Протоиерей

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Священник

Греческий православный священник

Свяще́нник (в литургическом смысле синоним слова иерей) — представитель духовенства, одной из ступеней христианской церковной иерархии, рукополагаемый на священнодействие (совершение таинств) соответственно его чину. В церковно-историческом контексте Ветхого Завета и Евангелий словами священники (первосвященники) могут называться священнослужители древних иудеев.

В качестве собирательного названия представителей современного нехристианского духовенства предпочтительнее множественное число конкретных конфессиональных титулов (раввины, муллы и пр.) либо священнослужители или «духовенство», а для архаических и других языческих культов — жрецы.

В различных христианских конфессиях

Священник Украинской православной церкви (Московского патриархата)Грузинский православный священник

Священник — священнослужитель второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем, или пресви́тером (греч. πρεσβυτερος — старейшина (так называется священник в посланиях апостола Павла).

Поставление в священники совершается епископом через рукоположение. Порядок совершения хиротонии во священника находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.

К рядовому мирскому священнику или монашествующему священнику (иеромонаху) принято обращаться: «Ваше преподобие». К протоиерею, протопресвитеру, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «отец (Имярек)» или «батюшка». В Русской Зарубежной Церкви обращение «Ваше преподобие» традиционно относилось к монашествующему, а «Ваше благословение» — к мирскому священнику.

С конца XIX века в России термин «поп» воспринимается как разговорно-просторечный (порой с негативной коннотацией). До 1755—1760 годов слово было общепринятым и официальным званием. Практически всегда термином «поп» обозначается мирской священник. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах стали использовать слова «священник» и «протоиерей». Слово «поп» возводят к новогреческому языку — «папас». Также в новогреческом языке имеется специальное наименование католического священника. Его, как и в русском, называют «Папа», с ударением на первый слог. Жену же мирского священника в новогреческом языке называют «попадья». В подтверждение этой версии историко-этимологический словарь П. Я. Черных приводит факт, что слово «попадья» пришло в славянские языки из греческого. Среди русских насельников на Афоне слово «поп» часто используется в речи как обиходное обозначение лиц в пресвитерском сане. В атеистической пропаганде в СССР собирательное «попы» могло использоваться в расширенном контексте, соотносясь со всем клиром.

Образ православного священника в искусстве

Православный священник — главный герой многих произведений русской классической литературы. Одним из них является «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Широкую известность получил образ православного мирского священника из романа «Воскресение» Л. Н. Толстого. История непростой жизни провинциального мирского священника представлена в романе Н. С. Лескова «Соборяне».

В множестве советских кинолент, действие которых разворачивается в Российской империи и в более ранние эпохи, православный священник возникал как герой второго плана в сценах церковных ритуалов: венчания, отпевания, а также торжественных служб на Пасху и т. п. Монах-иконописец Андрей Рублёв — главный герой одноимённого фильма Андрея Тарковского. Как участники политических событий, священники предреволюционной России возникают в кадрах фильма «Агония» Элема Климова.

В постсоветское время образ православного священника стал чаще выдвигаться на передний план. Например, главная роль фильма «Остров» режиссёра Павла Лунгина — человек, подобранный монахами на некоем северном острове во время военных действий Великой Отечественной войны. Главный герой фильма «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко — православный священник, служащий в оккупированной немцами Псковской области.

В Католической церкви, как и в Православных церквах, священники являются священнослужителями второй степени священства.

Условия рукоположения в священника

Рукоположение в священство в Католической церкви регулируется определёнными канонами. При этом Римско-католическая церковь и каждая церковь из группы Восточных католических церквей имеют свои собственные требования к кандидату к священству, которые могут не совпадать.

Римско-католическая церковь

Католические священники латинского обряда

Каноническое право Римско-католической церкви требует перед рукоположением в священство определённое время обучения. Согласно Каноническому праву кандидат должен пройти обучение философии и богословию (каноны 250, 1032). В различных странах местная Конференция католических епископов, учитывая специфические условия, может определять конкретные условия и сроки обучения. В США кандидаты в священство должны закончить четырёхлетний курс философии и пятилетний курс католического богословия, после чего они получают научную степень бакалавра богословия. В Европе от кандидатов требуется иметь четырёхлетний курс обучения, при этом по крайней мере обучение должно проходить в течение четырёх лет в Высшей духовной семинарии. В Африке и Азии существует более гибкая ситуация, когда срок обучения зависит от конкретной ситуации, духовного или возрастного состояния желающего стать священником.

В России в Санкт-Петербурге существует единственная католическая Высшая духовная семинария «Мария — Царица апостолов», где обучаются кандидаты на рукоположение в священника. В настоящее время обучение в этой семинарии в общей сложности составляет шесть лет. В Новосибирске при соборе Преображения Господня действует предсеминария, готовящая кандидатов, желающих поступить в санкт-петербургскую семинарию.

Священник рукополагается епископом. Рукоположение кандидата в сан священника регулируется предварительными требованиями, которые указаны в канонах 1024—1039 Кодекса канонического права Римско-католической церкви. Священником может быть только крещённый мужчина (канон 1024), принявший таинство миропомазания (канон 1033). Кандидат должен иметь определённые документы и пройти определённую проверку. В частности, кандидат должен «обладать должной свободой и его нельзя принуждать» (канон 1026), о чём должно свидетельствовать поданное им рукописное заявление (канон 1036) с просьбой допустить его к принятию священнического сана (канон 1036). Он должен пройти определённую подготовку и знать обязанности, проистекающие от его рукоположения (канон 1027—1029). Священство может принять мужчина, достигший 25 лет (канон 1031). Кандидат должен пройти пятилетний курс обучения философии и богословию (канон 1032). Необходимо согласие епископа или монашествующего начальства инкардинировать определённого кандидата в священника (канон 1034). Кандидат перед рукоположением должен пройти духовные упражнения хотя бы в течение пяти дней (канон 1039).

Существуют некоторые препятствия к принятию таинства рукоположения в сан священника. Эти препятствия могут быть постоянными или временными. Препятствия к таинству священства описаны в канонах 1040—1042. От постоянных препятствий при определённых условиях может освободить только Римский папа.

Постоянные препятствия:

  1. тот, кто страдает той или иной формой умственного расстройства или другой психической болезнью, вследствие которой он, по мнению экспертов, считается неспособным к надлежащему исполнению служения;
  2. тот, кто совершил преступление вероотступничества, ереси или схизмы;
  3. тот, кто попытался вступить в брак, пусть даже только гражданский, либо сам связан брачными узами, священным саном или вечным публичным обетом целомудрия, либо замышляя брак с женщиной, состоящей в действительном браке или связанной таким же обетом;
  4. тот, кто совершил умышленное убийство или аборт с воспоследовавшим результатом — а также все те, кто в этом позитивно участвовал;
  5. тот, кто совершил акт власти рукоположения, право на который сохраняется за лицами, состоящими в епископском или пресвитерском сане, если при этом виновный либо не имеет такого сана, либо подпадает под запрет осуществлять священнослужение в силу объявленного или наложенного канонического наказания.

Временные препятствия:

  1. женатый мужчина;
  2. тот, кто исполняет такую должность или осуществляет такую руководящую работу, которая запрещена клирикам по нормам канонов 285 (публичные должности, предполагающие участие в осуществлении гражданской власти — прим.) и 286 (коммерческая деятельность — прим.) и за которую он должен отчитываться — до тех пор, пока он не освободится, уволившись с этой должности или руководящей работы и отчитавшись в их исполнении;
  3. новокрещённый — за исключением того случая, если он, по суждению ординария, уже был в достаточной мере испытан.

Перед непосредственным рукоположением кандидата настоятель прихода, к которому приписан кандидат, даёт объявление, призывающее верующих сообщить настоятелю об известных препятствиях.

Общие сведения

Католический пресвитер за совершением таинства крещения

Католический священник латинского обряда имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован).

В отличие от Православной церкви, Римско-католическая церковь учит, что законно рукоположённый священник не может быть извергнут из сана, потому что он получает при рукоположении так называемую «» священства, которая сохраняется у священника вне зависимости от его воли или воли других лиц (в том числе и Римского папы). Священник может быть запрещён или временно отстранён по различным причинам в своём служении, но при этом священство у него сохраняется. Запрещённый или отстранённый от совершения богослужения священник может совершать таинство исповеди в случае обращения к нему верующего, находящегося под угрозой смерти.

Как и в православии, священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников установлен целибат, в восточнокатолических церквях безбрачными обязаны быть только монахи и епископы. Священники могут состоять в законном браке только в том случае, если он заключен до их рукоположения. Повторно вступать в брак (например, по смерти жены) священники не могут.

Кроме самого многочисленного латинского обряда в Католической церкви существуют обряды Восточных церквей. Католические священники в Католической церкви могут быть биритуальными (двухобрядными), то есть исполнять богослужения в латинском и в одном из восточных обрядах.

К священнику принято обращаться «отец (Имярек)».

Традиционной одеждой всех священников является сутана с поясом и воротник-колоратка, которая также употребляется в облегчённом варианте как вставка в воротник чёрной или иного цвета сорочки. Цвет сутаны зависит от степени клирика. Литургическое одеяние священника включает в себя альбу, орнат (называемая также казула) и столу.

По учению Католической церкви, любой верующий в силу таинства крещения обладает так называемым всеобщим священством и может совершать в особых условиях и при соблюдении определённой устной формы и наличии воды таинство крещения.

Некоторые другие терминологические обозначения

Во Франции термин «кюре» обозначает приходского священника. Слово аббат (фр. Abbé) используется в двойном смысле, как синоним священника и как настоятеля аббатства.

Древневосточные христианские церкви

Армянская апостольская церковь

Cвященник (справа) и дпир Армянской апостольской церкви

Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, принадлежащая группе дохалкидонских Древневосточных церквей. ААЦ получила особое развитие с IV в., когда христианство стало государственной религией Великой Армении, и имеет ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В богослужении церковь использует армянский обряд.

В отличие от греческой трёхчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

  1. Католикос (Епископоначальник) имеет абсолютные полномочия совершать таинства, в том числе и хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.
  2. Епископ и архиепископ отличаются от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может самостоятельно рукополагать епископов, а лишь сослужит католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.
  3. Священник и архимандрит совершают все таинства кроме хиротонии.
  4. Диакон сослужит в таинствах.
  5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.

Священник англиканской церкви

Протестантизм

В целом протестантизм характеризуется более демократичным устройством общин по сравнению с католицизмом. Во главе церковной общины стоят старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являются лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министранты). Пресвитеры и министранты являются частью консистории. Консистория же является коллегиальным органом управления в церкви, в обязанности которого входит решение всех насущных вопросов и проблем прихожан, их веры и жизни самой церкви. В протестантизме упразднён институт монашества и монастырей.

У квакеров все члены общины выполняют роль священников, а если и есть пастор, то он (она) лишь исполняет роль проповедника.

Лютеранство

В теологии Евангелическо-лютеранская церковь исходит из догмата «Священства всех верующих» на основании слов Священного Писания: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Таким образом, по учению лютеран, все верующие являются священниками, получающими всю необходимую благодать от Бога при крещении.

Однако в связи с требованиями внешнего порядка в лютеранских общинах существуют люди, призванные для публичной проповеди и совершения таинств — пасторы (Аугсбурское исповедание, XIV). Пастор призывается церковью через обряд рукоположения. Призвание подразумевает, что пастор обладает способностями и получил достаточные знания и умения для проповеди Евангелия в чистоте и совершения таинств согласно Евангелию. Рукоположение рассматривается как обряд благословения будущего пасторского служения, при этом не идёт речи ни о какой «дополнительной» благодати, человек получает все духовные дары при крещении.

В случаях, если по той или иной причине в общине нет пастора, его обязанности исполняет проповедник или лектор. Проповедник должен иметь определенное теологическое образование. Проповедник имеет право сам составлять проповеди, которые он читает, лектор такого права не имеет.

Иудаизм

Основная статья: КоэныИудей в традиционной одежде священника

Имеет особое значение в историческом иудаизме. В древнем Израиле иудейское священство произошло от Аарона, старшего брата Моисея. Считается, что священство было установлено Самим Богом. В книге Исход 30, 22-25 описан обряд приготовления Моисеем специального миро для помазания во священство. Во времена двух Храмов священники отвечали за проведение специальных богослужений в Иерусалимском Храме, во время которых приносились различные жертвы. После разрушения Второго Храма священническое служение прекратилось, после чего некоторые священнические обязанности стали исполнять так называемые коэны, которые совершали священническое благословение.

В настоящее время в иудаизме нет священников (точнее, современные функции коэнов невелики, а левитов — вообще крайне незначительны, а использовать данный термин применительно к раввинам — ошибочно). Ортодоксальный иудаизм считает современных коэнов резервом для восстановления будущего настоящего священства, когда будет построен Третий Храм.

Ислам

Основная статья: Исламское духовенствоМуфтий-матурид

Исламское духовенство — условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В исламе (за исключением шиизма) нет института церкви, служащего посредником между верующими и Богом и особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью. Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан, не приобретая при этом никаких социальных привилегий. Чаще всего под термином «исламское духовенство» обозначаются «учёные» (араб. улама) — знатоки богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. В понятие «улама» включают богословов (улемы, муджтахид), правоведов (факих), а также практических деятелей, специализирующихся на религиозно-общественных функциях — мулла, муэдзин, кади, преподаватели мектебов, медресе и т. д..

Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах Османского государства и державы Сафавидов. Здесь в XVI—XVIII веках при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно взаимодействующий с государственным аппаратом.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме: Священник

  • Священство
  • Духовенство
  • Духовный сан
  • Жрец
  • Духовные дары

Примечания

  1. Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ, быва́емый на хїротоні́ю пресвѵ́тера
  2. Панфилов, Иоанн Иоаннович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  3. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка
  4. ККП, каноны 1024—1039
  5. ККП, канон 1041
  6. ККП, канон 1042
  7. ККП, канон 1008
  8. Написание даётся по словарю: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 60. — 512 с.
  9. Архим. Августин (Никитин). АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Православная Энциклопедия. Московский Патриархат.
  10. 1 2 Колодин А. Исламское духовенство // Культура веры. Путеводитель сомневающихся

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX525954 · GND: 4047233-4 · LCCN: sh85106637 · NDL: 00571243

ИЕРЕЙ

ИЕРЕЙ

, то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры. В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ἱερεύς употреблялось и по отношению к епископам (Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами.

Изначально словом ἱερεύς называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ (Септуагинте) ἱερεύς соответствует евр. ( ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ἱερεὺς τοῦ Διός» передается как «жрец Зевса».

И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ἱερωσύνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он — и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ (Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген (Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

Свящ. Писание не называет христ. пресвитеров И., однако к IV в. сложилась устойчивая традиция такого их именования (см.: Lampe. Lexicon. P. 669-670). Еще сщмч. Климент Римский в Послании к Коринфянам, написанном в кон. I в., проводил аналогию между евр. и христ. И.- епископами (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 40-42). Такое же сравнение присутствует в «Дидахе» (Didache. 13. 3). Уподобление новозаветного священства ветхозаветному, а также сближение значений слов «И.» и «пресвитер» связаны прежде всего с пониманием Евхаристии как бескровного жертвоприношения, к-рое приобщает участников таинства к Крестной Жертве Спасителя (см., напр.: Didache. 14; Iust. Martyr. Dial. 41; Iren. Adv. haer. IV 29. 5); в этом смысле совершитель таинства Евхаристии называется в правосл. традиции И.

В совр. рус. языке термин «И.» применяется исключительно по отношению к христ. священнослужителям, более того, почти всегда к правосл. клирикам. В церковной лит-ре, равно как и в устной речи, священниками могут быть названы пресвитеры католич., армяно-григорианской и всех тех Церквей, в к-рых существует и признается правосл. Церковью действительным священство, но И. в правосл. текстах таковые, как правило, не называются. В лит-ре внецерковной священниками могут быть названы и протестант. пасторы, однако слово «И.» по отношению к ним также не употребляется.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

>Духовный сан

Духовный сан — ранг, установленный для представителей духовенства.

Православие

Духовенство разделяется на:

  • чёрное (монашествующее, давшее обет целомудрия)
  • белое (женатое, неженатое).

Клир возглавляет патриарх, который принадлежит к чёрному духовенству.

Курсивом выделены титулы, использовавшиеся в синодальный период.

Духовенство Титул
Чёрное Белое
Рясофорные монахи Мантийные монахи Схимонахи
Архиереи
нет
Патриарх Всесвятейшество
Святейшество
Блаженство
Митрополит Схимитрополит Блаженство
Высокопреосвященство
Архиепископ Схиархиепископ
Епископ Схиепископ Преосвященство
Иереи
Архимандрит Схиархимандрит Протопресвитер Высокопреподобие
Высокоблагословение
Игумен Схиигумен Протоиерей
Священноинок Иеромонах Иеросхимонах
(схииеромонах)
Иерей (Священник) Преподобие
Благословение
Диаконы
Архидиакон Схиархидиакон Архидиакон Высокобоголюбие
Высокоблаговестие
Протодиакон
Священнодиакон Иеродиакон Иеросхидиакон
(Схииеродиакон)
Диакон Боголюбие
Благовестие
Иподиакон

Католицизм

В Католической церкви, видимым главой которой является Папа Римский, также различают епархиальное духовенство (белое) и монашествующих (чёрное). В Католической церкви латинского обряда епархиальное духовенство соблюдает целибат так же, как и монахи, в восточнокатолических церквях белое духовенство — женатое.

Католическое духовенство составляет три степени священства:

  • Епископ;
  • Священник;
  • Диакон.

Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени — аколиты и чтецы — и не относятся к клиру.

До II Ватиканского собора к клиру причисляли и церковнослужителей. Весь клир делился на высших чинов (ordines maiores) — епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов и малых чинов (ordines minores) — остиариев, певчих, чтецов, экзорцистов и аколитов.

Кардинал — высшее (после Папы) духовное лицо, как правило, принадлежащее к степени епископа, которое входит в коллегию кардиналов — совещательный орган при Папе.

Прелат — исторический термин, применявшийся к кардиналам, архиепископам, епископам, генералам и провинциалам монашеских орденов, аббатам и другим лицам, занимающим высокие должности в структурах церкви; в настоящее время — почётный титул (Почётный прелат Его Святейшества), а также должность лиц, возглавляющих персональные прелатуры и территориальные прелатуры.

> См. также

  • Клир
  • Священство
  • Духовные дары
  1. Титул Вселенского патриарха.
  2. Титул патриархов древних православных церквей, а также архиереев — глав автономных и некоторых самоуправляемых церквей.
  3. Грузинский патриарх обладает титулами Святейшество и Блаженство одновременно.
  4. Титул митрополитов и архиепископов — глав автокефальных, отдельных автономных и Украинской православной церквей.

Ссылки

  • Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи — М.: Наука, 1991.
  • Густерин П. В. Примерное соответствие духовных санов и должностей в исламе и православии.

СВЯЩЕННИК

евр. коген, т. е. священнодействующий (Евр. 8:2) от корня коган — совершать священное служение, т е. приносить жертвы и курение в храме. При богослужении времен патриархов мы не видим никакого следа священства, переходящего по наследству, а также существования касты священников. До времени Авраама относительно богослужения слово «коган» встречается только один раз в Библии, а именно, о Мелхиседеке сказано, что он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14:18). В богослужении патриархов мы находим, что отец семейства или родоначальник исполняли обязанности священника. Это служение соединялось с правом первородства. Каин и Авель, Нои, Авраам, Иов, Исаак и Иаков сами приносили жертвы. Израильский народ в Втор. 7:6 называется «собственным Его народом», а в Исх. 19: 6 «царством священников». Но все-таки понадобились особые люди, состоящие в этой должности, чтобы служить посредниками между народом и Богом (Исх. 20:18 и дал.). Таким посредником при заключении торжественного союза между Богом и народом был Моисей и в этот раз для исполнения обязанностей священников были избраны юноши (Исх. 24:5). После того, как Господь, в воздаяние за пощаду в Египте еврейских первенцев, избрал и назначил колено Левиино для совершения богослужения, звание священников перешло к роду Аарона, и все его сыновья стали священниками. Из Исх. 19:22 и дал. и 4: 14 можно заключить, что левиты уже в Египте, по-видимому, исполняли обязанности священников. Хотя левиты и были избраны Богом в священники, но все-таки из многих мест Св. Писания видно, что в течение долгого времени после издания этого закона угодные Богу жертвоприношения совершались также и другими лицами и даже вне святилища, например, Гедеоном (Суд. 6:18 и дал.), Маноем (Суд. 13:19 и мал.); Самуилом (1 Цар. 7:9 и дал.; 9:12 и дал.); Илиею (3Цар. 18:30 и дал.); Елисеем (3Цар. 19:21); Давидом (2 Цар. 6:17; 24:18 и дал.) и другими. Однако, царь Осия был поражен Господом за то, что вошел в храм, чтобы воскурить на алтаре кадильном 2 Пар. 26:16 и дал.). Срав. жертвоприношение Саула (1 Цар. 13:9 и дал.) и Иеровоама в Вефиле (3Цар. 12:33; 13.1) и также рассказ о богослужении в доме Михи и о его радости, когда он нанял левита священником (Суд. 17; Срав. 18:30). Никто из имевших телесный недостаток не был допускаем к исполнению священнических обязанностей: ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни с переломленной ногой или рукой, ни горбатый, ни с бельмом на глазу, ни страдающий паршою и т.д. (Лев. 21: 18-21). Левиты посвящались на служение особым обрядом (Исх. 29; Лев. 8). Одежда, которую они носили во время совершения богослужения, состояла из льняного платья — от чресл до голеней и ефода, т е. узкой, длинной рубашки с длинными рукавами, целиком вытканной (без швов) из самой лучшей шерсти или хлопчатой бумаги; ефод стягивался вышитым красными, нелепыми и пурпурными нитями поясом, который можно было несколько раз обвернуть вокруг туловища; по сведениям раввинов, этот пояс был 32 локтя в длину. Затем следовал головной убор — тюрбан, состоявший из длинного льняного полотнища, которое обвертывалось вокруг головы. Священникам воспрещалось снимать головной убор, потому что это являлось знаком печали или горя, и не соответствовало тому значению, которое имело их более блестящее одеяние По всей вероятности, они совершали богослужение босыми. До вступления в святилище они должны были омыть руки и ноги (Исх. 30:19 и дал.; 40:30 и дал.) В то время, когда они находились при исполнении священных обязанностей, они не могли пить вина или крепких напитков (Лев. 10:9; Иез. 44:21). Внешнее выражение горя по умершим разрешалось только по отношению к ближайшим родственникам (Лев. 21:1 и дал.; Иез. 44:25) Им не разрешалось стричь головы (Лев. 19:27; 21:5) Они должны были совершать богослужение в святом спокойствии, а не с дикими выходками и безумствами жрецов Ваала, которые кололи себя ножами и кричали громким голосом (Лев. 19:28; 3Цар. 18:28). Им запрещалось жениться на блуднице или разведенной (Лев. 21:7); первосвященнику даже запрещалось жениться на вдове (Лев. 21:14; Иез. 44:22); у Иез. 44:22) священники могли жениться или на девице из дома Израиля, или же на вдове священника. Обязанности священников были различны; они должны были поддерживать огонь на жертвеннике всесожжения днем и ночью (Лев. 6:12; 2 Пар. 13:11), подливать масло в лампады светильника (Исх. 27:20 и дал.; Лев. 24:2), приносить утреннюю и вечернюю жертву, хлебное приношение и возлияние (Исх. 29:38 и дал.). Их обязанностью было также учить израильтян всем уставам Господа (Лев. 10: И; Втор. 33:10; Срав. 2 Пар. 15:3), разрешать спорные вопросы (Иез. 44: 23 и дал ), исследовать различные виды проказы (Лев. гл. 13-14). Далее, они должны были в известных случаях трубить в серебряные трубы (Чис. 10: 2 и дал.) и на войне ободрять народ (Втор. 20:2 и дал.) Одним словом, священник должен был хранить в чистоте учение, «ибо закона ищут от уст его», потому что он «вестник» (евр. ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Все эти обязанности лишали священника возможности трудиться для своего пропитания, — и потому относительно этого существовали различные постановления. Так как Бог не дал колену Левиину удела в Палестине, как остальным коленам, то израилыяне должны были давать левитам десятину на пропитание. Из этой десятины левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятую часть священникам, так что священники получали: 1) 1% со всего дохода от земли (Чис. 18:26 и дал.). 2) Выкупные деньги за все первородное от людей и скота (Чис. 18:15 и дал.). 3) Выкупные деньги за людей и животных, которые были посвящены Господу или были «закляты» (отлучены) (Лев. 27; Чис. 18:14). 4) Хлебы предложения и мясо жертв всесожжении, мирных и повинности (Лев. 6:26,29; 7:6 и дал.; Чис. 18:8 и дал.); в частности, грудь потрясания и плечо возношения (Лев. 10:12 и дал.). 5) Начатки плодов земли: хлеба, вина, оливкового масла и шерсти овец (Исх. 23:19; Лев. 2:14; 23:10; Втор. 18:4; 26:1 и дал.). 6) Кроме того, для священников было назначено 13 городов с их пастбищами (И. Нав. 21:13 и дал.). 7) Рассказывается также, что в одном случае, священники даже получали часть от захваченной на войне добычи (Чис. 31: 25 и дал.). Несмотря на все эти доходы, служба священника не была выгодной в материальном отношении, судя по замечанию в 1 Цар. 2:36. Самые ранние следы разделения священников на «чреды» находим во времена Давида. Священники разделялись тогда на 24 чреды или очереди (1 Пар. 24:1 и дал.; Срав. 2 Пар. 23:8; Лук. 1:5), которые должны были чередоваться в исполнении служебных обязанностей: одна неделя назначалась для каждой чреды. Различные же служебные обязанности в течение недели распределялись между священниками каждой чреды посредством жребия (Лук. 1:9). По-видимому, каждая чреда вступала в исполнение своих обязанностей в субботу, причем, оканчивающие недельное служение священники совершали утреннее богослужение, а вечернее уже исполняла новая чреда (2 Пар. 23:8). При таком делении оба священнические рода все же не занимали одинакового положения; например, дом Ифамара имел меньше представителей, чем дом Елеазара, и из первого выбрали 8 очередей, тогда как из дома Елеазара их было 16(1 Пар. 24:4). После возвращения из плена осталось только 4 чреды из 24-х по 1000 человек в каждой (Езд. 2:33 и дал.); но в последующие времена Иосиф Флавий опять упоминает о 24 чредах, которые, очевидно, носили те же названия, что и прежние, и существовали до окончательного разрушения Иерусалима. В некоторых местах Ветхого Завета слово «священники» (коганим) встречается в значении министров при царе, или его ближайших советников (2 Цар. 20:26; 3Цар. 4:5). Наверное, и священники из дома Ахава (4 Цар. 10:11) были таковыми. Когда Христос, истинный Первосвященник и Посредник, пришел в мир, был отвергнут и предан на смерть высшими представителями еврейского священства и принес Себя Богу за грех мира (Мат. 27:1 и дал.; Map. 15: 1 и дал.; Лук. 22:66, 23:1; Иоан. 19: 6), тогда, по пророчеству Осии (3:4), прекратилось еврейское священство. «Сыны Израиля долгое время будут оставаться без жертвы и без жертвенника». И в христианской церкви не существует священников в ветхозаветном значении этого слова — как особого сословия. Послание к евреям особенно подчеркивает, что Христос — единственный Священник и Первосвященник (Евр. 2:17; 3:1; 4: 14; 5:5 и дал.; 9:11), через Которого мы приближаемся к Богу (Евр. 7: 19). Словом священник», в значении приносящего жертву (греч. — иереос) в Новом Завете никогда не называют пастырей и руководителей христианской церкви. Везде, где употребляется это слово (иереос) в Новом Завете, оно обозначает или еврейских священников (Маг. 8:4; Лук. 20:1 и дал.; Иоан. 1:10; Деян. 4:1; 6: 7) или Иисуса Христа, как указано выше в послании к Евреям, или учеников Его в целом (святое и царственное священство) (1 Пет. 2:5 и дал.; Отк. 1:6; 5:10; 20:6). В одном месте это слово обозначает языческого жреца (Деян. 14:13). В русском переводе для обозначения пастыря церкви употребляется греческое слово пресвитер, т.е. старший (Деян. 14.23; 15:2; 20:17; 1 Пет. 5:1). (Русск. — пастырь, греч. — пресвитер) (1 Тим. 5:17; 2 Иоан. 1:1; 3 Иоан. 1:1) русск. перев. в этих посланиях Иоанна — старец, греч. пресвитер. Срав. «Старейшины», «Пресвитер».

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Значение слова &laquoпротоиерей»

  • Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς — первосвященник; от πρώτος — первый + ἱερεύς — священник) — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.
    Протоиерей — старший иерей (официальное название православного священника). До появления термина протоиерей обиходным названием старшего православного священника в России было протопоп.
    Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея совершает архиерей через чин хиротесии. В Московском патриархате протоиерейство даётся не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или через десять лет после хиротонии при условии назначения на руководящую должность. Кроме того, архиерей может по согласованию с патриархом рукополагать протодиакона сразу в протоиереи.
    В торжественной или официальной речи к протоиерею принято обращаться «Ваше Высокопреподобие». В то же время использование эпитета «преподобный» («высокопреподобный») в обращении к представителю белого духовенства является католической традицией. Бытовавшее ранее обращение к протоиерею носило форму «Ваше Высокоблагословение» и сейчас практически не употребляется.
    На богослужениях священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают поручи, фелонь (ризу) и епитрахиль.
    За особые заслуги перед Церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры. Такой протоиерей называется митрофо́рным.

Источник: Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *