Всевидящее око икона

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

Её символичное изображение имеет особый авторский замысел, который не просто понять с первого раза.

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

На третьем круге авторами представлена святая Богородица, которая выступает в роли спасительницы больных и угнетенных душ. Она приходит на помощь тогда, когда определенным людям была уготована тяжелая участь.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Икона Всевидящее Око Божие

Пресвятая Троица — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой — это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах — важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.

Наиболее полно и ясно выражает его икона Святой Троицы в виде трех ангелов. Только в Православной Церкви существует этот образ: у католиков и протестантов этот сюжет называется «Гостеприимство Авраама» и является лишь иллюстрацией к эпизоду из Ветхого Завета.

Образ Всевидящего Ока — поздняя икона. Она означает вечную волю Божию и Всезнание, Всеведение Божие.

Символ и значение иконы Всевидящего Ока

По сути, изображения Троицы как такового существовать не может: по слову Библии, «Бога не видел никто никогда». Он непостижим и велик более всех существ. Бог Отец являлся пророкам и праотцам Ветхого Завета в огне и громе; Дух Святой представал как Свет или Голубь; Господь же Иисус Христос вочеловечился, приняв плоть и вид человека, человеческую волю и психику. Однако втроем ипостаси Святой Троицы (нельзя говорить «Боги») являлись несколько раз в истории человечества, поэтому существует ряд икон, которые являются изображениями Святой Троицы.

Значение Всевидящего Ока

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Это целый богословский трактат. Маленький Христос сидит на престоле в красном и синем круге. Они означают огонь Божества Господа и небесную прозрачность Ангелов, Воинств Небесных, стоящих вокруг Христа. Также на иконе изображены четыре символа евангелистов: телец, орел, ангел и орел.

Так и в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель… На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных — так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа.

Где вешать икону Всевидящее Око

Этот образ можно повесить и над дверью, в прихожей, и просто в красный угол.
• Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома.
• Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» — обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом.
• На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого. Иконы можно ставить и на полку с книгами, лучше духовного содержания.

Помощь Всевидящего Ока Господня

Перед образом Святой Троицы молятся Богу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:
• Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
• Молитесь в опасности,
• Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
• Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
• Молясь об исцелении в болезни,
• Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
• Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
• Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.

В Православии существует отдельный праздник — День Святой Троицы, который празднуется на 50-й день после Пасхи, в воспоминание Сошествия на апостолов Святого Духа.

Молитву Святой Троице можно читать онлайн по тексту ниже:

«Пресвятая Троица, единосущная Держава, всего доброго на Земле причина, как возблагодарим Тебя за поданные нам, грешным и недостойным рабам Твоим, блага еще раньше, чем мы на свет пришли, за все, что подаешь каждому из нас в каждый день нашей жизни, за все, что Ты готовишь всем верным людям в небесной жизни.

Мы же должны за столькие добрые дела и щедрость, и милость Твою , не только благодарить Тебя словесно, но особенно прославлять добрыми делами, почитая и исполняя заповеди Твоя: однако мы, слушая только похоти наши, страсти и вредные привычки, в бесчисленные еще с юности впадаем грехи и беззакония.

Потому и мы, как нечистые и оскверненные грехами люди, не только перед Ликом Твоим Святым стыдимся явиться, но даже имени Твоего Пресвятого произнести стыдимся, если бы Ты Сам, Господи, не изъявил Твоей воли Благой, нам на радость, возвестить, что Ты чистых и праведных любишь, но и грешников кающихся милуешь и принимаешь в Царство Небесное.

Посмотри же, о Пребожественная Троица, с высоты Святой Славы Твоей на нас, многие грехи совершивших, и добрые намерения и желания наши, хотя бы и вместо добрых дел, прими; и подай нам дух истинного покаяния, чтобы мы возненавидели всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших прожили, творя пресвятую волю Твою и славя чистыми мыслями и благими делами прекрасное имя Твое. Аминь.»

Да хранит Вас Господь во Святой Троице!

В вечернюю тишину вплетались мерные удары гонга. Монастырь встречал закат. Малиново-красное солнце пряталось за отроги Сао-Зу – Великого Горного Хребта, увенчанного пушистыми снежными шапками. Лишь одна дорога вела к монастырю – южная, та, что поднималась снизу, из озерной долины. Никому еще не удавалось перевалить через хребет в этом месте, хотя несколько узких троп уводили высоко в горы. Бродили неуверенные слухи, передаваемые чуть слышным шепотом, будто одна из этих троп ведет сквозь Хребты к самому северному побережью, однако уже много лет никто не ходил за Сао-Зу и не приходил оттуда.

Монахи, собравшиеся на вечернее очищение, отбили положенное количество поклонов и разошлись по кельям-таутам. Ученики первого круга устало брели с поздних занятий, ситы-работники подметали узкие дорожки и тренировочные площадки. Скоро и они уйдут в свой таут – большую общую спальню рядом со зданием кухни. Только привратники в свете лучин будут вести неспешные ночные разговоры.

Монастырь затих, спрятавшись за неприступными стенами, высотой соперничавшими с горными соснами. Темнело; последние лучи солнца таяли в хрупкой свежести воздуха. Холодный ветер тянул с гор, принося дыхание вечного льда.

Путник появился на дороге вместе с первыми звездами. Он спешил; учащенно дыша, опираясь на длинный посох, изредка оглядываясь. Достиг ворот, трижды ударил тупым концом посоха в Круг Путника, чернеющий в центре правой створки.

На стене возник привратник, бесшумно, словно летучая мышь.

– Да будет благословенно имя Каома! – хрипло сказал путник, склонив голову и сделав ладонью ритуальный жест.

– Навеки будет! – почтительно отозвался привратник. – Что привело тебя в нашу обитель?

Ладонь его застыла у груди.

– Прошу крова и защиты.

Привратник кивнул:

– Не совершил ли ты зла, и не спасаешься ли от справедливой кары Императора и гнева Каома? (да будет благословенно имя его!)

– Руки и сердце мои чисты перед Императором и тем, кто Выше, хаат.

– Ворота монастыря всегда открыты для скитальцев, чистых перед тем, кто Выше! Входи, путник.

Правая створка неспешно приоткрылась, пропуская одинокого гостя.

Два монаха встретили его поклоном и застывшей перед грудью ладонью. Путник поклонился в ответ, стоя на отпечатке огромной пятерни у самых ворот; потом опустился на колени, отложив посох, и поцеловал священную землю монастыря.

Он не был здесь сорок семь лет.

– Голоден ли ты, путник? – спросил тот, кто разговаривал с ним со стены, одетый в зеленый плащ Наставника со знаком восьмого круга.

– Нет, хаат, хвала Всевышнему (легкий обоюдный поклон), добрые люди накормили меня в полдень.

Наставник снова кивнул.

– Брат Цхэ, отведи путника в гостевой таут.

Еще поклон, еще хвала Всевышнему, и у ворот опять стало безлюдно, а привратники возобновили свои ночные речи в неверном свете лучины.

Наутро странника отвели к Верховному Настоятелю.

Странник был стар. Седые усы и борода, седая голова, морщинистое лицо. Однако глаза его горели, словно у юного тигра, а мышцы полнились силой. Чем-то он походил на Настоятеля, только у того усы и борода были гораздо длиннее, а голову он, как и все в монастыре, брил наголо.

– Сатэ? – удивился и обрадовался Настоятель. Путника он хорошо знал, хотя виделись в последний раз они почти полвека назад.

Старик Сатэ поклонился сначала изображению Каома, потом Первому-в-храме и шести его теням-Настоятелям.

– Приветствую тебя, Бин, Первый-в-храме, и вас, Старшие!

Повинуясь жесту Верховного один из слуг-учеников принес циновку и несколько подушек.

– Садись, Сатэ! И не зови нас Старшими, ведь ты равен нам, хранитель.

Сатэ присел.

– Разве пыль в придорожной канаве равна солнечному свету? Вы – слуги Каома, Старшие в монастыре, а я – одинокий старик, забытый всеми.

Чувствовалось, что подобные речи были всего лишь ритуалом.

– Недобрые вести принес тебе Сатэ, Первый-в-храме.

Выразительный взгляд – слуги покинули таут Верховного, осталась лишь семерка старших, да путники. Двое Настоятелей стали у выхода.

– Я слушаю тебя, Сатэ-хранитель.

Странник неотрывно глядел Бину в глаза.

– Весна начинается, Первый-в-храме. Скоро равноденствие, не мне напоминать, что наступит год Тигра. Это будет год Тигра-воина.

– Я помню, Сатэ. Посланники Южного монастыря скоро выступят, ведомые братом нашим, Настоятелем Тао. Обряд будет исполнен.

Тигр приходил каждый двенадцатый год; однако Тигр-охотник ничего не менял в жизни монастырей. Раз в двадцать четыре года приходил Тигр-воин и тогда весной либо Северный монастырь Каома, либо Южный (по очереди) отправляли друг другу посланников. Отбирались два молодых монаха, по одному от каждого монастыря, родившихся в год предыдущего Тигра-воина. Они уходили сразу после Турнира. Куда – знали немногие. Семеро Настоятелей каждого монастыря да десяток избранных. Возвращались монахи обычно летом; посланники-гости тотчас отбывали в свою обитель и все повторялось спустя двадцать четыре года. И еще одно: молодые монахи-избранники, вернувшиеся в монастыри, впоследствии почти всегда становились Первыми-в-храме. Сорок восемь лет назад, когда Бину исполнилось всего двадцать четыре и был он молод и горяч, отправился он в путь вместе с Тао-южанином…

Бин вспомнил и едва заметно вздохнул. На лице его ничего не отразилось – ведь он давно уже не юноша-избранник, а Верховный Настоятель Северного монастыря Каома, Первый-в-храме.

– Клан Орла посягнул на одно из двенадцати Святых Мест. В горах было землетрясение и ход в тайник обнажился.

Бин нахмурил брови, не перебивая.

– Волею случая это оказалось именно двенадцатое Место. Око Каома едва не попало в руки Орлам.

Тени-Наставники зароптали. Такого не случалось со времени основания монастырей. Око всегда находилось в одном из двенадцати Мест, надежно укрытых от мирских глаз. В год Тигра-воина его переносили. Из первого Места во второе, в следующий раз – из второго в третье, и так далее. Око кочевало по кругу из века в век; монахи двух монастырей всегда находили силы его защитить.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии существует большое количество икон разных видов. Есть среди них и привычные, редкие и даже довольно таки необычные образы. Именно к таким ликам относят и «Всевидящее Око». Это божественное изображение дает людям представление о христианском мироздании через символическое представление.

Основной особенностью иконы Всевидящего Ока Божьего является отсутствие особых установленных молитв и акафистов, чаяний, с которыми верующие могут обращаться к тому или иному образу. Ведь это и не удивительно, Бог – всемогущий. И именно по этому важно то, чтобы молитва исходила от самого сердца.

Впервые этот божественный образ появился на Владимирских землях. Написан он был местными мастерами. Это простая, но очень красивая композиция. Отличительная черта ее – большое количество символов, которые образуют гармоничную композицию.

Что означает Всевидящее Око?

В нынешнее время на смену устоявшимся ценностям постоянно приходят все новые и новые идеалы. Именно по этому этот священный лик начинает обретать глубокое и особенное толкование.

  1. Значение иконы Всевидящего Ока заключается в трактовании символов христианского лада, которые помогают людям не сбиться с пути и стремиться к свету и добру на протяжении многих веков.
  2. По своему иконографическому типу этот лик относят к наиболее сложным. Она состоит из многих мелких символов, которые несут свой глубокий и особый смысл, а вместе они дают нам полную картину основной идеи нашего бытия.
  3. В центре находится образ Христа Спасителя, который снисходит благословением на страждущих. Этот образ находится в кругу, от которого исходят лучи, символизируя благодатный свет, который исходит от Христа на мир.
  4. Далее идет второй круг, который больше в диаметре. В нем находятся человеческие лица. Все это характеризует отношения мира людей и высшей сферы. Идея этого изображения выражается в таких словах: «Величит душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасе моем».
  5. Внутри третьего круга изображена Богородица. Она простирает свои руки вверх для сердечной молитвы. Ее значение – заступничество человеческих душ. На этом круге красуется такая надпись: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим».
  6. Заключительный четвертый круг считается самым главным. Главным его элементом является образ Господа Бога, который благославляет все человечество. Он изображен на фоне чистого звездного неба – Царствие Небесное, в которое попадут лишь те, кто праведно пройдет свой земной путь. Он окружен серафимами.

Этот лик помогает понять суть христианского мироздания – Иисус Христос является центром правды и света, Заступница человеческого рода – Богородица, а Господь Бог – творец всех начал.

В чем помогает икона Всевидящее Око

Все знают, что Господь Всемогущий. Обращаться к нему с молитвой можно при любой горести и нужде. Это может быть духовное просветление, помощь в любых начинаниях, счастье, здоровье, улаживание конфликтов и вражды, благословление на совершение важных дел. Основным в данном деле – молитва, которая исходит от чистого сердца.

Поскольку для этого образа не были установлены специальные акафисты и молитвы, используют традиционные молитвы к Господу Богу, Богородице и Спасителю. Вот некоторые из них.

Молитва Богородице

«Пресвятая Владичеце моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смереннаго(ой) и окаянного(ой) раба(ы) Твоего(ей), унынее, забвение,неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окояннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего;погаси пламень страстей моих, яко нищ(а) есмь и окаянен(нна). И избави мя от многих и лютых воспоминаний и преприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь».

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

От чего защищает икона Всевидящее Око

Часто этот образ используют в ритуалах белой магии, так как она несет в себе очень большую силу. Этот лик не особо популярный и не все храмы имеют его в своих коллекциях.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

От чего оберегает:

  • Оберегает от негативного влияния;
  • Она помогает раскрыть скрытые способности человека;
  • Творит чудеса она и с людьми, которые имеют проблемы со зрением, оберегает от слепоты.

Но относиться к ней надо с определенной осторожностью.

Где вешать икону Всевидящее Око?

Этот лик можно вешать в доме там, где он будет Вами виден. Именно тогда он будет оказывать свой эффект – присутствие Господа Бога и его обознаность о всем.

Почитатели этого божественного изображения утверждают, что если долго смотреть на него, то возникает эффект купола, который меняет сознание и открывает духовный мир.

Если смотреть на образ при ровном освещении и со спокойным умом, то со временем возникает ощущение вращения сфер.Такое влияние этот образ имеет также благодаря согласованности всех элементов.

Главным в вере всегда было, есть и будет – чистая и идущая от сердца молитва. Необходимо помнить и о том, что необходимо не только просить, но и благодарить!

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы увидите самые различные вариации изображения иконы «Всевидящее Око»:

Икона Богородицы «Недремлющее Око»

В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.

Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

LiveInternetLiveInternet

Икона имеет символическое значение; а слова:» Аз сплю, а сердце мое бдит», — из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: «Недреманное око». По гречески иконография называется иначе «Анапесон» или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий… Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? …моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы — мое примечание) одеяние свое.» (Быт.;9,10-11). Символически лев — царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва — сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови — смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. «Кто поднимет его?» — никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы «Христос Анапесон» или «Недреманое око» символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. «Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит», — то есть никогда не прекращается.
Происхождение иконографии.
Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались «Анапесон», а именно «возлежащий», само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: «Ты Еси приносяй и Ты приносимый», — Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография «Анапесон» знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, — «…уснув яко лев», — относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.
Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.
Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: » Аз сплю, но сердце Мое бдит.» (Песнь песней: 5, 2 ) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому — «воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих». Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название «Недреманое Око».

Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.
Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.

Серия сообщений «Теория образа(православной иконы)»:
Часть 1 — Вотивные иконы. Св. Иоанн Предтеча Господень Киккский музей. Кипр 12 век.
Часть 2 — Прот. Николай Чернышев. Очень важная статья!
Часть 3 — «Христос Анапесон» или «Недреманное око»
Часть 4 — Средневековый сюрриализм, его истоки на западе.
Часть 5 — Пьета и иконография страстей.
Часть 6 — Иконография образа: Христос в темнице; Спас полуношный; Се, Жених («Царь Иудейский»; Ecce Homo — «Се, человек»; Virum Dolorum -» Муж скорбей»)
Часть 7 — Аарон или Мелхиседек.

Всевидящее око (икона)

Основная статья: Всевидящее око

«Всевидящее око Божие» — символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе.

С конца XVIII — первой половины XIX века изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие».

Икона

Данная икона является символико-аллегорической композицией на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Идея иконы восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18).

В основе композиции таких икон лежит повторяющийся мотив круга. В центральном, круге изображается Иисус Христос в иконографическом образе Спас Эммануил с благословляющим жестом. Из этого круга по диагонали исходят 4 луча. На их вершинах находятся 4 маленьких круга, внутри которых находятся аллегорические символы евангелистов (см. тетраморф) либо, реже, — изображения самих евангелистов.

В сегментах следующего круга помещены фрагменты человеческого лица — глаза, нос и губы («уста»). Над ним по центральной оси изображена Богоматерь с воздетыми руками (Оранта).

Следующий круг зелёный либо красный, может изображать небо (иногда звездное). За ним — темно-синий либо красный, в нём по бокам и снизу изображаются серафимы либо ангелы со свитками. Над ним по центральной оси изображается усеченный внизу круг, в котором изображено «Небо небес», в нём написаны серафимы, окружающие Бога Отца (Саваоф) с жестом благословения. От него исходит Святой Дух, спускающийся в виде голубя на голову Богоматери. На иконе встречаются следующие надписи:

  • Вокруг красного лика: «угль Исаия проявляяй, солнце из Девическия утробы возсия вотме заблудшим благоразумным».
  • Вокруг зелёного кольца: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя» (Лк. 1: 46-48).
  • Вокруг синего кольца: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их соми херувим славя бога. Небо дает славу богу» (Пс. 49: 6).
  • Вокруг Саваофа внешнее кольцо с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнен небо и земля славы твоея»
  • На внутреннем кольце из Рождественской стихиры: «Слава в Вышних Богу, на земли мир» (Рождественская стихира).
  • Роспись церкви Св.Димитрия, Битола (Македония)

Некоторые современные священнослужители не одобряют использование таких икон. Митрополит Иларион (Алфеев) считает, что подобные иконы «не канонические, не соотносятся ни с одним церковным текстом и перед ними не следует молиться».

Примечания

  1. 1 2 3 Ж. Г. Белик. О. Е. Савченко. Иконы России: Всевидящее Око Божие. Иконы России. Дата обращения 6 декабря 2017.
  2. ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ. Благословение. Дата обращения 6 декабря 2017.
  3. Является ли канонической иконой образ «Всевидящее око»?. Церковь и мир (1 ноября 2014). Дата обращения 6 декабря 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *