Спасо преображенский монастырь муром

Содержание

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме
Епархиальный мужской монастырь

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Происхождение названия и его значение

Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром берет свое начало от деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной князем Глебом после получения Муромской земли в свои владения. Спасская церковь стала первой православной постройкой в тогда еще языческом городе.

Несмотря на то, что возведение церкви необходимо было для личных нужд великого князя, позже на вокруг церкви, расположенной на княжеском дворе, возник целый монастырь, называющийся «Спасский, что на бору» в простонародье. Ввиду расположения в лесистой местности на берегу живописной Оки было и дано такое название обители.

После того, как в 1555 году был возведен Спасо-Преображенский собор, ставший первой каменной крупной постройкой, монастырь стал называться «Спасо-Преображенский».

По-церковнославянски словом «Спас» сокращенно именуется Спаситель, Господь Иисус Христос, и присвоение такого названия означает, что храм, собор или другая религиозная постройка освящена в честь Христа Спасителя. Добавление слова «Преображение» к названию символизирует то, что храм посвящен важному в православии празднику Преображения Господня.

История Спасо-Преображенского монастыря

Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.

Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.

Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».

Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.

О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.

В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.

Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.

В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.

Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.

XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.

В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.

В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.

Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.

Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации

Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.

Современный статус Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) на сегодняшний момент является действующим, и его территория и объекты полностью восстановлены после советского периода.

Возрождение обители произошло благодаря созданию попечительского совета и дальнейшей финансовой помощи таких компаний, как «Трансмаш-холдинг», ИК «Интеррос», ПАО «Газпром», ИК «РИК-ВЭСТ», Группа СУЭК, ИФК «Метрополь», а также пожертвований столичных и Санкт-петербургских предпринимателей.

В обители сохранен общежительный устав, предполагающий совместное проживание монахов в Спасском монастыре, а также ведение хозяйственной деятельности.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) с 2013 года становится общеадминистративным центром недавно созданной Муромской епархии. На сегодняшний момент настоятелем обители является Нил (Сычев), епископ Муромский и Вязниковский.

Интересные факты и легенды

  • Согласно данным различных источников именно на территории обители произошло крещение Муромских язычников.
  • Спасо-Преображенский монастырь (Муром) является вторым по древности после Киево-Печорской лавры и насчитывает почти тысячелетнюю историю.
  • Имена святых супругов Петра и Февроньи неразрывно связаны с жизнью Спасской обители. Пострижение в монахи святой князь принял в этом монастыре. Там же он и скончался. Это событие знаменует памятник святым князьям и житийные фрески.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

  • Одна из самых известных и особо чтимых православными людьми святынь Спасо-Преображенского монастыря – это икона Богородицы «Скоропослушница». В Муроме она появилась ближе к завершению XIX столетия и сразу стала незаменимой помощницей в трудностях братии монастыря и всех Муромских жителей. Икона подарена монахами монастыря Святого Пантелеимона Святой горы Афон и является точным списком одноименного чудотворного образа Божией Матери, хранящегося в Дохиарском монастыре на Афоне. Икона расположена в Покровском храме, доступ к ней открыт в часы работы монастыря, около нее можно оставить живые цветы и помолиться о своих нуждах.
  • Еще одна «афонская» святыня, икона Божией Матери Пантанасса, пребывает в Спасской обители. Пантанасса, или по-другому Всецарица, написана и освящена на Афоне в монастыре Ватопед. Считается, что обращающиеся с молитвой к этой иконе раковые больные получают исцеление от своих болезней.
  • Все желающие также могут поклониться преподобному Илии Печерскому: частица сохранившихся мощей, переданная в дар из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, расположена в левой «деснице» (руке) статуи святого угодника, изготовленного из дерева. Скульптура создана в 2006 году согласно параметрам роста и внешности, полученным в результате научных исследований сохранившихся мощей богатыря Илии Муромца.
  • В часовне святого воина Георгия Победоносца расположена икона великомученика с изображением сюжетов из его жизни. Мощевик с частицей находится на нижней части иконы.
  • Образ святого врача, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей находится в этом же храме. Канонизация святого Луки произошла относительно недавно: в 2000 году.
  • Там же можно приложиться помолиться святым супругам Петру и Февроньи перед их иконой и ковчегом со вложенной частицей мощей и попросить помощи в семейных делах.
  • В икону царской семьи Романовых вложен камень, взятый из стены дома Ипатьева, где Царственных страстотерпцев жестоко расстреляли. Святыню можно найти также в Покровском соборе.
    Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

На сегодняшний момент в состав Спасского монастыря входят: 2 собора, 4 церкви, 6 часовен, братский и настоятельский корпуса, пекарня, учебный корпус, паломническая гостиница. Несмотря на долгую и не всегда простую жизнь монастыря, его исторический облик удалось сохранить. Постройки выполнены преимущественно из белого камня, но также встречаются здания из красного камня.

Собор Спаса Преображения

Спасо-Преображенский собор – древнейшая монастырская постройка, возведенная в 1555 году по указу Ивана Грозного. Несмотря на множественные преобразования, собор сохранил свой первозданный вид.

Крестово-купольный монолитный храм выполнен из белого камня и увенчан пятью черными луковичными куполами (одним большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера) с ажурными золотыми крестами, опирающимися на четыре столба.

Поскольку раньше собор мог использоваться как крепость и убежище во время военных набегов, его архитектура отличается строгостью. Простота постройки подтверждается отсутствием какого-либо декора интерьера. В соборе пребывают частицы около 30 святых православной церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1691 году был возведен белый каменный двухэтажный Покровский собор при финансовом участии митрополита Варсонофия. Собор разделен на верхний и нижний храмы, которые действуют по настоящий день. Позже к Западной стороне была пристроена трехъярусная шатровая колокольня и пожертвован колокол. В церкви находится множество высокопочитаемых святынь и несколько алтарей.

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского основана в X веке. Изначально расположение постройки было другое, но в результате многочисленных реконструкций и перестроек церковь была упразднена, и лишь в 2005 году ее удалось восстановить. Все это время самый первый престол церкви находился в Покровском соборе, а к моменту освящения был перенесен в новый храм преподобного Кирилла.

Церковь Сергия Радонежского

Еще одна надвратная церковь расположена на противоположной стороне монастыря. Церковь «игумена земли русской» Сергия Радонежского, освященная также в 2005 году, располагает собственной колокольней, где каждый желающий может опробовать древнюю систему «бил».

Звон издается не с помощью колоколов, а путем ударов по медным прямоугольным пластинам «билами», по внешнему виду напоминающими молотки. Икона Сергия Радонежского, освященная на мощах в Троице-Сергиевой Лавре, находится в этой церкви.

Часовня на месте бывшего кладбища

Часовня-костница находится на месте когда-то существовавшего монастырского кладбища, где ранее хоронили княжеских особ, служащих церкви, знатных горожан. Кладбище было поругано в тяжелые для все страны 1930-е годы, когда в монастырь прибыла целая воинская часть и заняла его здания и территорию.

При восстановлении территории был раскопан прах некогда похороненных здесь людей. С целью погребения было принято решение создать часовню по обычаю, принятому на Афоне.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Монастырская часовня «Живоносный источник» оборудована купелью. Воду из источника можно набрать с собой, а также окунуться в прохладную освященную воду. В купальне находится привезенный из Израиля, с реки Иордан, камень.

Часовня Георгия Победоносца

В 2005 году была освящена еще одна небольшая часовня в честь погибших на поле боя российских воинов. Ее святым покровителем стал Георгий Победоносец. В часовне располагается икона великомученика с частицей мощей.

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Настоятельские палаты представляют собой двухэтажный белокаменный корпус. Это старейшее в Муроме сохранившееся каменное сооружение гражданского назначения. Экстерьер сооружения представляет собой прямоугольное здание с треугольным фронтонами над окнами, отличается простотой и скромностью.

На нижнем этаже располагались складские помещения, а на втором – келии. В доме настоятеля была также организована церковь в честь святого Василия, епископа Рязанского.

Корпус, предназначенный для жизни монахов монастыря, изначально был деревянным, но в конце XIX века в результате преобразований был добавлен еще один этаж, а самое здание стало каменным. Позже здесь была открыта домовая церковь.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня была учреждена в угловой башне на западной стороне монастыря в 1889 году. Вновь открыта в 2001 году.Архитектура часовни отличается от общего монастырского стиля: она выполнена из кирпича красного цвета и имеет множество белых декоративных элементов. Постройка увенчана не шатром, а не куполом, как это было бы привычно в рамках монастырского ансамбля.

Другие постройки

Монастырский хлеб Спасской обители известен во всем Муроме. На пекарне трудится около 30 человек, поставляя хлебобулочную продукцию в различные торговые точки и магазины Мурома. В уютной гостинице может разместиться каждый желающий: в паломническом центре представлены различные категории номеров, а также недорогая трапеза.

Адрес, как добраться до монастыря

Адрес местонахождения монастыря: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, д. 1.

Пункт отправления Описание проезда Примерное время в пути
Курский вокзал г. Москва На междугороднем автобусе до автовокзала города Владимира следовать около 3,5 часов. Далее пересадка на маршрутное такси или автобус до города Муром, ехать около 2,5 часов. 6 часов
Станция метро Щелковская (Арбатско-покровская линия) От Щелковского автовокзала на междугороднем автобусе Москва — Муром следовать примерно 4 часа 4,5 часа
На автомобиле По Горьковской (Нижегородской) автотрассе М7 следовать до г. Владимир. Перед Владимиром поворот направо на Муром (ориентироваться на указатель перед въездом в город). 4 часа

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время
Понедельник-суббота Часы. Божественная Литургия. 07:40
Вечерня. Утреня. 17:30
Воскресенье Часы. Ранняя Божественная Литургия. 08:00
Часы. Поздняя Божественная Литургия. 10:00
Вечерня. Утреня. 17:30

Время работы: с 07:30 до 20:00 для паломников и с 10:00 до 17:00 для туристов. Каждая веха богатой на события тысячелетней истории оставила свой след в жизни, укладе и быте обители.

Пережив разные благоприятные и разрушительные для веры исторические эпохи, Спасо-Преображенский монастырь выстоял, сохраняя свою уникальность и пополняя свой духовный и материальный фонд новыми святынями и важными историческими событиями, оставаясь одним из важнейших духовных центров города Муром.

Розова Татьяна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Спасо-Преображенском мужском монастыре в Муроме

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме:

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский монастырь.

Монастырь
Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский собор и Покровский храм

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 331520260710006 и другие: (ЕГРОКН)
Страна Россия
Город Муром
Конфессия Православие
Епархия Муромская епархия
Тип мужской
Основатель Глеб Владимирович
Первое упоминание 1096
Дата основания 1096
Настоятель епископ Нил (Сычёв)
Статус Охраняется государством
Состояние действующий монастырь (возобновлен в 1996 году)
Сайт spassmurom.ru
Медиафайлы на Викискладе

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года).

Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу…

Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители. Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника.

С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД. В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Часовня Святого Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову с открытым письмом в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. В поддержку возрождения обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации. Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Посещение монастыря Дмитрием Медведевым 8 июля 2011 года

Настоятели

Настоятели

  • архимандрит Антоний (1658—1662)
  • архимандрит Вениамин (…—1819)
  • архимандрит Иероним (Малицкий) (1829—1856)
  • архимандрит Иннокентий (Флоринский) (1857—1859)
  • архимандрит Гавриил (Воскресенский) (13 июня 1866 — 10 мая 1868)
  • архимандрит Антоний (Ильенов) (1877 — ?)
  • епископ Евгений (Мерцалов) (16 декабря 1907 — 14 июня 1912)
  • епископ Митрофан (Загорский) (15 июля 1912 — январь 1919)
  • архиепископ Евлогий (Смирнов) (1995—2013)
  • епископ Нил (Сычёв) (со 2 октября 2013 года)

Наместники

  • архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011)
  • игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об.
  • архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013)
  • игумен Афанасий (Селичев) (с февраля по июль 2013)
  • иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.

Архитектурный ансамбль

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Примечания

  1. Христианизация Муромской земли (недоступная ссылка)
  2. История Мурормского Спасо-Преображенского монастыря // otpusk-zdorovo.ru.
  3. Голубинский Е. История Русской церкви. — М., 1880. — Т. 1. Ч. 2. — С. 620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  4. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома. // Тр. Владимир. учён. архив. комиссии. — IV. — 1902.
  5. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., 1996. — С. 108.
  6. Полное собрание русских летописей. — Т. 30. — М., 1965. — С. 71.
  7. Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 2. — С. 111.
  8. Полное собрание русских летописей. — Т. 4. — Псковская первая летопись. — С. 252.
  9. Масленицын С. И. Муром. — М., 1971. — С. 8.
  10. Монгайт А. Муром. — М., 1947. — С. 10.
  11. Владимирские губернские ведомости. — 1901. — № 28. — С. 7.
  12. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина, XIX в.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Т. 11. — Гл. 5.
  14. Антоний, архимандрит муромского Спасского монастыря // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С. 44.
  16. ГАВО ф. 562, оп. 1, д. 18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  17. Преподобный Антоний Грошевник // Православный Саров.
  18. . // Православные монастыри : журнал-серия. — № 47. — С. 20.
  19. Красная книга ВЧК. — М., 1989. — Т. I. — С. 152.
  20. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — № 9. — С. 22.
  21. Журналы Священного Синода от 2 октября 2013 года. Журнал № 122
  22. В Муромском Спасо-Преображенском монастыре — новый настоятель — Муромское Городское Телевидение (недоступная ссылка). Дата обращения 24 августа 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
  23. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327
  24. Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 6. — Ростов, 1994. — С. 164-185. — ISBN 5-85975-029-3.

> Литература

  • Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1994. — Вып. 6. — С. 164-185.

Ссылки

  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря
  • История, современный облик, факты и фотографии восстановления Спасо-Преораженского монастыря
  • 10 фактов о Муромском Спасо-Преображенском монастыре.

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Монастыри Владимирской области

  • Александровский (Суздаль)
  • Благовещенский (Вязники)
  • Благовещенский (Киржач)
  • Благовещенский (Муром)
  • Богородице-Рождественский (Владимир)
  • Богоявленский (Мстёра)
  • Борисоглебский (Борисоглеб)
  • Васильевский (Суздаль)
  • Введенский Островной
  • Воскресенский (Муром)
  • Знаменский (Гороховец)
  • Космин Яхромский (Небылое)
  • Крестовоздвиженский (Муром)
  • Лукианова пустынь
  • Махрищский монастырь
  • Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский)
  • Николо-Волосовский монастырь
  • Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский)
  • Покровский (Суздаль)
  • Ризоположенский (Суздаль)
  • Боголюбский (Боголюбово)
  • Никольский (Новое)
  • Успенский монастырь (Александров)
  • Скорбященский монастырь (Хмелёво)
  • Смоленская Зосимова пустынь
  • Спасо-Евфимиев (Суздаль)
  • Спасо-Преображенский (Муром)
  • Сретенский (Гороховец)
  • Троице-Никольский монастырь (Гороховец)
  • Троицкий (Муром)
  • Успенский Княгинин (Владимир)

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Barmani Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ

«Золотое кольцо». МУРОМ. Монстыри
Сайт «Исторические города России» Приглашает на родину Петра и Февроньи — в Муром. Мы посетим его уникальные монастыри, блистательно возрожденные в наши дни. Конечно, мы заглянем и к прославленным муромским святым,

которых мы чествуем 8 июля…

В данном случае нас интересует также и цветочное оформление монастырей Мурома, поскольку оно выше всяких похвал… Это вообще волшебное место — Муром…

Муром — это один из древнейших российских городов, прославившийся своими православными монастырями. Множество паломников пребывают в это живописное место, чтобы прикоснуться к святыням. Расположен Муром во Владимирской области, на реке Оке. Этому провинциальному городу более 1000 лет

Памятник Илье Муромцу

Название Муром получил от финско-угорского племени мурома, что означает скорее всего «люди на суше». Первое письменное упоминание о Муроме имеется в «Повести временных лет», однако археологические раскопки свидетельствуют, что муромские земли были заселены значительно раньше 862 года, а на территории современного Мурома в VI-VII столетиях было расположено так называемое Николо-Набережное селище с военным убежищем — Кремлем на Кремлевской горе.

Сегодня население Мурома сравнительно невелико — 150 тысяч жителей,

но при этом здесь действуют четыре монастыря:

  • Спасо-Преображенский мужской монастырь,
  • Свято-Троицкий женский монастырь,
  • Благовещенский мужской монастырь,
  • Свято-Воскресенский женский монастырь.

Приезжих поражает великолепное состояние отреставрированных обителей Мурома и ухоженная прилегающая территория (несмотря на большой поток туристов и паломников). Во все монастыри можно заходить и даже разрешается фотографировать

Троицкий женский монастырь в Муроме

В Троицкий монастырь паломники приходят поклониться мощам святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровителям православной семьи, любви и благополучия в браке. Святые Петр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.

Пётр и Феврония Муромские
Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси, располагаясь на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Со временем город Муром приобретает большое значение как торговый центр и с 1054 года становится владением черниговских князей, которые превращают Муром в центр Муромо-Рязанского княжества.
1. Вид на Казанскую надвратную церковь и колокольню.
2. Фрагмент колокольни Казанской надвратной церкви
В 1392 году сын Дмитрия Донского — Василий I, присоединил Муромское княжество к Московскому вместе с Нижегородским, Вологдой, Мещерой, Тарусой. Муромские дружины сражались на Куликовом поле, осаждали Казань, участвовали в освобождении Москвы от поляков. В Муроме бывали Иван Грозный и Петр I, приезжали А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов, А.Н.Радищев и Н.А.Некрасов, И.А.Крылов и Р.Г.Державин. На муромской земле родилась Н.О.Ганнибал — мать великого русского поэта А.С.Пушкина.
Свято-Троицкий женский монастырь

Святыни монастыря

С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик — одна из первых святынь монастыря. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского историко-художественного музея.

Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезённые из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

здесь покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии…
Святые были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Своими молитвами они низводят небесное благословление на вступающих в брак.
День памяти святой чете установлен 8 июля.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. На его территории находился один из концлагерей системы ГУЛАГа Его возрождение монастыря началось лишь в 1991 году. Сегодня в это трудно поверить…

на территории Свято-Троицкого женского монастыря
Достопримечательности Мурома: Старая Козьмодемьянская церковь (XVI в.), Спасо-Преображенский собор (XVI в.),

Троицкий, Благовещенский и Спасский монастыри (XVII в.), Введенская и Воскресенская церкви (XVII в.); Николо-Набережная церковь, где лежат мощи Святой праведной Иулиании Лазаревской; церковь Козьмы и Дамиана на набережной по дороге в с. Карачарово — родину былинного богатыря Ильи Муромца и другие памятники архитектуры Мурома XVII-XIX веков, сделавшие его одним из красивейших городов «Золотое кольцо» России.
Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — является одним из старейших на Руси. По возрасту его превосходит только Киево-Печерская лавра. Сама природа, окружающая обитель, настраивает на возвышенный лад — с холма открывается вид на неспешно текущую Оку и необъятные Муромские и Нижегородские просторы.

Основателем монастыря был Святой Благоверный князь страстотерпец Глеб. Это первый русский святой — сын Киевского князя Владимира, который начал Крещение Руси. Первые летописные упоминания монастыря «Спаса на бору» датируются 1096 годом. А уже в 1097 году Муромский князь Константин благодаря чуду смог крестить языческое муромское племя: он один без оружия вышел к бунтующим язычникам и явил им икону Божией Матери, которая светилась подобно солнцу. Язычники пали ниц и вскоре приняли крещение в близлежащем озере. Славу обители принесли многие святые, которые почтили святое место своим присутствием, среди них святые благоверные князья Пётр и Феврония, преподобный Серафим Саровский и др.

Появлением величественного Спасского собора монастырь обязан Ивану Грозному. Во время похода на Казань царское войско проходило через эти места и царь дал обет — в случае победы воздвигнуть в Муроме каменный храм. Как известно, Казань была взята, а Иван Грозный сдержал своё словои в 1555 году городу предстал прекрасный Спасский Собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

В конце 19-го века монастырь обрёл икону Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили сюда с далёкой греческой Святой горы Афонв 1878 году. Эта икона не только являет множество чудес — мироточит, меняет свой лик, но и оказывает помощь страждущим, которые обращаются к ней с молитвой. Особенно она славится тем, что способствует избавлению от бесовских наваждений, благоустройству в хозяйства, возвращению пропавших людей.

Рядом с георгиевской часовней находится красивый цветущий пруд, в центре которого растет волшебный цветок Лотоса. Цветущий пруд в Муромском Спасском монастыре.

Немного истории:с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 — 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Воскресенский женский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февроньи Муромских. Первое упоминание о монастыре датируется XVI веком. Архитектурный комплекс монастыря сохранился до наших дней. Представлен постройками 17 века — пятиглавой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Благовещенский монастырь.

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного.

Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Святыни

Рака с мощами св. бл. кнн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев

Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора

Икона Божией Матери, именуемая «Иверская» (1678)

Икона Божией Матери, именуемая «Козельщанская»

Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

  • Обзор достопримечательностей Мурома

Серия сообщений «ДОРОГА К ХРАМУ: ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ»:ДОРОГА К ХРАМУ: Святыни России: путешествия по самым выдающимся православным города, монастыря и святыням Часть 1 — выставка «Гора Афон. Образы святой земли».
Часть 2 — Почему женщин не пускают на Афон?

Часть 13 — МОНАСТЫРИ РОССИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Часть 14 — Пафнутьев сад
Часть 15 — Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ
Часть 16 — МОНАСТЫРИ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
Часть 17 — Совершенно уникальный по красоте и содержанию фильм об истории России
Часть 18 — ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!!!!! КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ХОТЯ БЫ ПО 100 рублей. Не откладывая. Сразу. ВЗЯЛИ В РУКИ МОБИЛЬНЫЙ — И ПРЕЧИСЛИЛИ.
Серия сообщений «Муром»:
Часть 1 — 8 июля — День семьи, любви и верности
Часть 2 — О Муроме с восхищением

Часть 4 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 110 — ПЁТР И ФЕВРОНИЯ. ГИМН ВЕРНОЙ ЛЮБВИ.)
Часть 5 — Муром празднует дни Петра и Февронии
Часть 6 — Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ
Часть 7 — Муром — соль земли русской

Муром

Богоносная Россия

Понравилось! 0 0

Преобразившийся Спаситель благославляет всех входящих в святую обитель

Основателем Муромского Спасо-Преображенского монастыря считается князь Глеб – младший сын великого князя киевского Владимира Красного Солнышка.

Крестив Русь в 988 году, равноапостольный князь Владимир послал своих сыновей нести свет христианской веры на окраины державы: в Ростов – Ярослава, прозванного Мудрым, в Муром – Глеба. Князь Ярослав проявил упорство и привел язычников к смирению мечом. Глеб проявил смирение и не обнажил меча. Когда муромское вече (народное собрание) отвергло удельного князя, он удалился и основал княжеский двор на крутом берегу Оки. На холме, откуда открывались необъятные дали, князь устроил первый на Муромской земле православный храм во имя Всемилостивого Спаса, вокруг которого образовалась иноческая обитель.

Монастырь Спаса на бору, который впервые упоминается в летописях под 1096 год (от этой даты ведется его летоисчисление), был форпостом христианства в этом лесном крае.

Проявил Глеб кротость и перед лицом убийц, подосланных к нему братом Святополком, который занял киевский престол в 1015 году после смерти отца. Глеб Муромский и его брат, ростовский князь Борис, также принявший мученическую смерть, стали первыми русскими святыми, а братоубийца Святополк навеки остался в народной памяти Окаянным.

Важную страницу в историю монастыря вписал царь Иван IV Грозный.

В 1552 году Иван Грозный пошёл войной на Казанское ханство, откуда для русских земель исходила постоянная угроза. Путь московской рати лежал через Муром. В июле 1552 года царь устроил здесь смотр войску и дал обет: ежели возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм.

В октябре 1552 года после ожесточённого штурма Казань пала. Государь сдержал слово. По царскому указу в 1556 году в монастыре был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор. В новый храм царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

26 марта 2011 года белокаменные громады Спасо-Преображенского собора и Покровского храма сливались с ослепительной белизной снега и молочно-белым небом. В тот весенний день по-зимнему вьюжило. Внутри Покровского храма были многочисленные дары прихожан, и благоухали живые цветы – темно-красные розы, белые лилии и хризантемы. С ароматом цветов перемежался запах свежеиспеченного монастырского хлеба.

Дары были по случаю родительской субботы. А цветы были по случаю печального события. За неделю до нашего паломничества в соборе отпевали настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря, архимандрита Кирилла. Он погиб в автокатастрофе под Суздалем, возвращаясь в Муром после благого дела – пострига послушниц в монахини, в котором о. Кирилл принял участие вместе с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

С именем игумена Кирилла связано возрождение Спасской обители.

Восстановить древнейший в России православный монастырь, который большевики закрыли в 1918 году, предложил академик Дмитрий Лихачев. После того, как в 1995 году монастырские стены покинула войсковая часть, молодой иеромонах Кирилл (Епифанов) в качестве наместника монастыря получил благословение на его восстановление. Поначалу не было ни людей, ни денег. Помощь прихожан в этом многотрудном деле впоследствии была подкреплена содействием попечителей во главе с председателем Счетной Палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным.

Возрождённый за десять лет Спасо-Преображенский монастырь явил миру свою удивительную красоту. В 2010 году игумен Кирилл был возведён в сан архимандрита.

Выдающийся человек, созидатель и подвижник ушел в мир иной в расцвете лет – на 47-м году земной жизни. Знающие люди говорили, что его заветным желанием было навеки остаться здесь, в монастыре, возрождённом им из разрухи. Ему воздали должное по делам его. Архимандрит Кирилл упокоен в каменной напольной нише нижней церкви Всех Святых храма Покрова Пресвятой Богородицы, который находится рядом со Спасо-Преображенским собором, где его отпевали. В соседнем с его захоронением склепе под арочными сводами находится рака с резным изображением Ильи Муромца.

Я постарался растянуть удовольствие, вкушая пшеничный «Спасо-Преображенский» хлеб. Век такого хлеба не едал – настолько он пышный, ароматный и вкусный. И долго не черствеет. Уж какая – такая у него рецептура? В церковной лавке при Спасо-Преображенском мужском монастыре, продавая буханку белого хлеба, мне сказали, что весь хлеб, что они предлагают паломникам, выпечен в монастырской пекарне с молитвой.

Александр Сысоев

Спасо-Преображенский мужской монастырь
Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1
Телефон/факс: (8-49234) 3-19-18

Спасо-Преображенский монастырь, Муром

    • Туризм в Муроме
    • Отели Мурома
    • B&B/мини-отели в Муроме
    • Турпакеты в Муром
    • Авиабилеты в Муром
    • Рестораны Мурома
    • Развлечения Мурома
    • Форум путешественников о Муроме
    • Фото Мурома
    • Карта Мурома
    • Все отели Мурома
    • Спецпредложения отелей в Муроме
    • Горящие туры в Муроме
    • По типу отеля
        • Хостелы: Муром
        • Муром: кемпинги
        • Лучшие семейные отели Мурома
        • Муром: спа-курорты
        • Муром: отели бизнес-класса
    • По классу отеля
        • Муром: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели в Муроме, где разрешено проживание домашних животных
        • Oтели с бассейном в Муроме
    • Популярные категории в Муроме
        • Спа-Отели в Муроме
        • Отели С Трансфером в Муроме
        • Дешевые Отели в Муроме
        • Отели Класса Люкс в Муроме
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Спасо-Преображенский монастырь
        • Отели рядом — Свято-Троицкий женский монастырь
        • Отели рядом — Памятник Петру и Февронии, муромским святым
        • Отели рядом — Памятник Илье Муромцу
        • Отели рядом — Вантовый мост через Оку
        • Отели рядом — Благовещенский монастырь
        • Отели рядом — Село Карачарово (Муром)
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Муром: все рестораны
    • Рестораны поблизости Спасо-Преображенский монастырь
    • Муром: Гамбургеры лучшего качества
    • Муром: все развлечения
    • Спасо-Преображенский монастырь: развлечения поблизости.
        • Прогулки на теплоходе в Муроме
        • Космодемьянская церковь
        • Свято-Троицкий женский монастырь
        • Памятник Илье Муромцу
        • Храм Смоленской иконы Божией Матери
        • Окский парк
        • Благовещенский монастырь
        • Муромская Водонапорная башня
        • Николо-Набережная церковь
        • Муромский Историко-Художественный Музей
        • Вантовый мост через Оку
        • Воскресенский монастырь
        • Московская улица
        • Памятник А.В. Ермакову
        • Выставочный Зал Муромского историко-художественного музея
    • Муром: Достопримечательности и культурные объекты
        • Муром: Архитектурные достопримечательности
        • Муром: Мосты
        • Муром: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Муром: Исторические достопримечательности
        • Муром: Исторические места для прогулок
        • Муром: Памятники и статуи
        • Муром: Культурные объекты и достопримечательности
        • Муром: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Муроме
        • Муром: Музеи
            • Муром: Художественные галереи
            • Муром: Музеи искусств
            • Муром: Исторические музеи
            • Муром: Научные музеи
            • Муром: Специализированные музеи
        • Муром: Развлечения и игры
            • Муром: Игровые и развлекательные центры
        • Муром: Активный отдых на открытом воздухе
            • Муром: Аренда снаряжения
            • Муром: Аренда лодок
        • Муром: Аквапарки и парки развлечений
            • Муром: Тематические парки развлечений
        • Муром: Концерты и представления
            • Муром: Представления
            • Муром: Концерты
        • Муром: Природа и парки
            • Муром: Парки
        • Муром: Туры
            • Муром: Аренда лодок
        • Муром: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Муром: Аренда лодок
        • Муром: Ночная жизнь
            • Муром: Бары и клубы
        • Муром: Покупки
            • Муром: Художественные галереи
        • Муром: Спа и оздоровление
            • Муром: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Муром: Йога и пилатес
    • Что обычно ищут в Муроме
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
        • Подходит для детей
        • Бесплатный вход
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *