Успенский собор во Владимире

Успенский собор (Владимир)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный собор
Успения Пресвятой Богородицы

Страна

Россия

Город

Владимир, Владимирская область

Адрес

Большая Московская улица, 56

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Владимирская

Благочиние

Кафедральное

Престольный праздник

15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы

Настоятель

протоиерей Василий (Войнаков)

Основание

1158 год

Основатель

князь Андрей Боголюбский

Первое упоминание

1158 год

Автор проекта

неизвестен

Строитель

  • князь Андрей Юрьевич Боголюбский
  • князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Строительство

1158—1189 годы

Архитектурный стиль

т. н. «русская романика»

Состояние

действующий храм,
музейная экспозиция

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 331520368520006 (ЕГРОКН). Объект № 3310022000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of the Assumption
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Успенский собор)

Ссылка

№ 633-001 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1992 (16-я сессия)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р во Влади́мире — православный храм, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви. В настоящее также государственный музей, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Они проявляются в декоративных деталях и приемах. Таковы, например, … аркатурно-колончатые пояса, в которых (в Успенском соборе) применяется чисто романская Würfelkapitell. Западное происхождение этих деталей очевидно.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Перестройка собора в 1186—1189 годах

План собора, 1899 год Общий вид Успенского собора с колокольней, лето 2011 года

После пожара 1185 года Всеволод III, более известный как Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Дальнейшая история собора

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как Владимирские мученики.

В 1411 году, в ходе междоусобных войн, суздальско-нижегородский княжич Даниил Борисович послал на Владимир своего союзника — татарского царевича Талыча, войско которого не гнушалось грабежами храмов; пострадал и Успенский собор. Однако значительная часть ценностей была сохранена благодаря ключарю отцу Патрикию, который успел их спрятать, а потом принял мученическую смерть под пытками, но так и не выдал язычникам место нахождения храмовых святынь.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

Современное положение

Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-001
рус. • англ. • фр.

Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.

  • Колокольня Успенского собора

  • Портал Успенского собора

  • Вырезки из листов кровли Успенского собора во Владимире (1158—1160-е годы) с буквами. Медный сплав, позолота, гравировка. ГИМ

  • Вид на собор и колокольню с Водонапорной башни

Святыни

  • Мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Георгия Всеволодовича.
  • Частица мощей святого благоверного князя Александра Невского.
  • Мощи святой благоверной княгини Агафьи Всеволодовны с семейством, священномученика Митрофана, святого благоверного князя Михаила Георгиевича (покоятся в одной гробнице в северной стене собора).
  • Мощи святителей Симона, Серапиона, Максима.
  • Списки с икон Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская.

Примечания

  1. Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики». // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира, XII век. — СПб., 2002. — С. 231—254.
  2. Заграевский С. В. Начало «русской романики»: Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский? — М., 2005.
  3. Заграевский С. В. Архитектор Фридриха Барбароссы. // «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Междунар. науч. конф. Владимир, 5—6 июля 2011 года. — Владимир, 2013. — С. 184.
  4. Экземплярский А. В. Патрикий (священник) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  5. World Heritage List (англ.)
  6. Рублёв между стульями. Несогласованность действий и двойные стандарты губят мировой шедевр. // Российская газета. — 22.4.2009.
  7. Святой благоверный князь Александр Невский // Сайт Владимирской епархии Русской Православной Церкви
  8. Великий князь Михаил Георгиевич // Патерик Успенского собора Владимира
  9. Успенский кафедральный собор // Сайт Владимирской епархии Русской Православной Церкви

Литература

  • Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. — М., 1980.
  • Виноградов А. И. История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. — 3-е изд. — Владимир: Типолитография Губ. правления, 1905. — 120 с. + 94 с. приложений.
  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской : Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв.. — М., 1961. — Т. 1.
  • Заграевский С. В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 95—114.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: Алев-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
  • Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романики». // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб., 1999.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. : Каталог памятников. — Л., 1982. — (Свод археол. источников. Вып. Е I—47).
  • Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире. // Мат-лы краевед. конф. 2004 г. — Владимир, 2005. — С. 27—34.
  • Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. — Владимир, 2001.

Сохранившиеся работы
  • Фрески Успенского собора во Владимире (1408)
  • Икона «Троица» (1411/1427)
Атрибутируемые
  • Звенигородский чин (ок. 1396—1399)
  • Евангелие Хитрово (1390-е (?))
Приписывавшиеся ранее
  • Иконостас Благовещенского собора Кремля
  • Васильевский чин (1410-е)
  • Иконостас собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е)
  • Фрески Успенского собора на Городке
  • Морозовское Евангелие (ок. 1405—1415)
  • Андрониково Евангелие (1420-е (?))
Утраченные
  • Фрески Благовещенского собора Кремля (1405)
  • Фрески собора Троице-Сергиевой Лавры (1420-е)
  • Фрески Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1428)
Прочее

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Православный собор
Успенский собор
Успенский собор. Вид со стороны алтаря
Страна Россия
Город Владимир
Координаты 56°07′54.4″ с. ш. 40°23′57″ в. д. / 56.131778° с. ш. 40.399167° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Тип здания Собор
Строитель Мастера, присланные Фридрихом Барбароссой
Дата основания 1158 — 1161 годы
Статус Охраняется государством
Состояние Удовлетворительное, действующий, музейная экспозиция

Успе́нский собо́р во Владимире — кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей.

Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси.

Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.

План собора, 1899 год

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Ссылки

  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли.
  • Заграевский С. В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
  • Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романтики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999.
  • Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире.
  • Фотогалерея Успенского собора.
  • Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. М., 1980.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1964.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 1. М., 1961.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982 (Свод археологических источников. Вып. Е I-47).
  • Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. Владимир , 2001.

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

  • Престолы:
    • Успения Пресвятой Богородицы (главный)
    • вмч. Пантелеимона Целителя
    • блгв. Андрея Боголюбского (северный)
    • блгв. Глеба Владимирского (южный)
    • Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
    • Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)
  • Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56
  • Тел.: 8 (4922) 32-52-01
  • Проезд: Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей — «гробницей». Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол — в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен — казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался .

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Настоятели, ключари

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

Ключари

  • Сщмч. Патрикий (? — 3 июля 1411)
  • Александр Виноградов (1880 — 1893)

Настоятели

  • Александр Виноградов (1903 — 31 мая 1908)
  • Сергий Богословский (16 сентября 1944 — 1 января 1945)
  • Алексий Громов (упом. 19 июня 1957 — 1960)
  • Аркадий Тыщук (1962 — 1969)
  • Алексий (Кутепов) (май 1980 — март 1984)
  • Кирилл (Наконечный) (19 марта 1984 — 10 июня 1987)
  • Василий Войнаков (упом. ок. 2010)

Святыни

  • Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский
  • Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже)

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

  • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
  • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
  • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
  • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
  • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
  • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
  • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
  • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
  • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
  • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
  • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
  • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

>См. также

  • «Успенский кафедральный собор,» страница официального сайта Владимирской епархии:

Использованные материалы

  • «Успенский собор,» страница сайта Православные храмы Владимирской епархии:

Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор – прекрасный образец белокаменного зодчества, совершенный пример технического и строительного мастерства, не имеющего повторений в мировой практике. Он отмечен необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм и представляет собой синтез архитектуры и монументального искусства.

Первым строителем храма был великий князь Андрей Боголюбский, при котором Владимир переживал свой расцвет. Возведение храмов имело огромное значение в политике князя.

Собор был посвящен одному из важнейших в христианском мире событий – Успению Богоматери. По своей духовной значимости Успенский собор занял место Софийского в Киеве – первого очага церковности на Руси.

Собор оставался важным духовным центром и после перенесения столицы из Владимира в Москву. В разное время здесь побывали многие русские князья и цари. В 1511 г. сюда на богомолье прибыл великий князь Василий III, а в 1552 г. – его сын, Иван Грозный. В 1645 г. собор посещал первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

В 1744 г., когда по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире была учреждена самостоятельная епископия, Успенский собор становится кафедральным.

В 1767 г., направляясь из Казани в Москву, во Владимире побывала императрица Екатерина II, щедро одарившая Успенский собор. В 1798 г. здесь побывал император Павел I, со своими сыновьями. Позже, во время посещения города, собор почтили визитом Александр I, Николай I, Николай II с семьей (в 1913 г.).

После Октябрьской революции собор был закрыт. Вновь храм освятили 7 апреля 1944 г. В 1951-1954 гг. здесь провели масштабные реставрационные работы. В 1958 г. в храме проходили торжества по случаю 800-летия его постройки.

Собор представляет собой сложное архитектурное сооружение. Он имеет два периода строительства, с разницей в 25 лет.

Успенский собор 1158–1160 гг.
Реконструкция Н. Н.Воронина.

Возведение собора при Андрее Боголюбском было начато 8 апреля 1158 г. В 1161 г. строительство было закончено. Это был одноглавый шестистолпный трехнефный храм, который увенчивался одним барабаном со шлемовидной главой. Снаружи к углам западного фасада примыкали лестничные башни.

13 апреля 1185 г. во Владимире случился страшный пожар и собор выгорел внутри и снаружи.

Успенский собор на гравюре XIX в.

Преемник Андрея Боголюбского, князь Всеволод Большое Гнездо значительно расширил храм. В 1185-1189 гг. он обстроил его с трех сторон галереями. Стены старого храма были частично разобраны и превращены во внутренние столбы. Были достроены 5 цилиндрических барабанов с шлемовидными главами. В результате перестроек собор стал более мощным и величавым. Снаружи Успенский собор имеет довольно скромное убранство и не отличается богатой резьбой.

Роспись собора производилась в разные периоды и в разной технике. Фресками он был расписан в XII-XII вв. В XVIII в. на смену фрескам пришла масляная живопись. А в конце XIX в. собор расписали в технике темперно-клеевой живописи. До наших дней сохранились фрагменты росписи 1161 г.

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе.

Летом 1408 г. Успенский собор начала расписывать артель Даниила Черного и Андрея Рублева. Помимо сцен «Страшного суда» до нашего времени дошли еще некоторые фрагменты росписи этих мастеров. Тогда же был создан иконостас собора.

При Екатерине II иконостас заменили на более пышный, в стиле барокко и классицизма. А в 1810 г. к собору пристроили колокольню в стиле классицизма с элементами неоготики.

Фрагмент центрального иконостаса, 1767-1774 гг.

Известно, что одноименный собор Московского Кремля возводился в XV в. по образцу владимирского.

Комплексные восстановительные работы проводились в храме в 1882-1884, 1950-1954, 1974-1982 гг. Открытие древних фресок началось с середины XIX в. Реставрация их в 1918 г. проходила под руководством академика И. Э. Грабаря. Фрески также реставрировали на протяжении нескольких периодов: в 1927-1937, 1945-1954, 1962-1964, 1975-1982, 1993-2003 гг.

В Успенском соборе со времен Всеволода III помещались захоронения представителей княжеской династии и наиболее выдающихся святителей. Усыпальница собора представляет собой выдающийся памятник истории мемориального характера.

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07’38.7″N 40°24’33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Рейтинг достопримечательности

Успенский собор во Владимире — архитектурный памятник мирового уровня. Один из 8 белокаменных творений, созданных зодчими Руси.

Главная культовая достопримечательность города. Посещение собора оставляет сильнейшие впечатления. Величественность строения, продуманность оформления и великолепие фресок знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Где находится

Храм расположен в центральной части города, близко к Золотым воротам и Дмитровскому храму, на Большой Московской улице, № 56.

С вокзала (и ж/д, и автовокзал) Коммунальный спуск доведёт до нужной улицы, где нужно повернуть налево. Это в 2-х кварталах, идти 20-30 мин.

Удивительная и богатая история у собора Владимирской митрополии.

Успенский собор фото

  • Первоначальное здание заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 г. после явления Пресвятой Богородицы. Матерь Божья велела соорудить в этом месте дом для черноризцев. Князь распорядился написать лик Богоматери таким, какой она привиделась.
  • Строили главный храм греческие, галичские, киевские мастера и архитекторы из Германии. Совместная работа помогла укрепиться и внешнеполитическим отношениям. В 1161 г. собор освятили.
  • В 1181 г. храм пострадал в результате сильного пожара. Приказал восстановить и расширить строение князь Всеволод Большое Гнездо.
  • 1238 г. Войска хана Батыя подожгли собор, но строение пострадало не сильно.
  • В XIV – XV веках стены расписаны Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
  • XVI-XVII вв. неухоженный храм постепенно ветшает.
  • С XVIII в. храм неоднократно обновлялся: — 1767 г., Екатерина II приказала изменить иконостас, который приобрёл стиль барокко; на протяжении следующих 200 лет перестраивали и изменяли здание снаружи, построили колокольню; в 70-80 гг. XX века купола покрыли золотом, а на камень нанесли специальный состав; остаткам фресок вернули величественный вид, внутри помещения установили благоприятный климат.

Архитектура

Массивная крестово – купольная постройка палатного типа на шести столпах, дополненных лопатками. К главному своду примыкают три полукруглых выступа. Храм пятиглавый, центральный купол выше остальных. Высота строения 32 м 30 см. Наружные стены разделены на равные промежутки, подчёркивающие целостность здания.

купола Успенского собора фото

]

Вертикальные пилястры завершают закруглённые закомары. Средняя часть стен украшена аркатурно — колончатым поясом. После пожара храм достроен боковыми галереями, вобравшими внутрь старую постройку.

Алтарную часть расширили добавлением 4-х малых глав. Полукруглые завершения галерей оказались ниже закомар стен, создавая ступенчатый вид. Внутрь открываются две двухъярусные галереи с двумя дополнительными залами. К северной стене примыкает лестничная башня, по которой попадают на открытую галерею парадного зала – хоры.

Интересные факты

  • В 1158 г. князь Боголюбский вёз икону Божьей Матери. Внезапно лошади остановились и ни в какую не трогались дальше. Это произошло рядом с городом Владимиром. До полуночи продолжались молитвы князя, пока не появилось видение Богоматери. Мать Бога уверила, что этот город станет столицей русского государства. Так же велела на этом месте построить храм и поставить там её икону.
  • Говорят, что пространство между стенами центральной главы было занято тайником с казной государства. 1771 г.
  • Боголюбская икона Пресвятой Богородицы спасла город от эпидемии страшной болезни. Девочка, молившаяся у иконы, перестала заикаться. Другая девочка, после автокатастрофы, которую не вылечили врачи, начала ходить. У молящихся на икону бездетных семей рождались дети.
  • Хан Батый приказал отрубить князю Георгию голову. При вскрытии гроба, в феврале 1919 г., установлено, что голова приросла к телу. Доказательства: неправильно сросшиеся позвонки шеи.
  • Мощи князя Глеба Андреевича не затронул пожар 1238 года. В 1410 г. гробница опалила огнём врага — татарина, искавшего сокровища.

Колокольня Успенского собора фото

Особенности росписи

В Успенском соборе сохранились фрагменты первой росписи, сделанной в 1161 г. неизвестными мастерами. На фресках изображены пышнохвостые павлины и пророки внутри растительного орнамента. В 1408 г. стены собора расписывали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Отдельными сохранившимися фрагментами, составляющими композицию Страшный суд, любуются, и по сей день.

фрески Успенского собора фото

Фрески мастеров – главная ценность храма. Изображения дополняют архитектуру, сплетаясь в одну жизнь. Стройность и лёгкость фигур зрительно расширяют пространство зала. Фрески выполнены яркими красками: светлыми, воздушными и интенсивными, что даёт круглым сводам выглядеть ещё круглее и разрешает вознестись аркам и стенам.

На главном своде изображение с 12 апостолами, сзади стоят ангелы. Малый свод сохранил композицию Рай с изображением Богоматери, ангелов, Авраама, Исаака, Иакова. Вторая композиция называется «Шествие праведных в рай».

Какие есть иконы

Чаще остальных почитаемые чудотворные лики, хранящиеся в Кафедральном владимирском соборе:

  • Царица Небесная, названная «Боголюбской». Икону впервые написали русские иконописцы. Богоматерь охраняла и охраняет, утешает город и Ростово — Суздальскую землю.
  • Икона Божьей Матери Владимирская, самая почитаемая в русской православной церкви. Во Владимире хранится копия, сделанная Андреем Рублёвым.
  • Чудотворная Максимовская Богородица. Написанию предшествовало видение святителем Максимом, который задумал перенос кафедры во Владимир. Увидеть икону можно справа, войдя в храм, над погребением митрополита.
  • Святитель Авраамий Болгарский – мученик и чудотворец. У иконы и частиц мощей молят о даровании веры.
  • Апостол Симон — ученик Иисуса Христа.

Престол Успенского собора фото

Какие есть мощи

В соборных аркосолиях стоят гробницы со святыми мощами князей города. Здесь же покоятся родственники, епископы и настоятели храма.

  • Северная галерея, слева от центра, в придельном алтаре поклоняются мощам благоверного Андрея Боголюбского. Князь признан святым в 1702 г.
  • В центре, под стеклом, рака с мощами, принадлежащим святому Георгию. Канонизирован спустя 400 лет со дня смерти.
  • Напротив раки Андрея Боголюбского, покоятся останки Всеволода Большое Гнездо. Сверху, заменяя крышку, поставлено вместилище останков младшего сына Андрея, благоверного Глеба. Юноша жил уединённо, соблюдая строгий пост и молитвенные бдения с 12 лет. В 19 лет умер. Святые мощи не тронуты тлением.
  • Святитель Максим, святые мощи которого покоятся в земле, перенёс киевскую кафедру во Владимир. На стене, над захоронением расположена копия изображения явления Богородицы.

Богослужения

Двери храма открыты ежедневно с 7.30 до 20.00. Когда нет служб, собор посещают туристы и экскурсанты, знакомятся с музейными экспонатами. По будням в храме ранняя литургия в 7.30, время поздней в 9 часов. В воскресные и праздничные дни утренняя служба в 6.30, а вечерняя в 5 вечера.

икона Владимировской Божьей Матери фото

Каждое воскресенье, на вечерней службе, звучат хвалебные песнопения Матери Бога Владимирской иконе. В пятницу прихожане беседуют с настоятелем. Спустившись под колокольню, попадаешь в часовню. Вход с 10 утра до 6 вечера. Службы проходят ежедневно в 11.00, по воскресеньям с 12 часов. Во время молебна произносится Акафист, и освящается вода.

Экскурсии

Обзорная экскурсия с экскурсоводом, включает посещение памятников XII века из белого камня. Золотые ворота, Дмитриевский (личный храм Боголюбского) и Успенский соборы занесены в списки ЮНЕСКО. Кроме того запланирован поход в 2 музея: хрустальные изделия, лаковые миниатюры и вышивка; военно – исторические экспозиции.

Предполагается посмотреть Свято — Успенский Княгинин монастырь, основанный в 1200 г. Стоит прогуляться по Владимирскому Арбату — восстановленная пешеходная улица Георгиевская. Экскурсии запланированы на 2,5-3 ч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *