Проповедь о Андрея Ткачева

Ткачёв, Андрей Юрьевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ткачёв.

Андрей Ткачёв

Дата рождения

30 декабря 1969 (49 лет)

Место рождения

Львов, Украинская ССР, СССР

Страна

СССР→ Украина→ Россия

Место службы

Храм святителя Василия Великого в селе Зайцево Одинцовского района Московской области

Сан

протоиерей

Светское образование

  • Московское суворовское военное училище

Церковь

РПЦ МП

Сайт

Андре́й Ю́рьевич Ткачёв (род. 30 декабря 1969 года, Львов, УССР) — священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.

Биография

Львовский период

Родился 30 декабря 1969 года в городе Львове Украинской ССР.

Был крещён в раннем детстве. Учился в русской школе. По собственному признанию, обращение в христианство было обусловлено «тоской и бессмыслицей», которую «остро осознавал с подросткового возраста».

В 15-летнем возрасте поступил в Московское суворовское военное училище, а позднее — в Военный институт Министерства обороны СССР в Москве на факультет спецпропаганды (специализация — персидский язык); курс обучения в нём не завершил, покинув институт с формулировкой «по нежеланию учиться». Во время службы в армии познакомился с Бхагавадгитой.

Вернувшись во Львов, работал грузчиком в магазине, пономарём и сторожем в православном храме. На становление будущего протоиерея оказал большое влияние некий «старший друг» — один из известных местных неформалов хиппи из Львова, любивший читать Евангелие и посещать православные монастыри. Спустя год церковного служения по совету «отцов-духовников» поступил в духовную семинарию.

С 1992 по 1994 год учился (экстерном) в Киевской духовной семинарии, где познакомился с будущими архимандритом Лонгином (Чернухой) и архимандритом Кириллом (Говоруном). Поступил в Киевскую духовную академию, но был отчислен из неё за непосещение лекций. Впоследствии отец Андрей признавался, что из-за активного образа жизни «полноценное обучение проблематично», называл себя «самоучкой».

6 мая 1993 года во Львове был рукоположён в сан диакона, 5 ноября 1993 года — в сан священника. Двенадцать лет состоял в клире храма Святого Георгия Победоносца во Львове. Во Львовской богословской академии по приглашению читал «Основы христианской восточной духовности». В течение года преподавал Закон Божий (именовавшегося в программе «этикой») в одной из русских общеобразовательных львовских школ.

Киевский период

В 2005 году переехал с семьёй в Киев в связи с необходимостью съёмок в православных телепередачах. Изначально не имея документа о переводе в какой-либо киевский храм, а имея на руках только открепительную грамоту Львовской епархии, служил, по собственным словам, «у друзей в пяти или шести храмах, чтобы не надоедать никому».

По просьбе прихожан храма Агапита Печерского был взят его настоятелем, отцом Александром, в клир. Вскоре из-за болезни настоятеля ещё при его жизни отец Андрей сам стал настоятелем этого храма, прослужив там с 2006 по 2014 годы.

В 2013 году был назначен руководителем миссионерского отдела Киевской епархии. Был ведущим на всеукраинском православном телеканале «Киевская Русь».

Московский период

В июне 2014 года переехал в Россию, был временно назначен в клир домового храма мученицы Татианы при МГУ. 18 августа того же года был зачислен в клир города Москвы и назначен сверхштатным клириком храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Представляя нового клирика своего храма, протоиерей Николай Балашов отметил, что основным местом служения протоиерея Андрея Ткачёва будет подмосковная гимназия Святого Василия Великого, где он возглавил законоучительскую часть. Служить же в храме Воскресения Словущего отец Андрей будет в свободные от школьных послушаний дни.

Своё служение в России сопровождал критикой в адрес Украинской православной церкви, как административной структуры, её священства и паствы. Отец Андрей именовал УПЦ «несостоятельной, двусмысленной организацией». «Немалая часть так называемого „украинского народа“ и его пастырей» была зачислена им в разряд «отступников из числа лжебратий». В целом, по мнению протоиерея Ткачёва, «скрытых двуличных козлищ в Украинской церкви собралось многовато». По замечанию священника, «за год служения в Москве я увидел больше благодатных батюшек, чем за все годы на Украине». Покинув Украину, названную им «бараком буйнопомешанных», отец Андрей дал общую характеристику всему нынешнему, оставленному им, государству и духовному состоянию её граждан:

Чем дальше от квазигосударства «Украина», тем легче и дышать, и давать оценку. Отъехал на километр от границы — уже легче, на тысячу — совсем легко. К сожалению, многие в России не до конца понимают, каким зачумленным местом стала ныне эта земля, полная общерусских православных святынь. Там происходит настоящее коллективное беснование! Люди сошли с ума от своего безбожия. Пресловутая религиозность «украинского народа» в массе своей оказалась на поверку пустышкой.

После переезда в Москву неоднократно произносил проповеди на патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в Успенском соборе Московского Кремля. Был включён в состав Межсоборного присутствия на 2014—2018 годы, а затем 2018—2022 годы в состав комиссии по церковному просвещению и диаконии.

Указом от 12 октября 2017 года Андрей Ткачёв освобождён от несомого послушания сверхштатного клирика храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке и назначен штатным клириком храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области.

24 января 2019 года в храме Христа Спасителя в Москве патриарх Кирилл, отвечая на вопросы студентов медицинских и фармацевтических вузов России, заявил, что он «с любовью принял в Москве, с пониманием того, что он может вносить очень существенный вклад в укрепление веры, в том числе среди современной молодежи», а также одобрил результаты его трудов

Является духовником молодёжного отдела Московской городской епархии.

Ведущий ряда телепередач на православных телеканалах. Автор книг и статей.

Женат, в семье четверо детей.

Критика

Отдельные слова и высказывания протоиерея Андрея Ткачёва неоднократно подвергались критике за грубость, агрессивность и некомпетентность.

В интервью изданию газета «2000», опубликованном 21 апреля 2006 года, на вопрос, не слишком ли он агрессивен в своих проповедях в отношении Запада, отец Андрей ответил: «Я бы не хотел, чтобы это было правдой, но если это видно со стороны, значит, так и есть». И пообещал «теперь быть сдержаннее».

25 января (Татьянин день) 2014 года во время массовых беспорядков в городе Киеве, Андрей Ткачёв обратился с проповедью к своим прихожанам:

Я молюсь о том, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и в кости мятежников. Чтобы Бог послал им болезнь в дом и болезнь на улице, страх на улице и страх в дома. Чтобы они ни покоя не имели, чтобы они сожрали друг друга — пусть гад сожрёт гада! Я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего и страшные враги сегодняшнего настоящего. Я их не жалею! Я о них не молюсь!

«После звонков обеспокоенных архиереев и писем возмущённых верующих» 6 февраля 2014 года Ткачёв был вызван в Киевскую митрополию для объяснений по поводу нашумевшей проповеди. В итоге отец Андрей признал, что он «высказывал свои личные мысли не по Евангелию, а от себя».

В 2015 году в одном из эфиров радиостанции «Радонеж» протоиерей Андрей Ткачёв несколько раз нелестно высказался о русских поэтах и англиканстве: поэт Сергей Есенин, по выражению Ткачёва, «примитивный человек» и «конкретный баклан», а «Маяковский — ещё более странный». Англиканская церковь была порицаема за форму управления:

У нас никогда такого не было, чтобы считать человека смертного, замшелого, вонючего главой Церкви. Это может быть только в Англии, где старуха Елизавета считается главой Церкви, но это проблема англикан.

Резонанс в прессе вызвало его слово к киевской пастве, в котором он предлагал мужьям в качестве воспитательных целей по отношению к их жёнам применять насилие («нужно женщину ломать об колено» и т. д.). Жёстким стал и видеоролик православной социальной сети «Елицы» (удалённый впоследствии), в котором священник называл женщин, не сохранивших девственность до брака «бешеными собаками», «бессовестными сволочами», и предлагал дать им «кулака … под челюсть».

Познания в естествознании, высказанные Андреем Ткачёвым, подверглись критике священника Александра Пикалёва. В эфире православного телеканала «Царьград ТВ» в передаче «Святая правда» протоиерей Андрей Ткачёв озвучил своё мнение относительно теории эволюции и современного знания в целом. По мнению Пикалёва, Ткачёв допустил ряд существенных ошибок в обсуждаемой области знания и продемонстрировал свою некомпетентность в данном вопросе.

После переезда в Россию протоиерей Андрей Ткачёв был обвинён Украинской православной церковью (Киевского патриархата) в «просвещённой безграмотности, подслащённой харизмой духовного сана», отсутствии хорошего богословского образования, ненависти к своей бывшей украинской пастве, оставленной им, и гордыне.

Протодиакон Андрей Кураев после переезда Ткачёва в Россию часто высказывался о нём неодобрительно.

Священник Георгий Максимов критиковал отца Андрея за его слова о спасении, а также за его высказывания в отношении женщин.

В одном из своих выступлений отец Андрей заявил, что «мусульманин знает, что Христос воскрес», что прямо противоречит исламскому учению.

Некоторые взгляды

Болезни и страдания детей, по мнению протоиерея Ткачёва, связаны с греховностью их родителей, обожествляющих своих детей:

Мы должны понимать, что дети в современном мире часто являются идолами. … поймите: есть Бог истинный … . Ему нужно служить, ему надо поклоняться. Если человек не поклоняется Богу живому и истинному, всё равно поклоняется кому-то … . Но если … мозгов не хватает, чтобы какие-то абстракции строить, то поклоняются люди, как правило, чему-то такому конкретному близкому и родному — детям. То есть люди, незнающие Бога, желающие служить кому-то и поклоняться кому-то поклоняются плоду своего чрева, превращая детей в домашних богов, домашних идолов. А идолов Бог сокрушает, то есть дети наши сокрушаемы, как идолы, ранними болезнями, ранними слабостями, своей никчёмностью и никудышностью. … поверьте мне, что те, кто чрезмерно любит своих детей, превращают их в идолов, а идолы достойны сокрушения.

26 октября 2017 года на седьмом Общецерковном съезде по социальному служению патриарх Кирилл, отвечая на один из вопросов, относительно «пастырского утешения» семей, потерявших маленьких детей, высказался относительно судьбы священников, связывающих страдания детей с грехами их родителей. По мнению предстоятеля Русской православной церкви, «если кто-то говорит, что „за грехи“, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении».

Протоиерей Андрей Ткачёв придерживается не принятого Церковью учения апокатастасиса (всеобщего восстановления). В беседе с Данилой Медведевым в эфире телеканала «Спас» он так выразил свои убеждения:

Воскрешение будет тем же актом Бога, как и акт творения… потом будет восстановление, апокатастасис мировой….

В проповедях протоиерей Андрей Ткачёв часто выступает как поборник «жестокой христианской жизни»:

Ловите воров и рубите им руки. Ловите педофилов и кастрируйте их. Это будет Слава тебе Господи, Слава тебе. … В принципе божественное возмездие будет на нашей стороне. Человек, который клубнику выращивает или картошку сажает — попробуйте выкопать у него половину грядок ночью и забрать. Если он вас поймает, с лопатой догонит и зарубит ею, потому что это всё его труд, его работа. … А если вы будете с его женой что-то делать — он той же лопатой искромсает вас в капусту и без всяких Слава тебе Господи. Потому что нельзя делать то, что нельзя. И он будет перед Богом прав, а мы неправы, если будем сопли жевать. Бог победил? Когда педофил изнасиловал ребёнка — Бог проиграл, а не победил. Мы помогли Богу проиграть. Мы устроили собачью жизнь, при которой взрослые дядьки насилуют маленьких детей. Бог проиграл из-за нас. Это наша жизнь такая, извините. Я полностью за жестокую христианскую жизнь. Заслужил — получи.

Награды и номинации

  • Победитель Международного фестиваля православного кино и литературы «Покров 2005» в номинации «Лучший телеведущий» (программа «День ангела»);
  • Номинант четвёртой Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2014 г.);
  • Победитель (2-ое место) X Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая книга для молодёжи» («Беглец от мира») (2015 г.);
  • Номинант Патриаршей литературной премии 2016 года;

Произведения

  • Смотри, небо становится ближе… — Лепта-Книга, 2008. — 272 с.
  • Мысли о покаянии. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 32 с.
  • Мы вечны! Даже если этого не хотим. — Н. Оріанда: Родное слово. 2009. — 304 с.
  • Письмо к Богу. — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 400 с.
  • Тебе и мне Бог письмо написал. — К.: Послушник, 2010. — 256 с.
  • Первое чудо. Беседы о семье и браке. — К.: Послушник, 2010. — 224 с.
  • Крылатый лев. — Львів: ЛА Пираміда, 2010. — 116 с.
  • Приготовление к смерти. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 16 с. — (Таинства и обряды).
  • Лоскутное одеяло. — К.: Послушник, 2011. — 288 с.
  • Миссионерские записки. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 144 c.
  • Человеческое измерение. Статьи и беседы. — К.: Послушник, 2011. — 352 с.
  • В присутствии Бога. Беседы о Ветхом Завете. — К.: Послушник, 2011. — 228 с.
  • Пыль на соломенных погонах. — К., 2012. — 208 с.
  • Мы вечны! Даже если этого не хотим. Книга 2. — Родное слово, 2012. — 608 с.
  • «Страна чудес» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 256 с.
  • Земные ангелы, небесные человецы. — М.: Изд-во Данилова монастыря, 2013. — 192 с.
  • «Возвращение в рай» и другие рассказы. — М.: ОЛМА, 2013. — 624 с.
  • Христос — семи Церквам. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 64 с.
  • Беглец от мира. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 304 с.
  • Проповедь о проповеди. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 112 с.
  • Миссионерские записки. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 256 c.
  • Возвращение домой. Когда рождается вера. — М.: ЭКСМО, 2015. — 240 с.
  • Почему я верю : простые ответы на сложные вопросы. — Никея, 2016. — 237 с.
  • Воздух небесного Града. — М.: Николин день, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-906570-68-0

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Стрыгина М. Протоиерей Андрей Ткачев: Русская литература — самый очевидный плод Евангелия, самое дорогое его дитё // Україна Православна. — 01.12.2011.
  2. 1 2 3 4 Барашев Р. Доплакать, дорадоваться, домолиться // 2000 : газета. — 21.04.2006.
  3. 1 2 Протоиерей Андрей Ткачев: «С отцом Лонгином мы сохраняли теплоту общения» // Фома в Украине. — 09.08.2013.
  4. Биография. www.agapitluka.com.ua. Дата обращения 22 ноября 2016.
  5. В Москве пройдет встреча с протоиереем Андреем Ткачевым. Русская народная линия
  6. Встреча с православным писателем протоиереем Андреем Ткачёвым пройдёт в Новокузнецке. Кузбасская митрополия Русской православной церкви.
  7. Покинувший Украину священник не исключает, что вернётся на родину. РИА Новости, 15.8.2014.
  8. Указ протоиерею Андрею Ткачеву № У-02/169 от 18 августа 2014 г. (недоступная ссылка) Центральное и Южное викариатства города Москвы.
  9. Пополнение в клире нашего храма. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
  10. Протоиерей Андрей Ткачёв: «Крымская епархия должна подчиняться РПЦ». // Культура : газета. (Проверено 21 сентября 2017)
  11. В седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия. Официальный сайт Московского патриархата.
  12. Предстоятель Русской Церкви совершил в Храме Христа Спасителя вечерню Великого Пятка с выносом Святой Плащаницы. Официальный сайт Московского патриархата.
  13. В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Официальный сайт Московского патриархата.
  14. Состав Межсоборного присутствия на 2014—2018 годы по комиссиям (от 30.01.17). Официальный сайт Московского патриархата.
  15. Состав и президиум Межсоборного присутствия на 2018—2022 годы (от 15.10.2018). Официальный сайт Московского патриархата.
  16. Состав Межсоборного присутствия на 2018—2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018). Официальный сайт Московского патриархата.
  17. Указ протоиерею Андрею Ткачеву № У-02/153 от 12 октября 2017 г. (недоступная ссылка) Центральное и Южное викариатства города Москвы.
  18. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами медицинских и фармацевтических вузов России Официальный сайт Московского Патриархата.
  19. В Великий Пяток Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Официальный сайт Московского патриархата.
  20. Священник УПЦ Московского патриархата Андрей Ткачев в день Татьяны проклял евромайдановцев
  21. Спикер УПЦ — о реакции СМИ на проповедь прот. Андрея Ткачева Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine. Православіе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  22. Протоиерея Андрея Ткачева вызвали в Киевскую Митрополию дать объяснение по поводу нашумевшей проповеди Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine. Православіе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  23. Протоиерей Андрей Ткачев о нашумевшей проповеди: «Я согрешил в том, что говорил об этом с амвона» Архивная копия от 30 января 2019 на Wayback Machine. Релігiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  24. Ведущий миссионер УПЦ/РПЦ ждет скорой смерти Порошенко и желает новых побед Путину. Православіе в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  25. «Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Андрей Ткачев объяснил свою скандальную речь. Православие и мир (Проверено 21 сентября 2017)
  26. Быть христианами, а не играть в христианство. Православие и мир (Проверено 21 сентября 2017)
  27. Шалавы хотят замуж — протоиерей Андрей Ткачев.
  28. Ответ отцу Андрею Ткачеву на его ролик об эволюции.
  29. Ткачёв об эволюции. Безумие и отвага!
  30. Падение звезды. По следам недавних выступлений о. Андрея Ткачева. Релігiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  31. «Горе от ума», или Страсти по о. Андрею Ткачеву. Релігiя в Українi (Проверено 21 сентября 2017)
  32. Разворот. Церковь и война. Эхо Москвы.
  33. Комментарий свящ. Георгия Максимова на слова прот. А. Ткачева о спасении.
  34. Иерей Георгий Максимов. Про хамство прот. А. Ткачева (11 февраля 2019). Дата обращения 17 июня 2019.
  35. Исламская апологетика. Ткачев об исламе (31 марта 2017). Дата обращения 18 февраля 2019.
  36. Сура 4. Женщины, 157-й аят.. quran-online.ru. Дата обращения 18 февраля 2019.
  37. Почему болеют дети? Где Бог? Смотрите на Правжизнь ТВ. YouTube, 20.5.2016.
  38. Патриарх: кто говорит про расплату за грехи, того надо запрещать в служении. РИА Новости, 26.10.2017.
  39. Не верю! Протоиерей Андрей Ткачёв и Данила Медведев.
  40. Как бороться, отсекать помыслы? И как бороться с унынием? Собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачёва (Проверено 14 июля 2016)
  41. Названы победители Международного фестиваля православного кино и литературы «Покров 2005». Официальный сайт Московского Патриархата.
  42. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2014 года стали протоиерей Николай Агафонов, Валерий Ганичев и Валентин Курбатов. Официальный сайт Московского Патриархата.
  43. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви принял участие в церемонии награждения лауреатов X Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Официальный сайт Московского Патриархата.
  44. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2016 года стали Борис Екимов, Борис Тарасов и священник Николай Блохин. Официальный сайт Московского Патриархата.

Ссылки

  • Канал на YouTube (Проверено 28 ноября 2018)
  • Собрание проповедей (Проверено 7 марта 2017)
  • Ткачёв, Андрей Юрьевич (рус.) на сайте Instagram (Проверено 10 декабря 2018)
  • Патриарх Кирилл об Андрее Ткачёве (Проверено 5 марта 2019)

>Андрей Ткачёв

Биография

Андрей Ткачёв с самого детства интересовался религией. Поэтому он забросил обучение в военном вузе, куда поступил по настоянию родителей, и начал самостоятельное обучение, чтобы полностью посвятить себя церкви.

Детство и юность

Андрей Юрьевич Ткачёв родился 30 декабря 1969 года во Львове, Украина. Родители хотели, чтобы сын сделал карьеру военного, поэтому ещё подростком отдали в Суворовское училище.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on Feb 21, 2018 at 10:05pm PST

Андрей Ткачёв

Позже юноша поступил в военный институт при Министерстве обороны, но вскоре был отчислен из-за отсутствия интереса к учебе. Его отправили в армию, где он увлекся древнеиндийской религиозной философией.

После возвращения со службы Андрей Юрьевич пробовал себя в качестве грузчика, церковного звонаря и сторожа.

Религия

В 1992 году молодой человек твердо решил посвятить себя религии. Он экстерном отучился в Киевской семинарии, а затем стал студентом духовной академии, но не завершил курс из-за отсутствия времени на посещение лекций и продолжил учиться самостоятельно.

7 звезд, соблюдающих Великий пост

В 23 года Ткачёву присвоили сан диакона, а потом священника. Он стал служителем львовского храма Святого Георгия Победоносца, в котором состоял следующие 12 лет. В этот период Андрей Юрьевич читал лекции по «Основам христианской восточной духовности» в богословской академии Львова и преподавал этику в местной школе.

Новой страницей в биографии священнослужителя стал переезд в Киев. Первое время Андрей Юрьевич не состоял ни в одной из церквей, а проводил службы по приглашению друзей. Позже его приняли в храм Агапита Печерского под опеку настоятеля — отца Александра, который вскоре заболел и назначил Ткачёва своим преемником. За время службы в храме мужчина стал руководителем отдела Киевской епархии и ведущим цикла передач на украинском православном канале КРТ.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on May 16, 2018 at 8:56am PDT

Священнослужитель Андрей Ткачёв

После ухудшения отношений между Украиной и Россией вынужден был покинуть страну из-за громких высказываний. Отец Андрей перебрался в Москву, где был назначен служителем в храм мученицы Татианы, а затем Воскресенья Словущего.

Ткачёв не раз критиковал украинскую православную церковь, называя её служителей двуличными. Не менее резко он высказался о народе Украины, назвав страну «бараком буйнопомешанных».

6 звезд, сменивших религию ради брака

Некоторые заявления священника были подвержены критике со стороны общественности. Резонанс вызвали грубые слова в адрес девушек, которые не сохранили невинность до брака. Позже он заявил, что видео с выступления попало в Сеть случайно, а фразы были вырваны из контекста. Другую волну общественного возмущения вызвало заявление о необходимости применения насилия по отношению к женщине в браке, чтобы не допустить её доминирования над мужчиной.

Протоиерей является востребованным писателем. Он пишет книги, в которых старается дать ответы на глобальные вопросы о семье, духовности, человеческих чувствах.

>Личная жизнь

Известно, что у Ткачёва есть жена и четверо детей. Но священнослужитель не публикует фото с семьей и не распространяется о личной жизни.

Андрей Ткачёв сейчас

Несмотря на критику высказываний, у отца Андрея много последователей. Он пользуется благосклонностью патриарха Кирилла, который в январе 2019-го одобрил результаты трудов священника.

У служителя есть группа во «ВКонтакте», которую ведут доверенные лица, и собственный сайт, где можно найти тексты его проповедей.

View this post on Instagram

A post shared by протоиерей Андрей Ткачев (@andreytkachev_official) on Sep 4, 2019 at 10:58pm PDT

Андрей Ткачёв в 2019 году

Каждую неделю Ткачёв отвечает на вопросы подписчиков во время эфира на канале «Царьград ТВ». Для повышения осведомленности почитателей мужчина проводит с ними встречи и беседы на религиозные темы. В его группе часто публикуются посты с информацией о святых, молитвах и церковных деятелях.

Сейчас является штатным клириком храма Василия Великого. Состоит в комиссии по церковному просвещению и диаконии.

Библиография

  • 2008 – «Смотри, небо становится ближе…»
  • 2009 – «Мысли о покаянии»
  • 2010 – «Письмо к Богу»
  • 2010 – «Тебе и мне Бог письмо написал»
  • 2011 – «Лоскутное одеяло»
  • 2011 – «Миссионерские записки»
  • 2012 – «Пыль на соломенных погонах»
  • 2013 – «Земные ангелы, небесные человецы»
  • 2015 – «Беглец от мира»
  • 2016 – «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы»

«Нужно женщину ломать об колено»: протоиерей Андрей Ткачев объяснил свою скандальную речь

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.

Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»

Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».

Далее протоиерей говорит: «Мне кажется, что женщине хочется, чтобы ее поставили на место». И начинает рассуждать: «Женщина, когда знакомится, — глазки вниз, такая овечка, вся шелковая-блестящая, а потом, когда уже поженились, у нее начинают рога расти…»

Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…»

А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.

Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!..» Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»

Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками?..» «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление — основа крепкой семьи».

Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».

«Покинул Украину после событий на Майдане»

В 2007 году отец Андрей взял в свое подчинение строящийся храм Святителя Луки Крымского. Фото: panaramio/ Sveta BSveta

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей — фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.

Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.

До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция — это беснование…»

Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

«У меня была команда, я был тренером»

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

— Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Вы когда-нибудь были на тренировке спортсменов, слышали, как тренер разговаривает со своими подопечными? Он же не говорит: «Будьте любезны, подайте мяч вот под таким углом». Он говорит: «Так, взял, кинул…» Все слушают, и никто не обижается. Это разговор тренера с командой. У меня была команда, я был тренером.

Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки — это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей — а такое тоже есть, — забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я — человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я — не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

— Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

— Конечно, хвостики — в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите — возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

Фото: Геннадий Черкасов

— О существовании записи я знал давно, — говорит Александр Пикалев. — Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.

Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое — что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.

Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».

— Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, — отвратительно. И, конечно, я не выдержал, — говорит Александр Пикалев. — Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, — недопустима.

Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.

— Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

— Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко…

— Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие — это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

— А что же официальная позиция Церкви?

— Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей Церкви я не знаю, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. — В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте — это и есть официальная позиция Церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *