Самый страшный порок трусость

Почему для Иешуа один из самых страшных грехов — трусость?

Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?
«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить , потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века. «Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающе
е по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.»
Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович , в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны. А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!
В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность. «Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!
Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта , зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам ,и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.
Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.
Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.
Доказательством же утверждения: «Трусость- самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.

Трусость — худший из пороков

…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(c) М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Но почему? Почему страх, или, по-научному, инстинкт самосохранения, по мнению Булгакова (и не только), — самый страшный порок? Ведь, на первый взгляд, он выполняет функцию защиты устойчивого существования особи вида от всевозможных опасностей, исходящих как из внешней среды, так и из внутреннего мира.

Всё это справедливо до тех пор, пока живая особь не становится на путь к Человечности. Т.е. если психика индивида подчинена диктату инстинктов (животное), культуры (зомби), либо индивид самопревозносится в своём интеллекте (демон), страх — неотъемлемое, «невыкручиваемое» его свойство.

Но если индивид встал на путь к Человечности (что и должно происходить с человечеством по замыслу Создателя), страх для него — первое, что должно быть устранено из алгоритмики функционирования психики. Почему? Потому, что Человеком можно назвать только того, кто реализовывает свой познавательно-творческий потенциал, проявляет свободу воли (не путать с силой воли), и, в свою очередь, воля и познавательно-творческий потенциал его подчинены диктатуре совести. Страх же полностью блокирует/парализует все эти 3 компоненты. Есть все основания полагать, что, в оригинале (до цензурирования Откровения), первой заповедью, данной Моисею, была «Не бойся».

Но чтобы устранить страх, сначала необходимо разобраться, из-за чего он возникает. Если предельно обобщить, есть всего 2 причины страха:

  • незнание «поля деятельности»,
  • привязанность к чему-либо.

Именно поэтому, Человек остаётся Человеком только до тех пор, пока постигает новые знания. В идеале, он должеть делать это на протяжении всей своей сознательной жизни.

С привязанностями немного сложнее. Все мы являемся «продуктами системы», культура которой целесообразно сформирована в т.ч. и для того, чтобы формировать в нас множество разного рода зависимостей. Таким образом, наша самооценка во многом, если не полностью, зависит от чего-то вне нас (например, от того, что о нас говорят и думают другие люди). Первым шагом освобождения тут будет перенос зависимости от других людей на, например, своё дело, т.е. необходимо всё больше ассоциировать свою самооценку с тем, что мы реально можем контролировать и что от нас зависит. В идеале, в конечном итоге Человек должен полностью избавиться от любого рода зависимостей и ассоциировать себя и свою самооценку со своей душой, как частичкой Бога. Тогда страху места не будет.

В итоге, если Человек идёт по жизни, действуя по совести, постоянно и осознанно ведёт искренний и сокровенный диалог с Богом, постигает новые знания, соблюдая Человеческую этику их применения, тогда страх ему неведом, ибо:

«Вседержитель безошибочен: всё, что ни делается, — делается к лучшему; всё, что свершилось и свершается, — свершилось и свершается наилучшим возможным образом при той реальной нравственности и производных из неё намерениях и этике, носителями которых являются индивиды, в совокупности составляющие общество; Вседержитель велик и всемогущ, и милость Его безгранична.»

а

«дурное настроение, эмоциональная подавленность, раздражённость или откровенные озлобленность и злорадство — знаки того, что необходимо выявить что-то в своей деятельности, в намерениях на будущее, в своём отношении к происходящему — такое, что необходимо переосмыслить; но выявлять и переосмыслять что-либо конкретное можно только после того, как будет возобновлено ладное Жизни единство эмоционального и смыслового строя психической деятельности.»

Материалы:

1. «Мастер и Маргарита»: гимн демонизму? Либо Евангелие беззаветной веры.
2. Диалектика и атеизм: две сути несовместны.

«Трусость – самый страшный порок человека» (М. Булгаков.) (Итоговое сочинение)

Что такое трусость? И почему люди проявляют трусость? Эти вопросы волнуют человечество не первый век . На мой взгляд трус – это человек бесхарактерный, подчиняющийся своим страхам и желаниям вышестоящих людей лишь для того, чтобы существовать в этом мире. Именно не жить, а существовать. Как правило такие люди готовы на любые поступки ради достижения своих целей. Я согласна с высказыванием М.А. Булгакова «Трусость – самый страшный порок.».

Мне кажется, что каждый человек, хоть раз в своей жизни сталкивался с трусостью . И даже отважные и искренние люди иногда попадают в сети этого страшного порока, проявляя малодушие в серьезной ситуации.

В отечественной литературе есть много ярких примеров характеризующих поступок героев с отрицательной стороны, подчеркивающих их трусость и малодушие . В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в главе «Княжна Мери» главными героями антиподами являются Грушницкий и Печорин. Печорин – противоречивая натура . С одной стороны, читатель видит в нем человека чести, слова, дела. С другой стороны, нельзя не заметить его эгоизм по отношению к другим людям, резкость и холодность суждений. Однако в голове читателей ни разу не возникала мысль о том, что Печорин – трус. Наоборот, все его поступки решительны, обдуманны и смелы. Чего не скажешь о Грушницком. Лживый, завистливый, подлый клеветник и трус. Печорин видит его «мнимую храбрость » и говорит : «Я видел его в деле: он машет шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза». Неудивительно, что между бывшими товарищами произошел конфликт, приведший к трагедии. Ревнуя княжну Мери к Печорину . Желая отомстить им обоим Грушницкий оклеветал девушку. Печорин встал на защиту чести молодой княжны, требуя от Грушницкого извинений . Вместо них Григорий Алесандрович был вызван на дуэль своим бывшим другом . Одна низость видеть за собой другую. Случайно подслушав ночной разговор офицеров, Печорин узнал, что Грушницкий хочет зарядить только один пистолет- свой и выстрелить из него в недруга. Во время дуэли Печорин раскрывает все злые умыслы Грушницкого . Но у того так и не хватило смелости признать свою неправоту и попросить прощения у бывшего друга. Подлая и трусливая натура Грушницкого не способна на порядочность и человечность, за что была наказана судьбой . В данном эпизоде писатель подчеркивает мысль о том, что нет ничего страшнее в человеке, чем трусость.

Человеческую трусость можем увидеть в романе М.А. Шолохова «Судьба человека». Война- серьезное испытание для страны, народа и каждого отдельного человека. Именно она проверяет, кто есть кто. На войне каждый показывает свою суть : ты либо герой, либо предатель и трус. Андрей Соколов – человек переживший войну и выстоявший в схватке за жизнь. Он как и многие другие остался преданным своей родине, своему народу и своим чувствам. Во всех его поступках мы видим безграничную любовь, к семье, стране, которая делает его сильным и отважным .Однако не все любили свою родину так, чтобы побороть свой страх. Тогда в сердцах этих людей появлялась трусость, которая туманила рассудок . Боязнь за себя и свою жизнь они ставили выше жизни своего народа и государства . Одним из таких людей являлся солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в плен к фашистам .Для того, что бы спасти свою жизнь, он решил выдать взводного командира- коммуниста . Он не успел пережить ужасов плена, а страх уже овладел им, трусость привела его к мысли о предательстве. Но не успел Крыжнев свершить свой низкий поступок. Соколов, узнав о измене своего сослуживца, задушил его собственными руками . Данный эпизод является доказательством того, что трусость – один из страшнейших человеческих пороков, приносящих людям предательство и невыносимую боль, забыть о которой возможно не всегда .

В заключение сочинения еще раз подчеркну, что трусость – страшный порок человека, который может толкнуть нас на немыслимые поступки. Поэтому каждый человек должен быть смелым и отважным в любой ситуации, чтобы потом не испытывать чувство стыда пред людьми и самим собой.

Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

Трусость в романе Мастер и Маргарита

Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.

Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

Трусость проявляет и Понтий Пилат, который имея власть, трусит. Он боится потерять авторитет, он попросту сломлен народными массами. Не смог настоять на истине, не спас человека, в чьей вине сомневался, отступился от моральных принципов за что и поплатился.

Трусость самый страшный порок

Писатель называет самым страшным пороком — трусость и очень трудно с ним не согласиться. Почему? Все потому, что именно это позорное качество человечества толкает людей на преступления. Именно она управляет действиями предателей, трусостью руководствуются и те, кто часто льстит своему руководству. Именно трус идет на вранье, а все потому, что он боится. Боится признать вину и боится сказать правду. А нужно быть выше своих пороков. Как сказал один философ, после храбрости, нет ничего прекрасней, чем признание в трусости. Я с этим высказыванием также полностью согласен.

Проблема трусости в романе Мастер и Маргарита 5 (100%) 1 vote

Бессмертные цитаты из романа «Мастер и Маргарита»
(3 фото)

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Трудный народ эти женщины!
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Помилуйте… Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Правду говорить легко и приятно.
Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
— Достоевский умер.
— Протестую, Достоевский бессмертен!
А факт — самая упрямая в мире вещь.
Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

90-5. О пороках. Трусость

Вспомним «Мастера и Маргариту» Булгакова. Что мучило несчастного Понтия Пилата после того как он утвердил приговор Синедриона? Чем он будет казниться во веки вечные? «Неужели… из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?». Это – мотив. Мечтатель, философ и врач Иешуа ни в чём не виноват. Но не губить же из-за него свою карьеру, и кому – всесильному прокуратору Иудеи! Это уже потом он точно знал, что самый страшный порок на свете — трусость. Пилат струсил, приняв решение, противное его совести. Будет казниться, значит.
Трусость и храбрость. Два антипода. Две стороны медали поведения человека (или многих людей) в обстоятельствах, когда надо принимать решения, грозящие опасностью. Собственно, храбрость – это умение подавить инстинкт самосохранения, который природой заложен в человеке, как и в других представителях животного мира. Без этого инстинкта вид не может выжить. Боятся все, но сама по себе боязнь в категориях трусости и храбрости ничего не значит. Человек может дрожать как осиновый лист от страха, но при этом делать то, что положено ему делать в данных обстоятельствах, будь то бой, пожар, ночной лес, совещание или любовное свидание. Это – храбрость, т.е. подавление волей своего страха. Да можно и не подавлять, бойся на здоровье – только делай то, что от тебя требуется. Не дай инстинкту взять верх над разумом. Смотри прямо в глаза опасности.
У Роберта Геррика (17 в.) есть такое двустишие: «Замечено в войне, и не одной: глаза побеждены – и выигран бой». Трусости подвержены не только отдельные индивидуумы, но и целые армии. Есть и коллективная трусость – та, что называется паникой. Что-то похожее произошло, очевидно, с воинством Мамая на Куликовом поле, когда одна внезапная и успешная конная атака засадного полка привела к панике во всём татарском войске, превосходящем наше по численности, и к его бесславной гибели. Таких примеров – не счесть в человеческой истории войн, сражений, боёв.
Толстой в «Войне и мире» красочно описывает подобное состояние объединённых австрийских и русских войск, сражавшихся под Аустерлицем с французской армией Наполеона. Охватившая войска паника бесповоротно решила исход дела в пользу французов. Вот что пишет Толстой: «…теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колёс толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно также убитыми». У людей остался только страх смерти, фактически они превратились в охваченную ужасом стаю, в которой – каждый за себя, и это губит всех в конечном итоге.
Ещё один пример из классики – «Беглец» Лермонтова. Тут всё «заточено» до предела. Никаких полутонов. Если джигит сбежал с поля боя, оправдания не принимаются изначально. Их никто не хочет слушать. «Ты отомстил? – не отомстил» — и всё, это приговор, самый страшный позор для горца. «В преданьях вольности остались позор и гибель беглеца». С точки зрения исхода – и так, и так гибель. Но со славой всё-таки лучше. В этом, очевидно, — отстоявшаяся веками человеческая мудрость. Честь воина, бойца ценится выше жизни. Рим в своё время возвысился во многом благодаря именно этому качеству его боевых когорт и манипул, а именно — бесстрашию в боях. Трусость каралась беспощадно. А много позже империя пала под натиском варваров — когда то, что называется «боевым духом», рассеялось «аки прах».
Есть хорошая поговорка – надо делать то, что надо, и пусть будет то, что будет. Это универсальное правило, в которое страх никак не вписывается. В конце концов, никому не интересно, страшно тебе или нет, это твои проблемы. Бойся или не бойся, но делай то, что надо, что требует долг ли, совесть, закон или что-то ещё. Лучше будет в результате, хуже или совсем плохо – на всё воля Божья, как говорят. Но по-другому было нельзя. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *