Спасо преображенский собор Петербург

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Православный собор

Спасо-Преображенский собор

Собор Преображения Господня всей гвардии


Вид на Спасо-Преображенский собор
со стороны улицы Пестеля, 2016 год

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, Преображенская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Василий Стасов

Архитектор

Василий Петрович Стасов

Основатель

Елизавета Петровна

Первое упоминание

Дата основания

Строительство

1825—1829 годы

Приделы

Главный — Преображения Господня, северный — священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный — преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Реликвии и святыни

Образ Спаса Нерукотворного;
чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина;
икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520298500006 (ЕГРОКН). Объект № 7810634000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — Собор Преображе́ния Госпо́дня всей гва́рдии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской православной церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту Василия Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920—1940-х годах в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Франческо Растрелли. Образа написал художник Мина Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-х годах были изъяты также многие ценные иконы.

В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз церковного возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».

С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали помощь раненым.

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Архитектура

Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

  • Западный портик

  • Капитель одной из колонн

  • Главный купол

  • Колокольня с часами

  • Панно с воинскими атрибутами

  • Барельеф

Интерьер

В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым

Ограда

Элемент ограды Часовня в ограде собора

В 1832—1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на некоторых из них — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.

В 1886 году в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.

Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 году все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.

Любопытный факт: специально для эпизода в фильме «Две жизни» на ограде собора, с западной стороны были в точности восстановлены двуглавые орлы, а на центральных воротах — медальоны с крестами и крест с сиянием поверх ворот. После окончания съёмки все эти элементы были демонтированы.

Ещё один любопытный факт: при съемке фильма «Собачье сердце» в одном из эпизодов заснят Спасо-Преображенский собор (хотя действие повести происходит в Москве).

  • Главные ворота

  • Медали на створках главных ворот

  • Центральный элемент декора главных ворот

  • Двуглавый орёл на орудийном стволе

Святыни и реликвии

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана московским иконописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Санкт-Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании.

На аналое у левого клироса находится чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это список, сделанный в 1711 году по поручению Натальи Алексеевны с чудотворной иконы из московской Скорбященской церкви на Большой Ордынке. Икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1937 году из закрытой Скорбященской церкви на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

Духовенство, связанное с собором

6(18) августа 1833 года, в день Преображения Господня, в соборе был посвящён во епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года), совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.

В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.

22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.

С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — архиепископ Нижегородский и Арзамасский).

Настоятели собора

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп Лука Иванов
13 марта 1758—1781 протопоп Андрей Михайлов
1781 — март 1788 протопоп Симеон Матфиев (… — 1788)
апрель 1788—1798 протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов
18 июня 1799—1806 священник Иоанн Рябинин
1806 — июнь 1807 протоиерей Александр Александров (… — 1807)
31 марта 1808 — 1 января 1816 протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей Антипа Гаврилович Гаврилов
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей Василий Иаковлевич Сицилинский
12 мая 1867— 15 октября 1882 протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884)
1882 — 29 марта 1901 протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841— …)
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918)
1918 — … протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917)
1921 — июль 1923 протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков)
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 «архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле)
1924 — 12 января 1925 «священник» Михаил Васильевский
январь 1925 — апрель 1925 «священник» А. Строганов
1932 — 2 августа 1933 протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933)
26 августа 1933—1935 протоиерей Иоанн Васильевич Морев
1935 — 13 марта 1936 протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942)
март 1936 — 1 апреля 1937 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 протоиерей Александр Феодорович Архангельский
октябрь 1937—1940 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1940 — 19 декабря 1941 протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941)
декабрь 1941 — январь 1944 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
12 января 1944 — 21 ноября 1945 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977)
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)
25 мая 1977 — 2 марта 1986 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)
2 марта 1986 — 1 июля 1987 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932)
23 июня 1987 — 11 августа 2014 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)
11 августа 2014 год — настоящее время протоиерей Николай Брындин

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  2. 1 2 «Спасо-Преображенский собор» на сайте «Русские церкви»
  3. 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» Архивная копия от 4 марта 2008 на Wayback Machine на spbcity.info
  4. 1 2 Умецкая М. Собор всей гвардии // Костёр : журнал. — № 2. — 2000.
  5. Свято-Троицкий собор. Моршанск. Русские церкви.
  6. Левитин А. Отрочество. Церковь. // Лихие годы: 1925—1941. — С. 64.
  7. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925—1941 : Воспоминания. — Paris : YMCA-Press, 1977. — 460 с.
  8. Докладная записка Г. Г. Карпова в СНК СССР об организационных вопросах жизнедеятельности РПЦ и обновленческой церкви (недоступная ссылка) См. раздел II.
  9. Накануне великого испытания (религиозные конфессии Ленинграда в кон. 1930-х — нач. 1940-х годов) // Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны.
  10. 1 2 Левитин А., Шавров В. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.
  11. «Стоял, пылая, город» на сайте «Православный Санкт-Петербург».
  12. Русская Православная Церковь и её жизнь в советском государстве в годы Великой Отечественной войны. Синодальный отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами.
  13. Б. К. Пукинский. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  14. Островская В. Н. Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: Духовное преображение, 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0.
  15. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» из одноименного храма на Шпалерной улице (в Спасо-Преображенском соборе) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2002. — Вып. 30—31. — С. 129.
  16. Утрата и второе обретение мощей Архивировано 27 февраля 2008 года. На сайте Преображенского собора города Белгорода
  17. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) Архивная копия от 28 октября 2007 на Wayback Machine на сайте «Россия»
  18. Цыпин В. Гл. IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925—1936) / История Русской Церкви 1917—1997.
  19. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1876. — Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.
  20. Знаток церковного права, законоучитель 1-й Санкт-Петербургской гимназии (после Михаила Соколова в 1882—1909 гг.)

Литература

  • Невдачин И. И. Спасо-Преображенский всей гвардии собор: Краткий исторический очерк. — СПб, 1904.
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. — СПб: Лики России, 2003. — ISBN 5-87417-114-2.
  • Куфершейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е. Улица Пестеля (Пантелеймоновская). — Л.: Товарищество «Свеча», 1991.
  • Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л: Лениздат, 1990. — 192 с. — (Зодчие нашего города). — ISBN 5-289-00609-5.
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории православных монастырей и соборов г. Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. (по документам ЦГА СПб). — СПб: ЦГА СПб; НИЦ Мемориал, 1996. — 183 с.

Ссылки

  • Сайт Спасо-Преображенского собора
  • «Прогулки по Петербургу» — Спасо-Преображенский собор
  • Статья на сайте Санкт-Петербургской митрополии
  • Преображенский всей гвардии собор. Клир, старосты
  • Видео Большая пасхальная ночь в Спасо-Преображенском соборе 2010 года.

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На территории России находится много духовных памятников архитектуры, церквей и Соборов. Это связано с тем, что в людей с каждым годом все больше возрождается духовная культура и все больше людей нуждаются в посещении святых мест и богослужений. Одним из часто посещаемых и почитаемых церквей является Спасо Преображенский Собор в Санкт-Петербурге иконы, которые в нем находятся творят настоящие чудеса.

История святыни

В первую очередь нужно отметить, что храмы с таким же названием есть во всех странах мира. Но объединяет их то что они все освящены в честь православно религиозного праздника. Его местоположение находится там, где когда-то давно было одно из главных частей предместья Санкт Петербурга. Данная святыня связана не только с духовной историей этого города, но и с победами самой страны. Место на которой находится церковь в свое время по указу императрицы Екатерины I была застроена военными казармами, где жил пол Преображенский.

В то время военной столицей России был Санкт Петербург. Собор был построен по приказу самой императрицы. Местом для его строительства было выбрано именно место где стояли военные казармы. Елизавета была набожным человеком и в те не легкие времена она часто возносила молитвенные прошения к Богоматери. После того как она стала руководить поместьем и начались строительные работы по возведению храма.

Это произошло в 1743 году. В этот год произошла закладка первого камня. Проектом здания занимались известные архитекторы того времени. Сама Елизавета принимала активное участие в строительстве. Именно ее рукой был заложен первый камень. Также она принимала участие в решении всех вопросов, связанных с храмом. Спустя одиннадцать лет строительные работы были окончены и храм освятил архиепископ в присутствии императрицы.

Здание простояло почти тридцать лет, после чего в нем случился пожар. Он возник из-за неосторожности рабочих. В результате чего было уничтожено достаточно большая часть здания. Но несмотря на случившееся из пламени удалось спасти много святых образов, а также церковную утварь и ризницу. После того как случилась трагедия с Александром I императрицей было отдано приказ на срочное восстановление храма.

После проведения работ по восстановлению общий вид постройки был сохранен не полностью. В него было внесены небольшие изменения. Работы по реконструкции велись достаточно быстро. И спустя некоторое время храм открыл свои двери для прихожан. После того он стал самым известным Собором по всей северной столице. Свою популярность он сохранил и по сей день.

Он был восстановлен в стиле ампир. Очень важно сказать, что свои двери после восстановления для прихожан не закрывал. В честь Собора была названа и площадь рядом находящаяся с ним. В тяжелые времена для населения города, когда происходила блокада подвальное помещение храма выступало в роли бомбоубежища.

Помещение святыни вместительное. Внутри его может поместится около 3500 человек. При нем также функционирует хор, воскресная школа, которую могут посещать и взрослые и дети. Также при церкви работает паломническая деятельность.

Святыни Спасо Преображенского Собора в Санкт Петербурге

В данной церкви находится много святых ликов. В нем есть две главные святыни:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

  • чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость»;
  • икона Нерукотворного образа Спасителя.

Образ Богоматери хранится по левую сторону помещения. Впервые этот образ стал популярным после исцеления сестры Патриарха. Она страдала от раны, которая была у нее в боку. Она долго не заживала и сильно гноилась. Девушке с каждым днем становилось все хуже и хуже.

Многие медицинские работники говорили, что ее состояние безнадежные. Болящая часто возносила искренние молитвы к Богоматери. Однажды ее молитвы были услышаны и ей было послано исцеление. Это произошло после того как она увидела сон с явлением Богоматери с указанием на то, чтобы провели перед ее образом молебен с освящением воды.

Девушка пошла к священнику в храм и рассказала об увиденном сне. Священник взял девушку и провел богослужение с водосвятием, после которого она полностью и исцелилась. Это было первое чудо, содеянное святым ликом, о котором сразу разлетелись слухи по всей стране. С тех пор к святому образу съезжаются со всей страны чтобы помолится и попросить помощи от многих бед.

Вторая главная святыня храма находится по правую сторону. Этот лик был рядом с императором Петра Великого на протяжении всей его жизни. Он очень почитал этот лик. Перед этой иконой император стоял на коленях и произносил молитвенные прошения во времена, когда было становление города. Однажды после того как прошло водосвятие с богослужением на острове в день Пресвятой Троицы.

Царь сам лично начал копать ров. Во время этого в небе появился орел, которого не свойственно увидеть в этой местности. Это был благоприятный знак. В ров опустили золотой ковчег с мощами А. Первозванного. Святой лик был с Петром повсюду. Даже во время проведения битв.

Расписание богослужений Спасо Преображенский Собора Санкт-Петербурга

Сегодня Преображенский Собор является действующим. Он открыт для прихожан каждый день. В нем проходят богослужения по следующему расписанию:

  • утренние богослужения начинаются в 10:00 ежедневно;
  • на протяжении всей недели два раза дополнительно читают Литургии в 7:00.

Вечерние молитвенные службы проходят в 18:00 каждый день. Для того, чтобы прихожане могли прийти и преклонится перед святыми образами Собор открыт ежедневно с 8:00 до 20:00. Также здесь можно заказать молебны и панихиды.

Как добраться

Если вы не знаете как добраться в Спасо Преображенский Собор Санкт-Петербурга, то данную святыню найти не тяжело. О ней знает каждый житель города. Поэтому как удобней доехать подскажет любой местный прохожий.
Точный адрес Спасо Преображенского Собора в Санкт-Петербурге: Преображенская площадь дом 1. Проще всего к святыне добраться от станции метро «Чернышевская». От нее нужно прогуляться минут пять пешком.

Храни Вас Господь!

Преображенский собор: режим работы 2019 и стоимость билетов, адрес и как добраться, официальный сайт

Преображенский собор в Санкт-Петербурге расположен рядом с Литейным проспектом, в том районе, где раньше находились казармы первого русского гвардейского полка – Преображенского. Полное название храма — Спасо-Преображенский собор или Собор во имя Преображения Господня Всей гвардии. Храм является одним из самых посещаемых в Северной столице.

>Режим работы Преображенского собора в 2019 г.

Открыт ежедневно с 8:00 до 20:00. По средам, пятницам и воскресеньям с 7:00.

>Стоимость билетов в Преображенский собор в 2019 г.

Собор является действующим храмом. Посещение бесплатное. Фотосъемка внутри запрещена.

>Адрес Преображенского собора

Санкт-Петербург, 191028, Преображенская площадь, 1.

>Телефон Преображенского собора

+7 (812) 272-36-62.

Как добраться до Преображенского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро Чернышевкая. Из метро выйти на Кирочную улицу. Идти по ней в сторону уменьшения нумерации домов до переулка Радищева (с левой стороны), повернуть в переулок. Через несколько метров Вы увидите купола собора, стоящего в центре Преображенской площади.

История строительства Преображенского собора в Санкт-Петербурге

В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.

Сразу после восшествия на престол Елизавета в знак благодарности и в память об этих событиях решила построить церковь во имя Преображения Господня. В 1743 году храм был заложен и к 1745 году построен по проекту архитекторов Д.А. Трезини и М.Г. Земцова. 5 августа 1754 г. он был тожественно освящен. Впервые храм был построен пятикупольным. Елизавета Петровна возродила традицию строительства пятикупольных церквей, хотя при Петре Первом строились однокупольные храмы, в европейском стиле.

С 12 ноября 1796 года по повелению императора Павла I храм стал именоваться «собором всей гвардии».

К сожалению, 8 августа 1825 года в царствование Александра I храм сгорел, но все святыни из него успели вынести. По распоряжению Александра в 1827 году начались работы по восстановлению храма. 5 августа 1829 года состоялось новое освящение храма. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня. Из Англии были привезены куранты для одной из башен, которые в 1854 году были установлены. В то время считалось, что в городе было два знаменитых собора – Казанский и Спасо-Преображенский.

Наружное убранство Преображенского собора в Санкт-Петербурге

Архитектор В.П. Стасов при восстановлении храма старался сохранить храм в прежнем виде. В то же время он внес и некоторые изменения: западный фасад был украшен четырехколонным портиком с фронтоном. Центральный и боковые купола приобрели полусферические очертания. По его же проекту вокруг храма был разбит сквер, окружённый оградой, составленной из дул 102 трофейных пушек. Эти пушки были добыты в сражениях с турками при Измаиле, Варне, Тульче и Силистрии. Ограда представляет собой памятник героям русско-турецкой войны 1828 года.

Внутреннее убранство Преображенского собора в Санкт-Петербурге

До 1918 года в храме хранились военные трофеи, полковые знамена, мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была на Александре II 1 марта 1881 г., в день его смертельного ранения, со следами его крови. Все эти реликвии были перенесены в Артиллерийский музей, а затем, в 1950 году — в Эрмитаж. При восстановлении храма В.П. Стасов несколько видоизменил интерьер. По его рисунку были выполнены иконостас и алтарная сень. Иконостас центрального придела — четырехъярусный, украшенный по белому фону золоченной резьбой. Над образами иконостаса работали такие известные мастера как А. Угрюмов, В. Шебуев и А. Иванов. Свод расписан цветом неба. В центре его изображена звезда. Храм украшают главные его святыни — Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Образ Спасителя, был любимой иконой Петра Первого. Он был с ним при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Написана икона известным живописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича и перешла к Петру I от матери. Хранилась она в домике Петра Первого, затем была перенесена в Троицкую церковь, а в 1938 году — в храм Преображения Господня.

«Икона Всех Скорбящих Радосте», сопровождавшая русскую армию во время военных походов, была выполнена в 1711 году по указу сестры Петра Великого, царевны Натальи Алексеевны. С 1932 года икона находится в храме Преображения Господня.

В храме три престола — главный, во имя Преображения Господня, северный, во имя священномученика Климента Папы Римского и Петра Архиепископа Александрийского и южный, во имя преподобного Сергий Радонежского Чудотворца.

Внутри храма находится памятная доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год.

Храм Преображения Господня славится своим хором, в котором поют солисты Академической капеллы. Храм никогда не прекращал свою работу и был действующим всё советское время.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор в Петербурге – действующий православный храм, памятник архитектуры, объект культурного наследия России.

Своим названием собор обязан знаменитому «потешному полку» Петра I, впоследствии преобразованному в гвардейский – элиту вооруженных сил Российской империи того периода. Именно это подразделение помогло в 1741 году взойти на престол Елизавете Петровне. Императрица всегда помнила о роли Преображенского полка в дворцовом перевороте.

В 1743 году царица повелела возвести на территории Преображенских казарм собор, в котором могли бы молиться гвардейцы. Проект здания в стиле классицизм разработал архитектор М. Земцов.

На закладку первого камня будущего храма Елизавета прибыла со всем своим пышным двором. Государыня постоянно контролировала ход строительства, вносила предложения по проекту. По желанию императрицы архитекторы сделали здание похожим на Успенский собор Московского Кремля. В 1754 году в храме начались богослужения, ему был присвоен статус полкового собора.

К сожалению, до наших времен здание, построенное М. Земцовым, не дошло. В 1825 году в храме проводился ремонт купола, рабочие не уследили за огнем, и в здании начался пожар. На протяжении восьми часов пламя уничтожало кровлю и внутреннее убранство собора. После того, как огонь удалось потушить, перед петербуржцами предстала безрадостная картина – от величественного строения остались лишь закопченные стены.

Героизм прихожан и священников позволил уберечь от огня основные иконы и хранящиеся с соборе мощи: по свидетельству очевидцев, люди бросались в бушующее пламя, чтобы спасти святыню.

Император Александр I, узнав о происшествии, заявил, что собор будет полностью восстановлен. Реализацию проекта воссоздания Спасо-Преображенского собора доверили знаменитому архитектору В. Стасову.

Стасов решил сохранить общую архитектурную направленность старого храма, но внес и ряд существенных изменений. Фасад зодчий украсил 12-метровым портиком из четырех классических колонн с фронтоном. Купола собора из круглых стали полусферическими. Серьезным переделкам подверглось и внутреннее убранство.

В центре храма был размещен невероятно красивый иконостас, изготовленный по изображениям Стасова. Алтарь украсили коринфскими колоннами и пилястрами. Главный купол изнутри окрашен в голубой цвет, в его центральной части находится звезда. На стенах архитектор разместил панно, посвященные истории Преображенского полка.

Иконы по просьбе Стасова написали выдающиеся живописцы А. Иванов и А. Угрюмов. Освещала храм огромная люстра со 120 подсвечниками. Общая высота здания – 41,5 метра, площадь – 1180 кв. метров, вместительность – 3000 человек.

Денег на позолоту куполов не хватило, но архитектор решил проблему гениальным образом, использовав вороненную сталь.

Была благоустроена и прилегающая к собору территория. Рядом с храмом разбили сквер. Для ограды сквера были использованы стволы пушек, снятых с форпостов крепости Измаил. Все работы были завершены в 1829 году, собор снова начал принимать верующих.

В 1886 году архитектором И. Слупским была построена часовня при Спасо-Преображенском соборе. В этом небольшом красивом здании хранится икона Тихвинской Богоматери – одна из ключевых святынь Петербурга и всей России.

Уникальность Спасо-Преображенского собора состоит и в том, что это – один из немногих храмов Петербурга, никогда не закрывавшихся для прихожан. Церковные службы проходили здесь и в богоборческие годы, и во время Ленинградской блокады.

В наше время Спасо-Преображенский собор – один из любимейших храмов петербуржцев и гостей города.

Как добраться:

Вся история храма во имя Преображения Господня неразрывно связана с боевой славой и победами России в XVIII и XIX веках.
В 1726 году императрица Екатерина I приказала застроить местность, где ныне находится Преображенский собор, деревянными казармами «для лучшего», как сказано в указе, «плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах». По Высочайшему повелению, здесь стал квартировать старейший в русской армии лейб-гвардии Преображенский полк, а местность получила название Преображенских слобод.
,
В 30-е годы XVIII века на том месте, где сейчас находится храм, располагался полковой двор гренадерской роты Преображенского полка или съезжая изба Гренадерской роты.. Дочь Петра Первого Елизавета часто приезжала в полк, поскольку была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей и привозила им подарки. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года цесаревна Елизавета прибыла в полк и попросила помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у нее правительницей Анной Леопольдовной и ее приспешниками. Солдаты вместе с Елизаветой направились в Зимний дворец. Так заручившись поддержкой солдат, Елизавета Петровна стала императрицей Российской Империи.
Через несколько дней, 7 декабря 1741 года, посетив Преображенский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы церковь — в знак благодарности Господу за оказанную ей великую милость. 9 июня 1743 года она собственноручно заложила первый камень в основание каменного трехпрестольного храма во имя Спаса Преображения Господня и подарила будущему собору серебряный ковчег. Храм возводился первоначально по проекту М. Г. Земцова, а после его кончины достраивался архитектором П.-А. Трезини, известным «своими немалыми партикулярными строениями».
Императрица принимала живое участие в постройке задуманного ею храма. Утвердив «план и фосат», самолично решала: где поместить двери, крыльца и окошки, какими главами венчать храм. Она соизволила Высочайше указать: для сбору денег сделать книгу — и сама распоряжалась, откуда взять недостающие средства. На плане иконостаса Елизавета Петровна собственноручно делала отметки, где и какие поместить иконы.
Церковь была возведена в древнем русско-византийском стиле, и, впервые в северной столице, — «о пяти деревянных главах позлащенных». Императрица прямо указала архитектору Пьетро Антонио Трезини принять за образец очертания глав Кремлевского Успенского собора в Москве, с его исконными национальными формами.
Храм имел три престола: главный — во имя Преображения Господня (в честь этого праздника был наименован полк), второй — во имя святого Сергия Радонежского, чудотворца, покровителя русского царствующего дома, третий — во имя священномучеников Климента, папы Римского (101 год н. э.), и Петра, архиепископа Александрийского (311 год н. э.), так как день воцарения Императрицы Елизаветы Петровны был днем памяти этих святых. Придел этот был задуман как своеобразный семейный храм императорского дома. В нем находились иконы, имеющие прямое отношение к различным событиям из жизни Императрицы.
Храм во имя Преображения Господня был освящен Санкт-Петербургским архиепископом Сильвестром 5 августа 1754 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и наименован полковым собором. Первый в северной столице пятикупольный храм был выкрашен в зеленый цвет. По словам современников, он был лучшим из всех в Литейной части, а газета «Северная пчела» назвала его великолепнейшим. Лейб-гвардии Преображенский полк был первым и старейшим полком русской гвардии, поэтому указом Павла I от 12 ноября 1796 года храм получил наименование всей гвардии собора.
1825 году храм горел. С этого момента открывается новая страница в истории собора.
8 августа 1825 года рабочие, ремонтируя крышу, паяли протекавшие листы главного купола. Уходя на обед, они по небрежности оставили без присмотра жаровню с горящими углями. Пламя сначала появилось в главном куполе возле креста, затем быстро охватило весь собор и проникло внутрь. Пожар бушевал около восьми часов. После пожара от собора остались одни стены. Сгорели пять деревянных куполов, все три иконостаса, высоко висящие иконы, растопились от пламени колокола. Удалось спасти от огня святые антиминсы, большую часть икон, богослужебные сосуды, ризницу, утварь.
Государь Александр I, получив донесение о пожаре, распорядился «немедленно возобновить собор сей» и сам пожаловал на это дело 50 тысяч рублей. На площади устроена была в палатке временная церковь; затем, по Высочайшему указанию, нанят расположенный по соседству дом полковника Булатова, где до августа 1829 года и происходили богослужения. Специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича провел 68 заседаний, прежде чем постановил поручить возобновление собора архитектору Василию Петровичу Стасову. Закладка всей гвардии собора состоялась 26 августа 1827 года. Вот как об этом сказано сухим языком отчета: «По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки…» Строительство велось необычайно быстро (к нему привлечены были и солдаты Преображенского полка). Уже зимой 1828 года строительство было завершено.
Возобновленный после пожара храм был освящен 5 августа 1829 года, в престольный праздник, К этому дню Николай I подарил храму ковчег и потир из яшмы и украшенные драгоценными камнями ризы. Величественный каменный пятиглавый собор, стоящий в центре одноименной храму площади, стал одним из самых замечательных храмов города и в неизменном виде сохранился до наших дней. Интерьер его решен в стиле позднего классицизма, строго и вместе с тем торжественно. В архитектуре Преображенского собора получили отражение традиции древнерусского зодчества. Гладь белых стен, скупо украшенных лепными декоративными изображениями на библейские темы и военными символами, прорезают высокие окна с полуциркульными завершениями. Окна красиво «утопают» в нишах с декоративными балюстрадами. К западной стороне собора примыкает монументальный портик из четырех ионических колонн.
Вокруг собора по проекту В. П. Стасова был разбит сквер, окруженный изящной оградой. Она состоит из 34 гранитных оснований, соединенных между собой железной решеткой. Основания украшены поставленными на них стоймя, дулами вниз, турецкими крепостными орудиями, по три на каждом; причем среднее из них венчалось золоченым двуглавым орлом с короною. (Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 г. все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.) Стволы поставлены дулами вниз в знак того, что они никогда больше не выстрелят. На них и ныне можно увидеть чеканную символику Османской империи, а также названия орудий Гнев аллаха и Гром низвергающий.
Каждая такая группа орудий соединена со следующей массивными железными цепями. Орудия эти были взяты в русско-турецкую войну 1828-1829 годов со стен отнятых у турок крепостей Измаила, Варны, Силистрии, Тульчи и по приказу Николая I доставлены 12 февраля 1833 года из Измаила и Одессы по зимнему пути в Петербург специально для устройства ограды. Вокруг собора на чугунных лафетах стояли два единорога (старинных бронзовых орудия XVIII века), собственность полка, и двенадцать орудий, взятых у турок под Варной. Николай I ранее пожаловал их Польше для сооружения в Варшаве памятника королю польскому Владиславу III, одному из первых в Европе начавшему борьбу против турок в защиту славян. Но так как поляки во время мятежа 1831 года действовали этими орудиями против русских войск, а наши гвардейцы при штурме отняли их, Николай I подарил их полку, повелев поставить вокруг Преображенского всей гвардии собора.
Собор отличается замечательным благолепием и богатством своего убранства. В парусах главного купола академиком живописи Д. Н. Мартыновым написаны масляными красками четыре евангелиста. Над парусами в кольце купола надпись золотыми буквами вязью:
«Господи Боже Израилев, несть Бог якоже Ты на небеси горе и на земли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им» (3-я Книга Царств, 8, 23, 29-30). В простенках барабана между окнами изображены восемь ангелов. Каждый держит одно из орудий страстей Христовых: крест, копье, трость, молоток и клещи, гвозди и губу, оковы, сосуд с желчью, оцетом и терновый венец.
Полуциркульный свод купола расписан под цвет облачного голубого неба с изображениями ангельских головок; в середине большая Вифлеемская звезда с исходящими от нее лучами. Подкупольное пространство украшают большое пятиярусное паникадило (на 120 свечей) и малые люстры (на 64 свечи), выполненные бронзовых дел мастером А. Дипнером.
С левой стороны, у колонны — церковная кафедра работы известного мастера Тура. Она выполнена в стиле древнерусских проповеднических кафедр, украшена резными гирляндами; на стороне, обращенной к народу, имеет золоченую надпись: «Услышьте слово Господне».
Главный алтарь собора — Преображения Господня. Пятиярусный иконостас центрального придела, выполненный по рисункам Стасова, представляет собой триумфальную арку и украшен золоченой резьбой по белому фону. В резных золоченых царских вратах — четыре овальных иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея. Над царскими вратами в облаке и сиянии вырезанный из дерева позолоченный круг, на котором написано Имя Божие.
Молящиеся поклоняются образам святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святого равноапостольного князя Владимира и святых мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба, святой благоверной княгини Ольги, благоверных князей царевича Димитрия Угличского и Михаила Черниговского.
В центре иконостаса, на третьем ярусе — Воскресение Христово, справа и слева образы апостолов. Венчает иконостас полукруглая икона Господа Саваофа, сидящего на облацех и окруженного четырьмя ангелами. Вокруг престола, образуя сень, располагаются дугой восемь колонн коринфского ордена. Колонны связаны сверху карнизом и прорезным куполом, увенчанным крестом.
По левую сторону от главного алтаря расположен северный придел священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского. К молящимся обращены иконы святой праведной Елисаветы, святого благоверного князя Александра Невского, святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого. Над царскими вратами — «Тайная вечеря» в сиянии золоченых резных лучей; в третьем ярусе — «Моление Спасителя о чаше».
Справа от главного алтаря — третий, южный, придел храма — во имя святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, покровителя русского императорского дома. Обращают на себя внимание образа Рождества Христова и Богоявления. Над царскими вратами — икона «Успение Божией Матери» в бронзовой раме, выше — «Тайная вечеря» и резные фигуры коленопреклоненных ангелов над иконами северных и южных врат. Алтари отделяются друг от друга дубовыми шкафами для ризницы, сделанными в 1850 году по рисунку архитектора Львова.
Главными святынями храма ныне являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом. Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах. Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу. Правда, на фотографии ниже этой иконы нет. Я ее не сфотографировала, к сожалению.
Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» лежит на аналое у левого клироса. Этот знаменитый образ из храма Преображения Господня на Ордынке в Москве впервые прославился в 1648 году исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии, которая страдала от неисцелимой раны в боку. Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе, и в 1711 году, с переездом царской резиденции из Москвы в Санкт-Петербург, перевезла образ — благословение молодой столице — в город на Неве. Во время войны с турками чудотворная эта икона была в рядах русского войска. выстроен новый храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», и сюда во множестве стекались богомольцы. Часто пред этим образом молились члены царствующего дома. В церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Шпалерной улице чтимый образ оставался вплоть до закрытия храма в 1932 году; тогда икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где пребывает и поныне.
Верующие с особым чувством молятся также перед иконами Казанской Божией Матери, «Утоли моя печали», «Знамение», Святого великомученика и целителя Пантелеймона, а также святой великомученицы Варвары с житием и преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского чудотворцев.
Возле северной стены собора, в приделе святых Климента и Петра, находится складень, или походный алтарь, с образами Преображения Господня (в центре), великомученика Пантелеймона и святого Царя Константина. Складень этот в 1900 году полковому лазарету подарил командир, генерал-майор лейб-гвардии Преображенского полка, великий князь Константин Константинович, известный поэт К. Р.
Перенесены были из арсенала трофеи: ключи и замки крепостей, булавы, бунчуки, знамена числом до шести сот. Трофеи по стенам храма: по правую сторону от главного входа — взятые в Европе, по левую — приобретенные в Азии. Булавы Сечи Запорожской, Сераскира Арзерумского и Паши Карского висят по сторонам боковых дверей.
Посреди каждой группы трофеев возвышается бунчук (так назывался в турецких войсках конский хвост на украшенном древке — изд.), а от оного идут знамена, значки, ключи Анапы, Карса, Варны, Силистрии, Арзерума. Вдоль решеток и клиросов собора стояли пятнадцать боевых знамен полка, начиная с екатерининских времен. В главном приделе собора, у правого клироса, висела бронзовая вызолоченная доска со списком старших офицеров Преображенского полка, венчанных смертью на полях сражений в 1702-1917 годах. В храме за стеклом, в особых шкафах, хранились Преображенские мундиры Императоров Александра I, Николая I и Александра II и Александра III, а также сабля Императора Александра II, обагренная его кровью 1 марта 1881 года, в день злодейского покушения.
С 1871 года при соборе работало приходское благотворительное общество, куда входили офицеры и августейший шеф полка. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. В 1912 году было открыто Братство трезвости и целомудрия. Свои праздники отмечали в соборе болгары, жившие в столице
После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1920-е годы знамена, орудия и военные трофеи были переданы на Кронверк — в Артиллерийский музей, многие ценные иконы, драгоценные облачения были изъяты. Куда они исчезли — неизвестно А в 1950 году знамена лейб-гвардии Преображенского полка поступили в собрание военного отдела государственного Эрмитажа. В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.
Во время блокады и обороны Ленинграда священнослужители собора организовали в его подвалах бомбоубежище на 500 нар, снабжали людей кипятком и свечами. Нуждающимся помогали дровами, свечами, деньгами, маслом для освещения. В соборе с довоенных времен имелся запас стройматериалов, и прихожанам делали из железных листов печки-буржуйки (те самые, знаменитые), выделяли фанеру и картон взамен выбитых стекол. Газета «Ленинградская правда» 3 июня 1943 года сообщила: «Спасо-Преображенский собор пожертвовал на укрепление обороны страны три миллиона рублей».
Храм Преображения Господня славится своим хором, в котором поют солисты Академической капеллы. family-history.ru/temples/temples_12.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *