Православный и католический крест

>Чем отличаются католические кресты от православных?

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Фото: madeheart.com

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Фото: bolshoyvopros.ru

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Чем православный крест отличается от католического?

Православный и католический кресты. Фото: Commons.wikimedia.org

Православный крест отличается от католического по форме и по изображению распятия Спасителя. Католики почитают крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. В православии форма креста в принципе не имеет никакого значения, однако большее распространение получили шестиконечные и восьмиконечные кресты. В древней Руси был очень распространён шестиконечный крест, который как бы делился пополам перекладиной. Нижняя часть креста свидетельствовала о том, что человек имеет нераскаянные грехи, а верхняя часть говорила о том, что душа человека стремится к Небу и покаянию за свои грехи.

Главным отличием между православным и католическим крестами является образ Иисуса Христа. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но если оно присутствует, то Иисус Христос изображен на нем мертвым, с потоками крови на лице и ранами на руках, ногах и ребрах. На православном кресте Христос изображен воскресшим, его ладони открыты и он как бы призывает всех быть рядом с ним в Царстве Божием.

На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно, а на католических ноги пригвождены одним гвоздем, одна на другую. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине XIII века.

Зачем католические священники носят белый «ошейник»



Наверняка всем доводилось видеть священников с белыми воротниками. Бытует мнение о том, что это символ целомудрия. Другие склонны считать, что загадочный воротничок – это символ ошейника, который должен носить послушный «раб божий». Самое время узнать, как давно появился данный элемент одежды и какой смысл на самом деле он имеет.

Изначально — это как подворотничок у солдат. |Фото: osheafuneral.com.

Католического священнослужителя очень легко узнать по характерному белому воротничку, который некоторые люди ошибочно принимают за какой-то ритуальный ошейник. На просторах интернета ходит немало «забавных» версий о сакральном значении белого воротничка. Якобы ношение этого воротника должно символизировать, что священник, как и всякий человек – раб божий. Некоторые даже утверждают, что католические священники носили белый воротник-ошейник с «незапамятных» римских времен. Все это полная глупость.


В наши дни — это служебный отличительный аксессуар. |Фото: boelah.blogspot.com.

Белый воротник католического священника у нас называется колораткой. На Западе его называют «Римским воротником» и «клириканским воротником». Появился он недавно относительно всей истории христианской церкви. Придуман данный элемент гардероба был священником Дональдом МакЛеодом, служившим в англиканской церкви в Шотландии в XIX веке. Появилась колоратка на волне очередного изменения моды повседневной одежды. В то время в Великобритании стали массово отказываться от воротников. Однако, ряса священника была достаточно тяжелой и постоянно натирала шею. МакЛеодом первоначально решил для себя эту проблему обычным поддеванием белой рубашки под рясу, а затем додумался сделать съемный воротник.

Полагается всем рангам священнослужителей. ¦Фото: thejournal.ie.

В последствии одежда священников менялась еще несколько раз, однако белые воротники оказались настолько удачным решением, что постепенно стали неотъемлемым атрибутом формы священнослужителя. Имевшая изначально исключительно утилитарный смысл колоратка с годами утратила и его, превратившись окончательно в предмет статуса. Достаточно сказать, что старинные римские воротники делали из «гуманных тканей», таких как хлопок и лен. Сегодня же колоратки зачастую и вовсе делают из белого пластика.
Хочется узнать еще больше всего интересного? Тогда читай о том, почему ботинки со шнуровкой – заслуга занудного толстого графа, или 10 историй о классических моделях обуви нашего времени.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость»(1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Как отличить православный крест от католического?

Православие и католицизм являются крупными ветвями христианской веры. Две мировые религии имеют существенные различия, как обрядовые, так и канонические, но при этом есть и сходства.

В католической и православной традиции крест является святыней. На нем изображен Иисус Христос, который претерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Верующие люди носят у себя на груди нательные распятия как символ веры. В течение долгого времени внешний вид нательных крестов менялся, но на сегодняшний день кресты в православии и католицизме имеют несколько существенных отличий.

Золотой православный крестик с распятием «Эстет» 01R660929 с бриллиантом

Форма

Основное отличие православного креста от католического – его форма. Католический крест выглядит проще и имеет четырехугольную форму. В православии распространены шести- и восьмиконечные кресты. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую. Верхнюю перекладину прибивали над головой осужденного и на ней перечисляли совершенные им преступления, а нижняя – подножие – символизирует «мерило праведное»: на одной чаше весов – грехи, на другой – добрые дела людей.

Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120134_s

Многие люди выбирают необычные крестики, украшенные камнями и декоративными элементами, и носят их в качестве украшения, поверх одежды. Однако православная и католическая церковь не приветствуют это и считают, что если крестик для вас важен именно как символ веры, не стоит демонстрировать его окружающим.

Серебряный православный крест с распятием SOKOLOV 95120097_s

Однако наряду с восьмиконечным крестом Православная Церковь принимает и два других распространенных начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, верхней перекладины) и четырехконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Золотой православный крест с распятием «Уральский ювелирный завод» 3-02789-013 с эмалью

Распятие

Еще одним важным отличием православного и католического креста является образ Иисуса Христа. На католических крестах изображение Иисус Христос изображается мертвым или претерпевающим муки. Голова и руки его чаще опущены, ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены одним гвоздем.

Детский серебряный православный крестик с распятием SOKOLOV 94120104_s

На православном кресте Христос изображается воскресшим: его ладони открыты, а руки прямые или подняты вверх, словно он раскинул их в объятиях навстречу верующим людям. На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Такое символическое расположение Спасителя на православном кресте свидетельствует о победе Господа над смертью и последующем воскрешении, олицетворяет Его милость к людям и спасение рода человеческого.

Золотой православный крестик с распятием SOKOLOV 121317_s

Гравировка

На обоих крестах, как правило, присутствует верхняя табличка с надписью: «Иисус из Назарета Царь Иудеи». На католических крестах она изображается латинской аббревиатурой «INRI», а на православных – «І.Н.Ц.І.». На православных крестах также зачастую присутствуют буквы IС ХС по правую и левую руку, которые расшифровываются как «Иисус Христос» и надпись «Спаси и Сохрани» на обратной стороне креста. Католические кресты такой гравировки не имеет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *