Сколько в России монастырей

Содержание

Свято-Троицкая Сергиева лавра — сердце православной России

Свято — Троицкая Сергиева Лавра — сердце православной России.

Цели: оценить вклад в спасение Отечества Свято — Троицкой Сергиевой Лавры в трагические моменты русской истории; прививать интерес к исследованию истории и памятников культуры родной страны.

…и тут увидел я солнечнорозовую лавру. Она светилась, веяло от неё покоем. ..Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!..Она светилась…- Сколько ещё увидит в жизни!.. Поруганная, пленённая, светилась она – нетленная. Вот живая сущность, творческая народная идея, завет веков…это вне времени, нетленное…можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать и её это не коснётся…Высокая розовая колокольня «свеча пасхальная», с золотой чашей, крестом увенчанной…синие и золотые купола…

Помню подумал тут же: «Вот почему и ютились здесь, искали душе покоя, защиты и опоры».

(одновременно показывается презентация)

Добрый вечер, дорогие друзья! Эти слова, Ивана Сергеевича Шмелёва сказаны о Свято — Троицкой Сергиевой Лавре и относятся ко времени 20-годов XX века, когда её храмы были закрыты, и одна из самых почитаемых русских святынь стояла заброшенной, ожидая решения своей участи.

— Кому из вас знакомо название Свято — Троицкая Сергиева Лавра? Что вы знаете об этом монастыре?

Тема нашего занятия звучит так: Свято — Троицкая Сергиева Лавра — сердце православной России.

— Кто из вас хотя бы раз бывал в Свято — Троицкой Сергиевой Лавре?

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями!

— Почему же именно её называют сердцем православной России?

(ответы учащихся)

Давайте познакомимся с некоторыми эпизодами, связанными с историей Свято — Троицкой Сергиевой Лавры. А так же попробуем оценить её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной и культурной сферами деятельности?

Над этой темой работали несколько творческих групп. И сейчас они представят вам результаты своих исследований. Одним из результатов вашей совместной работы стала общая презентация, которая сопровождает ваши выступления.

1 –ая группа. (Из истории Свято – Троцкой Сергиевой Лавры)

Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. Много воды утекло в реке Кончура с тех пор, как в начале августа 1337 г. пришли на её берега в пустыню лесную, безлюдную братья Стефан и Варфоломей. Вместе они выбрали место на горе в густом лесу в десяти верстах от села Радонеж и города Хотьково, устроили келью и церковь. Так началась история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, впоследствии ставшей одним из прочнейших столпов Московского княжества и российской государственности. После того, как братья построили церковь, освященную во имя Святой и Живоначальной Троицы, старший брат Стефан оставил пустынь, а младший Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Весь мир узнал его как величайшего подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского.

Люди, узнав о одиноком иноке-пустынножителе, стали приходить к нему и с его благословения строить собственные кельи, образовывая тем самым монастырь. А со временем уже возле самого монастыря стали заселяться землепашцы, изменяя и облагораживая окружающее пространство непроходимого леса.

Все шло своим чередом: во время игуменства Сергия Радонежского на средства смоленского Архимандрита Симона была возведена новая просторная церковь, перестроены кельи; провозглашено монашеское общежитие, построены различные сооружения, способствующие жизни общины.

При преподобном Никоне (приемнике Сергия Радонежского) монастырь был сожжен во время нашествия хана Едигея в 1408 году. Но в 1422 году был заложен новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в отделке которого принимал участие иконописец Даниил Черный. Андрей Рублев специально для иконостаса собора написал свою самую известную икону «Троицу».

Через век от начала этого строительства во время правления Иоанна Васильевича (Грозного) монастырь обнесли белокаменной стеной, за которой к постройкам монастыря добавились больница и царские кельи.

Каждый из государей земли русской считал своим почетным долгом помогать монастырю. Год за годом здесь возводил храмы в честь знаменитых святых Руси. Императрица Анна Иоанновна 1 октября 1742 г. приказала открыть в монастыре духовную семинарию, а уже через два года императрицей Елизаветой Петровной он был удостоен почетного права называться Лаврой, главой которой утверждался Митрополит Московский.

С 1814 г. (после пожара в 1812 г.) на территории Троице-Сергиевой Лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве.

Во времена власти Советов академия была закрыта с 1919 по 1946 гг. Советский период стал скорбным для лавры, как и для многих духовных центров страны. Троице- Сергиева лавра была реорганизована 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Но только через 20 лет были подготовлены документы, описывающие весь необходимый объем реставрационных работ. После этого Советом народных комиссаров принято постановление, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Не смотря на все тяжести войны, реставрационные работы в музее-заповеднике не были остановлены.

20 апреля 1946 г. мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в Успенский собор лавры, в котором на следующий день состоялась первая послевоенная пасхальная всенощная литургия. После 20-летнего онемения в пасхальную ночь зазвонили колокола. Сердце православной России забилось вновь.

В этом же году была воссоздана Духовная академия, возобновившая свою деятельность в 1949 году. До 1983 года лавра являлась местопребыванием патриарха.

Учитель. Но братией монастыря совершались в не только молитвенные подвиги. Несмотря на то, что Троице Сергиева лавра является монастырём, её судьба во все времена была неразрывно связана с историей Российского государства и народа. Участники следующих групп рассматривали вопрос о значении Обители в ключевые моменты русской истории.

Вторая группа. Конец XIV века. Русское государство постепенно оправилось от разорения батыева нашествия и последствий почти двухвекового ордынского ига. Шёл сложный процесс объединения русских земель под властью Москвы. Русь стремилась обрести независимость от Золотой орды.

В 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл бесчисленные полки наказать непокорные русские земли. Великий князь московский Дмитрий, готовясь выступить в поход на защиту русской земли, попросил благословения и молитвы у батюшки Сергия Радонежского, почитая его за своего духовного отца. Радонежский игумен не только дал благословление войску князя Дмитрия Донского перед сражением с Мамаем и предсказал ему победу. Отсюда же на Куликовскую битву отправились вместе с войском князя монах и богатырь будущей лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И всё время, пока шла жестокая сеча, преподобный Сергий вместе с иноками стоял на молитве, непостижим образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

Благословения преподобного Сергия Радонежского, его молитва о русских воинах и предсказание победы, вселили мужество и уверенность в сердца и отправившихся на битву воинов, и всех русских людей. Победа на поле Куликовом стала началом освобождения от двухвекового татаро- монгольского ига.

В трудное время объединения русских земель, княжеских междоусобиц, преподобный Сергий мирил враждующих князей, останавливал кровопролитие, убеждал в необходимости единства Русской земли. А в Свято – Троицкой обители всегда находили помощь и приют бездомные и нуждающиеся, больные, престарелые и сироты.

Третья группа.

Спустя три века вновь пришла беда на русскую землю. В России со смертью в 1598 году Фёдора Ивановича последнего царя из династии Рюриковичей начинается Смутное время, принесшее неисчислимые беды Русскому государству. Голод, разруха, безвластие, сменяющие друг друга на престоле самозванцы, иностранные интервенты, хозяйничающие в Москве и по всей России… В это грозное время Троице – Сергиев монастырь не остался в стороне. С сентября 1608 года до начала 1610 года обитель осаждало 30-ти тысячное войско поляков и литовцев. За стеной монастыря три тысячи его обитателей держали 16-ти месячную осаду войск польско-литовских интервентов. Все время обороны боевой дух монахов поддерживали чудесные явления основателя монастыря и других Божьих угодников. К концу осады в обители оставалось лишь около 200-сот человек, способных сражаться. И всё же святая обитель выстояла, явив миру стойкость и силу духа русских людей. Как ни старались поляки презрительно именовавшие монастырь «курятником», стереть его с лица земли и доказать превосходство католической церкви, им это не удалось. Это была победа и духовная, и военная, и политическая.

После снятия осады основной заботой иноков стали помощь раненым, уход за больными, предоставление крова бездомным. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий, настоятель монастыря, вывез на рынок все монастырские запасы пшеницы и цены сбил. Так он сохранил жизни тысячам людей. С именем Дионисия связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным келарем монастыря он разослал во все концы Русской земли грамоты, призывавшие к борьбе. Откликнулись на них русские люди во всех городах и весях. А в Нижнем Новгороде стараниями гражданина Кузьмы Минина и нижегородцев было создано народное ополчение.

Как и три сотни лет назад, перед решительным сражением за свободу и независимость родной земли, русское войско и иноки молились в древней Свято – Троицкой обители о даровании победы и Божией помощи для России. Как и три сотни лет назад , молитва была услышана. Войска ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского освободили от интервентов Москву, а затем и всю Россию. Русский народ отстоял свободу и независимость родной земли. И снова иноки Свято – Троицкой обители были вместе со всеми русскими людьми, оказывая неоценимую помощь.

Четвёртая группа.

В1812 году, когда в пределы русского государства вторглась многонациональная и многотысячная армия Наполеона Бонапарта, вновь встал вопрос о свободе и независимости России. Началась война, получившая название Отечественной, т.к. весь народ поднялся на борьбу с врагом. Свято – Троицкий Сергиев монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями и 2500рублей серебром. По тем временам это были огромные деньги. И более 5 пудов серебра. Снова обитель не осталась в стороне от народных бедствий.

Осенью 1941 г. Враг рвался к Москве. Загорский район становился прифронтовым. Город готовился к обороне. Готовилась к обороне и Троице-Сергиева Лавра. Были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы, боевые стрельницы приспособлены для ведения огня. Троицкий собор был закрыт холстом, главы других церквей закрашены защитной краской. На колокольне размещен наблюдательный пункт ПВО. В Лавре располагались жилые корпуса, промышленные артели, эвакогоспиталь № 2894. Маскировкой Лавры занимался известный архитектор В.И.Балдин.

Архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник трех последних патриархов и братии Троице-Сергиевой Лавры. Но кроме этого он солдат Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Войну отец Кирилл начал в инженерно­саперном батальоне. Затем – первое ранение в левую ногу, у станции Малая Вишера. В 1942 он получил ранение в правую руку. На ладони до сих пор виден крестообразный шрам. Батюшка не любит рассказывать о войне, но самые близкие люди знают, что во время боев за Сталинград тогда еще Иван Дмитриевич Павлов поднял из мусора книгу. Он аккуратно сложил все листочки и уже больше никогда с ней не расставался. Книга оказалась Евангелием, изменившим всю его жизнь. Румыния, Венгрия, Австрия – страны, которые вместе с боевыми товарищами освобождал отец Кирилл.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Русская Православная Церковь в единстве с народом выступила против фашистских захватчиков. В те годы митрополит Ленинградский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси) отказался эвакуироваться в тыл из осажденного сражавшегося Ленинграда. В тяжелейших условиях блокады и голода, под постоянными артобстрелами богослужения совершались ежедневно. Но Церковь боролась не только посредством слова. В первый год войны в помощь фронту по всем приходам Москвы было собрано свыше 3 миллионов рублей. В храмах голодавшего Ленинграда — 5,5 миллиона рублей. На эти средства была построена авиационная эскадрилья имени Александра Невского. На слайде вы видите лётчика Александра Дмитриевича Билюкина. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.

В штурме Берлина участвовала танковая колонна, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». Это была танковая колонна имени Дмитрия Донского, также созданная на средства верующих и православной церкви.

По всей стране собирались пожертвования на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров.

— Творческие группы закончили свои выступления. Давайте вернёмся к тем вопросам, которые возникли у нас в начале занятия.

-Почему же именно Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России?

— Каков её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной сферой деятельности?

Примерные ответы и выводы.

  1. Её называют сердцем православной России, т.к. решающие моменты русской истории Лавра всегда была для страны примером верности православию, силы духа и действенной любви к своему земному отечеству.

  2. Во все времена история Лавры всегда была связана с подвигом милосердия. Здесь находили помощь бедные странники и окрестные жители, получали приют и пищу нищие, обездоленные и разоренные. 3) В тяжкую пору смуты и лихолетья Лавра всегда была вместе со всем русским народом, оказывая помощь молитвенную, финансовую и даже военную.

4) Она является одной из самых почитаемых общерусских святынь. Это крупнейший действующий мужской монастырь в России.

За всю свою историю лавра познала множество взлетов и падений, от нее не зависящих. Но каждый раз возрождалась, отстраивалась и поднималась с колен, чтобы расправить свои крылья над всей землей русской и не допустить её разорения. Как и Сергий Радонежский, каждый из более чем 200 членов монастырской братии, сегодня молится о спасении земли русской и каждого живущего в ее пределах. Молиться – это в их силах. В наших же силах – поддерживать в сердце и в храмах эту молитву. И помнить урок Преподобного Сергия Радонежского о том, что и один человек «воин в поле», если битва дет за веру и отечество.

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название — Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня — самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь

Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела — причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки

Соловецкий монастырь

Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа «Архипелаг ГУЛАГ» . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

7 женских монастырей России

Россия славится не только разнообразием своих природных зон, но и культурными, национальными и этническими особенностями их жителей. И одна из главных объединяющих сил – это православная вера. Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним и тем же заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению Богу.
Сегодня мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских обителей России.

1. Алексеевский монастырь в Угличе

Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом, с согласия самого Дмитрия Донского.

Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов.

Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.

Собор Иоанна Предтечи

2. Благовещенский Киржачский монастырь

История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий.

Преемником Радонежского стал Роман Киржачский, приумноживший богатства храма и впоследствии причисленный к лику святых.

К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I.

Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.

3. Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском

Феодоровский монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича. Победа москвичей случилась 8 июня в день Феодора Стратилата. В этой битве был убит боярин Акинф, родоначальник знаменитого рода бояр Челядниных.

По рождению сына Феодора в 1557 году царь Иоанн Грозный повелел построить каменную церковь в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

До 1667 года монастырь был мужским. Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.

В 2004 году, в день празднования 700-летия основания Феодоровского женского монастыря впервые со дня закрытия монастыря в 1923 году было проведено Праздничное Богослужение. Божественную Литургию совершали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Курский и другие при стечении огромного количества православных верующих. Был совершен большой Крестный Ход по улицам города Переславля.

В 2006 году исполнять обязанности настоятельницы монастыря стала монахиня Варвара (Чекоткова). С ее назначением в обители отмечаются большие изменения. Сейчас в монастыре живет 20 сестер.

В Введенском храме совершаются ежедневные богослужения, написан новый иконостас, отреставрирован храм Казанской иконы Матери Божией, восстановлена часовня с колодцем.

Сестры несут послушания в церкви, поют на клиросе, читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, трудятся по благоустройству территории, шьют, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство и огороды, где все делается руками сестер.

4. Богоявленский Авраамиев монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века.

На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.

Долгое время здесь хранился святой жезл Авраамия, пока его не забрал в поход Иван Грозный.

Когда-то в чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ами­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва.

В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали. С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

5. Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца.

Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне.

До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили со всей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

6. Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века.

Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня.

Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка святой Анны Кашинской, копия иконы Андрея Рублева Одигитрия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.

7. Петропавловский женский монастырь

Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя.

Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором. Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа.

В советские годы здания обители пустовали, и возродился приход лишь в 2002 году.

В 2004 году был закончен храм во имя святых апостолов Петра и Павла, построенный по образцу одной из новгородских церквей XII века и имеющий высоту 28 метров.

Ныне в монастыре живут монахини. Огород и домашний скот при монастыре обеспечивает их практически всем необходимым. Дважды в день, утром и вечером, монахини совершают крестный ход вокруг монастырского храма.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные монастыри России – не просто список церковных строений, это кладезь святынь архитектуры, православных реликвий, каждая из которых тщательно оберегается как исторический памятник, как великое наследие для потомков, как самое святое, что есть у каждого христианина. И что характерно, каждый является действующим, а это значит, что вера живёт и будет жить в сердцах людей вечно.

Женские монастыри России

Среди огромного списка обителей, значимую часть занимают женские. В своё время каждый из них был открыт, дабы приютить молодых девушек и женщин в своих обителях для поиска смысла бытия, избавления от страданий, оказания помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях. Ведь, как правило, в монастыри уходили женщины, испытавшие множество страданий в жизни или те, для которых этот путь был призванием с самого рождения.

В храмах такого типа существует единый устав, каноны и правила. И каждая послушница, переступая порог обители, облачаясь в церковную одежду и принимая постриг, полностью отказывается от всего мирского, посвящает себя служению Богу и вверяет в его надёжные руки, дабы стать ближе, получить главное – спасение, умиротворение и вечную благодать.

Также следует отметить, что, несмотря на всю строгость данного устава, женщины ведут достаточно активный образ жизни, посвящая себя служению монастырю, а именно:

  • проводят много времени в молитвах;
  • участвуют в богослужениях;
  • выполняют все работы по обустройству храма;
  • занимаются садоводством, кулинарным делом, шитьём
  • посвящают себя различным видам творчества;
  • оказывают благотворительную помощь разным организациям и отдельным людям.

Достаточно часто при таких общинах открывают больницы, реабилитационные центры, интернаты, а также школы и детские дома. Послушницы работают там (многие имеют профильное образование), помогая больным и страждущим улучшить физическое здоровье и моральное состояние. Такая деятельность очень необходима для окружающих и полезна для самих монахинь, ибо первые обретают надежду на спасение, а вторые посвящают себя нужному делу – даруют свою помощь и несут слова Господа для каждого, кто в них нуждается.

Мужские общины

Ещё одну достаточно важную роль в православной жизни страны играют мужские монастыри России. По своему укладу они схожи с женскими, но всё же имеют свои отличительные черты, среди которых:

  • полное отречение от земной жизни и мирских утех (ведь очень часто в обитель приходят мужчины, которые в прошлом имели проблемы с законом или были зависимы от алкоголя и наркотиков);
  • верное служение на благо Господа и церкви (строгое исполнение всех дисциплинарных правил);
  • участие в богослужениях разной тематики;
  • беспрекословное выполнение любого вида деятельности, связанного с повседневным бытом;
  • активное занятие столярными работами, в частности участие в реставрации церковных построек разного типа.

При общинах такого типа нередко создают мастерские по дереву, которые становятся известными во всем мире, так как призваны помогать в строительстве разных храмов на территории России. А послушники зачастую имеют признание многих самых известных мастеров по всему миру.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Общая и самая главная черта жизни каждого монастыря, будь то мужской или женский, – чёткое соблюдение его послушниками единого устава и обозначенных правил жизни в коллективе, ибо именно это и есть верный путь к самому себе и к благословению Господа.

Монастыри России, православные, действующие, с чудотворными иконами

В России существуют православные обители, которые активно действуют и сегодня. Но главное – в них размещены чудотворные иконы, которым столетиями верно поклоняются христиане всего мира. Это следующие святыни:

  • Владимирская икона Божией Матери, которая находится в храме Святителя Николая в Толмачах;
  • Тихвинская – в храме Тихвинской иконы Божией Матери;
  • икона “Взыскание погибших” – храм Вознесения Словущего;
  • “Милостивая” – Зачатьевский женский монастырь;
  • Иверская икона Божией Матери – в одноимённой часовне;
  • Угрешская икона Святого Николая;
  • “Утоли мои печали” – храм Николы, Кузнецы.

Все эти иконы имеют огромное значение и являются поистине чудесными, ибо каждая из них помогает укрепить здоровье физическое и справиться с моральными проблемами, дарует долгожданною смирение, веру и Божью благодать. К ним ежегодно съезжаются православные люди со всего мира, дабы познать слово Великого Учителя и обрести своё истинное предназначение в жизни.

Православные действующие монастыри России – это не только величайшие памятники архитектуры и истории христианства, известные как в России, так и по всему миру, но и великая сила, над которой не властно время, ибо в ней заключено главное – непоколебимая вера в Господа, что освещает праведный путь к истинному и настоящему смыслу бытия – вечной жизни.

Действующие монастыри России, список:

  1. Адрианов Пошехонский монастырь, Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода, дата основания: 1540
  2. Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь, Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, пос. Нижний Архыз,дата основания: 1889
  3. Александро-Невский женский монастырь, Московская обл., Талдомский р-н, д. Маклаково, дата основания: 1906
  4. Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря, Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка, дата основания: конец XIX века
  5. Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь, Нижегородская обл., Богородский р-н, д. Подъяблонное, дата основания: не позже 2-й пол. XIV в.
  6. Андреевская пустынь Соловецкого монастыря Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, дата основания: нач. XVIII в.
  7. Артемиев-Веркольский мужской монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь, дата основания: 1649
  8. Благовещенский женский монастырь, г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
  9. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
  10. (Яшеозерская пустынь) Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь, дата основания: кон. XVI века
  11. Благовещенский Красноярский женский монастырь, г. Красноярск, ул. Ленина, 13-15, дата основания: 1995
  12. Благовещенский монастырь в Дунилово Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово, дата основания: не позже 1-й пол. XVII в.
  13. Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А, дата основания: 1859
  14. Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь, Рязанская обл., Кадомский р-н, г. Кадом, дата основания: 1868
  15. Богоявленский женский монастырь, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, 19, дата основания: 1997
  16. Борисоглебская пустынь в Воскресенском, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье, дата основания: 1888
  17. Брусенский женский монастырь, Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3, дата основания: не позже 1-й пол. XVI в.
  18. Важеозерский мужской монастырь (Задне-Никифоровская пустынь), респ. Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок, дата основания: ок. 1520
  19. Валаамский монастырь Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам
  20. Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь, Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь, дата основания: 1653
  21. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Хутынь, дата основания: кон. XII в.
  22. Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь, респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи, дата основания: 1996
  23. Введено-Оятский женский монастырь (Введенский Островский мужской монастырь), Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Оять, дата основания: не позж. нач. XV в.
  24. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь, Пермский край, Чусовской р-н, д. Красная Горка, дата основания: 1996
  25. Владимирский скит Валаамского монастыря, Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, дата основания: начало 2000-х
  26. Владычный женский монастырь, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, дата основания: 1360
  27. Воронцовский Благовещенский монастырь, Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово, дата основания: 1898
  28. Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, Московский пр., 100, дата основания: 1740-е
  29. Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское, дата основания: 1867
  30. Всехсвятский Шуйский единоверческий женский монастырь, Ивановская обл., г. Шуя, , дата основания: 1889
  31. Высокопетровский мужской монастырь, Москва, ул. Петровка, 28, дата основания: XIV в.
  32. Гермогенова мужская пустынь, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км С д. Алферьево), дата основания: 1913
  33. Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Весенняя, дата основания: 1843
  34. Гледенский Троицкий монастырь, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовицы, дата основания: рубеж XII — XIII вв.
  35. Голгофо-Распятский скит, Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит, дата основания: 1713
  36. Десятинный Рождественский женский монастырь, г. Великий Новгород, Десятинная ул., дата основания: не позже 1-й трети XIV в.
  37. Дивногорский Успенский мужской монастырь, Воронежская обл., Лискинский р-н, хут. Дивногорье, дата основания: 1653
  38. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16, дата основания: 1998
  39. Екатерининский женский монастырь, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2, дата основания: 1996
  40. Елизаветинская женская община, Тверская обл., Зубцовский р-н, ур. Елизаветино (1 км на СЗ от д. Старые Горки), дата основания: нач. XX в.
  41. Женский монастырь Всех Святых, в земле Российской просиявших, Забайкальский край, Читинский р-н, пос. Атамановка, дата основания: 2001
  42. Женский скит Иконы Божией Матери Иерусалимская, Калужская обл., Людиновский р-н, ур. Манинский Хутор (3 км СВ д. Кретовка), дата основания: 1917
  43. Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино, дата основания: 1867
  44. Заиконоспасский мужской монастырь, Москва, ул. Никольская, 7-9, дата основания: кон. XVI — нач. XVII в.
  45. Заоникиевская Богородице-Владимирская мужская пустынь, Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Лучниково, дата основания: 1588
  46. Золотниковская Успенская пустынь, Ивановская обл., Тейковский р-н, с. Золотниковская Пустынь, дата основания: 1624
  47. Ивановский Владимирский монастырь, г. Иваново, ул. Лежневская, 120, дата основания: 1916
  48. Иверский Выксунский женский монастырь, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58, дата основания: 1887
  49. Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община, Московская обл., Домодедовский р-н, с. Добрыниха, дата основания: 1898
  50. Иннокентьевский мужской скит, г. Иркутск, ул. Академика Образцова, 1, дата основания: 1872
  51. Иоанно-Богословский монастырь, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово, дата основания: 1-я треть XIII в.
  52. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Кислуха, дата основания: 1996
  53. Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Московская обл., Раменский р-н, с. Денежниково, дата основания: 2000
  54. Иоанно-Предтеченский монастырь, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 2, дата основания: 1564-1568
  55. Киновия Троицкой Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 16-20, дата основания: 1820
  56. Красногорский Богородицкий монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка, дата основания: 1606
  57. Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь, Пермский край, г. Соликамск, ул. Привокзальная, 35, дата основания: 1890
  58. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода, дата основания: 1461
  59. Красноярский Знаменский скит, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Набережная, дата основания: 1888
  60. Крестовоздвиженский монастырь, Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, дата основания: XIV в.
  61. Крестовоздвиженский скит, Пермский край, Нытвенский р-н, с. Говырино,
  62. дата основания: ок. 2000
  63. Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь, Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, д. 36, дата основания: кон. XIV в.
  64. Михайло-Афонский монастырь (Михайло-Афонская Закубанская пустынь), Респ. Адыгея, Майкопский р-н, пос. Победа, дата основания: 1877
  65. Монастырь «Труд и молитва» Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Волково, дата основания: 1910-е
  66. Монастырь Гавриила Архангела в Благовещенске, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 133, дата основания: 2003
  67. Монастырь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы, г. Калининград, ул. Полецкого, 8, дата основания: 1996
  68. Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица, Краснодар, ул. Димитрова, 148, дата основания: 2005
  69. Монашеская женская община Иконы Божией Матери Аз есмь с вами и никтоже на вы, Калужская обл., Мещовский р-н, с. Серебряно, дата основания: 2006
  70. Никитский монастырь, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20, дата основания: XII в.
  71. Николо-Моденский монастырь, Вологодская обл., Устюженский р-н, с. Модно, дата основания: первая треть XVI в.
  72. Николо-Столпенская Пустынь (Николо-Столбенская Пустынь), Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, с. Белый Омут
  73. Николо-Черноостровский монастырь, Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2, дата основания: кон. XVI в.
  74. Николо-Шартомский монастырь во Введенье, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье
  75. Никольский Тихонов монастырь, Ивановская обл., Лухский р-н, с. Тимирязево, дата основания: 1498
  76. Нило-Сорская пустынь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, м. Пустынь, дата основания: 1480-е
  77. Новодевичий женский монастырь, Москва, Новодевичий пр., 1
  78. Ольгин монастырь в Волговерховье, Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье, дата основания: 1649
  79. Парфеновский Богородицкий монастырь в Парфеново, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Парфеново, дата основания: 1904
  80. Перынский скит, г. Новгород, дата основания: не позже нач. XIII в.
  81. Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь с Завеличья), г. Псков, дата основания: около 1240
  82. Пустынь Параклита, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена, дата основания: 1858
  83. Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: сер. XIX в.
  84. Свято-Духова Алатырская пустынь , Чувашская респ., г. Алатырь, мкрн. Стрелка, ур. Дубовая роща, дата основания: нач. XVII в.
  85. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1; пл. Александра Невского, дата основания: нач. XVIII в.
  86. Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская вол., вблизи д. Коркино, массив Генетика на Агафоновом лугу, дата основания: 1998
  87. Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево, дата основания: 1855
  88. Скит Трифона Вятского в Пыскоре (Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь), Пермский край, Усольский р-н, с. Пыскор, дата основания: 1570
  89. Солотчинский монастырь, Рязанская обл., Рязанский р-н, пос. Солотча
  90. Софрониева пустынь, Нижегородская обл., Арзамаский р-н, Софрониева Пустынь
  91. Спасо-Каменный монастырь Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н,о. Каменный, дата основания: сер. XIII в.
  92. Спасо-Кукоцкий монастырь, Ивановская обл., Гаврилово-Посадский р-н,с. Сербилово, дата основания: последняя треть XVII в.
  93. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, г. Псков, Мирожская наб., 2, дата основания: сер. XII в.
  94. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: первая треть XV в.
  95. Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь, Волгоградская обл., г. Серафимович, дата основания: 1652
  96. Троице-Одигитриевская Зосимова женская пустынь (Троице-Одигитриевский Зосимов женский монастырь; Зосимова пустынь), Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Зосимова Пустынь, дата основания: 1856
  97. Троице-Сергиева лавра, Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, дата основания: 1340-е
  98. Троицкий Антониев Сийский монастырь, Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь, дата основания: 1520
  99. Успенская Рдейская пустынь, Новгородская обл., Холмский р-н, ур. Рдейская пустынь, дата основания: не позже нач. XVII века
  100. Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5, дата основания: 1473
  101. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово
  102. Флорищева мужская пустынь (Успенский мужской монастырь), Нижегородская обл., Володарский р-н, пос. Фролищи, дата основания: сер. XVII в.
  103. Христорождественский Иверский женский монастырь, Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 212А, дата основания: 1996
  104. Шестаковская Воскресенская община, Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж, дата основания: 1887
  105. Югская Дорофеева пустынь, Ярославская обл., ур. Югская пустынь (зона затопления Рыбинского вдхр.), дата основания: 1620-е
  106. Юрьев мужской монастырь, г. Великий Новгород, с. Юрьево, дата основания: XI в.
  107. Яранский Пророчицкий мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о трех древнейших монастырях Росии:

Долгая дорога к Богу: 10 удалённых монастырей


Долгая дорога к Богу: 10 удалённых монастырей

Говорят, что любовь заставляет сердце болеть. Ну, а любовь к Богу, должно быть, тоже способна принести телу боль. На протяжении многих веков люди отказывались от мирской жизни, жили в монастырях и посвящали всю свою жизнь Богу. Предлагаем обзор монастырей, которые не только позволят приблизиться к Богу, но и обеспечат боль в спине, ногах, ведь добраться до них не так-то и просто.

Монастырь Острог (Черногория)


Монастырь Острог (Черногория)


Монастырь Острог (Черногория)

Невероятную церковь, которая относится к Сербской Православной Церкви, можно найти высоко в скале Ostroška Greda. Монастырь является самым популярным местом паломничества в Черногории, и тысячи людей со всего мира посещают его каждый год. Эта пещера-церковь была основана в 17 веке Василием, епископом Герцеговины. Одной из причин невероятной популярности этого места среди верян является тело епископа, молитвы к которому, как утверждают люди, могут вылечить разные недуги и решить сложные жизненные проблемы.

Метеоры (Греция)


Метеоры (Греция)


Метеора (Metéora) в переводе с греческого означает «середина неба». Монастырь расположен на самой вершине скалы, которая находится на равнине Фессалии в центральной Греции. Восточный православный монастырь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Легенда гласит, что основателю монастыря Святой Афанасий не пришлось взбираться на вершину скалы, внезапно появился орел и перенес его туда. В 14 веке для транспортировки материалов на 550-метровую высоту для строительства монастыря использовались лестницы и сети. До 1920-х годов большинству людей приходилось использовать веревки и блоки, чтобы подняться на самый верх скалы. А теперь для посетителей единственным способом добраться до монастыря являются каменные ступени. Монастырь также известен тем, что показан в фильме о Джеймсе Бонде «For Your Eyes Only».

Буддистский монастырь Ki (Индия)


Буддистский монастырь Ki (Индия)

Монастырь Ki (варианты написания монастыря часто отличаются: “Ki”, “Kye” или “Kee”) выглядит как часть декораций из фильма «Властелин Колец». Расположен он в поселке Ki в Гималаях. Тибетский буддийский монастырь находится на вершине холма, на высоте 4166 метров над уровнем моря с видом на долину Spiti. Это религиозный центр подготовки лам. На протяжении многих веков монастырь стал свидетелем многих нападений монгольской и других армий.

Кожозерский монастырь


Кожозерский монастырь

Православный монастырь расположен недалеко от озера Кожозеро, в северо-западной части России. Это один из самых отдаленных уголков страны. Кожозерский монастырь, основанный в 1500-х годах, ‒ одно из самых уединенных зданий в мире. Добраться до него очень непросто, ведь туда нет никаких дорог. Любой желающий посетить монастырь сначала должен добраться на поезде до станции Нименьга, затем дождаться какого-нибудь грузовика, который бы смог подвезти его, и, наконец, последние 32 км придется идти пешком. И даже после всего этого, есть еще одно хитрое препятствие — озеро. Путешественники должны зажечь огонь и ждать лодку.

Phugtal Gompa (Индия)


Phugtal Gompa (Индия)

Спрятанный в далеком юго-восточном регионе Zanskar, высоко в Гималаях, находится монастырь Фуктал Гомпа, выточенный в массивном ущелье скалы на высоте 3800 метров. В 12 веке его построили лама Gangsem Sherap Sampo и еще 70 монахов. Удивительно, что конструкция из глиняных кирпичей, камней и дерева сохранилась на протяжении сотни лет.

Монастырь Paro Taktsang (Бутан)


Монастырь Paro Taktsang (Бутан)

«Гнездо тигра» – так называется монастырь, который просто свисает со скалы на высоте 3000 метров в долине Paro Valley (Бутан, Гималаи). Легенда гласит, что гуру Rinpoche, второй Будда, прибыл на скалу верхом на большой тигрице. Он выбрал именно пещеру для своих медитаций. В 1692 году здесь и был построен храм. В 1998 году монастырь реконструировали. Сейчас это действующий строго практикующий буддизм. Единственный способ, чтобы добраться сюда – идти пешком или на ехать верхом на муле. Правда, туристов сюда не пускают.

Монастырь Xuan Kong (Китай)


Монастырь Xuan Kong (Китай)


Монастырь Xuan Kong (Китай)

В китайской провинции Shanxi есть храм «Hanging Temple» («Висящий храм»). Этот монастырь расположен на скале с видом на близлежащую гору Heng. На первый взгляд храм выглядит очень хрупким, неустойчивым, кажется, что сильный порыв ветра сбросит всю конструкцию на землю. Наверное, монастырь хорошо защищают боги (или все дело в действительно хорошем инженере-строителе), ведь храм пережил несколько землетрясений на протяжении многих лет.

Монастырь Sümela (Турция)


Монастырь Sümela (Турция)


Sümela – это 1600-летний древний православный монастырь, построенный на скалах. Добраться до него можно с помощью винтовой каменной лестницы, проходящей через лес. Храм расположен в Турции в долине Altindere в скале на высоте 1200 метров. Официально монастырь перестал действовать с 1920-х годов. Сейчас это монастырь-музей и популярный туристическое место. В 2010 году, впервые после его закрытия, здесь была поведена православная служба.

Монастырь Popa Taungkalat (Мьянма)


Монастырь Popa Taungkalat (Мьянма)

Головы людей, посещающих Popa в Мьянме, находятся в облаках … в прямом смысле этого слова. Храм расположен на вершине скалы, на высоте 737 метров. Шокирующее расположение. Монастырь находится на бездействующем вулкане, когда он был построен, никто не знает. Монастырь ‒ знаменитое место паломничества для буддистов. Согласно легенде, здесь жили 37 Mahagiri Nats (духи умерших людей от насильственной смерти). Желающие посетить монастырь должны всегда помнить о двух важных вещах, во-первых, им придется пройти все 777 ступенек. Во-вторых, придется отказаться от обеда, поскольку местные обезьяны очень любят воровать у людей бутерброды.

Монастырь Святого Георгия (Израиль)


Монастырь Святого Георгия (Израиль)

Расположенный на западе от территории Палестины монастырь Святого Георгия является уникальным монастырем, с одной стороны которого располагается обрыв. Добраться до христианской святыни шестого века можно с помощью пешеходного моста через Wadi Qelt. Существует теория, что это та самая долина Теней, которая упоминается в ветхозаветном Псалме 23. Монастырь построен рядом с пещерой, которой монахи четвертого века придавали особое духовное значение (по их мнению, это было место, где вороны выкормили пророка Илью). Тем не менее, монастырь не всегда был мирным местом. Вскоре после того, как он был построен, персидские войска напали на него и убили всех 14 живущих здесь монахов. Кости и черепа погибших можно увидеть в священных стенах монастыря и по сей день.
Возможно, это и хорошо, что монастыри находятся в таких труднодоступных местах, шанс, что их превратят в отель, как Garimasu Hotel в Турции, минимален.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

На Руси монастырей немало, но этот – Свято-Боголюбов, он особенный. Это один самых строгих монастырей России. Здесь живут по «афонскому уставу», пост круглый год, внутримонастырское время отличается от времени московского, службы полные, многочасовые, а не сокращенные. Эзотерики называют Боголюбово «местом силы», верующие – «местом намоленным». Здесь время искажается, а бабушки-свечницы видят тебя насквозь и пророчествуют так, что берет оторопь. Отец Петр, последний, наверное, настоятель монастыря с медалью за Отвагу, за взятие Кенигсберга и Будапешта. Нет уже больше на Руси пастырей, вынесших на себе самую страшную войну столетия.

И мне лично Боголюбово — не чужое. Не просто красивое русское имя древнего поселения.
Рядом со здешним монастырем – один из визуальных символов России – церковь Покров-на-Нерли. Я в ней венчался. Хотя в ней редко венчают – не все семейные пары соглашаются на месячный пост перед этим обрядом, посещение всех церковных служб, минимум неделю.

А в самом монастыре я крестил дочь, это ее духовная Родина. Она любит приезжать в Боголюбово.

И мне совсем не по нраву, что в местечке под названием Боголюбово, будут строить презервативную фабрику, как бы специально и цинично попирая божьи заповеди. И на упаковках с кондомами будет написано место изготовления этого товара. Намоленое веками место. Бог, конечно, не бывает поругаем, а вот чувства православных верующих – еще как.

Если кому-то непонятно, как нас оскорбили этой фабрикой, попытайтесь отзеркалить ситуацию, и представить такую постройку возле казанского медресе Муххамадия. Представить несложно, мы — Люди Книги, и христиане, и мусульмане, базовые заповеди у нас мало чем отличаются, и огорчаемся мы одинаково. Одно и тоже нас огорчает, понимаете? Об этом иногда надо тоже задумываться, не только о том, чтобы прибыль росла, была удобная логистика и хороший земельный участок.

В саванах карманов нет. Боголюбово переживет, конечно, эту фабрику, сочтя ее очередным проявлением земных мытарств.

И не такое переживали.

Но осадочек в душе все равно останется.

Мужские монастыри России

Мужским монастырям отведено важное место в православной жизни Руси. Отличительными чертами обителей являются:

  • служение верой, правдой богу и церкви;
  • отречение от мирской суеты;
  • участие в богослужениях;
  • выполнение трудовых заданий, связанных с бытом;
  • участие в строительных работах, направленных на реставрацию церковных построек.

Список мужских монастырей, действующих в России: отличительные черты, функции

Главной чертой монастырской жизни является четкое соблюдение послушниками правил, обетов, выполнение которых есть верный способ познать самого себя, получить благословение Господа.

Среди мужских обителей можно выделить действующие монастыри, которые посещают паломники, чтобы приложиться к чудотворным иконам. Многие из ликов, как образ Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря, стали известны благодаря помещению их в картинные галереи. А в Псково-Печерском храме хранят икону Успения Богоматери.

Мужские монастыри России известны как памятники древнего зодчества, истории христианства.

Для многих обителей важным считается привлечение новых послушников. А людей, которые хотели бы спастись от житейских забот, много.

Прежде чем решиться на уход в монастыри, которые принимают, надо разобраться в себе. Каждый должен понять, способен ли он:

  • быть смиренным и терпеливым;
  • ежедневно трудиться душой и телом;
  • отказаться от мирской суеты, вредных привычек;
  • искренне любить Бога, ближних.

Жизнь в монастыре тяжела, подойдет для тех, кто истинно верит. Прежде чем стать монахом человеку придется пройти несколько этапов.

Сначала он становится трудником, работая на огороде, убирая помещения, четко выполняя правила жизни в обители.

И только спустя три года по просьбе трудника его переводят в послушники. Монашеский постриг принимают те, кто сумел подтвердить делами свою готовность стать монахом. Мужчине, желающему потрудиться в мужских монастырях, перед поездкой необходимо заполнить анкету на сайте выбранного храма.

Существуют обители для лечения алкоголиков на добровольной основе. В стенах храма мужчина постарается сам справиться с проблемой. При некоторых монастырях созданы и действуют реабилитационные центры, где оказывают воздействие на сломанную психику пьющего.

Со временем жизнь человека, когда-то страдающего от алкоголизма, приходит в норму. Он находится в постоянных занятиях, ему некогда вести праздную жизнь. Труд помогает прийти к полному выздоровлению.

Молитва от пьянства

Полный список монастырей мужских состоит из:

  1. Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни в Карачаево-Черкессии.
  2. Амвросиева Николаевского Дудина мужского монастыря Ярославской области.
  3. Артемиев-Веркольского мужского монастыря Архангельской области.
  4. Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря.
  5. Боголюбской мужской киновии Троице-Сергиевой лавры.
  6. Высокопетровского мужского монастыря в Москве.
  7. Гермогеновой мужской пустыни.
  8. Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры.
  9. Заиконоспасского мужского монастыря в городе Москва.
  10. Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни Вологодского края.
  11. Иннокентьевского мужского скита Иркутска.
  12. Михаило-Архангельского Усть-Вымского мужского монастыря в республике Коми.
  13. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря на острове Ладожского озера.
  14. Свято-Михайло-Афонского монастыря Адыгеи.
  15. Гавриило-Архангельского подворья города Благовещенска.
  16. Никитского монастыря в Переславль-Залесском.
  17. Нило-Столобеновской пустыни Тверской епархии.
  18. Николо-Шартомского мужского монастыря Ивановской области.
  19. Свято-Николо-Тихонова монастыря Кинешемской и Палехской епархии.
  20. Свято-Вознесенского мужского Кременского монастыря на Дону.
  21. Алатырской Свято-Троицкой пустыни.
  22. Троице-Сергиевой лавры.
  23. Спасо-Кукоцкого монастыря.
  24. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
  25. Флорищевой мужской пустыни.
  26. Юрьева мужского монастыря.
  27. Ярацкого Пророчицкого мужского монастыря.

В приведенном списке действующих мужских обителей России как небольшие скиты, так и крупные лавры, известные всему православному миру. Многие храмы, когда-то уничтоженные, реставрируются, восстанавливаются.

Наибольшей популярностью пользуется крупнейший мужской монастырь Троице-Сергиева лавра, находящийся под защитой ЮНЕСКО как уникальный памятник архитектуры.

Троице-Сергиева Лавра, видео

Старейшим является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, основанный в конце XV века. Вместе с отечеством стены обители выдержали натиск завоевателей, сохранив богатство иконостаса.

Многие мужские монастыри расположены в живописных местах, находятся вдали от больших городов. Недаром некоторые из них носят название пустынь.

Монастыри привлекают не только тех, кто хочет изменить свою жизнь, но и туристов как превосходные образцы русской православной культуры.

10 самых известных монастырей России

Соловецкий мужской монастырь

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения. Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

← Европа

Россия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *