Собор в омске

История с возвращением. Как восстанавливали Успенский собор

Строительство в Омске кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы начато 16 июля 1891 года.

Сейчас это главный храм Омской епархии, архитектурная доминанта центра города, одна из главных достопримечательностей Омского Прииртышья.

В его истории есть скорбные дни: в 1935 году церковь была разрушена до фундамента, и о храме забыли на долгие десятилетия. Свято-Успенский собор восстановили в начале ХХI века на средства, собранные, что называется, всем миром.

Цесаревич и закладной камень

У Успенского собора две истории: от строительства до разрушения и от восстановления до сегодняшних дней. Известно, что городским сообществом в конце XIX века было принято решение построить новый храм в центре города, кстати, на месте бывшей городской рощи. Церковь хотели посвятить Вознесению Господню, потом передумали.

Икона архиерея Сильвестра. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Первый камень в основание собора заложил цесаревич Николай Александрович, ставший впоследствии российским императором. Тогда ему было 23 года. Он возвращался из Японии, где с наследником престола случился весьма неприятный конфуз: японский самурай ударил его саблей по голове. Отец будущего помазанника Божия, на ту пору действующий император всея Руси Александр III, не захотел рисковать сыном и велел прервать путешествие.

В Омск Николай прибыл на пароходе. Город встретил наследника престола, как писала тогдашняя пресса, «разукрашенным, радостным и волнующимся». Ночевал Николай в Генерал-губернаторском дворце, посетил Ильинскую церковь, Кадетский корпус и Казачий собор, встретился с депутациями и поддержал омичей в строительстве собора.

Архитектурное решение

Для нового православного храма было составлено три проекта. Два из них отклонили, хотя для первоначального варианта уже был возведён фундамент. Второй был представлен Климентием Лешевичем, на тот момент одним из главных зодчих Сибири. Вместо этих проектов в Омск прислали новый — его автором стал Эрнест Виррих. Архитектурное решение молодого выпускника Императорской академии художеств понравилось епископату. Случилось это в октябре 1894 года. По задумке архитектора, для которого участие престолонаследника в закладке камня будущего храма было событием значимым, образ кафедрального собора был выполнен в так называемом официальном русском стиле. Строительство длилось четыре года и в 1898 году завершилось.

Искусствовед Алла Гуменюк (в период восстановления собора — заместитель министра культуры Омской области) писала, что Свято-Успенский собор построен в традициях академической классики с применением парадной симметрии.

Строили собор высококласс­ные специалисты с солидной практикой в инженерном деле. В их числе — военный инженер Николай Вараксин, который тогда же принимал участие в возведении здания городской Думы. Освящение собора состоялось 9 сентября 1898 года.

Вихри враждебные

В 1902 году вокруг здания был разбит сад, который впоследствии назовут Архиерейским. Важным событием стало пребывание в Омске в сентябре 1905 года Ионна Кронштадского. К лику святых он будет причислен уже в наше время. В соборе он отслужил литургию и благословил омичей.

Собор внесён в каталог мировой храмовой культуры и считается уникальным историческим памятником.

При храме в начале 1910-х годов открываются детские площадки, где педагоги занимаются с ребятишками. В 1912 году в России широко отмечают 100-летие Отечественной войны, именно в Успенском соборе служат заупокойную литургию, на площади перед храмом — торжественный молебен. На 300-летие Дома Романовых в 1913 году в церкви организовали крестный ход и церковный парад.

Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

С лета 1915 года епископом Омским и Павлодарским становится Сильвестр Ольшевский. Его судьба тесно связана с собором, в том числе и посмертная.

Февральскую революцию Омск принял радостно, в честь свержения самодержавия состоялся народный праздник у Успенского собора, но с Октябрьским переворотом начались гонения на верующих. После декрета февраля 1918 года об отделении Церкви от государства и школы советская власть требует передать в её распоряжение здания и имущество духовной консистории, а также архиерейский дом. Протестуя против самоуправства, прихожане устраивают крестный ход, после чего начинаются аресты.

7 июня 1918 года в Омск входят войска Чехословацкого корпуса, формируется новое правительство. В ноябре к власти приходит Колчак. 29 января 1919 года именно владыка Сильвестр привёл адмирала к присяге, благословив в качестве верховного правителя. Он всемерно поддерживал нового главу Российского государства, а белая пропаганда использовала фигуру архиепископа Сильвестра для мобилизации населения на борьбу с большевиками.

В ноябре 1919 года власть Колчака пала, а Успенский собор передали представителям Русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам — их называли «обновленцами». С 1923 года службы в храме не велись, здание пустовало, в 1933-м сняли и отправили на переплавку колокола, а церковную утварь передали в музей атеизма. По некоторым свидетельствам, церковь хотели перестроить под оперный театр, но акустика оказалась непригодной. В феврале 1935 года начальник Омского НКВД Эдуард Салынь на заседании президиума областного исполкома Советов предложил снести здание. Собор взорвали.

Новое время

На месте храма был разбит сад Пионеров, здесь же находился Дом юных ленинцев. Позже появился фонтан с оленем, и на долгие годы о соборе забыли. Целые поколения омичей отдыхали в этом месте, не догадываясь о его истории. Хотя были живы и те, кто помнил Успенскую церковь.

Только в 1999 году на месте бывшего собора был установлен поклонный крест. 11 июля 2005 года правительство Омской области приняло решение воссоздать Успенский собор как памятник истории и культуры Омского Прииртышья.

Убедить это сделать оказалось непросто — время было сложное, уже прошла эйфория перестроечных времён, но о возвращении к истокам никто и не помышлял. Когда начались изыскательские работы и был открыт фундамент, споры поутихли. При раскопках обнаружили захоронение архиерея Сильвестра. В потайной комнате нашли иконы, а также останки тела священника, подлинность которых подтверждена результатами экспертизы.

14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора и возведение стен. Привезли и освятили колокола общим весом 5,5 тонны. 30 марта 2007 года был поднят главный купол собора, а 16 апреля установлен крест. В июле смонтировали иконостас. 15 июля 2007 года Успенский собор торжественно освятили. Площадь рядом с храмом переименовали в Соборную.

25 февраля 2009 года в соборе установлена рака с мощами новомученика Сильвестра.

Свято-Успенский кафедральный собор (Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) — действующий собор, один из наиболее посещаемых храмов Омска, находящийся в самом центре города на Соборной площади. Достопримечательность Омска. Был разрушен во времена советской власти и восстановлен в начале XXI века на средства, специально собранные горожанами.

Успенский собор (Омск)

В конце XIX века было принято решение на средства, собранные для расширения Воскресенского собора в Омске, построить храм в центре города, на месте бывшей городской рощи.

Первоначально предполагалось, что это будет храм Вознесения, но в 1895 году, после создания в Омске православной епархии, было решено назвать собор Успенским кафедральным.

Архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года, выполненный А. Парландом.

При этом омский храм стал не копией, а переработкой архитектурного решения, что в храмовом зодчестве было обычным явлением.

Строительство было начато 16 июля 1891 году. Первый камень в основание собора заложил путешествовавший по стране цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II.
Первоначально руководил проектом инженер К. А. Лешевич. После его отъезда, с 14 октября 1897 года руководство принимает областной инженер А. С. Эйнарович. В реализации проекта также принимали участие архитекторы М. И. Шухман и Н. Е. Вараксин.

Храм строится на территории бывшей городской рощи, между улицами Тарской, Казнаковской и Александровской.

По свидетельству уникальных документов того времени, в строительстве храма были заинтересованы все. Так, сохранилась информация о сборе средств на колокола Успенского собора.

«По всей губернии на помощь в строительстве храма прихожане собирали стреляные гильзы. 874 пуда продали фирме Вогау и К за 7105 рублей 75 копеек, а 34 пуда гильз и медный котёл отправили во Владимирскую губернию на имя „Товарищества Кольчугина“ на отливку 9 колоколов. Всего на сооружение и украшение храма было израсходовано 125000 рублей»

С 1897 года при соборе существует общество Хоругвеносцев, которое возглавлял староста собора Степан Волков (купец). Общество жертвует собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства школы при храме. В том же году при соборе открывается церковно-приходская школа.

9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.
В 1902 году вокруг собора разбит сад, названный впоследствии Архиерейским.

8 сентября 1905 года в Омск прибывает Иоанн Кронштадтский, который служит в Успенском соборе литургию, благословив омичей и отчитав проповедь.

С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открываются детские площадки, на которых с детьми занимаются педагоги.

26 августа 1912 года в Омске широко отмечается Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.

21 февраля 1913 года в соборе служится молебен в честь 300-летия Дома Романовых. После богослужения организуется крестный ход и церковный парад.

В 1915 году Степное общество садоводов планирует и возводит рядом с собором новый сквер в духе стиля модерн.

10 марта 1917 года состоялся народный праздник (в честь свержения самодержавия), мартовские торжества гражданских свобод на площади у Успенского собора. Начались гонения на православие.

В феврале 1918 года принимается «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Большевики требуют передать в их распоряжение здания, дела и имущество Омской духовной консистории и Архиерейского дома для размещения своих учреждений. После одной из служб на площади у Успенского собора начинается митинг прихожан, которых тут же разгоняют солдаты. На следующий день красногвардейцы не пускают людей в храм. 4 февраля 1918 года устраивается крестный ход. В ночь с 5 на 6 февраля начинаются аресты служителей церкви. Убиты келейник и эконом Успенского собора.

В 1919 году власть в Омске переходит в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавляет крестный ход от Успенского собора к дому Верховного правителя России А. Колчака.

После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передан «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам). Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.

В 1933 году с собора были сняты колокола и переплавлены на нужды индустриализации страны. В

1934 году вся церковная утварь была передана в созданный Музей атеизма и впоследствии утеряна.
Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.

17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания.
В том же году храм был взорван. Предполагалось использовать кирпичи собора для нового здания областного НКВД, но после взрыва они были непригодны для строительства. Примечательно, что останки храма существовали ещё долгое время (так, на сохранившейся в фотофонде Государственного архива Омской области фотографии видно, что алтарная стена с росписями устояла).
Развалины разбирали заключённые внутренней тюрьмы НКВД.

В том же году вокруг был разбит сквер, на долгие годы ставший местом отдыха омичей. Место получило название «Сад пионеров» (в честь расположенного рядом, в бывшей губернаторской резиденции, Дворца пионеров). С 1949 года на месте бывшего собора каждый год устанавливалась городская ёлка и «зимний городок.

Успенский собор (Омск)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Православный храм

Успенский собор

Успенский кафедральный собор

Страна

Россия

Город

Омск, ул. Интернациональная, 12

Конфессия

Православие

Епархия

Омская

Тип здания

Пятиглавый храм с характерным для России доминированием одной главы

Архитектурный стиль

неовизантийский стиль и псевдорусский стиль

Автор проекта

Э. Ф. Виррих

Строитель

  • К. А. Лешевич
  • А. С. Эйнарович

Строительство

1891—1898 годы

Основные даты

1923 год — закрытие храма
1935 год — снос храма
2007 год — восстановление храма

Приделы

  1. Во имя Успения Пресвятой Богородицы
  2. Во имя Николая Чудотворца, для увековечивания посещения города будущим императором
  3. Во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в честь императрицы Марии Фёдоровны

Состояние

Действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Успенский кафедральный собор (Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) — действующий собор, один из наиболее посещаемых храмов Омска, находящийся в самом центре города на Соборной площади. Достопримечательность Омска. Был разрушен во времена советской власти и восстановлен в начале XXI века на средства, специально собранные горожанами.

История

Собор XIX века

В конце XIX века было принято решение на средства, собранные для расширения Воскресенского собора в Омске, построить храм в центре города, на месте бывшей городской рощи. Первоначально предполагалось, что это будет храм Вознесения, но в 1895 году, после создания в Омске православной епархии, было решено назвать собор Успенским кафедральным.

Архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года, выполненный А. Парландом. При этом омский храм стал не копией, а переработкой архитектурного решения, что в храмовом зодчестве было обычным явлением.

Строительство было начато 16 июля 1891 году. Первый камень в основание собора заложил путешествовавший по стране цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II.

Первоначально руководил проектом инженер К. А. Лешевич. После его отъезда, с 14 октября 1897 года руководство принимает областной инженер А. С. Эйнарович. В реализации проекта также принимали участие архитекторы М. И. Шухман и Н. Е. Вараксин.

Храм строится на территории бывшей городской рощи, между улицами Тарской, Казнаковской и Александровской.

По свидетельству уникальных документов того времени, в строительстве храма были заинтересованы все. Так, сохранилась информация о сборе средств на колокола Успенского собора:

По всей губернии на помощь в строительстве храма прихожане собирали стреляные гильзы. 874 пуда продали фирме Вогау и К за 7105 рублей 75 копеек, а 34 пуда гильз и медный котёл отправили во Владимирскую губернию на имя „Товарищества Кольчугина“ на отливку 9 колоколов. Всего на сооружение и украшение храма было израсходовано 125000 рублей

С 1897 года при соборе существует общество Хоругвеносцев, которое возглавлял староста собора Степан Волков (купец). Общество жертвует собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства школы при храме. В том же году при соборе открывается церковно-приходская школа.

9 сентября 1898 года первый омский епископ Григорий освятил собор. К 1900 году количество прихожан Успенского собора составляло 3144 мужчины и 1775 женщин.

В 1902 году вокруг собора разбит сад, названный впоследствии Архиерейским.

8 сентября 1905 года в Омск прибывает Иоанн Кронштадтский, который служит в Успенском соборе литургию, благословив омичей и отчитав проповедь.

С начала 1910-х годов в саду рядом с собором открываются детские площадки, на которых с детьми занимаются педагоги.

26 августа 1912 года в Омске широко отмечается Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года. В Успенском соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, затем на площади перед храмом — торжественный молебен.

Собор на почтовой открытке 1905 года

21 февраля 1913 года в соборе служится молебен в честь 300-летия Дома Романовых. После богослужения организуется крестный ход и церковный парад.

В 1915 году Степное общество садоводов планирует и возводит рядом с собором новый сквер в духе стиля модерн.

10 марта 1917 года состоялся народный праздник (в честь свержения самодержавия), мартовские торжества гражданских свобод на площади у Успенского собора. Начались гонения на православие.

В феврале 1918 года принимается «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Большевики требуют передать в их распоряжение здания, дела и имущество Омской духовной консистории и Архиерейского дома для размещения своих учреждений. После одной из служб на площади у Успенского собора начинается митинг прихожан, которых тут же разгоняют солдаты. На следующий день красногвардейцы не пускают людей в храм. 4 февраля 1918 года устраивается крестный ход. В ночь с 5 на 6 февраля начинаются аресты служителей церкви. Убиты келейник и эконом Успенского собора.

В 1919 году власть в Омске переходит в руки белогвардейцев. 3 апреля 1919 года архиепископ Сильвестр возглавляет крестный ход от Успенского собора к дому Верховного правителя России А. Колчака.

После возвращения советской власти Сильвестр был расстрелян (6 февраля 1920 года). Храм передан «обновленцам» (представителям течения русской православной церкви, лояльно относившимся к большевикам). Но с 1923 года службы в храме прекращаются окончательно. Здание, переданное советским властям, долгое время пустует.

В 1933 году с собора были сняты колокола и переплавлены на нужды индустриализации страны. В 1934 году вся церковная утварь была передана в созданный Музей атеизма и впоследствии утеряна. Вскоре омское партийное руководство решает перестроить собор в оперный театр. Создаётся комиссия по обследованию акустики собора под руководством А. Лебедева. Акустика признана неудовлетворительной.

17 февраля 1935 года по предложению начальника Омского НКВД Салыня на заседании Президиума Омского областного исполнительного комитета Советов РК и КД было принято решение о сносе здания. В том же году храм был взорван. Предполагалось использовать кирпичи собора для нового здания областного НКВД, но после взрыва они были непригодны для строительства. Примечательно, что останки храма существовали ещё долгое время (так, на сохранившейся в фотофонде Государственного архива Омской области фотографии видно, что алтарная стена с росписями устояла). Развалины разбирали заключённые внутренней тюрьмы НКВД.

В том же году вокруг был разбит сквер, на долгие годы ставший местом отдыха омичей. Место получило название «Сад пионеров» (в честь расположенного рядом, в бывшей губернаторской резиденции, Дворца пионеров). С 1949 года на месте бывшего собора каждый год устанавливалась городская ёлка и «зимний городок».

Собор XXI века

Собор после воссоздания. Ночная подсветка.

Вскоре в саду был сооружён декоративный пруд. В 1996 году установлен фонтан. Здесь, у памятника оленю, назначались свидания, отдыхали на скамейках пенсионеры и родители с детьми.

В 1999 году на месте бывшего собора устанавливается поклонный крест.

11 июля 2005 года правительство Омской области принимает решение воссоздать Успенский собор, как памятник истории и культуры Омского Прииртышья. Начинаются строительные работы. Подрядчиками стали НПО «Мостовик» и компания «Агростройкомплект». Купола отливались мастерами города Каменск-Уральский. Отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины был завезён из Прибалтики. Иконостас создан сибирским художником Г. Адаевым.

При раскопках фундамента взорванного собора археологи обнаружили захоронение архиерея Сильвестра. В потайной комнате под притвором Николая Чудотворца были найдены иконы, а также останки тела священника, принадлежность которых подтверждена результатами экспертизы.

На месте раскопок (а впоследствии и строительства) начинаются регулярные службы и крестные ходы, которые лично проводил митрополит Омский и Тарский Феодосий.

14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора.

14 января 2006 года началось возведение кирпичных стен. В июле того же года были освящены 13 колоколов (общим весом в 5,5 тонны). В канун Рождества, 6 января 2007 года, колокола впервые зазвучали на новой колокольне.

30 марта 2007 года был поднят главный купол собора. 16 апреля на нём установлен крест.

31 мая 2007 года были установлены керамические иконы, которые стали главным украшением внешних стен храма. 2 июля начался монтаж иконостаса.

Успенский кафедральный собор в наши дни

Новый Успенский собор был торжественно освящён 15 июля 2007 года. В праздничных мероприятиях, посвящённых открытию собора, приняли участие солисты Большого театра В. Маторин, Т. Ерастова и А. Захаров, кинорежиссёр Н. Михалков, артисты В. Талызина, Д. Певцов, С. Захаров, Т. Гвердцители, Н. Бабкина. После концерта, в котором приняли участие более 800 артистов со всей России, состоялся грандиозный фейерверк.

Правительство Омской области выступило с предложением переименовать площадь рядом с собором. 14 августа 2007 года площади, которая до этого называлась просто «площадью у Законодательного собрания» официально присвоено название «Соборная площадь». Решение о присвоении наименования было единогласно одобрено всеми 27 присутствовавшими на заседании депутатами городского собрания. Теперь это — достопримечательность города. На площади проходят все главные праздники и торжественные мероприятия.

25 февраля 2009 года в соборе установлена рака с мощами новомученика Сильвестра. Мощи доступны для поклонения.

Успенский собор считается уникальным историческим памятником, входящим в число крупнейших достопримечательностей России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры. Собор находится в областной собственности и взят под охрану государства.

Для подсветки собора и прилегающей территории в ночное время была написана своеобразная световая партитура, задействованы более ста светильников, окрашивающих храм в голубой и белый тона и максимально подчёркивающих его красоту и величие.

В нижней части храма предполагается открыть музей. Здесь будут выставлены экспонаты, найденные археологами при раскопках (архитектурные детали внутреннего убранства храма, старинные монеты, стеклянные флаконы, церковное облачение, иконы и даже первый закладной камень). В газете «Омская правда» планами поделился директор Музея просвещения Игорь Скандаков:

«При поиске фундамента обнаружилось, что под собором находилась пещерная церковь, под северным приделом. Две комнаты, в одной из которых было какое-то хранилище, а в другой — кухня. Мы сохранили киот, остатки стен в месте захоронения Сильвестра. Сознательно сохранили кирпичные стены, которые идут точно по контуру храма. Здесь обязательно надо сделать музей, это будет интересно и познавательно для омичей. Такая связь времен: из века девятнадцатого в век двадцать первый…»

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли.

Описание

Успенский кафедральный собор (почтовая марка 2011 г.)

Сохранилось детальное описание собора XIX века (в 2007 году храм был восстановлен по фотографиям, и не во всех деталях повторяет оригинал). Площадь собора составляла 1518 м², высота колокольни до подкрестного яблока 44 метра, высота креста 3 метра, диаметр купола 15 метров.

В то время церковь имела сложное объёмно-планировочное решение с сохранением традиционной композиции: алтарь, средняя часть храма, трапезная и притвор с колокольней. Церковь была установлена на высокий цокольный этаж, выполнена из кирпича (в строительстве использовались 30 видов лекального кирпича разных цветов).

Архитектурное решение — крестообразное в разрезе. Пятиглавие представляет собой шлемовидные купола, возвышающиеся на цилиндрических башнях-барабанах, прорезанных арочными окнами. Над алтарём имеется пятигранная конха. Кровля трапезной двускатная.

Над куполом установлен восьмигранный фонарь с окнами и пилястрами на углах. На колокольне такой же фонарь с пояском (перехватом) вверху. Главы установлены на куполе, алтаре, приделе и колокольне. Кресты восьмиконечные.

К сожалению, до наших дней не сохранились образцы убранства храма. Известно лишь, что декоративные узорочья повторяли образцы московского зодчества XVII века. В цокольной части здания применена рустика. В качестве украшений использованы ниши, поребрик, лопатки, сложные карнизы в несколько ярусов. Полуциркульные окна оформлены наличниками, на первом этаже заключены в металлические решётки.

Колокольня трёхъярусная, с прямоугольными оконными проёмами. Ярус звона восьмигранный, с арочными проёмами, завершается килевидным покрытием.

Расписывал храм художник Емцов. Иконостас со всеми иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца А. П. Кожевникова.

Приделы

Почитаемым образом собора XIX века была икона святой и благоверной княгини Анны Кашинской с частицами мощей святой.

В 1913 году епископ Андроник (Никольский) обновил омский иконостас новгородскими иконами. В Омск были переправлены копии чудотворных икон: Тихвинская икона Божией матери, святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы.

Основная святыня собора XXI века — найденные при раскопках мощи архиепископа Сильвестра, канонизированного Московской Патриархией в ноябре 1998 года как новомученика Российского. Кроме того, митрополит Климент передал собору образ Казанской иконы Божьей матери с личной подписью благословением Патриарха Алексия II.

Губернатор Омской области Л. Полежаев, по инициативе которого был восстановлен храм, передал в дар собору Святое Евангелие, на котором приносил клятву на церемонии вступления в должность главы региона.

Персоналии

  • Виррих Э. Ф. — архитектор
  • Лешевич К. А. — первый руководитель строительства храма
  • Эйнарович А. С. — руководитель строительства храма
  • Емцов (имя и отчество не сохранились) — художник, выполнивший роспись первого храма
  • Кожевников А. П. — екатеринбургский купец, в мастерской которого был изготовлен иконостас храма
  • Недосеков К. Л. — протоиерей, первый настоятель собора
  • Скальский К. Ф. — ключарь собора, основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почётный член Омского епархиального училищного совета. Основатель и редактор «Омских епархиальных ведомостей».
  • Спасский Х. И. — священник храма в 1895—1900 годах
  • Соловьёв А. И. — протоиерей, настоятель и священник храма с 1911 года. Обладатель жалованного наперсного креста и Ордена Святой Анны III степени.
  • Ястребов В. — ключарь и протоиерей храма в 1911 году
  • Булатов Ф. — священник храма в 1911 году
  • Бирюков М. А. — протоиерей, священник храма с 1911 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и орден Святой Анны III степени
  • Авессаламов С. — священник храма
  • Замараев Е. — священник храма
  • Александров Д. П. — ключарь и протоиерей храма с 1912 года. Имел награды: камилавку, наперсный крест и ордена Святой Анны II и III степени
  • Вартминский Н. П. — протодиакон с 1 июня 1913 года
  • Громов А. — дьякон
  • Васильевский А. И. — дьякон с 1909 года
  • Кергесар В. А. — дьякон с 1911 года
  • Прушинский П. — дьякон с 1914 года
  • Симонов И. Г. — дьякон с 1912 года
  • Никифоров И. И. (епископ Иннокентий) — священник с 1899 по 1937 годы. Осуждён тройкой при НКВД СССР и расстрелян
  • Голосов Г. В. (епископ Гавриил) — священник храма, автор трудов по православию, почётный член Духовной академии
  • Епископ Андроник (Никольский) — священник 1913—1914 годов. Арестован в 1918 году и, по свидетельствам очевидцев, живым закопан в землю
  • Сильвестр (Ольшевский) — архиепископ Омский и Павлодарский с 1915 по 1919 годы. Арестован большевиками, подвергнут жестоким пыткам, от которых погиб в остроге.
  • Михайлов М. Д. — протодьякон собора в 1919—1920 годах, впоследствии солист оперы, бас, народный артист СССР
  • Адаев Г. — художник, выполнивший роспись иконостаса нового храма
  • Полежаев Л. К. — губернатор Омской области, принявший решение о восстановлении Успенского собора в XXI веке
  • Шишов О. В. — директор НПО «Мостовик», руководивший восстановлением храма в 2005—2007 годах
  • Малиновская Т. — архитектор, автор проекта восстановления храма в 2005—2007 годах
  • Мизёв Александр Васильевич. Автор проекта иконостаса. г. Сергиев Посад. 2001-2002гг.

Средства на строительство

XIX век

Первые средства на строительство храма были собраны прихожанами на расширение Воскресенского собора. Кроме того, были вложены государственные средства и личные пожертвования императора Николая II. Святейший Синод покрыл недостающую сумму.

В 1898 году Государственное Казначейство выделило ещё 10000 рублей на внешнюю и внутреннюю отделку церкви. Император послал 5000 рублей лично. Кроме того, им был позднее передан для собора комплект высокоценной непрестольной утвари.

В общей сложности на сооружение и украшение храма в те годы было потрачено 125 000 рублей.

XXI век

Попечительский совет возрождаемого собора возглавил лично губернатор Омской области Л. Полежаев. Только за два года пожертвования прихожан омских церквей на строительство Успенского собора составили несколько десятков миллионов рублей.

Попечительский совет

В состав Попечительского совета, следившего за возрождением храма в 2005—2007 годах вошли:

  • Полежаев, Леонид Константинович. Губернатор Омской области, председатель Попечительского совета
  • Адабир, Анатолий Николаевич. Секретарь Политсовета Омского регионального отделения политической партии «Единая Россия», глава администрации Октябрьского округа г. Омска
  • Беляев, Александр Николаевич. Директор ООО НПО «Мир»
  • Березовский, Владимир Александрович. Генеральный директор ФГУП ОПО «Иртыш»
  • Варнавский, Владимир Алексеевич. Председатель Законодательного собрания Омской области
  • Геринг, Геннадий Иванович. Ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
  • Кивич, Александр Александрович. Депутат Омского городского Совета, президент предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, генеральный директор ОАО «Омский бекон»
  • Козлова, Наталья Константиновна. Председатель правления Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций»
  • Кокорин, Валерий Михайлович. Генеральный директор некоммерческого партнерства строительных и торговых организаций «Агростройкомплект»
  • Процюк, Игорь Иванович. Митрополит Омский и Тарский Феодосий.
  • Путинцев, Виталий Петрович. Президент Омского областного Союза предпринимателей
  • Радул, Владимир Владимирович. Министр культуры Омской области
  • Сватков, Борис Семёнович. Президент Союза деловой торговли г. Омска и Омской области, генеральный директор ОАО ВЭК «Омтор»
  • Степанов, Валерий Николаевич. Председатель комитета по собственности Законодательного собрания Омской области, президент ОАО «Омскпромстройбанк»
  • Третьяков, Александр Георгиевич. Председатель комитета по образованию, культуре и молодёжной политике Законодательного собрания Омской области
  • Тряпицина, Ирина Геннадьевна. Президент Фонда социальной поддержки детей-сирот «Дорога в жизнь», директор государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»
  • Фролова, Наталья Константиновна. Первый заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр финансов Омской области
  • Царёва Раиса Николаевна. Директор государственного учреждения культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина», председатель совета Омской региональной общественной организации «Общественная коалиция Омской области»
  • Шишов, Олег Владимирович. Председатель комитета финансовой и бюджетной политики Законодательного собрания Омской области, директор НПО «Мостовик»
  • Шрейдер, Виктор Филиппович. Мэр г. Омска

Прочие сведения

Причисленный к лику святых новомучеников и исповедников архиерей Сильвестр стал первым канонизированным омским святым за всю историю Омско-Тарской епархии.

4 апреля 2005 года стартовал выставочный проект «Успенский собор: с верой в будущее». Он был посвящён истории собора и был показан в 12 районах Омской области. В посёлке Саргатское для показа экспозиции был специально построен дом в духе русского деревянного зодчества. Было показано более 300 предметов, найденных при раскопках, церковное облачение, уникальные фотографии и книги из фондов омских музеев.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 По материалам, собранным студентами ОмГУ (недоступная ссылка). Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 4 марта 2009 года.
  2. 1 2 3 4 По материалам Открытой православной энциклопедии Древо Архивная копия от 9 июня 2008 на Wayback Machine
  3. 1 2 3 Информация с Официального сайта Администрации г. Омска
  4. 1 2 По материалам Московской Патриархии
  5. 1 2 3 4 5 Полная информация об открытии и освещении собора на портале Омская губерния
  6. 1 2 3 Информация с Официального сайта Администрации г. Омска (недоступная ссылка). Дата обращения 8 сентября 2009. Архивировано 4 декабря 2008 года.
  7. 1 2 Информация с Сайта Министерства культуры Омской обл.
  8. Информацию подробно прокомментировал координатор проекта «Возвращение» Ю. Бондаренко на портале Православного ИА Русская линия
  9. Подробно о жизни и деяниях Сильвестра рассказано в энциклопедии ДРЕВО
  10. Новости православной энциклопедии ДРЕВО
  11. 1 2 3 4 Шипилова Т. Успенский собор: Возвращение святыни // Омская правда. — 31.07.07.
  12. Васильева С. Храм построен // Омский вестник : газета. — 11.07.07. Архивировано 7 марта 2016 года.
  13. По материалам агентства религиозной информации Благовест ИНФО

Ссылки

  • Успенский собор на сайте Чудеса России
  • Голошубин И. С. Справочная книга Омской епархии. — Омск, 1914. — С. 17—18, 558, 1082, 1095—1197, 1163, 1185, 1192, 1199, 1215, 1219.
  • Рыженко В. Г. Русское православие в Сибири. — Омск, 1995. — Т. Церковь и революция: «Омские епархиальные ведомости» о мартовских событиях 1917 года. — С. 138—141.
  • Лебедева Н.И. Во страдании своём венец прият нетленный // Омские епархиальные ведомости. — апрель 1998.
  • Шипилова Т. Успенский собор: Возвращение святыни // Омская правда : газета. — 31.07.07.
  • История Успенского собора по материалам, собранным студентами ОмГУ
  • Портал «Омская губерния»
  • Фотогалерея Успенского собора
  • Сайт Министерства культуры Омской области. Фотографии собора
  • Панорамы Успенского собора
  • Об Успенском соборе на сайте Министерства культуры Омской области
  • Иллюстрированная история строительства Успенского собора

ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru

Омский собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Омской епархии

  • Престолы: Воздвижения Креста Господня (главный); иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; Илии Пророка
  • Адрес: Россия, г. Омск, ул. Тарская, 33
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Кафедральный собор Омской епархии с 1946 по 1992 год.

Строительство храма

С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту (Лебедеву):

«По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно»; «…люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники».

В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности.

Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века

К 1867 году храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский.

12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Деятельность прихода в кон. XIX — нач. XX века

С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

С 18 августа 1904 года по штату церкви было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В течение года, по сведениям 1914 года, бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 отпеваний.

8 мая 1919 года около храма заложили сад.

В годы советской власти

В 1920 году имущество собора было национализировано.

Прихожане почти всех церквей Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. В 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

30 ноября 1930 года представители советской власти изъяли из храма 473 книги, а через несколько дней был арестован священник храма о. Алексий Головин.

В мае 1933 года было сфабриковано групповое уголовное дело на священнослужителей Крестовоздвиженской церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы.

5 ноября 1936 года Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись. В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания был приостановлен.

25 декабря 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести».

Постановление было выполнено лишь наполовину: общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В 1938 году в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия Церквей» своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа года передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 года верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омской епархии в 1946 году собор получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 года.

В 1951 году по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в имя Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма — из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись.

Новейшая история

26 июня 1980 года решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

В 1988 — 1990 годах по проекту омского архитектора В.А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела – в имя свт. Иоанна Тобольского и во имя св. равноап. князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому на нач. 2010-х годов собор имеет три престола и пять приделов.

1990-х годах при соборе было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 года в трапезной собора в присутствии митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С.Н. Смоляков и историк-краевед А.М. Лосунов.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

При храме функционирует воскресная школа.

Архитектура

Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м).

В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси.

Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа.

Колокольня трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Главы — на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По «ребрам» купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.

Изменения внесенные в проект Лазаревым, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.

Статистика

  • 1895 — 3636 прихожан
  • 1900 — 6065 человек, из них (?) 9 человек молоканской секты уклеинского толка
  • 1913 — 6507 прихожан
  • 1927 — 111 прихожан
  • 1928 — 137 прихожан
  • 1936 — 445 прихожан
  • 2011 — 300 прихожан

Святыни

  • список Абалакской иконы Божией Матери
  • икона Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Иверская икона Божией Матери; по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в Омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери
  • икона свт. Николая Чутоворца, писанная на Афоне
  • икона Пророка Илии

Настоятели

  • ? Филимон Янковский (упом. нач. 1880-х)
  • Петр Афанасьев (24 октября 1889 — 9 декабря 1897)
  • Петр Троицкий (16 апреля 1900 — 1911?)
  • Алексий Гусев (май 1911 — упом. 1916)
  • Иоанн Домбровский (1932 — октябрь 1932)
  • Василий Каешко (октябрь 1932 — май 1933)
  • Феофан Токарев (упом. 1936; 26 сентября 1943 — ?)
  • Венедикт (Пляскин) (14 марта 1945 — январь 1946)
  • Поликарп Чернявский (? — 11 января 1950)
  • Иоанн Мельник (1961 — 2007)
  • Олег Цветков (с 1 сентября 2011)

>Приписные храмы

  • домовая церковь при Покровской профессиональной школе (по свед. 1914)

Литература

  • Гуменюк А.Н. Крестовоздвиженская церковь и строительство православных культовых сооружений в 1850 — 1870-е гг. в Омске (к проблеме стилеобразования)// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. — № 6. – Омск, 1996. – С. 157-163.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XYIII — начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. — Омск, 1995. — С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. — 1993 г. — № 2. — С. 102-106.
  • Селюк В. Храм на Кадышевском форштадте// Омская правда. – 1990, 11 июля.
  • Черказьянова И.В. Служители и активисты Церкви, репрессированные на территории Омской области в 1920-х — начале 1950-х гг. // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. — № 5. — Омск, 1997. – С. 260, 277.
  • Шангин М.С. Террор против совести. — Омск: Омское книжное издательство, 1994. – С. 216- 232.

Использованные материалы

  • Историческая справка с официального сайта собора:
  • Лебедева Н.И. «Крестовоздвиженская церковь в Омске»:
  • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 119.
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. — Омск, 1900, с. 41-42.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. — Омск: Типография «Иртыш», 1914, с. 24-26.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *