Собор непорочной девы Марии

Содержание

Меня всегда интересовала история культуры и религии разных народов. Тем более, если они тесно переплетены с нашей историей и периодически оказывали влияние друг на друга. В этом плане очень интересна история Католической церкви и все, что с ней связано. Особенно меня впечатляют их храмы своей неповторимой, величественной архитектурой. А церковный обряд очень интересен и увлекателен. Я знал, что в Москве есть католические храмы, и решил посетить самый главный – кафедральный собор на Малой Грузинской. Чем живет этот храм, где находится и что собой представляет, я и хочу вам рассказать.

Где находится Римско-католический кафедральный собор

  • Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии расположен по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13.
  • Телефон +74992523911.

Как добраться до Римско-католического кафедрального собора

  1. Чтобы без задержек добраться до кафедрального собора, вам нужно доехать до станции метро «Краснопресненская». Затем идти по улице Красная Пресня в западном направлении в сторону Третьяковского Вала. Пройдя около 500 метров, свернуть направо на Малую Грузинскую, и через 600 метров вы будете у цели.
  2. Добраться можно и наземным маршрутным транспортом. Идеально подойдет автобус №116, следующий от Белорусского вокзала. Выйти нужно на остановке «Улица Климашкина».
  3. Если вы сторонник поездок на личном автотранспорте, следует повернуть от Третьего Транспортного Кольца на Звенигородское шоссе. Затем налево на Краснопресненский Вал, до улицы Климашкина, и направо, через 200 метров вы у цели.

>Режим работы

Собор открыт ежедневно с 8 до 20 часов. Храм закрыт для посещения с 12:45 до 15:30 во все дни, кроме воскресенья.

Расписание богослужений в Римско-католическом кафедральном соборе на Малой Грузинской

Богослужения в соборе проходят ежедневно:

  • С понедельника по пятницу: в 8, 9, 18, 19 (кроме среды) часов Святая Месса;
  • В субботу: в 8, 9, 17:30, 19 часов Святая Месса;
  • В воскресенье Святая Месса в 8:30, 10, 10:30, 12:15, 13, 14:30, 15, 17:30, 20 часов, Святая Месса для детей 11:45, Божественная Литургия по армянскому обряду в 15:30.

Богослужения на русском языке проводятся с понедельника по субботу в 8, 9 часов, в среду в 18 часов, с понедельник по четверг, а также в пятницу и субботу в 19 часов, в воскресенье в 10, 17:30 и 20 часов.

Интересные факты из истории собора

  • Идея постройки нового храма возникла в среде римо-католиков Москвы в конце XIX века, когда их численность стала возрастать, а имеющиеся на тот момент не могли покрыть потребности верующих. К постройке приступили в начале нового века, а закончили в 1911 году. Средства собирали все католики российской империи. Отделочные работы были завершены в 1917 году, а через два года храм стал полноценным центром прихода. Однако уже к концу 30-х годов его закрыли, имущество экспроприировали, а помещение отдали под хозяйственные нужды.
  • На исходе 80-х годов польская община Москвы обратилась с просьбой о возвращении храма Католической церкви и возобновлении богослужений. Было получено одобрение властей Москвы, но согласительные процедуры, а затем восстановительные работы растянулись на десятилетие. И лишь в 1999 году в преддверие рождества храм был освящен и получил название Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
  • На настоящий момент в соборе на регулярной основе проходят богослужения. Их проводят на русском, латинском, польском, английском, французском, испанском, португальском языках. Кроме того, служат литургии по армянскому обряду. Также регулярно проходят концерты духовной, классической и органной музыки.

Фото собора


Ночью при искусственном освещении готическая архитектура Римско-католического собора выглядит особенно величественно.

Внутреннее убранство собора отличается характерным для готических сооружений обилием колон.

Центральный фасад собора встречает своих посетителей, как бы взмывая вверх.
Врата Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Готический стиль Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Москва.
Мозаика в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Икона на стене Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — видео

Смотрим не большой видео сюжет о этом соборе. Приятного просмотра!

Собор не обманул моих ожиданий. Великолепное освещение, прекрасная акустика, доброжелательное отношение со стороны присутствующих. Удалось побеседовать с местными прихожанами и узнать много интересного. К сожалению, времени было в обрез, и я не успел в полной мере ощутить всю энергетику этого места. Могу только представить, каково это, побывать здесь на концерте органной музыки. Возможно, кто-то из вас, друзья, имеет такой опыт. Прошу поделиться впечатлениями.

Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, как добраться

  • Москва
  • г. Москва, Малая Грузинская ул. , д. 27/13, стр. 1

Афиша событий, Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской

Воспользовавшись ниже предоставленной картой, вы можете:
• сориентироваться по фактическому местонахождению объекта;
• используя иконку «Маршруты» в левом верхнем углу карты — построить маршрут от заданной точки к объекту по адресу, выбрав соответствующую опцию: на автомобиле, на общественном транспорте или пешком:
• использовать опцию «Определить ваше местоположение» (в левом верхнем углу карты);
• для удобства, вы можете развернуть карту на весь экран, воспользовавшись иконкой в правом верхнем углу карты

Пожалуйста, обратите внимание, что мы стремимся к точности предоставляемых данных, но не имеем возможности это гарантировать. Информация о местоположении Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской взята из открытых источников. Прежде, чем планировать Вашу поездку — убедитесь, что полученная информация достоверна. Это легко сделать, посмотрев расположение по справочнику Яндекс.Карты, с отображением по объекту, а не по адресу. Карта справочника откроется в новом окне.

Афиша событий

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

Католическая церковь

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Собор в 2019 году

Страна

Россия

Город

Москва, Малая Грузинская улица, дом 27/13

Конфессия

католичество

Епархия

Архиепархия Матери Божией

Архитектурный стиль

неоготика

Архитектор

Фома Богданович-Дворжецкий

Дата основания

1899 год

Строительство

1901—1911 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410769700006 (ЕГРОКН). Объект № 7710184000 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.

В соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду. Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки. При соборе работают библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

История

Эскиз фасада, конец 1890-х годовСобор на открытке начала XX векаСобор в 1980 годуСобор в 2017 году

Возведение

К концу XIX века количество католиков в Москве превышало 30 тысяч человек и построенные храмы святого Людовика и святых апостолов Петра и Павла уже не вмещали прихожан. В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение губернатору Москвы на возведение нового храма — филиала собора апостолов Петра и Павла. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен и скульптур, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Неоготический проект храма на 5000 человек, созданный Фомой Богдановичем-Дворжецким, утвердили, несмотря на наличие украшений.

Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом: деньги на работы были собраны на пожертвования польской общины и верующих из разных городов России. Собор возводили десять лет с 1901 года, последней сделали ограду в 1911 году под руководством зодчего Леона Даукша, а внутреннюю отделку закончили в 1917 году. По периферии участка построили одноэтажные и двухэтажные деревянные дома для служащих храма — два по Малой Грузинской улице, два по Курбатовскому переулку. Храм освятили 21 декабря 1911 года во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Храм сохранял статус филиального при приходе святых Петра и Павла до 1919 года, а затем обрёл самостоятельность.

Закрытие собора

В июле 1938 года храм в результате государственной борьбы против религиозных организаций закрыли, настоятель храма Михаил Цакуль был расстрелян, церковное имущество разграбили. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбардировок — были утрачены несколько башен. После войны снесли шпиль, венчавший купол.

В конце 1940-х годов храм перепланировали: его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, изменили интерьер. На втором и третьем этажах устроили временное жильё для строителей, а на четвёртом — общежитие училища механизаторов. Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания. В 1956 году в соборе расположился НИИ Мосспецпромпроект. Часть первого этажа, подвал и двор были заняты складом № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома. В 1976 году планировалось передать храм Главному управлению культуры и преобразовать его в зал органной музыки, но этот план так и не был реализован.

Возобновление служб

С 1989 года диаспора «Дом Польский» начала добиваться возвращения храма. В январе 1990-го был учреждён приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря того же года Тадеуш Пикус с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой службе присутствовало несколько сотен человек. 31 мая 1991 года устав прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета, а с 7 июня, несмотря на то что помещения ещё не вернули Католической церкви, возле храма стали проводиться регулярные богослужения.

В феврале 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект не удалось. Святые мессы до конца лета 1992 года по-прежнему совершались только на ступенях. Осенью приход занял небольшое помещение в нартексе храма с отдельным входом, где устроили часовню. В 1995 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с письмом к президенту Борису Ельцину, чтобы ускорить освобождение собора. Постановление о переводе Мосспецпромпроекта было подписано к концу года. Тогда же зданию храма присвоили статус памятника истории и культуры. При реставрации храма разобрали перекрытия искусственно созданных этажей. С весны 1998-го богослужения стали совершаться в центральном нефе. Через год храм освятил секретарь Ватикана — кардинал Анджело Содано.

Современность

В мае 2000 года в храме провели первый Всероссийский Евхаристический конгресс. В его последний день в Москве была впервые организована евхаристическая процессия по улицам города. В октябре того же года в соборе совершили коронацию статуи Фатимской Божией Матери. В 2001 году состоялся Библейско-экклезиологический симпозиум с участием всех католических епископов России, представителей различных общин и гостей от других христианских конфессий.

В марте 2002 года московский кафедральный собор через телемост участвовал в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов. В 2005 году открылось построенное около собора здание курии архиепархии Божией Матери, в котором располагаются курия, секретариат, резиденции архиепископа и Дом паломника. В декабре 2009 года прошли торжества и конференции, посвящённые десятой годовщине со дня освящения собора, а в сентябре 2011 года на столетие собора приехал папский легат — кардинал Йозеф Томко.

По состоянию на 2018 год в храме проводится катехизация, работают библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник — Свет Евангелия». В соборе несут служение отцы-салезианцы (SDB), сёстры-салезианки, Ассоциация салезианских сотрудников, сёстры Святейшего Сердца Иисуса, сёстры от Ангелов (СSA).

Архитектура

После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой. В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Экстерьер

Колокола, 2007 год

Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора. Трансепт придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки. На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.

Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул, соединённых барельефным арочным навершием — вимпергом. Он увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом, в центре которого находится позолоченный вензель — сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»). На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.

Интерьер

Интерьер центрального нефа

В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн-контрфорсов, в начале каждого из них установлены исповедальни — конфессионалы. В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров. Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей. До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая — для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в ней служили литургию католики восточного обряда. В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской базилики, а справа — медаль 2000 года. Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внутренних поверхностях стен, расположены четырнадцать барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, располагающиеся в задней части нефа.

В левой боковой части фасада установлены пять колоколов, изготовленных на фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из них весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные — «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор».

  • 2017 год

  • 2018 год

  • 2007 год

  • 2007 год

Пресвитерий

Первоначальный вид алтаря, до 1917 года
Современный вид алтаря, 2014 год

В пресвитерии собора находится алтарь, облицованный тёмно-зелёным мрамором. В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея, Зенона, Григория Нисского, Григория Назианзина, Космы и Дамиана, Анастасии Римской, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с престолом, возвышавшуюся почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами.

На алтаре изображение альфа и омега — первой и последней букв греческого алфавита, олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон, облицованный темно-зелёным мрамором. На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра и Андрея Первозванного. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма, — деамбулаторий. В этой части расположены кафедра архиепископа и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии. В центре на стене апсиды — распятие, высота которого составляет девять метров, а фигуры Христа на кресте — три метра. По обе стороны от распятия установлены две гипсовые фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна. Они выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

Большая часовня

Алтарь для тридентской мессы в часовне, 2014 год

В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу по форме Латинского обряда. Деревянный алтарь, стоящий в северном конце, был привезён из США в 1990-х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999-м был перенесён в крипту собора, где несколько лет не использовался. Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса.

Весной 2010 года алтарь и дарохранительницу полностью отреставрировали, восстановили и установили алтарную сень и ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта. Впервые с 1936 года, когда Москву покинул апостольский администратор епископ Пий-Эжен Невё, правящий ординарий совершил здесь богослужение по традиционному чину. В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря считается полностью восстановленным. Ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, согласно декрету Паоло Пецци, является священник-салезианец Августин Дзендзель.

Музыка

Литургический хор собора, 2015 год

Рядовые богослужения в соборе обычно сопровождаются пением кантора с органным аккомпанементом, а воскресное богослужение в 10:00 на русском языке — пением непрофессионального Литургического хора. В торжественных праздничных богослужениях принимает участие профессиональный Академический хор при соборе «Ex Oriente Lux».

На хорах собора расположен швейцарской духовой орган фирмы «Kuhn» (73/IV/P), который используется на концертах, воскресных и праздничных богослужениях, а также комбинированный электронно-духовой орган «Rodgers» (68/III/P). Третий инструмент, трёхмануальный итальянский цифровой орган «Viscount Vivace», находится в трансепте и звучит во время рядовых богослужений. Цифровые органы имеются также в хоровом классе и часовне в крипте собора.

Духовой орган «Kuhn»

См. также: Органы Москвы Орган «Kuhn» в соборе, 2007 год

Орган швейцарской фирмы «Kuhn» — дар евангелическо-реформатского Кафедрального собора в Базеле. Он имеет 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы и является одним из самых больших органов в России. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32′, были перевезены в Москву. Работы по демонтажу и установке органа вели сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялись торжественная месса с освящением органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органный концерт дал Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Алексей Паршин.

Диспозиция органа «Kuhn»

Диспозиция органа «Kuhn» Римско-католического собора в Москве. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы, 1955 год; Швейцария, Меннедорф.

Красным цветом в диспозиции выделены язычковые регистры. Среди вспомогательных приспособлений в органе имеются Tutti и педаль Crescendo, а также банк памяти регистровых комбинаций с дисплеем, ножными и ручными переключателями.

Цифровой орган «Rodgers»

За день до освящения собора, 11 декабря 1999 года, на хорах был установлен новый орган комбинированного типа фирмы «Rodgers», модель 960 DL, 68/III/P с 68 регистрами, тремя мануалами и радиальной педалью. Инструмент купила на пожертвования и подарила церкви американская благотворительная организация «Помощь церкви в России».

Основная часть органа электронно-цифровая, то есть звук воспроизводится многочисленными динамиками через усилители. Однако он имеет также мультиплекс-виндладу, установленную под оконом-розой на хорах собора, с трубами трёх регистров настоящего органа: Principal diapason 8’, Octav 4’ и Superoctav 2’, вид на которые позже скрыл установленный полноценный большой духовой орган. Обе части инструмента объединяет один органный пульт. Специальным вентилятором воздух нагнетается в виндладу — духовую часть, при включении духового регистра и нажатии клавиши срабатывает электрическая трактура и открывается электромеханический клапан винлады, который подаёт воздух в соответствующую органную трубу. Для совместного использования духовых и цифровых регистров первые нужно было часто настраивать в соответствии со звучанием вторых, поэтому эти духовые регистры почти не использовались, а впоследствии были отключены и несли лишь декоративную функцию. Вся концертная деятельность собора до 16 января 2005 года проводилась с помощью этого органа, а в настоящее время он используется крайне редко.

Концерты и фонд «Искусство добра»

Интерьер во время концерта, 2014 год

Организатором различных музыкальных мероприятий в соборе является созданный в 2001 году благотворительный фонд «Искусство добра». Вход на такие мероприятия для обычных слушателей обычно за пожертвования в определённом размере, цена которого зависит от места, указанного в билете; фондом также выделяются квоты бесплатных билетов различным социальным организациям. На протяжении многих лет в соборе проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль, а также мистерии, например, «Страсти по Иоанну» Иоганна Баха, исполненные в концертно-сценической постановке в 2008 году.

Для отечественных органистов и студентов проводятся мастер-классы, которые давали такие известные органисты как Жак ван Оортмерссен (Нидерланды), Винфрид Бёниг (Германия), Хуан Парадель Соле (Ватикан), Хуан де ла Рубья (Испания), Дженнифер Паскуал (США), Тео Флюри (Швейцария) и другие. С 2007 года в соборе проходит конкурс органистов и композиторов «Soli Deo Gloria». С 2009 года на территории собора проходит курс «Западноевропейская духовная музыка» с обучением григорианскому хоралу и вокалу, игре на органе и органной импровизации.

C 2018 года в соборе проходят также концерты рок-музыки с использованием органа.

Персоналии

Настоятели

  • 1911—1919 — храм носил статус филиальной церкви и не имел собственного настоятеля
  • 1919—1937 — Михаил Цакуль
  • 1991—2017 — Иосиф Заневский SDB (белор. Юзаф Занеўскі)
  • с 24 мая 2017 года — Владимир Кабак SDB (белор. Уладзімір Кабак)

Органисты и хормейстеры

Музыкальный руководитель — Валентина Новаковская, магистр священной музыки.

Органисты:

  • 2005—2008 — Екатерина Мельникова
  • Марина Омельченко
  • Анна Ветлугина

Хормейстеры литургического хора:

  • 2004—2008 — Анастасия Затолоцкая
  • 2008—2011 — Людмила Месникович CSA
  • 2011 — Людмила Гончарова
  • 2011—2013 — Валентина Новаковская CSA

Примечания

  1. 1 2 Чередниченко, 2015, с. 102.
  2. 1 2 Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Культура.рф. Дата обращения 25 ноября 2018.
  3. 1 2 Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. KudaGo. Дата обращения 25 ноября 2018.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Справка. РИА Новости (24 сентября 2011). Дата обращения 25 ноября 2018.
  5. Горбунов, Баранов, 2015, с. 4—6.
  6. 1 2 Мясников, 2012, с. 250—251.
  7. 1 2 Католическая энциклопедия, 2007.
  8. Сытин, 2008, с. 378.
  9. Чередниченко, 2015, с. 102—103.
  10. Горбунов, Баранов, 2015, с. 13.
  11. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 15—23.
  12. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 29—30.
  13. В Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии прошли торжества, посвященные 10-й годовщине со дня его освящения. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (15 декабря 2009). Дата обращения 29 ноября 2018.
  14. Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской в Москве. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Katolik.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  15. Ордена и конгрегации. Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Дата обращения 29 ноября 2018.
  16. 1 2 3 4 Горбунов, Баранов, 2015, с. 31—36.
  17. 1 2 Рассохин, 2016, с. 198.
  18. Горбунов, Баранов, 2015, с. 52.
  19. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 51.
  20. Чередниченко, 2015, с. 102—104.
  21. Горбунов, Баранов, 2015, с. 55—56.
  22. Баранов, 2009.
  23. 1 2 Большая часовня кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Una Voce Russia. Дата обращения 25 ноября 2018.
  24. ArtBene.
  25. Горбунов, Баранов, 2015, с. 80—81.
  26. Орган Kuhn. Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 26 декабря 2018.
  27. 1 2 3 Регистр временно не работает
  28. Регистр Prinzipal bass 32’ не установлен.
  29. 1 2 Дмитрий Лариков. Об органе Rodgers. Органное сообщество. Дата обращения 25 ноября 2018.
  30. История кафедрального собора в Москве. Procatholic.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  31. О билетах на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
  32. Горбунов, Баранов, 2015, с. 79—86.
  33. Горбунов, Баранов, 2015, с. 84.
  34. MusicaSacra.ru. Timepad. Дата обращения 4 декабря 2018.
  35. Архив концертов в соборе на Малой Грузинской: «Вселенная Pink Floyd» 18 и 20 апреля, 11 мая, 15 июня, 21 сентября 2018 года, «Классика рока на большом органе Собора» 27 июля 2018 года, «Рок-баллады» 15 февраля 2019 года.
  36. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Топография террора. Дата обращения 25 ноября 2018.
  37. В Москве состоялось введение в должность нового настоятеля Кафедрального собора Непорочного Зачатия. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери (25 мая 2017). Дата обращения 25 ноября 2018.
  38. с. Валентина Новаковская: «Сердце человека ищет настоящего». Рускатолик.рф (13 февраля 2016). Дата обращения 25 ноября 2018.
  39. Марина Омельченко (орган). Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 8 сентября 2019.
    Фестиваль «Королевское Рождество» начался в московском католическом соборе. Телеканал «Россия – Культура». Дата обращения 8 сентября 2019.
  40. Анна Ветлугина (орган). Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 8 сентября 2019.
    Анна Михайловна Ветлугина. Союз московских композиторов. Дата обращения 8 сентября 2019.

Литература

  • Кафедральный cобор Непорочного Зачатия в Москве / под ред. К. Горбунова и И. Баранова. — М.: Издательство Францисканцев, 2015. — 91 с.
  • Кафедральный собор — сердце Епархии / ред. и сост. И. Баранов. — М.: Издательство Францисканцев, 2009.
  • Москва // Католическая энциклопедия / под ред. В. Задворного. — М.: Издательство Францисканцев, 2007. — Т. 3. — С. 621.
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 88—89. — 701 с. — (Строители России, XX век). — ISBN 5-9207-0001-7.
  • Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 320 с.
  • Рассохин О. Москва пешком-2. Новые интересные прогулки по столице. — М.: Эксмо-Пресс, 2016. — 240 с.
  • Сытин П. В. Малая Грузинская улица // История московских улиц. — М.: Эксмо, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-699-24988-6.
  • Чередниченко О. Москва для романтиков. — М.: Эксмо, 2015. — 288 с.

Ссылки

  • catedra.ru — официальный сайт Католического собора в Москве
  • Большая часовня кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Una Voce Russia.
  • Информация о концертах в соборе на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
  • Информация о большом духовом органе «Kuhn» на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»

Католические кафедральные соборы России

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве — самый красивый римско-католический храм во всей России. В конце 19 века столичный губернатор разрешил его возведение с условием, что место найдут вдалеке от православных соборов, а здание обойдется без внешнего декора. Тогда Малая Грузинская была многонациональной окраиной, населенной, в том числе, и поляками. Тут и купили участок. Проект академика архитектуры Фомы Богдановича-Дворжецкого утвердили, несмотря на наличие башен и статуй. Освятили костел в 1911 г., при Советской власти его закрыли, внутри разместили общежитие. Верующим храм вернули после долгой борьбы на исходе 20 века, с 1998 г. в нем идет постоянное богослужение.

Что посмотреть

Неоготический собор словно перенесен сюда из средневековой Италии, в его стрельчатые окна вставлены витражи, кирпичные башенки и арки возносятся к небу. Изнутри по периметру центрального нефа отмечены барельефами на стенах 14 «стояний» в память об остановках Спасителя на Крестном пути, священник обходит их во время службы, вознося особые молитвы перед каждым. В алтаре из зеленого мрамора хранятся частицы мощей Андрея Первозванного, Косьмы, Дамиана и лоскут одежды Девы Марии.

Вечерняя подсветка превращает храм в сказочный замок. Зрелище особенно впечатляет, когда изнутри доносятся звуки органа, подаренного собору прихожанами базельской Евангелической церкви.

Его 5563 трубы, 4 мануала и 74 регистра делают возможным исполнение музыки любого уровня сложности, ежегодно сюда приходят на концерты 120 тыс. слушателей.

В костеле ежедневно идут мессы на латинском, польском, украинском, русском, французском, английском, испанском, итальянском и корейском языках, а по воскресеньям — еще и армянская литургия (здесь находится центр Евхаристического конгресса, общественного и религиозного движения, цель которого — взаимопонимание христианских конфессий).

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Баррикадная» или «Краснопресненская»; автобусом № 116 до ост. «Улица Климашкина».

Костел открыт для бесплатных посещений ежедневно с 7:30 до 20:00. Цена билетов на концерты органной музыки: от 700 до 2000 RUB. Цены на странице указаны на февраль 2019 г.

Действующий католический собор Девы Марии в Москве на Малой Грузинской улице построен в неоготическом стиле. В России это самый внушительный католический собор, в котором проходят службы на разных языках. Строился он с 1901 по 1911 год, внутренняя отделка была закончена 1917 году. По разрешению губернатора строительство велось далеко от центра Москвы и больших православных церквей, без башен и скульптурных изваяний. Проектировал собор Ф. О. Богданович-Дворжецкий.

За годы советской власти в костёле было общежитие, затем НИИ «Мосспецпромпроект». В 1989 году началась борьба за то, чтобы вернуть храм Католической Церкви. С 1991 года в нём начали проводить богослужения, а с 1996 года собор Девы Марии всё-таки передали Католической Церкви. До декабря 1999 года его реставрировали, и наконец Москва получила это чудо. В сентябре 2011 года Храму исполнилось 100 лет.

Костёл невероятной красоты похож на некоторые итальянские кафедральные соборы. В нём находится самый большой в России духовой орган швейцарской фирмы Kuhn («Кун»), а также цифровой орган «Rodgers» («Роджерс»). Здесь выступают с концертами всемирно известные органисты. Они исполняют сочинения Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта и других классиков. Нередко в соборе звучат органные переложения рок-композиций и музыки из кино. В определённые дни можно послушать благотворительный концерт органной музыки. Филармоническая, современная, экспериментальная музыка, концерты для детей и родителей — возможности органа почти безграничны, он удивляет богатством красок и настроений.

В соборе служат мессы на множестве языков: русском, корейском, польском, испанском и других. Проводятся мессы по армянской традиции и другие торжества. При соборе имеется церковная лавка, библиотека, а также благотворительный фонд «Искусство добра».

Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва — отзыв

С чем у вас ассоциируется Москва? С вечно многолюдным метро? С Красной площадью, по которой бегают с фотоаппаратами азиаты в шапках-ушанках? Шумным Арбатом, где у стены Цоя не пройти между желающими сделать селфи?

У меня Москва ассоциируется с красивыми кладбищами. А теперь ещё и с готическим собором. Да, в Москве есть готика. И я вам о ней расскажу.

Оказывается, чтобы насладиться видом готического собора, послушать орган и гулкое эхо собственных шагов по плитам, которое отражается от сводов (о, эта акустика готических храмов), увидеть цветные полосы света, который льется сквозь витражи, совсем не надо ехать за границу. Всё это можно найти и в Москве.

Признаться, я ехала в этот собор с предубеждением. Католический собор в России? Бутафория, фальшивка, насмешка над величием царственной готики. Ан нет. Едва я увидела ещё издалека высокий шпиль, я сразу поняла, что это будет что-то очень даже традиционное. Интересное.

Признаться, я была удивлена. Едва я ступила за ворота, мне показалось, меня я мгновенно перенеслась из столицы России куда-то в Европу.

Прекрасные клумбы, фонтан со статуей, чудесный собор. Красотища.

К сожалению, заснять весь целиком не вышло, уж очень он высок.

Храм построен из мелкого красного кирпича. Строился он в период с 1901 по 1911 годы, то есть, для готики — новострой. Вообще это и не готика, а неоготика. Но неоготику я видела, плавали, знаем, она скорее похожа на насмешку над чудесным готическим стилем с её сахарной белизной, примитивными недо-арками. А тут всё как надо. Хоть храм и не древний.

Если пройтись вокруг собора ( а это нужно сделать обязательно), то сможете насладиться фресками с изображениями сцен из Библии.

Интерьер храма просто прекрасен.

Легкий запах ладана, не удушающий, как в православных храмах, много света и пространства. Со стороны розетки — орган. В соборе проводятся концерты органной музыки, рок-концерты с органным сопровождением, оперные вечера. В планах непременное посещение подобного мероприятия.

Меня поразило распятие. Никогда такого не видела.

Очень странная форма креста, с декором из завитушек на заднем фоне и с планками креста, направленными вверх. Лично на мой взгляд выглядит даже чуточку зловеще, что ли. Но очень красиво, тонкая работа.

Витражи не большие, но пропускают достаточно света.

Внутри нет особых украшений, буквально несколько статуй.

тут должна быть шутка про католических священников. Крайне приятно побывать в таком месте, просто посидеть на скамье и насладиться тишиной и покоем.

В храме проводятся службы на латыни, английском, русском, французском, испанском, корейском, польском языках. У собора есть сайт, тык, где можно посмотреть расписание служб и время, когда собор открыт (оно меняется в зависимости от сезонов, расписания концертов и служб).

Собор находится на ул. Малая Грузинская, д.27\13. От метро «Улица 1905 года» идти буквально 10 минут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *