Воскресенский кафедральный собор Тверь

Содержание

Воскресенский кафедральный Собор г. Тверь

Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Расписание богослужений:
Смотреть на сайте собора
История и описание:

Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.

Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.

По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.

В 1936 г. храм закрыли.

В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма.
В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).

В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.
Настоятель – митрополит Тверской и Кашинский Виктор, председатель приходского совета — протодиакон Николай Радцевич.
К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
В соборе работает Воскресная школа для взрослых.

Приписные храмы:

  1. Собор «Белая Троица», г. Тверь

Духовенство

  • Александр Николаевич Любавин, протоиерей — настоятель, председатель приходского совета
  • Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
  • Сергий Владимирович Домнин, протоиерей — клирик
  • Димитрий Владимирович Курдюков, протоиерей — клирик
  • Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
  • Андрей Геннадьевич Фонарёв, иерей — клирик
  • Максим Владимирович Казван, иерей — клирик
  • Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик
  • Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
  • Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
  • Евгений Николаевич Сизиков, иерей — клирик
  • Сергий Будков, иерей — клирик
  • Антоний Александрович Пласичук, диакон — клирик

Православный храм располагается на территории Тверской обители Рождества Христова. Строительство его началось в 1913 г. и было связано с 300-летием правления династии Романовых. С 1990 г. церковь получила статус кафедральной, и с того времени находится в подчинении правящего архиерея.

История собора

Тверская епархия считается древнейшей на Руси. Первый её епископ по имени Симеон изначально служил в деревянной часовне, расположенной на территории городского кремля. При этом святителе (XIII век) князь Михаил заложил Спасо-Преображенский храм, первое каменное религиозное строение после вторжения монгольских племен.

Воскресенский собор Христорождественского женского монастыря в Твери

В 1914 г. в память о 300-летней годовщине правления династии Романовых на территории Христорождественской обители воздвигли Воскресенский храм. Большую часть денег на строительство пожертвовал Николай II. Ритуал освящения проводил преподобный Серафим, которого позже РПЦ прославила в лике священномучеников. В ритуале также приняла участие княгиня Елизавета, вскоре претерпевшая смерть ради Христа.

Церковь существовала шесть столетий, постоянно переделывалась и расширялась, в 1935 г. была взорвана противниками веры. В 1944 г. советские власти разрешили тверским епископам использовать в качестве кафедрального древнейший собор «Белой Троицы».

В годы советской власти религиозное строение использовали в качестве складских помещений. В 1988 г. Божий дом официально вернули РПЦ, освящение малым чином произошло в 1992 г. В 1995 г. Божий дом посетил патриарх Алексий II, он принял участие во всенощном бдении. Патриарх Кирилл, который совершал здесь молебны и кланялся чудотворным мощам святителя Сергия, посещал церковь в 2010 г.

Преподобный выступил с краткой речью и подарил общине «Тихвинскую» икону Богородицы.

Внутренне убранство Воскресенского собора

Святыни

После передачи здания РПЦ иконостас Божьего дома пополнился «Державным» образом Пречистой Девы. В советский период полотно использовали в качестве одной из створок в хозяйственном здании. Некий благочестивый человек выкупил святыню у хозяев, а после милосердно передал её в новооткрывшийся кафедральный храм.

Икона, называемая «Спаситель в белом одеянии» напрямую связана и именем преподобного святителя Серафима, который освятил храм сразу после завершения его постройки. Этот священномученик являлся бывшим гвардейцем и принял иноческий сан по благословению И. Кронштадтского. 1937 г. престарелого Серафима расстреляли большевистские власти. Оригинал святыни хранится в одном из московских храмов. Список образа Воскресенскому собору подарила внучка святителя по имени Серафима.

В храме также находятся: икона Богородицы «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Иверская», «Почаевская» и др. В Воскресенском соборе выставлены ковчеги с чудотворными останками христианских подвижников.

  • Паломнику могут прикоснуться к мощам преподобного Сергия, который прожил свою жизнь в стремлении послужить Отечеству в духовном плане.

    Мощи преподобноисповедника Сергия Сребрянского в Воскресенском храме

  • В церкви хранятся останки святителя Макария, удалившегося от мирской суеты в одинокую келью, где он принимал искренних учеников и давал им благочестивые наставления. Вскоре вокруг его жилища образовалась обитель.
  • Большим почетом пользуется святая рака благоверного князя Михаила Тверского, терпевшего страдания и муки в плену у жестоких монголов. Перед своей мученической смертью он многократно приобщался Святых Таинств. Тело князя оказалось нетленным, в 1320 г. его похоронили в Преображенской церкви Твери.

Архитектура

Воскресенский собор создавали в неорусской стилистике, здание имеет кубическую форму с тремя апсидами, крупным барабаном и шлемовидной главой. С западной стороны к строению примыкает притвор и хоры. Кирпичные стены церкви покрывали цементным раствором. Интерьер бесстолпного здания не расписывался иконографией. Декор выполнен в стилистике новгородского зодчества.

Рядом с Воскресенским храмом в 2006 г. была воздвигнута выдержанная в том же архитектурном направлении церковь, которую освятили в честь Страстотерпцев Романовых.

Информация для паломников

Воскресенская церковь находится в Твери по адресу: ул. Баррикадная, дом № 1. До места назначения едут троллейбусы № 13 и 14, маршрутное такси № 2, необходимо выходить на остановке, которая называется «Христорождественский монастырь».

Богослужения проходят здесь ежедневно.

Главный престольный праздник — Пасха. Настоятелем церкви является протоиерей Александр.

Среди общины распространена традиция привозить в Божий дом останки других святителей.

При соборе работает воскресная школа для совершеннолетних.

История Воскресенского кафедрального собора в Твери

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресенский собор.

кафоликон

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Страна

  • Россия

Местоположение

Истра

Епархия

ставропигиальный монастырь Русской православной церкви

Архитектурный стиль

барокко

Статус

ОКН № 5010129013№ 5010129013

Медиафайлы на Викискладе

Воскресе́нский собо́р — главный храм ставропигиального Новоиерусалимского монастыря Русской православной церкви. Построен в 1656—1685 годах. Является уникальным памятником русской архитектуры и крупнейшим строительным начинанием патриарха Никона.

Структура здания

Воскресенский собор состоит из четырёх взаимосвязанных частей. Собственно собор Воскресения Христа — четырёхстолпный крестово-купольный храм, завершающийся главой. К собору с восточной стороны примыкает подземная церковь во имя святых Константина и Елены (или Константино-Еленинская церковь), которая заглублена на 6 м. С юга поставлена колокольня, разрушенная в 1941 году (сохранились фрагменты первого яруса с приделом Всех Святых), восстановлена в ходе реставрации, начатой в 2011 году. Западная часть собора — ротонда, возведённая над часовней Гроба Господня.

История строительства здания

Замысел Никона

Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были даже специально привезены в Москву. Собор в плане соответствует обмерам иерусалимского храма, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, была повторена и схема расположения отдельных помещений.

Место также было выбрано не случайно. Царь Алексей Михайлович, побывав в селе Воскресенском заметил: «…место сиа… У понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». Однако Иерусалимский храм XII века показался патриарху слишком скромным. Он распорядился украсить возводимый собор сообразно высокому достоинству русской патриархии и вкусам своего времени. Убранство Новоиерусалимского собора состояло из многоцветных изразцов, из которых в интерьере сложены целые иконостасы, а снаружи — наличники, порталы, завершающие стены пояса-карнизы. Воскресенский собор был заложен 1 сентября 1658 года.

1658—1666. Строительство при Никоне

При патриархе Никоне строительство собора было практически полностью завершено вчерне, сам собор доведён до сводов. В нём освящены были три церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и Успения Богоматери.

Основную часть сложного комплекса составляла огромная полуротонда, переходящая на уровне второго этажа в цилиндр, увенчанный кирпичным шатром. К ней примыкали главный четырёхстолпный храм, завершённый мощной главой, было устроено 29 приделов (а первоначально их предполагалось 365 — по числу дней в году). С востока примыкает Подземная церковь Константина и Елены, заглублённая на 6 метров в землю. К южному фасаду центральной части примыкала семиярусная колокольня с часами и пятнадцатью колоколами (самый большой — пятисотпудовый Воскресенский). Верхние ярусы её напоминали Колокольню Ивана Великого, нижний ярус занимал Всехсвятский придел.

Зодчими собора были московские мастера Аверкий Мокеев, Иван Белозер и другие, а изразцовое убранство выполнено руками белорусов из Копыси и Мстиславля — Петра Иванова Заборского, Игнатия Максимова.

Ссылка Никона в Ферапонтов монастырь остановила работы в Новом Иерусалиме на 14 лет. По указу царя Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера-строители (всего 31 человек) из Воскресенского монастыря были переведены в Оружейную палату.

1682—1694. Завершение здания

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре

С восшествием на престол Фёдора Алексеевича ситуация изменилась. Тётка царя, царевна Татьяна Михайловна, с детства рассказывала молодому царю о делах патриарха Никона, его дружбе с царём, о спасении патриархом царской семьи во время мора 1656 года. В 1678 году Фёдор Алексеевич посетил Воскресенский монастырь, где нашёл поразительное здание, недостроенное и находившееся в полном запустении. Удивившись глубине и силе замысла патриарха, Фёдор Алексеевич, по возвращению в Москву обратился к патриарху Иоакиму с просьбой рассмотреть дело Никона, однако получил отказ, мотивированный неподсудностью московскому патриарху решений собора с участием представителей вселенских патриархов (несмотря на их сомнительный статус). Федор Алексеевич обратился напрямую к вселенскому патриарху в Константинополь с аналогичной просьбой о помиловании Никона. Патриарх в специальном послании даровал Никону прощение и вернул все права, в том числе право поминания на службах как патриарха. Одновременно шла подготовка хозяйства монастыря к началу строительных работ; были приписаны 24 монастыря с их имениями. Однако ни Никону, ни Фёдору Алексеевичу не суждено было увидеть собор завершённым — патриарх умер на пути из ссылки неподалёку от Ярославля 6 августа 1681 года и был погребён, согласно его завещанию, в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Менее чем через год, 27 апреля 1682 года, скончался царь Фёдор Алексеевич. Таким образом, строительство пришлось начинать без главного вдохновителя и автора замысла собора. Это сказалось на качестве пространственных решений. Вместо могучей восьмигранной главы, столь характерной для всех построек святейшего патриарха, появилась сравнительно небольшая цилиндрическая глава. Вместо высокого деревянного шатра был построен кирпичный, для чего были усилены кольцевые опоры ротонды, получившие вид очень толстых столпов с щелевидными проёмами между ними. Ротонда из просторного зала с довольно стройными колоннами превратилась в пространство, буквально «заставленное» непропорционально толстыми столбами (сохранились до сих пор в таком виде). Кирпичный шатёр получил довольно приземистые очертания с очень пологим «полуглавием». В целом, новые завершения были близки существовавшим тогда в самом иерусалимском храме Гроба Господня. Шатёр Новоиерусалимского храма, диаметр основания которого составлял 23 м, а высота 18 м, был крупнейшим техническим достижением своего времени. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто «мраморной чешуёй» (возможно, имитацией мрамора, выполненной из изразцов или гонтом, выкрашенным под мрамор масляной краской). Венчала шатёр медная золочёная полуглава. В центре ротонды располагается главная святыня — часовня Гроба Господня (кувуклия) — прямоугольная, украшенная изразцами палатка. Она повторяла часовню иерусалимского храма, изменённую после 1808 года.

18 января 1685 года новый собор был торжественно освящён в присутствии царей Ивана и Петра и соправительницы царевны Софьи новгородским митрополитом Корнилием. Сразу же после освящения было дано указание обмерить и описать «великую каменную церковь». Чертёж собора, выполненный по результатам обмеров вместе с деревянным образцом, взятым из монастыря, было приказано предоставить в Посольский приказ князю Василию Голицыну. С 1682 по 1706 год продолжалось устройство в храме приделов по образцу иерусалимского храма, причём для пяти из них ещё при патриархе были созданы изразцовые иконостасы.

Обрушение шатра ротонды в 1723 году и первые оценки случившегося

В июне 1723 года в Святейший синод поступило сообщение архимандрита Лаврентия (Горки): «…каменный шатёр, что над Гробом Господним, обрушился и впал по нижние хоры, а оставшиеся стены во многих местах расселися до земли …». Массовых жертв удалось избежать благодаря счастливому совпадению — в день 23 мая 1723 года, когда произошло обрушение, отмечался праздник Вознесения Господня, и все служители и прихожане находились на горе, называемой Елеон, к востоку от монастыря.

Несмотря на серьёзность произошедшего, Синод не предпринял никаких мер. Только в 1726 году в монастырь был направлен Пётр Еропкин, определивший, что шатёр обрушился из-за фундамента, под которым в некоторых местах просел грунт. Осенью 1726 года в храме, стоявшем до тех пор без покрытия, произошёл пожар, уничтоживший кровли и другие деревянные части собора. В следующем, 1727 году, собор осматривал архитектор Т. Усов.

В 1730 году московские солдаты под смотрением капитана Воротникова начали разборку обрушившегося шатра и ротонды. При падении шатра почти не пострадала часовня в центре ротонды, имитирующая Гроб Господень; из этого обстоятельства современные исследователи сделали заключение, что обрушение произошло не из-за слабости фундамента.

Наконец, в 1731 году Синод потребовал от Сената прислать архитектора для решения вопроса восстановления собора из Петербурга, так как в тот момент в Москве работал лишь один Христофор Конрад, занятый цейхгаузным строением.

1731—1744. Деятельность архитектора И. Ф. Мичурина

Разбор завалов от разрушенного шатра, начавшийся в октябре 1730 года был завершён в апреле 1732. Тогда же, по данным расходных книг, начались собственно восстановительные работы.

В июне 1731 года руководство восстановительными работами было передано Ивану Мичурину, который возвратившись из Голландии, где изучал шлюзное дело, фундаментные работы и планировку садов, обратился в Сенат с просьбой определить его «при означенном в Воскресенском монастыре строении». Первоначально Мичурин предлагал разобрать повреждённую стену до фундамента, чтобы сохранить другие стены, однако этот план встретил сопротивление архимандрита.

Мичурин обмерил весь собор и составил проект его восстановления, в пояснении к проекту особо подчёркивая, что здание должно быть восстановлено в том виде, «…как прежде было». Он принял решение не разбирать фундаменты, нижние части стен ротонды и внутренние столбы первого яруса сооружения. Современные исследователи объясняют это обстоятельство тем, что причиной обрушения шатра была не слабость фундаментов. Вероятно, в западной части основания шатра ротонды лопнули связи, вследствие этого шатёр целиком сначала сместился на запад и лишь потом упал на двухъярусную галерею, огибавшую ротонду.

В августе 1732 года Мичурин сообщил в своём послании в Сенат, что стены ротонды восстановлены до пят сводов палаток, устроенных в наружной стене сооружения.

В 1732—1738 годах по проекту И. Мичурина было восстановлено два нижних яруса ротонды, обрамления оконных проёмов, цоколь и междуэтажные карнизы, в интерьере восстанавливается украшенный изразцами парапет второго яруса галерей ротонды. В 1738 и 1744 годах И. Мичурин вторично составил смету на строительство третьего яруса ротонды и венчающего всё сооружение кирпичного шатра на 10 000 руб. В 1744 году работы приостановились в связи с отъездом И. Мичурина в Киев, где под его руководством возводилась Андреевская церковь (по проекту Б. Ф. Растрелли).

По заказу И. Мичурина были сделаны формы для новых изразцов, с большой степенью точности воспроизводящие первоначальные образцы.

1749—1762. Архимандрит Амвросий и восстановление собора

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Картина Ф. Я. Алексеева Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова. 1800.

Оживление восстановительной деятельности в конце 1740-х годов было связано с назначением в монастырь архимандрита Амвросия (будущего митрополита, убитого во время чумного бунта 1771 года в Москве). Амвросий был связан с правительственными кругами Петербурга, добился посещения монастыря в 1749 года императрицей Елизаветой Петровной и мгновенного выделения суммы, рассчитанной ещё в смете И. Мичурина, необходимой для завершения всех восстановительных работ в соборе.

Первоначально, архимандрит Амвросий предполагал восстановление собора в русле, намеченном И. Мичуриным, для чего предполагалось привлечь Я. Флегнера и поручить ему работы по восстановлению керамического оформления, однако эта задача не была реализована из-за смерти Флегнера в 1749 году.

В 1749 году было составлено ещё несколько проектов восстановления шатра. Один из проектов был составлен учениками И. Мичурина, архитекторами Д. В. Ухтомским и А. П. Евлашевым. Проект предусматривал разборку восстановленных Мичуриным нижних ярусов здания и строительство полностью новой ротонды. Мотивировалось это тем, что «…старый фундамент …весь переколебался». Однако следует учесть характер специальных знаний И. Мичурина, изучавшего в Голландии, стране с очень сложными условиями строительства (рыхлые грунты и высокий уровень грунтовых вод) строительство шлюзов и особенно методы возведения фундаментов. При всех этих знаниях И. Мичурин не перекладывал старый фундамент, напротив, возводил на нём новые части и предполагал устройство каменного шатра. Вероятно, Ухтомский и Евлашев пытались избавиться в первую очередь от громоздких опор первого яруса, обезображенных прикладками ещё в конце XVII века, из-за чего проходы между которыми имели вид узких щелей (существуют и сейчас в таком виде). Почти одновременно в Синод поступило предложение от московского артиллерийского архитектора Мошкопа (на русский лад Мошков, вероятно первоначально Мускопф) об устройстве железного шатра. Достоинством этого проекта было отсутствие необходимости ломать какие-либо существующие части здания. Синод больше всего устраивали проекты Мичурина и Мускопфа, так как они укладывались в выделенную сумму в 10 000 руб. Однако архитекторы Ухтомский и Евлашев настаивали на необходимости перекладки фундаментов. По указу Елизаветы Петровны проекты Мичурина, Ухтомского-Евлашева и Мускопфа были направлены обер-архитектору Б. Ф. Растрелли, который должен был вынести окончательное заключение о том, какой проект принять за основу для дальнейших работ. Однако Растрелли послал в монастырь инженера Винченцо Бернардацци и гезеля архитектуры Карла Бланка с поручением обмерить построенные части ротонды и оценить качество фундаментов. Бланк и Бернардацци отметили плохое состояние фундаментов, опирающихся на истлевшие сваи, вбитые в песок. Растрелли создал свой проект восстановления ротонды и строительства кирпичного шатра после того, как здание будет разобрано и устроены новые фундаменты. Сметы к проекту составлено не было, за основу была взята смета проекта Ухтомского-Евлашева на 30 000 руб. Реализации проекта помешало нежелание Синода выделять какие-либо суммы сверх назначенной императрицей 10 000 руб, а также очевидное желание архимандрита Амвросия не ломать уже восстановленные части здания. В 1754 году архимандрит Амвросий обратился к Растрелли с идеей возведения деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим тогда шатром в иерусалимском храме. В 1754 году Растрелли создал второй проект восстановления ротонды с сохранением имеющихся частей и возведением деревянного шатра. В 1755 году начались подготовительные работы, а в 1756—1759 годах был возведён деревянный шатёр по проекту инженера В. Бернардацци. Шатёр повторил общие очертания каменного шатра, но это уже было произведение архитектуры барокко. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в каждом из трёх ярусов шатра находилось по двадцать окон. Наиболее сильное впечатление сооружение производило внутри. Благодаря большому количеству окон всё помещение было залито светом. Интерьер украшали резьба и лепнина в стиле барокко. Хоры ротонды и межоконные пространства были заполнены живописными полотнами на 100 библейских сюжетов, выполнеными в мастерской художника и будущего настоятеля монастыря Н. С. Зертис-Каменского. Это уникальное сооружение русской архитектуры XVIII века просуществовало до 1941 года. По определению Игоря Грабаря:

С точки зрения архитектурного типа здание было беспримерным и единственным во всей древней Руси. Его гигантский круглый зал с окружавшей его широкой галереей, наполненный светом, с исчезающим в высоте смело решённым шатром покрытия, тоже полным света и блеска, скульптурное и красочное одеяние стен собора — всё это в превосходном синтезе производило потрясающее впечатление. Мощная романская ротонда Старого Иерусалима, соединённая с русской шатровой крепостной башней, и беспредельный в своих перспективных эффектах, огромной зодческой силы зал в духе барокко, насыщенный сиянием света, сверканием золота, морем лепки и росписей, слились в этом подмосковном соборе в единый ансамбль небывалой торжественности…

— В. А. Чивилихин. Память. Книга вторая

1919—1941. Первый период существования музея

В марте 1920 года был образован Воскресенский (с 1930 — Истринский) историко-художественный музей. Воскресенский собор стал одним из основных экспонатов. В этот период происходили первые исследования элементов первоначального керамического оформления собора.

1941. Военные разрушения

10 декабря 1941 года, при отступлении после двухнедельной оккупации города Истры (до 1930 — Воскресенск), немецкие войска взорвали северный пилон и западную пару подкупольных столпов Воскресенского собора, в результате чего обрушились шатёр, Большая глава и колокольня. Пожаром был уничтожен главный иконостас со всеми иконами в интерьере собора. Кроме того, было существенно повреждено внутреннее убранство ротонды.

Факты разрушения Новоиерусалимского монастыря фигурировали в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса.

Реставрация

В январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942—1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством Алексея Щусева на базе обмеров Фёдора Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В 1944—1947 годах выпускники Московского архитектурного института Н. Любимова, И. Сахарова, М. Ковалева под руководством Петра Барановского провели обмеры керамического декора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.

В 1952 году вышел «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятника архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея» Барановского, где предлагалось восстановить собор в том виде, в котором он был в XVII веке, с сохранением «ценных особенностей», появившихся при проведении строительных работ XVIII века (в 1957 году идея восстановления «в характере XVII века» была отвергнута). Решение вопроса о восстановлении колокольни было отложено до полного изучения сохранившихся фрагментов. К 1957 году все работы, намеченные планом 1952 года (постоянно корректировавшимся), были проведены (в том числе укреплён аварийный юго-западный пилон), началось восстановление других сооружений на территории монастыря, необходимых для областного музея.

В 1956 году Барановский создал «Предварительный проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов». Строительные работы начались в 1957 году, и через 13 лет пилоны были восстановлены.

В 1958 году вышел эскизный «Проект покрытия над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» с тремя вариантами покрытия для сохранения лепного декора ротонды, предложенными Барановским. Третий вариант предусматривал возведение над ротондой шатра на металлическом каркасе с деревянной обшивкой, который позднее мог стать основой для проведения восстановительных работ. По этому варианту леса должны были возводиться только в центре ротонды (над кувуклией, уцелевшей при взрыве), таким образом сохранялась возможность проведения исследовательских и реставрационных работ в помещении. Проект не был реализован, позднее (в 1970—1990-х годах) строительные леса занимали всю ротонду и препятствовали изучению и восстановлению внутреннего убранства.

В 1975 году была возведена глава центральной части собора, керамический декор барабана главы восстановлен в 1984 году (проект Н. С. Любимовой). В конце 1980-х годов трестом «Мособлстройреставрация» была разработана документация на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций. Барановский критиковал проектные решения восстановления шатра. По его мнению, высота его была на 2 м ниже творения Бланка, не сохранены формы основания ротонды, люкарны в шатре были слишком узки, чтобы пропускать достаточно света. Главной же ошибкой Барановский считал покрытие шатра листами железа, материала, подверженного коррозии. Реставрационные работы в соборе не окончены и по сей день.

Примечания

  1. См., например, https://archive.is/20120803160623/www.izvestia.ru/investigation/article3141987/
  2. Об этом свидетельствовала круговая изразцовая надпись на сводах внутри собора. См. Леонид, с. 100.
  3. Новый Иерусалим и город Воскресенск. — М..: МОК ЦЕНТР, 2006. — С. 23. — ISBN 5-89934-074-6
  4. Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. — 1874. — С. 80.
  5. Леонид (Кавелин). Историческое описание Ставропигиального Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. — 1874. — С. 70.
  6. 1 2 3 4 Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. — М., 1954.
  7. Бугаева Т., Гришин В., Тэпфер Л., Чернышев М. Работы И. Ф. Мичурина по восстановлению Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурное наследство. — 1988. — Т. 35. — С. 29—30. — ISSN 0320-0841.
  8. Бугаева и др, 1988, с. 29—30.
  9. 1 2 Бугаева и др, 1988, с. 30.
  10. Черненилова, 2002, с. 171.
  11. 1 2 Московский областной краеведческий музей…, 1989, с. 50.
  12. Черненилова, 2002, с. 173—174.

Литература

  • Акинин К. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Архитектурная наука и образование. Труды Московского архитектурного института. — М., 2003. — Т. 3. — С. 84—94. — ISBN 5-274-01387-2.
  • Баранова С. И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сост. и науч. ред. Г. Зеленская. — М.: Северный паломник, 2002. — ISBN 5-94431-052-9.
  • Бугаева Т., Гришин В., Тэпфер Л., Чернышёв М. Новые исследования строительной истории Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация». — М., 1984. — С. 28—34.
  • Московский областной краеведческий музей в городе Истре: Путеводитель / Рец.: А. И. Комеч, А. С. Орлов. — М.: Московский рабочий, 1989. — 160 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-239-00191-X.
  • Новый Иерусалим и город Воскресенск. — М.: МОК ЦЕНТР, 2006. — ISBN 5-89934-074-6.
  • Тепфер Л. Э. Реконструкция Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря на конец XVII века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сост. и науч. ред. Г. Зеленская. — М.: Северный паломник, 2002. — ISBN 5-94431-052-9.
  • Черненилова Л. Реставрация Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. 1942—1994 годы // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. и науч. ред. Г. Зеленская. — М.: Северный паломник, 2002. — ISBN 5-94431-052-9.

Ссылки

  • Акинин К. В. Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом
  • Акинин К. В. Смета архитектора Ивана Мичурина 1744 г. как источник для реконструкции габаритов первоначального кирпичного шатра над ротондой Воскресенского собора
  • Чивилихин, Владимир. Память. Книга вторая
  • Воскресенский собор на сайте Храмы России
  • На Российском общеобразовательном портале

Воскресенский Собор — главная доминанта ансамбля Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу создателей, должен был стать ландшафтной иконой Святой земли и центром всего Православия. В комплекс также входят две церкви, больничные и кузничные палаты, трапезные, настоятельские покои, погреба для кваса и оборонительные сооружения.

>Адрес Воскресенского Собора

Собор располагается по адресу: Московская область, город Истра, улица Советская.

>Как добраться на машине

Автомобилем из Москвы нужно ехать по Волоколамскому шоссе до города Истры. Затем по центральным улицам Истры около 5 км, следуя указателям.

Как доехать на общественном транспорте

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря находится в исторической части города. Расстояние от станции Истра до святыни составляет не более 2 км. В нужном направлении ходят автобусы № 4, 22, 25, 33, 34.

Из Москвы до станции Истра можно добраться с Рижского вокзала. Туда следуют поезда № 6123, 6527 и 6529. Время в пути составляет около 1 ч. 30 мин.

История храма

Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.

А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.

Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.

В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.

Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.

Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.

Архитектор и внешняя отделка собора

Внешняя отделка всех зданий комплекса выполнена в классическом национальном варианте барокко. Они выглядят нарядно и вызывают ассоциацию со сказочными теремами. Главный автор архитектурного ансамбля – Патриарх Никон.

Над керамикой работали такие великие мастера как Степан Полубес, Пётр Заборский и Игнатий Максимов.

Архитектурный ансамбль собора

Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:

  • Церковь Рождества Христова и трапезные палаты. Комплекс в стиле московского барокко, состоящий из расположенных в линию просторных помещений, к фасаду которых примыкает одноглавая двухэтажная церковь. В XVIII веке барочную галерею заменила аркада в классическом стиле, а на нижнем ярусе церкви появилось четыре придела, посвященных евангельским сюжетам. В 1941 году трапезные палаты уничтожил пожар, а храм чудом уцелел. На его фасаде сохранились детали XVII века и ценные росписи.
  • Подземный храм. Заглубленный в землю одноглавый храм, примыкающий к центральному собору с востока. Появился в столь необычном месте в связи с легендой о распятии, найденном на глубине шести метров.
  • Церковь Входа Господня. Была возведена вместе с воротами, являющимися ее составной частью, и освящена зимой 1697 года. Служит символом входа Иисуса Христа в Иерусалим. В ходе Второй мировой войны была уничтожена, а в конце ХХ века восстановлена и отдана историческому и художественному музею.
  • Крепостные ограды. Каменные ограды, возведенные на месте деревянных в 1690 -1697 годах под руководством Якова Бухвостова. Имеют девять метров в высоту и протяженность более километра. На верхушке стен установлен ряд бойниц, а на изломах находится семь башен с необычными палестинскими названиями.
  • Богоявленский скит. Примыкающие к церкви и звоннице палаты, датируемые 1657 годом: для хозяйственных нужд, для келейников, для трапез и для «приемов» прихожан.
  • Елеонская гора. Высокий холм, на котором находится небольшая часовня и установлен каменный поклонный крест, обозначающий место, где произошло Вознесения Спасителя.
  • Некрополь. Старые захоронения по обеим сторонам от Подземной церкви, где находится более сотни хорошо сохранившихся надгробных памятников.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Внутреннее убранство

У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.

Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.

А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.

Святыни и мощи храма

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:

  • Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
  • Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
  • Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
  • Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
  • Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.

Наставники

О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.

Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.

Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.

Наставники монастыря:

Патриарх Кирилл Священноархимандрит
Безукладников Феофилакт Наместник монастыря
Даниил Игумен Насельник. Благочинный монастыря
Соловьёв Диодор Духовник монастыря
Баглай Гавриил Уставщик монастыря
Михеев Анастасий Ризничий монастыря
Коноваленко Паисий Насельник монастыря

Расписание служб, режим работы

Воскресенский Собор открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. По субботам собор Новоиерусалимского монастыря работает до 21:00, а по воскресеньям до 19:00.Ежедневно проводятся различные Таинства и требы: Крещение, Очное или заочное отпевание, Исповеди, Освящение икон, нательных крестов и автомобилей. Венчания возможны в разрешенные Церковью дни.

Купить билет на экскурсию можно на месте, но касса закрывается на 30 мин. раньше. Время работы экскурсоводов совпадает со временем работы храмов комплекса.

Стоимость посещения музеев и прилегающей территории составляет от 250 до 450 руб. в зависимости от количества объектов. Группы набираются по месту из тех, кто уже приобрел входной билет. Бесплатно осмотреть комплекс без экскурсовода можно при помощи подробных схем храма и монастырского подворья.

Правила посещения храма

Отправляясь на экскурсию в собор, следует одеться подобающим образом и придерживаться определенных правил поведения:

  • Женщинам рекомендованы головные уборы и длинные юбки. Никакой чрезмерно облегающей или укороченной одежды.
  • Мужчинам следует избегать футболок с вызывающими или провокационными надписями.
  • На территории комплекса запрещено курить и употреблять спиртные напитки. Не приветствуется чрезмерно громкие разговоры, смех и нецензурная брань.

Престольные праздники

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря отмечает более четырех десятков праздников, крупнейшими из которых являются Пасха, Рождество, Вход Господень в Иерусалим и День Елены и Константина равноапостольных.

На Пасху проводятся многочисленные богослужения и проповеди: «Огласительное Слово», «Кондак, тропарь и стихиры», «Пасхальные часы», «Канон с толкованием», «Пасхальное Евангелие».

Празднование Рождества начинается малым колокольным звоном, произнесением псалмов и молитв. Затем под большой колокольный звон зажигают лампады и устанавливают перед центральными вратами иконостаса горящие свечи. Наставники совершают молитву, окуривают кадилом всех собравшихся, читают священное послание к Всевышнему и светильничные молитвы.

На праздник Входа Господнего в Иерусалим проводятся молитвы благословения и освящение ваий. Чтение молитв предваряется окуриванием ветвей, а завершается их окроплением святой водой.

В День равноапостольных Константина и Елены можно посетить службу, посвященную торжеству церкви над ересями и расколами. Послушать учение об иконопочитании и проповедь, рассказывающую об истории праздника.

Интересные факты про собор

Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.

Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.

Информация для посетителей

Воскресенский Собор Нового иерусалимского монастыря всегда открыт для паломников, желающих поклониться святым и поучаствовать в богослужениях. А желающих познакомиться с культурным наследием, архитектурой и древней историей монастыря ждут на экскурсии.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Воскресенском Соборе Новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимский монастырь, Истра, обзор:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *