Святитель мартин исповедник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Мучительная кончина данного святого и крепость его веры не раз заставили многих убедиться в существовании Господа. Он стал примером того, что не стоит предавать свои убеждения ради изменения настроений политической знати. Папа Римский Мартин Исповедник всегда показывал своей кротостью и смирением любовь к Богу, за что и был причислен к святым.

Житие святого папы

Известно о нем не так уж и много. Рожден был он в Италии, в Тосканской области. Образование у него было достаточно хорошим как для того времени, что позволило ему поступить в клир Римской Церкви. Когда папа Федор 1 умер, его было поставлено на престол. Правление пришлось как раз на период широкого распространения ересей. Постигло это нашествие весь народ и проявлялось в разных слоях его. Был выдан даже специальный типос, которого должны были придерживаться все жители и прекратить споры.

Папа Мартин на соборе в 649 году осудил этот еретический «Образец Веры», чем вызвал неприязнь к себе со стороны правителя. В то ж время он отправил прошение к Костантинопольскому папе Павлу, чтобы вернуться к Православному вероисповеданию. Подобные действия пришлись не по душе императору и он приказал своему военачальнику привести святого к нему на суд. Тот побоялся гнева народа и поэтому послал воина убить священнослужителя. Приближаясь к нему воина накрыла слепота. Олимпий испугался и отправился на Сицилию, где позже был убит в сражении.

В 654 году го обвинили в сговоре с сарацинами и неканоническом восхождении на папский престол. Ночью го арестовали и отправили на остров в Эгейском море. Долго длилось судилищ над ним, но он так и не отказался признавать свою вину. Он был сослан в Херсонес Таврический, где приставился в 655 году. Изначально похоронили его в Влахернской церкви Пресвятой Богородицы. Позже останки были перенесены в Константинополь, а оттуда в Рим.

Храм в честь святого Мартина

В России на его честь построили храм святителя Мартина Исповедника папы Римского. Находится он в Алексеевской Новой Слободе неподалеку от Таганки. Его считают хранителем большого количества тайн и многовековой истории. Он один из самых старых представителей христианских сооружений. Многие архитекторы считают его примером русского зодчества.

Предполагают, что построен он был в 1502 году, хотя точную дату не установлено. Имя святого созвучно с греческим словом «мучение». В некотором роде оно обладает символическим значением. Первые письменные упоминания о нем относят к 1625 году. Некоторое время он был закрыт и использовался не по назначению. Но теперь все вернулось обратно. Ежедневно в него стремится вереница из верующих. Особенно много их в церкви святого Мартина Исповедника на Таганке в дни памяти святого – 27 апреля, 28 декабря.

О чем молятся святому папе

Люди считают, что помолившись святому, который «специализируется» на той или иной проблеме, можно сразу получить ее решение. Но это правда только на половину. Важную роль в этом всем играет наша вера в Господа и искренность. Если обращаться просто для «галочки», то это не принесет никакой пользы.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В чем помогает Мартин Исповедник? Есть некоторые аспекты, в которых он чаще всего проявлял свою помощь нуждающимся. К ним относят:

  • укрепление веры;
  • преодоление трудностей различного характера;
  • исцеление от недугов;
  • правильность принятия решений.

Обращаясь к нему будет не лишним поставить перед собой икону Мартина Исповедника. Зажгите свечу и постарайтесь максимально сконцентрироваться на происходящем, чтобы ничего вас не отвлекало. Говорить можно своими словами или использовать текст молитвы:

«Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Помнит, что совершенно не будет лишним сначала поблагодарить Господа за все, что имеем, а после приступать к прошениям.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Мартине:

LiveInternetLiveInternet

Великолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник св. Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

В честь этого храма переулок рядом назван Мартыновским

Вся жизнь святого была воплощением мученичества — он прошел через страшные и долгие страдания за истинную веру, оставаясь верным учению христианской Церкви.Святитель Мартин Исповедник Пострадавший в 647 году от императора Констанца II при византийском патриархе-еретике Павле Самосадском за Истину и чистоту Православия против монофилитской ереси

В 648 г. сторонники ереси монофелитства император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос (tupoV peri pistewV), в котором предписывалось «ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях». За неповиновение налагались наказания церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.

Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе.

В 649 году он стал епископом Римским, тогда как правящий император Конста был приверженцем монофелитской ереси. Император велел новому епископу принять монофелитство, но получил от него не только твердый отказ, но и проклятие: в 653 году св. Мартин собрал поместный собор из западных епископов, на котором монофелитское учение было проклято.

Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse.

Мейендорф Иоанн, прот, : Сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. подвергнутый унижению, оскорблению и избиению глумящейся толпой, святой старец был сослан в наш крымский Херсонес Таврический, где и умер от нужды, голода, холода и болезненного старчества в 655 году. Был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской (в Севастополе). У его гробницы произошли чудесные исцеления. Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были перенесены сначала в Константинополь и затем в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского. , а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

ИСПОВЕДНИКИ -разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.

Тропарь св. Мартину Исповеднику, Папе Римскому

Истинных повелений устне распространил еси,
зловерие низложил еси, Богомудре Мартине,
святителю всечестне, поминай нас,
угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими,
да в мире устроиши живот наш.
Москве идет восстановление храма Святителя Мартина Исповедника. Церковь, которая напоминает уменьшенную копию лондонского собора Святого Павла, построили в XVII веке по проекту русского архитектора Родиона Казакова.

Как гласит московское предание, новый храм св. Мартина Исповедника был выстроен по образцу собора святого Апостола Павла в Лондоне, построенного гениальным архитектором Кристофером Реном.

Храм Св Павла в Лондоне строительство завершено в 1708г

Первый деревянный храм св. Мартина Исповедника в Москве был основан в дворцовой ремесленной слободе на Таганке. Считается, что он появился здесь уже в 1492 году как местный приходской храм, а при Василии III был перестроен в камне и освящен.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, — но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен,

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клауди, эти росписи сохранились и до нашего времени. (который прежде расписал первую домовую церковь св. мученицы Татианы в Главном здании Московского университета на Моховой и не сохранившиеся фрески Малого собора Донского монастыря)) Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение храма :

  • Главный престол освящен во имя Вознесения Господня
  • придел – во имя Грузинской иконы Богоматери
  • придел — святителя Мартина Исповедника.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

В1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.
1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих».

Александр Константинопольский преподобный Александр, начальник обители Нусыпающих. Он жил где-то в 5 веке. Его жизненный подвиг особенный! И напрямую связан с псалмами. Дело в том, что он распространил чин Неусыпаемой Псалтири, который сейчас так особо излюблен монастырями, и прославился как великий чудотворец.
Как читаем в Четьи-Минеях:
«Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре чреды, чтобы всякий зная час своей чреды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения. Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и самая эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих»..

Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих», родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако его влекло иное призвание: он оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии под руководством игумена Ильи. Четыре года он провел в строгом послушании и иноческих подвигах, после чего получил благословение игумена на пустынножительство. Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия. Преподобный подвизался в пустыне семь лет. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Святой обратил ко Христу местного градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен святительского сана и 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Одновременно с Равулом Крещение приняли все местные жители, которые перед таинством сожгли на площади своих идолов. Утвердив в вере новообращенных, преподобный Александр опять ушел в пустыню, где случайно попал в пещеру разбойников. Не испугавшись грозившей ему смерти, он проповедал им Евангелие и убедил покаяться. Действительно, все разбойники искренно раскаялись, приняли святое Крещение, а свой вертеп обратили в монастырь, где пребывали в покаянии и молитве. Преподобный Александр поставил им игумена, дал устав, а сам удалился еще дальше в пустыню. Несколько лет он жил в полном одиночестве. Но и туда начали стекаться к преподобному любители безмолвия. Возник монастырь, насчитывавший до 400 иноков. Желая в этом монастыре установить непрерывное славословие Господу, преподобный три года молился, чтобы Создатель открыл ему Свою волю и, получив откровение, ввел в монастыре следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, день и ночь они пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения Богослужения. Обитель получила наименование «неусыпающих», потому что подвижники круглосуточно песнословили Бога.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, отправился он с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия, преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев. Однако, по проискам злых завистников, преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав «неусыпающих». В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того, как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

Празднуется 8 марта и 16 июля.(23 февраля и 3 июля по старому стилю).

В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых

Сайт http://www.s-martin.ru/

В Храме 5 приделов

  1. Главный престол освящен во имя Вознесения Господня
  2. придел во имя Грузинской иконы Богоматери
  3. придел святителя Мартина Исповедника.
  4. преп. Александра монаха
  5. преп Михаила Клопского

Сильное впечатление, как и внешний вид храма, производит и его интерьер — мощный, богатый, классический, с обилием позолоты и украшений. И храм посетившему его человеку предстает как единое целое

Святыни

Грузинская икона Божьей Матери

В царство благоверного Царя Михаила Фёдоровича в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Тогда были взяты и вывезены в Персию многие грузинские святыни и иконы не почитания ради, но с целью продажи их русским купцам. В1625 году эту икону с великой радостью купил у персиянина благочестивый приказчик ярославского купца Георгия Лыткина. В то же время самому Георгию было откровение Божие во сне о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком Стефаном в Персии и повеление отослать её в Красногорский мужской монастырь Двинской области ( Холмогоры ). Купец отнёс икону в указанную обитель и здесь она прославилась многими чудотворениями. По благословению Святейшего Патриарха Филарета икону стали с крестным ходом обносить по городам и монастырям России. Тогда повсеместно появились списки этой чудотворной иконы. Одним из самых древних считается список, хранящийся в Раифской обители Казанской епархии. Списки были сделаны и в Москве. Один из них находится в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, другой находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, который в начале XX века был разрушен, а образ перенесли в храм св. апостолов Петра и Павла на Яузе. В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона торжественным крестным ходом была перенесена в храм святителя Мартина Исповедника, где поныне и находится

Икона Божией Матери «Всецарица» и мощевик в северной части храма и мощевик в северной части храма
В мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Икона «Всех святых» и мощевик в южной части храма.
В мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

частица мощей Матроны Московской и рубашечка (срачица), в которой она была похоронена.

Когда св. Мартин занял Кафедру св. Петра после папы Феодора (649), положение Церкви, на Востоке особенно, было плачевное. Вследствие определенного на Халкидонском Соборе православного учения Кафолической Церкви о двух естествах и одном лице в Иисусе Христе на Востоке произошло глубокое разделение. Так как эллинизм народностей, входящих в состав византийской Империи был чисто внешний, то каждая этническая группа и
поторопилась, дабы избавиться от политической гегемонии Византии, обеспечить за собой независимость хотя бы в области церковной. Успех несторианства в Месопотамии создал Халдейскую церковь, проникшую в Персию вплоть до Индии. Распространение монофизитства породило Коптскую церковь в Египте, Абиссинскую церковь в Эфиопии, Яковитскую церковь в Сирии и Армянскую церковь в Средней Азии. Монофелитству же обязана своим существованием Маронитская церковь в Ливан .
В силу этих условий монофелитство показалось Константинопольским императорам и патриархам средством удержать под законами Империи и под своей юрисдикцией ускользающих от их власти монофизитов. Сохраняя оба естества во Христе, они одновременно прибегли к ловкой сделке, уступив им, что в этих двух естествах действовала одиа воля, разрушая тем самым цельность одного из естеств. С этой-то ересью пришлось Св. Мартину бороться. Ее главными распространителями были один за другим три патриарха Константинопольских, Павел, Сергий и Пирр, александрийский патриарх Кир, Феодор епископ Фаранский и императоры Гераклий (610—641) и Констанс (641—668).
Впервые проявилось монофелитство в указе императора Гераклия, обнародованном в 638 г. под названием Эктезиса (Изложение) и тайно составленном Константинопольским патриархом Сергием. Указ этот от начала до конца богословский трактат. Он запрещает проповедь о двух естествах во Христе, но разрешает признавать в Нем лишь одну волю.
Тогда как Сергий, а за ним Пирр и Павел старались распространить этот указ, римские папы не только отказались его подписать, но даже произнесли ему анафему; точно также спустя 10 лет патриарх Павел сделал вид что он уступает, а сам между тем издал указ, обнародованный императором Констансом в 648 г. под названием Типос (образец), в котором запрещался всякий спор о едином естестве или единой воле так же как и о двух природах и двух волях. Истину заглушало молчанье.
Тогда и явился Мартин.
Латеранский Собор издал 20 канонов против монофелитства на латинском и греческом языках; они были впоследствии приняты шестым вселенским Собором и их считали лучшим и яснейшим изложением православного учения Кафолической Церкви

В 669 г. уже в их монографии о монофелистве агиографы братья Феодосий и Феодор иеромонахи Гангрские величали Св. Мартина славными титулами: «верховнейший и апостольский папа, председатель всей церковной иерархии правоправящей под небесами, папа верховнейший и вселенский, папа апостольский и корифей». Позднее, но не известно точно в котором году, останки его были перевезены в Рим и положены в церкви Св. Мартина Турского или Милостивого. Церковь наша празднует память его 14 апреля и величает его величанием, которым чествуют святых Пап: «Что тя ныне, Мартине, провещаем?.. Верховника священных повелений божествениых неложна … (Стихиры). В каноне знаменитого песнопевца Иосифа (+ 883) читается: «Украсив Петров божественный престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд, Мартине, с ним прославился еси (песнь 7-я).
Приведем из этой же песни 7-й часто въшускаемое в современном славянском тексте место, которое находится в греческом оригинале: «Признаем тебя за основание епископов, за столп веры православной и за наставника в духовном учении

Святитель Марти́н I, папа Римский

Свя­ти­тель Мар­тин Ис­по­вед­ник, па­па Рим­ский, был уро­жен­цем Тос­кан­ской об­ла­сти в Ита­лии. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и по­сту­пил в клир Рим­ской Церк­ви. По­сле смер­ти па­пы Фе­о­до­ра I (642–649) пре­сви­тер Мар­тин был из­бран на пре­стол.

В то вре­мя мир Церк­ви был на­ру­шен ере­сью мо­но­фе­ли­тов, по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Бес­ко­неч­ные спо­ры мо­но­фе­ли­тов с пра­во­слав­ны­ми про­ис­хо­ди­ли во всех сло­ях на­се­ле­ния. Им­пе­ра­тор Кон­станс (641–668) и Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Па­вел II (641–654) так­же бы­ли при­вер­жен­ца­ми ере­си мо­но­фе­ли­тов. Им­пе­ра­тор Кон­станс из­дал ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» (Ти­пос), обя­за­тель­ный для все­го на­се­ле­ния. В нем за­пре­ща­лись вся­кие даль­ней­шие спо­ры.

Этот ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» был по­лу­чен в Ри­ме в 649 го­ду. Свя­той па­па Мар­тин, твер­дый по­бор­ник пра­во­сла­вия, со­звал в Ри­ме По­мест­ный Со­бор, ко­то­рый осу­дил мо­но­фе­лит­скую ересь. Свя­ти­тель Мар­тин од­новре­мен­но по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу по­сла­ние с уве­ща­ни­ем вер­нуть­ся к Пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Олим­пию до­ста­вить свя­ти­те­ля Мар­ти­на на суд. Но Олим­пий, при­быв в Рим, по­бо­ял­ся ду­хо­вен­ства и на­ро­да, со­шед­ше­го­ся на Со­бор, и по­до­слал во­и­на, чтобы тай­но убить свя­то­го па­пу. Ко­гда убий­ца при­бли­зил­ся к свя­ти­те­лю Мар­ти­ну то неожи­дан­но ослеп. Ис­пу­ган­ный Олим­пий по­спеш­но уехал в Си­ци­лию и вско­ре был убит в сра­же­нии.

В 654 го­ду им­пе­ра­тор по­слал в Рим с преж­ней це­лью дру­го­го во­е­на­чаль­ни­ка, Фе­о­до­ра, ко­то­рый предъ­явил свя­ти­те­лю Мар­ти­ну тяж­кие об­ви­не­ния в тай­ном об­ще­нии с вра­га­ми им­пе­рии – са­ра­ци­на­ми, ху­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и нека­но­ни­че­ском вступ­ле­нии на пап­ский пре­стол. Несмот­ря на предъ­яв­лен­ные рим­ским ду­хо­вен­ством и ми­ря­на­ми до­ка­за­тель­ства пол­ной невин­но­сти свя­то­го па­пы, во­е­на­чаль­ник Фе­о­дор но­чью с от­ря­дом во­и­нов схва­тил свя­ти­те­ля Мар­ти­на и от­пра­вил его на один из Цик­лад­ских ост­ро­вов (Нак­сос) в Эгей­ском мо­ре. Це­лый год то­мил­ся свя­ти­тель Мар­тин на этом по­чти без­люд­ном ост­ро­ве, тер­пя ли­ше­ния и оскорб­ле­ния от стра­жи. За­тем из­му­чен­но­го ис­по­вед­ни­ка на­пра­ви­ли на суд в Кон­стан­ти­но­поль.

Боль­но­го стар­ца при­нес­ли на но­сил­ках, но судьи гру­бо при­ка­за­ли ему под­нять­ся и от­ве­чать стоя. По­ка шел до­прос, во­и­ны под­дер­жи­ва­ли осла­бев­ше­го от бо­лез­ни свя­ти­те­ля. На су­де вы­сту­пи­ли лже­сви­де­те­ли, окле­ве­тав­шие свя­то­го в из­мен­ни­че­ских свя­зях с са­ра­ци­на­ми. При­страст­ные судьи не ста­ли да­же слу­шать оправ­да­ний свя­ти­те­ля. В глу­бо­кой скор­би он ска­зал: «Гос­по­ду из­вест­но, ка­кое ве­ли­кое бла­го­де­я­ние ока­же­те вы мне, ес­ли ско­ро пре­да­ди­те смер­ти».

По­сле та­ко­го су­да свя­ти­те­ля в разо­дран­ной одеж­де вы­ста­ви­ли на из­де­ва­тель­ство тол­пы, ко­то­рую за­став­ля­ли кри­чать: «Ана­фе­ма па­пе Мар­ти­ну!» Но те, кто знал, что свя­той па­па стра­да­ет невин­но, со сле­за­ми ухо­ди­ли. На­ко­нец, са­кел­ла­рий, по­слан­ный им­пе­ра­то­ром, по­до­шел к во­е­на­чаль­ни­ку и огла­сил при­го­вор – ли­шить па­пу са­на и пре­дать смерт­ной каз­ни. По­лу­на­го­го свя­ти­те­ля за­ко­ва­ли в це­пи и по­во­лок­ли в тем­ни­цу, где за­клю­чи­ли с раз­бой­ни­ка­ми. Они бы­ли бо­лее ми­ло­серд­ны к свя­ти­те­лю, чем ере­ти­ки.

Меж­ду тем им­пе­ра­тор при­шел к уми­рав­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу и рас­ска­зал ему о су­де над свя­тым Мар­ти­ном. Тот от­вер­нул­ся от им­пе­ра­то­ра и ска­зал: «Го­ре мне! Еще но­вое де­я­ние к мо­е­му осуж­де­нию», – и про­сил пре­кра­тить му­че­ния свя­ти­те­ля Мар­ти­на. Им­пе­ра­тор опять по­слал к свя­ти­те­лю в тем­ни­цу но­та­рия и дру­гих лиц для до­пол­ни­тель­но­го до­про­са. Свя­ти­тель от­ве­чал им: «Ес­ли да­же и раз­дро­бят ме­ня, не бу­ду в об­ще­нии с Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью, по­ка она пре­бы­ва­ет в зло­ве­рии». Му­чи­те­ли бы­ли по­ра­же­ны му­же­ством ис­по­вед­ни­ка и за­ме­ни­ли смерт­ную казнь ссыл­кой в от­да­лен­ный Хер­со­нес Та­ври­че­ский.

Там свя­ти­тель и скон­чал­ся, из­ну­рен­ный бо­лез­нью, нуж­дой, го­ло­дом и ли­ше­ни­я­ми († 16 сен­тяб­ря 655). Он был по­гре­бен вне го­ро­да во Влахерн­ской церк­ви во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ересь мо­но­фе­ли­тов бы­ла осуж­де­на на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 го­ду. Мо­щи свя­то­го ис­по­вед­ни­ка па­пы Мар­ти­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а по­том в Рим.

См. так­же: «Стра­да­ние во свя­тых от­ца на­ше­го Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка, па­пы Рим­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Мартин Исповедник, папа Римский, святитель.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский. Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 — 649) пресвитер Мартин был избран на престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения.
Император Констанс (641 — 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 — 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры. Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.
Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.
В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи — сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.
Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя.
Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».
После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор — лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.
Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», — и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
День памяти: Апрель 14
Жизнеописание Св. Мартина, Епископа Римского (выдержки из книги «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев» Д. М. Струков.) После кончены Феодосия, епископа Римского, на кафедру римской церкви был возведен св. Мартин в 649 г., в то время императором был Конста, сын Константина, внук Ираклия, последователь монофелитской ереси: он написал изложение веры «тупос» заключавшее в себе монофелитское учение.
Когда Мартин был возведен на римский престол, то император Конста послал ему свою книгу с повелением отказаться от православия и принять монофелитство: блаженный же Мартин ответил императору: «если бы и весь мир это новое учение, православию противное, захотел принять, то и не приму и не отступлю от евангельского и апостольского учения и от предания Св. Отец, если бы даже пришлось пострадать до смерти».
Потом к патриарху Павлу, исповедовавшему монофелитскую ересь, Мартин отправил послов, поручив им просить патриарха о том, чтобы он пребывал с ним в единомыслии, не творил церковного раздора, не сеял плевелов еретических посреди пшеницы веры благочестия, и чтобы увещевал царя отказаться от мудрования, столь противного Церкви; патриарх Павел не только не внял совету св. Мартина, но даже послов его избил и заточил в дальние страны.
Тогда св. Мартин, по совету св. Максима епископа Хрисополитанского, бывшего в то время в Риме, собрал поместный собор из западных епископов, которых собралось 150 в 653 году; на этом соборе монофелитская ересь была предана анафеме и написано послание к верным, объясняющее вред монофизитской ереси; царь Конста, услышав о том, весьма разгневался и послал воеводу Олимпия в Рим, взять епископа Мартина. Олимпий, приехав в Рим, застал еще поместный собор и не решился сделать никакого насилия епископу, но приказал одному из воинов убить его в церкви; когда пришел в церковь воин с мечом, спрятанным под одеждою, и приблизился к святому, то вдруг ослеп: Олимпий, видя, что сам Господь хранит служителя своего, оставил святого Мартина в покое и отправился в Сицилию сражаться с сарацинами и там был убит.
Тогда Конста, по наущению патриарха Павла, послал в Рим воеводу Феодора Каллиопа, чтобы заключить св. Мартина в темницу, обвинив его ложно в том, что он еретик и относится без должного уважения к Пресвятой Богородице. Когда посланный от царя приехал в Рим, то публично начал обвинять св. Мартина, блаженный же Мартин оправдывался от взводимой на него клеветы, говоря: «С сарацинами никакого не имею сношения, кроме того, что посылаю милостыню православным, живущим у сарацин в бедности; а кто Пречистую Матерь не чтит, и не исповедует и не поклоняется ей, тот да будет проклят в нынешний век и в будущий веру же от святых Апостол и Богоносных отец преданную, ни я, а царь и патриарх исповедуют еретично».
Посланный от царя, не слушая оправдания епископского, во всем его обвинял, и сказал, наконец, что он неправильно взошел на престол; затем приказал воинам ночью взять Мартина, привести в гавань, посадить на корабль и отправить на Цикладские острова; на одном из этих островов Накасии, св. провел целый год, моримый голодом. Если, что ему приносили боголюбцы, милосердствующие об изгнанном епископе, то все это похищали стражники, отнимая силою у приносящих, и говорили им, что если кто из вас любит его и милосердствует о нем, тот враг отечеству; так как Мартин – изгнанный еретик и противник Божий. Наконец, святой изнемог телесно и был отвезен в Византию в 654 г.
В Византию корабль приехал осенью в гавань Евфимьеву, близ Архандии, рано утром, и тотчас же к святому, очень больному, пришли некоторые лица, нарочно от царя и от патриарха, присланные для злословия и поношения столь праведного архиерея Божия, и он должен был переносить это с утра до вечера; вечером же пришел нотарий, по имени Саголива ж со многими воинами и взял святого с корабля на носилках (так как по болезни он не мог ходить), принесли его в дом ирандиаия, положили в темной и тесной комнате, и, приставили сильную стражу; в темнице святой пробыл двадцать три дня, не могши ни с кем беседовать. Потом его принесли в дом саккелария к собравшимся сенаторам, и когда он был внесен к ним в заседание на носилках, то старший сенатор закричал на святого, повелевая ему встать; принесшие слуги сказали, что он стоять не может, так как очень болен; тогда сенатор с гневом приказал Мартину стоять пред ними, хотя и больному, а если стоять не может, что чтобы его поддерживали; встал святый посреди комнаты, поддерживаемый воинами; в заседании были также и многие лжесвидетели, возводившие на святого ложные вины, в справедливости которых клялись Св. Евангелием.
Когда же блаженный Мартин, не умея говорить по-гречески, хотел оправдаться чрез переводчика, то не дали ему говорить, а переводчика бесчестными словами унижали. Говорил же им святейший епископ: «видит Господь, что великое благодеяние сотворите мне, если вскоре каким-либо образом убьете меня». Потом святой был приведен к позорному столбу, где не мог стоять, был посажен; царь же смотрел на него тайно с высокой башни.
Потом пришел от царя сакелларий и грозно сказал святому «смотри, ты оставил Бога и Бог оставил тебя»; сказавши это, повелел народу проклинать блаженного Мартина; и чернь народная кричала: «анафема Мартину епископу»; те же, которые знали о невиновности его, с унылыми лицами и слезами уходили с позорища; затем сакелларий велел претороначальнику взять святого и разорвать на части, спекулаторы совлекли с него верхнюю одежду, нижнюю же разодрали на святом сверху до низу, надели тяжкие вериги на шею и на все тело, повлекли с позорищного места в преторию, впереди несли обнаженный меч, которым он должен был быть усечен. Некоторые из народа ругались, поносили святого и кивали головами, говоря: «Где есть Бог его, где учение веры его?», некоторые же плакали и рыдали, видя такое бесчестие и мучение, причиняемое столь великому святителю Божию.
Привлекши блаженного в преторию, ввергли его в темницу среди злодеев и разбойников: затем связанного влекли его по лестнице, на которой святый ударялся от ступени и получил ушибы даже до пролития крови. Чрез несколько времени принесли его в другую темницу, называемую Диомидовою, в которой от болезни и холода святой едва не умер.
Жена темничного стража сжалилась над святым, пришла тайно в темницу к узнику, взяла его оттуда, обвязала раны, положила на своей постели и одела теплым одеялом, где лежал святой до вечера безгласен, как мертвый; поздно же вечером Григорий, старейшина царских евнухов, послал с пищею к святому своего дворецкого, приказав при этом сказать, чтобы он не изнемогал в скорби, уповал бы на Бога, ибо не умрет; услышав его слова, преподобный Мартин опечалился, неприятно ему было это слышать, желая лучше умереть в страдании за правоверие; на утро царь посетил болящего патриарха Павла еретика, который был при смерти, и рассказал ему все о Мартине. Павел же тяжко застонал и, обратясь к стене, сказал: «Увы мне, и это приложится к осуждению моему», царь тогда спросил, что значат сии слова, на что отвечал патриарх: «Очень тяжкие страдания переносит епископ», и клятвенно увещевал царя, чтобы он перестал мучить Мартина.
Через восемь дней умер патриарх Павел, и послал царь нотария Демосфена со знатными мужами в темницу Диомидову к святому Мартину, который пришел сказал: «Владыка, наш царь говорит тебе: в какой ты был славе, и в какое бесчестие впал: в бесчестии же этом ты сам виновен».
Святой епископ возведя очи к Богу ответил: «Слава и благодарение о всем Единому царю бессмертному».
Через восемьдесят пять дней пребывания святого в темнице, пришел к нему нотаций Саголива говоря: «Приказано мне взять тебя в дом мой, а потом, куда-то ты будешь послан»; просил святой: «Куда я буду послан и в какое место?», но натарий не желал отвечать; после чего сказал преподобный: «Оставьте меня здесь в темнице даже до того часа, в который уже некуда будет послать». Когда ушел нотарий, св. Мартин сказал своим соузникам: «Приступите братия, и дадим последнее друг другу целование, так как хотят меня отсюда взять, – все с ним прощались со слезами, а святой с веселым лицом сказал им: «не плачьте, но еще более радуйтесь за меня, так как в заточение иду я за правоверие», потом опять пришел вышеупомянутый нотарий, взял святого и посадил в корабль при неутешном плаче всех бывших в темнице. На корабле святого отправили в Херсонес, что на Таврическом полуострове, в Инкерманские каменоломни, где его мучили голодом в продолжении двух лет.
Через два же года святой скончался о Господе в 655 году 16 сентября и святое тело его было погребено вне города Херсонеса, в церкви Пресв. Богородицы Влахернская, гроб же его прославился многими исцелениями. Память его празднуется апреля 14 день. По сказанию Сурия, мощи св. Мартина из Херсонеса перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где находятся в церкви св. Мартина Турского. Поделиться:

Святитель Мартин Исповедник. Православный календарь на 27 апреля

27 апреля (14 апреля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й (святых жен-мироносиц) седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. На трапезе благословляется рыба. Сегодня совершается память множества христианских святых, сем из которых известны по именам, а также празднование в честь двух почитаемых православных святынь. Далее коротко расскажем о них.

***

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский. Один из самых почитаемых в Православном мире Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим еще не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Одним из таковых столпов Православия на Западе был Святитель Мартин, занимавший Римский престол в середине VII столетия (в 649-655 годах от Рождества Христова).

В эти времена Рим Новый – Константинополь — был поражен ересью монофелитства (умалявшего Вочеловечение Христа, но не отрицавшего Его Человеческую природу – подобно монофизитству, а утверждавшего, что у Христа была лишь одна воля – Божественная, не признавая, подобно Православию, Человеческой воли Спасителя). Дошло до того, что и Ромейский царь (Византийский император) Констанс и Константинопольский Патриарх Павел II были приверженцами монофелитства. При них был создан еретический «Образец веры» («Типос»), который вероотступники пытались навязать Папе Римскому и всей Западной Церкви. Вот, как это описывается в Житии Святителя Мартина:

Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп…»

Несмотря на это чудо, явно свидетельствовавшее о правоте Святителя Мартина, через несколько лет император вновь потребовал доставить Римского Первосвятителя в Константинополь, сопровождая приказ ложными обвинениями в адрес Папы, будто тот вступил в сговор с сарацинами, хулит Пресвятую Богородицу, а Папский престол занял в нарушение церковных канонов:

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти». После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили…»

Когда еретичествующий Константинопольский Патриарх Павел узнал о страданиях Папы Мартина, он на время раскаялся и уговорил императора не казнить Святителя. Однако последний до последнего отказывался примириться с Патриархом, пока тот не оставит ересь, говоря: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». В итоге Папу Мартина сослали в Херсонес Таврический (на территорию нынешнего Крыма), где он вскоре отошел ко Господу в 655 году от Рождества Христова.

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Впоследствии мощи Святителя были перенесены во вновь ставшим православным Константинополь (после того, как монофелитская ересь была осуждена на V Вселенском соборе 680 года от Рождества Христова), а затем – в Рим. Одним из важнейших символов почитания Святителя Мартина Исповедника в Русской Церкви является то, что один из самых величественных храмов центра Москвы, находящийся в Таганском районе столицы, посвящен именно этому великому святому.

***

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Святые страдальцы Литовской Руси XIV столетия, принявшие мученические венцы в период правления отступившего от христианства князя-язычника Ольгерда в 1347 году от Рождества Христова. Символично, что эти святые не скрывали своего исповедания христианства, согласно церковным правилам, соблюдая посты и отказавшись от бритья бород.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Ардалион. Святой страдалец, погибший за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Несмотря на далекое от христианства актерское занятие («лицедейство»), святой Ардалион сподобился от Господа мученического венца. Вот как это описывает Житие святого страдальца:

Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа.

Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца».

1000 Персидских мучеников и Азат скопец. Мученик Азат был придворным евнухом, особо приближенным к персидскому царю Сапору. Вместе с тысячью других христианских мучеников он был казнен за твердое исповедание Истинной веры в 344 году от Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер. Православный священнослужитель, исповеднически пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но умерший своей смертью в 1941 году от Рождества Христова. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Виленская и Виленская Остробрамская иконы Божией Матери. Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, чтимые в Русской Церкви православные святыни, явленные в разные годы на территории Литовской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь этих угодников Божиих, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Христос Воскресе!

Цитата сообщения Оксана_Лютова Церковь Святого Мартина Исповедника на Таганке. Москва.

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, находится в тихом уютном районе старой Москвы на улице Солженицына, в царские времена Большой Алексеевской (в советское время — Большой Коммунистической) близ Таганки. Это один из старинных московских православных храмов, свидетель и хранитель многовековой истории.
Вид на храм со стороны улицы Солженицына
Построенный в стиле классицизма, Храм святителя Мартина Исповедника представляет собой признанный шедевр русского зодчества. Величественное здание, стоявшее на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, с древних времен формировало художественный облик всей Таганки, всегда отличалось своей мощью и оригинальностью.

Доподлинно неизвестно время строительства каменного храма на данном месте — предположительно 1502 год. Летописная традиция связывает посвящение храма святителю Мартину Исповеднику с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного, что случилось 14 (27) апреля 1502 года — в день памяти святителя Мартина, Папы Римского.
Имя святого Мартина созвучно греческому слову «мучение». Жизнь святого была воплощением этого смысла – он прошел через долгий путь страданий, оставаясь верным учению христианской Церкви. В июле 649 года он стал Папой Римским. Правящий император Констант II был приверженцем монофелитства и велел новому епископу принять учение, однако Мартин отказался и на Латеранском соборе в 649 году осудил монофелитов как еретиков. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить его. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп. Тогда император послал другого военачальника, Федора Каллиопа, чтобы тот заточил епископа в тюрьму по ложному обвинению в еретичестве. Не слушая никаких оправданий святого Мартина, Каллиоп ночью арестовал его и на корабле отправил на Цикладские острова, где святой пробыл в заточении целый год, перенося пытку голодом. После чего папа был вызван в Византию на суд, где подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. После долгих издевательств его приговорили к смерти и после заточили в темницу.

В это время скончался патриарх Павел, когда-то причинивший святому Мартину немало зла. Перед смертью, раскаявшись, он просил императора ослабить страдания мученика. Тогда по приказу императора святого не казнили, а на корабле сослали в Херсонес Таврический, где он умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского.

Фреска с изображением Мартина Исповедника в экстерьере храма
Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVI вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу принялось охотно заселять московское купечество, что во-многом определило благоприятную судьбу Мартиновского храма.
В 1791 началось возведение нового, дожившего до нашего времени, храма в стиле классицизма. Строился он по заказу и на средства местного прихожанина, московского купца-чаеторговеца, позже московского городского головы, В.Я. Жигарева. Архитектором был приглашен Родион Казаков. В 1806 году Митрополит Московский Платон освятил престол нового храма. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.
Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне — Яузская больница №23 — втечение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, которые сдались в плен входящим в город русским войскам, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии. В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После прихода к власти большевиков храм постигла участь многих московских святынь.

1922 год. Внутри храма.
К счастью, его не разрушили: по декрету 1922 года была изъята значительная часть ризницы, в 1924 году церковь была разграблена.

1929 год
В 1931 году храм закрыли, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, растащен интерьер.
В 1980-1990 годы здесь размещалось хранилище Всесоюзной Книжной палаты.
С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим, который окончательно завершился в 1996 году. В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов.
Вновь храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием в мае 1998 года.
В настоящее время постоянно идут работы по совершенствованию интерьера и экстерьера. После возвращения здания церкви, еще в 90-е годы, были проведены все необходимые инженерные работы, постепенно воссоздана настенная живопись, возвращен иконостас центрального алтаря.
Сегодня работы над боковым фронтоном полностью завершены. Леса сняты.
Фреска с изображением сцены Преображения Господня украсила фронтон
Преображение Господне — важнейший праздник Православной Церкви, празднуется 6 (19) августа. Установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковым и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор. Описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия Иисуса Христа, когда во время одной из молитв Иисуса со своими учениками лицо его преобразилось, одежды сделались белыми и из облака раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7).
Праздник появился на Руси вместе с принятием христианства и со временем оказался приуроченным к уборке яблок. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом. С этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.
В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Пророки Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».
Работы художника Михаила Сатарова. Старая Москва.
Сегодня внутренний и внешний вид храма рождают ощущение единства и постоянства, кажется, что таким величественным и красивым он был всегда. Храм Святого Мартина по-прежнему является главной достопримечательностью Таганки и всей Москвы.

http://www.antikvariat.ru/
http://sergeybond.livejournal.com/

МАРТИН I РИМСКИЙ

Св. Мартин, папа Римский

Мартин Исповедник (+ 655), папа Римский, святитель

Память 14 апреля , 13 апреля (Греч. ), 20 сентября (Греч. ), в Соборе Крымских святых

Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди, Умбрия, Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. «И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу». Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Четыре года спустя (653), через год после смерти Олимпия, папа Мартин и прп. Максим Исповедник были арестованы по обвинению в государственной измене. Попутно на словах прибавлялись разные обвинения, и религиозные, и политические, будто папа неправославно учил ο Богородице или будто он посылал деньги сарацинам. К тому времени папа уже несколько месяцев лежал в подагре. Экзарх Италии Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи.

В сентябре 654 года измученного исповедника привезли на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» — начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим…» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

«Ну, a ты, — ответил папа, — ты помешал Георгию и Валентину восстать против императора?» (Это было восстание в Константинополе, путем которого воцарен был Конста, ныне царствующий) «Удалось ли вам помешать? Так как же я (безоружный), что мог я сделать против человека, располагавшего всеми сухопутными и морскими силами Италии?» — К этому папа добавил: «Прошу вас, Христа ради, сделайте со мной скорее, что вы хотите. Всякая смерть будет для меня благодеянием.»

Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита — судьи — собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, — приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей — выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», — и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Через три месяца тюремного сидения в марте 655 года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:

«Хлеб известен здесь только по имени… Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха».

Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.

Свт. Мартин скончался 16 сентября 655 года, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш.

Литература

  • Grizar H., Una vittima del despotismo bizantino. Papa S. Martino (649—654/655) // Civilta cattolica. Roma, 1970. T. LVIII. P. 272-275, 656-666;
  • Brandes W., «Juristische» Krisenbewältung im 7. Jahrhundert? Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximos Homologetes // Forschungen zur Byzantinischen Rechtschichte. Fontes Minores. 1998. Bd. 10. S. 141-212;
  • Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 173-190:
    • (электронная версия на сайте прихода храма Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе)
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, : 1991, Т. 52 (77), С. 47-56, : 1992, Т. 53 (78), С. 80-88:

Использованные материалы

  • Карташев А.В., «Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г.» // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
  • «Святитель Мартин Исповедник, папа Римский», страница календаря на портале Православие.Ru:
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, : 1991, т. 52 (77), с. 47-56
  • Юлаев Феодор, иером, Латеранский Собор 649 г. // Православная Энциклопедия, т. 40, М., 2015. с.121-128:
  • Saint Herman Calendar 2008, p. 32.
  • Минея-апрель, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 251:
    • — тропарь

По месяцеслову Румынской Православной Церкви — вместе со «святыми исповедниками епископами Запада Сергием, Пирром и Феодором, иже со святым Мартином». См. «Tot în această zi, pomenirca sfinţilor mărturisitori episcopi de Apus: Serghie, Pir şi Teodor, care au fost împreună cu sfântul Martin», страница румынского сайта Calendar Ortodox — Sfintii Zilei — Vietile Sfintilor — Sinaxar (Православный календарь — Святые дня — Жития святых — Месяцеслов), ; . Иных сведений о таких святых нет. При этом тот же ряд имён упоминается в каноне святому Мартину в ином контексте: посреди Собора отвергл еси Пирра, Сергия и Феодора, Кира же / и подобныя тем буесловящим злославныя, отче (песнь 3-я, ). Речь в каноне идёт о главных соперниках святителя — монофелитах патриархах Константинопольских Сергии и Пирре, патриархе Александрийском Кире и епископе Фаранским Феодоре.

«Ὁ Ἅγιος Μαρτίνος πάπας Ρώμης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

«Άγιοι Μαρτίνος Πάπας Ρώμης και Μάξιμος ο ομολογιτής ο σοφώτατος», страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов),

В Москве начато строительство современной церкви в 1791 году. Храм строился 15 лет.
Однако точное время строительства каменного храма на данном месте неизвестно — предположительно 1502 год, в память о дате благословения Василия III на великокняжеское правление, что случилось 14 апреля 1502 года — в день памяти Святого Мартина Исповедника, Папы Римского († 655 год). Иван Снегирёв считает, что церковь была построена в 1492 году.
В 1780 году Москву посетил австрийский император Иосиф II, принимать которого пришлось европейски образованному митрополиту Московскому Платону. Архиерей не только показал царственному гостю город, но и произвёл на него неизгладимое личное впечатление, так что Иосиф на вопрос Екатерины II назвал Платона главной московской достопримечательностью. Вскоре после отъезда императора рядом со старой церковью было заложено новое здание.
В Храме Святого Мартина Исповедника было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.
Единственная в мире алтарная преграда Храма в форме триумфальных ворот, посвящённая победе над Наполеоном, в советское время хранилась в Донском монастыре. А даровал её храму император Александр Первый.

Французский Маршал Мюрат, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров.

Во время московского пожара 1812 года церковь сильно пострадала, и её реставрация продолжалась до 1821 года. Весь XIX век храм был летним, и лишь в 1904 году на средства московского купца Сергея Андреевича Александрова, бывшего старостой церкви, здесь было установлено паровое отопление.

После прихода к власти большевиков храм сперва лишился большей части своей утвари, а в 1931 году закрыт. Сперва здесь был архив студии документальных фильмов «Востоккино», а затем хранилище фондов Книжной палаты СССР. В 1980-х годах в здании церкви располагался вычислительный центр одного из московских НИИ. С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим.

Высота Церкви 60 метров. Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.
В храме имеются три предела: главный в честь Вознесения Господнего, южный придел во имя Святого Мартина ( в честь которого возведён храм) и северный во имя Грузинской иконы Божьей Матери.
В храме Св.Мартина пребывает частица мощей Св. блаженной Матрёны Московской с частицей её погребальной рубашки .
В храме также находятся частицы мощей свт. Мартина Исповедника, свт. Тихона, прп. Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских, митрополитов Московских свт. Филиппа, Иннокентия, Филарета, прав. Алексия Мечёва, равноап. Нины, свв. вифлеемских младенцев, прп. Саввы Сторожевского .
А так же чудотворный список иконы Грузинской Богородицы.
Крестильня храма находится в фундаменте первоначальных церквей намного ниже нынешнего уровня земли.
Под храмом бьёт родник, из которого и берут воду для освящения.
Даже авторов городских планов вводит в заблуждение упоминание Папы Римского в названии церкви, так что на схемах, вывешенных на остановках в районе Таганки, церковь ОШИБОЧНО обозначена как католическая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *