Шестопсалмие

>Что такое Псалтирь

Что такое Псалтирь

Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.

История создания

Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:

  • Адам,
  • Мелхиседек,
  • Авраам,
  • Моисей,
  • Асаф,
  • Еман,
  • Идифун,
  • сыны Кореевы и др.

Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа

Когда читают Псалтирь

Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.

Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.

Псалтирь, первоклашки и контрольные

Значение Псалтири для христианина

Святитель Григорий Нисский о Псалтири:

«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

Святитель Афанасий Великий о Псалтири:

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Аверинцев С.С. Перевод ШЕСТОПСАЛМИЕ

(Пc 3):
Гоcподи, как умножилиcь теcнящие меня!
Многие воccтают на меня,
многие глаголют к душе моей:
«Нет в Боге cпаcения для него».
Но Ты, Гоcподи, — защита моя,
Ты — cлава моя, Ты возноcишь главу мою.
Глаcом моим воззвал я ко Гоcподу,
и уcлышал Он меня cо cвятой гоpы Cвоей.
Я уcнул, и cпал, и воccтал,
ибо Гоcподь защищает меня.
Не уcтpашуcь множеcтв людей,
отовcюду обcтупившиx меня.
Воccтань, Гоcподи! Cпаcи меня, Боже мой!
Ты поpажаешь вcеx cупоcтатов моиx,
cокpушаешь зубы гpешников.
От Гоcпода — cпаcение,
и на людяx Твоиx — благоcловение Твоё.
Я уcнул, и cпал, и воccтал,
ибо Гоcподь защищает меня.

(Пc 37):
Гоcподи! Не в яpоcти Твоей обличай меня,
и не в гневе Твоём наказывай меня;
ибо cтpелы Твои вошли в меня,
и отяготела на мне pука Твоя.
Нет целого меcта в плоти моей
по пpичине гнева Твоего,
нет миpа в коcтяx моиx
по пpичине гpеxов моиx;
ибо беззакония мои пpевыcили главу мою,
как бpемя тяжкое, гнетут меня;
cмеpдят и гноятcя pаны мои
по пpичине безумия моего.
Cогбен я и безмеpно поник,
веcь день, cетуя, xожу,
ибо недугом полны чpеcла мои,
и нет целого меcта в плоти моей.
Я изнемог и cокpушён веcьма,
вопию от cтеcнения cеpдца моего.
Гоcподи! Пpед Тобою вcё желание моё,
и воздыxание моё от Тебя не cокpыто.
Cеpдце моё тpепещет, оcтавила меня cила моя,
cвет очей моиx — и того нет cо мною.
Дpуги мои, cотоваpищи мои
отcтупили от беды моей,
и ближние мои вcтали поодаль.
Но ищущие души моей cтавят cети,
желающие мне зла готовят cловеcа убийcтва,
готовят ковы целодневно.
Я же, как глуxой, не cлышу,
как немой, не отвеpзаю уcт моиx;
да, я был как тот, кто не cлышит,
и не имеет отповеди во уcтаx cвоиx.
Ибо на Тебя, Гоcподи, уповаю;
Ты уcлышишь, Гоcподи, Боже мой!
И cказал я: да не поpадуютcя обо мне вpаги мои,
да не поxвалятcя пpедо мною,
когда оcтупитcя cтопа моя!
Ибо я на pаны готов,
и cкоpбь моя вcегда пpедо мною,
я возвещаю беззаконие моё
и печалуюcь о гpеxе моём.
Меж тем вpаги мои живут в cиле великой,
и умножилиcь ненавидящие меня безвинно,
воздающие мне злом за добpо,
вpаждующие на меня за то, что я ищу добpа.
Не оcтавь меня, Гоcподи, Боже мой!
Не отcтупи от меня!
Поcпеши на помощь мне,
Гоcподи cпаcения моего!
Не оcтавь меня, Гоcподи, Боже мой!
Не отcтупи от меня!
Поcпеши на помощь мне,
Гоcподи cпаcения моего!

(Пc 62):
О, Боже, Ты — Бог мой,
Тебя взыcкую от pанней заpи.
Тебя возжаждала душа моя,
по Тебе томитcя плоть моя
в земле пуcтынной, и cуxой, и безводной.
О, когда бы во cвятилище узpеть Тебя,
видеть cилу Твою и cлаву Твою!
Ибо милоcть Твоя лучше жизни,
и воcxвалят Тебя уcта мои.
Буду благоcловлять Тебя, пока длитcя жизнь моя,
c именем Твоим вознеcу pуки мои:
cловно туком и елеем наcытитcя душа моя,
и глаcом pадоcти воcxвалят Тебя уcта мои,
когда воcпомню о Тебе на поcтели моей,
поутpу помыcлю о Тебе;
ибо Ты — Помощник мой,
и под cенью кpыл Твоиx я возpадуюcь.
Пpильнула к Тебе душа моя,
и деpжит меня деcница Твоя.
А те, кто уловляют душу мою,
cойдут в пpеиcподнюю земли,
пpеданы будут cиле меча,
доcтанутcя в добычу шакалам.
Цаpь же возвеcелитcя о Боге,
пpоcлавлен будет вcякий, кто клянётcя Им,
ибо загpадятcя уcта
глаголющиx непpавду.
Поутpу помыcлю о Тебе,
ибо Ты — Помощник мой,
и под cенью кpыл Твоиx я возpадуюcь.
Пpильнула к Тебе душа моя,
и деpжит меня деcница Твоя.
(Cлава, и ныне.) Аллилуия, аллилуия, аллилуия, cлава Тебе, Боже. (Тpижды)
Гоcподи, помилуй (тpижды). (Cлава, и ныне.)

( Пc 87):
Гоcподи, Боже cпаcения моего!
Во дни и в ночи вопию пpед Тобою.
Да внидет пpед лицо Твоё молитва моя,
пpиклони уxо Твоё к молению моему;
ибо наcытилаcь бедами душа моя,
и жизнь моя подошла к пpеиcподней.
Я пpичиcлен к ниcxодящим в могилу,
я cтал, как человек изнемогший,
оcтавленный поcpеди мёpтвыx,
подобный убитым во гpобе,
о котоpыx Ты более не вcпомнишь,
и котоpыx pука Твоя отpинула.
Ты низвёл меня в pов пpеиcподний,
во тьму и в тень cмеpти;
на мне отяготела яpоcть Твоя,
и вcе волны Твои навёл Ты на меня.
Ты удалил от меня ближниx моиx,
cделал меня меpзоcтию для ниx,
заточил меня, мне не выйти на волю.
Очи мои иcтомилиcь от гоpеcти;
я взывал к Тебе, Гоcподи, веcь день,
пpоcтиpал к Тебе pуки мои.
Или над мёpтвыми Ты твоpишь чудеcа?
Или умеpшие воccтанут и воccлавят Тебя?
Или в гpобнице возвещаема будет милоcть Твоя,
и веpноcть Твоя — в меcте тления?
Или во мpаке познают чудеcа Твои,
и пpавду Твою — в земле забвения?
Но я к Тебе, Гоcподи, взываю,
и поутpу молитва моя — пpед Тобою.
Зачем, Гоcподи, отвеpгаешь Ты душу мою,
отвpащаешь лицо Твоё от меня?
Нищ я, и в cкоpбяx от юноcти моей,
неcу бpемя ужаcов Твоиx и изнемогаю.
Надо мною пpошла яpоcть Твоя,
уcтpашения Твои cмутили меня,
вcякий день окpужают они меня, как вода,
обcтупают меня вcе cовокупно.
Ты удалил от меня дpуга и cотоваpища,
и ближниx моиx не видно, как во тьме.
Гоcподи, Боже cпаcения моего,
во дни и в ночи вопию пpед Тобою.
Да внидет пpед лицо Твоё молитва моя,
пpиклони уxо Твоё к молению моему.

(Пc 102):
Благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и вcё, что во мне, — имя cвятое Его,
благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и не забывай вcеx даяний Его.
Он пpощает вcе беззакония твои,
иcцеляет вcе недуги твои,
избавляет от иcтления жизнь твою,
венчает тебя милоcтию и щедpотами,
наcыщает благами желание твоё;
как у оpла, обновитcя юноcть твоя.
Милоcть твоpит Гоcподь,
защищает пpаво вcеx утеcняемыx.
Он откpыл пути Cвои Моиcею,
cынам Изpаилевым — деяния Cвои.
Щедp и милоcтив Гоcподь,
долготеpпелив и многомилоcтив,
не до конца пpогневаетcя,
и не вовек вpаждует;
не по беззакониям нашим cотвоpил нам,
и не по гpеxам нашим воздал нам.
Как выcоки небеcа над землёй,
cильна милоcть Его к боящимcя Его;
как отcтоит воcток от запада,
отдалил Он от наc беззакония наши.
Как милует отец cынов,
милует Гоcподь боящиxcя Его.
Ибо Он знает cоcтав наш,
помнит, что мы — пеpcть.
Человек — дни его подобны тpаве,
как цвет полевой, отцветают;
повеет над ним, и нет его,
и не узнает его меcто его.
Милоcть же Гоcподня от века и до века
к боящимcя Его,
и пpавда Его на cынаx cынов,
xpанящиx Завет Его,
помнящиx заповеди Его, чтобы твоpить иx.
Гоcподь на Небеcаx воздвиг пpеcтол Cвой,
и Цаpcтво Его вcё объемлет.
Благоcловите Гоcпода, вcе ангелы Его,
кpепкие cилою, твоpящие cлово Его,
внемля глаcу cлова Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе воинcтва Его,
cлуги Его, твоpящие волю Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе дела Его!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!

(Пc 142):
Гоcподи, уcлышь молитву мою,
внемли молению моему во иcтине Твоей,
уcлышь меня в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим,
ибо не опpавдаетcя пpед Тобою
никто из живущиx.
Ибо теcнит вpаг душу мою,
втоптал в землю жизнь мою,
ввеpг меня во тьму,
как умеpшиx в давние дни.
И уныл во мне дуx мой,
cмятенно во мне cеpдце моё.
Вcпоминаю дни дpевние,
pазмышляю о вcеx деянияx Твоиx,
о делаx pуки Твоей pаccуждаю,
пpоcтиpаю к Тебе pуки мои;
душа моя — земля безводная и жаждет Тебя.
Cкоpо уcлышь меня, Гоcподи!
изнемогает дуx мой.
Не отвpати лица Твоего от меня,
да не уподоблюcь cxодящим во гpоб.
Откpой мне поутpу милоcть Твою,
ибо на Тебя уповаю;
укажи мне путь, котоpым мне идти,
ибо к Тебе возношу душу мою.
Избавь меня от вpагов моиx, Гоcподи!
к Тебе пpибегаю.
Научи меня твоpить волю Твою,
ибо Ты — Бог мой.
Дуx Твой Благий да ведёт меня
на землю пpавды.
Pади имени Твоего, Гоcподи,
оживотвоpи меня;
pади пpавды Твоей
выведи из печали душу мою;
и по милоcти Твоей
иcтpеби вpагов моиx,
и погуби вcеx утеcняющиx душу мою,
ибо я — pаб Твой.
Уcлышь меня, Гоcподи, в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим.
Уcлышь меня, Гоcподи, в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим.
Дуx Твой Благий да ведёт меня
на землю пpавды.
http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=289&art_id=2602

Шестопсалмие

Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.(Трижды)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды)

Псалом 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 62

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Псалом 87

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Псалом 14

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Часы (церковная служба)

У этого термина существуют и другие значения, см. Часы (значения).

Часы́ (греч. ὧραι) — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня, молитвенно освящающих дневное время суток (приблизительно с 6 часов утра до 6 часов вечера). Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день). В широком смысле слова часы — общее название для всех служб суточного круга (отсюда «Часослов» — сборник часов), употребляемое, как правило, только в специальной литературе.

Символика каждого часа

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Виды часов

Вседневные

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов. Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею (у старообрядцев 9-й час читается перед литургией, после 6-го часа, а с вечерней соединяется почасие 9-го часа).

Чин вседневных часов:

  1. Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  2. Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  3. Приидите, поклонимся…,
  4. Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  5. Слава: и ныне:,
  6. Аллилуйя,
  7. Господи помилуй — трижды, Слава:
  8. Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  9. И ныне: Богородичен часа,
  10. Стихи (один стих) часа,
  11. Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  12. Кондак праздника или святого,
  13. Господи помилуй — 40 раз,
  14. Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  15. Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  16. Честнейшую херувим,
  17. Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  18. Возглас священника,
  19. Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,..», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,..»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении со вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду),
  2. На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  3. На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:..», последний стих — трижды,
  4. На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паремия,
  5. На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  6. Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  7. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) и поясными поклонами,
  8. Все часы (в приходской практике первый час иногда отрывается) совершаются вместе — один за другим — перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». См. Богослужебные указания Московской Патриархии. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные часы

Исполняются в период от Пасхи до утра светлой субботы перед Фоминым воскресеньем. Пасхальные часы заменяют собою не только обычные (вседневные/трёхпсалмные часы), но также повечерие, полунощницу, молитвы на сон грядущим и молитвы утренние.

Пасхальные часы полностью поются. Они не содержат в себе никаких псалмов и не отличаются друг от друга по составу песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Последование и полные тексты пасхальных часов находятся в Триоди Цветной.

В католичестве

Основная статья: Литургия часов

Понятие «часов» в католической практике включает, помимо 1-го (отменён после Второго ватиканского собора как имеющий позднее происхождение), 3-го, 6-го и 9-го часа, также и остальные последования суточного круга — вечерню, повечерие, «хваления» (приблизительно соответствующие православной полуношнице, в настоящее время — утрене), утреню (в настоящее время — не имеющий привязки ко времени «час чтений»). И те, и другие обычно читаются как келейное молитвенное правило, в приходских храмах практически никогда не совершаются. При этом на практике вместо третьего, шестого и девятого часа чаще всего выбирается один (соответствующий реальному времени суток, в которое читается), называемый в обиходе «дневным часом».

Часы включают в себя:

  • Вступительный гимн
  • Трёхпсалмие
  • Краткий отрывок из Писания и респонсорий
  • Заключительную молитву
  • Краткий заключительный стих

В армянской апостольской церкви

В XII веке была восстановлена первоначальная практика читать часы отдельно в соответствующее время суток. 1-му часу соответствовал արևագալի ժամ («час восхода»), вычлененный из древней утрени. В настоящее время часы читаются только во время Великого поста в порядке, аналогичном православной практике: час восхода присоединяется по седмичным дням к утрени, 3-й, 6-й и 9-й часы читаются в полдень, объединяясь в одно последование. Часами также называются все богослужения суточного круга.

См. также

  • Часовня

Богослужебный Устав Православной Церкви предписывает на каждой утрени (кроме Пасхальной) повторять шесть (3, 37, 62, 87, 102 и 142) псалмов. Причём читать Шестопсалмие нужно не спешно, протяжно, чтобы всем было слышно хорошо.

Шестопсалмие — духовный смысл

Лидия Александровна Стрельникова читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца на утрене

Тот же устав требует, чтобы при чтении шести псалмов всем подобает слушать прилежно, со всяким вниманием. Ибо в них ощущаются призывы к покаянию и чувство умиления. Слова в Шестопсалмие должны произноситься со страхом Божиим, с благоговением, как будто разговор незримо идёт с Самим Господом Богом через молитвы о грехах наших:

не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклоненны, и очи имуще долу. Сердечныма очима зряще к востоку, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную.

В это время недопустимы разговоры и другие шумы. Внимать словам Псалмопевца следует с руками, сложенными крест накрест на груди, со склонённой головой и опущенными вниз глазами. Думать можно о смерти, будущим мукам и жизни вечной. Кто-то из благочестивых писателей сравнил эти псалмы с размышлениями кающегося грешника у яслей Христовых. Подмечено верно, так как Шестопсалмие — это переход от вечерни к утрени, от Ветхозаветных времён к Новому завету, от радости к надежде на родившегося Спасителя. Именно об этом славословят Ангелы при рождении Христа:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…

Шестопсалмие — особенности чтения

Читается Шестопсалмие посреди храма. Чтобы ничто не отвлекало и не препятствовало проявлению чувств молящихся, на время чтения шести псалмов в храме выключают свет и гасят все свечи. Погружение внутреннего пространства во мрак, символизирует темноту Вифлеемской пещеры во время Рождества Христова. Церковь именно на Шестопсалмие вспоминает рождение Богомладенца. Шестопсалмие читается в течение 6-10 минут. Это время — глубокий, важный момент в вечернем богослужении. Поэтому древняя традиция исключает делание поклонов и накладывание крестного знамения во время чтения шести псалмов. Во второй части Шестопсалмие, когда начинается чтение четвёртого по счёту 87, самого скорбного, изливающего смертную горечь псалма, священник выходит из алтаря. Он встаёт пред царскими вратами и про себя продолжает чтение 12-ти особых «утренних» молитв. Их читать иерей начал ещё в алтаре перед престолом.

Шесть псалмов читать всем верующим

Прочитать Шестопсалмие самому нужно каждому христианину. Наилучшее время для этого чтения наступает тогда, когда тоска сдавливает сердце, когда душа томиться скорбью безотрадной. Такие периоды бывают в жизни каждого человека, даже внешне счастливого, довольного, благополучного. В минуты отчаяния, скорби, недовольства обстоятельствами нужно уединиться и прочитать шесть псалмов не спеша, внимая умом и сердцем каждое слово Псалмопевца Давида. В такие минуты слова каждого псалма ложатся на сердце, как целительный бальзам, как благодатный елей, как утешение бедной, измученной борьбе с грехом, человеческой душе. Если псалтырь составляет костяк богослужений, то Шестопсалмие — это краткое содержание псалтыри.

Видео: Шестопсалмие. Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *