Севастиан карагандинский пророчества

Акафист преподобному Севастиану Карагандинскому

Кондак 1

Избранный от Пастыреначальника Христа Иисуса в годину лютых гонений, от безбожныя власти воздвигнутых, преемником быти духовныя благодати старчества Оптинскаго, кроткий за веру православную страдальче и мужественный исповедниче Христов, граду Караганде богодарованный светильниче веры и благочестия, всея Казахстанския страны неусыпный хранителю, Церкви Русския похвало и христоименитых людей радование, преподобне отче Севастиане. Ублажаем подвиги и труды твоя, ради наследия Царства Небеснаго тобою подъятыя и, прославльшаго тя Господа славы прославляюще, с любовию теплою вопием ти:

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Икос 1

Ангелов Творец, предуведивый тя от сотворения мира, в последния сия времена показа тя, преподобне Севастиане, Ангела быти невещественным житием, священнотаинника же и провозвестника благодати, пророка же, яко будущая прозиравшаго, твердаго исповедника, яко за Христа гонения и мучения претерпевшаго, и научи нас воспевати тебе таковая:

Радуйся, родителей благочестивых отрасль благоуханная;

Радуйся, в купели святаго крещения благодатию Духа Святаго просвещенный.

Радуйся, благочестию родительскому измлада поревновавый;

Радуйся, от отца и матери ко преподобному Амвросию в Оптину пустынь на благословение приведенный.

Радуйся, иноческое житие вседушевне возлюбивый;

Радуйся, в творении заповедей Божиих себе чиста издетска утвердивый;

Радуйся, от юности твоея вся мира сего красная, Бога ради, презревый.

Радуйся, Царствия Небеснаго взыскуя, в Оптиной пустыни под осенением духовных старцев поселивыйся;

Радуйся, своея воли исполнения совершенно отвергшися.

Радуйся, послушанию и смирению вседушно покоривыйся;

Радуйся, преподобного старца Иосифа кроткий учениче и послушниче,

Радуйся, богоноснаго старца Нектария сподвижниче и сотаинниче;

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 2

Видяще преподобный Нектарий, яко за кротость твою и смирение дарова ти Небесный Дародатель благодать прозрения духовнаго, чадам своим в тебе, преподобне Севастиане, преемника себе быти указа, за сострадание и милосердие твое к страждущим «летом» тя именуя и научая всех благих Промыслителю — Богу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум, зарями Духа Святаго осияваем, имея, евангельски Бога, в Троице певаемаго Ипостасей, возлюбил еси, досточтиме. Суетную славу мира оставив, спасительныя Оптинскаго старчества достигл еси пристани и, взем крест свой, последовал еси Христу со духовными старцы, постников и воздержников житие держа во смирении. Сего ради вернии научишася воспевати тебе:

Радуйся, тесный и прискорбный путь паче пространнаго возлюбивый;

Радуйся, многомятежие мира презревый.

Радуйся, яко боголюбезную чистоту душевную и телесную сохранил еси;

Радуйся, яко постом и молитвою пременил еси тленная на нетленная.

Радуйся, яко постным воздержанием плоть твою духови покорил еси;

Радуйся, яко послушанием и безмолвием страсти душевныя умертвил еси.

Радуйся, яко слезами покаяния землю сердца твоего напоил еси;

Радуйся, яко земная отринув, ум твой к небесным благам возвел еси.

Радуйся, яко сладчайшее имя Иисусово во уме твоем молитвою присно обносил еси;

Радуйся, Им, яко Святых Святейшим Словом, Превечнаго Бога Отца Духом Святым познал еси.

Радуйся, яко благодать Утешителя Духа Истины чистотою сердца твоего стяжал еси;

Радуйся, яко силу духовнаго прозрения и старчества от Бога приял еси;

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 3

Силою благодати Божия чрез духовное окормление старцев Оптинских веден был еси тесным путем иноческаго жития к восприятию жребия пастырскаго в Церкви Святей служения и подвига исповедничества Христа Распята и Воскресша. Ему же во всем житии твоем, преподобне Севастиане, воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще в сердце твоем веру твердую, надежду несумненную, любовь истинную к Распятому за ны Христу Богу нашему, во время воздвигнутых богоборческой властию гонений на Церковь Божию, со смирением и кротостию подклонил еси главу твою престолу Благодати, дар священства от рук архиерейских трепетным сердцем приемля ради спасения гибнущих от атеистическаго злосмрадия. Тем же от усердия нашего восписуем ти таковая:

Радуйся, Христу, Доброму Пастырю, усердно послуживый;

Радуйся, священнотаинниче Христов, дарами Духа Святаго сияющий.

Радуйся, душу твою за врученное стадо христовых словесных овец положивый;

Радуйся, ищущим Царствия Небеснаго спасительнаго пути проповедниче.

Радуйся, взыскующим горняго Иерусалима богомудрый вождю;

Радуйся, во благочестии труждающимся богодарованный наставниче.

Радуйся, обуреваемым страстьми греховными добрый кормчий;

Радуйся, немощных и малоискусных терпеливый учителю.

Радуйся, изнемогающим от уныния и печали благоприятное утешение;

Радуйся, беспомощным скоропредстательный помощниче.

Радуйся, черноризцам предивный отец и старец прозорливый;

Радуйся, уставов Оптинских хранителю ревностный.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 4

Бури лютых гонений, от безбожныя власти воздвиженныя, не убоявся, со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими подъял еси на себе благое иго Христово и, горя духом, несл еси легкое бремя Его. Хладных пределов Караганды достигл еси, идеже бесчисленное множество невинных страдальцев души своя Богу предаша. Ты же, отче благосерде, молитвы твоя о упокоении их усердно Агнцу Божию приносил еси, надгробное рыдание творяще песнью: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко чада церковная по всему лицу Святой Руси за отцепреданную православную веру лютую смерть и жестокия гонения приемлют, не устрашился еси, блаженне, долготы жестокаго пути, в онь же смиренно пошел еси, от богопротивных гонителей ссылаем. Зиму лютую и пустынный зной летний и ярость огненную лагерных пыток терпением твоим победил еси, теплоту духовную блаженства вечнаго стяжав. За еже мы вопием тебе таковая:

Радуйся, нищетою духовною блаженства Царства Небеснаго унаследовавый;

Радуйся, плачем о грехах утешение Христово приявый.

Радуйся, алчбою и жаждою правды Божия нетленныя пищи небесныя насытивыйся;

Радуйся, милостию сострадания к ближним милость Божию восприявый.

Радуйся, во страданиях твоих чистым сердцем Бога зревый;

Радуйся, во умиротворении озлобленных, яко сын Божий нареченный.

Радуйся, во изгнании правды ради блаженства Царства Небеснаго приобщивыйся;

Радуйся, в ложном поношении и злословии от нечестивых во Христа облекийся.

Радуйся, Божественному Промышлению себе конечне вручивый;

Радуйся, во изгнании от земнаго Отечества отцу верных Аврааму подражавый.

Радуйся, в терпении болезней и скорбей Иовлеву крепость стяжавый;

Радуйся, в кротком терпении гонений Давидово смирение проявивый.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Икос 5

Боготечная звезда, Оптинскими старцами возженная, явился еси, отче Севастиане, досточтиме. От Бога священнодействовати положен был еси воистину, умом чистым, сердцем смиренным и душею кроткою службу Тому принося, беды претерпел еси и гонения, и болезни, исповедания ради Божественныя Истины, юже житием и словесы твоими заключенным в тюрьмах и лагерях и всем ссыльным являл еси, немощныя укрепляя и верныя утверждая благодарне пети Богу: Аллилуиа.

Кондак 5

Видевше окружившия тя в лагерных узах людие кротость и любовь твою, чистотою совести твоея сияющия, удивляхуся крайнему терпению твоему. Мы же, ведяще многотрудная страдания твоя и болезни, ублажаем тя, апостольски в заключенных благовестившаго и помраченныя смыслы человеков просветившаго и прежде диавольскую ловитву ко Христу приведшаго, и благодарне зовем ти:

Радуйся, крине благоуханный, в степях Карагандинских процветый;

Радуйся, миром христоподражательных добродетелей иссохшия души исцеливый.

Радуйся, неядением лютым и долготною жаждею в темнице многовременне томимый;

Радуйся, в лишениях сих Христа, пособствующа тебе обретый.

Радуйся, николиже постнаго воздержания оставивый;

Радуйся, молитвою к Богу присно пламенеющий.

Радуйся, благодатию Духа Святаго невидимо укрепляемый;

Радуйся, ея же силою заблудшия от диавольския ловитвы изымаяй.

Радуйся, тех приводяй ко единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви;

Радуйся, покаянию истинному и благочестивой жизни их научаяй.

Радуйся, тако плач неутешный духовом злобы поднебесныя наведый;

Радуйся, прежде бесовом рабски служившия ко Господу обративый и спасый.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 6

Проповедует Казахстанская страна, приявшая землею своею токи кровей Новомучеников Российских и бесчисленная страдальческая тех телеса многолетне в недрех своих покоящая, равноангельное житие, равноапостольския труды и чудес множество преподобнаго Карагандинскаго старца схиархимандрита Севастиана исповедника, научая верных Подвигоположнику Христу Иисусу пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия обширным просторам Казахстана из богоспасаемаго града Караганды просвещение совершенных твоих добродетелей, преподобне отче Севастиане. Ты бо, яко облак светел и росоносен явился еси, пламень праведно движимаго на ны за грехи наша гнева небеснаго утишающий и зной страстей душевных и телесных охлаждающий, иссохшия сердца наша оживляющий и плоды добродетелей приносити помогающий всем воспевающим ти таковая:

Радуйся, бесплодную Казахстанскую степь плодами добродетелей твоих облагоухавый;

Радуйся, град Караганду, яко Церкви Русския Голгофу, сердцем твоим возлюбивый.

Радуйся, в нем во образ Оптиной пустыни во имя Пресвятыя Богородицы пречудный храм устроивый;

Радуйся, в том — в память Предтеченского скита в честь Крестителя Иоанна престол благодати воздвигнувый.

Радуйся, в храме сем, яко в новой обители Оптиной вся благолепно устроивый;

Радуйся, в молитве, священстве, душепопечении и старчестве нелестно подвизавыйся.

Радуйся, яко днем бдел еси и нощию не дал еси сна довольно очима твоима;

Радуйся, яко многия священники, монахи и инокини, от лукавых гонителей рассеянныя, на месте сем собрал еси.

Радуйся, яко мирян множество под благодатный кров Царицы Небесныя привел еси;

Радуйся, яко монашествующим явился еси добрый кормчий.

Радуйся, яко и всему стаду твоему пастырь и учитель предобрый был еси;

Радуйся, не яко господствуяй, но яко служай во обращенных тобою пожил еси.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 7

Хотя отечества небеснаго достигнути, перстною плотию обложен, дух твой молитвою воскрилял еси и, к Богу умом твоим восходя, горния доброты зрел еси славу, со всеми ангельскими силами поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя показа гражданина горняго Иерусалима Небесный Домовладыка: мира красоту и яже в нем тленная ни во что же вменившаго, пустынное житие с равноангельными Оптинскими старцами предпочетающа, священства одежды чистотою жития убелившаго, поношения и гонения, Христа ради, с радостию претерпевшаго и многообразными дарами Духа Святаго преукрашеннаго. Сего ради вернии научишася воспевати тебе:

Радуйся, от юности в творении заповедей Господних потрудивыйся;

Радуйся, во иночестем житии невещественным ангельским чинам уподобивыйся.

Радуйся, духоносных Оптинских старцев и всех преподобных отцев сликовниче;

Радуйся, добропобедным мучеником и Христовым исповедником сопричастниче.

Радуйся, Божиих священнотаинников благоговейный сослужителю;

Радуйся, веры православныя утверждение.

Радуйся, церкви непоколебимый столпе;

Радуйся, пастырю, душу за стадо твое положити готовый.

Радуйся, многия муки и злохуления в гонении за Христа претерпевый;

Радуйся, твердым веры исповеданием вернаго служителя Небеснаго Царя себе быти показавый.

Радуйся, скорбми многими в радость Господа вшедый;

Радуйся, оную всем приходящим к тебе обильно подающий.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 8

Страшна бысть демонам твоя, преподобне отче Севастиане, молитва, кротости и смирения исполненная. Тоя бо светом выну озаряем, Христов ум стяжал еси, неизглаголанная таинства познавая и будущая, яко настоящая созерцая. Всех приходящих к тебе от демонскаго дручения свобождал еси и на путь истины и спасения наставлял еси, Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 8

Весь желанием божественным объят был еси, священне, житие равноангельное на земли пожил еси и желание получил еси конечное: в светозарныя дни Пасхального торжества богоносною душею твоею в небесныя кровы отлетел еси, и престолу Пресвятыя Троицы в радости святых предстоиши и слышиши от нас похвальная сия:

Радуйся, от земнаго Пасхального торжества в радость Пасхи вечныя восшедый;

Радуйся, на земли всеконечне греху умерый, на небеси нетления бессмертия приобщивыйся.

Радуйся, яко Святых Святейшему Иисусу Сладчайшему во славе вечной предстоиши;

Радуйся, яко о всех чтущих память твою, пред Ним ходатайствуеши.

Радуйся, сугубую благодать от Него приявый ищущим спасения помогати;

Радуйся, даром врачевания недуг душевных и телесных от Него прославленный.

Радуйся, милости Божия струя неизсякаемая;

Радуйся, радости духовныя, тишины же и мира источниче неисчерпаемый.

Радуйся, светлый облаче, зной страстей греховных утоляющий;

Радуйся, роса благодатная, сердца верных орошающая и веселящая.

Радуйся, светильниче, светом добродетелей в нощи мира сего нам присно сияющий;

Радуйся, грозде виноградника Христова, благодатно Духа Всесвятаго питающий нас и веселящий.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко небесная пресветлыя обители восприяша тя, преподобне Севастиане прозорливе, новаго гражданина со бесплотными Силами и богоносных отец соборы водворяющася, со апостолы, пророки и святители ликовствующа, со мученики и праведники торжествующа и вопиюща Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии, гордынею ослепленныя, послушавша гласа человекоубийцы искони и отца лжи диавола, яко звери дикия, яростию безбожия дышущия, воздвигоша на Невесту Божию — Святую Церковь гонения лютыя, в них же Подвигоположник Христос Господь, яви тя, досточтиме, Православия светильника и изрядна исповедника, научая верных воспевати тебе:

Радуйся, мучений за исповедание истиннаго Бога не устрашивыйся;

Радуйся, душу твою за веру православную положити не отрекийся.

Радуйся, прещений безбожныя власти не убоявыйся;

Радуйся, во изгнании твоем к познанию Бога мучителей привести потщавыйся.

Радуйся, иссохшую пустыню сердец их слезною молитвою твоею удобривый;

Радуйся, кротостию и молчаливым терпением твоим семена слова Евангельскаго в души их посеявый.

Радуйся, грозныя тучи темных их помыслов силою молитв твоих рассеявый;

Радуйся, данною ти от Бога благодатию к покаянию и сокрушению сердечному тех приводивый.

Радуйся, врата Царствия Небеснаго тем отверзавый;

Радуйся, водою ключевою тех напояя, воду нетления вечнаго им подававый.

Радуйся, пост и воздержание храня, пищу и одежду заключенным раздававый;

Радуйся, яко и скоти тебе любляша и в зимний мраз теплом тел своих тебе согреваша.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, Сый со Отцем на престоле святем, пришед на землю, от Неискусобрачныя Девы родися, плотию распныйся и погребыйся и воскресый, и на небеса паки восшедый, глаголя: аще кто хощет в след Мене идти, да отвержется себе и крест свой понесет. Сему усердно последуя, преподобне Севастиане, высоту приял еси небесную, поя Христу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену несокрушимую и утверждение непреоборимое обретоша тя, богоносе Севастиане, православнии людие не точию Казахстанския страны, но и всей вселенней, ибо во светозарныя дни Пасхального торжества равноангельное житие твое скончав, священне, по всем концем земли чудеса совершаеши еси изрядна и преславна, предстоя Богу, тебе подавшему залог Божественен и венец нетленен и славу вечную. Сего ради вернии воспевают тебе:

Радуйся, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, стойко пред человеки исповедовавый;

Радуйся, яко и Господь исповеда тя пред Отцем Своим небесным и святыми ангелы Его.

Радуйся, блистанием трисолнечнаго света Божественнаго ныне осиянный;

Радуйся, мощи твоя святыя в знамение твоего с нами пребывания оставивый.

Радуйся, яко твоя мощи исцеляют всякия скорби и болезни;

Радуйся, яко тыя сущим в печали и смущении бывают увеселение.

Радуйся, яко теми немолчно проповедуется будущее всеобщее Воскресение;

Радуйся, яко мощей твоих демоны трепещут.

Радуйся, чаше, многоценныя дары Божии преизобильно изливающая;

Радуйся, сосуде, целебное миро болящим источающий.

Радуйся, светильниче, сущих во тьме и сени смертней светом Христовым озаряющий;

Радуйся, кадило, фимиам молитв богоприятных Богу о нас присно возносящее.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 11

Пение благодарственное Церкви Зиждителю вси православнии взывают, яко дарова тя всем ищущим спасения изрядна помощника и тверда заступника. Тем же и нам, святую память твою, преподобне Севастиане, почитающим, твердую руку помощи твоея подаждь и грехми присно погружаемых от смертоносных глубин изведи и прочее жития время в покаянии истеннем скончати нам помози и от вечнаго гнева спаситися сподоби, поющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, зарями немерцающаго света Пресвятыя Троицы сияющее, всей Казахстанстей стране явился еси, досточтиме отче, лучами христоподражательных добродетелей твоих тьму греховную разгоняющее и теплотою богоприятных молитв твоих сердца верных согревающее, иже благодарне восписуют ти таковая:

Радуйся, Казахстанския страны благодатное сокровище и украшение;

Радуйся, России православныя радование и утешение.

Радуйся, Оптиной пустыни благоплодное прозябение;

Радуйся, града Караганды покрове, ширший облака.

Радуйся, многотекущая реко, сердца наша спасительным учением напояющая;

Радуйся, в море многоразличных напастей погибающим надежное пристанище.

Радуйся, злосмрадие страстей от приходящих к тебе прогоняющий;

Радуйся, воздвизаемых от мира, плоти и диавола искушений ходатайством твоим свобождающий.

Радуйся, нераскаянных грешников к совершенному покаянию побуждающий;

Радуйся, духов лукавых прогонителю и полчищ бесовских победителю.

Радуйся, ран греховных врачу благоискуснейший;

Радуйся, сиянием благодати Божия души наша озаряющий.

Радуйся, преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведуще, тебе милостиваго нашего и скоропослушливаго отца прилежно просим: вознеси дерзновенную твою молитву ко престолу Живоначальныя Троицы о пользе душ наших и невозбранном преитии от земли на небо. Умоли, святе, всеблагаго Бога о граде твоем, о святем храме, преподобническими руками твоими созданном. Приклони ухо твое и ко по предречению твоему сооруженному величественному соборному храму, в нем же чудоточащими мощами твоими почиваеши, подвизая всех с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, пети Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивная дела Божия в путях Церкви Русския в завершении тысячелетняго свидетельства Ею света Святаго Православия явленная, недоумеваем, трепещем, купно же и радуемся. Что убо зрим?! — Иноческая тихая и безмолвная Оптина пустынь, от богопротивных разоренная и многая лета в поругании и запустении бывшая, ныне радостно веселится: понеже не токмо первообразная красота ея паки возвратися, но и цельбоносныя мощи духоносных старцев яви в ней Бог. С нею же и прежде безвестный и бесплодный град Караганда свеселится: святыя мощи единаго от дивнаго собора преподобных оптинских отец в себе усокровиществовавый. Сему промышлению Божию чудящеся, тебе, преподобне исповедниче, с любовию вопием:

Радуйся, Бога Отца Безначальнаго служителю предызбранный;

Радуйся, Агнца Божия мужественный исповедниче;

Радуйся, Бога Духа Всесвятаго церковь нерукотворная;

Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление;

Радуйся, в невечернем дни Царствия Божия почивающий;

Радуйся, трисвятую песнь херувимски со Ангелы и всеми святыми воспевающий;

Радуйся, зарями огненными благодати Божия сияющий;

Радуйся, яко светило светозарное в небеснем Царстве Солнца Правды блистающий;

Радуйся, светом благодати твоея всех чтущих память твою просвещающий;

Радуйся, рая Иисусова древо чудоточное, мног плод в пособие православным творящее;

Радуйся, Винограда Христова розго благоплодная, питающая нас и веселящая;

Радуйся, Святаго Православия, непоколебимый столпе и крепкое утверждение;

Радуйся, Преподобне Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя.

Кондак 13

О, преподобне отче Севастиане, веры благочестивыя исповедниче и образе кротости духовныя! Нынешнее приими в похвалу твою от усердия нашего приносимое благодарение и дерзновенным твоим ходатайством испроси нам веры непорочны соблюдение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, грехов оставление и блаженныя вечныя жизни наследие. Да с тобою и всеми святыми поем вси радостно: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды, посем икос 1 и кондак 1.

О, пречестная и священная главо благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев Оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодрствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.

Севастиан Карагандинский — молитва, мощи, житие

Святые жили не только в давние времена, посылал их Господь на землю и в 20 веке. Например, в 1997 г. был прославлен Севастиан Карагандинский — схимник, носитель традиций Оптиной пустыни. Свой жизненный путь он закончил в Казахстанской епархии.

Житие Севастиана Карагандинского

Мальчик появился на свет в Орловской губернии в конце 19 в. Семья была не очень большая — еще 2 старших брата. Но их попечение и остался маленький Стефан, когда умерли их отец и мать. Ему было всего 4 годика. Одним из самых ярких воспоминаний детства для Стефана стала поездка в Оптину пустынь, где он впервые встретился со старцем Амвросием.

Шло время, один из братьев юноши решил стать монахом. Это, конечно, сильно повлияло на младшего члена семьи. В возрасте 25 лет он поступает в ту же обитель келейником (нечто вроде помощника) к о. Иосифу. Старец относился к нему, как к родному. У него будущий исповедник научился истинам православия, смирению и любви. Через несколько лет Севастиан Карагандинский принял монашеский сан.

Вскоре скончался его любимый брат. Еще через несколько лет Оптина пустынь была официально закрыта революционными властями, хотя просуществовала еще несколько лет под видом сельскохозяйственной общины. Затем монахом пришлось разойтись по деревням и городам — кто куда.

Трудные года

Свое житие Севастиан Карагандинский продолжил в г. Мичуринске (бывший Козлов).

  • Служил при местном храме во имя Илии пророка.
  • Поддерживал связь с братьями из обители.
  • Заботился о монахинях из прочих закрытых монастырей.

Вокруг батюшки собрался некий духовный круг, что местным властям не понравилось. В 1933 г. старец Севастиан Карагандинский был отправлен в ссылку на 7 лет. До этого он совершил подвиг исповедничества.

Помещенного в застенки ГПУ монаха заставляли отречься от Христа. Он провел целую ночь на морозе в одной лишь рясе. Охрана менялась каждые 2 часа, а священник оставался без движения. По его словам, Матерь Божия окутала его теплом. Утром святого отца отправили на лесоповал в пос. Долинка возле Караганды.

В лагере продолжились издевательства и требования предать христианскую веру. Но святой не сдавался. Так и жил бок о бок с уголовниками, трудился в ночную смену сторожем, молился, не смыкая глаз. Под конец срока ему разрешили жить в сарае, возить воду для местного населения. Люди полюбили старца, приносили ему пищу, теплую одежду, которую от тут же отдавал другим заключенным.

Своей верой, смирением святой Севастиан Карагандинский многих в лагере привел к Богу, даже из числа начальства. В 1939 г. срок заключения закончился, но святой остался в Казахстане — говорил, что здесь его вторая родина. Возле него поселились и духовные дочери. Официально храмов тогда не было, молились дома, работали, а отец Севастиан трудился по хозяйству. Ночью тайно служили Литургию, ходил батюшка и по домам, совершал требы. Жители его не выдавали.

Ездил по окрестным селам — крестил, отпевал, венчал, если просили. Очень жалел осиротевших детей, ведь сам рано лишился родителей. В целом на служение церкви старец положил 57 лет своей жизни. Скончался на Радоницу в 1966 г., был похоронен возле Караганды.

Прославление

В 1997 г. Патриарх Алексий благословил почитание старца в качестве местночтимого преподобного, исповедника. В октябре этого же года были обретены мощи Севастиана Карагандинского. Сначала их установили в храме Рождества Богородицы. Весной следующего года при стечении множества паломников перенесли в соборную Введенскую церковь.

Рака для преподобного была привезена из Сергиева Посада — выполнена из цветных металлов и внешне напоминает сень над Сергием Радонежским. Установлена она в правой части храма. Паломники могут прийти к святому и прочитать акафист, совершить поклонение.

Чудеса святого старца

В чем же помогает верующим преподобный Севастиан Карагандинский? Сегодня есть много свидетельств о разных чудесах, которые случались как и при жизни, так и после ухода святого в обители небесные. Сын одной женщины во время купания заразился сильной инфекцией, по телу пошли нарывы. Стали читать молитву Севастиану Карагандинскому. Через три дня тело очистилось, остались только слабые следы. У другого молодого человека прошло недержание мочи, врачи не могли помочь. Список можно продолжать очень долго.

  • Иоасаф Белгородский
  • Святитель Лука Войно Ясенецкий —
  • Феодосий Кавказский — https://bogolub.info/feodosij-kavkazskij-ikona-moshhi-zhitie-molitva/

Пока не было церковных молитв, люди читали общий тропарь преподобным, обращались своими словами. Сегодня, чтобы обратиться к Севастиану Карагандинскому, можно читать тропарь, молитву, акафист. Молитвами преподобных отец наших, Господи, помилуй нас!

Молитва преподобному Севастиану Карагандинскому

О, пречестная и священная главо благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев Оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодрствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.

Отличная статья 0
Читайте далее:

Севастиан (Фомин)

Севастиан

Церковь

Русская православная церковь

Имя при рождении

Стефан Васильевич Фомин

Рождение

28 октября (9 ноября) 1884
село Космодемьянское, Ливенский уезд, Орловская губерния, Российская империя

Смерть

19 апреля 1966 (81 год)
Большая Михайловка, Карагандинская область

Похоронен

Михайловское кладбище

Принятие монашества

Канонизирован

Лик святости

преподобноисповедник

День памяти

19 апреля, 22 октября

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фомин.

Севастиа́н Караганди́нский (в миру — Стефа́н Васи́льевич Фоми́н; 28 октября 1884, село Космодемьянское, Орловская губерния — 19 апреля 1966, Большая Михайловка, Карагандинская область) — архимандрит Русской православной церкви.

Прославлен в лике преподобноисповедников в 2000 году.

Рака и сень с мощами Севастиана Карагандинского. Архитектор В. А. Звёздкин

Жизнеописание

Родился в 1884 году в крестьянской семье Василия и Марфы. В четырёхлетнем возрасте умер отец, а через год мать. После смерти родителей с пяти лет жил с семьёй старшего брата Илариона. Средний его брат, Роман, принял постриг в Оптиной пустыни с именем Рафаил.

3 января 1909 года поступил келейником к стар­цу Иоси­фу (Ли­тов­ки­ну) в скит Оптиной пустыни. В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан. После официального закрытия Оптиной 10 (23) января 1918 года монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. В 1923 году богослужение было полностью прекращено, и власти приступили к выселению монахов. Отец Севастиан находился в то время под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927 году принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году приехал в город Козлов (с 1932 — Мичуринск), где служил в приходском Ильинском храме по 1933 год, вплоть до своего ареста. Был приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен в Тамбовскую область на лесоповал; через год был переведён в Карлаг в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года.

После освобождения из заключения, которое случилось 29 ап­ре­ля 1939 го­да, остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, где в домах совершал требы, хотя разрешения на это со стороны властей не имел. В 1955 году было дано разрешение на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке; был построен храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

22 декабря 1957 года архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню ангела был награждён архиерейским посохом — наградой, редкой для архимандритов.

16 апреля 1966 года принял постриг в схиму от епископа Волоколамского Питирима, прибывшего к нему для совершения пострига.

Скончался 6 (19) апреля 1966 года — на Радоницу; был погребён на Михайловском кладбище.

Канонизация

Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.

22 октября 1997 года были обретены его мощи, со 2 мая 1998 года покоящиеся во Введенском соборе Караганды.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Примечания

  • Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский на сайте Православие.Ru
  • Житие Преподобного старца Севастиана (Фомина), исповедника Карагандинского
  • Митрополит Питирим. О. Севастиан (Фомин)
  • Памяти митрополита Волоколамского Питирима (†2003).
  • Рака и сень над мощами Севастиана Карагандинского

Это заготовка статьи о священнослужителе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Крест преподобного Севастиана Карагандинского. Часть 2

Часть 1

Лесоповал

25 февраля 1933 года отца Севастиана арестовали и отправили в Тамбовское ОГПУ для прохождения следствия.
На допросах следователем выявлялись его контакты с едиными по духу людьми, а также отношение его к советской власти. На это батюшка дал прямой ответ:
«На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».
2 июня 1933 года заседание тройки ПП ОГПУ по ИЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10 II УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на семь лет, считая срок с 25/2-33 г.» (УФСБ по Тамбовской обл. Дело N Р-12791. Т. 1).
Медкомиссия признала, что в связи с ограниченным движением левого локтевого сустава (батюшка в детстве повредил левую руку) он не годен к тяжелому физическому труду. Несмотря на это, отец Севастиан был отправлен на лесоповал в Тамбовскую область.
Духовные дети узнали место лесоповала и, невзирая на дальность расстояния, находили возможным приносить ему передачи, утешать и поддерживать, кто чем мог.
По воскресным дням осужденных отпускали домой. Ехать в Козлов отцу Севастиану было далеко. Но и в местной деревеньке нашлись духовные дети, которые вечером в субботу ждали его. Там можно было помыться, сменить одежду, поесть, помолиться и отдохнуть. Воскресный день проходил в молитве и беседе, о чем сам батюшка говорил: «Как на Пасху! Как в раю побудешь!».
Но через год отец Севастиан был переведен в КарЛАГ. Лагерь этот состоял из 26 отделений (точек). Они располагались в знойных летом и очень холодных зимой степях Центрального Казахстана в радиусе от двух до четырехсот километров от «столицы» КарЛАГа — Долинки, что в 45 километрах от Караганды. В Долинку отец Севастиан прибыл 26 мая 1934 года.

КарЛАГ

В этом месте немногие выживали. Отец Севастиан испытал в КарЛАГе и побои, и истязания, и требования отречься от Бога.
«Никогда!» — ответил батюшка.
Его отправили в барак к уголовникам. «Там, — сказали, — тебя быстро перевоспитают».
Можно представить, что делали уголовники с пожилым и слабым священником. Однако со временем своей кротостью и любовью он покорил всех: привел к вере в Бога весь барак.
О своем пребывании в лагере отец Севастиан позже рассказывал своим духовным детям: «Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», так что мне в нем было тепло».
По слабости здоровья батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В ночные дежурства батюшка никогда не позволял себе спать, он нес молитвенный труд. И начальство, приходя с проверкой, всегда заставало его бодрствующим.
Его духовным чадам — сестрам Варваре и Февронии, арестованным с батюшкой, срок не дали. Сестру Агриппину отправили на Дальний Восток, где через год освободили. Она написала батюшке о своем намерении ехать на родину, а он благословил ее немедленно приехать в Караганду. В 1936 году она приехала, получила свидание с батюшкой, и он предложил ей купить домик в районе поселка Большая Михайловка, поближе к КарЛАГу, поселиться в нем, а к нему ездить каждое воскресенье на попутной «абы какой машине».
Спустя два года в Караганду приехали сестры Феврония и Варвара. И домик был куплен на Нижней улице — старенький амбарчик с прогнувшимся потолком. В нем устроили две комнаты, кухню, сенцы. Был и огород с колодцем.
Сестры Агриппина и Варвара устроились работать в больнице в Новом городе, а Феврония, как малограмотная, работала в колхозе. Приехали в Караганду и другие монахини: Кира, Марфа и Мария. Они поселились жить в Тихоновке. Сестры познакомились с верующими и стали потихоньку собираться для совместной молитвы. Узнав, что в Долинке находится отец Севастиан, верующие стали помогать ему.
В воскресные дни сестры приезжали к батюшке, который в то время уже был расконвоирован, работал водовозом. Кроме продуктов и чистого белья, они привозили святые дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, батюшка причащался сам и сестер исповедовал и причащал.
Заключенные и лагерное начальство полюбили батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Многих в лагере он привел к вере в Бога. И когда батюшка освобождался, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку. А много лет спустя, когда открылась в Михайловке церковь, жители Долинки поехали туда и узнали в благообразном старце-священнике своего водовоза.

«Дар молитвы за весь мир»

Батюшка был освобожден из лагеря 29 апреля 1939 года накануне праздника Вознесения Господня. Перед войной он ездил в Тамбовскую область. Духовные чада батюшки, много лет ожидавшие его возвращения из лагерей, надеялись, что он останется с ними в России. Но батюшка, искавший исполнения не своей воли, а предавая себя в волю Божию, снова возвратился в Караганду.
В 1944 году батюшкой и сестрами был куплен на Западной улице до побольше. Батюшка ходил по дому, все по-хозяйски оглядывал и говорил, что и как надо переоборудовать.
«Да зачем же, батюшка, — возражали сестры, — не в Казахстане же нам век вековать! Вот кончится война, и поедем с вами на родину».
«Нет, сестры, — сказал батюшка, — здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая, и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Так что, дорогие мои, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина…»
По словам карагандинского священника Александра Уголькова, «казалось бы, вполне естественно для человека выбраться оттуда, где испытал столько горя, где сама земля уже стонет от скорби людской. Но он избирает другой путь. Путь истинного монашества, «дар молитвы за весь мир».
Так в Караганде, в бушующем море горести и скорби, появляется остров надежды, корабль спасения — преподобный Севастиан».
А тогда, в 1944 году, в новом доме на Западной улице была устроена небольшая домовая церковь, и отец Севастиан тайно совершал в ней Божественную литургию.
Шло время. Жители Михайловки, узнав о батюшке, стали приглашать его к себе, в свои дома. Разрешения на совершение треб не было, но батюшка ходил безотказно. Народ в Караганде был верный — не выдадут. Не только в Михайловке, но и в других районах полюбили батюшку, поверили в силу его молитв.
Батюшка помогал людям тайной молитвой, открыто проявляя дар прозорливости лишь когда того требовала ситуация. Приводил духовным чадам и слова старца Нектария о том, что мудрость, разум, рассудительность — дары Святого Духа, они приводят к благочестию; что человек, лишенный дара рассуждения, часто помышляет в себе превосходство над другими.
Со всех краев в Караганду стали съезжаться духовные чада старца — монашествующие и миряне, ищущие духовного руководства. Ехали из Европейской части России, с Украины, из Сибири, с дальних окраин Севера и Средней Азии.
Он всех принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Домики в Караганде в то время продавались недорого. Они принадлежали спецпереселенцам, которые со временем выстраивали для себя новые дома, а свои саманные хибарки продавали. Батюшка давал деньги на покупку домика тем, у кого их не было, или добавлял тем, кому их не хватало. Когда деньги ему со временем возвращали, он отдавал их другим…
Однажды он с монахинями Марией и Марфой ходил на кладбище, что за Тихоновкой, в середине которого были общие могилы. В эти могилы клали в день по двести покойников-спецпереселенцев, умиравших от голода и болезней; их зарывали без насыпи, без крестов. Посмотрев на все это и обо всем наслушавшись, старец сказал: «День и ночь здесь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И батюшка молился за всех невинно убиенных и за веру пострадавших.
Вскоре власти приняли кощунственное решение: на окраине кладбища был выстроен стадион. Но футболисты все время ломали там себе ноги, и стадион пришлось закрыть. Теперь на этом месте — церковь во имя новомучеников Российских.

«Дивеевская обитель» Караганды

Караганда росла и строилась. В 1946 году, по благословению старца Севастиана, верующие подали в местные органы власти заявление о регистрации религиозной общины. В ответ пришло распоряжение: «Запретить священнику Севастиану Фомину службы в самовольно открытом храме».
Только в 1953 году было разрешено совершение в Большемихайловском молитвенном доме церковных таинств и обрядов — крещения, отпевания, венчания, исповеди, но литургию батюшка мог служить только тайно ночью на квартирах верующих. По великим праздникам всенощное бдение служили с часа ночи, а после короткого перерыва совершалась Божественная литургия. Окна плотно завешивали одеялами, а внутри дома было светло и многолюдно. Службу заканчивали до рассвета, и по одному, по два люди расходились по домам.
В 1955 году из Москвы было получено наконец разрешение о регистрации религиозной общины в Большой Михайловке. Начались работы по переоборудованию жилого дома в храмовое здание. Всем руководил батюшка. Храм наполнился иконами: одни были принесены верующими, другие — написаны талантливой матушкой Агнией; служебные и святоотеческие книги прислал из Москвы бывший узник КарЛАГа протодиакон Иаков.
В 1955 году в день праздника Вознесения Господня церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена.
Батюшка был настоятелем храма одиннадцать лет — с 1955 по 1966 годы, до дня своей кончины. Он создал в Караганде «Дивеевскую обитель», то есть женскую общину, подобную общине Дивеевской.
22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) батюшка был возведен в сан архимандрита и награжден патриаршей грамотой «За усердное служение Святой Церкви».
В 1964 году ко дню своего ангела отец Севастиан был награжден архиерейским посохом — награда, примеров не имеющая.
Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка, как только они его вызовут, обезоруживал власти так, что те совершенно лишались дара слова, а после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?».
Особенно любил батюшка бывать в поселке Мелькомбинат. Он говорил, что в Михайловке у него «Оптина», а на Мелькомбинате — «скит». Туда он собирал своих сирот и вдов: покупал им домики. И когда он приезжал на Мелькомбинат помолиться, люди бросали свои дела и заботы и спешили туда, где батюшка, чтобы получить благословение и утешиться. Батюшка каждого с любовью встречал, каждому давал свое назидание. Дух здесь мирный царил.
На Мелькомбинате со своей младшей дочерью и внучкой Таисией жил приехавший к батюшке овдовевший его старший брат Илларион. Он был уже глубоким старцем высокого роста и прямой осанки. По воскресным и праздничным дням Илларион Васильевич с дочерью и внучкой приезжал в церковь. Подходя под благословение к батюшке, он кланялся ему до земли и целовал благоговейно руку, а на исповеди становился на колени. Перед смертью он был пострижен в рясофор, и батюшка сам отпел своего старшего брата — инока Илариона.

Батюшка обладал даром прозорливости, хотя этот дар не выказывал явно. Его прозорливость открыто проявлялась лишь в том случае, когда этого требовала ситуация.
Пела в церкви на клиросе одна девушка, Мария Стаканова. Она воспитывалась в детском доме, куда поступила из дома ребенка, и ничего не знала о своих родителях. Как-то Мария подошла к батюшке и сказала ему, что скорбит о том, что не знает имени своих родителей, их национальности и не может их поминать и молиться об их упокоении.
«Мне сейчас некогда, — сказал батюшка, — ты завтра подойди, поговорим».
Назавтра он сам подозвал ее и сказал: «Маруся, родители твои были русские, православные, высланные. Имя отца было…» — и он назвал его и назвал имя матери. Мария очень обрадовалась и стала подавать за них поминания.
Открыто батюшка никого не исцелял и не отчитывал, по своей скромности и простоте он всегда говорил: «Да я никого не исцеляю, никого не отчитываю, идите в больницу». «Я, — говорил он, — как рыба, безгласный». Так он себя уничижал.
В подвиге любви и самоотверженного служения Богу и ближним шли годы. Неутомимое подвижническое служение Православной Церкви от послушника в скиту Введенской Оптиной пустыни до настоятельства и посвящения в сан архимандрита батюшка исполнял 57 лет — с 1909 по 1966 год.
Постоянной заботой батюшки было устроение в людских душах глубокого мира через отсечение своей воли. Жизнь среди мира свою и своей паствы он старался приблизить к жизни монастырской. Очень огорчался, если кто не слушался и не выполнял его совета: это было всегда во вред и часто к несчастью человека. Огорчался он до скорби. Отчитает, отвернется и не благословит. Если же увидит слезы или же что человек раскаялся и в конце концов послушался его совета, очень обрадуется, пожалеет его и через некоторое время сам чем-нибудь порадует.
И вот батюшка стал заметно слабеть. Лечащие врачи проводили комплексное лечение, но состояние батюшки не улучшалось, только временно облегчались его страдания. Но также ежедневно в богослужебное время батюшка бывал в храме. Он говорил: «Какой же я священнослужитель, если Божественную литургию или всенощную пробуду дома?».
16 апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от своего духовного чада — владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.
«Выглядел он плохо, — вспоминал владыка, — был очень слаб. Таким я, наверное, ни в какой болезни его не видел. Он просил меня постричь его в схиму. Сразу же начались приготовления, откладывать было нельзя. Слава Богу, все удалось успешно: несмотря на изнеможение и слабость, отец Севастиан был в полной памяти, и нам удалось совершить его пострижение.
Я был около него буквально до последних часов его жизни. Той же ночью, после пострижения в схиму, ему стало очень плохо, он исповедовался, причастился. Жаловался, что испытывает томление духа и тела. 19 апреля его не стало…».
Владыке, приезжавшему часто в Караганду (иногда, как он сам говорил, только за одним словом: да или нет), доводилось ночевать в келье старца. Просыпаясь ночью, он видел, что, несмотря на то, что вроде бы батюшка спит, четки в его руках непрестанно движутся.

«Когда отца арестовали, отец Севастиан взял на себя заботу о нашей семье, — вспоминал владыка. — О нас, младших, потому что старшие были уже в Москве. Спустя некоторое время после того, как мы уехали, арестовали и его, и потом мы с ним встретились только в 1955 году, когда кончился срок его заключения и ссылки, а я уже стал церковным работником и имел даже некоторое имя. Хлопотали о том, чтобы открыть церковь в Караганде, и я принимал в этом участие. Когда церковь открыли, я к нему поехал по благословению патриарха и с тех пор поддерживал с ним отношения до самой его смерти.
При всех своих необычайно высоких духовных дарованиях старец Севастиан был очень болезненным. Болезнь его началась с нервного потрясения. В начале ХХ века он был первым и любимым учеником старца Иосифа Оптинского. Когда старец Иосиф умер, его это так потрясло, что у него сделался парез пищевода. Всю жизнь он мог есть только жидкую супообразную пищу: протертую картошку, запивая ее квасом, протертое яблоко — очень немного, жидкое, полусырое яйцо.
Иногда спазм схватывал его пищевод, он закашливался и есть уже не мог, оставался голодным. Можно себе представить, как тяжело ему приходилось в лагере, когда кормили селедкой и не давали воды.
Старец Севастиан был сдержанным, мало говорил, но в нем было удивительное сочетание физической слабости и духовной — даже не скажу, силы, но приветливости, в которой растворялась любая человеческая боль, любая тревога. Когда смятенный, возмущенный чем-то человек ехал к нему, думая выплеснуть всю свою ярость, все раздражение, он успокаивался уже по дороге и, встретившись со старцем, уже спокойно, объективно излагал ему свой вопрос, а тот спокойно его выслушивал, иногда же, предупреждая волну раздражения, сразу давал ему короткий ответ».
Скончался батюшка 19 апреля в 4 часа 45 минут, на Радоницу. Мгновенно прибежали келейницы. Поднялся плач, началась суматоха. Позвали владыку Питирима и всех, кто был в эту ночь поблизости.
В 5 часов 30 минут владыка стал служить панихиду. После окончания панихиды все вышли из кельи. Началось облачение. Батюшка был совсем теплый, лицо спокойное, как живое. Владыка покрыл его сверху мантией, закрыл клобуком лицо.
Утром владыка служил заупокойную литургию Радоницы. В 5 часов вечера привезли гроб, обитый черной материей, переложили в него батюшку. Владыка снял с батюшки камилавку, надел на его голову митру, и с пением «Помощник и Покровитель…» гроб понесли в церковь.
Со всех концов Казахстана, Сибири, Европейской части России под благодатную сень батюшкиного храма съезжалось духовенство и миряне — духовные чада батюшки. Священники всю ночь служили панихиды, пел хор. А люди все ехали и ехали.
От Святейшего Патриарха была получена телеграмма: «Выражаю соболезнование прихожанам храма по случаю кончины благостного старца архимандрита Севастиана. Вашему преосвященству, епископу Волоколамскому Питириму благословляется совершить погребение в Бозе почившего. Патриарх Алексий».
На третий день батюшку хоронили на Михайловском кладбище. На катафалке гроб везли только небольшой отрезок пути до шоссе. Все движение на нем было остановлено. Народ шел сплошной стеной. Гроб несли до кладбища на вытянутых вверх руках. Он плыл над огромной толпой народа и был отовсюду виден. «Христос воскресе!» — пела вся многотысячная толпа.
Могила для батюшки была вырыта на краю кладбища, а за ней простиралась необъятная казахстанская степь. Гроб поставили у могилы, Владыка отслужил панихиду. Батюшка желал быть погребенным в камилавке. Владыка снял с головы его митру, надел камилавку. Гроб опустили в могилу, насыпали могильный холм, поставили крест.
Преподобный отче Севастиане, моли Бога о нас!
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II и по решению Синодальной комиссии по канонизации святых, в 1997 году состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника. 4 ноября 1997 года совершилось обретение мощей преподобного Севастиана.
Полгода мощи старца находились в основанном им храме Рождества Пресвятой Богородицы. А 2 мая 1998 года при торжественном крестном ходе с пасхальными песнопениями рака с мощами преподобного была перенесена в ставший главным храмом Караганды Свято-Введенский собор. Перенесение было совершено архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием в сопровождении духовенства епархии, православных карагандинцев и многочисленных паломников из разных городов Казахстана и России.
Мощи преподобного Севастиана установлены для поклонения в правой части центрального придела. А благолепная рака и сень над нею, исполненные из цветных металлов с инкрустацией и напоминающие раку и сень преподобного Сергия Радонежского, созданы мастерами Сергиева Посада.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе преподобный Севастиан Карагандинский внесен в собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Когда Святейший Патриарх Алексий II был в Караганде, он отслужил молебен и сказал такие слова: «Степь Казахстана — это как распростертый антиминс».
Свято-Введенский собор во время приезда Святейшего не мог вместить всех православных, потому что Караганда — почти вся православная. Во многом по молитвам святого старца Севастиана.
Вспоминаются духовные канты старца Николая Гурьянова:
Господи, помилуй,
Господи, прости,
Помоги мне, Боже,
Крест мой донести…
Я же слаб душою,
Телом тоже слаб.
Помоги мне, Боже.
Я — Твой верный раб…
Эти берущие за душу слова как будто сказаны и о преподобном Севастиане Карагандинском. Он, по Промыслу Божиему не погибший в КарЛАГе, не просто нес крест Господень, воплощенный в сохраненном им в годы гонений кресте с частицей мощей святого князя Александра Невского — за одно только это он мог поплатиться своей жизнью.
Старец прозорливо предвидел и будущее, когда эта святыня будет служить духовному возрождению нашего многострадального Отечества.
«Троицы Святыя служителю, земне ангеле и небесне человече, духовнаго Оптинскаго старчества преемниче, Христов священнотаинниче и исповедниче, Духа Святаго обитель всечестная, преподобне отче Севастиане, досточтиме, испроси мирови мир и душам нашим великую милость» (Тропарь, глас 3).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *