Святые Маркиан и мартирий

Мученики Маркиа́н и Марти́рий

Жития мучеников Маркиана и Мартирия

Свя­тые му­че­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же по­слу­ша­ние в ка­че­стве но­та­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей, пат­ри­ар­ха Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка (па­мять 6 но­яб­ря). Ере­ти­ки-ари­ане из­гна­ли и тай­но каз­ни­ли пра­вед­но­го пат­ри­ар­ха Пав­ла, а ка­фед­ра его бы­ла пе­ре­да­на ере­ти­ку Ма­ке­до­нию. Ере­ти­ки пы­та­лись при­влечь свя­тых Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия на свою сто­ро­ну ле­стью, пред­ла­га­ли зо­ло­то, обе­ща­ли ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Но все уси­лия ари­ан бы­ли тщет­ны.

То­гда нече­стив­цы угро­жа­ли опо­ро­чить их пе­ред им­пе­ра­то­ром, за­пу­ги­ва­ли пыт­ка­ми и смер­тью. Но свя­тые твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Пра­во­сла­вие, за­ве­щан­ное от­ца­ми Церк­ви. Мар­ки­ан и Мар­ти­рий бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Пе­ред смер­тью му­че­ни­ки воз­нес­ли ко Гос­по­ду го­ря­чую мо­лит­ву: «Гос­по­ди Бо­же, со­здав­ший неви­ди­мо серд­ца на­ши, устро­я­ю­щий все де­ла на­ши, при­и­ми с ми­ром ду­ши ра­бов Тво­их, ибо мы умерщ­вля­ем­ся за Те­бя и вме­ни­лись как ов­цы за­ко­ле­ния (Пс.32,15, 43,23). Мы ра­ду­ем­ся, что та­кой смер­тью ис­хо­дим из сей жиз­ни ра­ди Тво­е­го Име­ни. Спо­до­би же нас быть при­част­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни у Те­бя, Ис­точ­ни­ка жиз­ни». По­сле мо­лит­вы му­че­ни­ки с ти­хой ра­до­стью пре­кло­ни­ли гла­ву под меч нече­сти­вых († око­ло 355 го­да). Свя­тые те­ла их бы­ли бла­го­го­вей­но по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Позд­нее по ука­за­нию свя­то­го епи­ско­па Иоан­на Зла­то­уста мо­щи свя­тых му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ную цер­ковь. От мно­гих неду­гов ис­це­ля­лись здесь ве­ру­ю­щие по мо­лит­вам свя­тых, во сла­ву Еди­ной Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святые мученики Маркиан и Мартирий

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Святые покровители профессий

Ещё в древности у христиан зародилась традиция обращаться в своих молитвах к святым, чтобы те ходатайствовали перед Господом о помощи или светлом наставлении в вопросах, связанных с работой, ремеслом или карьерой. Примечательно, что люди определенных профессий обращались к определенным святым.

Это было связано с тем, что во времена земной жизни конкретный святой славился благими делами в какой-либо сфере: лечил от физических или душевных недугов, помогал бедным и обиженным, отличился на поле боя, защищая родные края и т.д. После смерти благодатная помощь святых людей не угасала – обращаясь в молитвах к ним, христиане ощущали незримую поддержку и благодать.

Люди разных профессий избрали для себя духовных наставников, помощников и нравственный идеал – святых, которые когда-то занимались аналогичным делом. Сегодня мы называем их Небесными покровителями профессий. В таблице, расположенной ниже перечисленные святые покровители основных профессий.

Профессиональная отрасль

Небесные покровители

О чем принято молиться

ФСБ

  • Собор Святых Воинов
  • Страшный Суд
  • Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости
  • Георгий Победоносец
  • Александр Невский
  • Всевидящее Око
  • Иоанн Воин

О духовной поддержке и наставлении, о воле нести свой долг с честью и достоинством, о защите от врагов внешних и внутренних, о мире, о торжестве над недоброжелателями

МВД

  • Собор Святых Воинов
  • Страшный Суд
  • Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости
  • Георгий Победоносец
  • Александр Невский
  • Всевидящее Око
  • Иоанн Воин

МЧС

  • Неопалимая Купина
  • Друг друга Тяготы Носите
  • Взыскание погибших икона Божией Матери

О защите от огня, о помощи и поддержке, если человек оказался в беде или на грани гибели

РЖД

  • Спас в Силах
  • Одигитрия Путеводительница
  • Смоленская Икона Божией Матери
  • Николай Угодник
  • Георгий Победоносец

О защите тех, кто находится вдали от дома, об указании правильного пути (как духовного, так и физического), о защите родной земли

Врачи, фармацевты, медработники, санитары, ветеринары

  • Лука Крымский
  • Пантелеймон Целитель
  • Целительница икона Божией Матери
  • Собор 12 Святых Целителей

Об исцелении, о даровании сил, таланта и умения для врачевания, о крепком здравии

Работники детских садов, детских домов, домов престарелых

  • Святые Вифлеемские младенцы
  • Феодоровская Икона Божией Матери
  • Семь отроков Эфесских

О терпимости и милосердии, о здоровье детей (как нравственном, так и физическом)

Учителя, преподаватели, учёные и научные сотрудники, работники лабораторий, архивов и музеев

  • Сергий Радонежский
  • Татьяна Римская
  • Калужская Икона Божией Матери
  • Прибавление Ума
  • Ключ Разумения
  • Святые Кирилл и Мефодий

О стремлении к знаниям и успехах в учебе, о силе и возможностях нести просвещение людям, об исцелении от скудоумия, о способностях постичь науки

Финансисты (банкиры, экономисты, бухгалтера)

  • Святой Матфей
    Экономисса икона Божией Матери
  • Спас на Убрусе
  • Спиридон Тримифунсткий
  • Иосиф Волоцкий

О мудром распределении капитала, о материальном благополучии, об успехах в бизнесе, о небесном покровительстве при начинании нового дела, о разрешении материальных конфликтов и тяжб

Руководители предприятий

  • Воскресение Христово с праздниками
  • Собор Новомучеников и Исповедников Российских
  • Иверская Икона Божией Матери
  • Ярослав Мудрый

О мудрости в управлении компанией, о справедливых и правильных решениях, об помощи во всех делах и начинаниях, о защите от клеветы, недоброжелателей и врагов

Дипломаты, сотрудники посольств, переводчики, лингвисты

  • Архангел Гавриил
  • Икона Божией Матери Всецарица
  • Спас Недреманное Око
  • Курская Коренная икона Божией Матери

О защите в чужих землях, о силе с честью и достоинством нести службу вдали от дома, о мире и защите родины, о легкости в усвоении языков

Моряки, водители, гиды и сотрудники туриндустрии

  • Николай Угодник
  • Спасение Апостола Петра
  • Икона Божией Матери Державная
  • Спас Ярое Око

О здравии в чужих краях, о помощи и заступничестве в путешествии, о защите от природных катаклизмов

Юристы, сотрудники прокуратуры, налоговых служб, судебные исполнители

  • Всевидящее Око
    Икона Божией Матери
  • Нерушимая Стена
  • Господь Вседержитель
  • Георгий Победоносец
  • Ярослав Мудрый

О честном и справедливом судействе, о помиловании невинно обвиненных, о духовном наставлении во время судебных процессов, о благополучном разрешении тяжб, о защите интересов отечества

Нефтегазовая отрасль

  • Спас на Престоле
  • Икона Божией Матери Державная
  • Князь Владимир
  • Собор Всех Святых

О справедливом и мудром правлении, о защите интересов страны, о духовной поддержке для честной работы на благо людей

Государственные служащие

  • София Премудрость Божия
  • Спас Великий Архиерей
  • Икона Божией Матери Экономисса

О защите интересов страны, о мудром правлении, о справедливости, о благе людей, о духовной поддержке в работе и о принятии правильных решений

Авиация

  • Архангел Михаил
  • Собор Архангела Михаила
  • Спас Нерукотворный
  • Икона Божией Матери Знамение

О помощи в небе и благополучии полета, о защите от врагов и злого умысла

Атомная отрасль

  • Спас Чернобыльский
  • Серафим Саровский
  • Икона Божией Матери Звезда Пресветлая

О мире и недопущении ядерной войны, о безопасности людей и защите от катастроф, о здравии сотрудников атомной отрасли и спасении их от всякой производственной беды

Таможня

  • Непроходимая дверь
  • Спас Благое молчание
  • Спиридон Тримифунтский

О защите от клеветы, злого умысла, врагов явных и скрытых, об успехах в делах

Повара, пищевая промышленность, аграрии, сельское хозяйство, животноводство

  • Спорительница Хлебов
  • Христос Добрый пастырь
  • Сюжетная икона О насыщении тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами

О плодородных полях и хорошем урожае, об отсутствии засухи, голода и мора

Артисты, дизайнеры, творческие профессии

  • Роман Сладкопевец
  • Деисус
  • Икона Божией Матери Неувядаемый Цвет
  • Матрона Московская

О силах и таланте творить во благо, об успехах в работе, о даровании творческих способностей, о неиссякаемом источнике вдохновения

Строители, инженеры, архитекторы

  • Даниил Московский
  • Икона Труд Святого Семейства
  • Икона Божией Матери Домостротельница
  • Спас в Силах

Об отсутствии ошибок в проектах, о работе во благо общества

Шахтёры, работники горнодобывающей отрасли, металлургии, химической и тяжёлой промышленности, геологи

  • Спас Смоленский
  • Икона Божией Матери Камень Горы Нерукосечный
  • Архангел Михаил
  • Святая Варвара Иллиопольская

О защите в тяжелых трудовых условиях от внезапной смерти, болезни и иных бед, о служении во благо родины и своего народа, о защите от злого умысла

Спортсмены

  • Достойно Есть икона Божией Матери
  • Спас Звенигородский
  • Святые Борис и Глеб

О крепкой воле и силе духа, о стремлении к честной победе, о даровании крепкого здоровья, об успехах в достижениях

Менеджеры, IT специалисты, HR, сотрудники рекламной отрасли

  • Спиридон Тримифунтский
  • Икона Божией Матери Благодатное Небо
  • Икона Спас Нерукотворный

Об удаче в карьере, о материальном благополучии, об успехах в делах повседневных

Рыболовы и охотники

  • Собор Охотников и Рыболовов
  • Святой Трифон

О хорошем улове и добыче, об обретении потерянного, о помощи вдали от дома

Купите икону святого покровителя своей профессии!

Приобрести икону небесного покровителя своей профессии вы можете в нашей иконописной мастерской «Создавая Наследие». Мы будем рады выполнить православный образ для вас на заказ или предложим готовые иконы из наличия. Каждая такая икона (неважно, была она написана индивидуально для вас или нет) – является подлинным произведением искусства, единственным в своём роде.

Наши иконописцы принадлежат к Владимирской школе православной иконописи, которая во все времена, начиная с Древней Руси и по сей день, считалась самой крупной, старой и чтимой в нашей стране. Кисти наших художников принадлежат тысячи икон, которые ныне бережно хранятся в храма и домах по всему миру.

Вы можете приобрести святого покровителя профессии как для самого себя, так и для близких друзей или родственников. Православный образ станет бесценным подарком для близкого человека.

Заказать икону просто:

  • Выберите образ из наличия или на заказ, который вам необходим;
  • Свяжитесь с нами по телефону, электронной почте или отправив онлайн-заявку:

Заказать икону святого покровителя

  • Мы перезвоним вам и согласуем желаемый сюжет и подпись;
  • От 2 недель до 3 месяцев (в зависимости от сложности сюжета и техники исполнения) иконописец будет работать над образом;
  • По окончании работ образ будет освящен в Храме Василия Великого (Владимирская область), вы сможете принять участие в этом светлом событии;
  • После этого вы сможете забрать готовую икону лично, либо мы доставим вам её по почте в любую точку России или мира.

Создавайте духовное наследие вместе с нами!

Святые покровители адвокатуры

Многие профессии имеют своих небесных покровителей. Не исключение и профессия адвоката. Тем не менее, мало кто знает, что эта профессия имеет целых трёх святых покровителей – достаточно известных святых в православном мире.
Святой Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407 после Р.Х.) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием и Григорием Богословом.
Иоанн, «светильник мира, учитель вселенной, столп и утверждение Церкви», представляет собой самый величавый образ проповедника первых веков христианства.
Родился в Антиохии в 347 году, в богатой и знатной семье. Отец его скончался, когда он был младенцем в колыбели; а матери его Анфусе тогда не было ещё 20 лет. Всей душой мать привязалась к своему ребёнку.
Образование Иоанн получил в школах языческих, так как, по повелению императора Юлиана (Юлиан Отступник), в христианских школах было воспрещено преподавание высших наук. Своими блистательными способностями и столь же блистательными успехами он поражал и товарищей, и преподавателей.
По выходе из языческой школы Иоанн Златоуст работал адвокатом. Затем он решил принять Святое Крещение. Принял он крещение от Антиохийского епископа Мелетия, который, узнав его, полюбил и назначил чтецом при церкви в 370 году.
С 372 года Иоанн продолжал богословское образование у Картерия и у одного из лучших христианских учёных того времени Диодора, от которого усвоил антиохийский рациональный метод толкования Священного Писания.
Удалившись в пустыню, Иоанн провёл там четыре года в обществе монахов, а затем ещё два года в полном уединении. В пустыне Иоанн Златоуст написал несколько сочинений. Непомерный аскетизм расстроил здоровье Иоанна, и он возвратился в Антиохию, где в 381 году был посвящён в диакона.
Посещая богатых, чтобы от них испрашивать подаяния для бедных, и бедных, чтобы помогать им, Иоанн Златоуст в пятилетнее диаконство, равно как и в последовавшее двенадцатилетнее священство, приобрёл всестороннее знание жизни и людей.
Будучи пресвитером Иоанн Златоуст говорил проповеди по крайней мере один раз в неделю, нередко и каждый день, то после предварительного приготовления, то после некоторого размышления, а чаще всего – импровизируя. Скорописцы записывали каждую беседу Иоанна Златоуста.
В 397 году Иоанн был избран в архиепископы Константинополя. Избрание смиренного пресвитера, человека без всяких связей и знакомств в столице, на пост первого лица церкви вооружило против него многих; еще более увеличилось недовольство, когда он, вопреки примеру своего предшественника, не хотел устраивать и не посещал пиры в домах вельмож. Обличения роскоши и суетности константинопольских дам императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление. Наконец был составлен собор из личных врагов Иоанна Златоуста, который осудил его, и он был отправлен в заточение.
Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло страшное землетрясение. Императрица увидела в этом знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и возвратила Иоанна с большой торжественностью. Но так как и возвратившись Иоанн не переставал в своих проповедях громить пороки общества, то скоро последовало второе и уже окончательное изгнание его с архиепископской кафедры. Он был в 404 г. сослан в г. Кукуз, в Армении, где пробыл два года; оттуда его отправили в Пициус (Пицунда). Святитель скончался в пути 14-го (27-го по новому стилю) сентября 407 г. в г. Команы, ныне село Коман, Абхазия.
Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». Позднее мощи святителя были вывезены в Рим. 26 ноября 2004 года мощи Иоанна Златоуста, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова. В настоящее время мощи Иоанна Златоуста хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.
Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября, которое приходится на праздник Воздвижения.
Иоанн Златоуст занимает выдающееся положение как истолкователь св. Писания. Его толкования признаны классическими в христианской литературе. Проповеди Иоанна Златоуста представляют собою ясное и простое изложение христианского нравоучения.
Святой Иоанн Златоуст был величайшим оратором, образцом красноречия. Остались многочисленные сочинения Святого. А красноречие – есть необходимый атрибут не только проповедника, но и адвоката. Не зря некоторое время своей жизни Святой Иоанн Златоуст был адвокатом. Посему и назван он был Златоустом – за златые уста.
Святой Юстиниан (Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан I или Юстиниан Великий, 483, Тавресий, Верхняя Македония – 14 ноября 565, Константинополь) – византийский император с 1 августа 527 года вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Святой Юстиниан был родом из Болгарии. В его царствование Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых искоренялось язычество среди вандалов и вестготов.
По распоряжению императора Юстиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Юстиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников.
Император приказал построить для новообращенных 90 церквей, и всегда щедро поддерживал храмовое строительство в империи.
Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе.
При святом Юстиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Юстиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие.
Император Иустиниан много сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь «Единородный Сыне и Слове Божий» и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению византийского императора в 553 году был созван Пятый Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения Халкидонского Собора.
Под руководством императора Юстиниана было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием «Кодекса Юстиниана». В личной жизни святой Юстиниан соблюдал строгое благочестие, он много и усердно постился. Скончался святой император в 565 году. Вместе с ним к лику святых причислена его супруга и единомышленница, императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году.
Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал, притом не только leges (императорские законы), но также и ius (сочинения классиков). Весь собранный материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить всё устаревшее.
Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени – Трибониан (начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).
Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 г., составила уже в 529 г. так называемый Кодекс первого издания не дошедший до нас).
В 530 г. была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов по названием Digesta (собранное) или Pandeсtae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделённых на титулы и фрагменты.
В том же 533 г. был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырёх книг, разделённых на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.
Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 г. появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделённых на титулы.
Собранный в Дигестах материал состоял из трёх больших групп:
Из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву (libri ad Sabinum);
Из сочинений классиков, посвящённых преторскому эдикту (libri ad edictum);
Из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.
Составление трёх названных сборников – Институций, Дигест, Кодекса – не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Юстинианом был издан (после окончания кодификационных работ) ряд законов, которые известны по названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее (до нас дошли некоторые частные собрания).
В Средние века Институции, Дигесты, Кодекс, и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).
Под руководством Святого Императора Юстиниана была проделана величайшая кодификационная работа (одна из величайших в мире). Самое удивительное, что законодательство Юстиниана отличалось беспробельностью. Такому законодательству мог бы позавидовать любой современный законодатель.
Святой Юстиниан является покровителем законодательства. А законодательство красной нитью продевает всю работу адвоката. Поэтому в некоторой мере, Святой Юстиниан является покровителем адвокатуры в целом.
Святой мученик Юрий Новицкий (10 ноября 1882 года – 13 августа 1922 года) – профессор юридического факультета, адвокат.

Святой мученик Юрий Новицкий родился 10 ноября 1882 года в г. Умани Киевской губернии в семье мирового судьи Петра Михайловича и его жены Пелагеи Дмитриевны – столбовых дворян. В гимназию Юрий Петрович поступил в Киеве; там и началось его воцерковление: Юрий стал петь и читать на клиросе.
В 1908 году, окончив юридический факультет Киевского университета святого Владимира, Юрий Петрович был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре уголовного права и уголовного судопроизводства; одновременно он был определен в судебную палату.
Вскоре последовала командировка в Германию для продолжения учебы и подготовки диссертации. В 1914 году Юрий Петрович переехал в столицу и стал приват–доцентом Санкт–Петербургского университета, а в 1918 году – профессором, получив известность как выдающийся ученый–криминалист.
Будучи с детства глубоко религиозным человеком, Ю.П. Новицкий принял живое участие в создании в 1920 году «Общества православных приходов» Петрограда и губернии и единодушно был избран председателем правления. После того, как 16 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об изъятии церковных ценностей под предлогом «помощи голодающим», Юрий Петрович, как председатель Общества православных приходов и профессиональный юрист, помогал митрополиту Вениамину вести переговоры с советской властью.
Достигнутое «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» устанавливало известный контроль со стороны верующих над санкционированным святотатством. Однако кремлевские правители ставили целью спровоцировать столкновение, которое можно было бы использовать в качестве предлога для решительной борьбы с Церковью.
24 марта в «Красной газете» появилось очень резкое «письмо двенадцати», в котором петроградское духовенство обвинялось в контрреволюционных настроениях и желании «оттянуть» сдачу ценностей. Среди авторов письма находились известные активным сотрудничеством с безбожным режимом священники В. Красницкий и А. Введенский, стремившиеся к захвату церковной власти. Митрополит Вениамин запретил Введенского в священнослужении. В ночь с 28 на 29 апреля 1922 года почти все правление «Общества православных приходов», в том числе и Юрий Петрович Новицкий, было арестовано по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей».
Заседания Петроградского губернского революционного трибунала по военному отделению проходили в здании бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) с 10 июня по 5 июля 1922 года. Подсудимые обвинялись в организации преступной контрреволюционной группы, противодействовавшей исполнению декрета Советской власти об изъятия церковных ценностей, что якобы привело к массовым беспорядкам в Петрограде и губернии. Истинная же причина организованной большевиками расправы заключалась в огромном авторитете среди народа митрополита Вениамина и его независимой политике, в частности, отказе отменить «белогвардейский акт отлучения» от Церкви «революционного священника» Введенского.
Главные обвиняемые держали себя спокойно, с большим достоинством. Им было ясно, что результат судебного разбирательства заранее предрешен. 5 июля 1922 года председатель трибунала Н.И. Яковенко огласил приговор. Десять человек присуждались к расстрелу, остальные – к тюремному заключению на разные сроки и к принудительным работам. Несколько позже шести осужденным расстрел был заменен долгосрочным тюремным заключением.
Услышав приговор, митрополит Вениамин произнес: «Слава Тебе, Боже, за все!» Профессор Новицкий заявил, что в приписываемых ему преступлениях он совершенно невиновен, «но, – добавил он, – если кому нужна в этом деле жертва, я готов без ропота встретить смерть, прошу лишь о том, чтобы этим ограничились и пощадили остальных привлеченных». Показательно, что Юрий Петрович пытался переложить на себя часть вины, инкриминируемой его другу, настоятелю Казанского собора протоиерею Николаю Чукову, человеку многодетному.
В ночь на 13 августа, четверо новомучеников – митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров были расстреляны, вероятно, на Ржевском полигоне, неподалеку от станции Пороховые по Ириновской железной дороге. Место захоронения их мощей Господь оставил сокрытым.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 года Юрий Новицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Святые покровители адвокатуры хранят многих верующих адвокатов, хранят они и саму профессию в первую очередь от её тёмных пятен, от недобросовестности.
источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня икона святых нотариев Мартирия и Маркиана находится практически в каждом храме. Святые сыграли огромную роль в истории православия. Согласно церковной истории известно, что православная церковь и вера, в разные времена потерпала от гонений и расколов. Во времена нечистивой Арии православие также поддалось большим раздорам. В те времена веряне подвергались не просто гонениям, но и жестоким испытаниям. Их избивали, убивали, мучили и т.д. В те времена жили святой Павел и его ученики Марикиан и Мартирий. Когда преподобный Павел умер, ариане направили свою ярость и зло на его учеников.

Житие святых мучеников

Мученики служили в Константинопольском соборе. Маркиан служил чтецом, а Мартирий – иполиаконом. Они были секретарями святого Павла. Как гласит история Патриарха Павла ариане тайно выманили и изгнали из города. Позже его жестоко казнили.

Ученики святого Павла отличались сильной и ярой верой к Господу Богу. Ариане не могли этого простить и решили заставить отказаться их от нее. Они сначала пробовали сделать это хитростью, предлагая богатство и мирские блага. Но когда они не повелись на золото и богатство, а остались преданными вере их приказали осудить на смерть. Ученики не испугались. Они несмотря ни на что продолжали исповедовать и проповедовать православие.

Узнав об этом, ариане арестовали их и повели на казнь. Святые мученики помолившись приняли свое участие преклонили свои головы под меч. С тех пор пошла слава о вере и святых. Молитву мученикам Марикиану и Мартирию у святого лика возносят и сегодня многие веряне. Все это потому, что их икона обладает чудотворной силой, и оказывает помощь всем нуждающимся.

В чем помогают Маркиан и Мартирий

Прежде всего нужно сказать, что существует святой лик мучеников. На ней они изображены вместе. Икона достаточно редкая. Ее не возможно встретить в каждом храме. В свободном доступе она находится в Веденском монастыре.

Не смотря на ее редкость рядом с ней собирается много людей, чтобы вознести молитвенные прошения:

  • об исцелении от тяжких недугов;
  • об укреплении веры;
  • просят советы как быть в той или иной тяжелой ситуации;
  • бизнесменам помогает наладить бизнес;
  • просят об защите от всего негативного;
  • просят защиту от магии и «злого глаза»;
  • просят поддержки в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, святые считаются покровителями юристов, нотариусов и всех профессий связанных с правоведением. Так как святые при жизни были нотариатами. Они были мудрыми и умными, давая советы всем кто об этом просил.

К святым принято обращаться специальной молитвой,которую с легкостью можно найти в православном молитвослове. Священнослужители также говорят, что можно обращаться и своими словами. Ведь в тяжких ситуациях не всегда можно найти или вспомнить специальное прошение.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Святые помогают всем людям, которые нуждаются в этом. Они посылают советы и напутствие на праведную жизнь. Очень важно, при полученной помощи обязательно прийти в храм и поблагодарить их за это, зажег свечу перед иконой. Ни для кого не секрет, что особой силой молитва обладает в дни памяти святых мучеников Маркиана и Мартирия.

День памяти святых мучеников

Этот день отмечается православными храмами 7 ноября. В этот день в храме совершаются праздничные молебны. Очень часто на такие литургии приходят юристы и нотариусы, чтобы мысленно с молитвой поблагодарить святых за покровительство и помощь в работе.

Если нет времени посетить в этот день храм, тогда можно обратится к святым со словами благодарности дома у иконы с их образами. При этом зажгите свечу и вспомните все положительные моменты связанные со своей работой. Ведь они совершались с благословения святых.

В храмах в день почитания читают акафист мученикам Маркиану и Мартирию, величание и молитву.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Превесьма́ све́том Святы́я Тро́ицы осия́еми при́сно, свети́льницы непреле́стнии быва́ете, святи́и, те́м, ве́рою светоно́сный пра́здник ва́ш дне́сь соверша́юще, све́тло весели́мся.

Ви́дети, на земли́ возсия́вшее Сло́во, из Де́вы на́с ра́ди жела́юще, страда́льцы, Отцу́ Единосу́щна Сего́ испове́дающе, ну́жднейшую сме́рть, по́мыслом крепча́йшим, пострада́сте.

Па́вла му́драго, богоглаго́льницы, я́вльшеся после́дователе и ученицы́, единоче́стна Отцу́ Сы́на пропове́дасте, те́м, мечи́ ссече́ни бы́вше, излия́нием кро́ве, страстоте́рпцы, зе́млю освяти́сте.

Богоро́дичен: Безнача́льнаго Сы́на Бо́жия заче́нши, воплоти́ла еси́, Чи́стая, быва́ема Челове́ка за ми́лость неизглаго́ланную, те́м, Тому́ покланя́ющеся, благоче́стно Тя́ сла́вим, вину́ все́х обоже́ния.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Правосла́вия просвеща́еми Боже́ственным Ду́хом, А́риево омраче́ние отню́д прогна́сте, свиде́тели бы́вше Вседержи́теля.

Ра́вно Сло́во Отцу́ догма́тствующе, святи́и, разсуди́сте умре́ти, Маркиа́не и Марти́рие, и к безконе́чней Жи́зни преидо́сте.

Воинствосло́вием свяще́нным а́нгелом сочисли́стеся и му́ченик лико́м пресве́тло совокупи́стеся, те́м честну́ю ва́шу па́мять похваля́ем.

Богоро́дичен: Упещре́на ря́сны златы́ми я́ко Цари́ца, Царя́ и Бо́га одесну́ю ны́не предстои́ши, Влады́чице, моля́щи о рабе́х Твои́х.

Седа́лен, гла́с 3.

Повеле́ние Боже́ственное испове́дающе да́же до кро́ве, е́же о Не́м прия́сте, му́ченицы сла́внии, злове́рных пре́лесть обличи́вше и правосла́вную ве́ру соблю́дше, но моли́теся Христу́ Бо́гу непреста́нно дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственнаго естества́ не отлу́чся, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чся и пребы́сть, И́же по рождестве́, Ма́терь, Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну еди́н Госпо́дь. Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, Нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни Прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

До́блим по́мыслом и соверше́нною му́дростию правосла́вия, му́ченицы Госпо́дни, утверди́вшеся, му́ченически по́двиг соверши́сте, ерети́ческую тму́ отгна́ли есте́.

И́же Сло́ва не пропове́дав Отцу́ Единосу́щна, разгне́вався несмы́сленно на му́ченики, удави́ся жи́лами свяще́нных ва́ших по́двиг и погрузи́ся кро́вными тече́ньми, Бо́жиею благода́тию.

Во́инствовавше Го́споду ве́рою, святи́и, и пострада́вше, небе́сным во́инством сочисли́стеся, те́м ублажа́етеся, укрепле́ние на́ше и просвеще́ние быва́юще.

Сосцы́ церко́внии, млеко́ источа́ющии правосла́вия, и благочести́выя пита́ющии, Маркиа́н до́блий и Марти́рий, да похва́лятся ра́достными песнопе́нии.

Богоро́дичен: Свяще́нный дре́вле проро́к го́ру Боже́ственную нарече́, доброде́тельми, Де́во Пречи́стая, весьма́ осене́ну: из Нея́же Сло́во Спаси́тельное яви́ся, на обновле́ние и просвеще́ние душа́м на́шим.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Прему́дрых яви́стеся догма́тов после́дователи Па́вла, священноде́теля боже́ственнаго, его́же нра́вы, му́ченицы, подража́вше, терпели́вно пострада́сте и зако́нно венча́стеся.

Я́ко зве́зды сия́ете на высоте́ честны́я Це́ркве све́тло, тму́ глубоча́йшую отгоня́юще А́риевы е́реси, му́ченицы до́блественнейшии.

Удали́вшеся, святи́и, жития́ красо́т, прибли́жистеся Христу́, мале́йшею же кро́вию недви́жимое Ца́рство, сла́внии страстоте́рпцы, насле́довасте.

Богоро́дичен: И́стинна родила́ еси́ Сы́на на земли́, единосу́щна Отцу́ и Боже́ственному Ду́ху, Богороди́тельнице, Его́же непреста́нно моли́ уще́дрити ду́ши на́ша.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Глаго́лом после́дующе па́стыря, прему́драго Па́вла, правосла́вную ве́ру соблюдо́сте, и я́ко а́гнцы, кровопи́иц мечи́ закала́етеся, ра́дующеся.

Честна́ пред Го́сподем, благосла́внии, ва́ша сме́рть яви́ся, му́дрии ору́жницы, те́м почестьми́ ле́тними, святи́и, от все́х ублажа́етеся.

Ва́с, до́блия страстоте́рпцы, Маркиа́не всеблаже́нне и Марти́рие, исто́чник чуде́с Христо́ва Це́рковь иму́щи, ве́чно весели́тся.

Богоро́дичен: Усты́ и язы́ком Ма́терь Тя́ всеи́стинно, Де́во, Бо́га на́шего испове́дуем, Того́, Чи́стая, приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, гла́с 4..

Подви́гшеся до́бре от младе́нства, Маркиа́не с му́дрым Марти́рием, отсту́пника А́рия низложи́сте, невре́дно сохра́нше правосла́вную ве́ру, Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю, те́мже с ни́м обрето́сте живо́т, я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

И́кос:

Я́ко служи́телие благоче́стия Бо́га Человеколю́бца, дво́ице благослове́нная, предвари́те мя́ ско́ро и лю́тых изба́вите, сло́во ми́ му́дрости подаю́ще, ва́ше похвали́ти страда́ние, е́же за ве́ру, святи́и, нра́вом несомне́нным пострада́вше, венцы́ прия́сте небе́сныя. Лико́м страда́льцев, и апо́столов, и учи́телей, и честны́х архиере́ев свесели́теся, я́ко пропове́дницы Бо́жия Сло́ва и Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

После́дующе до́бре свяще́ннаго па́стыря, правосла́вием удобря́еми, рука́ми закла́ни бы́сте злосла́вных всу́е, пресла́внии ору́жницы.

Законоположе́ние Бо́жие невреди́мо ве́рно сохра́нше, му́ченицы боже́ственнии, зако́нно пострада́сте, от ру́к беззако́нных ку́пно закла́ни бы́вше.

По погребе́нии свяще́ннем, приходя́щим с ве́рою ко гро́бу ва́шему, неду́ги погреба́ете, святи́и, е́же к Жизнода́телю, святы́м хода́тайством ва́шим.

От исто́чников та́инственно свяще́нных почерпа́юще Боже́ственную благода́ть целе́ний, ве́рныя напоя́ете, неду́г вся́кое изсуша́юще умноже́ние.

Богоро́дичен: Изба́вленнии Твои́м Рождество́м, Богома́ти, ве́чнаго осужде́ния, — ра́дуйся, — зове́м Ти́, при́сно Благослове́нная и Обра́дованная.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Я́коже два́ а́гнца, закала́етеся, А́гнца Бо́жия, единосу́щна Отцу́ пропове́дающе, и трапе́зе вы́шней принесе́ни бы́вше, страда́льцев собо́ру сочетава́етеся.

Укрепля́еми си́лою Ду́ха, искорени́сте пре́лести свире́пство, и кре́пко пострада́вше, лю́те осла́бленныя немощьми́, му́дрии исцеля́ете му́ченицы.

Вра́чеве страсте́й бы́вше ду́ш на́ших, святи́и му́ченицы, лю́тыя неду́ги и привоста́ния проти́вная разреши́те боже́ственными моли́твами.

Воспева́ем Отца́ нерожде́ннаго, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, еди́но существо́ несозда́нно и Божество́ еди́но, и вопие́м согла́сно: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.

Богоро́дичен: Умерщвле́нныя ны́ оживи́ла еси́, Жи́знь все́х ро́ждшая, Богороди́тельнице Влады́чице, му́чеников сла́ва и пра́ведных, и прегреше́ний те́плое очисти́лище.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Кре́постию вжиля́еми Боже́ственною, сме́рти, страстоте́рпцы, не убоя́стеся, но, усе́рдно подло́жше мече́м вы́и, испо́лнисте до́блественно по́двиг боже́ственный, те́м досто́йно блажите́ся.

Я́ко два́ свети́льника све́тла, просвеща́ете вселе́нныя исполне́ния Боже́ственными страда́ний светлостьми́, Маркиа́не му́дре и Марти́рие, тму́ мра́чныя е́реси А́риевы отгоня́ще.

Венцы́ сла́вы от Бо́га, победи́вше слепоу́мнаго Македо́ния, прия́сте досто́йно; и престо́лу Влады́чню предстоя́ще, прегреше́ний на́м проси́те разреше́ние соверше́нно, достосла́внии.

Па́мять боже́ственная ва́ша возсия́ со́лнца светле́йши, все́х просвеща́ющи сердца́ сию́ соверша́ющих, блаже́ннии, в не́йже умоли́те Го́спода, тмы́ согреше́ний на́с изба́вити.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще, Чи́стая, су́щи, души́ моея́ зе́ницы просвети́, очерне́вшия небреже́нием и тмо́ю неве́дения глубоча́йшею всегда́ одержи́мыя, Всенепоро́чная, я́ко да ве́рою ублажа́ю Тя́.

Свети́лен.

Па́вла всеблаже́ннаго после́дователи бы́вше, тече́ние соверши́сте, Христо́ва Ца́рствия и Сла́вы безсме́ртныя с ни́м получи́сте со все́ми святы́ми, и предстоите́ ку́пно Тро́ице Честне́й, славосло́вяще Ю досто́йно.

Богоро́дичен: Похваля́ют Рождество́ Твое́ безпло́тных чи́ни, ра́дости бо су́щия на земли́ Ты́ испо́лнила еси́ еди́на, те́м Тя́, Пренепоро́чную, ве́рнии сла́вим, пе́сньми славосло́вяще: Све́т бо су́щим во тме́ возсия́ла еси́, я́ко у́тро возсиява́ющее де́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых мучениках:

7 ноября. Мученики Маркиан и Мартирий

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 ноября, Православная Церковь совершает память святых мучеников Маркиана и Мартирия.

Когда нечестивая ересь Ария, распространяясь, произвела великие раздоры в Христовой Церкви, тогда начались на верующих христиан жестокие гонения как со стороны ариан, так и со стороны идолопоклонников. В это время были преследуемы, мучимы, изгоняемы и убиваемы все, кто признавал Христа Творцом, а не тварью, – вочеловечившимся Богом, а не простым человеком.

Особенно ариане усилились с того времени, когда и сам царь Констанций, сын Константина Великого, впал в ту же ересь и приблизил ко двору своему двух великих сановников, Евсевия и Филиппа, – ариан, которые ревностно преследовали православных и причиняли зло Христовой Церкви. Так, они были виновниками изгнания и смерти святого отца нашего Павла Исповедника, патриарха Константинопольского. Отославши его в Армению, они научили своих единомысленников удавить его, что те и исполнили.

Вместо него они возвели на патриарший престол Македония. И многих других исповедников и учителей благочестия они также погубили различными способами. Среди сих ревнителей Христовой веры были двое, Маркиан и Мартирий, которые своим учением и писаниями украшали Церковь Божию и, «яко два церковная сосца, учения млеко источа, духовная чада напаяху» (Минея служебная, октябрь, 25-й день, песнь 4).

Ранее они состояли при упомянутом святом исповеднике Павле: Маркиан чтецом, а Мартирий иподиаконом. Были же они нотариями, то есть секретарями, писавшими учения патриарха и излагавшими деяния, которыми утверждалось благочестие.

Вместе с тем они и сами были великими проповедниками слова Божия и поборниками Церкви, которую они, подобно двум щитам, защищали от еретических стрел. Господь дал им, как верным ученикам Своим, уста и премудрость, которой не могли ни противоречить, ни противостоять все, противившиеся им (см. Лк. 21, 15), – ариане.

По изгнании и смерти святого Павла ересеначальники обратили свой яд на учеников его, Маркиана и Мартирия. Прежде всего, скрыв свою злобу в лукавстве, как искру огня в пепле, они пытались хитрою лестью обратить их от православия к своему нечестию. Они предлагали угодникам Божиим много золота, обещали исходатайствовать им у царя великие милости, возвести их на архиерейские кафедры и сделать их обладателями больших имений, если только они согласятся со вводимою ими ересью.

Но угодники Божии презрели все сие: золота не приняли, обещанные им почести отвергли и над лукавством нечестивых посмеялись, предпочитая принять, ради благочестия, поношение, бесчестие, муки и даже смерть, нежели, живя в ереси, пользоваться богатством, славою и почетом. Тогда еретики, видя, что ничем не могут склонить святых исповедников к своему зловерию, осудили их на смерть, которой святые желали, ради Христа, больше самой жизни.

Когда они были схвачены и приведены на место казни, то попросили себе немного времени для молитвы. Возведя очи к небу и воздевши руки, они молились:

«Господи Боже, создавши невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились, как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такою смертью исходим из сей жизни ради Твоего имени. Сподоби нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

Так помолившись, они преклонили под меч свои святые главы и были казнены злочестивыми арианами за исповедание Божества Иисуса Христа около 355 года. Некоторые из верующих взяли их честные мощи и погребли у ворот Меландийских, в том же городе Константинополе.

Впоследствии святой отец наш Иоанн Златоуст построил в память их церковь, в которой подавались болящим различные исцеления, по молитвам святых мучеников, во славу Бога, прославляемого в Троице во веки. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах;

мч. Анастасия;

прав. Тавифы;

прп. Матроны Власовой исп.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и неоскудевающей помощи Божией по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Решение о помещении иконы святых нотариев Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя было принято после того, как Российское историческое общество направило соответствующее ходатайство патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и получило благословение предстоятеля Русской церкви.

Икона была написана в юбилейный для российского нотариата год. 150 лет назад, 27 апреля 1866 года император Александр II подписал Положение о нотариальной части, положившее начало формированию в России нотариата как отдельного правового института.

Освящение иконы мчч. Маркиана и Мартирия в храме Христа Спасителя
Фото: Федеральная нотариальная палата

Торжественную церемонию в храме Христа Спасителя посетила многочисленная делегация представителей нотариального сообщества под руководством президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика, а также президенты нотариальных палат субъектов РФ, члены Правления ФНП, нотариусы из разных регионов России, представители научного исторического сообщества, известные юристы.

Священнослужители совершили чин освящения иконы христианских мучеников Маркиана и Мартирия, почитаемых в качестве небесных покровителей нотариусов. После торжественного молебна каждый присутствующий получил возможность поклониться иконе.

Ранее, в марте 2016 года икона святых мучеников Маркиана и Мартирия была освящена в храме святых Петра и Павла в Новой Басманной слободе.

О святых Маркиане и Мартирии

Христианские мученики Маркиан и Мартирий, пострадавшие при императоре Констанции II (IV век), почитаются в Православной и Католической церквях.

Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом. Кроме того, они несли послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, у патриарха Павла Исповедника.

Император Констанций II стоял за ариан (еретиков, настаивающих на тварности Бога-Сына и неединосущности его с Богом-Отцом), в то время как его братья Константин и Констант были на стороне никейцев. После смерти братьев и войны с Магнецием Констанций II утвердил арианство как единственное верное вероисповедование в империи.

Павел Исповедник в 350 году был изгнан из столицы и отправлен в ссылку в Армению, где он принял мученическую кончину. Некоторое время спустя были схвачены в Константинополе Маркиан и Мартирий, исповедовавшие Никейский Символ веры.

Святые мученики Маркиан и Мартирий
Фото: Русская икона

Еретики пытались привлечь святых на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Маркиан и Мартирий твердо исповедовали православие, за что были приговорены к смерти. Им отрубили головы. Верующие взяли мощи и похоронили их у Меландийских ворот в Константинополе.

После победы никейцев над арианами Маркиан и Мартирий стали почитаться как святые мученики в империи. Иоанн Златоуст построил в память их церковь. Он же составил службу, канон для которой написал Иосиф Песнописец. Служба помещена в Минеи 25 октября.

Нотарии в ранней Церкви

Изначально нотариями (одна из архаичных форм слова «нотариус») были особые чиновные люди, состоящие на службе при храме святой Софии в Константинополе. Церковный нотариат был организован как учреждение для нужд церковного управления, но вскоре церковь вывела его в область светской жизни, и появились нотариусы для мирян, для разрешения дел, не касающихся церковной сферы.

Развитие церковного нотариата шло интенсивнее, чем в гражданской сфере. Гораздо ранее светского он достигает своего бюрократического устройства, выстроенного по образцу кесарийских канцелярий. Иерархическое положение нотариусов и их представителей в церковной сфере было столь же высоко, как императорских — в светской.

Впоследствии в светской области нотариат окончательно установился в качестве должности, назначаемой и управляемой верховной властью государства, лишь в половине ХI века. В церковной же сфере это совершилось в половине VIII века и, таким образом, церковный нотариат на три века опередил развитие светского.

Из книги Н. Ляпидевского «История нотариата» известно, что нотариусы присутствовали при епископах во время беседы с народом и записывали их стенографически. В эпоху гонений они тем же способом записывали все, что говорили мученики и исповедники веры перед своими судьями, и передавали это в назидание верующим.

Блаженный Августин на одном из церковных соборов предостерегал народ следующими словами: «Церковные нотариусы записывают все, что мы говорим, и все, что вы говорите; ни моя речь, ни ваши восклицания не пропадут бесследно, ибо вносятся в церковные акты».

Усекновение мучеников Маркиана и Мартирия

В нотариусы избирались люди, не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особыми нравственными качествами и образованием. Насколько высоко было их положение в церковной иерархии, видно из того, что из среды их избирались не только в епископы, но даже папы.

Кроме того, представители корпорации нотариусов должны были составлять акты отпущения рабов на волю, совершавшегося в церкви. Они также писали контракты, заключаемые представителями различных церковных учреждений, монастырей, странноприимных домов и др. от имени последних. Некоторые документы, например, дарственные в пользу Церкви, для сообщения им публичного значения церковные нотариусы представляли в судебные учреждения.

Что касается формальной стороны документов, писались они в форме, которая употреблялась в светских судах, то есть в подробнейшем изложении всего происходившего. Однако Церковь расширила практическое значение, созданного ею нотариата и стала постоянно выводить его в область светской жизни, выделяя в значительном количестве «нотариусов для мирян».

Когда впервые явилось назначение нотариусов для светской жизни, по мнению некоторых историков, установить довольно трудно. Однако, как указывает Н. Ляпидевский, в сохранившихся до нас документах церковные нотариусы для мирян появляются с конца седьмого столетия.

Одной из главнейших причин этого учреждения, по его мнению, был всеобщий упадок образования под влиянием господства варваров, а так же другие условия социального свойства. В актах, совершенных нотариусами, по мнению Н. Ляпидевского, особенно до конца XI века, встречается порядок установленный нормами римского права.

Из различных исторических источников известно, что византийские юристы и особенно нотарии считали своими покровителями святых мучеников Маркиана и Мартирия, которым молились об успехах на юридической ниве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *