Верхотурье симеон верхотурский

Содержание

Святой праведный Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский (мирское имя его не известно) родился около 1607 года в знатной боярской семье. После смерти родителей, он, пре­зрев все мирские почести и земное богатство, удалился из Рос­сии за Урал и прибыл в Верхотурскую область. Но, избегая мирской суеты, он не стал се­литься в самом горо­де Верхотурье, известном тогда как торговый центр, а выбрал для жительства небольшое село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Там Симеон жил как простой странник, скрывая свое дворянское происхождение.

Сама природа тех мест располагала Симеона к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громад­ные ели, густые леса, прекрасные долины, вздымающиеся скали­стые утесы привлекали к себе подвижника. В селе постоянно он не жил, а часто странствовал по окрестным селам и деревням или уединялся на берегах реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и занимался ловлей рыбы и молитвенными беседами с Богом.

В зимнее время Симеон шил шубы, однако, по своему смирению, отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он жил в домах крестьян. Нередко при этом ему приходилось испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, когда работа его уже близилась к концу, он вне­запно исчезал, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон постоянно посещал Меркушинский деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет, и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. Столь ранняя смерть последовала от его чрезмерного воздер­жания и поста.

До нас дошло немного сведений о жизни Симеона Верхотурского, но яснее всех их говорят о благочестивой жизни святого исцеления, которые обильной струей ис­текают от его мощей вот уже более 300 лет.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы этого суетного мира. Поэтому память о нем уже начала было исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на зем­ле тот, кто все земное оставил ради Него.

Господь прославил Своего угодника, спустя 50 лет после кончины святого. В 1692 году жители села Меркушино чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли (гроб Симеона Верхотурского поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки). Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Нетление мощей праведного Симеона и обилие проистекавших от них чудотворений убедили меркушинцев, а также и окрестных жителей в праведности и святости человека, погребенного в чудесно вышедшем из-под земли гробе.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года торжественно и с подобающим благо­говением было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Память об этом событии празднуется до сих пор. Первоначально мощи почивали в деревянной, а затем в медной посеребренной с резьбой раке. По перенесении мощей в Верхотурье от раки праведного с но­вой силой стали истекать чудотворения. Праведный Симеон являлся безвозмездным целителем даже таких людей, которые и не слышали о его прославлении.

В 1846 году для мощей святого соорудили новую серебрянную раку.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Благодаря многочисленности чудесных исцелений, истекавших от мощей праведного Симеона Верхотурского, молва об этом угоднике Божием все более и более распространялась. Имя его стало известно и далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекалось в Николаевский монастырь для поклонения святым останкам праведника и для того, чтобы внести свой посильный вклад в пользу обители. Так число паломников, которых привлекали в монастырь мощи святого, в начале XX века достигло 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек, в который в 1914 году из Николаевского храма были торжественно перенесены святые мощи праведного Симеона.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Новая сень над серебряной ракой, в которой почивали честные мощи святого праведника Симеона, была сооружена иждивением Императора Николая II и его Августейшего семейства и принесена в дар Верхотурскому Николаевскому монастырю в 1914 году. Она была вся позолочена под старое золото, имела чеканные украшения и множество икон.

В 1926 году Свято-Николаевский монастырь был закрыт (его помещения использовались под колонию для несовершеннолетних), все церковные ценности, в том числе серебряная рака и сень, были конфискованы властями, а святые мощи кощунственно вскрыты и переданы в Нижне-Тагильский краеведчиский музей. Православный народ не забыл праведного Симеона. Он шел к нему на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости, какая бы ни требовалась. Таким образом, «новые хозяева» стали получать доход от мощей праведного. Когда же началось прямое паломничество в музей, они были изъяты из экспозиции и в 1935 году увезены в Свердловск. Так останки праведника, более 200 лет бывшие предметом благоговейного преклонения и приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали демонстрироваться в Свердловском музее атеизма, который располагался в Екатеринбурге в Ипатьевском доме (место расстрела Царской Семьи). В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года. Затем мощи упрятали в запасники Областного исторического музея в Зеленой Роще, который размещался в здании бывшего собора Александра Невского (ныне вновь действующего), где они чудом уцелели до наших дней. За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Теперь святые мощи праведного Симеона возвращены Православной Церкви. 22 сентября 1992 года они были торжественно перенесены в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где и почивают ныне благоговейно почитаемые православными христианами.

Крестовоздвиженский собор — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге

Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

От мощей праведного, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, до сих пор продолжают истекать различные чудеса и исцеления.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых).

Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2
Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

В православии почитается достаточно большое количество святых. Особое внимание заслуживает Симеон Верхотурский. Еще при жизни он являлся примером стойкой веры и истинного проповедника христианской веры. Он был не просто подвижником, святой на протяжении всей своей жизни помогал людям. После смерти чудеса не перестали происходить. По сей день мощи праведного Симеона Верхотурского творят настоящие чудеса. Чтобы преклонится перед ними едет огромное количество верующих в храм где они находятся.

Житие святого

Так сложилось по истории православия, что святой считается покровителем Урала. Поэтому особое почтение к святому проявляется именно в той части страны. В дни, когда почитается святой к нему съезжается большое количество людей. К сожалению точных сведений, о жизни праведного сохранилось не много. Известно лишь то, что его родителями были дворяне. Его родители были глубоко верующими людьми. Поэтому и не удивительно, что у них вырос такой ребенок. Он почитал христианскую веру и преклонялся перед Спасителем. После смерти родителей праведный отправился странствовать по Уралу. В конечном итоге святой остановился в деревне Меркушино, где и провел всю оставшуюся свою жизнь.

Святой жил достаточно скромно. Он со всех сил старался скрыть свое дворянское происхождение. На то время на уральской земле жило мало верующих людей. Но благодаря проповедям праведного со временем люди все больше стали веровать в православное христианство.

Еще при жизни святой Верхотурский получил славу благочестивого христианина. Он много времени проводил в молитве. Более точные сведения о его жизни были собраны уже после его смерти и после того как были обретены его мощи. Днем памяти подвижника считается 31 декабря.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more СИЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СЛОВА Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты соверше… Read more

Где находятся мощи святого Симеона Верхотурского

Несмотря на правильное житие, после того как святой отдал свой дух Господу о нем очень быстро забыли. О них вспомнили только спустя 45 лет. Однажды жители деревни обратили внимание на то. Что захоронение поднялось из земли. Сквозь гроб начали проступать останки умершего. Такой знак все расценили как признак святости и начали устанавливать кому принадлежат останки умершего. Но никто так и не смог вспомнить.

Со временем была собрана специальная комиссия, которая и установила кому принадлежат останки. После чего произошло перенесение мощей Симеона Верхотурского. Во время проведения над ними исследований люди начали замечать, что происходят чудеса. Многие верующие смогли исцелится от тяжких заболеваний.

Сегодня мощи находятся в храме, в деревне где он прожил остатки своих дней. Не многие знают, как выглядели мощи святого Симеона Верхотурского, когда их нашли впервые. Они были похожи на мощи старцев Киево-Печерской лавры.

О чем молятся перед мощами праведного

К праведному с молитвами обращается достаточно большое количество христиан. Как правило, к нему обращаются с молитвенным прошением в следующих случаях:

  • прося об исцелении женских заболеваний;
  • молят об исцелении о болезни ног и других заболеваний опорно- двигательной системы;
  • молодые пары просят об появлении на свет наследников.

Также к святому не редко обращаются с молитвами об исцелении и других тяжких заболеваний таких как онкологические недуги, эпилепсия, нервные заболевания и многое другое. На месте где были обретены мощи появился святой источник. По словам многих верующих, люди, которые умывались той водой обретали зрение и излечивались от кожных заболеваний. Очень важно обращаться к святому не только в трудные минуты, а ежедневно. И тогда молитвы будут услышаны и святой обязательно поможет каждому.

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Смотрите еще видео об оретении мощей праведного Симеона:

Мощи Симеона Верхотурского

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:молитва Симеон Верхотурский>Имя Семён в православном календаре (Святцах)

Имя Симеон (Семён) можно перевести с иврита, как «услышанный».

Праведный Симеон Богоприимец, дата памяти 16 апреля

Среди святых, нареченных этим именем — святой праведный Симеон Богоприимец.

Старец Симеон вел очень благочестивую жизнь, всю свою жизнь он ждал пришествия Мессии. Его включили в число семидесяти ученых мужей, которым было доверено переводить Священное Писание на греческий язык с еврейского. Когда он переводил книгу пророка Исаи, на словах «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», в его душу закралось сомнение. И он решил заменить слово «дева», на «жена». В тот же час святому Симеону явился ангел и удержал его от этой замены. Святой Ангел пообещал, что старец Симеон сам это увидит. Сказанное сбылось. Когда старец Симеон достиг почтенного возраста (ему исполнилось 360 лет), в храме он встретил принесенного туда на сороковой день после Рождества Господа. Праведный Симеон узнал в нем Спасителя, он взял его на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиля».

Икона Праведного Симеона Богоприимца

Праведный Симеон Верхотурский, дата памяти 31 декабря, 25 мая, 25 сентября

Еще один святой с именем Симеон — это праведный Симеон Верхотурский. Он родился в 17-ом веке в благочестивой семье. С юных лет он мечтал посвятить себя Богу, и, как только достиг определенного возраста, он удалился за Урал. Там он стал жить, как странник, посещал село Меркушинское, которое находилось недалеко от Верхотурья. В местных селениях он проповедовал Христа. В глухой тайге ему приходилось самому шить шубы, работать в домах у крестьян, причем за свои труды он не принимал никакого вознаграждения.

Праведный Симеон достиг абсолютного смирения, молился о своих обидчиках. Возносил он свои прошения за новопосвященный народ Сибири Господу, стоя на камне в глухой тайге. В 1642 году после великих подвигов поста и молитвы, он отошел ко Господу. Спустя 50 лет после его кончины, чудным образом были обретены нетленные мощи святого Симеона. Многие люди получили от них исцеление.

Икона Праведного Симеона Верхотурского

Православные святые с именем Симеон

Даты указаны по новому стилю.

  • Симеон, прп. 12 ноября
  • Симеон 31 октября
  • Симеон, прп. 18 апреля
  • Симеон (Воробьев), мч. 8 февраля, 17 августа
  • Симеон (Туркин), мч. 8 февраля, 23 сентября
  • Симеон, прп. 28 июня, 30 апреля
  • Симеон, прп. 8 июля
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 23 февраля
  • Симеон, архиепископ, Антиохийский 29 декабря
  • Симеон, архиепископ, Новгородский 28 июня
  • Симеон (Кулямин), сщмч., диакон 8 февраля, 28 февраля
  • Симеон (Кречков), сщмч., диакон 8 февраля, 16 ноября
  • Симеон, сщмч., епископ, Иерусалимский 17 января, 10 мая (сродник Господень по плоти)
  • Симеон (Молюков), епископ, Смоленский 23 июня
  • Симеон (Кривошеев), сщмч., иерей 8 февраля, 2 декабря
  • Симеон (Конюхов), сщмч., иерей 8 февраля, 28 октября
  • Симеон (Кульгавец), сщмч., иерей 8 февраля, 21 февраля
  • Симеон (Афонькин), сщмч., иерей 8 февраля, 8 декабря
  • Симеон (Лилеев), сщмч., прот. 8 февраля, 13 октября
  • Симеон Богоприимец 16 февраля
  • Симеон Босой, прп. 2 мая
  • Симеон Верхотурский (Меркушинский) 31 декабря, 25 мая, 25 сентября
  • Симеон Ветхий, Сирийский, игумен 8 февраля
  • Симеон Ктезифонтский, Селевкийский (Персидский), сщмч., епископ 30 апреля
  • Симеон Мгвимский см.: Шио (Симеон) Мгвимский, прп. 26 февраля, 20 мая, 22 мая
  • Симеон Метафраст, прп. 22 ноября
  • Симеон (в миру Стефан Неманя, царь Сербский) Мироточивый, Хилендарский, Афонский 12 сентября, 26 февраля (ктитор)
  • Симеон Митиленский, исповедник 14 февраля
  • Симеон Нигер, апостол от 70-ти 17 января
  • Симеон Новый Богослов, игумен 25 марта
  • Симеон Новый Столпник, Киликийский, прп. 10 мая
  • Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый 3 августа
  • Симеон Персидский, мч. 31 мая
  • Симеон Полоцкий, Тверской, епископ 28 июня, 16 февраля
  • Симеон Столпник, Антиохийский, архимандрит 14 сентября
  • Симеон Столпник, Дивногорец, Младший, пресвитер 6 июня
  • Симеон Трапезундский, мч. 27 августа

Симеон Верхотурский

Симеон Верхотурский


Икона «Симеон Верхотурский в молении Спасу», 1903 год

Родился

ок. 1607

Умер

Почитается

в Русской православной церкви

Прославлен

В лике

праведных

Главная святыня

мощи в Верхотурском Николаевском монастыре

День памяти

12 (25) мая, 10 (23) июня, 12 (25) сентября, 18 (31) декабря, 29 января (11 февраля)

Медиафайлы на Викискладе

Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных. Память совершается: 18 (31) декабря — день прославления), 12 (25) сентября — первое перенесение мощей, 12 (25) мая — второе перенесение мощей, 29 января (11 февраля) — Собор Екатеринбургских святых и 10 (23) июня — Собор Сибирских святых.

Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель уральской земли.

Жизнеописание

Симеон Верхотурский с житием

Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий после того, как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.

Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая своё происхождение. Главной чертой его христианского подвига было «социальное опрощение».

В селе посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села. Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного. Праведный Симеон явил собою новый тип святости — «опрощения».

Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.

Обретение мощей

В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном (в основном исцеление кожных заболеваний с помощью земли из могилы святого). В 1693 году в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах. Он сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.

18 декабря 1694 года по указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия игуменом Далматовского монастыря Исааком с прочими клириками было совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день в Меркушино прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и он, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи. В гробе, поднятом из могилы, были найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. 30 декабря 1694 года Игнатий вновь посетил Меркушино, вторично освидетельствовал мощи, перенёс их в церковь и покрыл гроб шёлковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого. На их основе было составлено житие и акафист праведного Симеона.

Почитание

Рака с мощами Симеона Верхотурского в Николаевском монастыре, 1910 год

12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушина с разрешения митрополита Филофея были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. С перенесением мощей предание связывает чудесную остановку крестного хода по молитве хромого юродивого Космы, желавшего отдохнуть. В 1716 году церковь была уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала. В 1838 году после восстановления храма её установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году был переименован во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Почитали и место погребения Симеона в селе Меркушино, из которого забил родник. Над ним в 1808 году вместо деревянной часовни возвели новую каменную.

В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целью духовное просвещение. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства.

Крестный ход с мощами праведного Симеона 27 мая 1914 года

Мощи святого привлекали в монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек. Освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от царской семьи:

Верхотурье. Николаевский монастырь
Настоятелю о. Ксенофонту

От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного.

Николай. Анастасия

В 1914 году императорская семья пожертвовала резную серебряную сень для раки с мощами Симеона. Её торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 км. 27 мая мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.

Вскрытие, изъятие и возвращение мощей

После революции 1917 года власть в Верхотурье перешла к большевикам, и 17 августа 1918 года по требованию председателя Чрезвычайной следственной комиссии Сабурова было проведено первое вскрытие мощей праведного Симеона. Примирительная позиция настоятеля Николаевского монастыря архимандрита Ксенофонта позволила избежать выступления верующих, возмущённых кощунством, и вскрытие ограничилось только снятием с мощей покровов. В сентябре 1918 года город перешёл под контроль армии Александра Колчака.

Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря

В июне 1919 года Белая армия начала отступление из Верхотурья. Архимандрит Ксенофонт принял решение об эвакуации насельников вместе с белогвардейцами. Церковные ценности и реликвии, включая мощи Симеона Верхотурского, были спрятаны в монастыре и в его скиту, с собой монахи забрали только серебряную раку из-под мощей. Сам архимандрит не смог далеко уехать от монастыря, как он позднее писал, «какие-то хулиганы из белых солдат, невзирая на мой чин архимандрита, моих лошадей отобрали, оставив свои клячи, на которых ехать было невозможно». Путь с ракой продолжили семеро монахов во главе с игуменом Аверкием, но на границе Ирбитского уезда, видя, что белогвардейцам нет дела до них, остановились в Красносельском женском монастыре, а в феврале 1920 года вернулись вместе с ракой в Верхотурье, находившееся под контролем советских властей.

25 сентября 1920 года в день памяти Симеона Верхотурского в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, и в этот день в рамках советской антирелигиозной компании состоялось вскрытие раки с мощами праведного Симеона. Толпа верующих была взволнована, и её успокоил архимандрит Ксенофонт, который объяснил верующим, что вскрытие мощей не нарушит их святость, и вместе с братией вынес раку из церкви, открыл её и выложил мощи на стол. Через два часа после этого было получено разрешение вернуть мощи на прежнее место, но драгоценную раку изъяли «в пользу голодающих». 2 июня 1924 года мощи обследовала комиссия областного отдела здравоохранения и, найдя обряд приложения к мощам негигиеничным, опечатала гроб и строго ограничила к нему доступ. 30 мая 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Однако в 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции:

Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошёл в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного.

Рака с мощами праведного Симеона в Крестовоздвиженском соборе

После публикации этого материала директор музея был арестован, а мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея, где они хранились как «экспонат № 12125». 29 сентября 1947 года Товия, епископ Свердловский и Челябинский, обратился с письмом к уполномоченному по делам религии по Свердловской области Смирнову с просьбой о возвращении церкви мощей праведного Симеона, которое осталось без ответа.

11 апреля 1989 года мощи вернули Русской православной церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года основную часть перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.

Примечания

  1. Екатеринбургская епархия торжественно празднует память небесного покровителя Урала — святого праведного Симеона Верхотурского
  2. Манькова И. Л., Медведев А. В. Симеон Верхотурский (конец XVI — сер. XVII, с. Меркушино, Верхотурского у.) // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.
  3. Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский.
  4. На Урале появился ещё один монастырь, связанный с памятью Симеона Верхотурского Архивировано 11 сентября 2012 года..
  5. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1886. — № 48. — С. 1090.
  6. Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1901. — № 12. — С. 218.
  7. 1 2 Паломничество к святому Симеону.
  8. Православная газета Екатеринбургской епархии. — апрель 2008. — № 16 (481).
  9. 1 2 3 Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. // Ежегод. богослов. конф. Православ. Свято-Тихоновского богослов. ин-та.
  10. Новомученики Екатеринбургской епархии.
  11. 1 2 Богданова Е. Груз «специального назначения» (Посмертные мытарства Симеона Верхотурского Праведного).
  12. Краткая история Свято-Николаевского монастыря Архивировано 24 сентября 2015 года..
  13. «Сопричастность». Вспоминает Нина Александровна Гончарова, старший научный сотрудник областного краеведческого музея, последняя хранительница мощей святого Симеона Верхотурского.
  14. Экспонат № 12125, или Вернувшийся святой. Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского. Православие.Ru.
  15. Семененко-Басин И. Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х годах.

Литература

  • Житие Святого праведного Симеона Верхотурского. — М.: Изд. книгопродавца И. А. Морозова, 1885. — 36 с.
  • Жития Сибирских святых. — Новосибирск, 2007. — С. 13-32. — ISBN 5-88013-010-X.
  • Мангилев П. И. К истории текста Жития Симеона Верхотурского // Проблемы истории России. Екатеринбург : Волот, 2001. Вып. 4: Евразийское пограничье. С. 293-301.
  • Манькова И. Л., Медведев А. В. Симеон Верхотурский (конец XVI — сер. XVII, с. Меркушино, Верхотурского у.) // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.
  • Предания и легенды Урала. Свердловск, 1991.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Париж, 1931.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Симеон Верхотурский
  • Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец
  • Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского

Сегодня, 25 сентября, – день перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Чем известен этот святой, почему даже среди икон, сопровождавших семью императора Николая II в ее скитаниях после вынужденного отречения, были две с изображением Симеона Верхотурского и чем святой не угодил новой власти?

Достоверных сведений о Симеоне Верхотурском очень мало. Устоялось мнение, что он выходец из Европейской России, из семьи дворян, о которых никто ничего не знает. Предположительно родился Симеон между 1600 и 1610 годом — в пору великой Смуты. По-видимому, семья была религиозна, и Симеон с детства получил хорошее знание православного вероучения.

Неудобный святой

Однако несмотря на то, что он почил много веков назад, он тоже пострадал от советской власти.

Несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой… О том, где пребывала святыня в течение семидесяти лет безбожия, как удалось сохранить ее и как совершилось ее второе обретение, сегодня известно немногим.

Чем же не угодил праведный Симеон новой власти? Прежде всего, тем, что оказался популярнее проповедников новой идеологии. Со дня обретения мощей святого Симеона по молитвам верующих происходило множество чудес и исцелений. До революции имя этого чудотворца был столь известно, что не было такого уголка на просторах России, где бы о нем не слышали и откуда не ехали бы в Верхотурье богомольцы.

Большевики захотели публично опорочить имя праведника: решено было вскрыть серебряную раку, извлечь из нее мощи святого и публично продемонстрировать всему верующему люду, что святыня, которой они с таким тщанием поклоняются, — не более, чем мертвые кости. Первым отважился на кощунство красный комиссар Сабуров.

Взяв для храбрости нескольких единомышленников, он отправился на «дело». Вооруженные наганами, товарищи прискакали поутру на боевых конях, въехали на монастырский двор, спешились, решительной походкой направились в храм. Зашли, не крестясь. Стало понятно, что уговорить их отказаться от задуманного не получится, а оказывать физическое сопротивление — бесполезно.

Уже через несколько минут рака была вскрыта, был проведен внешний осмотр. А пару дней спустя прямо посреди городской площади в разгар дня комиссар упал с лошади и сломал ключицу. «Это кара Божия», — говорили люди, — о недавнем его вторжении в монастырь, конечно, уже знала вся округа.

После этой истории Сабуров совершенно переменился. Он попросил прощения у настоятеля монастыря архимандрита Ксенофонта, ездил к самим мощам, плакал и прикладывался к тем «мертвым костям», которые еще совсем недавно хотел опорочить. Вскоре ключица его зажила. Вместе с телесным исцелением он получил и душевное. Долгое время Сабуров покровительствовал Верхотурскому монастырю и всячески оберегал покой почивавшего в нем праведного Симеона. Но вскоре начальство в Верхотурье поменялось, и святой вновь попал в опалу.

Повторное вскрытие мощей

25 сентября 1920 года, в день памяти святого праведного Симеона в Верхотурскую обитель прибыло около пятнадцати тысяч паломников. И в этот день местные власти решили провести повторное вскрытие мощей великого угодника Божия. Для совершения кощунства была назначена особая комиссия.

Вскрытие намеревались провести сразу после окончания литургии, приблизительно в час дня. Однако монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора.

Раку вынесли из Крестовоздвиженского собора на паперть. Так началось надругательство над мощами Верхотурского чудотворца. Его святые мощи были подвергнуты кощунственному расчленению, их вынули из гроба по частям и разложили на столе.

После этого члены комиссии перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи.

В это время у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу вас не кощунствовать!». В тот же день вместе с архимандритом Ксенофонтом он был арестован и доставлен в Екатеринбургскую Губернскую ЧК.

Как же реагировали те, на кого был рассчитан весь этот гнусный спектакль, — «одурманенные поповским опиумом, темные народные массы»? Люди плакали, плакали горько, не скрывали слез. Некоторые, крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки. Опасаясь возмущений со стороны народа, власти разрешили вернуть святые мощи в собор.

Когда не удалось публично опорочить святого Симеона, большевики решились пойти на крайне радикальный метод борьбы — физическое устранение. То обстоятельство, что праведник и так уже умер 300 лет назад, и борьба ведется с человеческими останками, в чудодейственную силу и бессмертие которых новые власти не верили, нисколько их не смущало.

Живым он не был бы для них так опасен, как почивший. Потому что при жизни он жил, как юродивый, не был никому известен и всячески бегал людей с их тщетной славой, а преставившись, он стал творить столько чудес и исцелений, что слава о нем неслась по всей Руси и за ее пределами. Паломники продолжали ехать и ехать к нему за помощью со всех концов страны, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует «моральному облику советского человека». Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь.

Святыню действительно изъяли, и только чудо спасло ее от огня. Точнее мужество директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова, который убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся».

Однако люди шли в музей совсем не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону — богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В октябре 1934 года Александр Николаевич был арестован. Он скончался через 10 лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.

Рака с мощами праведного Симеона Верхотурского в Никольском храме Свято-Николаевского мужского монастыря. Верхотурье (1909)

Ипатьевский дом

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме — том самом, где в 1918 году были расстреляны Царственные Страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем и здесь их убрали в запасники. После этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.

В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время мощи находились в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря, в специально устроенном хранилище, значась как «экспонат № 12125».

Удивительно, но даже сотрудники музея относились к ним с некоторым почтением. По словам последней хранительницы мощей Нины Александровны Гончаровой, старшего научного сотрудника музея, бывали случаи, когда некоторые из сотрудниц просили ее разрешить им помыть пол в хранилище, где находились мощи, чтобы «побыть рядом со святым Симеоном».

За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

Крестный ход с мощами праведного Симеона

Возвращение мощей

В конце 1980-х годов, когда Церкви постепенно начали возвращать святыни и храмы, владыка Мелхиседек (в 1984-1991 годах — архиепископ Свердловский и Курганский, с 1993 года — Екатеринбургский и Верхотурский) вновь решился просить о возвращении мощей. Для начала он пригласил на прием Нину Александровну Гончарову, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались долгие переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в Министерство культуры и Совет Министров СССР. Наконец, разрешение, которого ждали многие годы, было получено.

Сами хранители считали, что мощи, конечно же, должны быть возвращены православным людям, однако расставаться с праведным Симеоном им было очень жаль. Но бывший директор краеведческого музея, Александр Дмитриевич Бальчугов, сказал своим ученикам — музейным сотрудникам: «Какая задача хранителей? — Спасти. Сохранить. Передать. — Пришло время возвращать».

11 апреля 1989 года архиепископ Мелхиседек и несколько священников вынесли из музея честные мощи праведного Симеона. Теплый ветер колебал облачения под яркими лучами апрельского солнца, с пением священнослужителей сливалось радостное пение птиц…

Все то время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье Владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). Этот день, 25 мая, стал церковным праздником — днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пробыли два года. В память об этом там поныне хранится часть мощей праведника. За это время была окончена реставрация храмов Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, возвращенного Церкви в 1990 году.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье – в восстановленный Крестовоздвиженский собор возрожденного Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Там они почивают и ныне.

Крестовоздвиженский собор — третья по объёму церковь в России, уступающая только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге
Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

В самом Верхотурье встреча Симеона стала народным праздником: сотни паломников и местных жителей стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти мощи. Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь — совсем как в далекие времена! — нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне.

Праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири. Его память совершается: 18/31 декабря (день прославления), 12/25 сентября (первое перенесение мощей), 12/25 мая (второе перенесение мощей), 29 января/11 февраля (Собор Екатеринбургских святых) и 10/23 июня (Собор Сибирских святых)

Дни памяти св. Симеона Верхотурского: 31 (18) декабря — день прославления, 25 (12) сентября — первое перенесение мощей, 25 (12) мая — второе перенесение мощей, 11 февраля (29 января) — Собор Екатеринбургских святых, 23 (10) июня — Собор Сибирских святых.

Житие св. праведного Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

Симеоно-Анненская церковь, © Валентина Пушкарева

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

Иконостас в Крестовоздвиженском соборе, © Валентина Пушкарева

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

Крестовоздвиженский собор, © Елена Бортник

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

Преображенская церковь, © Валентина Пушкарева

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

Надвратная церковь, © ulvrid_tourist

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

Евангелие XVII–XVIII века, © ulvrid_tourist

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов. Автобусы отправляются по понедельникам, четвергам и субботам в 14:38.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *