Успенский в Москве

Содержание

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Уже давним давно не секрет что с незапамятных времен на Руси точками отсчета строительства самих городов было принято считать именно православные молельни, т. к. именно они были основой каждого из населенных пунктов. Притом было утверждено, что сооружения должны были выстраиваться именно на тех местах, где покоились святые мощи богоугодников, которые как раз-таки олицетворяли собой «сердце города». Для населенного пункта имя праведника использовалось в качестве тайного имени. Примечательно, что именно храм Успения Богоматери, стал первым объектом во время зарождения Москвы. Из этой статьи вы сможете более подробно узнать о том, как же возводился Успенский собор в Москве, расписание богослужений, и как к нему можно добраться.

Строительство Успенского собора в Москве

Первоначальный, однако увы не сохранившийся, храм был выполнен из камня на том месте где ранее находилась деревянная молельня и возведен в 1326-1327 гг. во временя Иване I Калите. Само святилище было одноглавым, трехапсидным, созданного по образу древнего Георгиевского храма сохранившегося и по сей день в Юрьев-Польском (Владимирская область).

Белокаменное святилище уже достигнув середины 15-го века имело достаточно большое количество разрушений, посему еще при Иване III было принято решение об постройке новой обители, которая бы в своих размерах значительно превышала старую.

С самого начала строительные работы по возведению святилища в Кремле были поручены таким мастерам, как Мышкин и Кривцов, но постройка молебни согласно их макету так и не пришла к завершающему этапу, то бишь то сооружение, которое они довели до сводов было обрушено во время землетрясения, произошедшего в 1474 г.

В результате этого события нынешнюю московскую богомольню возвел Аристотель Фиораванти – архитектор, который возвел святилище по примеру построенного в 12-м веке величественного Успенского храма во Владимире.

Освятили пятиапсидную, пятиглавую молельню в 1479 г. Фрески кафедрального святилища выполнялись в период с 1482-1515 гг. Один из задействованных иконописцев при возведении храма Дионисий был действительно легендарным создателем соборных росписей, однако написанные им фрески увы до наших дней сохранились лишь в частичном виде.

Сам же храм смог уцелеть, однако за свою немалую историю они не один раз получал повреждения при пожарах, но в конечном итоге его вновь и вновь реставрировали, сохраняя тем самым главную патриаршую молельню государства, а также некрополь митрополичий и патриарший.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В годы правления советской власти представленный храм оказался закрыт на довольно длительный период для посещения православных людей, а также и других посетителей, а именно святилище не функционировало с 1918-1955 гг., а по прошествии этого времени он снова стал действенным, но уже в качестве музея. Вместе с тем богослужения были восстановлены только с 1990 г., но статус музея так и по сей день остается за этим сооружением.

Где находится Успенский собор в Москве и расписание

Святилище находится по такому адресу: ФГУК ГИКМЗ «Московский Кремль», г. Москва. Территория Московского Кремля, а также его музеи доступна для посещения ежедневно с 10:00-17:00, помимо четверга.

Что касается богослужений, то они проходят исключительно в дни больших церковных праздников и попасть туда можно по пригласительному билету.

Полезная информация для посетителей:

  • Туристам, а также паломникам, которые желают во внебогослужебные часы попасть в какой-либо собор Кремля необходимо приобрести входной билет.
  • Покупка билетов осуществляется в кассах в Оружейной палате, Александровского сада и у Кутафьей башни. Часы работы касс: ежедневно (кроме четверга) с 9:30 и до 16:30.

Как попасть в Успенский собор в Москве

Добраться самостоятельно к молельне можно воспользовавшись метрополитеном. Вот несколько наиболее близких к храму станций:

  • «Библиотека им. Ленина»;
  • «Боровицкая»;
  • «Александровский сад.

Стоит заметить, что для того чтобы попасть на территорию Кремля необходимо пройти через башню Кутафью.
Также добраться до святилища можно на общественном транспорте: от ост. метрополитена «Библиотека им. Ленина» ходят автобусы № 144, Н1, Н2, К, М6, М3, М1.

Господь всегда с Вами!

Отзыв: Успенский собор Московского кремля (Россия, Москва) — Великолепие и Величие русской страны и патриархии.

Успенский собор является одним из музеев Московского Кремля. Это Главный храм русского государства, усыпальница московских митрополитов и патриархов. Мне довелось попасть сюда не просто как в музей, а на богослужение Святителя Макария, митрополита московского.
Вход на территорию соборной площади Кремля осуществляется через Кутафью башню и Троицкие ворота. Как только мы попали на площадь, даже не помня из учебников истории внешний вид соборов, я сразу, по объему, величию здания определила нужный нам Успенский собор. Его главный Южный вход предназначался для царских особ.

Нам же предстояло обойти собор слева.
Достоверность моих мыслей подтвердила табличка, указывающая направление для входа в здание.

Вход в Успенский собор для прихожан осуществляется через Западный портал. Мы были 12 января, так что попали на Рождественские службы.

Мы шли на богослужение. Поэтому у входа были предупреждающие таблички. Для экскурсий собор был закрыт.

Нас пустили по пригласительным билетам.

Через тяжелые деревянные двери мы попали во внутреннее пространство собора. Мы немного припозднились. Служба уже началась.

Внутри собор поражает своим величием. В целях конфиденциальности, лица прихожан я немного заретушировала.
Во время службы, справа от входа столики, где можно написать записочки о здравии и за упокой.
Есть стол, где продают церковные атрибуты, сувениры.
Впереди на фото — Царское молельное место — Мономахов трон. Он огорожен стеклянной загородкой.
Собор поразил меня высотой сводов. Столпы не квадратные, а круглые, создающие больше пространства.
Поверхности храма расписаны сюжетными композициями из цикла двунадесятых праздников, сценами земной жизни Иисуса Христа, Богоматери, сценой Страшного суда.

Алтарь.

Во время службы не разрешается фотографировать. Я же сумела незаметно сделать несколько фото, благо мой фотоаппарат маленький и прекрасно снимает без вспышки.
На выходе из собора я взяла буклет об Успенском соборе, подробно рассказывающем об истории Главного храма, его реликвиях, достопримечательностях. Дома внимательно изучила. Да, я все это видела своими глазами! Была на службе! Какая красота и величие!

Раннее утро 12 января. Экскурсии еще не начались. Соборная площадь пуста.
Главная Ёлка страны и Успенский собор прекрасно гармонируют на фото.

Успенский собор Московского Кремля- летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. Это храм, в котором венчали на царство наших государей. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Строительство первого каменного собора

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

Предполагаемый вид первого Успенского собора

Что касается святынь, то известно, что в соборе в числе множества икон и драгоценной утвари находилась привезённая из Византии чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», — главная православная святыня Земли Русской.

Икона Божией Матери Владимирская

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище- 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве нового собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Андрей Низовский

Знаменитые храмы Руси

© Низовский А. Ю., 2011

© ООО «Издательство «Вече», 2011

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2016

Сайт издательства www.veche.ru

* * *

Предисловие

Веет седой чарующей древностью от одних только слов: тринадцатый век, четырнадцатый век, пятнадцатый век… Аромат прошлого с его до сих пор недопонятым бытом, нравами, житейской мудростью заполняет душу. Конечно, существует множество толстых и тонких учебников отечественной истории, из которых можно узнать о количестве убитых на том или ином поле брани, о территории того или иного княжества, о злых и добрых делах самодержцев. Но любые факты остаются мертвы для души современного человека, пока он не ощутит, не пропустит через себя стародавние события. А как это сделать?

Наверное, надо попутешествовать, увидеть древние русские города, поля ратной славы, могилы пращуров, наглядные свидетельства старины. Но воображение современного человека, искалеченное безудержным прогрессом последних двух столетий, далеко от совершенства. Нам чрезвычайно трудно, открыв «Слово о полку Игореве» или «Моление Даниила Заточника», перенестись в непостижимый, совсем не похожий на наш мир.

Что же делать?.. Как приподнять пелену с совсем несхожей с нашей жизни новгородцев или псковичей прадедовских времен?..

В судьбе русского человека нового тысячелетия менее всего, наверное, претерпели изменения христианская вера и религиозные обряды, совершаемые в месте общей молитвы, в доме Божьем – в храме. «Атмосфера храма, – говорит святитель Феофан, – в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, атмосфера сия чиста, небесна, божественна. Неведомо как – здесь то объемлет душу веяние любви Божьей, то освежает дыхание благоговейного страха Божья, как дыхание утренней прохлады, то оживляет движение теплоты сердечной… Побывавши в храме, побывавши как следует, мы выходим оттуда совершенно новыми, как бы освеженными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».

Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет куда сильнее, если человек знает историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах. Храм – это не только училище благочестия, здесь перед пытливым взором проходит тысячелетняя история нашего Отечества. Величественные златоглавые соборы, старинные приходские церкви – у каждого свое личное, неподражаемое обаяние. Оно складывается из своеобразия русского зодчества, из рассказов об окрестных землях, славных ныне если и не числом жителей, то множеством старинных преданий, во многом перекликающихся с архивными документами, упоминаниями о подвижнической жизни святых, возводивших в бывших здесь когда-то пустынных чащобах первые деревянные кельи. И тогда наполнятся глубоким смыслом слова: тринадцатый век, четырнадцатый век, пятнадцатый век… И легче, интереснее станет жить в нашем двадцать первом веке.

Михаил ВОСТРЫШЕВ

Соборы Московского Кремля

Многоглавые соборы Московского Кремля издали выглядят короной, увенчивающей Боровицкий холм. На протяжении веков знаменитая соборная группа была связана с важнейшими событиями в жизни страны. Этот величественный ансамбль начал складываться еще в конце XIII века, когда московский князь Даниил Александрович построил первый Успенский собор. Тогда же, на рубеже XIII–XIV веков, на месте существующего Благовещенского собора была сооружена деревянная Благовещенская церковь на каменном основании.

Четверть века спустя Иван Калита, переманивший митрополита из Владимира в Москву, затеял здесь роскошное, как ему казалось, каменное строительство, стремясь подчеркнуть тем самым значение Москвы как преемницы Киева и Владимира. Но амбиции Калиты явно превышали возможности казны, и построенный им каменный собор никак не мог претендовать на роль храма общегосударственного значения. Тогда же, в правление Калиты, в 1329 году была сооружена небольшая церковь Св. Иоанна Лествичника, относившегося к типу «иже под колоколы». Несколько позже, в 1333 году, в память избавления от «морового поветрия» (чумы) Калита построил белокаменный храм Михаила Архангела. В этом же храме в 1340 году Иван Калита был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей, при Петре I уступив эту функцию государственного некрополя Петропавловскому собору в Петербурге.

В конце XIV века вместо деревянной Благовещенской церкви был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом, в котором, как считают, хранилась великокняжеская казна. Расположенный рядом с дворцом московских правителей, возведенном в те же годы, он фактически стал их домовым храмом.

К началу 1470-х годов весь ансамбль кремлевских соборов представлял собой довольно жалкое зрелище. Построенный Калитой Успенский собор настолько обветшал, что его приходилось подпирать толстыми бревнами, чтобы он не обвалился. Архангельский собор смотрелся чуть лучше, но и его в 1505 году «по ветхости» пришлось разобрать. Все это никак не соответствовало возросшим амбициям Москвы, объединившей под своей рукой все княжества и земли Северо-Восточной Руси, и великий князь московский Иван III затеял в Кремле широкое каменное строительство. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине.

Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473–1474 годах были сложены стены собора и выведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора: «Зане же жидко растворяху, ино не клеевито». Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии. Посланный им в Венецию дьяк Семен Толбузин встретился там с Аристотелем Фиораванти, известным итальянским строителем из Болоньи. Фиораванти быстро согласился ехать в далекую и малоизвестную Московию – как раз незадолго до того у него возникли неприятные трения с муниципалитетом Болоньи, и переезд в далекую Московию мог надежно защитить его от притязаний властей.

Аристотель Фиораванти (род. между 1415 и 1418 гг.) прибыл на Русь в марте 1475 года со своим сыном Андреа и молодым помощником Пьетро. Он привез с собой много новых технических идей, которые затем прочно вошли в практику русского строительства. Благодаря его знаниям и опыту в русском строительстве стали применяться густой раствор, сочетание белого камня с кирпичом, небольшая толщина сводов – в один кирпич, подъемные механизмы, железные связи, более удобный по формату кирпич. Фиораванти предложил новые методы кладки – по «правилу» и «кружалу», что сразу отразилось на архитектуре зданий.

Фиораванти был вынужден считаться с русской архитектурной традицией и приспосабливать привычные ему формы итальянской архитектуры к русской основе. Ознакомившись со старинными церквями Новгорода и Владимира, Фиораванти заложил Успенский собор по новым принципам – «палатным образом», создав весьма оригинальное в архитектурно-художественном отношении сооружение. Соединивший в себе достижения новгородской, владимиро-суздальской и итальянской (эпохи Раннего Возрождения) архитектурных школ, Успенский собор стал главным храмом страны. Главенствовавший над городом, он воспринимался «яко един камень» и при относительно небольших размерах производил грандиозное впечатление. Его равномерно освещенный интерьер, напоминающий огромный зал, поражал современников «величеством и высотою, светлостью и звонностью и пространством». «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотою и светлостью и звонкостью и пространством. Такого же прежде не бывало на Руси, оприч Владимирской церкви», – писал летописец. А Иосиф Волоцкий отмечал: «Ее достойно назвать земным небом, сияющим, яко великое солнце посреди Русской земли».

Успенский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор, вид с юго-востока, 2009 год
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро Александровский сад, Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;

Приделов:

  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Реликвии мощи святителей Петра, Киприана, Фотия, Ионы, Филиппа, Иова, Гермогена, копия посоха святителя Петра
Основание 4 августа 1326
Основатель великий князь Иван I Данилович Калита
Автор проекта Аристотель Фьораванти
Строительство 1475—1479 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина
1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением
1479 — постройка современного храма
Имущество передано Музеям Московского Кремля
Состояние
  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения
Статус объект культурного наследия России
Сайт assumption-cathedral.kreml.ru
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН)
объект № 7733208038 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский собо́р — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

История

Успенский собор Ивана Калиты, XIV век. Реконструкция Сергея Заграевского

Строительство

Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года при Иване Калите, освящён 14 августа 1327 года. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Пётр, перенёсший свой престол из Владимира в Москву. Изначально это был одноглавый белокаменный трёхапсидный храм, увенчанный кокошниками, к которому позднее пристроили приделы. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века, в частности Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии.

Во время крупного пожара 1470 года, бушевавшего в Кремле, разрушился северный придел храма — церковь Поклонения вериг апостола Петра, — треснули своды, после чего их укрепили массивными брёвнами. Инициатором обновления собора выступал митрополит всея Руси Филипп. Причиной перестройки также послужило изменение статуса Москвы, которая стала политическим и духовным центром Русского государства. Для сбора средств все монастыри обложили налогами, а мирян и церковнослужителей призывали к пожертвованиям. Проект поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину, руководили работой Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Ховрины, а также Василий Ермолин. В 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог.

Начатое строительство не было закончено: возведённый до сводов храм обрушился после «труса» — землетрясения, случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:

…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися.

Исследователи причиной разрушения называют недостаточную прочность строительного раствора и тонкие боковые стенки. Для завершения строительства в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсанных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Для укрепления стен в них заложили железные сваи. Фасады расчленили вертикальными выступами. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием. В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики. Сергей Заграевский указывает на особенность инженерной задумки архитектора: кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохранила белокаменный облик.

XVI—XIX века

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза БрюэраВид с южной стороны, 1883 год

Во время реставрации после пожара 1547 года верх храма покрыли вызолоченными медными листами, а мощи митрополита Петра переложили из серебряной раки в золотую. В 1561 году из Великого Новгорода привезли и поместили в Успенский собор четыре древних образа: «Спас на престоле (Спас Златая риза)», «Апостолы Пётр и Павел», «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия».

В 1624 году угрожавшие падением своды разобрали и вновь восстановили с дополнительным армированием связным железом и с введением подпружных арок. Через четыре года в соборе случился пожар, после чего его капитально ремонтировали. Были снова укреплены своды и барабаны, белокаменные архивольты сняли и заменили на кирпичные. Чтобы защитить прясла от дождя, над ними были устроены козырьки из кровельного железа. В 1625 году в собор перенесли ризу Господню, присланную в дар царю Михаилу Фёдоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события был установлен праздник «Положение Ризы Господней». Драгоценный ковчег с ризой поместили в бронзовый шатёр для хранения священных реликвий.

В 1642—1644 годах собор был расписан заново по образцам 1515 года. До настоящего времени сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля. Среди мастеров были Иван и Борис Паисеины, Сидор Осипов Поспеев, Марк Матвеев, Бажен Савин, Степан Ефемов, иконописцы и знаменщики из Владимира, Новгорода, Костромы и других городов. Они написали 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур. В 1660-х годах обновили роспись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. Во второй половине XVII века Похвальский придел, в котором проходили службы только на престольный праздник, перенесли в юго-восточную главу. К этому времени собор владел 160 дворами, а к 1670-м годам — 253.

Троицкий пожар 1737 года повредил росписи собора и целостность стен. Ремонтные работы провели в период правления Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина. Восстановление росписей началось в 1767 году. В 1775 году по приказу князя Григория Потёмкина в собор передали иконы из Оружейной палаты, которые разместили в иконостасах у северной и южной стен. В 1790-х их закрыли золотыми и серебряными окладами. В 1797 году в собор на хранение передали изданный Павлом I Акт о престолонаследии, отменявший указ Петра I 1722 года.

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск, из него в 1817 году мастер А. Гедлунг отлил люстру, украшенную изображениями цветов, колосьев, виноградных лоз. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским).

В 1823 году в собор на хранение был помещён манифест Александра I, согласно которому в случае его смерти, в связи с отречением от прав на престол Константина Павловича, наследником короны становился великий князь Николай Павлович. К коронации Александра III в 1880-х храм ремонтировали. На его восстановление было потрачено 200 тысяч рублей. В очередной раз собор отреставрировали в 1896 году перед венчанием на царство Николая II, работами руководили иконописцы Григорий Чириков и Михаил Михайлович Дикарёв, а также архитектор Сергей Родионов. В ходе реставрации были раскрыты фрески середины XVII века, восстановлены иконы, заменены перекрытия над апсидами. Окна в арочном поясе уменьшили до размера верхних и украсили полуциркульными перемычками.

XX век

По проделанной в конце века работе было решено провести полное раскрытие древней живописи. В 1910 году для наблюдения за работами создали комиссию, членами которой являлись Владимир Суслов, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, Александр Успенский, Николай Лихачёв. Главой комиссии назначили Алексея Ширинского-Шихматова, производителем работ стал Сергей Соловьёв, а после его смерти в 1912-м — Иван Машков. В результате работ реставраторы дописали сюжеты, были позолочены фоны изображений, укреплена роспись маковой олифой.

15 августа 1917 года в престольный праздник в соборе открылся Всероссийский Поместный собор Православной российской церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской церкви, а 21 ноября того же года произошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина).

Однако уже в октябре Успенский собор пострадал от обстрела, когда красногвардейцы бомбардировали занятый юнкерами Кремль. В купол попал снаряд, повредив главы, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков, были выбиты окна, повреждена роспись, погнуты паникадила. В акте осмотра сообщалось:

Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах <…> в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи <…> эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы.

22 апреля (5 мая) 1918 года была совершена служба на Пасху, после чего храм, как и остальные кремлёвские церкви, закрыли. Богослужение, которое возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), стало сюжетной основой картины Павла Корина «Русь уходящая». Однако исследование фресок продолжилось. В первые годы после революции были раскрыты «Владимирская Богоматерь», «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте, «Спас Златые власы», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», «Ангел Златые власы».

В 1922-м из собора «в фонд помощи голодающим» Гохран изъял 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. В 1930 году иконы и исторические артефакты передали в Оружейную палату и Государственную Третьяковскую галерею.

Реставрационные работы в храме начались вскоре после Великой Отечественной войны. Были расчищены иконы XIV века: «Богоматерь Одигитрия», «Апостолы Пётр и Павел», «Троица», «Похвала Богоматери с акафистом». Летом 1955 года собор открыли для посещений как музей, а в феврале 1960-го его передали в ведение Министерства культуры СССР. В 1978 году были обнаружены три фигуры преподобных возле алтарной преграды и две справа от входа в Дмитриевский придел.

В 1990 году в России на пост патриарха был выбран Алексий II. С этого времени РПЦ было передано множество храмов. Успенский собор сохранил статус музея, с 1991 года находясь в комплексе музея-заповедника «Московский Кремль». Однако с благословения патриарха в нём совершаются богослужения в отдельные дни. В 2017-м в соборе началась комплексная реставрация, в процессе работ планируется восстановить архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах.

Архитектура

Внешний вид

Собор в 2010 году Северный пристенный иконостас, 2005 год

Белокаменный пятиапсидный пятиглавый собор разделён на двенадцать одинаковых по величине квадратов, перекрытых крестовыми сводами. Четыре столпа имеют круглую форму, остальные два — крестчатую. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Круглые столпы также кирпичные, но облицованы белым камнем. Фасад храма состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами. Апсиды собора невысоки и прикрыты с юга и с севера пилонами.

Северная дверь собора

Аристотель Фиораванти, выполняя задачу увеличения внутреннего объёма храма, с которой не справились его предшественники Кривцов и Мышкин, впервые в русской архитектуре применил крестовые своды толщиной в один кирпич, металлические внутристенные и проёмные связи. Благодаря возведению дополнительных арок позади иконостаса восточные компартименты собора фактически превратились в монолит, удерживающий нагрузку от барабанов. Благодаря этому появилась возможность возвести в центральной и западной частях постройки тонкие круглые столпы, создавшие ощущение лёгкости конструкции и цельности («зальности») части наоса, предназначенной для молящихся.

На южном фасаде находится образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей — московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов» с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя.

Южный портал представлен медными двустворчатыми вратами, которые, по легенде, привёз в XII веке из Корсуни Владимир Мономах. На них золотом нанесены 20 библейских изображений. Через этот вход в помещение попадали члены царской семьи, через северный — московские святители. Западный портал использовали для торжественных шествий: при крестных ходах, коронациях.

В центре собора на фоне иерусалимской стены находятся три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов. У северо-западного угла установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Ионы, погребённого в храме. Собор освещает паникадило, изготовленное в 1817 году, подвесные свечники-кандила, привезённые из Соловецкого монастыря. На сводах собора помещены композиции на евангельские темы, среди которых «Введение Богоматери во храм», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и другие. На столбах изображены фигуры мучеников. Южную и северную стены украшают изображения, посвящённые Пресвятой Богородице, западную — сцена «Страшного Суда». На алтарной преграде собора представлены лики 26 преподобных. У иконостаса расположены моленные места: для цариц, устроенное рядом с северным столбом в XVII веке, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного.

В Успенском соборе находится самый большой из звонящих колоколов в Москве. Его перелили в 1817 году на заводе купца Михаила Гавриловича Богданова. На валу изделия расположена летопись, повествующая о нападении Наполеона, на средней части — шесть портретов: Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Фёдоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.

Иконостас

Фрагмент главного иконостаса, 2008 год

Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты. В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением. В праздничном ряду расположены образы, в которых отражены евангельские события, которые ежегодно празднуются церковью. Среди них «Рождество Богоматери», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресвятой Богородицы». В деисусном чине описано молитвенное предстояние святых на Страшном Суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель», установленная в центре. В нижнем местном ряду находятся иконы «Спас Златая риза», написанная в конце XVII века изографом Кириллом Ивановым Улановым, храмовый образ Успения, «Спас Ярое око». На Царских вратах изображены Богоматерь, архангел Гавриил и четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Справа от них установлена икона «Спас на престоле», относящаяся к XI веку.

У южной стены в бронзовых иконостасах, установленных в конце XIX века, помещены иконы XVI—XVII столетий. Среди них «Митрополит Пётр с житием», предположительно, написанная, Дионисием. В северном иконостасе находятся образы, привезённые в 1923 году из Соловецкого монастыря: «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких», «Достойно есть», «Сошествие во ад» и другие.

Царское место

Перед иконостасом у южной стены расположен высокий шатёр, изготовленный из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и назвали «Царским местом». Он опирается на фигуры четырёх зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами и достигает 6,5 метра в высоту. Все элементы Монамахова трона обильно декорированы резными орнаментами: растительными, цветочными, изображениями птиц и животных. Стенки четверика украшают двенадцать деревянных барельефов. Восьмигранный купол декорирован тремя рядами кокошников и увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания. На столбиках трона вырезаны двенадцать барельефов, иллюстрирующих сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских», повествующих об истории царских регалий. В 1907 году была реконструирована роспись памятника, вызолочены орнаменты и надписи.

  • Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Икона, около 1627 года

  • Роспись столпов, 2015 год

  • Шатёр для хранения священных реликвий, 1913 год

  • Царское место, 2005 год

  • Рака митрополита Филиппа, 2008 год

Использование

Коронации и венчания

Коронация Николая II, 1896

Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.

Некрополь

Схема расположения захоронений в соборе

С 1382 года в Успенском соборе хоронили русских святителей — митрополитов и патриархов. Усыпальница задумывалась для погребения светских и духовных владык московского княжества, но после постройки в 1333-м Архангельского собора некрополь разделили. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. В общей сложности в нём погребли двадцать человек. Могилы митрополитов XIV — середины XVI века располагаются в алтаре собора, в юго-западном углу и вдоль северной стены. У южной и западной стен захоронены русские патриархи XVII столетия. Бо́льшая часть погребений находится под полом собора и отмечена в интерьере невысокими, прямоугольными в плане памятниками с плоскими крышками. Надгробия патриархов, в отличие от митрополичьих, сохранили резные белокаменные плиты с эпитафиями. В 1913-м все гробницы закрыли латунными посеребрёнными чехлами с восьмиконечными золочёными крестами и черневыми надписями на крышках. Они были изготовлены фирмой Ивана Хлебникова. В Петропавловском приделе находятся мощи Филиппа II и митрополита Петра, основавшего храм. В соборе был похоронен московский, владимирский и новгородский князь Юрий Данилович, умерший в 1325 году, но его могила утрачена. Рядом с патриаршими гробницами находится Гроб Господень, в котором хранятся посох митрополита Петра и Гвоздь Господень. С 1929 по 1948 год в храме хранились мощи митрополита Алексия (Бяконта), после перенесённые в Богоявленский собор в Елохове.

В стенах храма погребены:

Митрополиты Киевские

  • Святитель Пётр
  • Святитель Феогност
  • Святитель Киприан
  • Святитель Фотий
  • Святитель Иона

Митрополиты Московские

  • Святитель Филипп I
  • Святитель Геронтий
  • Симон
  • Святитель Макарий
  • Святитель Филипп II

Патриархи Московские

  • Иов
  • Гермоген
  • Филарет
  • Иоасаф I
  • Иосиф
  • Иоасаф II
  • Питирим
  • Иоаким
  • Адриан

Примечания

  1. 1 2 Реестр, 2010.
  2. 1 2 3 4 5 6 Успенский собор Московского кремля. Православие.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  3. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  4. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  5. Смирнова, 2015.
  6. Выголов, 1988, с. 181.
  7. 1 2 Толстая, 2009, с. 12—17.
  8. Зодчество, 2003.
  9. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  10. 1 2 Молева, 2003.
  11. Забелин, 2007, с. 115.
  12. Успенский собор Московского кремля. Мослента (4 января 2018). Дата обращения 15 мая 2018.
  13. Выголов, 1988, с. 191—192.
  14. Толстая, 2009, с. 19.
  15. Качалова, 2003, с. 9.
  16. Школьник, 2010, с. 101.
  17. Трифон, 2008.
  18. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  19. 1 2 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  20. Юдаков, 2013, с. 37.
  21. Домшлак, 1989, с. 319.
  22. Толстая, 2009, с. 51.
  23. 1 2 Успенский собор Московского кремля. Русский город. Дата обращения 15 мая 2018.
  24. 1 2 3 Исаева, 2008, с. 94—100.
  25. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  26. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии. // Президентская библиотека. Дата обращения 28 октября 2018.
  27. 1 2 3 4 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  28. Качалова, 2003, с. 52.
  29. 1 2 3 Собор старейшей Богоматери. Газета.ru (24 августа 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  30. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  31. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  32. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  33. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  34. 1 2 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  35. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  37. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  38. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  39. 1 2 3 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 15 мая 2018.
  40. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия. РИА Новости (17 мая 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  41. Толстая, 2009, с. 43.
  42. Толстая, 2009, с. 78.
  43. Домшлак, 1989, с. 316.
  44. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  45. Романюк, 2013, с. 89.
  46. Заграевский, 2015.
  47. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  48. 1 2 Толстая, 2009, с. 36.
  49. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  51. Толстая, 2009, с. 118.
  52. Толстая, 2009, с. 202.
  53. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  54. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  55. Романюк, 2013, с. 94.
  56. Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО). Татьянин день (27 августа 2012). Дата обращения 15 мая 2018.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 1 2 3 4 5 6 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Владимировна Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 379 с.
  • Забелин И. Е. История города Москвы. От Юрия Долгорукого до Петра I. — М.: Вече, 2007. — 688 с. — ISBN 5-9533-0963-5.
  • Заграевский С. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008.
  • Заграевский С. Реестр белокаменных зданий Древней Руси. — М., 2010.
  • Заграевский С. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества // Saarbrücken. — 2015.
  • Иконы Успенского собора Московского Кремля XI — начало XV века : каталог / под ред. Т. Толстой. — М.: Северный паломник, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Исаева О. Росписи Успенского собора Московского Кремля в зеркале русской реставрации // Изв. Рос. гос. педаг. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 94—100.
  • Молева Н. Москва — столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — ISBN 978-5-224-04274-6.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Смирнова О. Энциклопедия по святым местам центра России: в помощь путешествующим. — Neformat, 2015.
  • Соколова И. Трон царя Ивана Грозного в Успенском Соборе. — М.: Кучково поле, 2006. — 77 с.
  • Соколова И. Мономахов трон. Царское место Успенского собора Московского Кремля : К 450-летию памятника. — М.: Индрик, 2001. — 78 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей. Т. 1. Кремль и монастырь / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — 416 с.
  • Толстая Т. Успенский собор: Путеводитель. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2009. — 216 с. — ISBN 978-5-88678-189-2.
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / под ред. Э. Смирновой. — М.: Наука, 1985. — 263 с.
  • Школьник Ю. Москва. Столица России. История и современность. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-699-39622-1.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Тематические издания

  • Заграевский С. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. — М., 2003.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М.: Наука, 1988. — 226 с.
  • Кавельмахер В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля // Архитектурное наследство. — 1995. — № 38. — С. 214—235.
  • Качалова И. Успенский собор. — М.: Худож. и кн., 2003. — 54 с.
  • Качалова И. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 104—108.

Ссылки

  • Калачова И. Я. Успенский собор. — М., 2008
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в.. — История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133. — ISBN 5-85975-035-8.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв.. — Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.

Словари и энциклопедии

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Успенский собор в Москве

Фото Успенского собора

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах — Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно — прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

>Московский Кремль: режим работы 2019 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Как добраться до Московского кремля, ближайшая станция метро

Ближайшие станции метро «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». Как Вы уже заметили, это самый большой пересадочный узел в московском метро из 4 станций. При выходе из вагона следуйте по табличкам «выход в Александровский сад». Кассы находятся около Кутафьей башни (на фото), которая находится примерно в середине Александровского сада.

Режим работы Московского Кремля в 2019 г.

Территория Кремля и его музеи

  • Летний период — с 15 мая по 30 сентября
    • С 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00
    • Выходной день — четверг
  • Зимний период — с 1 октября по 14 мая
    • C 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:00
    • Выходной день — четверг

Оружейная палата

  • Ежедневно, кроме четверга, по сеансам в 10:00 и 12:00, в 14:30 и 16:30
  • Выходной день — четверг

Экспозиция в Колокольне Иван Великий (и смотровая площадка)

  • Ежедневно, кроме четверга, по сеансам в 10:15, 11:15, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00. С 15 мая по 30 сентября есть сеанс 17:00. Вход строго по указанному в билете времени.
  • Выходной день — четверг
  • Каждый сеанс максимальное число посетителей 10 человек. Поэтому реально приобрести билеты можно лишь в 9 утра, если подойти к открытию касс (в 9:30 в зимний период).
  • Наличие билетов уточняйте по телефону +7 (495) 695-46-31
  • Зимой колокольня закрыта для посещения; весной и осенью — в зависимости от погодных условий

Билеты в Кремль и его музеи продаются только в кассах и терминалах в Александровском саду у Кутафьей башни и на официальном сайте.

При проведении мероприятий в Московском Кремле или на Красной площади они могут быть закрыты для посещения.

Стоимость билетов в Московский Кремль в 2019 г.

Чтобы попасть в Кремль необходимо купить билет в один из музейных комплексов или на временные выставки.

Российские студенты и пенсионеры могут пройти на территорию Кремля бесплатно. Для этого надо предъявить соответствующие документы в кассу и получить бесплатный билет. Бесплатный билет не дает права посещения музеев и соборов.

Ансамбль Соборной площади

Архитектурный ансамбль Соборной площади включает соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский, церковь Ризположения, Патриарший дворец, а также выставки в Успенской звоннице и в Одностолпной палате.

  • Для взрослых посетителей – 700 рублей
  • Для российских студентов и пенсионеров – 350 рублей
  • Для детей до 16 лет, независимо от гражданства, — бесплатно

Льготные и бесплатные билеты продаются только в кассе, при их наличии. Для получения льготных и бесплатных билетов необходимо предъявить соответствующие документы.

Мы настотельно рекомендуем взять в аренду аудиогид, чтобы посещение было интересным и познавательным. Стоимость билетов с аудиогидом:

  • Для взрослых посетителей – 1000 рублей
  • Для российских студентов и пенсионеров – 600 рублей

Для аренды аудиогида необходимо оставить залог 3000 рублей или документ — водительское или пенсионное удостоверение, ID карта для иностранных граждан. Документ может быть залогом для нескольких аудиогидов.

Колокольня Иван Великий (смотровая площадка и музей истории архитектуры Московского Кремля)

  • Для всех категорий посетителей – 350 рублей
  • Посещение только сеансами в группах по 10 человек. Количество билетов ограничено.
  • Дети до 14 лет не допускаются.
  • Пожилым посетителям следует учесть, что высота подъема составляет 25 метров – 137 ступенек.

Подробно про Колокольню Иван Великий →

  • Для взрослых посетителей – 1000 рублей
  • Для российских студентов и пенсионеров – 500 рублей
  • Для детей до 16 лет, независимо от гражданства, — бесплатно
  • Любительская фото- и видеосъемка запрещена.
  • Внимание! Для посещения территории Кремля необходимо приобрести отдельный билет на ансамбль Соборной площади или колокольни Иван Великий.
  • Льготные и бесплатные билеты продаются только в кассе, при их наличии. Для получения льготных и бесплатных билетов необходимо предъявить соответствующие документы.

Подробно про Оружейную палату →

Правила посещения Московского Кремля

  • Посетители входят в Московский Кремль через Троицкие и Боровицкие ворота по входным билетам. Т.е. чтобы пройти в кремль Вы в любом случае должны приобрести билет в один из музеев (кроме школьников, студентов и пенсионеров, которые могут получить бесплатный билет).
  • Фотосъемка на территории кремля разрешена и является бесплатной. Фотосъемка внутри музеев, в том числе, в соборах запрещена. При посещении Кремля никаких ограничений на фотосъемку зеркальными камерами замечено не было. Однако штатив Вам вряд ли позволят пронести.
  • Посетителям разрешается гулять только на части территории Московского Кремля, например, в пределах Соборной площади, вокруг колокольни Ивана Великого, где стоят царь-пушка и царь-колокол, от Кутафьей башни до Собороной площади, от Соборной площади до Оружейной палаты, а также по Кремлевскому скверу.
  • Запрещается вход большими сумками. Их можно сдать в платную камеру хранения, которая расположена рядом в Александровском саду.
  • Запрещается посещение в нетрезвом виде, при несоответствии одежды нормам, принятым в общественных местах.

Телефон Московского Кремля

Справки о посещении и экскурсионное бюро 8 (495) 695-41-46, 697-03-49

>Успенский собор Московского Кремля

ГЛАВНОЕ

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Красивые фрески XVII-XVII веков, наглядный пример православного монументального искусства.
  • Очень ценные иконы XIII-XIV веков.
  • Мощи московских патриархов ‒ святителей Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из самых древних и замечательных культурно-исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения (отхода к Богу) Богоматери, которая, как считается, особо покровительствует России. Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.

Архитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV‒XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.

Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.

История строительства собора

История его строительства была долгой и богатой событиями. Первый храм на этом месте появился при князе Иване Калите (в начале XIV века), но вскоре обветшал и перестал вмещать всех прихожан. .Да и Москва уже перестала быть центром отдельного княжества – она превратилась в столицу объединенного Русского государства. Поэтому в XV веке началось строительство нового собора – большого и украшенного соответственно своему высокому статусу. Строительством руководили архитекторы Кривцов и Мышкин. Примечательно, что в качестве образца им было предписано взять Успенский собор города Владимира, который был политическим и культурным центром Руси в XII-XIV веках. Таким образом, московские князья стремились подчеркнуть связь между старой и новой столицами, продемонстрировать роль Москвы как города-объединителя русских земель.

Строительство велось быстро, новый храм был возведен до уровня сводов, но в 1474 году обрушился в результате землетрясения. Созванная тут же «следственная комиссия», состоявшая из псковских мастеров-каменщиков, установила, что при работах был использован некачественный раствор, да и материал был плохой. Возможно, не случись природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли дошло бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, очевидно, утратив доверие к отечественной строительной школе, принял решение заказать проект приглашенному архитектору из Италии – Аристотелю Фиораванти. Ему также было предписано ориентироваться на владимирский Успенский собор, в остальном же была предоставлена относительная свобода действий. Стройка, которой руководил итальянец, поразила москвичей скоростью и новыми приемами работы. При этом Фиораванти пришлось построить первый в Руси кирпичный завод, располагавшийся в современном московском районе Калитники.

Архитектура и убранство

Творение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень. Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков. Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.

На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века. Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).

И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *