Викарий

Русская церковь знает три степени священства: диаконы, пресвитеры (священники, иереи) и епископы (архиереи). Православные священнослужители делятся на белое духовенство (женатые священники) и черное (монахи). В этой статье речь пойдет об иерархах Православной церкви, представителях третьей, самой высшей степени священства.

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

Особенности служения

Владыка, находясь в богослужебном собрании, исполняет ту же роль, какую исполнял Христос в обществе своих учеников. Именно поэтому в большинстве случаев он должен предстоятельствовать за каждым богослужением в своей епархии. Отправление служб другими священнослужителями совершается только с волеизъявления главного священнослужителя.

По древней византийской традиции знаком, разрешающим священнослужителю отправлять службы, является выданный ему епископом антиминс (плат из льна или шелка, в который вшиваются части мощей какого-то святого).

Святитель Симеон Солунский, живший в конце 14 века, говорил о таком служении следующее:

«Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от Владыки; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним епископом… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мира…, следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан».

Каждый священник имеет право совершать Евхаристию (причастие) и другие службы в своем приходе, но он все равно не обладает полнотой дара Апостолов, который снисходит на епископа. Даже порядок литургии и отчасти других церковных служб может сильно видоизменяться, если службу возглавляет священнослужитель такого уровня или даже просто присутствует в церкви.

Рукоположение в сан

Каждому епископу сан передает другой епископ – это позволяет сохранить непрерывную связь через века между поколениями священства. Кандидат избирается и утверждается патриархом и Святейшим Синодом.

Сама процедура рукоположения совершается обычно собором епископов, возглавляемым патриархом. Русская православная церковь избирает епископов из числа монахов малой схимы, а в католической церкви это могут быть вдовцы – священники или безбрачники.

Роль в церкви

Приезд архипастыря, служба с его участием — всегда большое событие для прихожан. Под его началом могут находиться десятки, сотни храмов, и посетить каждый из них хотя бы один раз не всегда возможно. Поэтому жизненный путь епархиального Владыки очень часто проходит в пути. Ведь есть богослужения, которые имеет право совершать только он.

К ним относятся:

  • рукоположение (хиротония) в сан епископа, пресвитера, диакона;
  • посвящение в чин (хиротесия) иподиакона, архидиакона, протодиакона и т. д.;
  • награждение церковными наградами;
  • освящение храма, антиминса, мира.

Нельзя забывать о двойственной природе такой власти. С одной стороны, Церковь, тело Христово, соединяется с христианами посредством совершения церковного таинства Евхаристии. Епископ — это центральное лицо в совершаемом таинстве. В древности только он мог причащать прихожан, но с течением времени и ростом количества общин стал делегировать эти полномочия священникам.

В этом мистическая роль Владыки в сообществе христиан. Но, кроме того, есть церковь как сообщество людей, которые живут здесь и сейчас. И вторая важная обязанность епископа состоит в том, чтобы должным образом возглавить это сообщество.

Священнослужитель такого ранга несет на своих плечах большую ответственность, поскольку отвечает за души своих прихожан и их духовную жизнь. Его задача видится в том, чтобы, нося такое высокое звание, удостаиваясь почестей, — остаться человеком, который способен воспринимать боль других людей, их нужды и чаяния, помнить об их слабостях и немощах и иметь внутреннюю потребность им помочь.

Видео

Из этого видео вы подробнее узнаете о служении архипастырей.

Викарий – это заместитель епископа или священника. Какими бывают викарии в христианстве

Некоторые слова, бывшие ранее в употреблении, нынче теряют свое значение или применяются в очень узком кругу. Так случилось и с термином «викарий». «Это кто такой?» – поинтересуются многие современные молодые люди. А те, кто занимается церковной историей или медиевистикой, могут вспомнить такие фразы, как «викарий Иисуса Христа» по отношению к Папам Римским. Попробуем разобраться, что это за термин, как он появился, проследить его историю. Постараемся также понять, кого сейчас так называют и почему.

Викарий – определение слова

В переводе с латыни этот термин означает «заместитель», «представитель», некто, действующий «от имени и по поручению». Именно от этого слова произошла приставка «вице». Впервые термин появляется как административный, еще во времени Римской Империи. При Диоклетиане и Константине так называли управителей, в подчинении у которых был диоцез или область.

Викарии подчинялись префектам и действовали от их имени. В раннее Средневековье в Священной Римской Империи этот титул носили местные представители верховного властителя. Они вершили правосудие и осуществляли администрирование по поручению императора. Особенно распространено было это звание в итальянских городах. Но наибольшую известность этот термин приобрел в церковном административном праве после победы христианства. Даже в ранние времена епископы имели своих викариев – помощников. Ими были архидиаконы, а также местные приходские священники, которые заботились о человеческих душах за пределами епархий.

Католицизм

Римские Папы часто использовали титул «Викарий Христов». То есть они считали себя наместниками Бога на земле. Значение слова «викарий» в таком смысле впервые употребляется с восьмого века. До этого Папы ограничивались тем, что называли себя наместниками Святого Петра. Их именовали еще иначе – «викариями главы апостолов». Но кроме столь торжественного значения в каноническом праве этот термин имеет и чисто административный смысл. Викариями звались представители любого церковного учреждения. Они имели также различные другие названия, в зависимости от исполняемой роли.

Виды викариев в католицизме

В этой церкви каноническое право предполагает множество типов таких заместителей. Например, апостольский викарий – это епископ или священник, возглавляющий особую миссию церкви и представляющий Папу на территориях, где нет епархий. Так часто называли легатов. Были еще заместители епископов, которые имели законодательную и исполнительную власть на вверенных им землях. Это генеральные и судебные викарии. Однако они не имели права наследования кафедры. Викариями назывались и архиереи. Им делегировались определенные полномочия епископов в пределах диоцеза. А самый низший тип викариев – это помощники приходских священников.

Православие

Употребляется такой титул и в восточных церквях. В православии викарий – это епископ-помощник. Он не имеет собственной епархии. Православные викарии тоже могут носить разные титулы. Например, если такой епископ помогает в управлении определенной части епархии, то она называется викариатом, а его полномочия распространяются только на эту ограниченную территорию.

Под управлением викария может быть и город, где под его руководством осуществляются богослужения. Обычно крупные епархии имеют одного или нескольких заместителей епископов, которым делегируют некоторые полномочия. Однако, в отличие от католицизма, независимой юрисдикции такой викарий не имеет. В некоторых православных церквях таких управителей называют хорепископами. В России этот термин появился при Петре Первом и окончательно укрепился при Екатерине Великой.

Англиканство

В этой протестантской церкви викарий – это фактически приходской священник. Исторически англиканство признавало административное разделение на постоянных кураторов и ректоров. Последние получали десятину в качестве финансовой поддержки. Кураторы же – что-то вроде зарплаты. Викарий – это вид ректора, который имел меньшую десятину. Сейчас оба эти титула практически равнозначны. Некоторые англиканские приходы имеют ректора, а некоторые – викария. Все зависит от того, как это исторически сложилось в данной местности. В Епископальной церкви США позиция викария не определена каноническим правом. Но в некоторых епархиях это священник, облеченный определенной миссией.

Катары и протестанты

Не только в доминирующих церквях в Средневековье был известен такой титул, как викарий. Понятие это, например, было знакомо и диссидентским общинам, например, катарам. Епископы их церквей избирались клиром. Но их было сразу три. Первый из них исполнял обязанности епископа по умолчанию, а остальные делали это по его поручению. Они назывались Старшим и Младшим сыновьями. Таким образом, они соответствовали титулу викария или даже католического коадьютора. Когда епископ умирал или отходил от дел в связи со старостью, Старший сын занимал его место. То есть, викарии у катаров имели право наследовать титул. Младший сын становился Старшим. К нему переходили функции главного викария. А нового Младшего сына снова выбирали на собраниях клира. В некоторых протестантских церквях викарий – это помощник пастора. Этот титул используется также в немецком и шведском лютеранстве. Это слово часто является синонимом пастора. В Канадском и американском лютеранстве викарием называют кандидата на пасторское служение перед окончанием обучения в семинарии.

Викарий

  • Судебный викарий — судья в епархиальном суде, назначается епархиальным епископом, составляет единый суд вместе с епископом; не может рассматривать дела, которые епископ оставил за собой.

В англиканстве

Термин англ. vicar в англиканской церкви в беллетристике часто переводится как «викарий», что по существу неверно, так как исторически этот англиканский термин обозначает второго — после пастора — приходского священника, младшего по отношению к rector. Англоязычный аналог русского термина «викарий (викарный епископ)» в англиканской церкви — Suffragan bishop, а в Католической Церкви — Auxiliary bishop.

> См. также

  • Ауксилиарий
  • Видам
  • Декан (католицизм)
  • Коадъютор
  • Титулярный епископ
  • Хорепископ

Литература

  • Л. В. Беловинский. Викарий // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 89. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

  • иером. Ефрем (Пашков), «Канонические и правовые основания деятельности викарного епископа в Русской Церкви в XVII — начале XX века» // bogoslov.ru, 19 ноября 2012

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4063526-0

От латинского слова vicarius, что значит заместитель. Особое применение слово это получило по отношению к должностным лицам. Со времени Константина Великого Римская империя разделялась на четыре больших административных округа — префектуры, которые в свою очередь подразделялись на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза — правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarius (praefectorum). В. назначался непосредственно императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за правителями провинций (подразделение диоцеза), впрочем, без права отрешать их от должности. Но когда в диоцезе присутствовал сам префект, викарий терял всякую власть. Эта характерная черта делает из В. лицо как бы уполномоченное префектом, который во всякое время может эти полномочия уничтожить. Такой же характер сохранила викариатская должность и в церкви, где термин этот получил широкое распространение. В римско-католической церкви прежде всего сам Папа, как преемник князя апостолов Петра, которого Христос назначил своим заместителем, называется vicarius Jesu Christi. В свою очередь Папа поставляет себе заместителей, которые называются апостолическими В. (vicarii apostolici), также прирожденными легатами (legati nati), если звание это связывается не с личностью епископа, а с известной кафедрой, центральной для данного округа, вследствие чего всякий епископ, вступающий на эту кафедру, ео ipso становится папским викарием. Такие В. появились с V столетия ввиду трудности сношений отдаленных провинций с Римом. В пределах более или менее обширных территорий им предоставлялось осуществление от имени Папы некоторых высших правительственных прав по созванию соборов, по рассмотрению спорных дел между епископами, по принятию апелляционных жалоб и проч. Папскими В. были архиепископы: фессалоникский — для Иллирика, арелатский — для Галлии, севильский — для Испании. К VIII стол. постоянные папские В. исчезли и вновь появились в XI столетии, когда титул этот с более или менее обширными полномочиями предоставлен был архиепископам Зальцбургскому, Майнцскому, Трирскому, Гамбург-Бременскому. В настоящее время назначение апостолических В. имеет место лишь в виде исключения, при обстоятельствах экстраординарных; только в Австрии глава военного духовенства считается папским В. (vicarius castrensis), да благодаря успехам католических миссионеров появились апостолические В. в Австралии, в Китае, на островах Тихого океана и проч. При римско-католических епархиальных епископах также состоят епископы-викарии (vicarius in pontificalibus), которые иначе называются титулярными епископами (episcopi titulares), так как имеют только титул без соответствующей ему епископской юрисдикции, а также епископами in partibus (infidelium), так как посвящаются на фиктивные кафедры, находящиеся в странах неверных. Дело в том, что Первым Вселенским собором установлен был принцип, в силу которого в одной епархии не должно быть двух епископов. Между тем епископы обширных епархий с давних времен нуждались в помощниках архиерейского сана, которые бы осуществляли за них функции их архиерейского священнодействия. Когда в XIII веке язычники Лифляндии и Пруссии изгнали многих епископов из новоучрежденных епархий, а в то же время и на Востоке с падением Латинской империи оказалось значительное число епископов, лишившихся кафедры, то услугами этих изгнанных епископов воспользовались епископы обширных европейских епархий. Этот порядок вещей сделался постоянным, так как Папа с целью охранения своих прав на существовавшие когда-то епархии католической церкви давал и до сих пор дает преемников умирающим епископам этих фиктивных епархий. Таким образом, в римско-католической церкви викарный архиерей является помощником епархиального в осуществлении его прав архиерейского священнодействия (jura ordinis); он назначается Папой по предложению епархиального епископа. Иное значение имеет генеральный викарий (vicarius generalis). Это помощник епархиального епископа по управлению епархией, по осуществлению его правительственных прав (jura jurisdictionis). Епископ имеет право и обязанность сам лично управлять своей епархией, поэтому может обойтись и без генерального В.; Папа может принудить его к постановлению последнего только в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или в случае обширности епархии. Генеральный викарий должен иметь степень доктора или лиценциата канонического права или богословия и быть сведущим в правоведении, но какой-либо степени духовного сана от него не требуется; достаточно, чтобы он вообще принадлежал к клиру, т. е. имел тонзуру. Между епископом уполномочивающим и генеральным В., принимающим полномочия, предполагается единство лица, так что оба они юридически рассматриваются как одна инстанция и обжалование действий генерального В. направляется не к епископу, а в следующую инстанцию — к архиепископу. В силу того же единства лиц в присутствии епископа, т. е. когда епископ сам лично совершает какой-либо правительственный акт, генеральный В. юридически не существует. Права его прекращаются тотчас с прекращением прав самого епископа; кроме того, епископ во всякое время может взять назад данные ему полномочия. Иногда допускается специализация дел административных и судебных, так что генеральному В. поручаются одни только административные дела, для дел же судебных существует другой помощник, под именем официала. Юридическое положение того и другого одинаково. В германских епархиях при генеральном В. состоит обыкновенно целое коллегиальное учреждение, а там, где состоялась специализация дел административных и судебных с поручением тех и других различным должностным лицам — генеральному В. и официалу — существуют даже два коллегиальных учреждения: генеральный викариат и официалат или консистория. Sede vacante, т. е. при вакантности епископской кафедры, или sede impedita, т. е. когда кафедра юридически не считается вакантной, но фактически епископ поставлен в невозможность осуществлять свою епископскую должность (например вследствие лишения свободы, взятия в плен, но не вследствие болезни, когда назначается коадъютор), управление епархией переходит к кафедральному капитулу, который в течение 8 дней должен поставить эконома для управления имуществом епископии и капитулярного викария (vicarius capitularis) для осуществления епископской юрисдикции. В пределах Росс. империи при римско-католических епархиальных епископах состоят епископы-суфраганы (викарные), которые назначаются императором по предварительном сношении с римской курией; по поручению епархиального епископа они могут исправлять функции генерального В. В случае наступившей вакантности кафедры кафедральный капитул избирает викария впредь до замещения кафедры. Западно-католический принцип викарной юрисдикции выражается в России в том, что должности членов римско-католич. консистории прекращаются со смертью епископа или в случае сложения им епископского сана, а также с прекращением управления вакантной кафедры викарием. Наконец, в римско-католической церкви и приходские священники (парохи) могут иметь В. Они бывают постоянные (vicarii perpetui), когда в приходе находятся филиальные церкви, капеллы или когда приход отличается своей многолюдностью, и временные (v. temporarii), назначаемые в случае наступившей неспособности пароха к прохождению должности, а также на время вакантности этой должности. Последнего рода В. известны и в протестантской церкви. Ср. Deneubourg, «Etude canonique sur les vicaires paroissiaux» (Пар., 1871).

В древнерусской церкви при епископах состоял наместник, который был главным представителем его в области суда и администрации. Первоначально это было лицо духовное, но в конце XIV в., когда при епископах образовался особый служилый класс в лице архиерейских бояр и детей боярских, наместником могло быть и светское лицо. Существованию архиерейских бояр положен был конец в начале XVIII века. Институт же викарных епископов лишь в новейшее время получил широкое развитие. В допетровской Руси при одном только митрополите московском и позже при патриархе московском существовал помощник с архиерейским саном, епископ Сарский и Подонский, при патриархах переименованный в митрополита Крутицкого, который после падения Сарайской орды стал жить в Москве на Крутицах, не переставая, впрочем, быть епископом своей прежней епархии. На соборе 1667 г. предполагалось ко всем четырем митрополитам определить вспомогательных архиереев, которые бы жили в определенных им монастырях. Предположение это не осуществилось, как не осуществились впоследствии и стремления Верховного тайного совета передать управление епархиями членов Св. синода в руки особо поставленных викариев. В 1698 г. Петр Великий разрешил киевскому епископу Варлааму Ясинскому «для слабости его здоровья» избрать и посвятить себе епископа-коадъютора, с тем чтобы привилегия эта распространялась и на его преемников. К концу XVIII стол. существовали викарные епископы в епархиях Новгородской, Московской и Киевской. В нынешнем столетии случаи определения викариев как архиереев, вспомогательных при епархиальных епископах, стали чаще, а в 1865 г. высочайше разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их без обременения государственной казны, именно достаточно состоятельные монастыри. Викарный архиерей посвящается в епископа одного из городов данной епархии; но это не значит, чтобы епископ, получающий свой титул от того или другого города, имел в своем церковном управлении этот город и принадлежащий к нему уезд. Викарий есть только помощник епархиального архиерея, прежде всего в осуществлении прав священнодействия; участие его в епархиальном управлении не определено какими-либо твердыми правилами. Обыкновенно по усмотрению епархиального архиерея ему поручается предварительный просмотр, иногда и утверждение консисторских журналов и протоколов; далее, ему передаются дела о присоединении иноверцев к православной церкви, о выдаче мира, освященных антиминсов, метрических свидетельств, паспортов духовным лицам, о предании церковному покаянию по сообщениям присутственных мест и т. п. При вакантности епископской кафедры в епархии, в которой имеется В., указы из Св. синода исходят на имя епископа-В. В силу исключительных местных обстоятельств некоторые викарные архиереи с подчиненными им духовными правлениями действительно ведут церковное управление в известном местном районе. Таковы викарий Холмско-Варшавской епархии — епископ Люблинский, который производит управление и духовный суд в пределах бывшей греко-униатской Холмской епархии, и викарий Иркутской епархии — епископ Читинский, который заведует епархиальными делами Забайкальской области. В совершенно исключительном положении находится викарий Рижской епархии, епископ Ревельский, который не подчинен своему епархиальному епископу и проходит епископскую должность в Японии, где он и пребывает. В настоящее время при митрополите Новгородском, С.-Петербургском и Финляндском состоят 4 викария — один для епархии Новгородской и 3 для епархии С.-Петербургской; при митрополитах Московском и Киевском — по 3 викария; в 5 епархиях (Вятской, Грузинской, Иркутской, Литовской и Херсонской) существуют по 2 викария и в 21 епархии — по одному викарию. О положении викарных епископов с точки зрения канонической ср. Н. Суворова, «Курс церковного права» (Яросл., 1890, ч. II).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. викарий — -я, м. В православной церкви: епископ, являющийся помощником или заместителем архиерея, управляющего епархией; в католической церкви: помощник епископа или приходского священника. Малый академический словарь
  2. Викарий — (лат. vicarious – заместитель) – в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви – помощник священника. Словарь по культурологии
  3. викарий — сущ., кол-во синонимов: 1 помощник 99 Словарь синонимов русского языка
  4. ВИКАРИЙ — ВИКАРИЙ (от лат. vicarius — заместитель, наместник) — в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви — помощник священника. Большой энциклопедический словарь
  5. викарий — вика́рий «архиерей-помощник», уже при Петре I; см. Смирнов 74. Вероятно, через польск. wikary из лат. vicārius «наместник»; см. Преобр. 1, 83; Горяев, ЭС 48. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. Викарий — (лат. vicarius — «заместитель», «наместник»). Апостольский викарий (лат. vicarius apostolicus) — епископ или священник, назначаемый Святым Престолом для управления апостольским викариатом. Генеральный викарий (лат. Католическая энциклопедия
  7. Викарий — (от лат. Vicarius — заместитель, наместник) 1) в Поздней Римской империи правитель административного округа — диоцеза. 2) В православной церкви помощник епархиального архиерея по управлению епархией. 3) В католической церкви имеются: генеральные… Большая советская энциклопедия
  8. викарий — ВИКАРИЙ -я; м. 1. В православной церкви: помощник епископа по управлению епархией; епископ без епархии. 2. В протестантской церкви: помощник священника. Толковый словарь Кузнецова
  9. викарий — ВИКАРИЙ, викар м. наместник, помощник, товарищ; у нас, о должностной духовной особе высшего сана. Викарный, зауряд: относящийся к викарию или месту его. Викарский, относящийся до сана этого, звания, места. Викарство ср. должность и звание это. Толковый словарь Даля
  10. викарий — Вика́р/ий/. Морфемно-орфографический словарь
  11. викарий — викарий м. 1. Епископ, являющийся заместителем или помощником архиерея, управляющего епархией (в православной церкви). 2. Помощник епископа или приходского священника (в католической церкви). Толковый словарь Ефремовой
  12. викарий — см. >> духовенство Словарь синонимов Абрамова
  13. викарий — орф. викарий, -я Орфографический словарь Лопатина
  14. викарий — Викария, м. (церк.). В православной церкви – епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею. || В католической церкви – помощник епископа или приходского священника. Большой словарь иностранных слов
  15. викарий — Викарий, викарии, викария, викариев, викарию, викариям, викария, викариев, викарием, викариями, викарии, викариях Грамматический словарь Зализняка
  16. викарий — ВИК’АРИЙ, викария, ·муж. (·лат. vicarius — замещающий, заменяющий кого-нибудь) (церк.). В православной церкви — епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею. | В католической церкви — помощник епископа или приходского священника. Толковый словарь Ушакова
  17. викарий — ВИКАРИЙ, я, м. В православной церкви: помощник епископа, епископ без епархии; в протестантской церкви: помощник священника. Толковый словарь Ожегова

викарий

В Википедии есть страница «викарий».

Русский

В Викиданных есть лексема викарий (L96296).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. вика́рий вика́рии
Р. вика́рия вика́риев
Д. вика́рию вика́риям
В. вика́рия вика́риев
Тв. вика́рием вика́риями
Пр. вика́рии вика́риях

ви-ка́-рий

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -викар-; суффикс: -ий .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. истор. в Древнем Риме после римских императоров Диоклетиана и Константина Великого — правитель диоцеза (области) Римской империи, подчинённый префекту ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. церк. помощник епископа, епископ без епархии; в протестантской церкви: помощник священика; в англиканской церкви — приходский священник, получающий жалование или стипендию, но не собирающий десятину ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. чиновник
  2. священник

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От лат. vicārius «заместитель, наместник», далее из vicis «смена, чередование; место, пост», далее из праиндоевр. *weik-, *weig- «обмен, перемена». Русск. викарий (в знач. «архиерей-помощник») — уже при Петре I; вероятно, заимств. через польск. wikary. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: vicar
  • Болгарскийbg: викарий м.
  • Немецкийde: Vikar м. -s, -e
  • Украинскийuk: вікарій м.
  • Французскийfr: vicaire м., suffragant м.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Болгарский

Ед. викарий
Ед. об. викария
Ед. суб. викарият
Мн. викарии
Мн. сов. викариите
Числ.
Зв. викарию

викарий

Существительное, мужской род, одушевлённое, склонение 32a.

Корень: —.

  1. викарий (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От лат. vicārius «заместитель, наместник», далее из vicis «смена, чередование; место, пост», далее из праиндоевр. *weik-, *weig- «обмен, перемена».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Викарий – это кто?

    В самом широком смысле викарий — это заместитель, от латинского слова «vicarius». В христианской православной и католической церквях он имеет разные полномочия и обязанности как духовная особа. Эта церковная должность предполагает исполнение обязанностей помощника или заместителя церковного администратора. У него нет своей епархии. Христианская православная церковь специально учреждает эту должность для того, чтобы он мог оказать помощь архиерею в управлении его епархией.

    Значение слова

    В разных толковых словарях значение слова «викарий» объясняется примерно одинаково:

    • По Ефремовой. Заместитель или помощник архиерея, который управляет епархией в православной церкви и имеет звание епископа. В католической церкви он определяется как помощник приходского священника или епископа.
    • По Ожегову. В церкви протестантов — помощник священника, в православной — помощник епископа. Викарий — это епископ без епархии.
    • По Ушакову. Викарий трактуется как епископ, подчиняющийся епархиальному архиерею, в православной церкви. В католической — помощник приходского священника или епископа.
    • По Далю. Викарий — помощник, наместник, товарищ. Должностная особа высшего сана.
    • Энциклопедический словарь. Значение слова «викарий» трактуется как «наместник» или «заместитель». В протестантской считается помощником священника, в православной церкви — заместитель епископа.

    История

    Викарий — это обозначение, получившее конкретное применение по отношению к должностным лицам со времен Римской империи. Еще в период правления Константина Великого она была разбита на четыре огромных административных округа — префектуры. Они подразделялись на более мелкие административные единицы — диоцезы. Управление осуществлялось следующим образом: префектурой управлял префект, а диоцезами — викарий, который непосредственно был подчинен префекту.

    Викарии назначались императором, и в пределах своего диоцеза они имели власть, позволявшую контролировать действия правителей провинций. Но отстранять последних от власти права у них не было.

    Если на территории диоцеза находился сам префект, викарий терял свою власть. По сути, он являлся уполномоченным лицом от префекта.

    Викарий в церкви

    В церкви должность викария имеет такой же характер. Он замещает священнослужителя во время его отсутствия, а при нем исполняет роль помощника.

    Римско-католическая церковь определяет викарного архиерея как помощника епархиального архиерея. По предложению епархиального епископа он назначается папой. В его обязанности входит оказание помощи при осуществлении его права архиерейского священнодействия.

    В православной церкви викарий — это епископ, у которого нет своей епархии. Его еще называют так: викарный архиерей или викарный епископ. Ему вменяют в обязанности оказание помощи правящему епархиальному епископу в управлении епархией.

    При некоторых условиях ему может быть поручено, в определенных границах, управление частью епархии — викариатство, или викариат. Правящий епископ носит титул в соответствии с местом его пребывания и территории. Помощник епископа, находящийся под его канонической юрисдикцией, может быть наделен следующим титулом:

    • по наименованию викариата, данного ему в управление;
    • по названию города, стоящего на территории епархии, в котором пребывает (но это не обязательное условие) викарий или проводит служение;
    • по наименованию упраздненной ранее кафедры, не имеющей отношения к епархии или местности, где он, собственно, и служит.

    В римско-католической церкви викарий — это епископ суфраган (от средневекового латинского «suffragium» — «помощь», «поддержка»), назначаемый в помощь духовному лицу капитулы.

    Генеральный викарий

    Совсем другое определение имеет генеральный викарий. Это помощник епископа, но в сфере его правительственных прав. По канонам церкви, у епископа есть полномочия и обязанность лично управлять епархией без посторонней помощи.

    Папа может принудительно назначить генерального викария только в том случае, если епископ имеет недостаточно знаний по каноническому праву, или при большой величине епархии.

    Для назначения претенденту предъявляется ряд требований, без которых он не может занимать эту церковную должность. Он обязан иметь степень лиценциата или доктора канонического права, богословия. Разбираться в правоведении, принадлежать к клиру, при этом не принимается во внимание степень духовного сана.

    Обе должности рассматриваются как одно юридическое лицо. Если обжалуются действия генерального викария, то бумаги направляется не епископу, а архиепископу, как в вышестоящую инстанцию. Этот же принцип единства действует, если епископ принимает какое-то решение или совершает любой правительственный акт. При этом генерального викария юридически не существует.

    Возможен вариант разделения полномочий, когда за викарием закрепляются административные дела, а судебные находятся в ведении другого помощника — официала. Юридически они имеют равные права.

    При прекращении прав епископа автоматически прекращаются права генерального викария.

    ВИКАРИЙ

    Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций. Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров.

    Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000.

    Лит.: Никодим , еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R. A. R. A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E. L’origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R. Pfarrvikar // LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R. Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr. // DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл., прот. Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

    Прот. Владислав Цыпин, А. В. Бусыгин

    Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *