения – ягодные вина и медовуха – скрашивали обстановку похорон.

На мрачное празднество приглашался молодой человек, с которым покойницу связывали близкие отношения или, если такового не было, один из молодых жителей деревни. Именно он брал на себя роль жениха, занимал место во главе стола и у гроба молодой девушки в ходе похоронной процессии.

Родители покойной плели венки из растений и цветов – один предназначался девушке, другой – «жениху»; последний кидали на гроб, когда опускали его в приготовленную земляную яму. Известны данные, что вместо приглашённого жениха зачастую использовали крупное полено или камень, на который надевали человеческую одежду. В отдалённых деревнях России и по сей день сохраняются такие традиции.

А что «невеста»? Её облачали в белые торжественные одежды , обували на ноги нарядные сапожки, заплетали волосы в косы и надевали на голову венок, кичку или расшитую тканевую тиару. Такая одежда должна была рождать светлые ассоциации и сделать похороны не такими мрачными и грустными. На них редко приглашали плакальщиц – наоборот, гости исполняли народные и обрядовые песни, чтобы заглушить боль утраты.

Сегодня такие традиции отошли в прошлое, и незамужних девушек не принято хоронить в свадебных платьях – достаточно длинного белого сарафана или просто нарядного платья светлых тонов.

Если умирает молодая девушка, то ее принято хоронить в свадебном платье. Узнайте, откуда пошла такая традиция и почему наши предки облачали незамужних в белые наряды.

Красивое белое платье вызывает, скорее, светлые ассоциации: ведь мы чаще всего представляем невесту, облаченную в новый наряд. Однако подвенечное платье одевают не только будущие жены, оно также предназначается девушкам, которым уже не суждено вступить в брак. Почему же свадебное белое платье традиционно является нарядом для юной покойной?

Корни таких обрядов уходят далеко в прошлое. Раньше люди верили, что если парень или девушка уйдут из жизни, не успев соединиться узами брака, их душам суждено вечно скитаться неуспокоенными, между загробным миром и миром живых. Такие души, как и души самоубийц или некрещеных, могли нанести серьезный вред живущим. И для того, чтобы этого не произошло, славяне проводили стилизацию похорон под свадьбу.

В чем хоронят молодых незамужних девушек. Одежда для погребения. Во что принято одевать усопшего. Особенности погребальной церемонии

Смерть близкого человека – ни с чем несравнимое горе. В обязанности любящих родственников входит организация достойного погребения. Тело необходимо омыть и обрядить согласно религиозным обычаям, если умерший был человеком верующим. Согласно православному обряду, хоронить покойных принято в определенном наряде и особой обуви. В гроб обязательно кладут предметы, которые согласно церковным канонам пригодятся человеку при встрече с небесным судьей. Далее вы сможете более подробно прочесть о том, какой должна быть одежда для похорон и что необходимо положить покойному, провожая в последний путь.

Даже после принятия на Руси христианства люди продолжали устраивать своеобразные похороны и поминки незамужних женщин, стилизуя их под свадьбу: они наряжали покойницу в торжественные подвенечные наряды и украшения, накрывали стол белым платом, ставили много яств для угощений гостей. Частым угощением был крупный каравай, блюда из птицы или рыбы, ритуальные пироги и пирожки с начинкой, пшеничное коливо. Слабоалкогольные напитки натурального брожения – ягодные вина и медовуха – скрашивали обстановку похорон.

На мрачное празднество приглашался молодой человек, с которым покойницу связывали близкие отношения или, если такового не было, один из молодых жителей деревни. Именно он брал на себя роль жениха, занимал место во главе стола и у гроба молодой девушки в ходе похоронной процессии.

Родители покойной плели венки из растений и цветов – один предназначался девушке, другой – «жениху»; последний кидали на гроб, когда опускали его в приготовленную земляную яму. Известны данные, что вместо приглашённого жениха зачастую использовали крупное полено или камень, на который надевали человеческую одежду. В отдалённых деревнях России и по сей день сохраняются такие традиции.

А что «невеста»? Её облачали в белые торжественные одежды , обували на ноги нарядные сапожки, заплетали волосы в косы и надевали на голову венок, кичку или расшитую тканевую тиару. Такая одежда должна была рождать светлые ассоциации и сделать похороны не такими мрачными и грустными. На них редко приглашали плакальщиц – наоборот, гости исполняли народные и обрядовые песни, чтобы заглушить боль утраты.

Сегодня такие традиции отошли в прошлое, и незамужних девушек не принято хоронить в свадебных платьях – достаточно длинного белого сарафана или просто нарядного платья светлых тонов.

Девушек, которые умирали, не успев вступить в брак, кладут в гроб в свадебных нарядах. Это обычай, который пришел к нам еще от древних славян. В противном случае, согласно поверьям, их души обречены на вечное скитание. Считалось, что тогда они опасны и для живых. Поэтому провожали девушек в свадебном наряде.

Было еще одно объяснение: умершая девушка становится христовой невестой. Поэтому выглядеть она должна соответствующе.

Древний свадебный обряд и его связь с поминальным описана в “Славянской энциклопедии” В.В. Артемова. Так, считалось, что перед свадьбой девушка как бы умирает и перерождается в замужнюю даму. Историки не исключают, что корни обряда похорон незамужних девушек в свадебном платье могут быть связаны именно с этим.

Помимо платья выбирали также туфли, а порой и украшения. Волосы в прическу не собирали. Нередко на голову надевали венок (сейчас вместо него зачастую фата). Но нарядом обряд не ограничивался.

Жених пришел

На похоронах был и “жених”. Как правило, это был кто-то из молодых людей, которые приходили на прощание с умершей. “Жених” надевал свадебные наряды и следовал за гробом. На его голове был венок, который потом бросали в могилу.

В некоторых деревнях в качестве “суженого” выступал камень или фруктовое дерево.

Если хоронили девушку и проводился такой обряд, вместо погребальных песен играла веселая музыка. Присутствующие также водили хороводы и ели “свадебный” каравай, который специально для этого готовился. Иногда его клали на крышку гроба и съедали на кладбище.

Подруги

В некоторых селениях на Руси была традиция полностью имитировать свадебный обряд. Так, была и сваха. В руках у нее обязательно находились свеча и меч.

Подругам умершей на головы повязывали черные ленты. Самой же усопшей надевали кольцо из позолоченного воска.

По словам историка А.А. Носова, такой обряд, в первую очередь, был связан с пониманием сущности смерти на Руси. Так, смерть в молодом возрасте воспринималась как переход в иную сущность, где течение жизни также продолжится. И замуж она выйдет на том свете.

Смерть 24-летней Анастасии Ещенко стала большой трагедией для семьи. Этой хрупкой девушке со стальным характером пророчили большое будущее. Знакомые и друзья были уверены – в Санкт-Петербурге у нее сложится отличная карьера, в станицу Анастасия точно никогда не вернется…

Анастасию отпевали в местном Свято-Троицком храме.Фото: Максим ОСОКИН

О трагедии, разыгравшейся в квартире ученого на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, стало известно 9 ноября. Олег Соколов застрелил из обреза девушку, а после расчленил обычной ручной пилой. Чтобы скрыть следы преступления, он попытался утопить останки аспирантки в реке. Доцента взяли с поличным. Что заставило его стать столь жестоким убийцей, только предстоит выяснить следствию.

Проводить девушку в последний путь и поддержать ее родителей пришли друзья, знакомые, родственники и неравнодушные люди.Фото: Максим ОСОКИН

Пока правоохранители ждут результатов экспертиз и допрашивают Олега Соколова, в родной станице Старовеличковской прощаются с Настей.

Казалось, скорбит вся станица.Фото: Максим ОСОКИН

Проводить девушку в последний путь и поддержать ее родителей пришли друзья, знакомые, родственники и просто неравнодушные люди. Казалось, скорбит вся станица.

Поделиться видео </> xHTML-код

Похороны жертвы доцента Соколова.Во время панихиды мать убитой девушки не переставала плакать, сидя у ее гроба. Люди участвовавшие в траурной процессии, несли могильный крест и похоронные венки

Закрытый гроб. Улыбающаяся Настя на фото. Ей бы принимать охапки цветов в подарок на очередной день рождения. Но преступник распорядился ее жизнью иначе. Перед церемонией прощания в местном Свято-Троицком храме прошел обряд отпевания.

Венок от одноклассников Анастасии.Фото: Максим ОСОКИН

Кажется, у каждого входящего в зал замирало сердце. Видеть, как мать прощается с дочерью, которая только начинала жить – что может быть ужаснее?

В станице Старовеличковской прощаются с убитой Анастасией Ещенко.

— Настя была очень светлым человеком. Я не вспомню ни одного случая, когда она кому-то нагрубила, — с горечью в голосе говорит подруга девушки Екатерина Ткаченко.

— Настя была очень сильной и одухотворенной. Остро, но при этом трезво реагировала на любую несправедливость по отношению к людям, — вспоминает близкая подруга Ещенко Евгения Лукьянова.

— Я помню, как в нашем местном ДК проходил выпускной. Это как раз, когда Настя заканчивала школу. Такая хорошенькая, улыбчивая стояла на сцене. Когда ей вручили золотую медаль — весь зал хлопал. Настя светилась от счастья, — говорит жительница станицы Татьяна Усалко. — Я в шоке от такой жестокости… Но знаете, не дождемся мы, наверное, справедливости. Ее убийца полежит в психушке несколько лет и выйдет. Настю никто не вернет.

Этот венок принесли коллеги матери погибшей Анастасии.Фото: Максим ОСОКИН

Когда священник закончил читать молитву, в церкви был слышен лишь звон кадила и плач матери с бабушкой. Мужчины держатся, но сил их на исходе… Друзья помогали отцу Насти выйти из храма — Олег Ещенко не прекращал плакать.

Траурный кортеж отправляется на кладбище станицы Старовеличковской.

Одноклассники и учителя, соседи и знакомые на мгновенье замирают у фотографии Насти. Каждый вспоминает момент их последней встречи. После отпевания траурный кортеж отправился домой, где девушка провела все свое детство. Здесь только родственники погибшей — журналистов не пускают. За порядком на улице следят полицейские.

На кладбище приехала большая часть жителей станицы. Закрытый ящик окружили близкие девушки. Когда пришло время опускать гроб в землю, слово взял отец Насти.

— Я всегда учил свою девочку быть честными со всеми. Все, кто пишут, что она была с ним из корыстных целей, лгут! — сказал Олег Ещенко.

«Комсомолка» выражает искренние соболезнования родным и близким Анастасии Ещенко.

ФОТОРЕПОРТАЖ С ПРОЩАНИЯ

Поделиться видео </> xHTML-код

История студентки, убитой доцентом-историком.Доцент-историк Олег Соколов застрелил свою молодую любовницу из обреза, а затем расчленил пилой. Родные и близкие говорят, что ученый был первой любовью юной Насти. И….последней.

Олег Соколов был ее первой любовью: в станице, где жила убитая преподавателем студентка, у нее не было женихов

В станице Старовеличковской, что в Калининском районе Краснодарского края все только и говорят об этом убийстве. Семью 24-летней Анастасии Ещенко, которую убил и расчленил преподаватель СПбГУ Олег Соколов, тут знает каждый. Мама – полковник МВД, отец – учитель физкультуры в местной школе, дедушка – футбольный тренер, бабушка всю жизнь проработала в школьной библиотеке. А младший брат – защитник футбольного клуба «Краснодар». Когда игрок приезжает в родную станицу, мальчишки прибегают к нему за автографами

В убийстве студентки СПбГУ, которую расчленил преподаватель Соколов, будет разбираться мать девушки — подполковник МВД

Родственница девушки работает в полиции Краснодарского края, она уже прилетела в Петербург (подробности)

КСТАТИ

«Доцент-расчленитель» Олег Соколов хочет выплатить родителям убитой аспирантки компенсацию

Олег Соколов пытается заниматься научной деятельностью, хочет покаяния и готов выплатить семье Анастасии Ещенко, которую застрелил в ночь с 7 на 8 ноября из обреза винтовки, денежную компенсацию. О состоянии и планах опального историка журналистам сегодня, 14 ноября, рассказал его адвокат Александр Почуев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *