Житие антония Великого

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому Антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

>Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В конце пятого века появилось собрание изречений Антония Великого, отражающих монашеское совершенство. До наших дней дошло 20 речей о добродетели, 7 посланий монастырям и Правила жизни и увещания.

Антоний Великий

Антоний родом был из Египта, родился в знатной и богатой семье поблизости Гелиополя. Родители были православными людьми и воспитывали его на заповедях Христа. Когда он подрос, его решили обучить грамоте. Но он пожелал остаться дома. Антоний был послушным и неизбалованным ребенком, мало общался с ровесниками, посещал с семьей храм, слушал проповеди.

Когда умерли родители, стал заботиться о хозяйстве и сестре. Как свидетельствуют источники, ему уже было восемнадцать лет. Однажды Антоний шел в церковь. По дороге он размышлял об апостолах и верующих, которые продали все богатство и смиренно следовали за Иисусом. Когда он зашел в церковь, то услышал слова о нестяжании. Это значит, что кто хочет стать совершенным, должен продать все и следовать за Спасителем.

Антоний близко к сердцу принял слова. Он продал несколько гектаров земли и раздал жителям и нищим деньги, часть отдал сестре. При следующем посещении церкви он услышал слова о промысле. Снова раздал оставшееся имущество бедным, сестру отдал на содержание монахиням и остался в молитвах и одиночестве. Подробно можно читать о житие Антония Великого, написанным Афанасием великим.

Подвижничество

Антоний удалился от мира постепенно. Сначала он находился у старца и слушал опыт других отшельников. Затем решил уйти и поселится в пещере. Святой Антоний ушел в безлюдное место, остановился в военном укреплении, взяв полугодичный запах хлеба.

Много соблазнов испытал Антоний, его мучили:

  • жара,
  • голод,
  • жажда,
  • холод.

Но самой мучительной оказалась тоска по миру. Когда святой падал духом, приходили на помощь ангелы.

Двадцать лет Антоний пребывал в одиночестве, когда пришли друзья, чтобы жить рядом. Они долго стучали и даже решили выломать двери. Когда Антоний открыл, удивились, увидев его в нормальном состоянии. Небесное царство светилось в его глазах. Он вел себя спокойно и приветливо. Скоро он стал наставником для многих подвижников:

  • не давал никаких правил;
  • внушал преданность Господу;
  • отказ от всего мирского и неустанный труд.

Пустыня ожила, люди молились, трудились.

Но вновь многолюдство стало ему в тягость, он направился в пустыню возле берегов Красного моря. Антоний набрел на гору с источником воды и поселился там. Здесь в долине обработал участок земли и посеял зерно, чтобы обеспечить себя хлебом. Иногда посещал других подвижников. Верблюд помогал нести воду и хлеб в тяжелых пустынных условиях. Его сторонники снова открыли место пребывания и стали к нему приходить за советами и наставлениями. К нему обращались больные, он лечил их молитвами.

Семьдесят лет провел Антоний в пустыне. Он стал испытывать гордость за то, что самый старый отшельник. Однако ему было откровение, что живет неизвестный подвижник дольше его. Тогда он стал искать отшельника. Он ходил несколько дней, пока не нашел ручей и пещеру рядом. Антоний решил подойти к входу. Но при его приближении к двери, она защелкнулась.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Полдня просил Антоний открыть двери. Наконец вышел старец с сединой. Он представился Павлом Фивейским, который больше девяносто лет посвятил подвижничеству. Они долго беседовали, затем Павел сказал, что скоро умрет и уговорил его принести порфиру епископа Афанасия, который боролся против ереси.

Когда Антоний вернулся, Павел был мертв. Он омыл тело, завернул в порфиру. Тут появились два тигра, которые стали рыть когтями яму. В ней он предал земле подвижника.

Антоний почувствовал смерть заранее, он посетил отшельников и предупредил, что скоро уйдет из этого мира и дал последние наставления. Через время он заболел и скончался, когда ему было больше ста лет. За духовные подвиги его назвали Великим. День почитания христиане отмечают 30 января.

Антоний Великий основал подвижничество. Наставник нескольких отшельников называется авва. Скиты, объединенные под управлением одного аввы, назывались лаврой. Но позже сформировался другой вид жизни подвижников, которые группировались в общину, вместе кушали и трудились. Такое сообщество назвали монастырем, а авв – архимандритами.

В чем помогает молитва Антонию Великому

Молятся иконе преподобного Антония Великого в минуты печали и скорби, а также образ помогает:

  • укрепиться в вере;
  • бороться с соблазнами;
  • при болезнях;
  • защитить от сглаза, порчи, стихийных бедствий.

Останки святого были перенесены в Александрию. В седьмом столетии – в Константинополь, а с пятнадцатого века находятся в церкви святого Иулиана Франция.

В России храм преподобного Антония Великого расположен в городе Дзержинске, который входит в состав Нижегородской и Арзамасской епархии.

Акафист преподобному Антонию Великому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче Антоние, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, благодарения песнь о тебе Богу приносим. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Икос 1

Ангельское житие от юности возлюбивши, в заповедех Божиих ходити вожделел еси, преподобне отче, и сердцем пламенея ко Господу сил, ум на Божественная возвел еси, временная и земная во уметы вменяя. Темже, промышлению Божию о тебе дивящеся, с верою зовем ти:

Радуйся, благочестивых родителей сыне достойный.

Радуйся, во благочестии ими воспитанный.

Радуйся, от юности за Христом последовавый.

Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый.

Радуйся, вертограда Христова делателю усердный.

Радуйся, пустыножителей наставниче великий.

Радуйся, спасения всем желавый.

Радуйся, путь истиннаго монашества показавый.

Радуйся, светильниче, огнем Божественным возжженный.

Радуйся, каменю веры во Христа несокрушенный.

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 2

Видя враг рода человеческаго тебе, богоносне отче, на высоту духовную вознесшагося, восхоте погубити тя, но устыдися усердия и смирения твоего, ты бо непрестанно в посте и молитве подвизался еси, главу невидимаго змия сокрушая, Богу же со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше сердцем и умом, яко вся благая мира сего скоротечни и скоропреходящия суть, в пещере темней затворил еси себе, страсти умерщвляя и единому Господеви работая. Сего ради, похваляя равноангельное житие твое, вопием ти:

Радуйся, упование свое на Бога возложивый.

Радуйся, врага безумие посрамивый.

Радуйся, неустрашимый разрушителю козней диавольских.

Радуйся, чистотою и святынею Ангелом уподобивыйся.

Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый.

Радуйся, многия в Царствие Небесное управивый.

Радуйся, презренную гордость низлагаяй.

Радуйся, смиренномудрию научаяй.

Радуйся, свете, всех богомудрием просвещаяй.

Радуйся, лучезарная звездо, сиянием подвигов твоих всех озаряяй.

Радуйся, во славу Божию поживый.

Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепляше тя, Антоние преблаженне, ты бо в посте, молитве, неустанных трудех и бдениих пребывая и всякия вражия искушения побеждая, воспевал еси благодатию покрывавшему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и душу непорочну, блаженне отче, уразумел еси мира сего суету и непостоянство, и вечных благ вожделев, благ временных отреклся еси. Темже, ублажающе тя, вопием:

Радуйся, смирения благаго ревнителю.

Радуйся, мудрости духовныя искателю.

Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, всего себе Богу предавый.

Радуйся, Господу твоему незлобием уподобивыйся.

Радуйся, нищетою твоею богат бывый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, мирови светильниче пресветлый.

Радуйся, бесов страшный прогонителю.

Радуйся, прелести их потребителю.

Радуйся, паче мудрецов мира сего мудрейший.

Радуйся, подвижниче всеусерднейший.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 4

Бурю злых напастей утишая, в пустыню вселился еси, Антоние преблаженне, в нейже многоскорбный путь иноческаго жития прошел еси, вся козни вражеския попирая и прельщения его отсекая, укрепляющему тя Христу поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев ищущии правды Божия, ихже ты с любовию приемля, ко спасению руководствовал еси. Мы же, умиленною душею восхваляя тя, вопием сице:

Радуйся, пустынножителей правило и основание.

Радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, демонов всегубительное попрание.

Радуйся, пустынный жителю.

Радуйся, безмолвия рачителю.

Радуйся, на путь правый наставляяй.

Радуйся, Царствие Небесное возвещаяй.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 5

Боготечная звезда чину иноческому явился еси, преподобне отче Антоние, образ быв словом, житием, любовию, верою, чистотою, воспевая Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое, отче Антоние, многажды ополчашеся на тя: ты же смирением своим его побеждая, от пути спасительнаго не уклонился еси. Мы же, ведуще сие, поем ти:

Радуйся, вечныя жизни причастниче.

Радуйся, спасения великий наставниче.

Радуйся, житием твоим единому Богу послуживый.

Радуйся, иго Христово восприявый.

Радуйся, коварство лукавых демонов обличаяй.

Радуйся, на путь спасения наставляяй.

Радуйся, чистоты хранителю.

Радуйся, Троическаго света зрителю.

Радуйся, падших востание.

Радуйся, бесовския силы прогнание.

Радуйся, столпе веры утвержденный.

Радуйся, учителю совершенный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене», отрешил еси себе, отче Антоние, от богатств земных и, вселився в пустыню, житие постническое пожил еси, подвиги твоими сокровище себе на небеси стяжавая. Вразуми и нас, отче благосердый, к скорогибнущим вещем земным сердцем не прилеплятися, а паче о горних помышляти, вопия Господу сил: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко богосветлое светило, в пустыни Египетстей, отче Антоние, озаряя всех лучами добродетелей и чудес твоих. Мы же, поминая подвиги твоя, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, имже венчаются преподобнии.

Радуйся, имже спасаются человецы.

Радуйся, благодатное болящих посещение.

Радуйся, люте страждущих помощниче.

Радуйся, вражды разрушителю.

Радуйся, врагов истребителю.

Радуйся, верным мир и утверждение.

Радуйся, скорое от бед избавление.

Радуйся, злобы и коварства губителю.

Радуйся, отчаянных посетителю.

Радуйся, православным поборниче.

Радуйся, христианом помощниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 7

Хотяй достойне подвигом добрым подвизатися, вся временная во уметы вменил еси, и нищ и убог пребывая, в пустыню вселился еси, да с единым Богом беседуеши, непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго воистину наставника монахов яви тя Господь, отче Антоние: мнози бо познавше богоугодное и праведное житие твое, и высокую мудрость духовную уразумевше, послушаху словес твоих, яко словес великаго угодника Божия, емуже достоит пети таковая:

Радуйся, вере Авраама подражавый.

Радуйся, кротостию Давиду уподобивыйся.

Радуйся, ревность Илиину стяжавый.

Радуйся, стезями Крестителя последовавый.

Радуйся, воду в пустыни молитвою источивый.

Радуйся, разслабленныя от одра болезни воздвигнувый.

Радуйся, слепым прозрение даровавый.

Радуйся, многия болящия исцеливый.

Радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.

Радуйся, Христа Бога служителю усердный.

Радуйся, претихое скорбных утешение.

Радуйся, прелюбимое иноков похваление.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 8

Странное и пачеестественное житие преподобнаго Павла видев, блаженне Антоние, дивился еси высоте подвигов и доброделей его. Душу же его, Ангелы окружаему, на небеса восходящую узревши, Богу, дивному во святых Своих, возгласил еси: Аллилуиа.

Икос 8

Радостию велиею возрадовался еси, отче Антоние, видяще восхождение на небо души преподобнаго Аммония, егоже прозорливыма очима зрел еси. Сего ради со многим удивлением взываем ти сице:

Радуйся, очеса своя выну на небо возводивый.

Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый.

Радуйся, непрестанными молитвами сердце свое освятивый.

Радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый.

Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.

Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.

Радуйся, стужаемыя от злых духов свободителю.

Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.

Радуйся, в нуждах и бедах преславный заступниче.

Радуйся, в напастех и скорбех скорый защитниче.

Радуйся, яко нас, на земли сущих, не оставляеши.

Радуйся, яко о нас, грешных, мольбы Богу приносиши.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися высоте подвигов твоих, преподобне, яко в немощней человечестей плоти сый, по всему уподобился еси Ангелом и, силою Вышняго укрепляемь, во всяких добродетелех довольне изобиловал еси. Сего ради ангельским чинам причтен, поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению жития твоего, отче Антоние: кто бо исповесть вся пощения и бдения, болезни и труды твоя? Кто изочтет слезы и воздыхания твоя яже к Богу? Обаче мы, любовию к тебе подвизаеми, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, великий пустынножителю.

Радуйся, совершенства учителю.

Радуйся, истиннаго Бога служителю.

Радуйся, бесов из пустыни прогонителю.

Радуйся, громе, диавола поражаяй.

Радуйся, коварство его изобличаяй.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, Духа Святаго обиталище.

Радуйся, постников украшение.

Радуйся преподобных похвало.

Радуйся, монахов основание.

Радуйся, отцев славо.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 10

Спастися хотящим верный наставник был еси, преподобне, и ныне нам, грешным, спасения желающим, помози святыми твоими молитвами, да тобою вспомоществуеми, достигнем Царствия Небеснаго, идеже Ангели немолчно поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепкая и необоримая был еси своим учеником, сохраняя их от стреляний бесовских, и ныне нам буди стена и покров от всех козней диавольских вопиющих ти таковая:

Радуйся, ангеле земный.

Радуйся, человече небесный.

Радуйся, святыни чистое и честное жилище.

Радуйся, великих добродетелей вместилище.

Радуйся, благочестия ревнителю.

Радуйся, ересей обличителю.

Радуйся, любве Христовы исполнение.

Радуйся, иноков научение.

Радуйся, твердое верных прибежище.

Радуйся, крепкое падающих возведение.

Радуйся, укрепление немощных и разслабленных.

Радуйся, утешение унывающих и безнадежных.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 11

Пение умиленное, от любви и усердия в похвалу тебе от нас возносимое, приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостиво и в покаянии преуспети сподоби, да молитвами твоими выну поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго Света сущим на земли явился еси, преподобне Антоние, просвещаеши бо сердца верных подвиги твоими и чудесы, наставляя на путь добродетельного и богоугоднаго жития. Темже слышиши от всех таковая:

Радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, вождю благонадежный.

Радуйся, всего себе воле Божией предавый.

Радуйся, Господа Иисуса паче всего возлюбивый.

Радуйся, терпением скорбей многоразличных просиявый.

Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.

Радуйся, в терпении и злострадании житие твое проводивый.

Радуйся, пустынное озлобление мужески терпевый.

Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 12

Благодать данную Ти от Бога ведуще, благоговейно лобызаем святолепное изображение лика твоего, угодниче Божий, и молимся: не остави нас твоим молитвенным предстательством ко Христу Богу, Емуже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое житие, восхваляем мирную кончину твою, преподобне отче Антоние, и молим ти ся: буди нам во всем ко благу скорый помощник, зовущим ти таковая:

Радуйся, небесный жителю.

Радуйся, Троицы Единосущныя предстоятелю.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, святых собеседниче.

Радуйся, истинный угодниче Божий.

Радуйся, избранный слуго Господень.

Радуйся, теплый ходатаю о всех призывающих имя твое.

Радуйся, наставниче и упование почитающих тя.

Радуйся, благодатию Божиею насыщенный.

Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.

Радуйся, потоком слез спасительных орошенный.

Радуйся, одеждою нетления одеянный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 13

О преподобне отче наш Великий Антоние, вечно живый в невечернем дни Царствия Христова, умоли всех Владыку избавитися нам от бед, скорбей и вечнаго мучения, да во веки поем Ему во Царствии Его: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

>преподобный Антоний Великий

День памяти: 17(30) января

Детство и отрочество преподобного Антония

Преподобный Антоний Великий по происхождению был египтянином. Родился он в 251 году, в благородной, богатой семье, в селении Кома (близ Гелиополя).

Родители Антония были христианами, и он рос и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство Антония прошло в родительском доме. Когда же он достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, он предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.

В общем он был послушным ребёнком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Несмотря на завидный семейный бюджет, Антоний не был избалованным дитятей, не требовал изысканных яств и прочих излишеств, довольствовался тем, что давали, а давали, в педагогических целях, умеренно.

Призвание Божие

По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени он был достаточно взрослым человеком (по свидетельству древних источников ему было от 18 до 20 лет).

Через несколько месяцев после того, как он осиротел, с ним произошёл случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь. В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили врученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками.

Едва он вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя. Это были слова из Евангелия, обращённые к богатому юноше, которые произнёс Иисус Христос (Мф.19:21) и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов — нестяжания. Смысл этих возвышенных слов — кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем — Антоний воспринял так близко, как будто они были адресованы лично ему.

Выйдя из храма, он незамедлительно продал всё, что унаследовал от почивших родителей (а это был немало: одной только плодородной земли — десятки гектаров), часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.

В очередной раз войдя в храм Господень (вскоре после случившегося), Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл (Мф.6:34) и вновь отнёс их к себе. Он тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.

Отшельничество

Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени он покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, он возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.

Шаг за шагом обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, он пополнял его и за счёт наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям.

Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом. Так он зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.

Жители окрестностей, видя добродетельность Антония, относились к нему с уважением и любовью.

Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.

Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно он условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице святой испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным.

По некоторым подсчётам, преподобный Антоний подвизался в гробницах около 15 лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет.

Когда он ещё только искал, где устроить жилище, обнаружил ограждённое, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место было заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.

Антоний, заранее позаботившись о питании и имея с собой полугодовой запас хлеба (питался он до крайности скудно), укрылся внутри (воду для питья он добывал прямо там). В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год.

Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Иногда они проводили снаружи по нескольку дней. Если была на то воля Божья, Антоний беседовал с приходящими через небольшое оконце.

Как-то раз очередные посетители, сами того не ожидая, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие — демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.

Со временем к Антонию стало тянуться всё больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда Антоний вышел к собравшимся. К тому времени он провёл в добровольном заточении (в крепости) около 20 лет.

Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то были изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре; кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.

Около 308 года, при Максимиане, было развернуто очередное гонение на Церковь: потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.

Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть.

После мученической кончины епископа Петра Александрийского преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своем монастыре.

Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню.

В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окруженную равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.

Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, он, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.

Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.

Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.

Впрочем, время от времени он оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.

Постепенно к Антонию стало обращаться все больше и больше людей. Кого-то он исцелял, кого-то напутствовал.

Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя Константина Великого и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, представивших Антонию, что те цари помогают христианам, но могут соблазниться, если послания будут проигнорированы, Антоний отправил ответ.

О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной он посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир и дал им последнее напутствие. Те стали слёзно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но он отказался и вернулся на Внутреннюю гору.

Через несколько месяцев он заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нём (по причине глубокой старости) и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле. В 355 или 356 году (день памяти: 17 января) преподобный Антоний мирно отошёл ко Господу.

Борьба святого Антония с диавольскими кознями

Ещё в самом начале подвижнической жизни Антония ненавистник добра и завистник, диавол, зная о его успехах на пути в Царство Небесное и не желая с этим мириться, возвёл против него брань, стал создавать всевозможные претыкания, вить путы, раскидывать сети.

Поначалу он силился искушать преподобного, возбуждая воспоминания о богатстве; внушая мысли об оставленной сестре, об удобствах, изысканных яствах, немощи плоти и многотрудности монашеского поприща. Всем этим козням святой противопоставлял сердечную молитву, стойкость духа, искреннюю веру и твёрдую надежду на Бога, непреклонную любовь.

Не довольствуясь поражением, диавол принял женское обличье и явился Антонию ночью, но тот, вместо того, чтобы разжечься блудною страстью, воспламенился ревностью о Господе, привёл на ум мысль об адском огне и угасил жар сатанинского обольщения.

Диавол, видя, что не одолевает, но сам одолевается ревностным подвижником, призвал дружественных ему духов, явился к Антонию ночью и так жестоко избил его, что тот остался лежать на земле без признаков жизни. По свидетельству преподобного, эти побои были настолько болезненными, что не шли в сравнение с болью, причиняемой побоями от людей. Господь не оставил святого без помощи и утешения. Антоний был исцелён и продолжил славить Владыку новыми подвигами.

Раздосадованный сатана, разрываясь от злобы и ненависти, вновь приступил к подвижнику. На этот раз он задумал сломить волю святого, доведя его до состояния отчаянного ужаса. С этой целью среди ночи был произведён сотрясающий гром, от которого стены жилища Антония словно распались. В этот момент с разных сторон на подвижника ринулись демоны в образе диких, свирепых зверей. Всем своим видом звери демонстрировали, что готовы наброситься на Антония: лев сгруппировался для прыжка; волк обнажил оскал; змий извивался, готовясь к атаке; вол напрягся, чтобы бодать.

Уязвляемый незваными визитёрами, Антоний испытывал сильнейшую физическую боль, но без страха в душе. Наконец, он изобличил демонов, сказав им, что если бы они и действительно обладали могуществом, то достаточно было бы прийти одному; но так как их много, значит Бог отобрал у них силу. Потом, оградившись щитом веры, добавил, что если они в состоянии причинить ему то, чем пугают, — пусть нападают; если же у них такой власти нет, нечего и стараться. После этого мужественного заявления кровля как будто разверзлась и сквозь освободившееся пространство проник световой луч. Демоны стали невидимы, боль исчезла, жилище приобрело прежний вид. Антоний предался молитве, Бог ободрил его, а посрамленные духи рассеялись, словно дым.

В следующий раз диавол изощрился представить Антонию серебряное блюдо, имея в виду прельстить его через помысел сребролюбия. Но когда преподобный уразумел в этом мерзкий подвох и произнёс, что блюдо будет диаволу в погибель, — блюдо исчезло.

Однажды демоны посетили Антония в призраке света, стремясь убедить его в том, что они — от Бога. Но Антоний сомкнул свои очи и предался молитве, после чего свет исчез. В другой раз сатана, стремясь сломить дух Антония, назвался Богом и Промыслом Божьим. Однако и эта уловка осталась безрезультатной.

Случилось, что диавол наслал на святого стаю свирепых гиен. Но Антоний не дрогнул, а Господь не попустил Своим тварям наброситься на Антония, и они ушли откуда пришли.

Много и других козней строил ему враг; он же отражал их верой, упованием и молитвой.

«Св. Антоний молился в келье своей и услышал глас, говоривший ему: Антоний, ты еще не пришел в меру такого-то башмачника, в Александрии! Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника, и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в царствие Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать. Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру (Patr. lat. t. 73, р. 785).» Добротолюбие

Всегда Христом дышите и веруйте в Него – призывал умирающий Антоний своих учеников.

Духовное наследие

Антоний Великий не был церковным писателем в традиционном понимании этого слова. Несмотря на это до нас дошло множество его поучений, составленных теми или иными добролюбцами. Среди прочих пособий можно выделить: Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония, Слово о суете мира и воскресении мертвых, Послания братиям, обитающим повсюду, Устав отшельнической жизни, О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, Письма, Изречения св. Антония Великого и сказания о нем.

Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, // отцев начальниче, Антоние.

>Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва

Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва

Святой Антоний Великий: житие

Святой Антоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду,” отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Преподобный Антоний Великий: икона

Икона Святого преподобного Антония Великого

Икона Святого преподобного Антония Великого

Икона Святого преподобного Антония Великого

>Преподобный Антоний Великий: молитва

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Антония Великого

Иконы нужны для того, чтобы люди могли быть ближе к Богу, иметь дома частичку чего-то святого, светлого и прекрасного. Иконы дарят надежду, когда тяжело, и помогают оставаться людьми в трудных ситуациях.

Есть иконы, которые посвящены двунадесятым праздникам. Есть те, которые олицетворяют какое-то событие из Библии, из истории. Икона святого Антония Великого — это образ, посвященный человеку, ставшему олицетворением самой веры и силы человеческого духа, подкрепленного этой верой.

История иконы Антония Великого

Преподобный Антоний жил в 3-4 веках, то есть во времена постбиблейские. Это время гонений на христиан, самое сложное для верующих время. Он родился в благополучной семье, однако после смерти родителей отдал сестру в монастырь и раздал все нажитое беднякам.

Он стал отшельником, для него начался период жизни, когда проверялась на прочность вера и дух. Антоний сам себе установил строгий пост, которого придерживался очень долгое время. Сатана не раз являлся с попытками искусить его, однако Антоний держался. Недаром говорится, что самая сложная битва отшельников и монахов — это битва с дьяволом уже после принятия решения об отказе от всего материального. Дьяволу интереснее порабощать души тех, кто пытается стать ближе к Богу, поэтому он посылает таким людям больше искушений, чем другим.

Его жизненный путь привел его в пустыню, где он прожил в заброшенной хижине около 20 лет. Ему изредка приносили еду последователи, а воду он добывал каким-то неизвестным никому способом. Он жил в молчании и молитвах. Однако ему все же пришлось выйти из своего убежища, чтобы отправиться на помощь христианам, подвергшимся гонениям со стороны правителей. То было суровое время, когда людей казнили и бросали в тюрьмы за христианскую веру. Позднее он вновь возвращался к отшельническому образу жизни, прожив по некоторым оценкам около 100 лет. У него накопилось огромное количество учеников, последователей. Он обрел дар целительства, которым воспользовался в самых благих целях, оказав помощь огромному количеству людей.

Описание иконы святого Антония

Особое чудо — то, что Антоний Великий сохранил достаточно молодой внешний вид до глубокой старости. На иконах он изображается хоть и старцем, но не дряхлеющим. У него густая борода и сильный взгляд. На иконах он может изображаться практически в полный рост или по пояс, держащим в правой руке крест Господень, а в левой руке Святое Писание.

Где находится икона Антония Великого

Антониев монастырь в Египте до сих пор существует. Именно там находится самая известная икона этого святого. В России его иконы есть во многих храмах. Например, есть образ Антония Великого в Москве в Ясенево, в Ростове-на-Дону на южном фасаде Покровской церкви, в церкви Иоанна Предтечи в Москве и во многих других городах России.

В чем помогает образ

Перед иконой молятся о выздоровлении близких и о своем собственном. Этот образ чудотворен, поэтому исцеляет душевные недуги, физические травмы, облегчает страдания. Если вас что-то искушает, то эта икона поможет вам избавиться от этого. Например, если вы бросаете курить или употреблять спиртное, то образ святого Антония Великого поможет вам быстрее победить зависимость. Говорят, что пожилые люди, у которых дома есть такая икона, живут дольше и легче переносят болезни возрастные.

Молитва перед иконой Антония Великого

Пред этой иконой можно читать любые молитвы, но самой полезной будет молитва «Живые Помощи». 30 января — день памяти, посвященный Антонию Великому и данному образу. Можно прочитать еще и такую молитву:

«О пресвятой Антоний, что в пример нам ставится извечно, всем людям, зависимым от материальных благ. Помоги нам преодолеть искушения, беспорядок в душе и муки телесные пережить с достоинством. Помоги нам в молитвах жить и отказаться от всего, что стоит на пути просветления нашего. Моли Бога о нас и дай нам сил, чтоб начали мы сами молиться ему, Всевышнему нашему Творцу и Человеколюбцу, Троице Великой и всем святым. Аминь».

Прочитайте акафист святому Антонию, если вам нужна скорая помощь в поиске цели жизни, в помощи слабым и беззащитным.

Дата празднования

30 января не поленитесь отправиться в церковь, чтобы почтить помять одного из самых известных во всем мире и во всех конфессиях святого — Преподобного Антония Великого. Жизнь Антония стала образцом преданности и веры для всех нас. Будьте верны себе и своей семье, своим близким и Богу, которого прославлял всю свою жизнь этот простой человек, живший в бедности и абсолютном лишении.

Пусть всё встанет на свои места, когда вы принесете к себе домой этот образ. Не стремитесь к излишеству и умейте благодарить Небеса за то, что у вас уже есть. Читайте молитвы перед иконой, когда чувствуете, что что-то не так. Таким образом Господь напоминает нам о себе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Преподобный Антоний Великий — цветок пустыни

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобный Антоний Великий

Преподобный Антоний, первый цветок пустыни, родился около 251 года в небольшой деревушке Кома в долине реки Нил. Его родители были христианами, богатыми и благородными по происхождению, и воспитали сына в вере и страхе Божием. Они сами занимались его образованием, поскольку Антоний не участвовал в шумных играх сверстников, а к светским наукам испытывал лишь презрение. Из дома он выходил только для того, чтобы отправиться в церковь, где со вниманием слушал чтение священных книг и рассказы о подвигах святых.

Когда Антонию было около 20 лет, его родители умерли. Оставшись старшим в семье, он принял на себя ответственность за воспитание младшей сестры. Однажды он направлялся в храм, размышляя о безмятежной и лишенной всяких забот жизни апостолов и первых христиан, и тут до него донеслось чтение евангельских слов: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Убежденный, что эти слова были произнесены специально для него, он безотлагательно разделил все земли, которыми обладал, между соседями, продал всю мебель и вырученные деньги раздал нищим, оставив себе лишь малую часть, необходимую, чтобы вырастить сестру. В другой раз, услышав слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34), Антоний решил окончательно отречься от мира, раздал остатки имения, поручил заботу о сестре добродетельным людям и, покинув дом, отправился навстречу подвижнической жизни.

В то время еще не существовало организованных монастырей. Иногда можно было встретить человека, который вел отшельническую жизнь неподалеку от своей деревни, проводя дни в молитве и посте. Один из таких старцев подвизался рядом с деревней Антония, и тот решил подражать ему. Он также расположился в пустынном месте и, освободив разум от всякого житейского попечения и воспоминаний о прошлой жизни, занялся ручным трудом, отдавая выручку бедным, размышлял над священными книгами и прилагал все усилия к достижению непрестанной сердечной молитвы. Каждый раз, когда Антоний слышал о добродетелях какого-нибудь отшельника, он, подобно трудолюбивой пчеле, направлялся к такому человеку и наблюдал за его смирением, умерщвлением плоти, прилежанием в молитве и созерцательностью, а затем, вернувшись к себе в келью, пытался подражать этим добродетелям.

Однако диавол, завидующий всем добрым делам человеческим, не мог вынести такого пыла в столь молодом человеке и начал против него войну. Вначале он внушил Антонию воспоминания об имуществе, которое тот раздал, о сестре, которую бросил, и обо всех радостях прошлой жизни. Затем диавол преподнес подвижнику в ужасном виде сложности подвижнической жизни, его телесную слабость, долгую битву, которую придется выдерживать многие годы, и великое множество иных подобных мыслей.

Поскольку Антоний упорно сопротивлялся этой сатанинской осаде твердостью веры, терпением и непрестанной молитвой, лукавый предпринял атаку на другом фланге. Он стал влагать в ум отшельника нечистые помыслы и распалять его юношеские чувства множеством непристойных советов. Однако подвижник проявлял стойкость. Тогда ночью диавол принял вид женщины и стал склонять Антония ко греху бесстыдными жестами. Бодрствующий воин Христов оттолкнул от себя сатану воспоминанием адских наказаний. Измученный бес предстал тогда перед святым в образе безобразного мрачного ребенка и, назвавшись блудным духом, признал свое поражение. Видя такое довольно комичное явление, Антоний с презрением оттолкнул лукавого с пением псалма: «Господь мне Помощник: и аз воззрю на враги моя» (Пс. 117: 7). Антоний был по-настоящему убежден, что это не он одержал свою первую победу, а благодать Божия, пребывавшая в нем (ср.: 1 Кор. 15: 10).

Предупрежденный Священным Писанием о различных бесовских кознях, Антоний благоразумно не позволял себе расслабиться в обманчивой безопасности. Будучи все время бдительным, он трудился с еще большим усердием над освобождением от телесной зависимости, опасаясь, как бы, одержав победу в одном бою, не потерпеть поражения в другом. Отныне, подкрепляя решимость святой привычкой, подвижник мог уже без особого труда часто проводить целую ночь в молитве, вкушать лишь немного хлеба с солью, и то раз в два дня, отказываться от любых человеческих удовольствий. Он забывал, что прожил уже не один год в таких подвигах, но, «только… простираясь вперед» (Флп. 3: 13), воспринимал каждый новый день как начало своей подвижнической жизни, прилагая к себе слова пророка Илии: «Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою» (3 Цар. 18: 15).

Преподобный Антоний Великий. Церковь св. Никиты близ Скопье. XIV в.

Так подвижник постепенно перешел в наступление и выбрал себе в качестве уединенного пристанища одну из древних гробниц, высеченную язычниками. Не в силах перенести такой вызов, сатана ночью предпринял штурм вместе с полчищем бесов. Злые силы нанесли Антонию такое количество ударов, что тот остался лежать на земле, покрытый ранами. Когда его друг, приносивший пропитание, обнаружил святого в таком виде, полумертвого, он поспешно перенес его в деревенскую церковь. Однако, едва придя в себя, Антоний стал умолять друга отнести его обратно в склеп.

Не имея сил стоять на ногах, подвижник молился лежа и стойко не поддавался бесам. Тогда они во множестве пробрались в гробницу, приняв облик всевозможных диких зверей и гадов. Доблестный воин, осаждаемый со всех сторон, отталкивал тварей, громко крича: «Если бы вы обладали хоть какой-то властью, то и одного из вас хватило бы, чтобы одолеть меня. Но поскольку Господь отнял у вас силу, вы пытаетесь запугать меня количеством. Вы опустились до того, что приняли облик неразумных животных, – и это признак вашей слабости. Если у вас есть хоть какая-то власть надо мной – не медлите больше, нападайте! Если же у вас ничего этого нет и вы ничего не можете, тогда вам бесполезно действовать таким образом. Крестное знамение и вера – вот моя неприступная стена!» Бесам, бессильным что-либо сделать, оставалось лишь скрежетать зубами от ярости. В конце концов на помощь святому пришел Господь Иисус Христос. Крыша склепа словно разверзлась, и луч света, опустившийся на Антония, уврачевал его раны и обратил в бегство духов тьмы. Тогда Антоний спросил: «Где же Ты был, Господи? Почему Ты не остановил эту битву раньше?» На что Христос ему отвечал: «Я был здесь, рядом с тобой. Но Я хотел быть свидетелем твоей битвы. Поскольку ты сопротивлялся с таким мужеством, Я буду отныне навсегда твоим защитником и прославлю имя твое на земле».

Антоний, которому тогда (в 286 году) было 35 лет, после этих сражений почувствовал в себе еще больший прилив сил и пыла и решил в одиночестве уйти вглубь пустыни. Добравшись до восточного берега Нила, он нашел на горе заброшенную старую крепость и, выгнав живших там гадов, затворился в ней в полном одиночестве, запретив кому бы то ни было туда входить. В таком отшельничестве он провел 20 лет, и лишь раз в полгода друг приносил ему хлеба, который перебрасывал через стену.

Через некоторое время слух о подвижнике распространился, и множество людей стали приходить в это место. Они оставались снаружи стен и лишь слышали доносившийся изнутри громкий шум и голоса бесов, кричавших на того, кто так дерзновенно осмелился прийти и занять их жилище. Однажды в избытке рвения почитатели Антония взломали дверь и увидели подвижника, окруженного сиянием, словно выходящим из некоего таинственного святилища. Его телесный вид остался таким же, как и был 20 лет назад, несмотря на посты и борьбу с бесами, а душа приобрела такое состояние чистоты, какое было у Адама до грехопадения.

С этого времени Антоний согласился принимать учеников, число которых все возрастало. Около 306 года он основал два монастыря: один – на восток от Нила, в Писпире, а другой – на левом берегу, недалеко от Арсинои. Мир в сердце и непрестанно обращенный к Богу ум дали Антонию власть примирять врагов одним своим присутствием, делать окружающих милосердными и исцелять молитвой болезни.

Вдохновляемый Святым Духом, Антоний наставлял монахов в духовных науках. Он рекомендовал им никогда не сдаваться перед лицом испытаний и не терять первоначального рвения, но, напротив, увеличивать его с каждым днем, как если бы они только что начали подвизаться, а для этого учил размышлять над словами апостола: «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15: 31).

Он говорил так: «Постараемся не обладать ничем, кроме того, что мы заберем с собой в могилу: познаем милосердие, мягкость, справедливость и т.д. Добродетель, то есть Царство Небесное, нуждается лишь в нашей воле, так как находится в нас самих. В действительности она состоит в том, чтобы сохранить духовную составляющую нашей души в первозданной чистоте и красоте. Если мы остаемся такими, какими были созданы, то пребываем в добродетели.

Бдительно охраняя наше сердце от запятнания злыми помыслами, от возбуждения удовольствиями и от вспышек гнева, мы сможем сопротивляться нападкам окружающих нас бесов, которые используют любую возможность, чтобы помешать христианам взойти на небеса и занять те места, с которых бесы были низвержены по причине их гордыни и бунта. Лишь ценой постоянной подвижнической жизни и многих молитв мы сможем получить от Святого Духа дар различения духов, чтобы разгадать их хитрости и переиграть их. Вначале бесы нападают на нас через дурные помыслы, затем, если мы оттолкнули эти помыслы с помощью веры, молитвы и поста, падшие ангелы вновь начинают нас осаждать через разные видения в надежде напугать. Вновь отброшенные силой Христовой, бесы стараются нас обмануть, притворяясь, что могут предсказывать будущие события, что способен делать лишь Бог, но чему им удается ловко подражать благодаря проворности их бестелесной природы.

Если они видят, что мы все еще остаемся непоколебимыми, то на сцену выходит сам их князь, сатана, во всем своем блеске, окруженный обманчивым светом, который есть не что иное, как образ огня, уготованного ему в вечности. Сатана начинает предлагать нам видения, откровения, подвижнические труды и строит всевозможные козни, чтобы мы впали в гордость и обольщение. Не бойтесь всех этих нападений. Утратив свою силу после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, но не желая оставаться бездеятельными, злые духи только и могут, что угрожать нам словами, шумом и тщетными явлениями. Если бы они были наделены хоть какой-то силой, им не нужно было бы прибегать к такой помпезности и уже давно они остановили бы увеличение числа христиан. Мы же должны бояться единого Бога, а к бесам не испытывать ничего, кроме презрения, и уж, конечно, не страх. Ибо они ничего настолько не опасаются, как поста монахов, их смирения, терпения, любви к Богу и ближним. Если вам будет какое-либо видение, не убойтесь, но вопросите у того, кто перед вами: “Кто ты? И откуда пришел?” Если это видение святое, ваши сомнения тотчас рассеются, а страх переменится на радость. Если же от диавола, то он тотчас пустится в бегство, завидев вашу твердость. Все эти посылаемые вам испытания полезны. Изымите искушение – и никто не будет спасен».

Монастырь преподобного Антония Великого

Под влиянием преподобного Антония «пустыня, – как сказано в его житии, – превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного». Все эти обители были похожи на храмы, где люди, гармонично объединенные одной целью, которую себе поставили, проводили жизнь в пении псалмов, размышлении над Священным Писанием, постах, радостной молитве и надежде на будущие блага.

В это время император Максимин Даза вновь разжег в Египте огонь преследования христиан, и реки крови полились в Александрии (308). Преподобный Антоний, сгорая от желания принять мученический венец, отправился в Александрию и смело столкнулся лицом к лицу с опасностью, служа исповедникам, брошенным за решетку, посещая их в тюрьмах и шахтах, воодушевляя их держаться до конца. Несмотря на жгучее желание Антония разделить их судьбу, Бог хранил его для других битв: он не был схвачен и вернулся в монастырь, где продолжил бескровное мученичество, усилив аскетические подвиги.

Оставаясь по-прежнему затворником, он продолжал совершать чудеса, и поток приходивших к нему только увеличивался. Поэтому преподобный Антоний решил в одиночестве удалиться дальше в пустыню. Присоединившись к каравану бедуинов, Антоний достиг горного района Кользум, расположенного в пустыне около Красного моря в трех днях пешего пути от Нила. Там он остановился, получив на это благословение в Божественном откровении. Поскольку к местному источнику наведывались дикие звери и мутили в нем воду, святой деликатно удалил их одним звуком своего голоса. Он насадил небольшой огород, дававший ему пропитание, и таким образом мог полностью предаваться созерцанию и битве с яростными бесами. Лишь иногда, очень редко, его приходил навестить кто-то из друзей. Уверенность, которую ему придавала непринужденность близкого общения с Господом, делала его разум неколебимым, как Синайская гора, так что и бесы бежали врассыпную, и дикие звери жили с ним в мире.

Так прошло несколько лет, и Антоний, уже будучи в возрасте, решил сходить в Писпир навестить друзей. По дороге он извел в пустыне источник и напоил своих спутников, изнывавших от жажды. Огромной была радость от прибытия человека Божия, и все монахи сочли его визит за повод усилить рвение в борьбе за добродетели. На обратном пути огромная толпа народа следовала за Антонием вплоть до самой его горы: одни просили исцелить телесные недуги, другие искали моральной поддержки и духовных наставлений. Преподобный давал каждому по его нуждам, подобно Самому Богу.

Молчание он нарушал, лишь когда получал вдохновение от Святого Духа. Тогда он говорил словами из Священного Писания, словно сам был их автором. Он мог произнести с надеждой: «Я больше не боюсь Бога – я Его люблю. Ибо“совершенная любовь изгоняет страх” (1 Ин. 4: 18)». Посему в своих поучениях он особенно настаивал на братском милосердии и очищении сердца. Он говорил также: «Жизнь и смерть зависят от будущего. Ведь так и есть: если мы приобретаем себе брата, мы приобретаем Бога; но если мы являемся для нашего брата поводом для греха, мы грешим против Христа».

Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский

Словно отец, исполненный сочувствия, он умел в подходящее время ослабить подвижническое напряжение своих учеников каким-нибудь отвлекающим занятием и преподавал им урок, полученный в свое время от ангела: чередовать чистую молитву, пение псалмов и физический труд, чтобы таким образом бороться с унынием. Страдания приходящих к нему он воспринимал как свои собственные и молился за каждого. Когда Бог совершал через него исцеление, он благодарил Его, а когда Бог ему отказывал в этом, он также благодарил и увещевал несчастных не терять надежду.

Однажды во время молитвы преподобный Антоний был восхищен духом и почувствовал себя словно поднятым телесно в воздух ангелами, удалявшими от него полчище бесов. Последние желали бесстыдно проверить его поведение с самого рождения.

Лицо подвижника выражало такое сияние чистоты и все движения его тела так точно передавали бесстрастное состояние его души, что чувствовалось, как вокруг него струились мир, радость и мягкость. Каждый, кто видел преподобного, даже не будучи с ним знаком, неудержимым образом тянулся к нему. Он мог читать сердца как открытую книгу и, словно искусный врач, всегда предписывал надлежащее средство. Поэтому весь Египет видел в нем своего отца и врача, и самые высокопоставленные люди приходили в его далекую пустыню, чтобы поговорить или просто получить благословение. Сам император Константин Великий, а также его сыновья писали преподобному Антонию как отцу, желая получить от него ответ.

Безразличный ко всем мирским почестям и непрестанно обращенный разумом к присутствующему в нем Богу, Антоний при этом был весьма просвещен Богом во всех науках, чтобы приводить в замешательство мудрых мира сего. Тщеславные языческие философы и ученые с презрением шли посмотреть на этого неграмотного, о котором, тем не менее, говорил весь Египет. И тот, произнеся всего несколько слов, разрушал их самоуверенность. Он показывал им, как мудрость мира сего превратилась в безрассудство благодаря безумию Креста, доказывал глупость мифов, низводящих Бога до подобия животных или рукотворных вещей, в то время как учение Христово возвышает человека до приобщения к Божественной природе. Он вынуждал их признать тщетность попыток достичь речами и рассуждениями того, что христиане познают через веру и силу пережитого духовного опыта. И наконец, преподобный закреплял свою победу, исцеляя бесноватых силой Христовой, и отпускал своих гостей совершенно смущенными.

Вход в пещеру преподобного Антония

Преподобный Антоний относился всегда с большим почтением к духовенству и священноначалию. Конечно, он был совершенно далек от любых церковных дел, но от этого не менее сильно поддерживал православную веру, находившуюся в большой опасности в те смутные времена. Так как александрийские ариане распространили слух, что знаменитый отшельник разделяет их безумное учение, святой решительно отправился в шумную столицу, чтобы там ясно объявить перед всем населением, собравшимся на него посмотреть, о своей вере в Божественность Сына и Слова Божия, о своем безоговорочном одобрении учения, принятого на Никейском Соборе, и всяческой поддержке святителя Афанасия (338).

Когда преподобный достиг 105 лет, он отправился, по своему обычаю, посетить монахов, живших на ближайшей горе, и объявил им с радостью, что Господь вскоре призовет его на настоящую родину. Святой вдохновлял их по-прежнему проводить все дни в подвижнических трудах, как если бы смерть была совсем рядом, подражать примеру святых, тщательно хранить богодухновенную традицию отцов и избегать всякого общения с еретиками. Затем он вновь удалился далеко в пустыню вместе с двумя помогавшими ему учениками: Макарием (память 19 января) и Аматой.

Перед смертью он заповедал им не переносить его тело в Египет из боязни, как бы его не забальзамировали, поскольку языческие обычаи были еще в силе, и повелел им похоронить его в месте, о котором никто не будет знать. Часть своей одежды он завещал двум великим исповедникам Православия: святому Афанасию и святому Серапиону Тмуитскому, а свою власяницу – двум ближайшим ученикам, чтобы те, нося эти одежды, были покрыты его невидимой защитой. Затем он с радостным выражением лица, словно ему навстречу шли друзья, мирно отошел ко Господу 17 января 356 года.

Слава об отце всех монахов распространилась повсюду. Вот уже многие века его биография, с любовью написанная святителем Афанасием Александрийским вскоре после смерти преподобного (357), дарует душам, устремляющимся к Богу, совершенный образец пути, по которому следует идти, чтобы достичь совершенства в христианской жизни.

Тело преподобного Антония, по преданию, было обретено в результате одного видения в 561 году и перенесено в Александрию. Около 635 года из-за угрозы вторжения арабов его перенесли в Константинополь, а около 1070 года, по свидетельству западных источников, некий феодальный владетель из Дофине привез часть мощей преподобного Антония во Францию (ныне Сент-Антуан-ан-Дофине), где они доныне привлекают множество паломников.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *