Празднословие в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день не многие знают, что такое празднословие, что это за грех и как с ним бороться, поэтому в нижеприведенной статье можно узнать обо всех интересующих вас вопросах, ведь сама тема станет весьма полезной не только верующих людям, но и тем, кто желает свою жизнь изменить к лучшему.

Что значит празднословие в православии

Такого рода греховное деяние являет собой различные слова, которые не диктуются благочестием, то бишь не соответствуют воле Всевышнего и из-за чего это может стать причиной появления физических, материальных, моральных и душевных проблем.

Значение этого греховного деяния трактуется как изречение пустых слов, которые не содержат в себе положительной информации, то есть это могут быть треп, пересказы жизни чужого человека, пересуды и злословия. В таком одном слове кроется огромный набор деяний и отнюдь не добродетельных.

Какие же именно поступки можно отнести к этому согрешению:

  • напевание нехорошие песни с частушками;
  • разговор с кем-либо в грубой форме;
  • высмеивание нелепости другого человека;
  • произнесение критики за глаза;
  • долгое обсуждение бессмысленных вещей, и не только.

В нынешнее время священнослужители говорят, что празднословию можно также отнести и телевизионные или радио передачи, не несущие в себе никакого смысла. Это же касается спортивных игр и состязаний, где комментатор без умолку говорит не только о спортсменах и происходящих событиях на поле. Из этого следует, что такое прегрешение имеется практически у каждого православного человека.

Святые отцы о празднословии

Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;

Авва Виссарион: «Брат, живущий вместе с другими братьями, просил у аввы Виссариона получения наставления. И тогда Старец произнес:
Сохраняй молчание и никогда не сопоставляй себя с другими»;

Авва Лонгин: «Хранение молчания может привести к плачу, который способен сделать ум безгрешным, а также очистить его»;

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;

Как избавиться от греха

Вполне ясно, что это пристрастие является греховным, но как бороться с празднословием и его избежать? В первую очередь не следует заводить разговор с людьми, когда речь пойдет не о каких-либо полезных вещах. Само Священное писание проповедует дабы православные верующие отвечали на вопросы лишь по существу и кратко.

Не даром существует всеми известная мудрость «Молчание-золото», которая появилась не спроста, а дабы следовать ей чтобы не совершить греховных деяний.

Однако, если все же человек согрешил каким-то бессмысленным словом, то ему необходимо исповедаться священнослужителю и воззвать к Всевышнему в просьбе получить прощение.

Празднословие в православии согласно наставлениям священнослужителя, лучше всего исповедовать кратко рассказывая о своих совершенных прегрешения и затем прочесть следующую молитву:

«О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу! Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. (Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но) святая твоя душа со Ангельскими воинствами, со Безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео из готорого Вы узнаете вчем суть греха:

О святом пророке Илие и о вреде многословия

Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал людей за нечестие и отступление от веры. Опять помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в зеленые луга и поля.

Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков, удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 24–28).

Что значит это видение и притча? Святые Отцы толкуют ее так: «Господь карает за неправду и за грех – даже святых и праведных, и любимцев Своих. И, быть может, карает грех в них даже строже».

Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал Божественному правосудию и Божественному гневу покарать его.

Всю ночь длилась эта борьба. Бог был «связан» объятиями Иакова, то есть напряженной, изливающейся из сердца и души победоносной молитвой. Здесь милосердие Божие как бы преодолело Божественное правосудие.

Слово Иаков значит «запинатель». Слово Израиль – «зрящий Бога». Своей молитвой Иаков таинственно, мистически узрел славу Божию, получил ту благодать, которой он мог побеждать ненависть людей и мир. Чем побеждать? Упованием и надеждой на помощь Божию. Побеждать постоянной, внутренней покаянной молитвой.

Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по земле? Укажу три причины.

Первая – та, что наша жизнь не соответствует молитве. Мы не живем по заповедям Божиим, а Господь как бы говорит: «Если ты исполнишь Мою волю, то Я исполню прошения твои. Если ты послушаешь Меня, то и Я в молитве твоей услышу тебя». Вот почему молитва наша мертва и немощна – мы не живем по заповедям Евангельским. У нас жизнь как бы раздваивается. Где-то, в уголке нашей души и сознания, теплится вера. А в повседневной жизни мы ведем себя как язычники.

Вторая причина – та, что молитву мы не считаем самым главным деланием нашей жизни, основой и сердцем всех остальных христианских подвигов.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты молишься – ты жив, когда ты забываешь о молитве, то душа твоя превращается в труп, наполненный червями».

Итак, братия и сестры, вторая причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, – мы недостаточно сосредоточены на молитве, не можем внутренне непрестанно беседовать с Богом, ум и сердце наши заняты преходящим и суетным. И даже когда мы становимся перед иконами, то лишь повторяем слова молитвы, не чувствуя и не сознавая того, что в них заключено.

И, наконец, третья и последняя причина – орудие нашей молитвы, слово, мы превратили в средство ко греху, к развлечению. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Сам Иисус Христос назван Словом Божиим; поэтому – как велико и наше, человеческое слово, как мы должны уважать свое слово!» И добавляет: «Кто лжет словом человеку вольно, тот будет лгать на молитве Богу невольно».

Грех словом – самый распространенный, самый привычный и поэтому самый опасный для нас грех. Начинается все с «простого» многословия, а кончается – клятвопреступлениями, проклятиями и богохульством. Поэтому прежде всего нам надо бороться с многословием. Вы скажете: «Да, действительно, наш язык похож на ветряную мельницу, которая начинает вращаться при первом же порыве ветра, притом мельницу с пустыми жерновами; а иногда наш язык подобен бешеному псу, сорвавшемуся с цепи, который, не разбираясь, кусает и своего хозяина, и всех, попадающихся на пути. Но что нам делать? Мы каемся и грешим опять. Мы не можем победить своего языка, он побеждает нас».

Мало знать, что укус змеи смертелен, надо еще знать, как обойти эту ядовитую гадину, как высосать кровь из раны, если мы уже подверглись укусу и яд проникает в наше тело. Что делать нам, братия и сестры, чтобы избавиться от многословия?

Прежде всего надо ограничить круг своих собеседников. Так пьяница, который хочет избавиться от своего порока, не должен встречаться с подобными ему пьяницами, так больной должен избегать причины своей болезни.

Итак, нам необходим строгий выбор наших собеседников. Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.

Некоторые из нас говорят: «Мы можем не посещать те дома, где устраивается нечто вроде клуба под названием: “Последние церковные новости”; мы можем не говорить с теми людьми, которые льют грязь на других, но если человек приходит к нам в дом, то мы не можем выгнать его, и слушаем поневоле».

Братия и сестры! Дух Святой сказал через пророка Давида: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). Но если вы не можете заградить уста сплетника и клеветника, не можете прогнать его, то сделайте по-другому. Скажите: «Я сам виновен в таких же грехах. Наверное, ты видишь мои грехи и под видом другого человека обличаешь меня». Если это не поможет, то скажите своему собеседнику: «Пришло время для молитвы, и я хочу воспользоваться твоим присутствием, чтобы мы помолились вместе, и я получил бы пользу от твоей молитвы». И начни читать Псалтирь или акафист. Тот сразу же засуетится и захочет уйти. Но ты удержи его и продли молитву дольше, чем молишься обычно. И тогда сплетник и клеветник в следующий раз не только не придет к тебе, но будет далеко обходить даже ворота твоего дома.

К сожалению, такие люди не стесняются подходить к нам и в церкви. Они подобны одержимым или лунатикам. Лунатик, водимый неведомой ему самому силой, не понимает, над какой пропастью он ходит, какой опасности подвергается. И эти люди, ослепленные демоном, не понимают, как гибельны разговоры, особенно сплетни, в церкви.

Обычно мухи летают на свалки и на нечистоты и ползают по ним, а потом разносят заразу. И вот, братия и сестры, если такая муха начнет жужжать в церкви около нашего уха: «Знаете ли вы последнюю новость, только это между нами…» и так далее, то скажите: «Брат (или сестра)! Встанем вместе на колени и помолимся за того человека, которого ты осуждаешь. Если он действительно согрешил, то он в беде; и он наш брат!» И поверьте, что ваш собеседник (или собеседница) не захочет молиться. Он (она) скажет: «У меня ноги больные» и побежит прочь.

Пагубно многословие. Греческий писатель Плутарх рассказывает такой случай. В деревню, расположенную около Афин, пришли двое воинов из разбитого афинского войска, неся горестную весть. Они зашли в цирюльню, где в это время цирюльник брил человека. Он намылил ему голову и уже сбрил с нее половину волос, когда услышал эту весть. Все бросил цирюльник и побежал со всех ног в Афины для того, чтобы первому возвестить о поражении. Он стал кричать на улице: «Вы слышали, что афинское войско разбито спартанцами?»

Город пришел в смятение. Но затем власти стали расследовать, в чем дело, что случилось. Слух не подтверждался. Цирюльника схватили и стали требовать доказательств. Конечно, никаких доказательств он представить не мог. Тогда его осудили на казнь как возмутителя спокойствия. Подвели к эшафоту, и палач уже обнажил меч, чтобы отрубить ему голову. Горько каялся цирюльник в своей страсти к новостям. Давал себе слово больше никогда не вмешиваться ни в чьи дела, если вдруг останется в живых. И вдруг народ закричал: «Остановите казнь!»

Уставшие воины дошли, наконец, до Афин и подтвердили, что войско действительно побеждено и разбито. Цирюльника развязали. И как только он пришел в себя, то, еще не сойдя с эшафота, сразу же задал вопрос палачу: «А не слышали ли вы, что случилось с полководцем? Взят ли он в плен или убит?» Урок не пошел ему впрок.

Итак, братия и сестры! Первое условие борьбы с многословием – это выбор собеседников. Второе – контроль над своими словами. Мы должны выражать свои мысли как можно короче.

Был город в Греции – Спарта, жители которого старались говорить возможно более кратко, заключать в одной фразе целое повествование. Греческий мудрец Пифагор требовал от учеников, вступающих в его общину, предварительно провести три года в молчании. Он говорил, что мудрец сначала должен научиться молчать, а потом уже говорить.

И в некоторых древних монастырях существовал устав, предписывавший молчание. Монахи объяснялись лишь знаками.

Почему это так необходимо для нас, братия и сестры? Почему мы тоже должны научиться молчанию? Потому что молчание собирает огромные силы в душе человека.

Преп. Исаак Сирин говорит: «Молчание созидает, а слова разоряют!» Некоторые люди дают себе как бы правило: произнести в день определенное количество слов. Конечно, это правило не на всю жизнь. Это правило только лишь на время. Если ветвь искривлена, то ее надо перегнуть в другую сторону для того, чтобы она потом стояла прямо. Если человек болен, то ему назначают до выздоровления строгую диету.

Кроме того, в разговоре надо избегать всяких ненужных повторений. Гордый человек любит повторять одну и ту же фразу, как будто хочет запечатлеть ее в памяти других. Вообще, многословие – это один из признаков гордыни. Человек считает, что его слова очень ценны и как бы упивается звуками своего собственного голоса.

С другой стороны, надо избегать таких часто лишних фраз, как например: «извините», «я хочу вам сказать», «не побеспокою ли я вас» и так далее. Это – наружное, ложное смирение, которое обычно скрывает духовную гордость. Если вы хотите сказать что-нибудь нужное и дельное, то незачем извиняться. Если хотите сказать пустое, то не поможет и просьба о прощении.

Затем человек должен научиться слушать других. Многие из нас не умеют выслушать своего собеседника: перебивают его, не дают ему высказать свою мысль.

Нельзя говорить также под влиянием гнева и других страстей. Обо всем, что мы скажем в состоянии гнева, мы будем горько жалеть впоследствии. Надо сначала успокоить себя. Некоторые советовали, когда мы волнуемся, – ничего не отвечать, но если это все же необходимо, то прежде 33 раза прочитать Иисусову молитву, или, по крайней мере, обратиться к Богу с краткой молитвой о помощи и вразумлении. Также, если нас спрашивают о чем-то очень важном, то не надо сразу же давать ответ, а отложить его, может быть, и до другого дня.

Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека – это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его. Некий святой Отец как-то сказал: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трем вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!»

Когда мы говорим, то каждое наше слово должно быть искренним, должно исходить из сердца. Одна и та же фраза, в зависимости от того, сказана она от сердца или произносится лишь машинально, по привычке, может быть и нужной, и греховной.

Например, когда мы встречаемся друг с другом, то спрашиваем: «Как ты поживаешь?» Если при этом мы на самом деле интересуемся, как живет человек, если мы хотим узнать его нужду, если мы готовы помочь ему, то это – голос нашей любви. Но если мы спрашиваем машинально: «Как вы поживаете?» – без всякого сочувствия к другому человеку, то мы лжем и лицемерим, это – пустословие.

Святые Отцы говорили: «Когда вступаешь в разговор, определи, с какой целью ты говоришь, знай, с кем говоришь, о чем говоришь, зачем говоришь, где говоришь и сколько говоришь. Если ты при этом будешь помнить, что от слов своих осудишься или оправдаешься, то поймешь, что гораздо безопаснее молчать, чем говорить!»

Братия и сестры! Илия назван пророком Божиим, человеком Божиим, ибо есть еще и пророки сатанинские. Как отличить пророков Божиих от пророков диавола? Пророки Божии открывают людям волю Божию только тогда, когда на них нисходит Дух Святой. Что касается пророков демонских, то они не прорицают, они гадают за деньги. Они отвечают на вопросы, которые им задают. В своей жизни они далеки от Евангельской нравственности, и когда они «пророчествуют», то человекоугодничают, потворствуют людским страстям и похотям, чтобы угодить толпе.

Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как вихрь, и слово его, как горящий светильник (Сир. 48, 1–12). Вихрь разрушает, смерч все сметает на своем пути. И пророк Илия, как вихрь, уничтожает грех, беззаконие и нечестие. Его слово, как светильник, озаряет путь всем ищущим спасения.

Итак, братия и сестры! Нам нужно подражать святому пророку Илии в любви к Богу и в ревности по вере. Конечно, такой чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем, но подражание добродетели уже является залогом нашего нравственного совершенства и спасения.

Аминь.

Прекословие

(1 голос: 5.0 из 5)

  • Прекословие Толковый словарь В.И. Даля
  • Прекословие преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • Прекословие и противоречие преп. Иоанн Лествичник
  • Прекословие свт. Василий Великий
  • Прекословие преп. Симеон Новый Богослов

Прекосло́вие — 1) грех, словесно выраженное нежелание подчиниться божественной воле; 2) словесное выражение несогласия с кем-либо, состоящее в возражении ему, оспаривании его слов (воли).

Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы: Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от верного и смиренномудрого настроения.

Прп. Иоанн Лествичник: Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом и если он так поступает в беседе с равными, то может быть обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, тот этот недуг от людей неисцелим.

Прекословили ли библейские праведники (святые) Богу?

Несмотря на то, что библейские праведники и святые стремились жить в послушании Богу, в Священном Писании встречаются примеры открытого возражения Ему со стороны некоторых из них.

Так, Моисей возразил Богу, когда Бог озвучил «намерение» погубить еврейский народ после того как тот впал в грех идолопоклонства: «да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ» (Исх.32:10-11). Апостол Петр стал прекословить Христу, когда Он сообщил Своим ученикам о предстоящих страданиях и смерти: «да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:21-22) за что тут же выслушал укор. Эти и подобные примеры обнаруживают, что хотя праведники (святые) дерзали возражать Господу, однако это не было связано с бунтом против Владыки владык. Моисей, возражая Богу, действовал из благих побуждений, дерзновенно, однако не дерзко, радея о славе Божией и сохранении богоизбранного народа (Исх.32:11-13). В конце концов, Бог внял его мольбам. Апостол же Петр прекословил, не понимая глубины смысла предстоявших Крестных страданий и смерти Спасителя, желая Учителю не зла, а добра. Заметим, что Савл — будущий апостол Павел — и вовсе шел против Христа, будучи гонителем Церкви.

При этом, опять же, он думал, что действует богоугодно. Совсем другое дело, когда человек дерзит Богу, ропщет на Него, осознанно нарушает Божий закон. Такое поведение требует деятельного покаяния.

Борьба с древом греха

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Перевод:

Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, Единому во Святой Троице, прославляемому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время словом, делом, помышлением, объядением, пьянством, тайным вкушением пищи, празднословием, унынием, леностью, пререканием, непослушанием, клеветой, осуждением, небрежностью, самолюбием, жадностью, воровством, ложью, обиранием, корыстолюбием, ревностью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью, сребролюбием и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочии мои грехи, как душевные, так и телесные, которыми я Тебя, Бога моего и Творца, прогневал и ближнего моего обидел. О них сожалея, виновным предстою пред Тобою, Богом моим, и имею желание покаяться: но только помоги мне, Господи Боже мой, смиренно со слезами молю Тебя, совершенные же согрешения мои прости по милосердию Твоему и разреши от всех, которые я перечислил пред Тобою, как Благой и Человеколюбивый.

Яже содеях во вся дни живота моего – которые я сотворил в течение всей моей жизни.

Тайноядением – невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением.

Небрежением – беспечностью (в деле спасения).

Неправдоглаголанием – ложью.

Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью).

Мшелоимством – взяточничеством, корыстолюбием (мшел – корысть).

Ревнованием – ревностью, подозрительностью (недоверчивостью).

Памятозлобием – злопамятностью.

Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательств и т.д.

Чувствы – чувствами.

Грехи – грехами.

Душевными вкупе и телесными – как душевными, так и телесными.

Имиже Тебе – которыми Тебя.

Прогневах – прогневал.

Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду.

Винна себе Тебе Богу моему представляю – я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим.

Имею волю каятися – имею желание принести покаяние.

Точию – только.

Прешедшая же согрешения – прежде бывшие (прошлые) мои согрешения.

От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены…».

Сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них – мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом – одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее – во все дни жизни. Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.

Объядение, пиянство, тайноядение – грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие – страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность оставаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь». (Преподобный Иоанн Пророк)

Расширяет понятие празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным – именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно». (Преподобный Иоанн Лествичник)

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем», – учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим».

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле», – так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям. Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети – родителям. Повиноваться начальствующим.

Оклеветание – прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – Исх. 20, 16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание – это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин – матерью всего худого.

«Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти». (Святой Максим Исповедник)

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, – говорит апостол Павел (Кол. 3, 5). Многостяжание – это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать» книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения – святотатство – «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канун или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглаголание – любая ложь словом. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22).

Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», – говорит святитель Филарет в своем «Православном катихизисе».

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (см. «Православный катихизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание мшела – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву — покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.

Ревнование – ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздаятеля даров». (Святитель Иоанн Златоуст)

«…Зависть и соперничество – страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство». (Преподобный Ефрем Сирин)

Гнев – одна из восьми главных страстей.

«От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза – ценность металлов не делает разницы в ослеплении». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: «прости и прощено будет» – ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: «остави, якоже и мы…»?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло». (Преподобный Иоанн Лествичник)

«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души». (Святой Максим Исповедник)

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Пустословие

(18 голосов: 4.6 из 5)

Пустосло́вие — 1) то же, что пустозвонство; пустая, бессодержательная болтовня; разговор на ничтожные, пустяковые, ничего не значащие темы; 2) бесполезная болтовня; разговор, затеянный и продолжающийся исключительно ради прожигания времени; 3) бросание слов на ветер; обещания, не подразумевающие их обязательного исполнения; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не основанная на достоверных фактах.

Чем пустословие отличается от празднословия?

В некоторых вариантах употребления слово «пустословие» выступает синонимом «празднословия». Однако по строгому счёту между двумя этими терминами существует различие.

В отличие от понятия «пустословие» понятие «празднословие» главным образом связано не с понятием «пустота» (внутренняя бессмыслица, бессодержательность), а с понятием «праздность», означающим бесцельное, бесполезное времяпрепровождение.

Конечно, бесцельный и бесполезный разговор, каким является пустословие, вполне может быть обозначен как бесцельное и бесполезное времяпрепровождение. В этом отношении пустословие сближается с празднословием.

Между тем, значение первого понятия не перекрывается полностью значением второго, и наоборот.

Тогда как понятие «празднословие» с большей выразительностью отображает идею бессмысленности, бесполезности (определяемого этим именованием) разговора как формы деятельности или занятия, понятием «пустословие» акцент выставляется на ничтожности или вредности внутреннего содержания речи. В данном отношении пустословие противопоставляется словам мудрого (Притч.12:18).

Речь может быть названа праздной даже тогда, когда её содержание касается важных, в том числе религиозно-нравственных тем, если при этом она произносится не ко времени.

Например, если вместо того, чтобы исполнять монастырское послушание, инок предастся продолжительной беседе, — его беседа может быть справедливо расценена монастырским начальством как празднословие, несмотря на важность затронутой в этой беседе проблематики.

То же можно сказать о затяжных разговорах по служебному телефону в рабочее время, формально глубоких и интересных, однако неуместных по причине нарушения трудовой дисциплины, прерывания рабочего процесса.

С другой стороны, если и тема, и время, и место для разговора выбраны правильно, например, с целью проповеди в храме или в духовной школе, однако докладчик оказывается не подготовленным, не компетентным, искажающим фундаментальные истины, призывающим не к тому, к чему Бог призывал, то его проповедь можно назвать бессмысленным сотрясанием воздуха или пустословием.

Наконец, пустословием может обозначаться и прямой обман, способствующий совращению с истинного пути (ср.: «произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2Пет.2:18)).

Итак, празднословие, в большей степени, указывает на невнимание к использованию времени, а пустословие — на невнимание к словам.

См. ПРАЗДНОСЛОВИЕ

Пустословие — склонность к пустым, бесплодным, бессодержательным разговорам.

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенёк. — Тяжёлое небось бревно-то? — спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнцепёке. — Ух, и тяжёлое! — ответил Медведь, отдуваясь. — И далеко ещё тащить? — До самого леса. — В такую жару! Поди, умаялся? — И не спрашивай! — Такое-то бревно вдвоём бы тащить! — Ясное дело — вдвоём бы сподручнее было! — Ну, я пошёл! — сказал Кабан, поднимаясь. — Желаю удачи! Да смотри не надорвись! — Спасибо, — вздохнул Медведь. — Не за что! — ответил Кабан.

Казалось бы, кому какое дело, сколько, где и о чем заливается соловьем человек. Оказывается, все не так просто. Пустословие – вор жизненной энергии человека. Вместе с потоком слов истощается жизненная энергия разума, а от него напрямую зависят творческие возможности личности. В распоряжении человека каждый день присутствует определенная доза психической энергии. Наиболее сильно энергия разума растрачивается через звук. Например, встретились два приятеля и завели пространную «короткую» стовосьмидесятиминутную беседу. Придя домой, один из них «вспомнил», что надо еще готовиться к завтрашнему семинару, будет опрос. Но сил учить — уже нет. Вся сила выболталась. О вдохновении и желании заниматься своим делом, можно забыть. Пустословие – импотенция разума.

Основная причина пустословия – оскорбительное настроение или «сознание мухи». Оскорбительное настроение возникает самопроизвольно и требует от человека найти кого-то или что-то виновного в его проблемах. Обычно оно приходит по утрам, хотя его никто и не звал. Человек просыпается с недовольным видом и ощущает какую-то внутреннюю неприязнь, ощущение, что кто-то виноват. Позитивист легко решает эту проблему: еще не открыв глаз, он уже мысленно говорит себе: «Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Желаю всем счастья». Включив «кнопку счастья», он, тем самым, направляет в разум позитивную силу.

Однако далеко не все обладают «сознанием пчелы». Пчела нацелена исключительно на мед. Ей неинтересны встречающиеся по пути к меду испражнения. Муха тоже летит к меду, но ей хочется разобраться, что это за испражнения внизу, кто их оставил и почему. О меде начисто забыто, муха копается в экскрементах, выясняя: Почему она бросила мужа? Кто у нее любовник? С кем губернатор пьет в сауне? Сколько воруют чиновники? Надо во всем разобраться и непременно сейчас, а потом и завтра, и послезавтра, и каждый день. В итоге, разум постоянно находится «на голодном пайке» психической энергии, для него уже не по силам постичь что-то нужное и серьезное. Пустословя, человек проявляет и одновременно оправдывает свою неудовлетворенность кем-то или чем-то: «Мне плохо и виноваты в этом…» — дальше идет нескончаемый список виновников.

Пустословие как пустое расточительство разума не ограничивается личным участием в бессодержательной беседе. Просмотр кабельного (сделайте ударение на втором слоге) телевидения, где с утра до вечера распространяются хреновости – где кого задавили, кого зарезали, кто на ком женился, где что взорвалось – это тоже пустословие. Атрибут пустословия – растранжиривание силы разума, присутствует при просмотре «сантабелиберды». Человек общается с телевизором и напрасно выплескивает свою жизненную энергию. Многие начинают ругаться с телевизором, в особо запущенных случаях могут даже в него плюнуть.

Человек не хочет или не может понять, что зона его влияния, контроля ограничивается узким кругом лиц – семья, знакомые, коллеги по работе. Переживать за все на свете, значит, смириться с потерей здоровья и счастья. Испортить себе настроение, вызвать эмоцию жалости по поводу того, что в ЮАР хомяков содержат в узких клетках, значит проявлять глупость. Жизнь дана человеку не для пустословия, а для достижения жизненного успеха и очищения своего разума от грязи и скверны.

Пустословие нельзя путать с вежливым формальным общением. Например, малосодержательный разговор с целью наладить контакт с человеком для последующего серьезного общения или разговор с целью избавить собеседника от чувства неловкости, пустословием не назовешь. Не повернется язык назвать пустословием и разговор с целью проявить к человеку внимание, улучшить его настроение.

Пустословие – это пустопорожние разговоры ни о чем, переливание из пустого в порожнее, бессмысленное сетование на то, что изменить нельзя, разговоры о том, что не приносит пользу, обсуждение пустых тем и телефонная трескотня. Иными словами, критерий пустословия – когда после общения ощущаешь себя обессиленным, опустошенным и обворованным, зря потратившим время, энергию и нервы. Зачастую пустословие плавно перетекает в судачество, сплетни, осуждение, насмешки и ложь. Обладатель этого качества личности способен говорить непрестанно и ни о чем, лишь бы только говорить.

Подруги пустословия – поверхностность, ограниченность, примитивность, тупость и недалекость. В то же время оно противоположно вдумчивости, благоразумности, взвешенности, выдержанности и здравому смыслу. Когда своя жизнь убога и примитивна, приходится черпать интерес в чужих жизнях. Пустословие – бегство от себя в чужие жизни. Любое бегство рождает не умиротворение, как раз наоборот – беспокойство и тревогу.

Беспокойство ума проявляется в пустопорожних разговорах. Большинство людей страшатся спокойного ума. Если бы они жили в гармонии с собой и с внешним миром, спокойствие ума было бы равнозначно умиротворению. Но, поскольку, такой гармонией и не «пахнет», защиту ума люди ищут в его возбужденности и неугомонности, иначе рискуют быть съеденными собственными страхами и фобиями.

Пустословие – тупиковая дорога познания. Оно, бесцеремонно влезая в чужие судьбы, невольно пропитывается их интересами и потребностями. Отсюда рождаются примитивные формы подражания, преклонения перед авторитетом, фанатизма и снобизма. Живя показушной жизнью других, люди становятся крайне поверхностными, все более равнодушными к краскам внутреннего мира личности. Чем больше человек становится рабом внешней мишуры, тем больше у него возникает поводов для проявления беспокойства ума в пустословии.

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г.

Преподобный Амвросий наставлял:

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

«Больше молчите»

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Безрассудное молчание

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

– Грехи празднословия и многословия являются показателями очень поверхностного отношения к духовной жизни и ее законам. Поскольку человек, познавший благодать и знающий ее цену, скорее будет молчать, чем говорить. А если что-то и скажет, то ровно столько, сколько нужно, чтобы, оградив себя от внешнего мира и не растеряв полученное, принести ему пользу назидательным словом, которое будет иметь невероятную силу.

Молчание концентрирует человека на его внутренней жизни, дает возможность больше видеть себя и одновременно лучше слушать свою совесть и Бога, больше наблюдать и размышлять, концентрироваться на главном и вечном. Быть сдержанным в словах настолько же важно, насколько опасно согрешить в любом другом опрометчивом поступке или даже мысли. Предупреждая об этой опасности, Господь прямо и говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). В этом смысле молчать или просто контролировать каждое свое слово — в наше время действительно подвиг. У человека, который хранит свои уста, появляется больше времени подумать и проконтролировать сказанное или же вовсе отказаться от идеи выразить мысли вслух, в силу ее бесполезности или же явного вреда.

Как бороться с грехами празднословия и многословия?

Для успешной борьбы с этими пороками нужно, прежде всего, определиться с мотивацией, которая лежит в основании пустословия и многословия. Поскольку это могут быть различные состояния души и страсти (например, тщеславия или гордости, осуждения и т. д.), которые постоянно стимулируют человека проявить себя через самый доступный и простой способ человеческого общения, поэтому то, что лежит в основании пустословия, вскоре будет приносить и соответствующие плоды. Так, уста становятся тем инструментом, который оскверняет душу самого человека и его собеседника. Инструментом, имеющим силу одинаково принести пользу и очень сильно навредить. Иногда полезно радикально отрезать общение хотя бы на один день, чтобы понять весь вред и пользу от пустословия и бережного отношения к словам. Недаром пророк Давид когда-то в молитве восклицал: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Словом, в конце концов, можно нанести необратимую травму.

Как отличить полезные слова от пустых?

Признак нормального общения — это когда оно назидает человека, а не опустошает. Если оба человека внимательны к себе и бережно относятся к душевной пользе собеседника, то они вовремя закончат душеполезный разговор. Если же из двух только один знает пользу от исполнения этой важной заповеди, то на нем лежит ответственность вовремя и тактично прекратить беседу. Поэтому когда предмет разговора исчерпан и цель достигнута (или не достигнута), то будет большая вероятность того, что начнется пустословие. В случаях, когда происходит непонимание друг друга, иногда лучше просто отложить разговор на некоторое время.

Как не поддерживать пустословия в других людях, хотя считается, что иногда надо дать человеку «выговориться» и слушать всё, что бы он не рассказывал?

Тот, кому «выговариваются», в каком-то смысле является модератором общения, слушателем и советчиком. Поэтому он имеет все права контролировать беседу и не уводить ее от главной темы, отсекая ненужные повторения, самозацикленность, желание осудить и обговорить, проявить греховные чувства, слова, желания и эмоции, а не просто поделиться проблемой, в которой необходимо посочувствовать человеку, быстро сориентироваться и дать нужный совет.

Но самое главное, все эти старания и размышления должны быть нацелены именно на богомыслие и борьбу с грехом, в которой уста человека играют преимущественную роль. Без богомыслия все, в конечном итоге, является пустословием. А с ним слова приобретают силу и даже творят чудеса, как это было в жизни преподобного Феодора Печерского, потому что такой человек всегда обогащен общением с Богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *