Зачатьевский монастырь Москва

Содержание

В эту древнюю православную обитель приезжали супруги и бездетные женщины, которые просили Божью Матерь о чуде зачатия. Царь Федор Иоаннович тоже не раз посещал эту обитель со своей женой Ириной Годуновой, которая не могла иметь детей. Это чудесное место, в котором по молитвам и Божией благодати можно было получить помощь в рождении ребенка, издревле было известно как Зачатьевский монастырь.

История Зачатьевского монастыря

История этой древней монашеской обители берет начало в XIV веке. Тогда здесь, вблизи Москвы-реки, недалеко от Кремля была сооружена церковь, освященная в честь Зачатия святой Анны – матери Богородицы. При нем же была основана монастырская обитель, названная Зачатьевской.

В ту пору в Москве были частые пожары, а так как все строения обители были сооружены из дерева, то однажды сгорела и она. Впоследствии на этом месте по велению московского князя Василия была выстроена новая церквушка с престолом, освященным в честь Зачатия св. Анны. При этой церкви образовался монастырь, названный Алексеевским. Однако в середине XVI веке в Москве произошел большой московский пожар, в результате которого этот монастырь тоже сгорел.

История Зачатьевского монастыря берет начало в XIV веке

И вот по велению царя на месте сгоревшего монастыря в конце XVI века на Остоженке, так называлось это место, возвели архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов. Один был освящен в честь Рождества Богородицы, а второй в честь Зачатия святой праведной Анны. Вскоре после этого у царственных супругов родилась дочь.

На протяжении последующих двух веков монастырь укреплялся и разрастался. Его насельницами были даже царевны – сестры Алексея Михайловича, второго русского царя в династии Романовых.

Очередной раз монастырь был разрушен во время Первой отечественной войны. По окончании войны он был в короткие сроки восстановлен.

При наступлении безбожных времен судьба обители резко изменилась. Сначала оттуда были изгнаны насельницы, а сама обитель закрыта. Чудотворный образ Богородицы «Милостивая», который пребывал в монастыре, спасли, перенеся его в один из московских храмов. Но часть насельниц остались, и они продолжали совершать богослужения. Скоро монастырский собор и колокольня были взорваны, а другие храмы и монастырские постройки были разрушены.

С распадом СССР было начато восстановление обители. Текущие работы по реставрации продолжаются и по сей день. Ныне Зачатьевский женский монастырь обладает статусом ставропигиального, т. е. имеющего прямое церковное подчинение патриарху или синоду.

Видео «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь»

В этом видеосюжете описаны история и архитектура святой обители.

Святыни обители

Этот старинный монастырь является хранилищем нескольких святынь. Каждый православный может поклониться им и попросить помощи. Наиболее почитаемая святыня монастыря – это икона Приснодевы Марии «Милостивая». Кроме нее в монастыре имеются и другие святыни. Это ковчеги с мощами Святых новомучеников и св. Лазаря. Также в числе святынь имеются частички Креста Господня, Гроба Господня, а также частица мощей св. Пантелеймона. К числу святынь монастыря относятся и захоронения монахинь – основательниц обители.

Пояс Пресвятой БогородицыКовчежец с точными копиями трех частиц Честных Даров волхвов«Апостольский» мощевик

Иконы

В Соборе Рождества Богородицы пребывает старинный чудотворный образ Приснодевы Марии «Милостивая». У этого святого образа произошло множество чудес исцелений. Православные молятся этой иконе в трудных жизненных обстоятельствах, при депрессии, просят о наступлении зачатия.

Храмы

Главным считается собор Рождества Богородицы. Его сооружение относится к началу XIX века. Архитектурный стиль этого собора называется неоготическим. После сооружения собор несколько раз разрушался. Сейчас на его месте стоит новый величественный собор, заложенный в 2005 году и освященный в 2010 году. В самом конце XVII века на деньги Римского-Корсакова, одного из вельмож императора Петра I, был воздвигнут Надвратный храм. Уже во время советской власти храм был внесен в список памятников русской архитектуры.

В монастыре также имеется небольшая церковь, выстроенная в византийском стиле и освященная в честь Сошествия Святого Духа. Чуть позже в святой обители была построена Трапезная палата. Там же расположились и несколько мастерских для занятий рукоделием.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре

Информация для посетителей

Доехать до монастыря можно на метрополитене до станции «Кропоткинская». Адрес, по которому расположен монастырь: 2-й Зачатьевский переулок 2, Москва. Выйдя из метро, следуйте указателям с надписью «улица Остоженка». Затем нужно идти по Остоженке, сам монастырь уже виден с этой улицы.

Расписание богослужений

Службы осуществляются всю неделю и посетить их могут все желающие.

  • с понедельника по субботу – утренняя литургия в 7:00;
  • в праздничные дни, а также по воскресеньям служатся две литургии – в 6:30 и в 8:30;
  • с воскресенья по пятницу – вечерня в 17:00;
  • субботняя вечерня в 16:00;
  • по воскресеньям происходит чтение акафиста св. Иоакиму и св. Анне о даровании чад.

В монастырских лавках можно приобрести разнообразные изделия ручной работы, выполненные монахинями в монастырских мастерских.

Богослужения в храме проводятся ежедневно

Первое, что поражает человека, когда он попадает в эту обитель, расположенную в самом центре Москвы, это тишина. Игумения Иулиания говорит: «Молитва здесь – и человеческая, и ангельская – настолько «громкая», что словно огнем попаляет все звуки суетного мира вокруг».

Стены этого старинного монастыря, расположенного в самом центре столицы, хранят в себе древний дух православия. Каждый верующий может поклониться святыням, хранящимся в этой обители, и попросить у них помощи в трудной жизненной ситуации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LiveInternetLiveInternet

Алефтина_Рыжкова все записи автора

Святыня Зачатьевской обители.

Дни празднования: 25 ноября /12 ноября по ст.стилю, 8 января /26 декабря по ст. стилю

В Зачатьевском женском монастыре в Москве издавна находился список иконы Божией Матери «Милостивая». Первое упоминание об иконе встречается в монастырской описи XVIII века. До закрытия монастыря в 1925 году образ Царицы Небесной находился в соборном храме обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В описи, составленной при последней настоятельнице игумений Марии, эта икона именуется одной из особо почитаемых святынь Зачатьевской обители. Указано, что по средам перед чудотворным образом Божией Матери «Милостивая» совершалось молебное пение с акафистом. С 1918 года началась конфискация церковных ценностей. С целью защиты святынь и богоугодных заведений монастыря игумения Мария основывает братство во имя Царицы Небесной, в честь Ея иконы «Милостивая», под покровительством Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона. При закрытии монастыря матушка Мария собрала всех сестер на последний молебен перед чтимым образом Царицы Небесной «Милостивая». После молитвы матушка игумения обратилась к своим сестрам с прощальным словом, сказав, что она больше не может управлять обителью и всех вручает Матери Божией — Небесной Игумений. В подтверждение своих слов, в знак передачи игуменской власти, матушка Мария поставила свой жезл к иконе. Дорогую серебряную ризу оставили в монастыре, сам же чудотворный образ Пречистой Владычицы вместе с игуменским жезлом и другими святынями перенесли в соседний храм Пророка Илии, что в Обыденском переулке. С тех пор Ильинский храм стал прибежищем для священнослужителей, монахинь и прихожан разоренного монастыря и хранителем его святынь. Уцелевшие от репрессий монахини нашли пристанище в подвалах окрестных домов и проходили послушания при храме, свято оберегая монастырские реликвии, сохраняя традиции Зачатьевской обители. Праздник иконы Божией Матери «Милостивая», которую сестры почитали как свою Игумению, отмечаемый 25 ноября (н. ст.), стал особо чтимым праздником Ильинского храма. В послевоенные годы правый придел, где стоял чудотворный образ Владычицы, в этот день бывал переполнен монахинями. По монастырской традиции служилось торжественное всенощное бдение с пением акафиста. После Божественной Литургии одна из монахинь устраивала у себя трапезу, на которую приглашались священнослужители Обыденного храма и все Зачатьевские сестры. Это был единственный день в году, когда у образа Небесной Игумений встречались все монашествующие закрытой обители. Храмовая икона Усердием прихожан храма св. Пророка Божия Илии в 50-е годы икону оправили в серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями. Шли годы, одна за другой монастырские сестры стали отходить в путь всея земли. 23 ноября 1984 года почила о Господе последняя насельница монастыря схимонахиня Нина. Ее отпевали в храме пророка Илии 25 ноября, в праздник дорогого для обители образа Божией Матери, еще раз явившей Свой милостивый промысел о насельницах Зачатьевского монастыря. С 1951 года духовником Зачатьевских сирот стал один из священнослужителей храма Илии Обыденного — протоиерей Александр Егоров ( ум. 5.03. 2000 г.). После кончины схимонахини Нины отец Александр передал монастырские иконы и фотографии, хранившиеся у старицы, своей духовной дочери Марии Каледа. Тогда, в 1984 году, ни батюшка, ни молодая девушка не могли себе представить, что монастырь будет возрожден, и Мария станет его настоятельницей. В 90-е годы начали восстанавливаться разрушенные храмы, открываться монастыри. Приход храма Пророка Илии счел своим духовным долгом возрожение Зачатьевской обители. С этой целью при храме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1991 году было создано Сестринство во имя «Милостивой» иконы Божией Матери. Каждый четверг сестры стали собираться в Обыденном храме у чудотворной иконы Небесной Игумений и петь акафист, прося Матерь Божию возродить монашескую жизнь в порушенной обители. Осенью 1992 года первые насельницы вошли в обитель, а с 22 декабря, со дня престольного праздника, стали жить в монастыре. В 1993 году Сестринству передали надвратный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя, и с Лазаревой субботы в нем после многолетнего запустения вновь стала совершаться Божественная служба

Возвращение Небесной Игумении.

Настало время монастырским святыням постепенно возвращаться в родные стены обители. Прихожанам Обыденного храма, полюбившим образ Божией Матери «Милостивая», было очень тяжело с ним расставаться, и тогда, по благословению протоиерея Александра Егорова, был написан список. В отличие от чудотворного образа, на новонаписанной иконе Богородица была изображена с игуменским жезлом. Список предназначался для Обыденного храма, а сам чудотворный образ должны были передать в открывшуюся обитель. Однако к тому времени не получили на это благословения священноначалия, и поэтому в Зачатьевский монастырь передали список. Сестры были опечалены, но о. Александр утешил: «Не скорбите, икона должна напитаться монастырским духом, а потом поменяемся». Через две недели новонаписанный образ замироточил.

5 мая 1995 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, решением Священного Синода был вновь утвержден Зачатьевский женский монастырь. 25 ноября 1999 года после долгих ожиданий в обитель вернулся монастырский чудотворный образ Божией Матери «Милостивая». В 1984 году, когда в Ильинском храме 25 ноября отпевали последнюю насельницу обители — схимонахиню Нину, всем казалось, что история Зачатьевской обители закончилась. Возвращение же монастырской святыни спустя 15 лет, и именно в этот день, свидетельствовало о продолжающейся незримой духовной жизни обители.

Никогда еще Зачатьевская обитель не видела такого торжества. Накануне вечером, 24 ноября, в храме Пророка Илии Обыденном, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, было совершено торжественное всенощное бдение перед монастырской святыней. Богослужение возглавил высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, ему сослужили преосвященный Алексий, епископ Орехово-Зуевский, преосвященный Кирилл, епископ Богородицкий и сонм духовенства. Вместе с народом владыки пели акафист Царице Небесной. Ильинский храм, многие годы с любовью хранивший образ, прощался со святыней.

После службы владыка Арсений сказал проникновенное слово, в котором поблагодарил собравшихся за горячую молитву, а духовенство и прихожан Ильинского храма — за любовь, внимание и заботу о монастырских святынях и попросил в будущем не оставлять и поддерживать юную Зачатьевскую обитель, получившую второе рождение в стенах этого святого храма.

На следующее утро сестры монастыря с благоговением перенесли в Ильинский храм мироточивый список, находившийся в обители. Собралось более ста священнослужителей города Москвы. После Божественной Литургии под колокольный звон начался величественный крестный ход. Шествие возглавляли четыре архиерея: высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, преосвященный Алексий, епископ Орехово-Зуевский, преосвященный Кирилл, епископ Богородицкий, и преосвященный Иннокентий, епископ Корсунский. Впереди шли монастырские сестры с хоругвями и цветами, за ними шествовали диаконы, священники и, в окружении архиереев, Сама Матерь Божия. А перед образом Царицы Небесной келейницы матушки настоятельницы торжественно несли украшенный цветами жезл последней игумений монастыря.

По пути крестного хода было перекрыто движение автотранспорта, и улица Остоженка, словно река, наполнилась духовенством и народом, славящими едиными усты и единым сердцем Царицу Небесную. День был морозный, но радость праздника, казалось, согревала и сам воздух. Воистину встреча образа Пресвятой Владычицы была подобна встрече древней «Милостивой-Киккской» иконы при вступлении ее на остров Кипр — и природа, и люди с ликованием приветствовали свою Госпожу, воздавая Ей честь и хвалу. В Зачатьевской обители все было готово к встрече образа Царицы Небесной. За день до праздника — 23 ноября, в 21 час 20 мин., после многолетних прошений началась ликвидация бензоколонки, с 1938 года стоявшей напротив Святых врат. К утру 25 ноября был засыпан котлован и заасфальтирована площадь перед монастырем. Вновь, как в старые добрые времена, открылся с Остоженки прекрасный вид на монастырь.

Пока в Обыденном храме строился крестный ход, в обитель прибыл Первосвятитель Церкви Русской Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарх вместе с настоятельницей Зачатьевского монастыря во Святых вратах встречал чудотворную икону Божией Матери.

Глубокое сердечное чувство оставил крестный ход, подходивший к обители. В Святых вратах шествие приостановилось. Московское духовенство прошло мимо своего правящего Архиерея, воздавая ему подобающую честь, а Святейший благоговейно встретил икону Царицы Небесной, приложившись к ней. Далее, уже во главе со Святейшим, крестный ход продолжил свой путь по обители мимо места погребения основательниц монастыря, преподобных Иулиании и Евпраксии, к Зачатьевскому храму. У крыльца храма крестный ход вновь приостановился. Первосвятитель Церкви Русской под пение «Пресвятая Богородице, спаси нас!» трижды осенил народ образом Божией Матери «Милостивая». После этого икона заняла свое место в Зачатьевском храме в старинном монастырском киоте, накануне привезенном из Ильинского храма. Началась Божественная Литургия. Святейшему сослужили четыре архиерея, девять священников и шесть диаконов. Во время малого входа настоятельница обители монахиня Иулиания (Каледа) была возведена Святейшим Патриархом в сан игумений. Монастырские сестры с матушкой игуменией и весь молящийся в храме народ благодарили и прославляли Господа и Матерь Его, умоляя не оставлять их Своей небесной милостью. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился со словом к матушке игумений, священнослужителям, насельницам обители и всем, кто пришел в этот день в храм на молитву. Святейший Патриарх пожелал, чтобы возвращенная в этот день святыня укрепляла всех в несении жизненного креста. Первосвятитель Русской Церкви отметил, что праздник иконы Божией Матери «Милостивая» — «велие торжество и для Зачатьевской обители, и для всего нашего первопрестольного града».

В связи с возрождением обители, ради восстановления исторической справедливости, Святейший Патриарх вручил матушке Иулиании старинный игуменский жезл, некогда оставленный последней игуменией у образа Матери Божией, как символ того, что ей в этот день вручается попечение о сестрах обители, совершающих здесь свой монашеский подвиг, и выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами.

Как когда-то сироты разоренной обители, так и ныне в своих скорбях и нуждах сестры прибегают к помощи Небесной Заступницы.

Икону Божией Матери «Милостивая» в последнее время в народе стали называть «Услышательница», потому что ушко у Богоматери на образе приоткрыто. Царица Небесная слышит все моления и воздыхания, возносимые к Ней, и являет непременно Свою милость и материнскую любовь.

Матерь Божия исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Многие люди, приходя в обитель, свидетельствуют о благодатной помощи, полученной ими от Пресвятой Богородицы через Ее образ «Милостивая».

Так, одна раба Божия, у которой тяжело заболела старушка-мать, придя в храм, излила свою сердечную нужду Матери Божией, сказав Ей всего три слова перед образом «Милостивой», и случилось чудо! Через пять дней больную выписали, тогда как из двух ее соседок по палате с таким же заболеванием одна скончалась, а другая получила серьезные осложнения.

Одному из уже немолодых супругов, после внезапных приступов сильной головной боли из-за спазмов сосудов Матерь Божия во сне повелела прийти в Зачатьевский монастырь. Боли с тех пор не повторялись, а когда супруги вместе пришли в монастырь, то узнали в образе «Милостивой» ту икону, у которой они венчались много лет назад в храме Пророка Илии Обыденном, а совершавший Таинство священник, оказалось, служит ныне в монастыре.

Раба Божия N, овдовев, в течение 11 лет одна воспитывала двух дочерей и порой тяжко скорбела. Придя однажды в Зачатьевскую обитель на богослужение, она увидела икону Царицы Небесной «Милостивая», и в сердце ее зажглась вера и окрепла надежда в благополучном исходе ее житейских невзгод. Вскоре дочь, о которой так переживала N, с помощью Царицы Небесной, пославшей людей и устроившей обстоятельства, поступила в университет к великой радости матери, обретшей в Пресвятой Богородице верную Ходатаицу и Помощницу. Другой рабе Божией NN, желавшей переехать из Туркмении в Москву, Матерь Божия также явила Свою милость. Ночью комнату гостиницы осветило дивное сияние, исходившее от иконы Богоматери «Милостивая», которую NN приобрела в обители. Необычайное явление глубоко поразило скорбящую и побудило с горячей молитвой обратиться к Небесной Владычице с просьбой устроить жизнь ее семьи, которой грозило остаться без крова и средств к существованию. Вскоре чудесным образом разрешились сложные жилищные проблемы и, несмотря на финансовые затруднения, NN с домочадцами удалось благополучно переехать в Москву, о чем она не перестает благодарить Милостивую Богородицу, постоянно посещая Зачатьевскую обитель.

Как в древности, так и в наши дни в Зачатьевскую обитель к предстательству ее небесных покровителей — Матери Божией, святых и праведных Иоакима и Анны, преподобных Иулиании и Евпраксии прибегают жены, лишенные чадородия, с сокрушенной, усердной молитвой о даровании детей, об устроении семейного благополучия и многие обретают разрешение от неплодства. Однажды в Зачатьевском храме в конце Литургии некая раба Божия во всеуслышание благодарила Царицу Небесную, даровавшую ребенка ее сорокалетней дочери, более 20 лет состоявшей в супружестве и не имевшей детей, безуспешно лечившейся у множества врачей, которые единодушно поставили ей диагноз «бесплодие».

Некогда по Божественному вдохновению появилась икона Божией Матери «Милостивая», написанная неизвестным мастером, один из древнейших образов Небесной Владычицы. Промыслом Божиим очутилась она в древнем Зачатьевском монастыре и непреложно свидетельствует о том, что Матерь Божия Утешительница и Целительница, Покровительница и Наставница сестер обители и всех, притекающих к ней с верой и упованием на заступничество и помощь в многотрудной жизни земной.

В наше сложное время умножения беззакония и оскудения любви Матерь Божия не оставляет искренно ищущих пути спасения, в Своих чудотворных образах даруя бесценную возможность — прикоснуться Божественной благодати, исцеляющей, восставляющей, преображающей, восполняющей пораженную грехом человеческую душу.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой «Милостивая»

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ставропигиальный монастырь или приход — что это значит

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

  • Монастыри
  • Ставропигиальные монастыри
  • Адреса
  • Вывод

Монастыри

Монастырь – это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий». Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль. Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

Монастыри делятся на несколько типов:

  1. Аббатство – это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра – крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье – удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь – поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит – уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов – фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов – сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа – Симонова обитель в Москве – подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники. В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей – они подчинялись Патриарху. В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус – управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Адреса

Сегодня на территории России 33 обителей, среди которых 15 мужских и 18 женских монастырей. В Москве расположены следующие ставропигиальные мужские монастыри:

  1. Андреевский: основан в середине XVII века, хотя по преданию, возникновение обители произошло в XIII веке;
  2. Высоко-Петровский: датой основания считается 1315 год. Это одна из самых старых обителей России;
  3. Данилов ставропигиальный мужской монастырь: появился в середине XVI века на месте обители, основанной в XIII веке младшим сыном Александра Невского;
  4. Донской: основан в конце XVI века. На его территории расположено Старое Донское кладбище – единственное в Москве, пережившее советское время практически без потерь;
  5. Заиконоспасский: основан в XV веке. Известен тем, что на основе его просветительской школы появилась Славяно-греко-латинская академия;
  6. Новоспасский: был основан в 1490 году князем Иваном III. С тех пор ставропигиальный мужской монастырь был тесно связан с семьей Романовых;
  7. Сретенский: появился в XIV веке и до революции имел статус заштатного.

К женским ставропигиальным московским монастырям относятся:

  1. Алексеевский: датой основания является 1837 год. На сегодня монастырь сохранился частично;
  2. Богородице-Рождественский: был основан в XIV веке. Статус ставропигиального получил в наши дни;
  3. Зачатьевский: впервые появился в 1360 году, но был уничтожен пожаром и восстановлен в 1584 году;
  4. Иоанно-Предтеченский: был построен в XV веке;
  5. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия: была основана княгиней-вдовицей Елизаветой Федоровной Романовой в 1909 году. Монахини получали медицинскую и психологическую помощь, слушали лекции врачей и получали профессию. Также они могли уйти через какое-то время в мир и завести семью;
  6. Покровский: датой постройки является 1635 год царем Михаилом Романовым. Сегодня в нем находятся мощи блаженной Матроны Московской;
  7. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь: построена в 1826 году, московской женской обителью она стала с 2012 года, когда Троицкий административный округ вошел в состав Москвы.

Также ставропигиальные монастыри расположены в Санкт-Петербурге, Московской области, Калужской, Владимирской, Рязанской и Новгородской.

Вывод

Ставопигиальные монастыри – это обители, которые напрямую подчиняются Патриарху Московскому. Это высший статус среди всех соборов, лавр, обителей и духовных школ.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История Зачатьевского женского монастыря берет свое начало еще с седой древности. Говорят о том, что построен он был в 1360 году митрополитом Московским Алексием. Первоначально это была деревянная церковь под названием Зачатие православной Анны. Также при ней был основан и монастырь. Через 2 столетия здания были уничтожены пожаром и он был перемещен ближе к Кремлю.

На месте прежней обители осталась небольшая община, которая со временем опять стала общиной. Вскоре там был построен храм Зачатия православной Анны с приделом и трапезный храм. Польское нашествие не обошло его стороной и принесло не мало бед, но со временем его опять возродили.

В Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре есть несколько святынь, на которые, то и дело, приезжает посмотреть большое количество паломников. Так например:

  • лик Зачатия прав. Анны;
  • икона «Милостивая»;
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевнике;
  • частицы Крови Христовой на кресте-распятии, древа Креста и Гроба Господня;
  • святой образ Георгия Победоносца;
  • места погребения основательниц игумении Иулиании и монахини Евпраксии;
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона.

Как уже было отмечено, эта обитель имеет несколько чудотворных икон. Наиболее известна – икона Богоматери «Милостивая». Она несет в себе богатую историю, которая славится многими исцелениями и помощью нуждающимся. В период смуты она несла на себе важную миссию – была символом покровы Пречистой над изгнанными из обители насельницах, а также то, что монастырь будет возобновлен.

Многие обращаются к ней с просьбами:

  • об исцелении от депрессии;
  • о миновании голода;
  • об остановлении кровотечении;
  • о даровании долгожданных детей.

Часто можно услышать вопрос кому помог забеременеть обряд прошения перед иконой? Ответы есть разные, но большинство из них положительные. Многие связывают это со снисходительностью Богородицы.

Каждый желающий может приклонится к мощам Зачатьевского монастыря. Так как обитель занимает большую территорию, то на ней находится несколько храмов:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа (надвратный);
  • Святилище Сошествия Святого Духа;
  • Часовня Святого Алексия, митрополита Московского;
  • Храм Зачатия святой православной Анны в трапезном корпусе.

Пояс Богородицы

Это еще одна особенная реликвия этого святого места. Зачастую к ней обращаются за:

  • исцелением от различных внутренних болезней;
  • дарованием детей.

Эта святыня была освящена у Пояса Пресвятой Богородицы, который лежит в Ватопедском монастыре на горе Афон. Многие говорят о том, что искренняя молитва у него помогает забеременеть даже тем парам, которые слышали негативный ответ от многих врачей.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Как добраться и расписание

Обитель работает ежедневно с 07.00 утра до 20.00 вечера. На территории проводятся экскурсии для групп по предварительной записи, продается свежая выпечка. Доступ до главных святынь монастыря открыт на протяжении всего дня.

Расписание богослужений следующее:

  • Литургия в 8.00 ежедневно. Перед ней служат молебен с акафистом.
  • В праздники и воскресенья – 8.30.
  • Вечерние службы в 17.00.
  • Субботние – 16.00.
  • Если нет великих и двунадесятных праздников в четверг вечером служат Параклис перед иконой Богоматери «Милостивая».
  • Вечером в воскресенье попеременно читают акафист Иоакиму и Анне или Нерукотворному Образу Спасителя и Святому Духу.

Где находится

Эта община расположена недалеко от самого центра Москвы. Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский, 2. Телефон: (495) 695-1694, 695-1692, 695-1691, 695-1690.

Чтобы попасть в Зачатьевский монастырь в Москве Вам необходимо сойти на станции метро «Кропоткинская» (то красная ветка). В город выйдете и следуйте надписям «улицы Остоженка, Пречистенка, Гоголевский бульвар». Далее Вам необходимо найти улицу Остоженка. Ориентиром ее начала будет «Дом с перевернутой на крыше рюмкой». Идете к этому дому.

Далее переходите на левый тротуар и проходите прямо около 330 метров. Перед Вами будет 1-й Зачатьевский переулок. И уже через 100 м Вы увидите обитель Божию.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Зачатьевский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Зачатьевский монастырь (значения).

Монастырь
Зачатьевский монастырь

Новый монастырский собор

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771520293530006
771410293530026 (ЕГРОКН)
Страна Россия
Местоположение Москва
Зачатьевский 2-й пер., 2,
Конфессия православие
Епархия ставропигиальный монастырь
Основатель Алексий (Бяконт) (1360-е), Фёдор Иоаннович (1584)
Первое упоминание 1360 год
Дата основания 1584 год
Дата упразднения 1927 год
Настоятель игумения Иулиания (Каледа)
Статус Охраняется государством
Состояние Возобновлён в 1995
Медиафайлы на Викискладе

Зача́тьевский монасты́рь — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженкой и рекой Москвой (является географическим центром понятия «Золотая миля»).

Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная из сохранившихся в советское время, — архитектурный памятник конца XVII — начала XVIII века.

История

Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия Святой Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Алексеевский монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, на месте, где сейчас стоит храм Христа Спасителя (см. Алексеевский монастырь); в XIX веке он переместился на Верхнюю Красносельскую улицу (см. Ново-Алексеевский монастырь).

На пожарище осталась небольшая община, в 1584 году вновь ставшая монастырём при поддержке Фёдора Иоанновича. Между 1584 годом и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия Святой Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.

Парадные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного были выстроены в 1696 году на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. Его род издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом; вплоть до закрытия в 1924 году она была не монастырской, а приходской. Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, выстроена в 1724 году специально для Римских-Корсаковых.

В 1766 году была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (разобрана в 1887 году в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора).

В 1804 году древний собор Зачатия Святой Анны был сломан, и на его месте в 1805—1807 годах выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия Святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону Казакову, документально не установлено. В 1812 году при нашествии Наполеона монахини оставались в монастыре, служба не прекращалась.

Монастырь в 1882 году с псевдоготическим собором

В 1844—1850 годах внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия Святого Духа под византийским куполом по проекту Михаила Быковского. В 1912 году по заказу монастыря архитектором Леонидом Стеженским на Никитском бульваре был построен доходный дом. В 1922 году монастырь был разграблен, но продолжал действовать; 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю службу патриарх Тихон, умерший девятью днями позже. В 1927 году монастырь был осквернён и закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Собор Рождества Богородицы и другие внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости. Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована в 1960-е годы.

Современность

После возобновления обители в 1991 году и возвращения монастырского статуса в 1995 году внутри монастыря был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа (2001—2005). Фундаменты старого собора Зачатия Святой Анны расчищены от позднейших построек и обследованы по заказу мэрии Москвы. Группой археологов Института археологии РАН под руководством Леонида Беляева были обнаружены кладки древних храмов, «улица» с подвалами деревянных келий, фрагменты каменной трапезной XVI века, свыше тысячи захоронений XIV—XVI веков. Среди ценных находок этой экспедиции — чёрный керамический рукомойник в форме барашка (конец XV — начало XVI века), старые монеты с арабской вязью, первые найденные в Москве фрагменты одноцветного китайского фарфора (селадона).

Московская патриархия отказалась от постройки собора Рождества Богородицы в готических формах 1805—1807 годов. Проект, впервые выдвинутый архитектором Ильёй Уткиным, предполагает консервацию фундаментов старого собора и старого кладбища и возведения над ними плиты — саркофага. На этой плите предполагается поставить пятиглавый собор в традиционном «узорочье» по образцам XVII века. Новый собор по проекту Уткина был бы выше, чем казаковский. 30 ноября 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков в целом одобрил аналогичный проект «Моспроекта-2», выполненный в псевдорусском стиле Андреем Оболенским, но потребовал уменьшить его высоту.

31 марта 2008 года мэр Москвы распорядился о восстановлении собора Рождества Богородицы к 2010 году. Финансирование взял на себя предприниматель Дмитрий Рыболовлев. 25 ноября 2010 года восстановленный собор освятил патриарх Кирилл, наградив благотворителя орденом Серафима Саровского I степени.

25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского монастыря, патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители и Божественную литургию в новоосвящённом храме. Среди уникальных особенностей собора: центральное пятикуполье, вызывающее аллюзии с Архангельским собором Московского Кремля (1508) и Смоленским собором Новодевичьего монастыря (1525), пол из камня, специально привезённого со Святой земли, музей и костница в подклете, звонница в псковско-новгородском стиле с действующими курантами, золочёная фигурка архангела под главным паникадилом, отсылающая к древнерусской мистерии — «пещному действу». В настоящий момент монастырь насчитывает пять храмов, включая пещерный храм Успения.

Святыни

В монастыре особо чтим список Киккской иконы Божией Матери «Милостивая», появившийся в XVII веке и ставший его главной святыней. После разорения и осквернения обители в 1920-х годах чудотворный список был передан в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, «Милостивая» вернулась на своё прежнее место. 25 ноября в перенесении иконы участвовали четыре архиерея, более ста священников и диаконов, сестры монастыря и множество мирян-богомольцев. Встречали святой образ, возвращавшийся домой, патриарх Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа).

Архитектура

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Здание 1696 года постройки является самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского.

Внешняя реставрация проводилась в 1960 годах, тогда же на куполе восстановлена керамическая поливная черепица. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники).

Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница, использующая била.

Церковь Сошествия Святого Духа

Церковь Сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект был заказан М. Д. Быковскому.

В 1849 году начались строительные работы. Здание состояло из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом — трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной — деревянный. В 1850 году храм был освящен Филаретом.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

В надземной части расположены пятиглавый главный храм с крестово-купольной системой сводов, включающий главный алтарь и два боковых придела; малый храм, построенный на месте разрушенной церкви XVIII века; трапезная с двумя приделами. В подземном уровне, в подклете, законсервированы фрагменты стен снесённых монастырских храмов, а также около полутора сотен белокаменных надгробий XIV—XVI веков над захоронениями Болотниковых, Воронцовых, Головкиных, Кощеевых, Усольцевых, Братцевых и других семейств.

Пятикуполье собора составило органичный ансамбль с надвратной церковью Спаса Нерукотворного. Майолика нового собора отсылает к эстетике васнецовского особняка Цветкова и малютинского дома Перцовой, находящихся неподалеку. Главный вход выполнен в традиции «красных крылец», украшен шатриком, венецианским фонарём и резьбой по камню. Крылатые львы в устоях подсвечников цитируют образы Псалтири и Храма Соломона, а также соотносятся с аналогичными фигурками в основании «тощих свечей» (1649 г.) из кремлёвской церкви Ризположения. Среди икон Собора выделяются исторические иконы, находившиеся в Зачатьевском монастыре до революции (образ Милостивой Божией Матери — главная святыня обители, образ святых Иоакима и Анны).

Общая площадь храма — 3,8 тыс. м2; высота собора до верха креста составляет 48 м.

Палаты Киреевского

В 2014 году Зачатьевский монастырь приступил к реставрации фасадов палат Киреевского на Остоженке (вне монастырских стен), в результате памятник архитектуры XVII века был незаконно снесён, на месте полностью разрушенного трёхэтажного строения началось новое строительство. Архитектором проекта выступает Александр Рыжов, ранее уничтоживший под видом реконструкции Шталмейстерский дом в Малом Знаменском переулке.

Окрестная топонимика города

Келейный корпус и ограда монастыря. Вид со стороны Молочного переулка

Монастырь находится в пешеходной доступности от станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». По его имени называются прилегающие переулки — 1-й, 2-й и 3-й Зачатьевские. Вход во время служб — через врата церкви Спаса Нерукотворного (угол 2-го и 3-го Зачатьевских переулков).

Примечания

  1. 1 2 3 По данным patriarchia.ru
  2. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город — М.: Искусство, 1989. — С. 52—53.
  3. 1 2 3 Мак И. Между ризницей и криптой // Московское наследие : журнал. — 2012. — № 18. — С. 36—37.
  4. От реставрации к поиску нового стиля // Независимая газета. — 05.04.2006.
  5. Проект собора. architektor.ru
  6. Градостроительный совет 30.11.2006. Фото проекта.
  7. В центре Москвы построят собор Рождества Пресвятой Богородицы. NEWSru.com, 31.03.2008.
  8. «История этого места и этого собора — это история нашего Отечества».
  9. Икона Богородицы «Милостивая». Азбука веры. Дата обращения 25 ноября 2019.
  10. Ставицкая Н. «Милостивая». «Услышательница». «Божия Матерь с ушком». Снова в родной обители. Монастырский вестник. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской православной церкви (25.11.2019). Дата обращения 27 ноября 2019.
  11. «Здание церкви должно быть красивым, но при этом простым». Беседа с архитектором Андреем Анисимовым
  12. В Москве завершено строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы (недоступная ссылка — история ). Мосгосстройинадзор (30 октября 2012). Дата обращения 30 октября 2012.
  13. 1 2 «Реставрация по-московски»: у Зачатьевского монастыря под видом противоаварийных работ снесли палаты XVII века // «Новости недвижимости», 14 июля 2014

Литература

  • Зачатейские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Первый на Москве: Зачатьевский женский монастырь (К 650-летию основания Зачатьевского женского монастыря) / Фотосъёмка В. Ходакова, Г. Фёдорова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во Зачатьевского женского монастыря, 2010. — 96 с. — 5 000 экз. — ISBN не указан. (обл.)

Ссылки

  • Зачатьевский монастырь и его церкви на temples.ru
  • Зачатьевский монастырь на sobory.ru
  • Московские храмы во имя зачатия св. Анны pravoslavie.ru (недоступная ссылка). Архивировано 4 мая 2008 года.
  • Официальный сайт Зачатьевского монастыря zachatevmon.ru

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

>Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится

История монастыря

Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю.

Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году.

Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них —

  • лик зачатия прав. Анны,
  • икона «Милостивая»,
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона,
  • святой образ Георгия Победоносца,
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике,
  • частицы Крови Христовой на Кресте,
  • места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство.

Храмы, часовни, подворья, скиты

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница.

Церковь сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Фото: http://zachatevmon.ru

>Зачатьевский монастырь: как добраться

Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский

>Расписание богослужений

  • Расписание богослужений в монастыре
  • Расписание богослужений на подворье
  • Расписание молебнов

Паломнику

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Зачатьевский женский монастырь в Москве

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь — действующий православный монастырь в Москве, основанный в 14 в. Находится в Центральном административном округе Москвы, между станциями метро Кропоткинская и Парк культуры (район Хамовники).

На территории Зачатьевского монастыря расположено несколько храмов, сестринский корпус и трапезная. Он посвящен зачатию Пресвятой Богородицы Праведной Анной. Считается местом, помогающим забеременеть бесплодным супругам.

Доступен для посещения паломников и туристов с экскурсионной целью. Святыни находятся в открытом доступе, проводятся службы по расписанию.

История

Монастырь имеет непростую судьбу, строения на его территории неоднократно разрушались вследствие пожаров и политических событий, а затем возводились вновь.

Монастырь на этом месте был основан Митрополитом Московским Алексием в 1360 г., и он стал первой женской обителью в столице. Родные сестры митрополита — Иулиания и Евпраксия стали первыми монахинями монастыря. В 1514 году на его территории был построен храм Зачатия святой праведной Анны. Но в середине 16 в. он был практически разрушен из-за набегов татар и пожаров.

В 1696г. была построена надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная уцелевшая из построек монастыря в советское время.

В 19 в. на территории был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы в готическом стиле с приделом Зачатия Святой Анны. В приделе была основана церковь-усыпальница с гробницей преподобных Иулиании и Евпраксии.

Но и ему не суждено было сохраниться — в 1934 г. храм был взорван, а на его месте возведена обычная школа.

И только в начале 21 века началось серьезное восстановление построек монастыря. С 2002 по 2005 годы велись работы по разбору советских зданий и археологические раскопки, а в 2010 г. был открыт и освящен вновь построенный Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В настоящее время, кроме главного храма, в монастырский комплекс входят Храм зачатия святой праведной Анны, Храм Сошествия Святого Духа и Надвратный Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Главные святыни монастыря

1. Милостивая икона Божией матери.

Главная чудотворная святыня Зачатьевского монастыря. Ее народное название — «Услышательница», потому что на иконе ушко у Богоматери приоткрыто. Она слышит все молитвы и просьбы, обращенные к ней.

Находится в Храме Рождества Богородицы. Ей молятся о выздоровлении, о даровании детей, об обретении семьи (замужестве), мире в семье, получении работы и т.д.

В советское время образ Богоматери был перенесен в храм Пророка Илии в Обыденском переулке, и лишь 25 ноября 1999 года был возвращен в Зачатьевский монастырь.

2. Пояс Пресвятой Богородицы.

Особая реликвия, созданная руками сестер Зачатьевского монастыря и освященная на святой горе Афон. Пояс хранится в резном ковчеге в Соборе Рождества Богородицы, доступен для прикладывания. Этой святыне молятся о даровании детей и исцелении от болезней.

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь – святыни, история возраждения, полезная информация для прихожан

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь основан в 14 веке (1360 г.). Это действующий московский православный ансамбль центрального административного округа Москвы. Он расположен в районе Хамовники и включает в себя несколько святынь, а также трапезную и сестринский корпус. Обитель посвящена Богородицы Праведной Анны.

Святое место нередко посещают женщины, у которых не получается стать матерью. Паломники и туристы приезжают сюда с целью экскурсии. Службы проводятся по расписанию, доступ является открытым для всех. Святыня поражает своими размерами. Она отстраивалась за свою историю пять раз. Внутри нее царит особенная торжественная атмосфера.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

С тем как добраться до Зачатьевского монастыря не возникнет каких-либо трудностей. Обитель расположилась в районе Хамовники в городе Москва. Для того чтобы доехать, удобно пользоваться метро. Самые ближайшие станции — Кропоткинская и Парк культуры. Кроме того, до остановки «Зачатьевский монастырь» ходит автобус. Не предусмотрена автомобильная стоянка возле монастырского комплекса.

Коротко об истории

История обители является непростой. Дело в том, что строения подвергались неоднократным разрушениям. Их поджигали, громили, оскверняли во время политических сложностей. Комплекс основан Митрополитом Московским Алексием. Первые монахинями являлись родные сестра священнослужителя. Позднее на этом месте появился храм Зачатия святой праведной Анны. Но его, к сожалению, разрушили к середине 16 века. Он не смог справиться с татарскими нападками и постоянными пожарами.

В 1696 году возвели надвратную церковь Спаса Нерукотворного. Это единственное здание, которое не смоли разрушить во время революционных атак. В 19 столетии на данной земле появился еще один храм. Он был выполнен в готическом стиле. Его главным украшением выступал предел Зачатия Святой Анны. Но объекту тоже не суждено было сохраниться. Его взорвали в 1934 году. На участке было решено построить школу.

В начале 21 столетия местные власти взялись серьезно за восстановление построек. На первом этапе советские возведения демонтировались, проводились археологические исследования. Собор Рождества Пресвятой Богородицы построили заново. Освещение состоялось в 2005 году.

Святыни монастыря

Обитель посещают туристы и верующие со всех регионов России. Это обусловлено большой ее значимостью, наличием несколько святынь. Здесь находится милостивая икона Божией матери. В народе ее называют «Услышательница». Такое необычное название появилось потому, что одно ушко у образа является немного приоткрытым. Так она слышит все обращения от народа. Расположена обитель в Храме Рождества Богородицы. К ней приходят для того чтобы помолиться о выздоровлении или попросить у Бога ребенка, счастье и любовь в дом. Также она помогает многим людям в получении работы.

Во время советских восстаний образ транспортировали в церковь Пророка Илии. Там она находилась длительное время. Обратно в монастырский комплекс святой лик привезли в 1999 году.

Другой святыней, хранящейся здесь, является пояс Пресвятой Богородицы. Данная реликвия имеет особый статус, так как над ней работали сестра Зачатьевского монастыря. Хранение святыни осуществляется в специальном ковчеге. К нему можно приклониться в любое, удобное время. Сюда приходят помолиться те, кто мечтают стать родителями, вылечиться от различных заболеваний.

Образ «Зачатия святой праведной Анны» — почитаемая святыня комплекса. Как известно, Иоаким и Анна являлись родителями Святой Девы Марии. Девочка была рождена спустя 50 лет их бесплодия. К данным святым также можно всегда прийти приклониться.

Также здесь хранится еще несколько икон, на которых изображены Святые Богоотцы. Самую популярную вы сможете рассмотреть, внимательно изучив стены Надвратного храма. Она находится немного правее от главного входа. Она помогает при разладе в семье и бесплодии.

Гробница преподобных Иулиании и Евпраксии Московских также являются почитаемыми объектами. Основательницы Иулиания и Евпраксия десять лет назад стали являться причисленными к лику святых. Сегодня в обители имеется икона и гробница с данными образами. Тут проводится освещение личных вещей болеющих людей.

Икона святого преподобного Стилиана Пафлагонского помогает при бесплодии и в трудностях воспитания детей. Это узнаваемый в народе образ. В руках старец держит младенцев. Увидеть святыню можно, если посетить главный храм.

Другими почитаемыми образами монастыря являются — крест-распятие с элементами Крови Христовой, икона «Помощница в родах», ковчег с частицами мощей Лазаря Четверодневного и другие. Паломнический тур ежегодно совершают тысячи туристов. Верующие преодолевают большие расстояния для того чтобы поклониться святым ликам. Здесь также функционирует подземный церковно-исторический музей. Он хранит в себе разнообразные элементы церковных построек 16-19 веков, предметы утвари и быта.

Полезная информация для верующих

Посещение монастыря возможно каждый день. Он работает с семи часов и закрывается в двадцать часов. В это время заканчивается вечерняя служба. Во время праздников режим работы может быть изменен. Приобрести всю необходимую церковную утварь можно в монастырской лавке. Здесь продаются свечи, книги, иконы и многое другое. Функционирует художественная лавка. Она принимает заказы на рукописные иконы. Перекусить можно в трапезной. Свежая выпечка и напитки всегда имеются в продаже.

Требы можно заказать, прейдя в часовню. Также можно воспользоваться официальным сайтом. Паломнические группы принимаются по предварительной записи. Запрещается в храме осуществлять фото и видео съемку. Заранее уточняйте расписание богослужений и молебен.

Гостиницы рядом

Если вы приезжаете в столицу на несколько дней, то рекомендуется позаботится о бронировании. Подойдут хостел «Тихий час», мини-отель «Остоженка», гостиницы «Кебур Палас», «Багратион», «Sleepathomehotel». Все объекты находятся вблизи монастырского комплекса.

Чудеса, которые происходят в монастыре, известны по всему миру. Молитвы, преклонения к иконам, вера к Богу помогают избавиться от бесплодия, вернуть счастье в дом. Святые мощи обладают целебной силой и избавляют от различных недугов. Монастырь удивляет своими чудесами и в настоящее время. Исцеление объясняется сильной верой в помощь Бога, силу икон. Обитель в настоящее время является мерилом православной веры. Обитель вернулась к христианам спустя несколько лет. Она проводит регулярно службы во благо людям. Каждый верующий человек может стать участником богослужений. Вопреки всем трудностям люди приходят сюда для того чтобы помолиться.

Также при монастыре функционирует богадельня. Здесь находят приют престарелые и больные люди. Функционируют библиотека, литературное издательство, швейная мастерская, пекарня. Православная литература доступна к продаже оптом и в розницу.

Надвратный храм Нерукотворного Образа Спасителя

Если вы будете проходить по древней улице Москвы, то перед вами откроется восхитительный вид на монастырь. Здесь с середины 14 века функционирует родник с живительной водой. Нарядный надвратный храм сразу попадается в поле зрения. Он, словно страж, охраняет владения от бурь и невзгод. Святыню построили в конце 17 столетия. Это старейшее здание территории. С ним связано много таинственных событий, мистических историй, загадочных явлений. Строительство осуществлялось неизвестными русскими мастерами. Объект комбинирует в себе древнейшие русские обычаи и нотки запада. С 20-х годов XVIII века храм стал менять свой облик. Возле ограды возвели новую лестницу и высокое кольцо. Многократные ремонты и реставрации также вносили изменения в облик. Лестницу устанавливали в другое место, пристроили гульбище. До середины 18 века на стенах красовалась древнерусская живопись. Она не сохранилась по причине пожаров. Роспись была проведена заново.

Внутреннее убранство полностью соответствует архитектурному замыслу. Наибольшего внимания заслуживает красивый иконостас с тремя ярусами. Он имеет позолоченную резьбу, выполненную в виде виноградной лазы.

На протяжении 80 лет храм имел тесную связь с жизнью семьи Римских-Корсаковых. Они приглашали сюда различных священнослужителей для совершения богослужений. За должным порядком следил дьячок. Он длительное время жил при храме. Церковь была приходской. Он использовалась для крестин, отпевания. Согласно историческим данным, здесь были крещены дети великого русского певца Ф.И. Шаляпина. С 1775 года церковь стала неотъемлемой частью монастыря. Здесь состоялось крещение детей всем известного в России певца Федора Шаляпина. Он длительное время проживал на территории слободы.

Церковь длительное время переходила из одних рук в другие. Верующие и городские власти часто вели споры по поводу принадлежности общины. Самое тяжелое время дл монастыря 1930-1956 гг. В этот период были украдены кресты, разорена просфорня. В 1957 году начались активные реставрационные работы. Руководил процессом архитектор И.И. Казакевич. Огонек молитвы появился в 1992 году. Святейший Патриарх Алексий II впервые приехал сюда в 1993 году.

Иконостас

Божественная литургия ежегодно проводится архиерейским чином. В 2008 году Надвратная церковь отметила 15-летие освещения. В 2013 году монастырь отпраздновал 20-летие. В честь этой даты установили новый иконостас. Разработка святыни проводилась на основе использования архивных материалов. Она выполнена в стиле барокко, но украшена сдержано. Задумка была полностью воплощена. Получился красивый, элегантный иконостас красно-бордового цвета с включением позолоты. Подбор иконы проводился с учетом особого Божьего Промысла. Применялись старинные образы, которые хранились в монастыре. Некоторые лики создавались специально в монастырской иконописной мастерской.

В 2013 году произошло еще одно знаменательное событие. В процессе гидроизоляционных мероприятий обнаружили плиту Михаила Андреевича Римского-Корсакова. Реликвия лежала рядом с постаментом. Она практически не повредилась. Надвратный храм нравится всем. Он божественно красив. Уютные своды, мощеные улицы, цветники, купола создают гармоничную, праздничную атмосферу. Многие утверждают, что на территории господствует необъяснимая, умиротворенная радость. В престольный праздник 16-29 августа проводится торжественное богослужение.

История храма продолжается и по настоящее время. Она словно чудесная книга наполняется необычными деяниями. Многие страницы, которые когда-то были утеряны, снова обновляются. Время создает новые события.

Возле входа находиться памятник Святителю Алексию, Митрополиту Московскому. Возле него есть небольшая памятная доска. Монумент играет важную роль в духовно и политической жизни. Святитель Алексей взял на воспитание князя Дмитрий Донского. Именно он является основателем монастыря. Памятник является творением рук Андрея Станиславовича Забалуева. Священнослужитель изображен просто, на нем митрополичье одеяние. Если вглядеться в одеяние, то можно рассмотреть такие узоры, как ткань, жемчуг, дробницы. Образ выглядит спокойно, одухотворенно. В левой руке священнослужитель держит макет собора, который возвели впоследствии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *