Преподобный антоний дымский

Содержание

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Антоний Дымский является одним из почитаемых святых угодников православной церковью. Он основал монастырь в Тихвине. На иконах Антония Дымского изображают держащим хартию, на которой написано: «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни».

Житие Антония Дымского

Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.

Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.

В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.

Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:

  • организовал жизнь монахов;
  • утвердил правила;
  • увеличил численность иноков;
  • завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.

Отшельничество Святого Антония

Через время Антоний принял решение жить отшельнической жизнью и уединился на берегу Дымского озера. Днем он трудился, а по ночам молился. Он добровольно носил на голове шляпу с широкими полями из кованого железа. В духовных стараниях отшельник провел много времени, почти двадцать лет.

Рассказы о великом пустынножителе привлекли других людей с желанием уединиться. У берегов Дымского озера появились новые кельи. Позже общий совет иноков принял решение о создании новой обители в память первого основателя отшельничества Антония Великого.

Антоний жил в монастыре до самой кончины и прославился вечными останками и многими чудесами, похоронен в обители. Во времена Дмитрия Донского и мощи праведного Антония помещены в Антониевский храм.

День памяти святого 17 января.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Святые мощи

Во избежание осквернений святынь при набеге татар гробницу с мощами Антония Дымского спрятали в земле, а церковные вещи, колокола и железную шапку святого – на дне озера. С тех пор оно носит название «Святое».

В 1585 году шведы начали угрожать границам Новгорода. Через двадцать шесть лет строение поверглось разрушению шведскими воинами. Монастырь открылся только через восемьдесят лет. После октябрьской революции его ждала судьба всех обителей. Здание было отдано психиатрическому лечебному заведению, затем его занял комбинат «Глинозем».

Монастырь Антония Дымского в Тихвине получил возрождение только в девяностые годы прошлого века. На семьсот семидесятилетний год со дня смерти святого установили у озера каменный крест. Было принято решение о возвращении Дымской обители православной церкви. В 2008 году останки праведного были отданы в Дымский монастырь.

В чем помогает святой Антоний Дымский

Верующие отдают ему свои молитвы, чтобы справиться с физическими соблазнами и в любых жизненных трудностях, для избавления от блудливых желаний, в разных болезнях, для защиты от пожара.

Текст молитвы Антонию Дымскому:

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, Имиже весть судьбами. Моли благость Его, Еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

Преподобный Анто́ний Дымский

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего преподобнаго Антония песньми почтим, яко победителя мирских соблазнов и плотских похотей и ухищрений диавольских, во стране нашей дивно явльшагося, зовуще ему:

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Икос 1

Ангел нравом явился еси, преподобне отче Антоние, во днех жития своего на земли: темже ныне блаженствуеши на небесех с лики ангельскими, от бренных же уст наших приемлеши песнь хвалебную:

Радуйся, ангелов ревностный подражателю.

Радуйся, ангельский достойно носивый образ.

Радуйся, ангелов сомолитвенниче неусыпаемый.

Радуйся, со ангелы непрестанно Господа славословивый.

Радуйся, ангельский нрав стяжавый.

Радуйся, на земли ангельски поживый.

Радуйся, чистотою ангельскую облекийся.

Радуйся, ангельскую кротость ко всем показавый.

Радуйся, ангелов собеседниче.

Радуйся, монахом наставниче ангельскаго жития.

Радуйся, гражданине небесный.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 2

Видевше дивное житие твое сожившии тебе братия прославляху о тебе Господа, и мы, слышаще подвиги твоя, видяще же чудеса, имиже прослави Бог нетленное тело твое, воспеваем дивному во святых Богови: Аллилуиа.

Икос 2

Разум вещей божественных стяжал еси труды многими, преподобне отче Антоние, в сладость души твоея и во спасение вечное твоего стада, с нимже вопием ти:

Радуйся, воине Христов, многи труды подъявый.

Радуйся, в подвизе тяжцем потрудивыйся.

Радуйся, в бдении и посте искусивыйся.

Радуйся, в подвизе молитвы преуспевый.

Радуйся, труды рук своих тело укрепивый на служение Богу.

Радуйся, нозе свои освятивый путешествием долгим по спасительному послушанию.

Радуйся, главе твоей подвигом венец славы исходатайствовавый.

Радуйся, очи свои к лицезрению Божию слезами чистыми омывый.

Радуйся, душу твою страхом Божиим украсивый.

Радуйся, ум твой в небесная вперивый.

Радуйся, сердце твое от всякаго злаго помышления очистивый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 3

Силою благодати Божия облекаемь, терпеливо подъял еси благое иго Христово и очистив себе в сосуд Божий благоизбранен, неуклонно взирал еси к обителем небесным и горняя мудрствовал еси, вопия в веселии сердца Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении ввереннаго тебе от Бога стада, преподобне отче Антоние, непрестанно учил еси е пути спасительному, подавая собою пример благочестия; сего ради вопием ти:

Радуйся, вместилище добродетелей, путь спасения многим показавый.

Радуйся, святыни жилище, многи ко Господу приведый.

Радуйся, мечу Божий грехи посекий, погубляющыя душы.

Радуйся, светильниче, путь правый стаду твоему предъуказавый.

Радуйся, кормчию, многи к пристанищу вечнаго блаженства управивый.

Радуйся, споборниче благодати Божия, мнози из уст адовых исхитивый.

Радуйся, наставниче монахов, спасительным добродетелем их научивый.

Радуйся, незлобию их наставивый.

Радуйся, воздержания учителю.

Радуйся, незлобия наставниче.

Радуйся, смирения показавый образ.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 4

Буря помышлений лукавых не смути тебе, преподобне отче Антоние, волны мирских соблазнов не поколебаша храмины твоея, противу же козней диавольских устоял еси, утвержден на незыблемом камени, всегда поя в сердцы твоем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше иноцы обители преподобнаго Варлаама внезапное изшествие твое, преподобне отче, зело печалию объяти быша, но и их ради любве не оставил еси твоего намерения, образ ревности Божия и пустыннолюбия во спасение всем показуя; темже вопием ти:

Радуйся, ревнителю жития богоугоднаго.

Радуйся, истинный поклонниче Господень, вся ради Христа тщету вменивый.

Радуйся, верный служителю Господа всяческих, Ему Единому послуживый.

Радуйся, блаженнейший последователю Господа Иисуса, Его Единаго возлюбивый.

Радуйся, пустынных жителю, пустыню паче всего предъизбравый.

Радуйся, блаженство пустынножития уразумевый.

Радуйся, яко в пустыни весь разум твой к Единому Богу вперил еси.

Радуйся, яко навыкл еси богоприятной молитве, непрестанно в ней Богу собеседовав.

Радуйся, пустыни украшение доброе.

Радуйся, древних пустынников верный подражателю.

Радуйся, истиннаго духа пустынножительства наставниче всем.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси преподобне отче, протекши путь жития твоего, приведший тя к Богу, Егоже заповедем верно последовал еси, руководя купно с собою стадо твое к обителем небесным, идеже песнь воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя отходяща в путь дальний по послушанию старчу, собратия твои тебе дивляхуся; мы же воспоминающе твое послушание, благословением Божиим осененное, воспеваем ти:

Радуйся, истинный трудниче Божий, вся обеты твоя всецело совершивый.

Радуйся, совершенства подвижническаго достигнувый благодатию Божиею.

Радуйся, волю свою смиривый до конца.

Радуйся, в истинную свободу чад Божиих послушанием твоим предъуспевый.

Радуйся, совершенную власть над помыслы своими стяжавый.

Радуйся, всякое сомнение от души твоея отгнавый.

Радуйся, ради послушания Божия труда великаго не устрашивыйся.

Радуйся, в путь твой дальний потекий.

Радуйся, терпение твое до конца соблюдый.

Радуйся, вся скорби долгаго путьшествия благодушно подъявый.

Радуйся, послушниче истинный, волю настоятеля своего верно совершивый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 6

Проповедник явился еси добродетелей жития христианскаго, благоподражательным примером твоим, во еже всем ведущым Бога и подвизающымся во всем житии, достойно возсылати Ему честь и хвалу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в души твоей свет истиннаго боговедения, озаряя душы твоих, преподобне отче, почитателей и возбуждая пети тебе:

Радуйся, Единаго Истиннаго Бога верный поклонниче.

Радуйся, Отца нашего, иже на Небесех, в житии твоем прославивый.

Радуйся, Единароднаго Сына Божия, нас ради воплощеннаго, верно исповедавый.

Радуйся, Святому Духу верно покланявыйся.

Радуйся, к истинной лозе прилепивыйся верою.

Радуйся, божественнаго смирения и терпения подражателю.

Радуйся, язв и болезней искупительных причастниче.

Радуйся, крестнаго подвига Христова последователю.

Радуйся, обитель дарований благодати Духа Святаго явивыйся.

Радуйся, живый храм Духа Божия бывый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 7

Хотя принести себе жертву живу, святу, благоугодну Господеви, всего себе закону Божию повинул еси и от всякия скверны плоти и духа постом и молитвою очистил еси, от чистых устен и сердца воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго, достойне древних подвизавшагося, подражателя видим тя преподобне отче, Пречистыя Девы: темже, чтя подвиг девства твоего, воспеваем ти:

Радуйся, Пренепорочныя Девы последователю.

Радуйся, подвижниче совершеннаго целомудрия.

Радуйся, друже Христов, Ему единому прилепивыйся.

Радуйся, подобниче Павлу, чистоту души и тела паче всего возлюбивый.

Радуйся, от юности победивый страсти.

Радуйся, неосквернены прочее соблюдый чувства душевная же и телесная.

Радуйся, во плоти яко безплотный поживый.

Радуйся, плоть твою смиривый.

Радуйся, трудом богомыслия непрестающаго уцеломудривый душу.

Радуйся, телесным изнурением обуздавый вожделения.

Радуйся, сотрудниче и сонаследниче возлюбленнаго ученика Христова.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 8

Странное неверующым трудническое житие твое, преподобне Антоние, чудно является во очию нашею: зрим бо в тебе истиннаго раба страдавшаго Владыки твари, Емуже с тобою вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предав Богу, всякое попечение житейское отложил еси в житии твоем, преподобне отче Антоние; темже Господь, на Негоже всю печаль свою возвергл еси, препита тя, мы же нищету твою чтуще, зовем ти:

Радуйся, нищеты спасительныя ревнителю.

Радуйся, нестяжания образе.

Радуйся, человече Божий, ради любве Божия всякое земное пристрастие отсекнувый.

Радуйся, обителе мудрости христианския, тщету благ мирских рано уразумевый.

Радуйся, подвижниче истинный, всякаго любовещнаго желания уклонивыйся.

Радуйся, от лести богатства ограждей себе нищетою вольною.

Радуйся, от благ мирских ни единым же наслаждейся в житии твоем.

Радуйся, вместо земных сокровищ нищетою собравый себе на небеси вечное сокровище.

Радуйся, и в богатстве добрых дел соблюдый себе нища духом.

Радуйся, нищеты Христовы подражателю.

Радуйся, нищеты Предтечевой и Павловой и Антониевой соучастниче.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 9

Всеми добродетельми иноческими украсился еси, преподобне отче Антоние, усердно послужив в житии Христу Богу, Емуже ныне с лики небесными радостно вопиеши: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия богомудрый явился еси, преподобне отче Антоние, не словесы красноглаголивыми, но беседою кроткою, паче же своим преподобным житием поучил еси стадо твое житию постинческому, темже вопием ти:

Радуйся, подвижниче Божий, постничество возлюбивый.

Радуйся, от юности труд жития постническаго подъемый.

Радуйся, в постничестве всегда твердо подвизавыйся.

Радуйся, Предтечеву постничеству истинно поревновавый.

Радуйся, всякую земную сладость ради небесных презревый.

Радуйся, истинным воздержанием плоть к служению духу приучивый.

Радуйся, духовным воздержанием обуздавый своевольная чувства.

Радуйся, постоянным бодрствованием смиривый воображение.

Радуйся, всегдашним попечением ослабивый кичения разума.

Радуйся, поучением в заповедех Господних в Господе утвердивый весь свой помысл.

Радуйся, спасительнаго постничества верный тружниче и наставниче.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, презрел еси суетное попечение о плотстем покои, но умерщвляя тело свое и порабощая, духом выну работал еси Господеви, в молитве не изнемогая и всегда вопия Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена был еси крепкая стаду твоему, еже упасл еси, богомудре, преподобне отче Антоние; темже воспеваем ти, глаголюще:

Радуйся, угодниче Божий, к себе и своему стаду привлекий благодать Божию.

Радуйся, молитвенниче теплый к Богу.

Радуйся, смирения учителю.

Радуйся, самоотвержения наставниче.

Радуйся, бдения и молитвы образе.

Радуйся, воине Христов, к миру и духовом поднебесным брань благоуспешно совершивый и других наставивый.

Радуйся, смиренномудрия обителе.

Радуйся, незлобия жилище.

Радуйся, мудрости христианския вместилище.

Радуйся, кротости пастырския правило.

Радуйся, верный слуго Божий, ревностию Божиею распаливыйся.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 11

Пение неумолкаемое приносил еси Троице в земнем житии твоем, темже сподобился еси по успении твоем счислитися лику ангельскому, выну вопиющему Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарно житие твое, преподобне отче, блаженно успение и светла память твоя, юже ублажающе, вопием ти:

Рaдуйся, во всeм житии твоeм Бога прослaвивый.

Радуйся, подвигом добрым славу вечную себе исходатайствовавый.

Радуйся, со апостолом смерть себе приобретение вменивый.

Радуйся, ради Христа по вся дни умиравый.

Радуйся, кончину мирную молитвами себе испросивый.

Радуйся, к преселению в обители небесныя всецело себе уготовивый.

Радуйся, и успением твоим мирным Бога прославивый.

Радуйся, до конца верно претерпевый и конец достоин получивый.

Радуйся, вечную память себе стяжавый.

Радуйся, на Небеси прославляемый.

Радуйся, на земли достойно ублажаемый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 12

Благодать дадеся тебе, преподобне отче, недуги исцеляти и от скорбей свобождати: темже ублажающе память твою, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, ублажаем память твою, преподобне отче Антоние, воспевающе ти:

Радуйся, яко Богу совершенно угодил еси.

Радуйся, яко венец безсмертия и нетления стяжал еси.

Радуйся, наслаждения райския жизни сподобивыйся.

Радуйся, сонаследниче Христов по Апостолу, светлых обителей в дому Отца Небеснаго достигнувый.

Радуйся, дарование чудес приемый.

Радуйся, верных заступник верный явивыйся.

Радуйся, больных целителю.

Радуйся, скорбных утешителю.

Радуйся, немощных помощниче.

Радуйся, страждущих защитниче.

Радуйся, о всех нас ходатаю теплый.

Радуйся, Антоние, подвижниче Христов всечестне.

Кондак 13

О великий чудотворче, подвижниче Христов всечестне, преподобне отче Антоние, приими убогое пение от нас недостойных, чтущих память твою, и избави нас молитвами твоими от бед настоящих, паче же от вечныя смерти, да достигнув обителей небесных и мы с тобою и всеми святыми воспевати будем Богу вечно: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит православных правителей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Отечества и дым нам сладок и приятен»

Преподобный Антоний Дымский

Слова стихотворения Г.Р. Державина, в котором лирический герой, слушая звуки арфы, предается воспоминаниям о родной Казани, со временем станут крылатым выражением. Что кроется за ярким образом? Дым, скрывающий истинные очертания предметов и заволакивающий лица людей, стесняющий дыхание и разъедающий глаза. Но и он – символ родного очага – вселяет в душу усталого путника радость, потому что именно в любви к отеческим гробам «обретает пищу» человеческое сердце.

Вот почему кажется отнюдь не случайным то, что монастырь, основанный в XIII веке учеником преподобного Варлаама Хутынского Антонием в 15 поприщах от Тихвина, получил название «монастырь Онтония на Дымех», а сам Антоний стал именоваться Дымским: действительно, история самой обители и память о ее преподобном основателе словно окутана туманной пеленой и дымкой забвения, свидетельства его Жития долгое время признавались недостоверными, а сам Антоний считался лицом чуть ли не мифическим, легендарным. И несмотря на это, уже в середине 1990-х годов, после установки в водах Дымского озера поклонного креста напротив того места, где, по преданию, молился преподобный, память о подвижнике былых времен стала возрождаться в сердцах окрестных жителей, а тропа к водам святого озера ширилась день ото дня.

«Всего себя Богу посвятив»

Исторический Антоний родился в 1206 году в Великом Новгороде. Единственное, что известно о родителях Антония (мирское имя преподобного, надо полагать, не сохранилось) из Жития, – это то, что они были благочестивыми христианами и сына воспитывали «в добре наказании», то есть буквально так, как посоветует это делать Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя». Юность Антоний проводил в Новгороде, усердно посещая храмы и удаляясь от шумных компаний своих ровесников. Во время богослужения молодой прихожанин становился в сторонке в одном из приделов, избегая бесед даже с благочестивыми молитвенниками: разговор с Богом не требовал свидетелей, а в душе юноши не находилось места для повседневной шелухи.

В этой внутренней юношеской сосредоточенности на молитве, в этой самодостаточности, не испытывающей неловкости от своей уединенности, предугадывается та легкость, с которой Антоний позднее решался оставить теплое место в стенах обители пострига, если того требовали от него обстоятельства. Здесь же, пожалуй, и ключ к объяснению природы конфликта, возникшего позднее между Антонием и братией родного монастыря: внутренняя свобода и эмоциональная обособленность инока вызывали неприязненные чувства и настраивали меньшую братию против него.

Преподобный Варлаам Хутынский

Однажды, услышав во время богослужения слова Евангелия о необходимости взять крест и следовать за Христом, Антоний покидает мир и становится монахом в Хутынском монастыре, принимая постриг от рук прославленного игумена и основателя этой обители Варлаама. Житие не называет возраст Антония в тот момент, однако, поскольку агиограф не указывает на какие-то препятствия, которые могли бы отсрочить расставание с миром, и одновременно не заостряет внимание на молодости подвижника, можно предположить, что Антонию было около 20 лет, то есть это произошло приблизительно в 1226 году.

Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. В эти годы рос, мужал и креп духовный разум молодого монаха: «Оттоле Антоний всего себе предаде Богови, во всем повинуяся наставнику своему Варлааму, и мний творяшеся паче всех в обители той». Все это время, говорит Житие, преподобный «со тщанием и смирением в простоте сердца» проходил монастырские службы, не оставляя келейного и соборного молитвенного правила.

Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились… делегацией преподобного в Царьград

Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта почетная командировка инока была, с одной стороны, знаком высокой оценки священноначалием (в первую очередь Варлаамом) его монашеской добродетели, ума, дипломатических способностей, с другой – тяжелым испытанием, сопряженным с множеством опасностей и лишений. Провожая любимого ученика в дорогу, Варлаам укрепляет его дух, обещая молитвенно поддерживать того во все продолжение его пути. Игумен не скрывает, что путешествие будет долгим и изнурительным: «Бог да устроит путь твой, аще и труден и прискорбен тебе возменися путь сей, но се веждь, яко узкими и прискорбными враты подобает нам в Царствие Божие входити». Сам Антоний укрепляет себя упованием на Промысл Божий, который силен защитить его от «мужей кровей», обыкновенно нападающих на купеческие и паломнические караваны, шествующие по пути «из варяг в греки»: «Преподобный Антоний вся сия слагая в сердцы своем, к приятию новаго подвига удобь послушен являшеся, врачество противу всякаго смущения имея себе в словесех Христа Спасителя в Евангелии глаголюща: “Не убойтеся от убивающих тело и потом не могущших лише что сотворити”».

Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращаясь обратно лишь в 1243 году. В Константинополе Антоний сподобляется аудиенции патриарха и получает наставления о том, как «во многомятежном мире сем подобает управляти корабль временнаго жития» и во всех злоключениях «с кротостью и смирением благодушествовать». Преподобный, пожалуй, и представить себе не мог, сколь скоро станут актуальны для него духовные заветы патриарха.

«Предал в руки его монастырь»

Варлаамо-Хутынский монастырь

6 ноября, в тот час, когда умирающий игумен Варлаам собрал вокруг себя учеников, чтобы объявить им свою волю о преемнике, которому надлежит взять в руки игуменский жезл после его кончины, Антоний проходил последние версты своего многодневного пути. Град, снег, голоть и дух бурен встречали возмужавшего в путных шествиях инока в предместьях родного Новгорода. Как это было не похоже на то, что он видел последние пять лет под жарким небом Византии! Не один седой волос серебрился лунным блистанием в его волосах и окладистой бороде. С тех пор как он, благословленный рукой Хутынского старца, отправился в полуденную сторону, не раз доводилось глядеть ему в глаза смерти, в глаза не знающих угрызений совести и мук раскаяния душегубцев…

Воля Варлаама была высказана ясно: игуменом должен быть Антоний, и он вот-вот постучит в ворота монастыря

Воля Варлаама была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды, как открыл Варлаам изумленным слушателям, уже, возможно, и не чаявшим встречи с оставившим обитель много лет назад монахом, входит в Святые врата Преображенской обители. По тому, что продолжение этой истории было отнюдь не благодушным и решение Варлаама на деле посеяло раздор среди братии, можно судить, сколь неприятным сюрпризом стало для некоторых из них известие игумена о скорой встрече со сброшенным было со счетов в борьбе за власть над домом Всемилостивого Спаса Антонием. Гробовая тишина повисла в келье умирающего старца, однако она отозвалась в сердцах присутствующих еще более оглушительным звоном, когда за дверью раздался едва ли не забытый голос Антония: «Молитвами святых отец наших…» «Аминь», – ответствовал Варлаам, и порог переступил, отряхивая с мантии морозную пыль, 37-летний священноинок. Варлаам в присутствии Антония повторил свою последнюю волю, аргументируя свой выбор тем, что Антоний является его «сверстником», и это несмотря на то, что, по самым скромным расчетам, тот был лет на сорок моложе своего духовного отца и наставника!

Даже если Варлаам употребляет слово «сверстник» в значении «единонравный», «близкий по духу», явное несоответствие контекста прямому значению слова делает высказывание игумена парадоксальным: Антоний, утверждает Варлаам, будучи моложе меня несколькими десятилетиями, достиг равной со мной духовной рассудительности.

В основании конфликта между Антонием и насельниками Хутынской обители, который разовьется в полной мере чуть позднее, лежит, по всей видимости, обыкновенная человеческая неприязнь к обласканному настоятелем любимцу: монах, пять лет находившийся, пускай и подчиняясь воле настоятеля, вдали от обители, не знающий ее текущих невзгод и недостатков, не должен занять место игумена…

Преподобный Ксенофонт Робейский По всей вероятности, многим это решение Варлаама показалось несправедливым, однако спорить с настоятелем напрямую при жизни не решился никто. Более того, Варлаам предугадывает и сомнения, которые должны были возникнуть у самого Антония, и к нему обращается в присутствии собора монастырских старцев со следующей загадочной фразой: «Преда в руце его монастырь, рек так: “Ваш преже был помысл о сем святем месте”».

Луч света на загадочные слова Варлаама проливает надпись на раке одного из ближайших его учеников и спостников – преподобного Ксенофонта Робейского, согласно которой сам Ксенофонт и его друг Антоний Дымский, подвизаясь в Лисицком монастыре, однажды увидели на месте, прозванном Хутынь, столбы света и «дым мрачный». Иноки, говорит надпись, вместе со своим духовным отцом Варлаамом отправились в сторону дремучего бора, где свет столь явно боролся со тьмой, словно желая принять непосредственное участие в этом метафизическом противостоянии добра злу, и там Ксенофонт с Варлаамом стали полагать труды на основание нового монастыря. То, что Антоний по хронологии его Жития не мог участвовать в основании Хутынского монастыря (преподобный родился 15 лет спустя), ясно, однако вопрос в том, каким образом могла возникнуть эта легенда, отразившаяся сразу в двух житиях. Был ли Ксенофонт другом Антония и делился ли с ним своими воспоминаниями о тех знамениях, которые предварили основание Хутынского монастыря? Так или иначе, но Варлаам был убежден в том, что Антоний соединен с Хутынской обителью какой-то промыслительной связью и более других достоин принять заботы о ее благополучии.

Дымский аскет

Антониево-Дымский мужской монастырь

Игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне, поскольку дело, начатое Варлаамом, было оборвано его смертью посредине пути: собор был построен «до вышняго прага», то есть лишь до верха дверного проема. Достроив каменный собор до конца, Антоний счел за благо удалиться. И тут как нельзя лучше пригодились ему наставления патриарха о сохранении судна, колеблемого бесовскими кознями, на плаву, да и аксиома преподобнической святости – отнюдь не каждый игумен изведал тяготы дальнего пути, однако каждый проходил на собственном опыте пустынные искушения одинокой молитвы – подсказала траекторию дальнейшего. Душа преподобного жаждала подвига.

Оставив в обители всё – книги, казну, утварь, ризы, которые могли бы пригодиться впоследствии, когда будет построен новый монастырь (подумаешь – наживное!), – Антоний в одиночестве, без спутников и духовных друзей (принцип «пройди по неизведанной дороге сам, и тогда по ней пройдут другие» стал центральным в его биографии) пошел на северо-восток, обогнул древний Тихвин, прошел еще 15 верст и наконец остановился в районе местечка, названного позднее Дыми, у берега Дымского озера, недалеко от устья впадающего в него ручья Черная Дымка. Тогда, в середине XIII века, эта местность была безлюдна, однако на протяжении многих последующих веков Антоньевский погост и его приходская церковь святителя Николая соседствовали с монастырем и его церквями Антония Великого и Рождества Иоанна Предтечи. Впрочем, после одного из разорений обители обе церкви были объединены: Антоньевский престол разместился на первом этаже, Никольский поместился выше – на втором. В одном из чудес Жития Антония описывается явление во сне тихвинскому купцу иконы Богородицы с предстоящими ей преподобным Антонием и святителем Николаем. Молитвами святых покровителей Дымской обители страждущий исцелился от своего недуга.

На главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался до конца дней своих

Как складывалась жизнь Антония на берегу Дымского озера? Согласно свидетельству Жития, инок пришел на Дыми еще до того, как ему исполнилось 40 лет. Здесь преподобный ископал пещеру, в которой и жил первое время, подражая, быть может, еще одному прославленному в истории русского монашества Антонию – преподобному основателю Печерского монастыря. Позднее, однако, Антоний вышел из-под земли, построив себе келью «покоя ради телеснаго». Дневные труды по возделыванию нив подвижник чередовал с ночными молитвами, а на главу Антоний возложил железную шапку, с которой не расставался, по видимости, до конца своих дней. Как известно, со своим уставом нельзя приходить лишь в чужой монастырь (и сам Антоний изведал это на собственном горьком опыте, хотя чужим в полном смысле этого слова Хутынский монастырь для него не был), но здесь Антоний строил уже свой монастырь, в котором устав определялся его волей.

Воля эта, однако, оказалась весьма привлекательной для тех монахов, которые приходили к Антонию, как свидетельствует Житие, из других монастырей, несмотря на то, что традиционно монастыри пополнялись преимущественно за счет мирян, которые, услышав о подвиге преподобного, оставляли обыденную жизнь и приходили к подвижнику в поисках духовного руководства. Что же могло привлекать рядовых иноков к старцу, поселившемуся в непроходных лесах Обонежской пятины? Какой именно духовный дефицит удалось восполнить дымскому молитвеннику? Вероятно, Антоний привлекал других иноков своей подчеркнутой аскетичностью.

Преподобный устроил свою обитель вдали от городских центров цивилизации – и это было новаторством для монашества той поры: широко известно, что монастыри домонгольской и ранней монгольской поры были городскими или по крайней мере пригородными. Антоний практиковал ношение вериг, прямую аскезу, был сторонником и, возможно, даже идеологом «жестокого жития». Недаром его называли впоследствии одним из первых русских исихастов. Преподобный не раз удалялся на островок на Дымском озере, где проводил время в богомыслии и молитве. Кроме того, Антоний прославился как ученик преподобного Варлаама, имя которого стало нарицательным уже в годы жизни самого подвижника: из его гнезда вылетели многие духовно одаренные птенцы.

Сквозь лет завесу

Преподобный Антоний Дымский Дымская обитель вполне устроилась еще при жизни ее основателя и после его смерти в 1273 году продолжила свое существование в веках русской истории. Этот многовековой путь Антониева монастыря с рачительным старанием отразил в Житии ее основателя агиограф. Так, рождение преподобного происходит в дни княжения в Новгороде Мстислава Удатного, благословенную грамоту на устроение обители вручает Антонию внук Мстислава Александр Невский, с которым преподобный познакомился, вероятно, на похоронах своего учителя Варлаама, а первое обретение его мощей происходит в годы правления Димитрия Донского, именно тогда была и местная канонизация Антония, возможно, создается первое житие. Описывая трагические события Смутного времени, агиограф горько сетует на низложение крамольниками Василия Шуйского, которое и привело к пагубному безвластию и навлекло бесчисленные беды на жителей Московского царства: «Бысть же и второе святая сия обитель в смутное время в России озлобляема… егда по крамолех низложен бысть Василий Иоаннович, шведы же, овладев Новгородом, многие монастыри и церкви разграбиша и опустошиша».

Свидетельства Антониева Жития дополняют исторические документы. Так, писцовая книга Обонежской пятины 1496 года повествует об «Онтоньевском погосте в Дымском великаго князя деревни», в отказной книге 1573 года уже упоминаются крестьяне Дымского монастыря, а писцовая книга подьячего Семена Кузьмина за 1583 год рассказывает о погосте с деревянной церковью преподобного Антония и трапезной церковью Иоанна Предтечи, тринадцати кельях и деревянной ограде, за которой располагались конюшня и коровник.

Обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера, погружая на его дно знаменитую железную шапку, которую когда-то освятил своим подвигом преподобный. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами.

В середине XVII века началось каменное строительство церквей монастыря. Трагический в истории русского монашества нового времени 1764 год, когда на месте монастыря была устроена приходская община, ненадолго прервал течение иноческого подвига в стенах древней обители: уже в конце того же столетия монастырь возобновился. На протяжении всего XIX века обитель посещали толпы паломников, в одном 1864 году их было более 25 тысяч…

Могла ли в течение стольких веков обитель, удаленная от больших городов, обитель, связанная с почитанием мифического лица и легендарного персонажа, как это считалось в научной литературе еще совсем недавно, процветать, возобновляться каждый раз после очередного исторического удара и привлекать к себе толпы паломников со всей Руси? Кажется, ответ очевиден.

Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря. Так дым, окутавший «Онтониев погост» и храмовые здания древнего монастыря, понемногу рассеивается, и истина предстает перед читателями древнего Жития в своей святой простоте.

>Молитвы святым

Все молитвы преподобному Антонию Дымскому

Преподобный Антоний Дымский – великий аскет и молитвенник, живший на рубеже XII – XIII веков. Основатель Антониево-Дымского мужского монастыря – одной из древнейших обителей Северной Руси. К нему обращаются за молитвенной помощью в телесных и духовных искушениях, для преодоления блудной похоти, в различных болезнях и защиты от пожара.

Преподобный Антоний Дымский. Икона, XVII век

Тропарь преподобному Антонию Дымскому, глас 4

Добродетелей ревнителю, пустынный житель, подвижник веры Христа Бога нашего, пощением и труды умертвивый плотская вожделения, тезоимените великому Антонию, егоже житию поревновал еси и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, да и нас сотворит победители плотских похотей и храмы Духа Святаго, по велицей Его милости.

Кондак преподобного преподобному Антонию Дымскому, глас 6

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму, послушание к нему истинное стяжав, достоин явился ему преемник, упасши до времене стадо его, добродетелем же его поревновав, в туюжде меру возраста достигл еси, безмолвие пустынное возлюбив, и угоден Господеви показался еси, первоначальный быв пустыни при езере Дымском, тем ти вопием: с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога, да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты, образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

>Акафист преподобному Антонию Дымскому:

  • Акафист первый преподобному Антонию, игумену Дымскому
  • Акафист второй преподобному Антонию, игумену Дымскому

>Канон преподобному Антонию Дымскому:

  • Канон преподобному Антонию Дымскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антоние Дымском:

  • Преподобный Антоний Дымский — Азбука веры

Чудотворные слова: молитва святому антонию дымскому в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитвы святым

Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля

Преподобный Антоний Дымский – великий аскет и молитвенник, живший на рубеже XII – XIII веков. Основатель Антониево-Дымского мужского монастыря – одной из древнейших обителей Северной Руси. К нему обращаются за молитвенной помощью в телесных и духовных искушениях, для преодоления блудной похоти, в различных болезнях и защиты от пожара.

Добродетелей ревнителю, пустынный житель, подвижник веры Христа Бога нашего, пощением и труды умертвивый плотская вожделения, тезоимените великому Антонию, егоже житию поревновал еси и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, да и нас сотворит победители плотских похотей и храмы Духа Святаго, по велицей Его милости.

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму, послушание к нему истинное стяжав, достоин явился ему преемник, упасши до времене стадо его, добродетелем же его поревновав, в туюжде меру возраста достигл еси, безмолвие пустынное возлюбив, и угоден Господеви показался еси, первоначальный быв пустыни при езере Дымском, тем ти вопием: с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога, да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты, образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Молитва преподобному Антонию Дымскому

О пастырю добрый, наставниче наш и святыя сея обители Дымския начальниче, преподобне отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, во святей твоей обители живущих и о всех с верю к раце мощей твоих отвсюду притекающих молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредими от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, Имиже весть судьбами. Моли благость Его, Еже милостивно обители сей и всему миру потребная подавати. Молися Дающему всем, яко страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. И моли всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати: жизнь нашу умирити; и вся люди помиловати, якоже зде предстоящыя, тако и благословною виною отшедыя отцы и братию нашу, и спасти душы нашя, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист преподобному Антонию Дымскому:

  • Канон преподобному Антонию Дымскому
  • Преподобный Антоний Дымский – Азбука веры
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Тропарь, кондак, молитва преподобному Антонию Дымскому

Тропарь, глас 4-й

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / его же житию поревновал еси, / и во его же имя божественный храм воздвигл еси, / купно с ним преподобне Антоние моли Спасителя всех / да и нас сотворит победители плотских похотей, / и храмы Духа Святаго,/ по велицей Его милости.

Сверстник и подражатель преподобному Варлааму, / послушание к нему истинное стяжав, / достоин явился еси ему преемник, / упасши до времене стадо его, / добродетелем же его поревновав, / в туюжде меру возраста достигл еси, / безмолвие пустынное возлюбив, / и угоден Господеви показался еси, / первоначальник быв пустыни при езере Дымском: / тем ти вопием: / с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога, / да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты, / образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

О пастырю добрый, учителю и наставниче наш, и святыя обители Дымския начальниче, преподобный отче Антоние! Молим тя усердно. Ты, яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас недостойных, иже с верою притекающих к тебе, ходатай и молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами и предстательством пребудем невредими от врагов наших видимых и невидимых. Моли милосердие Его, еже спасти нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Моли благость Его, еже милостив подавати нам и всему миру потребная. Молися Дающему всем мир: ниспослати мир Церквам, собирая расточенныя во едино, сохранити страну нашу в мире и тишине и всякому верному в доме и на пути и повсюду дни благи и безмятежны даровати, умирити жизнь нашу, помиловати нас, предстоящих зде и за благословною виною отшедших отец и братий наших, и весь мир, и спасти души наша, да выну славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антониево-Дымский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря — преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».
На первом этаже было два придела — справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже — Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел — в честь преподобного Антония Дымского.
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

13/09/2016
Антониев-Дымский мужской монастырь

Приметно за 150 лет до явления иконы Богородицы на реки Тихвинке, на пустынный берег Дымского озера, расположенного в двенадцати километрах к юго —востоку, пришел монах, ищущий уединения для молитвенных подвигов. Его звали Антоний.

За свои тридцать с небольшим лет он прошел трудный и славный путь — от инока до настоятеля Хутынского монастыря, сменив на это поприще своего учителя, прп. Варлаама, завещавшего ему игуменство. Но одиночество отшельнической жизни длилось не долго. Его ежедневные усердные молитвы на камне посреди Дымского озера был услышаны. Нашлись сподвижники, готовы разделить с ним молитвенные и житейские труды. Стихийно возникшие, монашеское общежительство было закреплено, в конце концов, жалованной грамотой Св. Князя Александра Невского, питавшего глубокое почтение к православию.

Антониев-Дымский мужской монастырь

Дымский Свято — Троицкй монастырь, ведомый прп. Антонием, отстраивался, набирал духовную силу. Он был единственной опорой православия в этих краях, и молитвенные подвиги прп. Антония, отягощавшего свои долгие молитвы среди вод озера на камне веригами и железной шляпой, несомненно, имели продолжение через полтора века в виде знамения — чудесного явления иконы на Тихвинке. Прп. Антоний преставился между 1240 и 1273 годом, определить точную дату его кончины в настоящие время не возможно.

В 1370 году, во времена Великого князя Дмитрия Донского, мощи прп. Антония были обретены нетленными, и он был канонизирован.

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли святые мощи преподобного Антония под спудом. Церковную утварь, колокола, вериги и шапку преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера

Икона Преподобный Антоний Дымский.

В 1611 году в смутное время, когда Русь была ослаблена, шведское войско под командованием Якоба Делагарди снова разорили и осквернили монастырь. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В 1687 году (по другим источникам, в 1585 году) в монастыре дважды возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний являлся в сонном видении игумену и предупреждал его о пожары, так что братии удавалось вовремя погасить пламя.

В середине восемнадцатого века после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь закрыли. Соборная церковь была приходской в течение тридцати лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт — Петербургский и Новгородский Гавриил, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом.

В 1744 году над местом сокрытия святых мощей петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница. В монастыре сохранялась тяжелая железная шапка, которую носил преподобный Антоний. Широкие поля шляпы прибиты к тулье толстыми гвоздями, которые давили подвижнику выстрелами в голову. Так через терпение и телесные страдания преподобный Антоний очищал душу для жизни вечной. Многие больные получали исцеления от возложения на голову этой шапки и от поклонения гробницы над святыми мощами преподобного Антония Дымского.

Жизнь монахов не была легкой. Монастырь в ⅩⅧ веке получал 85 руб. 71 копейку в год, остальное содержание складывалось от пожертвований и продажи свечей.

Позднее в ⅩⅨ и начале ⅩⅩ века, монастырь обрел большую силу и развивался, привлекая многих паломников, посещавших Тихвин. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами.

Антониев-Дымский мужской монастырь

В начале двадцатого века в монастыре проживало 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные насельники были послушниками и трудниками. В 1919 году большевики закрыли монастырь, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор продолжал действовать вплоть, до 1931 года в качестве приходского храма. Сюда приходили верующие не только из ближайших деревень, но и приезжали из Тихвина, где уже были закрыты церкви.

Так же как и другие монастыри, после революции прошлого века, он был разорен, его Святыни разграблены и поруганы.
Мощи скорее всего были спрятаны под спудом, но добрались и до них, выбросив из раки и засыпав землей.
Нещадно эксплуатировавшиеся здание приходило в ветхость, а во время Второй мировой войны, когда там разместился госпиталь — превращены в руины.

В семидесятых годах двадцатого века часть зданий была отремонтирована «хозяйственным способом», и в них разместили ведомственный санаторий. В 1999 году то, что осталось от монастырских земель и строений, было передано Русской Православной Церкви и монастырь возобновлен как приписной скит Тихвинского мужского монастыря.

Антониев-Дымский мужской монастырь

С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Часовня на берегу Дымского озера

Началось восстановление строений, которыми руководил настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – учителя преподобного Антония. Тогда же в 2001—2002 годах, после архивных поисков, по благословлению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на территории монастыря были проведены раскопки, в результате которых обретены считавшиеся одними учеными легендарными, а другими — навсегда утраченными, мощи прп. Антония, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.

1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

Крест в водах священного Дымского озера

Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.

С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

Рака с мощами угодника Божьего – преподобного Антония Дымского

Крестный ход 7 июля, в день когда представился преподобный Антоний, молитвенник, праведник и чудотворец, предваряет ежегодное празднование явление Чудотворной Тихвинской иконы 9 июля. И как раньше, паломники, прибывая в Тихвин, посещают Дымский монастырь, его озеро с чудодейственной водой, на камне посреди которого совершал молитвенные подвиги преподобный Антоний.

Смотреть купание в Дымском озере

Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси

Главные праздники обители (ст./нов. стили)

17/30 января- прп. Антония Дымского
(прп. Антония Великого)

24 июня / 7 июля- прп. Антония Дымского
(кончина в 1273 г.)
Рождество Предтечи Иоанна и день обретения мощей прп. Антония

8/21 июля- Иконы Божией Матери «Казанская»
(престольный праздник соборного храма монастыря)

22 октября/ 4 нояб- Иконы Божией Матери «Казанская» (престольный праздник соборного храма монастыря)

Адрес: 187613, Ленинградская область, Бокситогорский р-он, пос. Красный Броневик, п/о Большой Двор, Антониево-Дымский мужской монастырь.
Доехать до монастыря можно автобусами: направление Пикалёво – остановка Галично, далее 3 км. пешком.
Тел. 8 (921) 098 97 47

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *