Успенский собор Смоленск

Содержание

Чудный собор (Успенский собор в Смоленске) (Школьные сочинения)

Во все времена соборы строились величественными, могущественными. После взгляда на храм ощущаешь, как ты сближаешься духовным миром. Один из таких храмов — это Успенский собор в Смоленске, его официальное название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Он построен на холме, так чтобы его было видно с любой точки города.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха, в честь Успения Божией Матери, но в следствие войны с Речь Посполитой рухнула часть собора унеся с собой много жизней. В 1677 году началось строительство нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор внес множество изменений в проект. Работы по строительству храма были приостановлены и возобновились в 1712 году, но они не увенчались успехом, так как у семиглавого собора обрушились некоторые из глав.

И только 1772 году под руководством П.Обухова храм приобрёл вид, который имеет и сейчас.

Успенский собор поистине можно назвать сердцем города. Не заходя в храм мы уже понимаем насколько это величественное и важное для горожан место. Это бирюзовый с белым пятиглавый храм. Собор выполнен в стиле барокко. Бирюзовый цвет сам по себе достаточно яркий, но его уравнивает белый цвет и общее впечатление весьма умиротворяющее. Отдельное внимание нужно уделить куполам, они позолоченные и располагаются на разной высоте, основной купол выше остальных и находится в центре. Собор невозможно представить без его куполов, в солнечную погоду они переливаются различными оттенками и предают храму особую лёгкость, кажется, что собор парит над городом.

Внутреннее убранство храма не менее прекрасно, чем и снаружи. На стенах и на потолке мы можем увидеть фрески изображающие святых, сцены из библии. Особое место в внутреннем убранстве храма занимает почти тридцатиметровый иконостас, он позолочен и в нем проработаны мельчайшие детали, мы сразу понимаем насколько важную роль он играет в храме. Также украшением собора являются иконы.

В наши дни святое место активно посещают прихожане. В храме проводятся исполнения богослужебных песнопений. Также здесь исполняются композиции свободным хором.

Приходя в Успенский собор чувствуешь, как в нем воплощается могущество и красота духовного мира. Храм играет важную роль в жизни каждого верующего жителя города. Успенский собор является неотъемлемой частью города.

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.

При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

  • чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигрия»;
  • сандалии святого воина Меркурия;
  • золотая тканая плащаница .

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

Успенский собор (Смоленск)

Православный храм

Успенский собор

Страна

Россия

Город

Смоленск, улица Соборная Гора, 5

Конфессия

Православие

Епархия

Смоленская епархия

Архитектурный стиль

архитектура барокко

Дата основания

1677 год

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 681210004760006 (ЕГРОКН). Объект № 6710028021 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — кафедральный шестистолпный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведён на рубеже XVII и XVIII вв. в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века. Внутри сохранились иконостас и оригинальное убранство в стиле киевского барокко.

В соборный ансамбль входят также надвратная Богоявленская церковь с деревянным завершением (1785-87), предназначенная для богослужений в холодное время года, колокольня 1767–72 гг. (архитектор П. Обу­хов) и расположенный к югу комплекс архиерейского двора с церковью Ио­ан­на Пред­те­чи (1699–1703, пе­ре­строе­на в 1780-е гг.).

Исторические сведения

Древний собор Мономаха

Основание собора

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале. Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.

Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

Учреждение Смоленской епархии

«В се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Ипатьевская летопись

В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.

Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии. Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа. Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.

Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах. К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным. Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».

Достройка собора князем Ростиславом

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства. Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Вопрос о достройке Успенского собора был окончательно снят по итогам работы на Соборной Горе археологической экспедиции в 1965 году. В ходе раскопок, проводимых вокруг существующего собора, были обнаружены многочисленные остатки древнего строительного материала, в частности, плинфы, принадлежащей зданию Успенского собора XII века. В результате анализа всех образцов найденной плинфы, её геометрической форты и размеров, состава примесей в тесте материала, изучения прочностных характеристик, наличия знаков и клейм на ряде образцов, исследователи пришли к выводам, позволившим классифицировать плинфу на две основные группы, категорически отличные друг от друга. Было установлено, что плинфа первой группы использовалась при постройке первоначального собора Владимира Мономаха начала XII века. Ко второй группе принадлежит более 70% найденной плинфы, принадлежащей времени правления в Смоленске князя Ростислава Мстиславича, полностью идентичной плинфе, использованной при строительстве Борисоглебского собора Смядынского монастыря, заложенного при князе Ростиславе в 1145 году, что подтвердило факт достройки Успенского собора в правление этого князя. В 1150 году Успенский собор выл повторно освящён, что, возможно, было связано с завершением нового этапа строительных работ.

Из Смоленских торговых грамот (договоров Смоленска с Ригой и Готским берегом) XIII — XIV веков известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». Один из них находился у епископа в Успенском соборе: «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици».

Уничтожение

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Русской униатской церкви.

История существующего здания

Пятиярусный иконостас

После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас. Впоследствии иконы не раз поновлялись. В 1740-е гг. храм был расписан в стиле барокко.

Архитектор собора неизвестен, хотя краевед С. Д. Ширяев в 1924 г. заявил, что по виденной им архивной записи в строительстве участвовал некто Антон Шедель, больше нигде не упоминаемый. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Во время наполеоновского нашествия и ожесточённых боёв в округе здание собора не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.

В 1941 г. после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.

Святыни

В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал.

В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского, небесного покровителя Смоленска; выставлена также единственная сохранившаяся реликвия святого Меркурия Смоленского — железные сандалии.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII—XIII веков. — Л.: Наука, 1979. — 413 с.
  2. Поселянин Е. Н. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июль // Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон : в 2 кн. — М.: Отдых христианина, 2002. — 688 с. — ISBN 5-902040-19-1.
  3. Богословский Т. М. Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. — 1945. — Январь (№ 1). — С. 37—40.
  4. Записки историка: комплекс Романа Ростиславича в Пятницком конце. Часть 2
  5. http://websprav.admin-smolensk.ru/web2014/kirill/ikonostas.html
  6. 1 2 В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленский. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.
  7. Святой мученик Меркурий Смоленский. Православие.ru.

Литература

  • Архитектурные памятники Смоленской области: Каталог. — М., 1987.
  • Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Л., 1979.
  • Раппопорт П. А., Смирнова А. Т. Архитектурные достопримечательности Смоленска. — М., 1976.
  • Гудериан Г. Воспоминания солдата / Пер. с немецкого. — Смоленск: Русич, 1998. — 656 с. — (Мир в войнах). — ISBN 5-88590-901-6.
  • Иванов Ю. Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. — Смоленск: Русич, 2006. — 416 с. — (Памятные места России).

Ссылки

  • Свято-Успенский кафедральный собор на официальном сайте Смоленской епархии
  • Успенский собор
  • Свято-Успенский Кафедральный собор

Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы

Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.

Успенский собор со стороны Школьной улицы

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:

…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.

Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.

Успенский собор в Смоленске

Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.

Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»

Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898—1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года — директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).

Окно Успенского собора

Он пишет:

Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…

Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.

Южные врата Успенского собора

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.

Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713—1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.

Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.

По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.

Купола Успенского собора

В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.

Западный фасад Успенского собора

Памятная надпись на стене Успенского собора

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.

Разрушенные здания и уцелевший Успенский собор

Успенский собор

Панорама церковных строений Успенского собора

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

Внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске. Источник: Смоленская народная газета, http://smolnarod.ru

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

Окно в алтарной части Успенского собора

Западный фасад Успенского собора

В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.

Соборная колокольня

Соборная колокольня

Колокол 1636 года

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.

Ансамбль Соборной горы

На территории около Успенского собора

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.

Богоявленский надвратный собор

Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.

Лестница к Успенскому собору

Богоявленский надвратный собор

Успенский собор и Соборная колокольня

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.

Восточный участок крепостной стены

Панорама восточного участка крепостной стены Смоленска

Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)

Нижне-Никольская церковь

Церковь Георгия Победоносца и крепостная стена

Информация для путешественников

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.

Успенский собор в конце Большой Советской улицы

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

Статья обновлена 3 мая 2019

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Успенский собор Смоленска — это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.
1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева — Успенский собор, справа — надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле — барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.
2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.
3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.
4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.
7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».
8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.
9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).
10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.
11. Деталь декора колокольни.
12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни — обилие белого барочного декора.
13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.
14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: «Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.».
15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас — выдающийся памятник барочной архитектуры.
16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона «Одигитрия». По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.
17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора — плащаница «Положение во гроб». Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа — плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой — одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
18.
19.
20.
21.
22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей — десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.
23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов–афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.
24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.
25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.
26.
27. Лестница, ведущая из собора. Направо — памятник Кутузову и автостоянка, налево — Большая Советская.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества православных храмов, которые находятся на территории России, хочется обязательно вспомнить и выделить Успенский кафедральный собор Смоленска. Важным фактом есть то, что его возвели в честь героической обороны города в начале 17 века. Прежде на данном месте находился храм 12 века.

История храма

История Успенского собора в Смоленске достаточно интересная. Изначально в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха было заложено первый камень в основание будущего величественного собора. В начале 17 века Смоленск почти три года терпел напады со стороны Речи Посполитой.

После двух лет обороны, защитниками было принято решение подорвать взрывчатку, которая находилась в погребах, недалеко от холмов собора. Из-за взрыва развалилась часть собора и забрала с собой большое количество детей и женщин. После такого события было принято решение о том, чтобы возвести собор снова. Два следующих века этим и занимались.

Проблема становилась в том, что постоянно допускались ошибки в чертежах и расчетах, тем самым приводя к разрушению. Но строители не теряли веру и со временем они решили все проблемы. Он дошел до нашего времени практически в том состоянии, в котором они его построили.

Немало прочих трудностей пришлось также ему пережить. Он выстоял:

  • войну 1812 года,
  • Великую Отечественную войну,
  • богоборческие войны государства с храмами. В то время в здании храма решили разместить антирелигиозный музей.

Но несмотря на все это, храм не только сохранился и не перестал функционировать, он стал еще и важной туристической достопримечательностью.

Святыни

Много есть всяких рассказов об иконостасе Успенского собора Смоленска. Он поражает всех своим величием. Длина его достигает 30 метров. В вверх он идет на пять ярусов. Позолота и резьба, а также многие деревянные скульптуры придают ему небывалую роскошь. Такого могущественного и величественного вида Вы больше нигде не встретите.

На территории храма хранятся некоторые святыни, о которых известно далеко за пределами не только города, но и государства. Известен Успенский собор Смоленска поясом Богородицы. Кроме того есть и прочие вещи:

  • сандалии воина Меркурия,
  • плащаница мастерских Евфросинии Старицкой,
  • образ Смоленской Богородицы «Одигитрия».

Святой воин Меркурий был воеводой Смоленска. Он разбил отряд монголотатар недалеко от города. Самому спастись живым ему не удалось. Его обезглавил убегавший противник. Мощи его вместе с доспехами были положены в Успенском соборе, который построили по приказу Мономаха. После набегов поляков из доспехов пропали шлем и копье. Остались только сандалии. Есть предание о том, что пока доспехи будут хранится в Смоленске, то Богородица постоянно будет защищать город от разных бед.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Плащаница была сделана в 1561 году. Она была передана Успенскому собору для поминовения Владимира Старицкого. Во время франко-русской войны русские отбили обоз с награбленным у французов. Там оказалась и эта реликвия. Ее передали на хранение в Смоленский Успенский собор. По технике своего исполнения данная вещь является очень редкой и несет большую ценность.

Чудотворную икону «Одигитрия» относят к наиболее важным и ценным иконам христианского мира. Есть сказание о том, что написал ее Лука еще при жизни самой Богородицы. попала она в Смоленск в 12 веке благодаря Владимиру Мономаху. Он перенес ее с Чернигова и оставил тут. С тех пор ее начали называть «Смоленской». Она постоянно спасала и защищала город, а также жителей от нашествий. В 1812 году ее вывезли в Москву, а во время Великой Отечественной войны она бесследно исчезла.

В 1943 году, когда происходило освобождение города от немецких захватчиков, в собор перенесли надвратную икону Смоленской Богородицы. Она была написана в 1602 году с первоначального лика. Она была подарена Борисом Годуновым на освящение Смоленской крепостной стены. Именно этот список сейчас там и находится. Оставляя Смоленск 5 августа 1812 года русские войска взяли его с собой и до изгнания Наполеона из Смоленской губернии, она была с ними в войске. В 1912 и через столетие с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Престольным праздником данного храма считают православное Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Расписание богослужений Успенского собора Смоленска

По буднях: всенощное бдение – 18.00, литургия – 9.00.
Воскресенье и праздничные дни: всенощное бдение – 18.00, Ранняя Литургия – 7.00,
Поздняя литургия – 10.00.

Кроме того в храме совершают еще и молебны с акафистом:

  • по вторникам – иконе «Одигитрия»,
  • по четвергам – через неделю – Николаю Мирликийскому Чудотворцу; Серафиму Саровскому,
  • по воскресеньям – поочередно – Господу Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери.

Адрес Успенского собора в Смоленске: г. Смоленск, Соборный двор 5. Большинство местных жителей знают дорогу к храму и с радостью ее Вам покажут.
Более детальную информацию о расписании богослужений, проведении экскурсий и прочее можно узнать на сайте монастыря или по телефону. Помните, что приходить в храм и общаться с Господом – это неполное проявление веры в Господа. Вера заключается в том, что кроме молитв, стоит еще и уделять больше внимания своим поступкам и словам. Нет смысла в чтении молитв, если осознанно совершать плохие поступки, а потом стараться их замолить. Старайтесь идти в храм с чистым сердцем и светлыми помыслами, тогда Ваши просьбы обязательно будут услышаны и исполнены.

Храни Вас Господь!

Успенский собор в Смоленске

Из истории Руси известно, что примерно в 1000 году Великий правитель Владимир Мономах заложил в данном городе огромный собор, выстроенный из камня, который был назван в честь Успения Небесной Царицы, то есть Божьей Матери.

Известно, что до 17 века, несмотря на разнообразные исторические события, собор сохранял свой первозданный вид и архитектурные формы, однако во время войны польского короля город находился в осаде, именно поэтому в 1675 году храм был разобран, вследствие чего невозможно было его отреставрировать.

Уже спустя 1 год царь Алексей Михайлович издал указ, дабы заложить новый храм в Смоленске на месте прежнего, именно его строительство продолжалось более 100 лет.

И уже в 1772 году Успенский собор в Смоленске был освящен Парфением, вследствие чего исторические сведения гласят о том, что святыня православного христианства смогла устоять и уцелеть в ходе Отечественной войны.

Важно отметить, что внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске поражает собственной красотой, однако стоит учесть, что высота стен не превышает 70 м, а пространство более чем 2000 квадратных метров. Интерьер сочетает в себе разнообразные элементы, такие как барокко и древнерусское зодчество.

Для православных верующих христиан не секрет, что главной святыней храма является икона Божьей Матери именуемая «Одигитрия». Важно отметить, что Святой образ во время Отечественной войны находился у маршала Кутузова.

Современникам же Святой образ иконы Божией Матери «Одигитрия» более известен, поскольку в 2012 году во время празднования 200-летия Победы России в войне был совершён крестный ход, во главе с чудотворным ликом. Важно учесть, что крестный ход имел немалую протяженность, ведь паломники прошли из самого города Смоленска в Вязьму.

1. Л. Журавлева. Древние памятники Смоленска. «Всё!», 28.07.1995 г.
«… Когда Смоленск в 1611 году захватил Сигизмунд III, смолянами были взорваны пороховые склады возле собора и он пострадал. Но позже его отремонтировали на пожертвования все тех же смолян, и в нем отправляли православные службы. Поляки писали, что собор XII века был «огромен и красив». Когда Смоленск в 1654 году вернули вновь Москве, архиепископ Филарет просил у царя средства на его ремонт. Однако 7 мая 1674 года стали древний собор разбирать, даже выломали бут и фундаменты. Новый храм заложили на месте старого, …».
.

.
.

…..Источник:
Л. Журавлева. Древние памятники Смоленска. «Всё!», пятница, 28 июля 1995 г. №91(321); стр. 8.
.
См. также метки(tags): Л.С. Журавлева

Дополнено 02.08.2017 (1)
2. Древний Мономахов собор после взятия Смоленска в 1611 г. в основном уцелел – архитектурно и даже конфессионально.
….»… Духом легенды или домысла отдаёт и распространённая в местной литературе версия о том, что в 1611 г. на развалинах древнего собора по повелению Сигизмунда III был якобы сооружён католический каменный костёл с деревянным верхом и куполом, типа крестообразной базилики, превращённый будто бы затем, в 1633 г, в униатский кафедральный собор.27) Эти данные сомнительны прежде всего потому, что в польских условиях сдачи Смоленска от 15 марта 1611 г. сугубо подчеркивалась неприкосновенность собора и других храмов “веры греческие”. 28) Окончательно снимает эту версию давно опубликованная, но прошедшая мимо внимания историков грамота смоленского архиепископа (униатского – Ed.) Льва Ржевусского Льву Сапеге от 11 сентября 1627 г. В этом послании архиепископ просит не превращать в костёл “соборную пречистой Богородицы церковь, которая за 500 лет тому назад построена Владимиром Всеволодовичем”, так как это было бы “великою обидою”, в частности, “для лиц, которые жертвовали на церковь”, т. е., видимо, на её восстановление и ремонт после разрушения 1611 г. 29) Из этого документа также ясно, что собор Мономаха-Ростислава вовсе не был превращён взрывом в руины, ни целиком, ни наполовину, и ещё в 1627 г. его можно было использовать. Не было, следовательно, и нового “каменного костёла”, якобы воздвигнутого на руинах древнего храма. Собор, вероятно, сохранил свои стены и столбы достаточно прочными, так что можно было сделать деревянные перекрытия. Местные историки и отмечали, что “костёл” имел деревянный верх. Следовательно, древний собор был укрыт на пожертвования смолян, и в 1627 г. встал вопрос об его использовании под костёл, что вызвало встревоженный протест Льва Ржевусского. ….

….… Таким образом, собор Мономаха-Ростислава выдержал встряску взрыва порохового погреба в 1611 г. и продолжал жить и после этой даты. …
….27) Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 года, собранная из разных летописей и российских дееписателей. Смоленск, 1804, с. 169; Никифоров Ф. Л. Описание смоленских соборов. – В кн.: Памятная книжка Смоленской губернии на 1855 г. Смоленск, 1855, с. 27; Ширяев С. Д. Этюды по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины. – В кн.: Труды смоленских государственных музеев. Смоленск, 1924, с. 9-10, 13, 81, и др.
….28) Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841, т. II, с. 385.
….29) Летопись занятий Археографической комиссии, 1865-1868 гг. Т. IV. СПб., 1868, Протоколы, с. 56. …».
….Источник:
Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт: Зодчество Смоленска XII – XIII вв. стр. 29-30, 32

Дополнено 05.08.2017 (2)
….»Краткая историческая справка:
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. …
…… К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. … Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта. …
….… В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. … Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят. Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
….После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. …».
….Источник:
Prihod.ru > Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. Смоленск.

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *