Живоносный источник икона

Содержание

Молитва перед иконой Пресвятой Богородице, именуемой «Живоносный источник»

Все молитвы » Молитвы » Молитва, Икона Пресвятой Богородице, именуемой «Живоносный источник»

Икона Образ Божьей Матери “Живоносный Источник”

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Живоносный источник»

О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней освобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Живоносный источник»

Тропарь, глас 4:
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Ин тропарь, глас 4:
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Живоносному Источнику Божией Матери берет свое начало еще с V века. Именно тогда возле Константинополя чудотворный образ при помощи источника смог излечить незрячего. Это чудо не могло остаться незамеченным, и после того об этом диве стало всем известно по указу императора Льва I в честь сотворенного чуда был построен храм неподалеку от божественного источника.

Очень трудно назвать даже приблизительное число тех людей, которые в этом храме смогли себя исцелить. И вскоре с изображения стоявшего вблизи источника начали писать списки, которые потом разошлись по всему миру, даруя православным людям излечение и божью благодать.

На самой святыне изображена сидящая в купели Богоматерь с маленьким Иисусом на руках. От такого типа как Никопея Кириотиссы (Владычица Победительница) и происходит иконография этого лика Богородицы. С самого начала на святыне источник не рисовали, однако после в общую композицию была включена и Фиала (чаша). А позднее на святыне стали изображать водоем и фонтан.

Значение иконы и в чем она помогает

Святой лик Богоматери имеет гораздо более глубокий смысл и значимость, нежели просто его целительные свойства от святой воды в первоначальном источнике или более поздних купелей и родников, которые были освящены в ее честь.

Живоносный Источник Пресвятой Богородицы – это олицетворение самой Святой вынашивающей в своем лоне всеобщего Спасителя, одаривающего жизнью всех, кто искренне верит в него и в его Отца, который всегда у него в душе.

Ведь не зря многие говорят, что Господь – это и есть наша Жизнь, именуя его Жизнедавче Христе, а источник началом – Она, Богоматерь, не даром же в российской иконописной традиции одно из названий лика звучит как «Источная». То есть это воплощение начала истока жизни, которое в праздничном кондаке читается как Водоспасительница или Источнине Богоблагодатный.

Она может исцелять тела и души земных жителей, как настоящая заботливая матерь, взявшая под свою опеку весь человеческий род.

В чем помогает икона Живоносный Источник

Перед Священным образом, который был назван в честь целебных вод, открытых по велению Богоматери императором Львом I Маркеллом, просят помощи:

  • При избавлении от вредных привычек, а также для спасения от пагубных страстей;
  • Для излечения физических и душевных недугов;
  • Помогает Богородица в сохранении безгрешной жизни;
  • Тем, кого обременяют душу тягости скорби и лишают их жизненных сил, Святая окажет поддержку;
  • Искренняя молебень обращенная к образу поможет перебороть даже самые тяжелые недуги.

Какое чудо сотворила божественная святыня

В Фессалии один из жителей еще с юного возраста мечтал узреть то место где течет Чудотворный источник. И вот пришло время, когда он с другими православными наконец-то смог начать свой долгий паломнический пут.

Однако в дороге молодого человека настигла болезнь и понимая, что жить ему осталось совсем не долго житель Фессалии выразил свои просьбу странствующим с ним богомольцам, что, если произойдет неизбежное, они не стали сразу хоронить его тела, а отнесли к Святому источнику и вылели на его тело три сосуда чудотворной воды, и только после этого придали его тело земле.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех.Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Православные люди выполнили с молитвой просьбу умирающего, однако, когда на тело паломника пролился третий сосуд, молодой человек ожил. После свершенного чуда, фессалиец решил до конца дней своих провести в служении и подвижничестве Господу и Богородице, по молитвам которых Сын Божий волей своей матери возвратил ему жизнь.

Существует огромное количество и других примеров исцеления водой источников, освященных в честь Святой, однако диво происходит лишь тогда когда человек горячо и от все души произносит молитву и живет в постоянной вере к Богу, именно тогда он получит долгожданное облегчение и исцеление.

Празднование иконы Живоносный Источник

Праздничный день в честь чудотворного изображения Богоматери был установлен в знак памяти о реконструкции храма «Живоносного источника» в Константинополе, который был возведен императором Львом I Маркеллом по воле Богоматери над чудодейственным источником.

Выпал этот день как раз на пятницу Светлой седмицы и теперь ежегодно в православных церквях на Святой неделе с пасхальным крестным ходом проводят чин водоосвящения.

В каких храмах находится икона Богородицы Живоносный Источник

На сегодняшний день известно более сотни часовен и храмов, которые были названы в честь Богородицы. Ниже приведены сведения некоторых из них:

  • Церковь образа Богоматери (Космодамианская) в Меткино, Московская область. Согласно летописям, в XVII веке вблизи Москвы находилась деревянная церковь Дамиана и Космы, но в 1701 г. она была сожжена, однако многие иконы удалось спасти, перенеся их в небольшую часовню, расположенную неподалеку. На месте уничтоженной церкви в 1848 г. был построен теперешний божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери, что было не случайно, ведь в 1829 г. произошло удивительное явление лика Святой. А уже в 1840 г. Авдотья Евдокимова – вдова солдата, передала на свою родину в село Меткино из Москвы чудотворный образ, который был подарен ей торговкой Анной Кирияновой. И с тех пор со всех окрестностей народ стал приезжать в церковь ради поклонения лику;
  • В Царицыно (Москва) также есть церковь святыни Богородицы;
  • Собор чудотворного изображения Богоматери (Скорбященская церковь) в Твери;
  • Храм чудотворного образа Святой находится в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске;
  • Чудотворный образ можно также увидеть и в храме Богоматери в Арзамасе.

О чем молятся иконе Живоносный Источник

В молебне к Божественному изображению просят об излечении физических недомоганий, принесении жизненных сил и избавления душевной немощи (в особенности у людей пенсионного возраста).

Молитва Живоносному Источнику

Молитва первая

«О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь».

Молитва вторая

«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть и видео рассказ о чудотворной иконе «Живоносный Источник»:

LiveInternetLiveInternet

Космическое агентство NASA (США) опубликовало результаты научных исследований, проведенных над иконой Божией Матери из Гваделупы.

Сенсационным стало то, что офтальмологический анализ глаз Марии показал уменьшение сетчатки глаза при приближении света и расширение при его удалении, как это бывает с глазами живого человека.

Также ученые заметили, что температура ткани, на которой был изображен образ, соответствует температуре тела здорового человека — 36,6 градусов.

При прослушивании тела Марии стетоскопом, ученые обнаружили ощутимый пульс 115 ударов в минуту, что соответствует сердцебиению ребенка, который находится в утробе матери.

Согласно исследованиям специалистов из NASA, краски, которыми была нарисована икона, никогда не находили на Земле.

«ВСЕ, КТО ПОПРОСИТ МОЕЙ ПОМОЩИ, ПОЛУЧАТ ЕЕ ЗДЕСЬ, НА ЭТОМ МЕСТЕ…»

Известен случай, когда в начале ХХ века рядом с иконой Марии заложили бомбу, разрушительная сила которой имела большой радиус. Однако, когда произошел взрыв, все вокруг было уничтожено, но икона осталась целой и невредимой.

Интересно и то, отмечают ученые, что руки Девы Марии имеют небольшие отличия: правая светлее, а левая темная, что может означать единство между расами.

На данный момент исследователи NASA продолжают изучать икону Матери Божьей из Гваделупы.

Храм Матери Божьей Гваделупской — самая большая и наиболее посещаемая святыня в Латинской Америке. С самого начала его существования здесь происходят чудесные обращения и исцеления. Современные научные исследования подтвердили то, в чем и без того были убеждены все верующие, а именно нерукотворность Гваделупской иконы Божьей Матери.

Многочисленные исследования иконы поражают результатами ученых всего мира. В их числе и лауреат Нобелевской премии в области химии профессор Рихард Кюнн. В его лаборатории подтвержден тот факт, что на изображении Богородицы нет никаких следов известных современной науке искусственных красителей и никаких пигментов органического или минерального происхождения. На полотне не имеется следов грунтовки или других специальных средств, используемых в живописи, а также следов кисти.

Глаза Божьей Матери удивительны. Они словно принадлежат живому человеку. Специальные исследования обнаружили в глазах Девы Марии «явление рефлекса». Оно присуще только живому человеку, и изобразить его не может даже самый гениальный художник. Заключается оно в том, что глаз человека сохраняет некоторые картины окружающего мира. Так, при помощи увеличения глаз на иконе Божьей Матери в 2500 раз в них было обнаружено четкое микроскопическое изображение человеческих фигур.

Живая икона Божией Матери из Гваделупы не поддается разгадке Ученые НАСА продолжают исследование этой иконы, но к ее разгадке так и не приблизились.

В пятницу Светлой Седмицы Церковь чествует икону Божией Матери «Живоносный источник».

В этот день в православных храмах традиционно служится водосвятный молебен. Еще его называют Малым освящением воды. Это особая богослужебная треба, совершаемая священником в храме в установленные для этого дни. После Божественной Литургии священник служит молебен, в ходе которого читает записки о здравии и освящает воду. По завершении службы батюшка всех кропит святой водой, а затем прихожане набирают себе воду для домашнего использования.

Как это связано с иконой Богородицы «Живоносный Источник»?

История этой иконы восходит к V веку, к городу Константинополю. Там, с давних времен, у Святых ворот Великого града существовала роща, в которой располагался чудотворный источник, посвященный Божией Матери. Спустя некоторое время о нем забыли, и родник зарос травой. Но однажды случилось чудо.

Лев Маркел, бывший на то время знатным воином, повстречал на этом месте незрячего человека, который заблудился, и очень хотел пить. Добрый воин сжалился над немощным стариком – усадил его под тенью деревьев, а сам пошел искать для него воду. Вскоре, он, как будто из ниоткуда, услышал голос женщины: «Лев! Не уходи далеко в поисках воды, она тут же».

Взволнованный необыкновенным голосом, молодой воин никак не мог найти источник. И снова он слышит тот же голос, который указывает ему на место родника.

Матерь Божия, чей голос он слышит, повелевает ему набрать воды и тины из её источника. Воин Лев это исполнил. Он напоил страдальца водой, а тину, положил ему на глаза – и слепой тотчас стал видеть.

Матерь Божия, называя Льва царем, повелела ему построить на этом месте храм в Её честь. Так и случилось. Взойдя на престол, новый император, Лев Маркел, приказал очистить родник и построить над ним церковь в честь Царицы Небесной. Специально для этого храма была написана икона Богородицы, получившая название «Живоносный Источник».

Вскоре, к чудотворному источнику стали стекаться люди, со всех уголков страны. И многие получали исцеление и духовную поддержку Богородицы.

Так, император Юнистиниан Великий долгое время мучился водянкой. И вот однажды, он слышит женский голос: «Царь! Ты не можешь получить исцеления, пока не напьешься из Моего источника!» Царь впал в смятение, так как не знал о каком именно источнике идет речь. И вот уже второй раз Царица Небесная призывает Юнистиниана исполнить Её волю. Царь идет на источник, и вскоре, получает исцеление. В знак благодарности, император строит новый храм у источника, который, впоследствии становится монастырем.

Однажды, житель города Фесалии сильно заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своих слуг отвезти его к чудотворному источнику. Зная, что в дороге он может умереть, фессалиец настоял, чтобы даже в дороге его не хоронили, а довезли до святого места и окатили живой водой из родника Матери Божией. Так и случилось. Мужчина по дороге почил, и его, уже мертвого, принесли к источнику. Но только облили его святой водой, как умерший ожил и стал славить Бога и Его Пречистую Матерь.

Спустя десять веков храм Живоносного Источника был разрушен турками. Власти поставили на том месте стражу, чтобы никто не смог приближаться к бывшему храму. Но, со временем, правители стали относиться к христианам более лояльно и верующим удалось построить на том месте маленький храм. Но и он, в 1821г. подвергся разрушению. И лишь в 1833 году христианам удалось восстановить развалины, очистить источник и построить новый храм, а так же устроить при нем больницу и богадельню. В настоящее время на этом месте находится женская обитель.

Современный храм находится в районе Балыклы города Стамбул. На территории можно увидеть греческую больницу и действующее кладбище, а также усыпальницу православных патриархов.

В настоящее время чудотворная икона Богородицы «Живоносный Источник» находится в монастыре города Пиги, близ Константинополя. Это мозаичный образ ХIV века. Огрудное изображение Богородицы Марии помещено в большой сосуд в виде чаши из которого обильно со всех сторон стекает вода. Больные и страждущие люди расположены под чашей, простирают руки в молении и просят Богородицу исцелить их.

Почему почитание иконы установлено в Светлую Пятницу?

Известно, что Богородица явилась императору Льву Маркелу 4 апреля, однако Церковь установила ежегодное почитание этой иконы в Светлую Пятницу.

Невидимым образом этот чудный образ Божией Матери перекликается с Пятницей Страстной седмицы. И если в Страстную Пятницу Богородица исполнена горьких слез о погибшем Сыне, то на Светлой Седмице эти слезы сменяются потоком радости о воскресшем Спасителе.

Святой Инокентий Херсонский пишет о том, что вся неделя Светлой Седмицы исполнена источниками благодати, которая идет от гроба Христова. И поэтому в песнопениях призывает верующих «Приидите, пиво пием новое!» Под конец этих радостных дней следовало бы ожидать оскудения этих благодатных потоков, но вот открывается новый, Нетления Источник щедрой милости от лица Матери Воскресшего Господа.

И мы, придя в этот день в церковь, можем почувствовать, как благодать воскресшего Бога с новой силой изливается на верующих. С праздником!

Икона Божьей Матери Живоносный Источник

Множество изображений Божией Матери было написано в течение тысячелетий. Верующие люди имеют традицию обращаться к определенным чудотворным иконам Богородицы. Каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

Икона Источник Живоносный — значение

Существует огромное разнообразие видов образов Божией Матери, однако следует помнить, что Пресвятая Дева Мария одна, а все иконы — лишь ее изображения в разной одежде, в разных позах, с разным значением. Каждая икона, названная собственным именем — чудотворная. Можно избрать и одну икону Богородицы, которая нравится именно вам и молиться ей во всех нуждах.

Образ «Живоносный Источник» очень узнаваем благодаря написанным рядом с Богородицей святым, Ангелам и Ее особой позе.

В центре иконы располагается Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Владычица Небесная сидит на троне внутри золотой чаши, а на уровне груди написан Богомладенец Христос.

Первые иконы Богородицы, согласно Священному преданию, писал святой евангелист Лука — ученик Христа, врач и иконописец. Он создал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца.

Каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Образ Божией Матери Живоносный Источник принадлежит к наиболее редкому иконографическому типу «Оранта» или «Знамение».

Символы иконы Живоносный Источник

Поднятые и раскинутые по сторонам руки ладонями наружу у Младенца Христа — древняя поза заступничества. Этот молитвенный жест повторяет священник за каждой Божественной литургией и Всенощным бдением. Такая поза придает всем иконам Знамения Богородицы торжественность и величественность. Поза предельно устойчива, а композиция иконы отличается симметрией. Этот образ Богородицы часто изображался на стенах храмов во фресковой росписи или мозаике: так, известная икона Оранты написана в Ярославле в 1218 году, а мозаика Богородицы Оранты на золотом фоне расположена в конхе апсиды (на полусфере выступа алтаря).

Образы Матери Божий, подобные Знамению, сохранились с первохристианских времен. Очевидно, изначально они писались именно как настенные образы. Самые ранние известные фрески такого иконографического типа относятся к IV веку и находятся в катакомбах святой Агнии в Риме. Здесь Младенец Христос также сидит на коленях у Богоматери.

Уже в искусстве Византии и Древней Руси возник образ Оранты с Эммануилом (имя переводится с иврита как «С нами Бог»), то есть Богородицы с Христом-трехлетним Отроком, парящим в медальоне на уровне груди или талии Матери.

Пальцы благословляющего Младенца сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося священникам в Православной Церкви и сегодня. Значение этого жеста на иконе и в жизни — благословением именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.

Икона очень символична: от Богородицы как бы изливаются реки благодати, которые черпают и архиереи, и священники, и простые монахи и миряне.

Божья Матерь Живоносный источник — молебен

Перед этой иконой часто служат водосвятные молебны, молясь Богородице об излиянии благодати на воду.

Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просить о вашей благополучной жизни в этом жилье и о здоровье молящихся за богослужением. После освящения воды священник окропит святой водой все ваше жилище, в нем будет присутствовать благодать Божия.

Кроме того, водосвятный молебен заказывают:

• Перед путешествием — чтобы помолиться перед дорогой, вручив свою безопасность в руки Божии и пить святую воду в пути. Кстати, можно разбавлять святую воду простой — то есть доливать немного святой воды в питьевую. Она будет освящаться во здравие души и телу.
• В болезни — чтобы подкрепить больного молитвой и употреблением святой воды как духовного лекарства. Ее также можно добавить в пищу и питье больному.
• В день именин — заказывают молебен святому, имя которого вы носите. Узнать имя своего небесного покровителя просто — это тезоименитый вам святой, память которого совершается в ближайшее время после вашего дня рождения.

Исторически на берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически — ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь — но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.

Поэтому святая вода так почитается в христианстве: ее благословил Крещением Сам Христос.

Память иконы Божией Матери Живоносный источник

Удивительно, но это редкая икона, которая имеет переходящий праздник: он приходится на пятницу Светлой Седмицы, то есть первой недели после Пасхи.

Живоносный источник святой воды в болезни

При болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны) с молитвой на святую воду.

» Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь».

Молитва Богородице Живоносный источник

Эти слова можно читать перед иконой Богородицы ежедневно или перед тем, как выпить святой воды:

Будем черпать, люди, исцеления душам и телам нашим через молитву, ведь всем нам реку Пречистая Царица Богородица подает и источает чудную воду, омывающую грязь с сердец, очищающую язвы грехов, освящающую души верных Божественной благодатью.

Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Пресвятой Богородицы!

Икона Божией Матери «Живоносный источник»: в чем помогает Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»

С безграничной любовью и почитанием относятся в христианском мире к Небесной Царице — Пресвятой Деве Богородице. Да и как же можно не любить нашу Заступницу и Молитвенницу перед Престолом Божьим! Её ясный взор устремлён на нас с бесчисленного множества икон. Великие чудеса явила Она людям через свои образа, прославившиеся как чудотворные. Одним из самых известных среди них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Чудо, явленное в священной роще

Священное предание повествует о том, что в давние времена, когда Византия была ещё процветающим государством и сердцем мирового православия, вблизи её столицы Константинополя, совсем недалеко от знаменитых «Золотых ворот», находилась священная роща. Посвящена она была Пресвятой Деве Марии. Под сенью её ветвей струился из земли источник, навевая прохладу в жаркие летние дни. Ходили тогда в народе слухи о том, что вода в нём имеет некие целебные свойства, но никто не принимал их всерьёз, и постепенно забытый всеми источник зарос тиной и травой.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося благодарственные молитвы Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Храмы ? дары благодарных императоров

Достигнув высшей власти, Маркелл не забыл чудо, явленное в священной роще, и предсказания о его столь удивительном возвышении. По его приказу источник очистили и обнесли высоким каменным бордюром. С тех пор он стал именоваться Живоносным. Здесь же возвели храм в честь Пресвятой Девы, специально для него была написана икона Божией Матери «Живоносный источник». С этих пор многими чудесами прославился благодатный источник и икона, хранящаяся в храме. Тысячи паломников стали стекаться сюда с самых отдалённых концов империи.

Через сто лет правивший тогда император Юстиниан Великий, страдая от тяжёлой и неизлечимой болезни, приехал в священную рощу, где стоял храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». Омывшись в благодатных водах и совершив молебен перед чудотворным образом, он вновь обрёл здоровье и силы. В знак благодарности счастливый император повелел выстроить рядом ещё один храм и, кроме того, основать монастырь, рассчитанный на большое количество насельников. Так всё более и более прославлялась икона Божьей Матери «Живоносный источник», молитва перед которой способна была исцелить от самых тяжких недугов.

Падение Византии и разрушение храмов

Но обрушились на Византию страшные бедствия 1453 года. Великая и некогда процветавшая империя пала под натиском мусульман. Закатилась великая звезда православия. Нечестивые захватчики предавали огню христианские святыни. Был повержен в руины и храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», и все монастырские постройки, стоявшие поблизости. Уже гораздо позже, в 1821 году, была предпринята попытка возобновить в священной роще молитвенные служения, и даже построена небольшая церковь, но она была вскоре разрушена, а благодатный источник засыпан землёй.

Но не могли спокойно взирать на это святотатство люди, в чьих сердцах горел огонь истинной веры. Тайно, под покровом ночи, расчистили православные свою поруганную святыню. И так же тайно, рискуя жизнью, уносили, спрятав под одежду, сосуды, наполненные его святой водой. Так продолжалось до тех пор, пока не изменилась внутренняя политика новых хозяев страны, и православным не было дано некоторое послабление в совершении богослужений.

Тогда была построена на месте разрушенного храма небольшая церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А так как православие не может быть без милосердия и сострадания, то соорудили при церкви богадельню и больницу, в которой по молитвам к Пречистой Заступнице нашей обретали здравие многие страждущие и увечные.

Почитание святых икон на Руси

Когда с падением Византии закатилось на Востоке солнце православия, то с новой силой воссияло оно на святой Руси, а с ним во множестве появились богослужебные книги и святые образа. И немыслима была тогда жизнь без смиренных и мудрых ликов угодников Божьих. Но особое отношение было к образам Спасителя и Его Пречистой Матери. Среди наиболее почитаемых икон были те, что написаны в давние времена на берегах Босфора. Одной из них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Следует заметить, что начиная с XVI века в России вошло в практику освящать источники и водоёмы, находящиеся на территориях монастырей или вблизи них, и вместе с этим посвящать их Пресвятой Богородице. Этот обычай пришёл к нам из Греции. Также получили распространение многочисленные списки с византийского образа «Живоносный источник». Однако композиций, написанных на Руси ранее XVII столетия, до сих пор не обнаружено.

Образ Богородицы в Саровской пустыни

В качестве примера особой любви к ней можно вспомнить знаменитую Саровскую пустынь, славу которой принёс своим именем незакатный светоч православия — святой Серафим Саровский. В той обители был специально возведён храм, в котором хранилась икона Божией Матери «Живоносный источник». Значение её в глазах верующих было столь велико, что преподобный старец в особо важных случаях посылал паломников помолиться Богородице, преклонив колени перед этой Её чудотворной иконой. Как явствует из воспоминаний современников, не было случая, чтобы молитва осталась не услышанной.

Образ, укрепляющий в борьбе со скорбями

В чём же сила, которой обладает икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает она и о чём можно её просить? Самое важное, что несёт людям этот чудотворный образ, — избавление от скорбей. Жизнь, к сожалению, полна ими, и не всегда у нас хватает душевных сил с ними совладать.

Они исходят от врага человеческого, так как являются порождением неверия в промыслительность Божью. Вот в этих случаях и несёт покой в души людские «Живоносный источник» — икона Божией Матери. О чём молятся ещё Пречистой Заступнице нашей? О том, чтобы уберегла нас и от самих источников этих скорбей — бед и невзгод житейских.

Празднования в честь святой иконы

В качестве ещё одного примера особого почитания этой иконы следует упомянуть, сложившуюся на протяжении многих веков традицию служить в пятницу Светлой седмицы водосвятный молебен перед этим образом. Служится он во всех церквях сразу же по окончании литургии. С древних времён принято было окроплять водой, освящённой на этом молебне, сады, огороды и пашни, призывая тем самым помощь Пресвятой Богородицы в даровании богатого урожая.

Праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник» принято отмечать дважды в год. Один раз это происходит 4 апреля, так как именно в этот день в 450 году явилась Богородица благочестивому воину Льву Маркеллу, повелев возвести в святой роще храм в её честь и молиться в нём о здравии и спасении православных христиан. В тот день непременно исполняется акафист иконе Божией матери «Живоносный источник».

Второй праздник происходит, как сказано выше, в пятницу Светлой седмицы. В тот день церковь вспоминает обновлённый храм в честь этой иконы, находившийся некогда вблизи Константинополя. Кроме чина водосвятия, празднование сопровождается также Пасхальным крестным ходом.

Особенности иконографии образа Богородицы

Следует особо остановиться на иконографических особенностях данного образа. Принято считать, что икона Божией Матери «Живоносный источник» восходит своими корнями к древнему византийскому образу Пречистой Девы, именуемому «Владычица Победительница», которая является, в свою очередь, изводом Богородичного образа «Знамение». Впрочем, единого мнения по этому вопросу у искусствоведов нет.

Если изучить распространявшиеся в своё время списки иконы, то не трудно заметить некоторые существенные композиционные изменения, вносимые на протяжении веков. Так, в ранних иконах отсутствует изображение источника. Также не сразу, а лишь в процессе разработки образа вошли в его композицию чаша, именуемая фиалой, водоём и фонтан.

Распространение святого образа на Руси и на Афоне

О распространении этого образа на Руси свидетельствует ряд археологических находок. Так, например, в Крыму во время раскопок было найдено блюдо с изображением Богородицы. Её фигура с молитвенно воздетыми руками изображена в чаше. Датируется находка XIII веком и считается одним из ранних изображений подобного рода, находящихся на территории нашей страны.

Описание другого изображения, соответствующего образу «Живоначального источника» XIV века, можно найти в работе церковного историка Никифора Каллиста. Он описывает образ Богородицы в фиале, установленной над водоёмом. На данной иконе Пресвятая Дева изображена с Младенцем Христом на руках.

Интересна также фреска «Живоносный источник», находящаяся на Святой Горе Афон. Она относится к началу XV века. Её автор — Андроник Византиец — представил Богородицу в широкой чаше с благословляющим Предвечным Младенцем на руках. Название образа написано греческим текстом по краям фрески. Также подобный сюжет встречается и в некоторых иконах, хранящихся в различных монастырях Афона.

Помощь, изливаемая через этот образ

Но всё же в чём неповторимая притягательность этого образа, чем так влечёт к себе людей икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает и от чего хранит она? Прежде всего, образ этот несёт исцеление всем страждущим телесно и в молитвах своих уповающим на помощь Царицы Небесной. Именно с этого началось его прославление в древней Византии. Этим он снискал любовь и признательность, оказавшись среди просторов России.

Кроме этого, успешно врачует икона и душевные недуги. Но главное — спасает прибегающих к ней от пагубных страстей, так часто обуревающих наши души. Именно от их влияния спасает «Живоносный источник» — икона Божией Матери. О чём молятся перед ней, о чём просят Царицу Небесную? Прежде всего, о даровании сил справиться со всем низким и порочным, что заложено в нас повреждённой первородным грехом человеческой натурой. К сожалению, есть многое, что превосходит человеческие возможности и в чём мы бессильны без помощи Господа Бога и Его Пречистой Матери

Источник жизни и истины

Во всех случаях, на каком бы композиционном решении ни остановился автор того или иного извода этого образа, следует прежде всего понимать, что Живоносным источником является Сама Пречистая Дева, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле.

Он изрёк слова, которые стали тем камнем, на котором был возведён храм истинной веры, Он явил собой людям и путь, и истину, и жизнь. И тем благодатным Живоносным источником, струи которого омыли от греха и напоили собой Божественную ниву, стала для всех нас Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица.

Текст книги «Чудотворные православные источники России»

Сергий Радонежский возвратился и снова стал управлять Свято-Троицкой обителью. А неподалеку от Махрищи, над источником, у которого происходило дружеское прощание двух святых подвижников, богомольцы впоследствии возвели часовню. Поскольку родник считался чудотворным, к нему совершался в старину крестный ход из ближайшей приходской церкви.

Что же касается лавры, то на ее территории находится не менее знаменитый святой источник Иоанна Крестителя, чудесным образом обретенный в 1644 г. Он расположен у юго-западного угла храма Успения Богоматери. В монастыре сохранилось предание о том, как, испив воды этого источника, прозрел слепой инок Пафнутий. Над родником была возведена красивая каменная часовня. В настоящее время посещающие Троице-Сергиеву лавру паломники не оставляют этот чудотворный источник без внимания. Здесь набирают святую воду, чтобы привезти ее домой, иногда в весьма отдаленные края.

Недалеко от монастыря находятся два других известных источника. Они посвящены святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Савве Сторожевскому.

Один из упомянутых родников расположен рядом с Келарским прудом. Другой родник назван в честь ученика Сергия Радонежского. Как известно, прежде чем основать монастырь в окрестностях Звенигорода, Савва Сторожевский на протяжении шести лет являлся игуменом Свято-Троицкой Сергиевой обители. По примеру своего учителя он также с помощью молитвы открыл родник как раз в то время, когда братия испытывала недостаток в питьевой воде.

Троице-Сергиева лавра всегда играла заметную роль в истории России. С именами Сергия Радонежского и его учеников исследователи связывают духовное пробуждение русского общества в XIV в. К началу XVII столетия относится самая героическая страница в истории лавры: во времена Смуты монастырская крепость выдержала длительную осаду отрядов Тушинского вора (Лжедмитрия II). Несколько десятилетий спустя за защитой в Сергиеву обитель обращался в час опасности молодой Петр I. Цари и царицы совершали паломничества в Троице-Сергиеву лавру, иногда преодолевая пешком весь многокилометровый путь от Москвы.

Значительное место занимает знаменитый подмосковный монастырь в истории культуры. Здесь начинал монашеский путь всем известный иконописец Андрей Рублев, который недавно был удостоен церковной канонизации. Именно для Сергиевской обители Рублев написал самое выдающееся свое произведение – икону «Святая Троица».

Красивы заметные издалека златоглавые монастырские храмы и грозные крепостные стены. Величественные здания Сергиевой обители радуют глаз тех, кому довелось побывать в подмосковном Сергиевом Посаде.

А еще достопримечательностью Троице-Сергиевой лавры являются ее чудотворные источники, и поныне привлекающие православный народ.

В Оптиной пустыни

Неподалеку от города Козельска, известного своим героическим сопротивлением полчищам Батыя, в конце XIV или в начале XV столетия возникла Свято-Введенская Оптина пустынь. Основателем ее, согласно одному из преданий, был раскаявшийся разбойник Опта, который замаливал грехи в лесном уединении.

В XIX в. Оптина пустынь стала знаменитым во всей России центром старчества. Здесь жили продолжатели духовного наследия преподобного Паисия Величковского – старцы Леонид, Макарий и Амвросий. За молитвой и советом обращались в Оптину пустынь Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский и некоторые другие деятели культуры.

Закрыт монастырь был вскоре после установления советской власти – уже в 1918 г. Строения на его территории использовались различными организациями и учреждениями, в том числе домом отдыха, исправительной колонией, профессионально-техническим училищем.

С конца 80-х гг. монашеская жизнь в знаменитой обители возрождается, восстанавливаются существовавшие здесь прежде православные храмы. Правда, возрождение пустыни омрачилось трагическим событием: три монаха и один послушник были убиты сатанистом в самый праздник Пасхи.

Помимо прочих достопримечательностей, Оптина пустынь знаменита целебным сернокислым источником, расположенным вблизи монастыря. Этот родник называют Святым, или Пафнутиевым, в честь знаменитого подвижника времен Московской Руси Пафнутия Боровского. В старину было принято совершать крестный ход из монастыря к роднику дважды в год, в начале мая и в середине сентября.

Над самим святым источником возвышалась тогда часовенка.

Чудотворный источник существует и сейчас. Его посещают приезжающие в пустынь богомольцы, чтобы испить целебной воды и окунуться в установленную поблизости купальню. Как и в далеком прошлом, в наши дни живительная вода источника помогает страждущим избавиться от многих недугов и болезней.

Чудотворные источники Дивеева

В Нижегородской области на расстоянии 12 км от Саровской пустыни находится Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Его основание относится ко второй половине XVIII в.

В начале 60-х гг. XVIII столетия в селе Дивеево существовала только деревянная приходская церковь святителя Николая Мирликийского. Но именно этот край привлек внимание овдовевшей помещицы Агафьи Семеновны Мельгуновой, после кончины мужа решившей посвятить свою жизнь служению Богу.

По благословению саровских старцев она поселилась в Дивееве, построив небольшой домик во дворе местного приходского священника. Узнав по рассказам здешних обитателей о чудотворных свойствах местных родников, она нередко посещала эти источники и молилась около них.

Один родник до сих пор носит имя матушки Александры (так звали Агафью Семеновну Мельгунову после того, как она приняла монашество).

Сейчас этот ключ струится у подножия высокого речного берега по соседству с плотиной. А несколькими веками ранее, как сообщает предание, он находился ближе к верховьям реки. Источник был засыпан сметенной ливневыми потоками землей и, казалось, скрылся навсегда. А потом вдруг пробился на поверхность в другом месте.

С тех пор многое изменилось. В связи с возрождением монашеской общины в Дивееве происходило благоустройство родника. Около ключа была возведена часовня, посвященная преподобной Александре Дивеевской. Рядом сооружена купальня.

Сейчас к источнику матушки Александры осуществляется крестный ход, около него возносятся моления. Особенно торжественно отмечаются здесь день Богоявления и празднование в честь иконы «Живоносный Источник».

Другой чудотворный родник, самый ранний и почитаемый в Дивееве, называется Казанским. Он находится у подножия известкового холма, поблизости от небольшой речки севернее Троицкого монастырского храма.

Около этого родника также молилась некогда основательница Дивеевской обители.

А его название (Казанский источник) объясняется тем, что расположен он поблизости от Казанского храма.

Как уже отмечалось, к моменту прибытия А. С. Мельгуновой в Дивеево там существовала только деревянная приходская церковь. Но однажды принявшей тайное монашество дворянке явилась во сне Пресвятая Богородица. Владычица Небесная поведала, что в Дивееве должен быть создан новый удел Ее на земле, и объяснила, где нужно построить церковь.

И вот с 1775 г. на пожертвования Агафьи Семеновны взамен прежней обветшавшей церкви в Дивееве стали возводить новый каменный храм с тремя престолами. По названию главного из них церковь получила имя Казанской, а престольным праздником стал считаться день обретения в 1579 году в городе Казани чудотворной иконы Владычицы Небесной (8 июля, по новому стилю – 21 июля).

В 1780 г. А.С. Мельгуновой при созданном ею храме была организована небольшая Казанская община, которая положила основание Дивеевскому женскому монастырю. Впоследствии сама первоначальница Дивеевской общины была похоронена у алтаря построенной на ее средства церкви.

Духовными наставниками создававшейся обители являлись саровские старцы Пахомий Исайя, а потом знаменитый святой Серафим, которому попечение об этой общине было вверено в связи с кончиной старца Пахомия.

После смерти матушки Александры преподобный Серафим Саровский не посещал Дивеева, но все важнейшие решения относительно монастыря и сестер принимались по его совету. Сам же старец отмечал, что лишь передавал волю являвшейся ему Царицы Небесной.

Согласно указанию старца Серафима в 1827 г. неподалеку от Дивеева была основана другая община – Мельничная (это название происходит от того, что средства на содержание монахинь давала мельница). Казанская община осталась для вдов, а Мельничная объединила девиц. Новую обитель вскоре украсил большой каменный храм, посвященный Рождеству Христову. Это здание было пристроено к прежней Казанской церкви. По благословению Серафима Саровского была вырыта ограждавшая Мельничную общину канавка, про которую святой говорил, что обошла ее Своими ногами Сама Пресвятая Богоматерь.

Уже после кончины преподобного Серафима, в середине XIX столетия, Казанская и Мельничная общины оказались объединены в одну – Серафимо-Дивеевскую, которая, в свою очередь, вскоре стала женским монастырем.

Хорошо известно, что Дивеево считали четвертым и последним уделом Пресвятой Богоматери после Иерусалима, Иверии (Грузии) и святой Афонской горы.

Незадолго до революционных событий 1917 г. в Серафимо-Дивеевском монастыре насчитывалось около двух тысяч сестер. Красивые здания украшали обитель: за крепкой монастырской стеной с двумя башнями и четырьмя воротами стояли величественный Свято-Троицкий собор, высокая колокольня, деревянные церкви. Начавшиеся в стране потрясения помешали завершить работы по созданию еще одного каменного храма – Спасо-Преображенско-го. Его удалось освятить только в 1999 г.

Как и многие другие иноческие обители, Серафимо-Дивеевский монастырь при советской власти был закрыт. Произошло это в 1928 г. Возрождение монастыря началось в 90-х гг. минувшего столетия, когда многие здания и чтимые верующими святыни стали возвращать Церкви.

Но каменный Казанский храм, остававшийся в Дивееве за пределами монастырской ограды, бездействует с тех пор, как был закрыт в середине 30-х гг. прошлого века. Теперь богослужения проходят в открытой в апреле 1989 г. деревянной Казанской церкви.

Что касается близлежащего источника, который по названию храма именуют Казанским, то он существует и поныне. Высившаяся над ним старинная часовня не сохранилась: она была разрушена при советской власти. Но в 2003 г. вместо нее соорудили другую часовню. Сейчас здесь в праздничные дни освящают воду.

Еще один святой источник называется Иверским. Сохранились свидетельства, что некогда Иверская икона Богоматери находилась в часовне над колодцем, который был вырыт самой матушкой Александрой. В настоящее время прежний источник запустел, а его название дано другому. Здесь также установлены часовня и купальня. Подобно другим дивеевским родникам, этот ключ посещают паломники, которые отмечают благотворное действие его воды.

Существует немало свидетельств того, что святые источники Дивеева и его окрестностей содействуют избавлению от душевных и телесных недугов. Сама вода дивеевских родников может храниться длительное время, оставаясь свежей и приятной на вкус. Неслучайно местные жители не только пьют целебную воду, но и используют ее при заготовке на зиму солений, чтобы предохранить продукты от плесени и порчи.

Источник Пюхтицкой обители

На территории Эстонии между Чудским озером и Финским заливом Балтийского моря находится Пюхтицкий Успенский женский монастырь.

Он расположен в живописной местности на окруженном равнинами высоком холме, который в старину называли Куремяэ, т. е. журавлиная гора. В дальнейшем же, после чудесных событий четырехсотлетней давности, гору стали называть Пюхтица, что в переводе с эстонского означает «святое место».

Немало преданий связано с Пюхтицкой горой.

Говорят, что в покрывающих ее склон курганах покоятся останки русских воинов, которые в XIII в. погибли в битвах с ливонскими рыцарями.

История возникновения православной обители на эстонской земле также необычайна.

В те времена, когда этот край еще находился под шведским господством, местные пастухи-лютеране неоднократно видели около источника у подножия горы являвшуюся в лучезарном сиянии Богоматерь. А однажды они нашли на древнем дубе близ родника православную икону, изображающую Успение Пресвятой Богородицы. Эстонцы отдали этот чудесно обретенный образ русским, жившим в тех же краях. Православных очень обрадовало явление Заступницы Небесной и Ее святой иконы. Они возвели около дуба деревянную часовню и поместили там икону. С тех пор было принято в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по старому стилю) служить в часовенке молебны.

Освященный явлением Богоматери источник стали считать святым. Действительно, вода его исцеляла многих людей.

Шли годы. В начале XVIII столетия в результате Северной войны Пюхтица оказалась в пределах Российской державы.

Не оставались неизменными и окрестности Святой Горы. Сначала рядом с обветшавшей часовенкой у источника была сооружена другая. Затем это здание было перестроено в Успенскую церковь. Некоторое время чудотворная икона пребывала в православном храме села Сырец у истоков реки Нарвы. А к источнику на место явления этого образа ежегодно в праздник Успения Богоматери совершали крестный ход.

Только в конце XIX в. на Святой горе был устроен женский монастырь. В короткое время местность украсилась несколькими храмами и другими строениями. А сестры Пюхтицкой обители стали знамениты тем, что не только обеспечивали себя всем необходимым, но и занимались благотворительностью. К их заслугам относится содержание приюта и школы для девочек, богадельни и больниц.

Вскоре грянула гроза революции. Но Пюхтицкий монастырь не закрывался на протяжении всего XX столетия, несмотря на войны и изменение государственных границ. Он действует и сейчас, находясь под юрисдикцией Константинопольского патриархата.

Над родником около купальни возвышается часовня. До сих пор к источнику святой воды приходит множество паломников. Сохранилась и та деревянная часовенка, которая первоначально была воздвигнута на месте чудесного обретения Пюхтицкой иконы.

В память о святителе Тихоне

С южным Воронежским краем оказалась связана судьба выходца из новгородского города Валдая – Тимофея Савельевича Соколова (святителя Тихона Задонского).

Он родился в 1724 г. в семье сельского дьячка, рано осиротел, испытал в детстве голод и много трудился. Впоследствии получил духовное образование и принял монашеский постриг. Хорошие знания и праведная жизнь открывали для Тихона путь к преподавательской деятельности. Особенно запомнились современникам его лекции по нравственному богословию.

Некоторое время архимандрит Тихон являлся ректором Тверской духовной семинарии. Потом он был избран новгородским епископом, а затем получил назначение на воронежскую кафедру.

Немало забот доставляла святителю его епархия, в которой еще предстояло убедить людей отказаться от поклонения Яриле и другим языческим божествам. Епископ Воронежский Тихон неустанно трудился: посещал расположенные в различных концах епархии приходские храмы, открывал школы, учил народ справедливости и милосердию.

Когда состояние его здоровья ухудшилось, святитель Тихон отпросился на покой. С 1769 г. он стал жить в Задонском Богородицком монастыре, который был основан двумя московскими старцами в начале XVII в. вскоре после окончания Смуты. Помня о своем голодном детстве, он никогда не оставлял без помощи бедных нуждающихся. Почти все, что имел, раздавал людям, а для себя оставлял лишь самое необходимое. Последнее же время жизни посвятил уединению и молитве.

Кончина святителя Тихона произошла в 1783 г. Более полувека спустя его мощи были обретены нетленными, причем это сопровождалось исцелениями обращавшихся к нему с верой. Вскоре состоялась канонизация подвижника.

В настоящее время в Липецкой области существуют монастыри и святые источники, связанные с именем Тихона Задонского.

Во-первых, это Рождество-Богородицкий Тешевский мужской монастырь в городе Задонске. Именно здесь святитель прожил 14 лет после того, как оставил Воронежскую кафедру. У подножия монастырского холма и поныне находится чудотворный родник, который посвящен иконе Царицы Небесной «Живоносный источник».

Во-вторых, Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, который был основан в конце XIX века на месте молитвенных подвигов святителя Тихона. Некогда бывший воронежский епископ своими руками вырыл здесь под горой колодец. Впоследствии над источником соорудили часовню, но времена лихолетья надолго положили предел почитанию святыни.

С 1990-х гг. началось возрождение обители, только с этого времени монастырь стал женским, а не мужским, как в старину. Недавно была восстановлена келья Тихона Задонского, вновь сооружены часовня над источником и купель.

Третья обитель – находящийся в 2 км от Задонска Богородицкий Тихоновский женский монастырь. При жизни святителя Тихона эта местность была еще пустынной, и подвижник любил совершать здесь уединенные моления. В лесу неподалеку от принадлежавшего помещику Тюнину пчельника, Тихон Задонский вырыл еще один колодец. В дальнейшем над источником была воздвигнута церковь, посвященная чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Освящение храма состоялось в 1833 г., а основание женского монастыря относится к несколько более позднему времени – к середине XIX в.

Сейчас во всех трех указанных обителях возрождается монашеская жизнь, а святые задонские источники вновь посещаютя паломники.

Судьба Салолейки

Местность, расположенная в Пензенской области на правом берегу реки Мокша, носит название Салолейка. Там находятся одни из самых чтимых в крае источников.

Старинные предания связаны с Салолейкой и местными родниками. Согласно им, здесь существовал когда-то монастырь, основанный выходцем с Тамбовщины Стефаном. Внимание этого инока привлекла красота окрестных лесов.

Но иноческой обители выпала нелегкая доля: монастырь то страдал от пожаров, то его закрывали власти. Подвергся он разорению и во второй половине XVIII в., во время Пугачевского восстания. Местные легенды именно к этим событиям относят и возникновение знаменитых Салолейских родников. По преданию, от рук бунтовщиков погибло 40 салолейских монахов, принявших таким образом венцы мученические. Когда иноков похоронили, из земли хлынуло 40 источников.

С тех пор стала почитаться Салолейка святым местом. У источников в старину сначала была поставлена часовня, а потом церковь.

В начале 30-х гг. минувшего века храм был закрыт и разрушен. Но удивительный памятник природы, каковым считались Салолейские источники, при советской власти охранялся государством.

Сейчас эта местность наиболее посещаема паломниками. Особенно много людей собирается здесь на Троицу и на Крещение, чтобы окунуться в живительную воду. К источникам выстраиваются длинные очереди, ведь считается, что вода салолейских родников способна смывать с человека грехи.

Православные святыни Крыма

В Крыму, где христианство начало утверждаться еще во времена Римской империи, существует немало почитаемых православными святынь.

Например, пещерный Инкерманский монастырь с его древними храмами и чудотворным источником, который был изведен священно-мучеником Климентом – учеником самого апостола Петра. Не менее интересные исторические факты и легенды относятся и к другим иноческим обителям и храмам.

В окрестностях Бахчисарая находится один из старинных православных монастырей – Успенский. По некоторым данным, он был основан не позже XV в. Согласно преданию, некогда здесь, на скале, в самый праздник Успения чудесным образом явилась икона Пресвятой Богородицы «Панагия» (в переводе с греческого – «Всесвятая»). Это необычайное событие и положило основание монастырю, разместившемуся в вырубленных в крутой скале углублениях. Даже главный храм обители, Успенский, устроен в пещере.

Этот монастырь некогда являлся резиденцией православных крымских митрополитов.

Впоследствии, когда во время войны между Россией и Османской империей большинство христиан из-за угрозы репрессий было вынуждено покинуть Крым, Успенский монастырь стал местом прощания переселенцев с родными краями. Была увезена в Приазовье и чудотворная икона. На некоторое время был покинут иноками и сам монастырь. Но после присоединения этой территории к Российской империи он был возобновлен, а храм расширен.

Неподалеку от монастыря расположен существующий и по сей день чудотворный источник. В давние времена от него был устроен водопровод, снабжавший иноков ключевой водой. В конце XIX столетия после восстановления пришедшего в негодность водопровода вода источника стала поступать в находившиеся в пределах монастыря три фонтана и каменный бассейн.

Сейчас сохранились остатки этих сооружений, а живительная влага родника по-прежнему обладает целебной силой.

Другой целебный источник вытекает из-под горы поблизости от Косьмодамианского монастыря, основанного в ущелье у реки Альма в середине XIX в.

Святые целители Косьма и Дамиан, бессребреники и чудотворцы, жили во времена древнего Рима – в III в. н. э. Они были родными братьями, происходили из знатной и богатой семьи и получили хорошее образование.

Косьма и Дамиан стали врачевателями, причем Господь дал им дар исцелять людей одним лишь наложением рук. И святые безвозмездно оказывали помощь страждущим, а доставшееся в наследство имение раздали беднякам, потому и получили прозвание бессребреников.

Кроме того, братья обращали многих людей в христианскую веру.

Однако в те времена христиане подвергались гонениям. Выданные язычниками римскому императору, Косьма и Дамиан предстали перед судом. Они исповедовали христианскую веру и, согласно существовавшим тогда законам, подлежали наказанию. Но этого не произошло. Напротив, вскоре святых отпустили на свободу. Дело в том, что преследовавший их император был поражен серьезным недугом, а исцеление получил по молитве Косьмы и Дамиана, после того как принес покаяние.

По свидетельству старинных преданий, святые целители скрывались некогда в крымских горах от гонителей христианства.

Некоторые легенды даже называют крымскую землю местом мученической кончины и захоронения Косьмы и Дамиана. Согласно этой версии, избежав казни римскими властями, святые братья были убиты из зависти их учителем-врачем, когда они собирали в горных лесах целебные травы. Злодей похоронил их поблизости от чудотворного источника, впоследствии получившего свое название по именам этих святых.

Чистая прохладная вода ключа пробивается на поверхность из-под горы. Считается, что она обладает целебной силой. И действительно, в составе воды обнаружены полезные для здоровья вещества, в том числе серебро.

В старину над Косьмодамиановским ключом была построена часовня. Она уцелела даже в годы Великой Отечественной войны, когда фашисты подожгли монастырские строения, намереваясь вытеснить из округи партизан.

К чудотворному источнику и сейчас приходит множество верующих, и слава о полученных исцелениях не угасает. Особенно здесь почитают день памяти святых целителей Косьмы и Дамиана – 14 июля по новому стилю. Постепенно восстанавливается и расположенный рядом монастырь, который был закрыт в советское время.

А еще один из почитаемых православными святых источников Крыма посвящен Параскеве Пятнице. Эта древняя христианская великомученица жила в III в. н. э. в малоазийской области Икония. Она пострадала за веру в годы правления императора Диоклетиана. Столь необычное имя дано этой святой оттого, что ее родители особенно почитали пятницу – день крестных страданий Спасителя («Параскеви» в переводе с греческого означает «пятница»).

Согласно существовавшему в Крыму преданию, Параскева приняла мученическую кончину именно на этом полуострове, поблизости от издавна знаменитого чудотворными исцелениями источника у селения Тополевка.

Здесь же некогда была найдена и ее икона, которую впоследствии греки-переселенцы доставили в храм Рождества Богородицы в Мариуполе.

Сейчас у источника находится Свято-Параскевский женский монастырь. Его основание относится к 1864 г.

Еще в 50-х гг. XIX столетия здесь жила только одна девушка-болгарка. Ее звали Константина, а впоследствии, после принятия монашеского пострига, она получила имя Параскева в честь особенно почитаемой ей святой.

Ведя полную лишений подвижническую жизнь и отказывая себе в самом необходимом, Константина мечтала устроить при чудотворном источнике женскую иноческую обитель. Собранные пожертвования позволили ей сначала воздвигнуть часовню, а потом и некоторые другие постройки. Так в прежде пустынной местности постепенно был создан женский монастырь, просуществовавший до 1928 г.

С начала 90-х гг. минувшего века угасшая иноческая обитель стала возрождаться. Одной из ее достопримечательностей является святой источник великомученицы Параскевы Пятницы, который по-прежнему исцеляет людей.

Кроме того, рядом с монастырем, но несколько выше, в горах, существуют еще два чудотворных ключа – источник святого Георгия и источник Трех Святителей. И сюда, как к источнику великомученицы Параскевы, приходит много богомольцев. Около родника святого Георгия даже устроены часовня и открытые купальни.

Есть купальня и в самой иноческой обители. Вода поступает сюда из всех трех родников, о которых идет речь. Рядом с купальней также построена часовня. Здесь часто происходят исцеления от святой воды.

В городе-курорте Старый Крым, расположенном на границе гор и степей, также есть свой чудотворный источник. Он назван в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, жившего в 3 веке н. э. в восточной части Римской империи, в городе Никомедии.

Пантелеимон, что в переводе с греческого означает «всемилостивый», происходил из богатой семьи. Мать его, рано умершая, была христианкой, а отец долгое время оставался идолопоклонником, но впоследствии был обращен сыном в истинную веру. Сам Пантелеимон воспитывался в языческой вере и принял христианство, будучи уже взрослым человеком, когда по его молитве к Христу воскрес умерший от укуса змеи отрок.

Как и святые целители Косьма и Дамиан, Пантелеимон получил хорошее образование и стал врачевателем: он так же безвозмездно оказывал помощь больным, а после кончины отца отпустил на свободу всех рабов и раздал свое имение бедным. Кроме того, он обращал язычников в христианство.

За веру в Христа святой Пантелеимон был казнен по приказу императора Максимиана в 296 г.

История родника, названного именем святого целителя, овеяна множеством преданий. Согласно одному из них, как-то заблудился в лесной чаще одинокий путник. Долго искал он дорогу, но все было тщетно. Совсем обессилел несчастный от жажды, голода, усталости и уже готовился к неминуемой смерти. Но вот он увидел во сне родник, путь к которому указывал святой великомученик и целитель Пантелеимон. Ободрился усталый путник от такой вести и нашел в себе силы добраться до источника. Стоило ему лишь выпить несколько глотков живительной влаги, как прежней усталости не бывало. А потом к роднику пришла женщина из ближайшего селения. Она помогла оказавшемуся в беде человеку выбраться из леса. С тех пор люди стали почитать святой источник.

Другое предание сообщает об обретении родника юной пастушкой Марией, которой в утреннем тумане явился, указав на источник, святой великомученик Пантелеимон. Когда же от воды этого ключа произошло чудесное исцеление, люди водрузили рядом с источником поклонный крест и установили икону святого.

Сейчас над источником великомученика Пантелеимона сооружена часовня, также названная в честь этого святого. Она находится на благоустроенном участке в окружении цветов. Особенно торжественно отмечается здесь 9 августа (по новому стилю) – день памяти древнего целителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *