Троицкий собор Санкт-Петербург

Содержание

>Троице-Измайловский собор или Собор Святой Живоначальной Троицы

Краткое описание

Белоснежный Измайловский собор, оскверненный во время революции, сумел выстоять и стать самой большой и главной святыней Российского государства. Его ярко-синие купола, щедро украшенные золотыми звездами, гордо возвышаются над городом, прославляя веру православную.

История

13 мая 1828 года переливы колоколов провозгласили о возведении нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Император остался недоволен росписями стен и иконостасом, дважды просил заменить все, но несмотря на это храм казался очень светлым и просторным. Главными святынями храма считались: образ Воскресения Христова, икона Успения Божьей Матери и икона Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

15 марта 1922 года во время Божественной литургии, при большом скоплении прихожан, новые “реформаторы” потребовали у протоиерея Михаила Чельцова выдать главные ценности храма. Они получили твердый отказ, как от настоятеля храма, так и от его прихожан, и опасаясь “большой крови” отступили.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Его хотели сделать крематорием, он стал хранилищем трупов во время блокады, общежитием для бойцов зенитной батареи — чего только не видели стены этой святыни

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Архитектура

Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.

В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.

Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров

Внутреннее убранство

Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.

Служители собора

Настоятелем храма является Геннадий Бартов, кроме него здесь служат ещё 5 священников и 2 диакона. На территории храма работает:

  • воскресная школа
  • молодежная община
  • приют

Экскурсии

Многочисленные туристические компании России готовы предложить экскурсии в Свято-Троицкий Измайловский храм. Стоимость подобных туров разнится в зависимости от расстояния и продолжительности поездки.

Интересные факты

  • Архитектору Стасову пришлось отсидеть 10 суток под арестом за рухнувший под натиском бури купол собора в феврале 1834 года.
  • Освященный в 1835 году собор, являлся самым высоким в России на тот момент.
  • Храм возводился для Измайловского полка, поэтому внутри висят полковые знамена и трофеи.
  • Икона Пресвятой Троицы была принесена в дар храму в 2003 году. Ее выкупил президент России за границей, где икона оказалась после революционных событий.

Режим работы в 2019 году

Измайловский собор открыт для посещения в будние дни с 9 до 19, в праздничные — с 6 до 20. Собор является действующим, поэтому посещение для туристов и паломников абсолютно бесплатное.

Где находится

Адрес

Измайловский проспект, дом 7 а

Метро

Технологический институт

Как добраться

Необходимо выйти на станции метро “Технологический институт”, спуститься один квартал по 1-ой Красноармейской. На Измайловском проспекте вы увидите Свято-Троицкого Измайловского храма.

Троицкий собор

Есть в Петербурге два уникальных памятника архитектуры, которые гости Северной столицы рискуют перепутать между собой из-за некоторой схожести названий:

  • Троицкий собор (Измайловский пр-т).
  • Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры (площадь Александра Невского).

С каждым из них связаны страницы славной истории Петербурга и России.

Храмы православного государства Российского

Троицкий собор Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург) – центр композиции, которую образует Лавра, архитектурный проект И.Е.Старова в стиле эпохи раннего классицизма. Александро-Невская Лавра (Петербург) – это мужской монастырь, Троицкий храм — собор Лавры.

Изначально строительство Троицкого собора (Лавра) продолжалось с 1719 по 1731 годы. Однако трещины пронизали своды, из-за этого строение было разобрано до основания, а на его месте возведено новое белокаменное здание, заложенное в 1778 г. с согласия императрицы Екатерины II. Троицкий храм – одно из красивейших зданий Лавры, с одним куполом и двумя колокольнями, каждая из которых увенчивается шпилем. Лавра построена в честь Александра Невского.

Троицкий собор в Санкт-Петербурге (Измайловский пр-т) — уникальный военно-церковный объект и символ российской армии.

Пресвятая Троица – великий полковой праздник; в этот день заложено и возведено за 7 лет (с 1828 по 1835 годы) по инициативе Николая I белокаменное здание в стиле эпохи позднего классицизма. Над белоснежными стенами Измайловского (Троицкого) храма ярко синеют купола с большими и малыми золотыми звёздами. Официальный, строгий и лаконичный вид имеют гладкие стены, их украшают лишь фриз и скульптуры ангелов.

Перед Троицким храмом в Петербурге возведен как памятник доблести армии России 30-метровый мемориальный комплекс «Колонна Воинской славы» — из пушек, добытых в войне с Турцией.

Свято-Троицкий Измайловский собор (Санкт-Петербург): листая страницы прошлого

В 1730 г. у реки Фонтанки был расквартирован императорский Измайловский полк. В походной палатке располагалась полковая церковь.

За два года (1754-1756) возведена на каменном фундаменте церковь из дерева. В 1824 году непоправимый урон полковому деревянному храму нанесла большая вода, поэтому Николай I принял решение о возведении каменного собора. Архитектор Стасов подготовил проект, и в 1835-ом Свято-Троицкий собор (Петербург) был заложен.

Серьёзные испытания выпали на долю храма:

  • После Октябрьской революции Троицкий собор (СПб) лишился всех ценностей, прекратились службы.
  • В годы войны были разрушены стены, выбиты стёкла, подвалы затоплены.
  • В 2006 г., спустя 16 лет после того, как в Троицком (Измайловском) храме возобновились службы, сильным пожаром нанесены тяжёлые повреждения куполам и некоторым образам.

Благодаря петербургскому правительству и денежной помощи Епархии сразу же началась реставрация, Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге восстановили.

Троицкий собор: ритм жизни

Выбор икон для Троицкого храма осуществлял Николай I.

В храме находится старинная икона 1406 года, на которой изображена Святая Живоначальная Троица. Достойное место заняли образы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Хранятся здесь мощи св. Матроны Московской, преподобных Петра и Февронии.

Старинные образа Измайловского полка объединены в отдельные киоты. Сень над алтарём венчают слова: «Сим знаменем победиша», вписанные в проект Николаем Первым.

Несмотря на то, что Троицкий собор в Петербурге изначально задуман как выражение величия и триумфального шествия России, Измайловский (Троицкий) собор — это не только культурный объект Петербурга, но и действующий храм православия. Здесь служатся литургии и молебны. Работает воскресная школа. Для сирот создан приют. Организована работа молодёжной группы.

Ежедневно встречает на Измайловском проспекте своих прихожан, гостей и жителей Северной столицы величественный Троицкий собор в Санкт-Петербурге. Официальный сайт храма предоставляет подробную информацию о проведении богослужений, паломнических поездках, праздничных событиях.

Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге: режим работы 2019 и стоимость билетов, адрес и как добраться, официальный сайт

Фото Троицкого собора

Троицкий собор в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским.Является одним из самых монументальных в Северной столице.

>Адрес Троицкого собора

Санкт-Петербург, 198005, Измайловский проспект, д. 7 а.

Как добраться до Троицкого собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Доехать до станции метро Технологический институт. Около метро находится пересечение Московского проспекта с 1-ой Красноармейской улицей. Перейти Московский проспект и идти по 1-ой Красноармейской улице один квартал (до Измайловского проспекта), здесь Вы увидите Троицкий собор.

>Режим работы Троицкого Измайловского собора в 2019 г.

  • Ежедневно с 9:00 до 19:00

>Стоимость билетов в Троицкий Измайловский собор в 2019 г.

Собор является действующим храмом. Посещение бесплатное. Фотосъемка внутри запрещена.

>Телефон Троицкого собора

+7 (812) 246-07-15, 246-07-12.

История создания Троицкого собора в Санкт-Петербурге

В 40-х годах XVIII столетия на берегу реки Фонтанки были расположены слободы гвардейских полков – Преображенского, Семеновского и Измайловского. Каждый полк имел свой храм, в котором молились и хранили военные реликвии и трофеи. В 1756 году в слободе лейб-гвардии Измайловского полка была построена деревянная церковь. На месте этой церкви, пострадавшей от наводнения в 1824 году, в праздник Святой Троицы в 1835 году был заложен храм по проекту архитектора В.П. Стасова. Средства на возведение храма дал царь Николай I, поскольку он являлся шефом Измайловского полка.

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма отпевали композитора А.Г. Рубинштейна.

В 1886 году перед храмом был установлен монумент Колонна Славы, выполненный по проекту архитектора Д. Грима (скульптор П.И.Шварц). Он представлял собой 5 ярусов из 108 трофейных турецких пушек, увенчанных фигурой Славы. В 1930 году памятник был разобран.

После революции 1917 года все ценности из храма были вывезены и службы в нем были прекращены. А в 30-е годы в нем планировалось устроить крематорий. Помещения храма использовались как склады. Во время войны храм был сильно поврежден от артиллерийских обстрелов и по окончании войны представлял собой здание без стекол, с поврежденными стенами и затопленным подвальным помещением. Внутри были лишь голые стены.

В 1969 году перед зданием храма был установлен памятник создателю храма В.П. Стасову (скульптор М.Т. Литовченко).

Только в 1990 году храм возвращают верующим и в нем начинаются службы. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена.

В 2006 году во время службы начался пожар, уничтоживший главный купол храма и повредивший один из его малых куполов.

Прихожане храма, помогли вынести из горящего храма всю утварь и иконы, но некоторые алтарные образы пострадали. Правительство Петербурга выделило 100 миллионов рублей на восстановление храма. Реставрационные работы были начаты сразу после пожара. Прихожане и сейчас предлагают помощь, приносят иконы, деньги в помощь храму. Престольный праздник храма – День Святой Троицы, отмечается на 50-ый день после Пасхи.

Наружное убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.

Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг).

Недалеко от храма, расположена часовня, которая была отреставрирована.

Внутреннее убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.

Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора — икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.

Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена – трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.

В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.

>Свято-Троицкий Измайловский собор

Памятник исконно русского зодчества первой трети XIX столетия неотъемлемо связан со становлением лейб-гвардии Измайловского полка и его боевыми успехами.

Интересные факты

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй — во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Современный вид

Тогда же под патронатом Его Величества Николая Павловича и на средства из его кабинета началось сооружение каменного собора в стиле ампир. Автором проекта выступил русский архитектор Василий Стасов.

Храм, рассчитанный на 3 000 верующих, по воле государя должен был иметь внутреннюю планировку, схожую с деревянным предшественником. Так в его структуре появились главный придел в честь святой Троицы, южный — Марии Магдалины, северный — Иоанна Воина. Вес отлитых 11 колоколов составил 1 066 пудов.

5-купольный Свято-Троицкий Измайловский собор получил крестообразную внешнюю форму и величественный интерьер, который подчеркивают 24 белоснежные колонны коринфского ордена. Над царскими вратами находится выполненный художником Майковым образ Господа Саваофа. Рядом расположены его икона «Благовещение» и работы Егорова – две иконы святых евангелистов.

В конце XIX века в той же стилистике по проекту Сергея Кондратьева соорудили часовню, которая прекратила существование в 1922 году. Сам собор закрыли в 1938 году и только в 1990-м передали местной епархии. Восстановительные работы здесь длились в течение первого десятилетия XXI столетия.

Троице-Измайловский собор

Православный храм
Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка
Троицкий собор
Троице-Измайловский собор в грозу
Город Санкт-Петербург
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль ампир
Автор проекта В. П. Стасов
Первое упоминание 1753 год
Дата основания 1828 год
Строительство 1828—1835 годы
Основные даты:
13.05.1828 – закладка собора — 25.05.1835 – освящение собора
08.09.1990 – передача собора Русской Православной Церкви — ‘
Приделы Главный — Святой Троицы; боковые — мученика Иоанна Воина, равноапостольной Марии Магдалины
Реликвии и святыни Крест с частицей Креста Господня и Голгофы. Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона, часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского; икона Святой Троицы (1406 года), подаренная собору В. В. Путиным
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810031000№ 7810031000
Состояние восстанавливается после 2006 года.
Сайт Официальный сайт
Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка на Викискладе

Координаты: 59°54′58″ с. ш. 30°18′21″ в. д. / 59.916111° с. ш. 30.305833° в. д. (G) (O) (Я)

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) — православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Геннадий Бартов.

  • 1 История
    • 1.1 Первые храмы
    • 1.2 Собор
    • 1.3 Восстановление собора после пожара 2006 года
  • 2 Архитектура, убранство
    • 2.1 Территория собора
  • 3 Приход
    • 3.1 Духовенство
    • 3.2 Традиции
  • 4 Примечания
  • 6 Литература

История

При Императоре Петре I на этом месте стояла деревянная часовня.

Первые храмы

Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

Собор

После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.

В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года — отпевание А. Г. Рубинштейна.

При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам

Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

Восстановление собора после пожара 2006 года

Восстановление. Август 2008.

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.

25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут, произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года. Эвакуация прихожан, присутствовавших на богослужении, проходившем в это время, и церковных ценностей прошла успешно, пострадавших не было; однако самому собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет.

9 июля 2007 года правительство Санкт-Петербурга выделило 58 миллионов рублей на реставрацию малых куполов собора (не тронутых огнём). 18 июля 2007 года губернатору была представлена концепция восстановления сгоревшего большого купола собора по технологии «клееный брус», разработанной компанией «СМФ ТВТ Стройинвест»: каркас был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеустойчивым материалом.

Самый удачный вариант, так как он и пожаробезопасен, и очень облегчает все купольные конструкции . Вера Дементьева (КГИОП)

Предполагалось, что восстановление купола потребует — 120 миллионов рублей; реставрация фасадов собора — не менее 1 миллиарда рублей; замена инженерных коммуникаций, разработка проектной документации и установка пожарной сигнализации — 356 миллионов рублей. Руководила работами московская компания «ТНТ Стройинвест», работающая при Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций имени В. А. Кучеренко.

В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола..

Собор со смонтированным главным куполом и крестом над ним. Март 2009Троице-Измайловский собор. Сентябрь 2010 года.

Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол. К январю 2009 года в соборе была отреставрирована верхняя часть иконостаса главного придела.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году.

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

Колонна Славы
(восст 2005), 2006 год

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Приход

Духовенство

Настоятели храма за всю историю
Даты Настоятель
1730 — 6 (17) января 1731 священник Илия Ксенофонтов (…-1731)
март — 20 июня (1 июля) 1731 священник Иродионов
1731 — февраль 1732 иеромонах Мамонт (Стрельбицкий)
25 сентября (6 октября) 1732 — до февраля 1733 священник Иоанн Мартьянов
11 (22) марта 1733 — 1734 священник Георгий Моисеев
1734—1737 священник Иоанн Георгиев
1737 — 6 (17) мая 1744 священник Симеон Ушкалевич (…-1744)
1744 — 1 (12) января 1776 священник Алексий Михайлович Гусев (…-1776)
1776—1781 священник Георгий Михайлов ?
1781—1799 священник Прохор Игнатьев ?
1799—1815 протоиерей Пётр Мануилович Лебедев (1764—1821)
1815 — 24 декабря 1825 (5 января 1825) протоиерей Пётр Антониевич Громов
1825—1828 протоиерей Феодор Димитриевич Раевский
14 апреля 1828—1855 протоиерей Иоанн Антипович Назоров (1784-1855)
1856—1867 протоиерей Василий Григорьевич Коссович-Динарский (1812—1888)
1867—1868 протоиерей Иоанн Архипович Зиновьевский
1868—1871
29 сентября (11 октября) 1871 — 3 (15) июня 1872 протоиерей Лев Алексиевич Ляшкевич (1817—1874)
1872 — 15 (27) апреля 1873 священник Иоанн Архипович Зряхов (…-1873)
16 (28) апреля 1873 — 21 августа (3 сентября) 1906 протоиерей Николай Николаевич Наумов (1828—1916)
21 августа (3 сентября) 1906 — 26 апреля (8 мая) 1907 протоиерей Сергий Александрович Соллетинский (1846—1920)
26 апреля (8 мая) 1907 — 16 (29) января 1909 протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850 — после 1917)
1909 — июнь 1911 протоиерей Иоанн Иоаннович Невдачин
июнь 1911—1919 протоиерей Василий Николаевич Грифцов (1868—1918)
июль 1919 — 31 мая 1922 протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870—1931)
июнь 1922 — 26 апреля 1923 протоиерей Павел Порфириевич Чуев (1889 — после 1926)
26 апреля 1923 — 11 мая 1923 протоиерей Сергий Александрович Трудов (1882—1937)
11 мая 1923—1924 протоиерей Николай Николаевич Соколов
декабрь 1924 — январь 1929 протоиерей Николай Павлович Флоровский
январь 1929 — 11 марта 1935 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1871—1943)
март 1935 — декабрь 1935 протоиерей Пётр Васильевич Пеньковский
26 декабря 1935 — 24 марта 1938 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1887—1985)
1938—1990 собор не действовал
11 декабря 1990 — 14 августа 1991 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
20 августа 1991 — 20 февраля 1994 протоиерей Сергий Иоаннович Чевяга (1947—1997)
21 февраля 1994 — 15 ноября 1994 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
18 ноября 1994 — 23 ноября 1994 протоиерей Николай Викторович Шорохов (род. 1945)
24 ноября 1994 — 6 апреля 1996 протоиерей Владимир Михайлович Макаревич (род. 1938)
6 апреля 1996 — настоящее время протоиерей Геннадий Борисович Бартов (род. 1952)

Традиции

До 1917 года в соборе существовали следующие традиции:

  • В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
  • В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
  • В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
  • 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Примечания

  1. 1 2 «Валентина Матвиенко проверит сегодня, как идут работы по восстановлению Троицкого собора» «Эхо Москвы в Петербурге» со ссылкой на петербургские «Вести»
  2. 1 2 Виктория Шахова, «Валентина Матвиенко одобрила проект реставрации большого купола Троицкого собора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829
  3. «Главный купол Троицкого собора начнут восстанавливать на следующей неделе» Фонтанка.ру 18.07.2007
  4. Мария Цыганкова, «Троицкий собор не должен стать Трансваалем» Фонтанка.ру 18.07.2007
  5. Клееные деревянные конструкции были изготовлены на заводе в Нижнем Новгороде («Монтаж купола Троицкого собора закончат весной» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» и на председателя КГИОП Веру Дементьеву, 19 декабря 2007 года)
  6. Служил в период пребывания полка Москве.
  7. Служил в храме по найму

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Троице-Измайловский собор
  • Официальный сайт собора
  • Народный каталог православной архитектуры
  • Внешний вид Троицкого собора до пожара 2006 года

Литература

  • Невдачин И. И. Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. — СПб.: тип. М.Я. Квара, 1910. — 16 с.
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. в 3 т. — СПб.: Чернышев, 1994. — Т. 1. — С. 136—138. — ISBN 5-85555-030-6
  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. — СПб.: «Арт-Деко», 2009. — ISBN 978-5-89576-020-8

Троице-Измайловский собор (окончание)

Троице-Измайловский собор (заключительная часть публикации фото-материала с небольшим рассказом о предмете съемки)
Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) — православный собор на Троицком проспекте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Каждый петербуржец знает величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится сразу за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви. Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, – лейб-гвардии Измайловского полка.
Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семеновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы – селу Измайловскому, недалеко от Москвы. Своей церкви полк не имел, так что солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. В сентябре 1732 года в Петербург была доставлена походная церковь, на лугу у речки Фонтанки собрана и освящена. Но и теперь церковь стояла лишь летом. На зиму, с заморозками, ее разбирали. В 1743 году в новопостроенной Измайловской слободе была собрана деревянная церковь. Однако церковь оказалось недостаточно просторной.
В конце 1752 года полк подал Императрице Елисавете Петровне всеподданнейшую просьбу начать строительство новой церкви, которая была построена на том самом месте, где ныне стоит Собор. Строительство продолжалось два года, и 1 июня 1756 года храм был освящен. Однако 7 ноября 1824 года церковь св. Троицы была необратимо повреждена наводнением — вода, доходившая до половины высоты Престола, перебила все окна, разломала ограду, амвон, пол храма, замочила ризницу.
Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный — св. Марии Магдалины, северный – св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Руководили строительством три человека: сам император, архитектор Василий Петрович Стасов, автор проекта, и инженер Петр Петрович Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.
Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали – из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П.А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.
Впереди были семь лет сложной работы. Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге. Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав – по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием.
Весь 1828 год шло устройство фундамента – почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь – целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 г. здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность. Из-за ошибки в расчетах в августе 1830 года 16 колонн, на которые приходилась нагрузка от купола, дали трещину. Из-за этого Василий Петрович Стасов решением Николая I был отстранен от работы и посажен на сутки на гауптвахту. Петру Базену пришлось решать инженерную задачу по укреплению колонн и устойчивости главного купола. Исправление недочетов продолжалось более года.
Но на этом проблемы с центральной главой не закончились. В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золоченая глава и крест. Центральный купол украсили 280 золоченых звезд, малые – по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов и предстал во всей красе, но уже через три месяца – в ночь на 23 февраля 1833 года — главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал.
Когда в два часа дня на место происшествия прибыл Николай I, вокруг собора еще валялись части разбитого на мелкие кусочки креста, раскиданные ветром листы медной обшивки, обломки стропил и кирпичей, сброшенный с барабана измятый и поврежденный каркас купола едва держался, навалившись на восточную главу. Падением купола была частично повреждена кирпичная кладка.
Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы. Архитектор снова был наказан – пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.
Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе. Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 г. Стасов предложил покрыть купола медью с обработкой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе». Стасов сделал несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола «цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем». 24 октября новый проект окраски был утвержден.
Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых. В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 г.
Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить. Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д. Заказ был очень почетный и прибыльный.
Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение северного придела в честь св. мч. Иоанна Воина было совершено архимандритом Нилом (Исаковичем) в сослужении духовенства. Освящение южного придела в честь св. равноап. Марии Магдалины было совершено архим. Феодотием (Озеровым) также в сосолужении духовенства. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства. На торжество собрался весь Измайловский полк, пришли прихожане. Император не присутствовал: он только вечером вернулся из Москвы и посетил собор с супругой и цесаревичем Александром. Осмотрев храм, Николай I остался недоволен написанными академиками иконами. Он приказал отказаться от этих работ и потребовать у авторов задаток. По мнению специалистов, причиной неудачи маститых художников стало то, что они не учли специфику места, где были расположены иконы, а также форму иконостаса.
Новые иконы император поручил выполнить художнику Николаю Майкову, самоучке, не имевшему никакого художественного образования. Однако и его работы не всегда удовлетворяли государя. Поэтому часть образов, написанных академиками, остались. Таким образом, в главном иконостасе оказались следующие иконы: в Царских вратах – Благовещение работы Майкова и евангелисты работы Егорова; над иконостасом в круглой раме и резном золоченом сиянии изображение Господа Саваофа работы Майкова; работами Майкова заменены центральные иконы в первом ярусе – Спасителя и Божией Матери и во втором ярусе – свв. Николая Новгородского и княгини Ольги, свв. равноапп. Константина и Елены. Также в иконостасе были: иконы ветхозаветной Святой Троицы (явление Бога Аврааму в виде трех ангелов), св. царицы Александры, свт. Николая Чудотворца, св. Александра Невского, св. апостолов Петра и Павла, Марии Магдалины, свв. архистратига Михаила и Анны Пророчицы, великомученицы Екатерины, свв. Андрея Первозванного и праведной Елисаветы. На Горнем месте находился образ работы Майкова – Взятие Божией Матери на небо с изображением апостолов.
Над алтарем устроители собора утроили сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса.
В 1859 году в Свято-Троицкий Измайловский собор были переданы огромные иконы работы Тимофея Неффа, предназначавшиеся для Исаакиевского собора, но затем замененные на мозаичные копии. Образы Спасителя, Божией Матери, святого Исаакия Далматского, святого благоверного князя Александра Невского, святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины окончательно сформировали внутренний облик храма.
Вообще, внутреннее убранство Троицкого собора было предельно лаконично и упорядочено. Старинные полковые образа сгруппировали в особые киоты, не было характерного для небольших храмов беспорядочного скопления маленьких и средних икон. Большинство икон были дарами государей или вкладами военнослужащих.
Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон.
Среди особо почитаемых святынь был старинный образ Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами святых Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, а также частицей древа Креста Господня. Также прихожане особо чтили икону Успения Божией Матери и икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Такова краткая, но небезынтересная, история строительства этого, безусловно выделяющегося из общего числа христианских святынь на Руси, Храма с небесными куполами.
Текстовое повествование о строительстве Храма заимствовано со страниц официального сайта Храма http://www.izmsobor.ru

У этого термина существуют и другие значения, см. Измайловский (значения).

Православный храм

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Троицкий собор

Страна

  • Россия

Город

Санкт-Петербург

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

ампир

Автор проекта

В. П. Стасов

Архитектор

Василий Петрович Стасов

Основатель

Николай I

Первое упоминание

1753 год

Дата основания

1828 год

Строительство

1828 — 1835 годы

Основные даты

13.05.1828 — закладка собора
25.05.1835 — освящение собора
08.09.1990 — передача собора Русской Православной Церкви

Приделы

Главный — Святой Троицы; боковые — мученика Иоанна Воина, равноапостольной Марии Магдалины

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520346920006 (ЕГРОКН). Объект № 7810031000 (БД Викигида)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор.

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) — православный собор на Троицком проспекте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — митрофорный протоиерей Геннадий Бартов.

  • Официальный сайт собора
  • История создания Троице-Измайловского собора

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

VIAF: 244294967 · WorldCat VIAF: 244294967

Кроме Казанского собора есть в Санкт-Петербурге другое культовое сооружение, тесно связанное с войной, – Свято-Троицкий Измайловский собор. В XVIII в. военный долг и религиозность были единым целым: в церквях молились перед сражениями, во время и радовались победам после, возвращаясь с трофеями, которые в их стенах и оставляли. Праздник Троицы, потеря церкви самым победным Измайловским полком и наличие средств у Николая I – все это дало старт работам над новым храмом для военных в 1828 г. с синими, усыпанными звездами куполами.

>Контакты

  • Адрес Троицкого собора в Санкт-Петербурге: Измайловский проспект, 7а.
  • Телефоны для справок: +7 (812) 251-89-27, +7 (812) 310-74-02.

Как лучше добираться

  • Отправляться искать Троицкий собор можно от станции метро «Технологический институт». Выходя из метро, ступаешь на 1-ю Красноармейскую улицу и идешь по ней до Измайловского проспекта. Там уже собор не потеряешь из виду.
  • Или можно воспользоваться муниципальным транспортом: троллейбусом № 3, 8 или трамваем № 28, 34, 90.

Посещение. Режим работы

Попасть внутрь собора несложно, нет никаких ограничений по дням, потому что Свято-Троицкий собор Санкт-Петербурга – действующее культовое место. Открыты его двери для гостей и в будни (9:00–19:00) и в выходные+праздники (6:00–20:00). Соответственно, вход бесплатный.
При этом не нужно забывать о правилах поведения в православном храме:

  • никакой яркой, грязной или открытой одежды;
  • никаких коротких юбок, брюк, не покрытых платками голов и косметики (для женщин);
  • мужчины не заходят в головных уборах;
  • никаких разговоров, смеха, телефонов, курения и алкоголя;
  • нужно перекреститься у входа и не стоять спиной к алтарю;
  • снимать разрешено только при проведении своих обрядов (крещения, венчания);
  • не заходить внутрь, если пропустили начало важной службы.

Расписание богослужений Троицкого собора

Каждый день совершаются такие служения:

  • 9:30 – исповедь;
  • 10:00 – поздняя литургия (после нее могут быть молебен и панихида);
  • 13:00, 15:00 – обряд крещения;
  • 16:00 – молитва у мощей святых Матроны, Петра и Февронии.

Прочие богослужения проходят по определенным дням недели. График дополнительных служб можно изучить на сайте собора.

  • Венчания – после литургии, по нечетным дням недели, исключая время постов.
  • Молебен у иконы «Всецарица» – вторник, 17:00.
  • Молебен у иконы с мощами Георгия Победоносца – среда, 17:00.
  • Вечерняя служба – пятница-воскресенье или накануне праздника, 17:00.
  • Ранняя литургия – воскресенье, праздники, 7:00.

Реликвий у Троицко-Измайловского собора в Санкт-Петербурге в избытке, могут позавидовать многие храмы, к тому же большинство из них являются редкими ценностями.

  • Икона Святой Живоначальной Троицы. Старше этого образа икон в Петербурге просто нет. Эту икону создали еще в 1402 г. И как никакой другой, ей пришлось побродить по миру: советская власть ее изъяла из собора и отдала в Третьяковскую галерею, оттуда ее продали частному коллекционеру, в начале XXI в. икона всплыла среди лотов на Christie’s и наконец вернулась в собор как дар на 300-летие города.
  • Мощи Матроны Московской. С 2011 г. к ним со своими бедами приходят прихожане, считая святую заступницей угнетенных.
  • Мощи Петра и Февронии Чудотворцев. У этих святых постоянно просят о благополучии в семьях, которым эта пара покровительствует.
  • Икона св. Ксении Петербургской. Эта картина – первая копия портрета защитницы Петербурга из Эрмитажа, работа Р. Гирвеля.
  • Две иконы Николая Чудотворца, одна из которых даже принадлежала старцу Псково-Печерского монастыря.
  • Большие иконы XIX в., являющиеся первоисточником мозаик Исаакиевского собора.
  • Порт-Артурский образ. Написана икона в память о том, как русские моряки в 1905 г. увидели лик Богоматери.
  • Икона «Скоропослушница». Считается одной из самых чудотворных после молитвы, у которой быстрее отвечает Божья Матерь.
  • Икона «Всецарица». К этому образу приходят за исцелением от всевозможных тяжелых болезней.
  • Икона, где изображен Христос с детьми. Редкий образ, у которого родители просят о послушании детей по отношению к себе и к Богу.

Интересные факты о Троицком соборе

  • Строил собор с 1828 по 1835 гг. тот самый архитектор, занимавшийся окончательными работами Смольного собора, – В. Стасов.
  • Полное название храма – Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, потому что предназначался он для вояк этого древнего русского полка.
  • Здесь в 1867 г. венчался классик литературы Ф. Достоевский.
  • Как и Казанский собор, Троицкий собор «собирал» военные реликвии, но другой войны, русско-турецкой.
  • Купола собора имеют синий цвет – цвет мундиров Измайловского полка.
  • Самый большой купол Троицкого собора – деревянный и по размеру № 2 в Европе (кстати, это второй купол, первый был медным и пострадал от бури). На восстановление купола после пожара 2006 г. деньги выделил сам Папа Римский.
  • Часовня рядом с храмом повторяет его стиль и служит памятником спасения членов императорской семьи в XIX в. Ее восстановили в 1999 г. после 70 лет запустения.
  • Собор охраняется ЮНЕСКО.

Фото Троицкого собора в Санкт-Петербурге

Сложно не заметить Троицкий собор среди серой массы многоэтажек, это же четвертое по высоте здание Питера!
Снимок помогает рассмотреть «мундирную» синеву куполов Троицкого собора и понять, что ориентированы они необычно, на стороны света.

Троицкий собор в Санкт Петербурге на видео

В продолжение изучения военно-религиозной архитектуры Петербурга, думаю, стоит заглянуть внутрь этого полкового собора. Вдруг он поведает вам нечто новое?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *